В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование у педагогов профессиональных компетенций в области выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательных организаций.
Объем: 72 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Тест является необязательным. Результаты тестирования позволят определить потенциальные возможности и препятствия в работе с одаренными детьми, а также в обучении в этом направлении.
Тест – самодиагностический. Анализ результатов по ключу к тесту.
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
а) Да.
б) Нет, они и так достаточно хороши.
в) Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень.
а) Да, в большинстве случаев.
б) Нет.
в) Да, в некоторых случаях.
а) Да.
б) Да, при благоприятных обстоятельствах.
в) Лишь в некоторой степени.
а) Да, наверняка.
б) Это маловероятно.
в) Возможно.
а) Да.
б) Часто думаю, что не сумею.
в) Да, часто.
а) Да, это меня привлекает.
б) Нет, меня это не привлекает.
в) Все зависит от востребованности таких людей в обществе.
а) Да.
б) Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
а) Да.
б) Нет, достаточно знаний передового опыта.
в) Нет.
а) продолжите сильнее упорствовать в начинании;
б) махнете рукой на затеи;
в) продолжите делать свое дело.
а) Да.
б) Не совсем легко.
в) Болезненно.
а) Не всегда.
б) При хорошем настроении.
в) В основном стараюсь это делать.
а) Да, конечно.
б) Запоминаю только то, что меня интересует.
в) Всего вспомнить не могу.
а) Да, без затруднений.
б) Да, если этот термин легко запомнить.
в) Нет.
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
а) можете отказаться от него, если доводы оппонентов будут убедительны;
б) остаетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) можете изменить свое мнение, если давление будет очень мощным.
а) средний;
б) достаточный;
в) оригинальный.
а) решать проблемы, связанные с работой;
б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» – 3, «б» – 1, «в» – 2.
Значительное опережение сверстников в умственном развитии либо демонстрация выдающихся специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) в научной литературе получила название одаренности (Э. Д. Днепров, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.). В России исследования проблемы одаренности широко представлены в научной литературе (В. Н. Дружинин, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, В. Д. Шадриков, В. А. Сластенин, Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес и др.).
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности; умственного потенциала, или интеллекта; целостной индивидуальной характеристики познавательных возможностей и способностей к учению. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Специфика одаренности в детском возрасте:
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Критерии одаренности:
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.
Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.
Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.).
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).
Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.
В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:
Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность и её психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для её успешной реализации.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Например, известные рисунки Нади Рушевой.
Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».
Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.
Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок; в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.
Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.
Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и её саморегуляция. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень её целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды».
Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).
Установлено, что существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.
Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Проблема развития и воспитания одаренных детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.
В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одаренными детьми, включающая:
Обратимся к ФГОС начального общего образования:
«34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность <…> работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».
«37. Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:
<…>
5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений: <…> мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей;
<…>
6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:
Теперь рассмотрим, как отражает специфику работы с одаренными детьми содержание ФГОС основного общего образования:
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает <…> вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее – программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ)».
«35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность <…> развития личности, её способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении».
«38. Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать:
<…>
5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений: <…> мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;
<…>
6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных».
ФГОС среднего общего образования также обращает внимание педагогов на одаренных детей:
«21. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; <…> работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности».
«У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения <…> выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов)».
Таким образом, ФГОС определяет необходимость выявления и развития способностей одаренных детей, а также создания для них соответствующих условий.
С одаренными детьми должен работать талантливый учитель, учитель, обладающий (от природы, от жизненного опыта, от самообразования и т.д.) педагогическим мастерством.
Задачами подготовки учителя к работе с одаренными детьми являются:
Рассмотрим, каким образом можно решать поставленные задачи.
Усилить эффективность формирования положительных установок по отношению к одаренным учащимся могут интерактивные формы обучения, технологии диспута, дебатов, театрализации и др., которые помогают организовать «проживание» фактического материала.
Также необходимо включить в программу курсовой подготовки проблемную лекцию «Трудности в обучении одаренных», диспут «Легко ли быть одаренным?» (в условиях дистанционного обучения – форум с таким же названием и другие формы дистанционного взаимодействия).
