1

Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации в соответствии с обновленными ФГОС

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: совершенствование у педагогов профессиональных компетенций в области выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательных организаций.

Объем: 72 часа.

Формируемые знания и компетенции:

  • Понимание целей и направлений деятельности педагога в работе с одаренными детьми.
  • Знание основных видов и особенностей детской одаренности.
  • Овладение основными принципами и методами диагностики одаренности детей.
  • Овладение методами и формами развития детской одаренности в условиях общеобразовательной организации.

Программа

Вводное занятие. Определение склонности учителя к работе с одаренными детьми

Тест является необязательным. Результаты тестирования позволят определить потенциальные возможности и препятствия в работе с одаренными детьми, а также в обучении в этом направлении.  

Тест – самодиагностический. Анализ результатов по ключу к тесту.

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

  1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) Да.

б) Нет, они и так достаточно хороши.

в) Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень.

  1. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев.

б) Нет.

в) Да, в некоторых случаях.

  1. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в методике выявления одаренных детей?

а) Да.

б) Да, при благоприятных обстоятельствах.

в) Лишь в некоторой степени.

  1. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании детей?

а) Да, наверняка.

б) Это маловероятно.

в) Возможно.

  1. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?

а) Да.

б) Часто думаю, что не сумею.

в) Да, часто.

  1. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) Да, это меня привлекает.

б) Нет, меня это не привлекает.

в) Все зависит от востребованности таких людей в обществе.

  1. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

а) Да.

б) Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

  1. Если проблема не решена, но её решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

а) Да.

б) Нет, достаточно знаний передового опыта.

в) Нет.

  1. Испытав педагогический срыв, вы:

а) продолжите сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжите делать свое дело.

  1. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) Да.

б) Не совсем легко.

в) Болезненно.

  1. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда.

б) При хорошем настроении.

в) В основном стараюсь это делать.

  1. Может ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно.

б) Запоминаю только то, что меня интересует.

в) Всего вспомнить не могу.

  1. Если вы услышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений.

б) Да, если этот термин легко запомнить.

в) Нет.

  1. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

  1. У вас есть свое кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если доводы оппонентов будут убедительны;

б) остаетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) можете изменить свое мнение, если давление будет очень мощным.

  1. На уроках по моему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

  1. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

б) почитать интересную книгу;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

  1. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» – 3, «б» – 1, «в» – 2.

  • 40 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
  • От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют от вас дополнительного желания, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
  • 23 и менее баллов. Склонности к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, вере в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Модуль 1. Одаренные дети: сущность и современное состояние проблемы 

Занятие 1. Общая характеристика одаренности

Значительное опережение сверстников в умственном развитии либо демонстрация выдающихся специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) в научной литературе получила название одаренности (Э. Д. Днепров, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.). В России исследования проблемы одаренности широко представлены в научной литературе (В. Н. Дружинин, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, В. Д. Шадриков, В. А. Сластенин, Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес и др.).

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности; умственного потенциала, или интеллекта; целостной индивидуальной характеристики познавательных возможностей и способностей к учению. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Занятие 2. Особенности детской одаренности

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Специфика одаренности в детском возрасте:

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой – обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
  4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Занятие 3. Критерии одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Критерии одаренности:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики.
  2. Степень сформированности способностей.
  3. Форма проявлений одаренности.
  4. Широта проявлений одаренности в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.
  1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» выделение типов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.

Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

  1. в практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
  2. в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
  3. в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
  4. в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность;
  5. в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.).

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

  • как соотносится одаренность и отдельные способности;
  • существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности.

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность и её психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для её успешной реализации.

  1. По критерию «форма проявлений одаренности» можно говорить о явной одаренности и скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Например, известные рисунки Нади Рушевой.

Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».

Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок; в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

  1. По критерию «широта проявлений одаренности в различных видах деятельности» можно выделить общую одаренность и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.

Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и её саморегуляция. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень её целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

  1. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю одаренность и позднюю одаренность. Решающим показателем здесь выступает темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды».

 Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Установлено, что существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Занятие 4. Нормативно-правовая база организации работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Проблема развития и воспитания одаренных детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.

 В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одаренными детьми, включающая:

  1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает:
    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ;
    • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;
    • возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;
    • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
  1. Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС предусматривают создание условий для повышения качества образования в школах России. Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

Обратимся к ФГОС начального общего образования:

«34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность <…> работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».

«37. Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:

<…>

5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений: <…> мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей;

<…>

6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:

  • обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации;
  • обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных».

Теперь рассмотрим, как отражает специфику работы с одаренными детьми содержание ФГОС основного общего образования:

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает <…> вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее – программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ)».

«35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность <…> развития личности, её способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении».

«38. Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать:

<…>

5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений:  <…> мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;

<…>

6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных».

ФГОС среднего общего образования также обращает внимание педагогов на одаренных детей:

«21. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; <…> работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности».

«У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения <…> выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов)».

Таким образом, ФГОС определяет необходимость выявления и развития способностей одаренных детей, а также создания для них соответствующих условий.

Занятие 5. Профессиональная компетентность педагога

С одаренными детьми должен работать талантливый учитель, учитель, обладающий (от природы, от жизненного опыта, от самообразования и т.д.) педагогическим мастерством.

Задачами подготовки учителя к работе с одаренными детьми являются:

  • создание условий для формирования и развития у него положительных установок по отношению к одаренным учащимся;
  • стимулирование высокой профессиональной мотивации педагога к работе с одаренными детьми;
  • формирование знаний в области психологии и педагогики одаренности, умений применять в практической деятельности методы, приемы, технологии диагностики, обучения и воспитания одаренных школьников;
  • создание условий для развития рефлексивных умений, формирования адекватной самооценки и положительной «Я-концепции».

Рассмотрим, каким образом можно решать поставленные задачи.

  1. Отсутствие у некоторых педагогов положительных установок по отношению к одаренным учащимся обусловлено ложными представлениями о том, что «талант и так пробьется», что одаренным все дается легко, что одаренные – это баловни судьбы. Средством преодоления подобных стереотипных представлений может стать ознакомление педагогов с понятием «дисгармоничная одаренность», со статистическими данными о непростой судьбе одаренных детей, с биографическим и автобиографическим материалом, содержащим информацию о далеко не радужных детстве и юности великих людей.

Усилить эффективность формирования положительных установок по отношению к одаренным учащимся могут интерактивные формы обучения, технологии диспута, дебатов, театрализации и др., которые помогают организовать «проживание» фактического материала.

Также необходимо включить в программу курсовой подготовки проблемную лекцию «Трудности в обучении одаренных», диспут «Легко ли быть одаренным?» (в условиях дистанционного обучения – форум с таким же названием и другие формы дистанционного взаимодействия).

  1. Формирование высокой профессиональной мотивации педагогов к работе с одаренными детьми станет более эффективным, если наряду с проблемной подачей теоретического материала будет организовано посещение экспериментальных и стажерских площадок, работающих по данной проблеме. Присутствие на уроках и внеклассных мероприятиях, встречи с одаренными детьми, с учителями-энтузиастами и представителями школьной администрации, увлеченными своей деятельностью, обеспечивают непосредственное профессиональное общение.

Как показывает практика, именно в ходе неформального взаимодействия происходит не только имплицитное обучение – усвоение творческих процедур, «считывание информации» о том, как и что следует делать, чтобы достичь успеха (в данном случае – в работе с одаренными детьми), но и повышение мотивации к аналогичной деятельности у себя в школе. В случае дистанционного обучения в программу подготовки следует включить скайп-конференции, вебинары, дистанционный просмотр открытых уроков с их последующим онлайн-обсуждением.