Как показывает практика, именно в ходе неформального взаимодействия происходит не только имплицитное обучение – усвоение творческих процедур, «считывание информации» о том, как и что следует делать, чтобы достичь успеха (в данном случае – в работе с одаренными детьми), но и повышение мотивации к аналогичной деятельности у себя в школе. В случае дистанционного обучения в программу подготовки следует включить скайп-конференции, вебинары, дистанционный просмотр открытых уроков с их последующим онлайн-обсуждением.
Например, в ходе занятия по теме «Требования к программам для одаренных школьников» участники курсов должны не только понять, каким критериям должны соответствовать программы, предназначенные для работы с одаренными детьми, но и научиться применять эти критерии на практике: сначала выступая в роли экспертов (оценивая готовые программы по данным критериям) – алгоритмический уровень профессиональной компетенции, а затем составляя авторские программы – творческий уровень.
Организовать рефлексивную деятельность в модели дистанционного обучения можно через применение технологии выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, когда обучающийся сам определяет скорость, порядок прохождения модулей и тем внутри каждого модуля, форму предъявления результатов обучения. Всякий раз, совершая выбор, он занимает рефлексивную позицию.
Приобретаемые в ходе курсовой подготовки знания, представления, умения, компетенции, наличие ситуации успеха способствуют укреплению веры обучающихся в свои силы, следовательно, формированию положительной «Я-концепции» и самооценки.
В список профессиональных умений педагога (приводятся в порядке убывания значимости) обычно включают:
В настоящее время существует два основных подхода к моделированию процесса выявления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй – на комплексной оценке. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример – поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.
При выявлении одаренных школьников используются следующие методы:
Все большую популярность при выявлении одаренных детей приобретает анализ способностей детей младшего школьного возраста при помощи критериально-ориентированных тестов. Их отличие от классических методов тестирования в том, что в задачу этих тестов не входит оценка способностей ребенка путем их сравнения с результатами специальной выборки сверстников, так как основной целью является определение уровня овладения определенными понятиями и навыками. Основной упор делается на то, что ребенок умеет делать и что он знает. Данный метод позволяет учителям прослеживать динамику развития ребенка, являясь ценным источником сведений при составлении индивидуальной программы обучения для каждого отдельного ребенка.
Важным дополнительным инструментом выявления одаренных детей является использование шкалы оценок и контрольных записей наблюдений.
Довольно распространенным является метод наблюдения и шкалирования оценок на основе установленных параметров, характеризующих одаренность детей. Практика показывает, что мнения учителей, имеющих достаточный опыт в применении специальных оценочных шкал, можно считать достаточно надежным источником информации в процессе раннего распознавания талантливых детей.
Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим.
Для поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.
На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности.
На втором этапе, а иногда и на последующих, используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.
Более полное выявление одаренности возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.
При диагностике необходимо в максимальной степени использовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, а главное – дополнять эти данные обследованием ребенка, чтобы выяснить не только имеющийся уровень развития познавательной и личностной сферы, но и потенциальные возможности.
Д. Б. Богоявленская сформулировала следующие принципы выявления одаренных детей:
Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.
Для выявления детской одаренности в общеобразовательных организациях применяются следующие методики:
Ознакомиться с методиками можно в документе.
Какие еще методики выявления одаренности Вы знаете и используете на практике? Проведите одну из методик и проанализируйте результаты.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Методы и формы работы с одаренными детьми можно разделить на урочные и внеурочные.
Урочная деятельность:
Внеурочная деятельность:
Большую роль в развитии одаренности учащихся играют нетрадиционные формы урока: уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, диспуты, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал и развивают свои способности.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся можно использовать творческие задания, занимательные формы обучения: игры-упражнения, состязания, конкурсы.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они помогают выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам следует проводить в течение всего учебного года. Каждый год учащиеся должны участвовать в городских и Всероссийских предметных олимпиадах.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер). Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе, учат других анализировать и систематизировать материал. Поскольку групповая работа подразумевает охват материала большого объема, одаренные дети помогают каждому, кто работает с ними в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
Еще две тысячи лет назад до н.э. китайский философ Конфуций предлагал отбирать, изучать и развивать одаренных детей. Ценились способности в стихосложении, память и логическое мышление. Такие дети получали образование при дворце. А греческий мыслитель Платон (427-347 гг. до н.э.) выступал за передачу одаренных детей на воспитание государству. Они должны были учиться математике и философии.