  1. В условиях быстро меняющейся жизни, требований времени одного знания психологии и педагогики одаренности недостаточно, чтобы эффективно работать с одаренными детьми. Педагог должен уметь применять в практической деятельности методы, приемы, технологии диагностики, обучения и воспитания одаренных школьников. Поэтому курсовая подготовка должна целиком строиться на деятельностной основе. Все занятия должны быть практико-ориентированными.

Например, в ходе занятия по теме «Требования к программам для одаренных школьников» участники курсов должны не только понять, каким критериям должны соответствовать программы, предназначенные для работы с одаренными детьми, но и научиться применять эти критерии на практике: сначала выступая в роли экспертов (оценивая готовые программы по данным критериям) – алгоритмический уровень профессиональной компетенции, а затем составляя авторские программы – творческий уровень.

  1. Развитие рефлексивных умений участников курсов возможно при условии, что они ощущают себя субъектами обучения. Реализовать это условие можно через организацию обучения в режиме диалога и сотрудничества. Также способствует решению этой задачи использование ежедневных самоотчетов, включающих в себя самоанализ и самооценку.

Организовать рефлексивную деятельность в модели дистанционного обучения можно через применение технологии выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, когда обучающийся сам определяет скорость, порядок прохождения модулей и тем внутри каждого модуля, форму предъявления результатов обучения. Всякий раз, совершая выбор, он занимает рефлексивную позицию.

Приобретаемые в ходе курсовой подготовки знания, представления, умения, компетенции, наличие ситуации успеха способствуют укреплению веры обучающихся в свои силы, следовательно, формированию положительной «Я-концепции» и самооценки.

  1. Готовность педагога работать с одаренными детьми определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта. Основным элементом специальной подготовки учителя является его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь часть общего коллектива учащихся. В такой коллектив могут входить даже дети с сенсорными или двигательными дефектами. Исходным моментом является то, что в классах, укомплектованных детьми с самыми разными способностями и возможностями, должны работать только те учителя, которые имеют для этого все необходимые качества. Многие специалисты в области обучения одаренных детей считают целесообразной специализированную практическую стажировку преподавательского состава.

В список профессиональных умений педагога (приводятся в порядке убывания значимости) обычно включают:

  • умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • умение модифицировать учебные программы;
  • умение стимулировать когнитивные способности учащихся;
  • умение работать по специальному учебному плану;
  • умение консультировать учащихся.

Модуль 2. Выявление одаренности детей

Занятие 1. Типовые модели выявления одаренных детей

В настоящее время существует два основных подхода к моделированию процесса выявления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй – на комплексной оценке. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример – поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.

При выявлении одаренных школьников используются следующие методы:

  • Стандартизированные методы измерения интеллекта: Шкала интеллекта Станфорд-Бине, Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников, Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых, Колумбийская шкала умственной зрелости, Рисуночный тест на интеллект и др.
  • Стандартизированные тесты достижений: Станфордский тест достижений для начальной школы (уровень I), Тест общей подготовленности (уровень I).
  • Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие: Тест на основные двигательные навыки, Тест на зрительно-двигательную координацию, Тест Пурдье и др.
  • Стандартизированные тесты оценки социального развития: Калифорнийская шкала социальной компетенции дошкольников и младших школьников, Вайнлендская шкала социальной зрелости.

Все большую популярность при выявлении одаренных детей приобретает анализ способностей детей младшего школьного возраста при помощи критериально-ориентированных тестов. Их отличие от классических методов тестирования в том, что в задачу этих тестов не входит оценка способностей ребенка путем их сравнения с результатами специальной выборки сверстников, так как основной целью является определение уровня овладения определенными понятиями и навыками. Основной упор делается на то, что ребенок умеет делать и что он знает. Данный метод позволяет учителям прослеживать динамику развития ребенка, являясь ценным источником сведений при составлении индивидуальной программы обучения для каждого отдельного ребенка.

Важным дополнительным инструментом выявления одаренных детей является использование шкалы оценок и контрольных записей наблюдений.

Довольно распространенным является метод наблюдения и шкалирования оценок на основе установленных параметров, характеризующих одаренность детей. Практика показывает, что мнения учителей, имеющих достаточный опыт в применении специальных оценочных шкал, можно считать достаточно надежным источником информации в процессе раннего распознавания талантливых детей.

Занятие 2. Принципы диагностики одаренности детей

Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим.

Для поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности.

На втором этапе, а иногда и на последующих, используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.

Более полное выявление одаренности возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.

При диагностике необходимо в максимальной степени использовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, а главное – дополнять эти данные обследованием ребенка, чтобы выяснить не только имеющийся уровень развития познавательной и личностной сферы, но и потенциальные возможности.

Д. Б. Богоявленская сформулировала следующие принципы выявления одаренных детей:

  1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить более широкий спектр его способностей.
  2. Длительность идентификации – развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях.
  3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в полной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).
  4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
  5. Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества.
  6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
  7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как:
    • анализ продуктов деятельности;
    • наблюдение;
    • беседа;
    • экспертные оценки учителей и родителей;
    • естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

  1. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
    • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
    • специальные психодиагностические тренинги;
    • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
    • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
    • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
    • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
    • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик (в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности).

Занятие 3. Практикум. Сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей

Для выявления детской одаренности в общеобразовательных организациях применяются следующие методики:

  1. Методики самодиагностики:
    • Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.
    • Тест «Преобладание левого (правого) полушария».
  1. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей:
    • Первичная диагностика одаренности детей педагогом.
    • Карта интересов для младших школьников.
    • Методика «Интеллектуальный портрет».
    • Методика «Сфера личностного развития».
    • Методика «Характеристика ученика».

Ознакомиться с методиками можно в документе.

Какие еще методики выявления одаренности Вы знаете и используете на практике?  Проведите одну из методик и проанализируйте результаты.

Модуль 3. Развитие одаренности

Занятие 1. Формы и методы развития одаренности

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Методы и формы работы с одаренными детьми можно разделить на урочные и внеурочные.

Урочная деятельность:

  • проектная деятельность;
  • индивидуальные творческие задания;
  • нетрадиционные уроки с применением ИКТ, критического мышления;
  • разноуровневые задания;
  • интеллектуальный марафон.

Внеурочная деятельность:

  • факультативы по предмету;
  • участие в конкурсах различного уровня;
  • участие в конкурсах исследовательских работ;
  • олимпиады по предмету;
  • научно-практические конференции.

Большую роль в развитии  одаренности учащихся играют нетрадиционные формы урока:  уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки,  диспуты, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал и развивают свои способности.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся можно использовать творческие задания, занимательные формы обучения: игры-упражнения, состязания, конкурсы.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они помогают выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам следует проводить в течение всего учебного года. Каждый год учащиеся должны участвовать в городских и Всероссийских предметных олимпиадах.

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер). Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе,  учат других анализировать и систематизировать материал. Поскольку групповая работа подразумевает охват материала большого объема, одаренные дети помогают каждому, кто работает с ними в группе, высказаться по тому или иному вопросу.

Занятие 2. Развитие творческих способностей обучающихся посредством курсов филологической направленности

Еще две тысячи лет назад до н.э. китайский философ Конфуций предлагал отбирать, изучать и развивать одаренных детей. Ценились способности в стихосложении, память и логическое мышление. Такие дети получали образование при дворце. А греческий мыслитель Платон (427-347 гг. до н.э.) выступал за передачу одаренных детей на воспитание государству. Они должны были учиться математике и философии.

Сегодня в России и мире усиленно ведется работа по выявлению одаренных детей. В президентской программе «Дети России» работает подпрограмма «Одаренные дети», разработана «Рабочая концепция одаренности» (2003), создан Всемирный Совет по образованию одаренных детей, парламентская ассамблея Совета Европы приняла рекомендацию № 1248, в которой подчеркивается, что все, кто имеет отношение к детям (педагоги, психологи, медики и т.д.), должны быть ознакомлены с информацией об одаренности, владеть методами её распознавания и работы с ней.