Сегодня в России и мире усиленно ведется работа по выявлению одаренных детей. В президентской программе «Дети России» работает подпрограмма «Одаренные дети», разработана «Рабочая концепция одаренности» (2003), создан Всемирный Совет по образованию одаренных детей, парламентская ассамблея Совета Европы приняла рекомендацию № 1248, в которой подчеркивается, что все, кто имеет отношение к детям (педагоги, психологи, медики и т.д.), должны быть ознакомлены с информацией об одаренности, владеть методами её распознавания и работы с ней.
В качестве примера работы по развитию творческих способностей обучающихся посредством курсов филологической направленности можно рассмотреть опыт учителя русского языка и литературы Павловой Галины Николаевны.
С целью выявления одаренных детей, повышения литературного образования обучающихся, развития их общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности Павловой Г.Н. были созданы следующие учебные курсы:
Были удовлетворены запросы обучающихся познавательного и развивающего плана, в ходе работы формировались интересы к новым художественным и научно-эстетическим аспектам литературы как искусства и предмета науки. Издан сборник творческих работ учащихся «В стихотворении я расскажу».
Эти программы позволили развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, абстрактное мышление, память, воображение, формировать навыки самостоятельной учебной деятельности. Издан сборник «Мир вокруг меня».
Предлагаемые виды устных и письменных работ способствовали овладению разными видами высказываний на литературные и нравственно-этические темы, помогали освоить приемы работы с текстами разных типов, стилей и жанров по развитию устной и письменной речи. Это позволило реализовать творческие способности учащихся. Углубленное изучение учебного предмета «Русский язык» позволило удовлетворить запросы обучающихся познавательного и развивающего плана, продолжило формировать интерес к новым научно-эстетическим аспектам русского языка. Издан сборник творческих работ «Слова, слова, слова…».
При работе над развитием творческих способностей обучающихся применялись следующие формы, методы и приемы обучения:
При этих видах работы предлагается парадоксальная, противоречивая информация, нетипичные задания.
Такие задания помогают выявить одаренных детей, благодаря их способности все делать «по-своему», легко и быстро; предлагать или удивительно простые, или слишком сложные способы решения предложенных задач. У таких ребят повышенная тяга к индивидуализму и неприятие школы, дома, окружающих, излишняя погруженность в свои интересы. Учебные курсы же позволили им проявить и реализовать свои возможности. Конечно, с такими детьми работать сложно, т.к. они требуют повышенного внимания, особого отношения к себе, больших затрат времени.
Следующей ступенькой работы с творчески одаренными детьми является исследовательская работа. С каждым ребенком следует заниматься индивидуально, исходя из интересов. Здесь важно «угадать» узкую направленность, выбрать метод исследования, учитывая темперамент обучающегося (одним интересно копаться в книгах, другим нужно самим соприкоснуться с действительностью), научить планировать работу.
Итак, развивающие курсы филологической направленности в образовательном процессе способствуют формированию у обучающихся метапредметных умений и навыков, сохраняют их индивидуальность, развивают их творческие способности, пробуждают интерес к словесному искусству.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макрофакторы (социальные) и микрофакторы (индивидуальные), совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки её к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
От того, насколько методически и технологически грамотно изготовлен, произведен, сконструирован урок, зависит обеспечение развития академических, интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, что в свою очередь привлекает внимание детей, развивает у них наглядно-образное мышление, формирует стойкий интерес к предмету.
Вариантов применения компьютерных технологий в данное время предостаточно. Учителя размещают программу своего курса, необходимые информационные ресурсы и т.п. на своем персональном интернет-сайте; совместно с учащимися проводят онлайн-форумы, обмен электронной почтой (дневники, вопросы-ответы, домашние задания); учащиеся делают индивидуальные или групповые презентации в Power Point, интерактивные плакаты.
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения обусловлено возможностями непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Особенно очевидны становятся эти возможности при использовании видеоконференций. В качестве примера можно привести занятия по английскому языку. Дело в том, что при языковом образовании чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор общения с носителем языка, создания языковой среды, и использование видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, носителем языка из страны, язык которой изучается. В этом плане успешно работает компания Yes Solution. Однако в настоящее время это чрезвычайно дорогостоящие технологии.
Онлайн-олимпиады по предметам – это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ. Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен. Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания. В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня. Организаторами олимпиад, например, по английскому языку являются такие образовательные порталы, как www.tea4er.ru, www.olimpiada.ru, www.olimpus.org и т.п.