В качестве примера работы по развитию творческих способностей обучающихся посредством курсов филологической направленности можно рассмотреть опыт учителя русского языка и литературы Павловой Галины Николаевны.

С целью выявления одаренных детей, повышения литературного образования обучающихся, развития их общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности Павловой Г.Н. были созданы следующие учебные курсы:

  1. Для 5 класса:
    • программа-приложение к учебному предмету «Литература»;
    • «Основы стихосложения»;
    • образовательная программа дополнительного образования детей «Стихосложение в детской литературе».

Были удовлетворены запросы обучающихся познавательного и развивающего плана, в ходе работы формировались интересы к новым художественным и научно-эстетическим аспектам литературы как искусства и предмета науки. Издан сборник творческих работ учащихся «В стихотворении я расскажу».

  1. Для 6 класса:
    • рабочая программа-приложение «Комплексный анализ слова» к учебному предмету Русский язык;
    • образовательная программа дополнительного образования детей «Любители словесности» (продолжение уроков стихосложения).

Эти программы позволили развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, абстрактное мышление, память, воображение, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности. Издан сборник «Мир вокруг меня».

  1. Для 7 класса:
    • рабочая программа-приложение «Занимательная пунктуация» к учебному предмету «Русский язык».
  1. Для 8 класса:
    • рабочая программа-приложение «Учимся писать сочинение» к учебному предмету «Русский язык»;
    • учебный курс «Стили русского языка».

Предлагаемые виды устных и письменных работ способствовали овладению разными видами высказываний на литературные и нравственно-этические темы, помогали освоить приемы работы с текстами разных типов, стилей и жанров по развитию устной и письменной речи. Это позволило реализовать творческие способности учащихся. Углубленное изучение учебного предмета «Русский язык» позволило удовлетворить запросы обучающихся познавательного и развивающего плана, продолжило формировать интерес к новым научно-эстетическим аспектам русского языка. Издан сборник творческих работ «Слова, слова, слова…».

При работе над развитием творческих способностей обучающихся применялись следующие формы, методы и приемы обучения:

  • проблемное обучение;
  • групповые формы творческого мышления, опирающиеся на любознательность, стремление ко всему новому обучающихся среднего звена.

При этих видах работы предлагается парадоксальная, противоречивая информация, нетипичные задания.

Такие задания помогают выявить одаренных детей, благодаря их способности все делать «по-своему», легко и быстро; предлагать или удивительно простые, или слишком сложные способы решения предложенных задач. У таких ребят повышенная тяга к индивидуализму и неприятие школы, дома, окружающих, излишняя погруженность в свои интересы. Учебные курсы же позволили им проявить и реализовать свои возможности. Конечно, с такими детьми работать сложно, т.к. они требуют повышенного внимания, особого отношения к себе, больших затрат времени.

Следующей ступенькой работы с творчески одаренными детьми является исследовательская работа. С каждым ребенком следует заниматься индивидуально, исходя из интересов. Здесь важно «угадать» узкую направленность, выбрать метод исследования, учитывая темперамент обучающегося (одним интересно копаться в книгах, другим нужно самим соприкоснуться с действительностью), научить планировать работу.

Итак, развивающие курсы филологической направленности в образовательном процессе способствуют формированию у обучающихся метапредметных умений и навыков, сохраняют их индивидуальность, развивают их творческие способности, пробуждают интерес к словесному искусству.

Занятие 3. Инновационные подходы в работе с одаренными учащимися

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макрофакторы (социальные) и микрофакторы (индивидуальные), совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки её к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Направления работы с одаренными учащимися, в которых применяются ИКТ

  1. Проведение медиауроков

От того, насколько методически и технологически грамотно изготовлен, произведен, сконструирован урок, зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у них наглядно-образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету.

Вариантов применения компьютерных технологий в данное время предостаточно. Учителя размещают программу своего курса, необходимые информационные ресурсы и т.п. на своем персональном интернет-сайте; совместно с учащимися проводят онлайн-форумы, обмен электронной почтой (дневники, вопросы-ответы, домашние задания); учащиеся делают индивидуальные или групповые презентации в Power Point, интерактивные плакаты.

  1. Организация дистанционного обучения

Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения обусловлено возможностями непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Особенно очевидны становятся эти возможности при использовании видеоконференций. В качестве примера можно привести занятия по английскому языку. Дело в том, что при языковом образовании чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор общения с носителем языка, создания языковой среды, и использование видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, носителем языка из страны, язык которой изучается. В этом плане успешно работает компания Yes Solution. Однако в настоящее время это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

  1. Организация и проведение интернет-олимпиад по предметам

Онлайн-олимпиады по предметам – это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ. Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен. Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания. В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня. Организаторами олимпиад, например, по английскому языку являются такие образовательные порталы, как www.tea4er.ru, www.olimpiada.ru, www.olimpus.org и т.п.

  1. Проведение интерактивных недель

С использованием цифровых образовательных ресурсов происходит погружение в какую-то одну тему или раздел курса. Особенно актуальны интерактивные недели для старшеклассников, т.к. они позволяют проводить тренинги по подготовке к ЕГЭ.

При использовании информационных технологий в работе с одаренными учащимися следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в интернете ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:

  • Использование интернета для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей интернета, занимающихся одаренностью.
  • Поиск и выявление одаренных детей, онлайн-тестирование.
  • Психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание.
  • Дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ.
  • Дистанционная индивидуальная поддержка одаренных учащихся и т.д.

Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.

Таким образом, использование инновационных технологий в работе с одаренными учащимися, с одной стороны, позволяет повысить комфортность и эффективность обучения, а с другой – естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на применение новых форм работы и технологий в учебном процессе.

Занятие 4. Организация научно-исследовательской работы одаренных детей и талантливой молодежи во внеурочное время

В настоящее время в связи с введением новых государственных стандартов образования учреждения дополнительного образования осуществляют внеурочную деятельность обучающихся. В целях формирования у детей современных образовательных компетенций одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности становится научно-исследовательская работа воспитанников.

Основные задачи, которые решают учреждения дополнительного образования в рамках данной работы, – это поддержка одаренных детей и развитие их способностей, подготовка почвы для реализации этих способностей.

В качестве примера этого направления деятельности изучим опыт методиста детского дома творчества Рязановой Ольги Владимировны по организации научно-исследовательской работы одаренный детей и талантливой молодежи во внеурочной время.

В Центре детского творчества г. Уварово организация работы со способными и талантливыми детьми с 2012 года осуществляется с помощью внедрения проектной деятельности педагогов и воспитанников как одной из форм научно-исследовательской работы.

В целях охвата наибольшего количества обучающихся проектной и исследовательской деятельностью в объединениях педагогами МБОУ ДОД ЦДТ были разработаны социально-педагогические проекты для разных возрастных групп воспитанников.

Работа над проектами проводится в нескольких направлениях. Первое направление – индивидуальная работа с учащимися, которая включает в себя подготовку докладов, сообщений, подбор литературы, помощь при разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи. Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей. И третье направление – массовая работа, в ходе которой организуются встречи с интересными людьми, осуществляется подготовка и проведение семинаров, мастер-классов. Результаты проектной и исследовательской деятельности ребят представлены экспозиционным материалом, альбомами авторских разработок, презентациями и фотоматериалами.

Проектная деятельность обучающихся должна учитывать пять основных этапов творческого акта:

  1. Исследовательская активность.
  2. Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.
  3. Проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя).
  4. Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.
  5. Профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания).

В 2011-2012 учебном году в МБОУ ДОД ЦДТ в рамках методической темы «Проектная деятельность воспитанников» были проведены обучающие семинары с педагогическим коллективом (методисты Высочкина Т. Н., Рязанова О. В.), на которых обсуждались следующие позиции:

  • структура педагогического проекта;
  • организация проектной деятельности обучающихся;
  • реализация проектов различными возрастными группами воспитанников.

 В результате было разработано несколько проектов:

  1. Туристско-краеведческое направление: «Поход первого костра», «Как не заблудиться в лесу», «Совершенствование туристических навыков в походе».
  2. Социально-педагогическое направление: «Лукоморье», «Найди своих единомышленников».
  3. Экологическое направление: «Птичья столовая».
  4. Гражданско-патриотическое направление: «Червленый Яр», «Народные традиции – моя культура, моя история», «Изучение национальной символики на занятиях бисероплетения».
  5. Художественно-эстетическое направление: «Я – дизайнер», «Путешествие в мир классической музыки».

В 2010-2011 годах начал реализовываться проект «Червленый Яр» Писецкого Д. А., руководителя клуба исторической реставрации «Серебряная ладья». Данный проект получил грант на областной педагогической конференции 2011 г. в целях поддержки научно-технического творчества обучающихся. Воспитанники клуба – старшеклассники и студенты – занимаются реставрацией оружия, одежды, предметов домашнего обихода первопоселенцев региона, имевшего название Червленый Яр.

Работы, изготовленные в ходе реализации других названных проектов, а именно: славянские куклы-обереги в национальных костюмах различных Российских губерний и украшения со славянской символикой пользовались успехом на городских и областных выставках, были представлены на Международной Покровской ярмарке 2011 г. в Тамбове, участвовали в благотворительном аукционе «Сбор средств в пользу больных детей» 2011 г. (г. Тамбов).

В 2011 году воспитанница объединения «Колибри» Платоновская Ольга, работающая по проекту «Изучение национальной символики на занятиях бисероплетения», заняла первое место на городском конкурсе одаренных детей системы дополнительного образования «Звездочки Уварово». В апреле 2012 года воспитанница объединений «Акварелька» (Коннова Е. А.) и «Колибри» представила обережные куклы и гайтаны на региональном этапе Всероссийского конкурса изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в г. Тамбове и заняла второе место.

Ежегодно в ШРР «Розовый фламинго» педагог Давыдова И. Н. реализует экологический проект «Птичья столовая».

В 2012-2013 учебном году в стадию реализации вступили проекты, разработанные для младших школьников: «Лукоморье», «Путешествие в мир классической музыки», «Найди своих единомышленников».

Участие в научно-исследовательской и проектной деятельности помогает ребятам найти свое место в жизни, способствует формированию таких качеств, как: стремление к знаниям, умение ставить перед собой высокие цели, последовательность и упорство в их достижении. И, что немаловажно, работа над проектом подразумевает сотворчество педагогов и воспитанников.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Одаренность – это:
Среди видов одаренности НЕ выделяют:
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить ____ признаков детской одаренности.
В рамках практической деятельности выделяют одаренность в (один или несколько вариантов ответа):
Группа одаренности, в которую входит хореографическая, сценическая, изобразительная, выделена по типу:
В каких документах закреплены цели и направления работы с одаренными детьми? (один или несколько вариантов ответа)
«Отсутствие у некоторых педагогов положительных установок по отношению к одаренным учащимся, обусловленное ложными представлениями о том, что «талант и так пробьется», способствует развитию детской одаренности». Верно ли это утверждение?
Выявление одаренности может быть осуществлено при помощи (один или несколько вариантов ответа):
Развитие одаренности во внеурочной деятельности осуществляется при помощи следующих методов и форм работы (один или несколько вариантов ответа):
Принцип длительности идентификации в рамках выявления одаренных детей осуществляется за счет:

 

Корзина