С использованием цифровых образовательных ресурсов происходит погружение в какую-то одну тему или раздел курса. Особенно актуальны интерактивные недели для старшеклассников, т.к. они позволяют проводить тренинги по подготовке к ЕГЭ.
При использовании информационных технологий в работе с одаренными учащимися следует ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в интернете ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования.
Таким образом, использование инновационных технологий в работе с одаренными учащимися, с одной стороны, позволяет повысить комфортность и эффективность обучения, а с другой – естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, мотивировав преподавателя на применение новых форм работы и технологий в учебном процессе.
В настоящее время в связи с введением новых государственных стандартов образования учреждения дополнительного образования осуществляют внеурочную деятельность обучающихся. В целях формирования у детей современных образовательных компетенций одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности становится научно-исследовательская работа воспитанников.
Основные задачи, которые решают учреждения дополнительного образования в рамках данной работы, – это поддержка одаренных детей и развитие их способностей, подготовка почвы для реализации этих способностей.
В качестве примера этого направления деятельности изучим опыт методиста детского дома творчества Рязановой Ольги Владимировны по организации научно-исследовательской работы одаренный детей и талантливой молодежи во внеурочной время.
В Центре детского творчества г. Уварово организация работы со способными и талантливыми детьми с 2012 года осуществляется с помощью внедрения проектной деятельности педагогов и воспитанников как одной из форм научно-исследовательской работы.
В целях охвата наибольшего количества обучающихся проектной и исследовательской деятельностью в объединениях педагогами МБОУ ДОД ЦДТ были разработаны социально-педагогические проекты для разных возрастных групп воспитанников.
Работа над проектами проводится в нескольких направлениях. Первое направление – индивидуальная работа с учащимися, которая включает в себя подготовку докладов, сообщений, подбор литературы, помощь при разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи. Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей. И третье направление – массовая работа, в ходе которой организуются встречи с интересными людьми, осуществляется подготовка и проведение семинаров, мастер-классов. Результаты проектной и исследовательской деятельности ребят представлены экспозиционным материалом, альбомами авторских разработок, презентациями и фотоматериалами.
Проектная деятельность обучающихся должна учитывать пять основных этапов творческого акта:
В 2011-2012 учебном году в МБОУ ДОД ЦДТ в рамках методической темы «Проектная деятельность воспитанников» были проведены обучающие семинары с педагогическим коллективом (методисты Высочкина Т. Н., Рязанова О. В.), на которых обсуждались следующие позиции:
В результате было разработано несколько проектов:
В 2010-2011 годах начал реализовываться проект «Червленый Яр» Писецкого Д. А., руководителя клуба исторической реставрации «Серебряная ладья». Данный проект получил грант на областной педагогической конференции 2011 г. в целях поддержки научно-технического творчества обучающихся. Воспитанники клуба – старшеклассники и студенты – занимаются реставрацией оружия, одежды, предметов домашнего обихода первопоселенцев региона, имевшего название Червленый Яр.
Работы, изготовленные в ходе реализации других названных проектов, а именно: славянские куклы-обереги в национальных костюмах различных Российских губерний и украшения со славянской символикой пользовались успехом на городских и областных выставках, были представлены на Международной Покровской ярмарке 2011 г. в Тамбове, участвовали в благотворительном аукционе «Сбор средств в пользу больных детей» 2011 г. (г. Тамбов).
В 2011 году воспитанница объединения «Колибри» Платоновская Ольга, работающая по проекту «Изучение национальной символики на занятиях бисероплетения», заняла первое место на городском конкурсе одаренных детей системы дополнительного образования «Звездочки Уварово». В апреле 2012 года воспитанница объединений «Акварелька» (Коннова Е. А.) и «Колибри» представила обережные куклы и гайтаны на региональном этапе Всероссийского конкурса изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в г. Тамбове и заняла второе место.
Ежегодно в ШРР «Розовый фламинго» педагог Давыдова И. Н. реализует экологический проект «Птичья столовая».
В 2012-2013 учебном году в стадию реализации вступили проекты, разработанные для младших школьников: «Лукоморье», «Путешествие в мир классической музыки», «Найди своих единомышленников».
Участие в научно-исследовательской и проектной деятельности помогает ребятам найти свое место в жизни, способствует формированию таких качеств, как: стремление к знаниям, умение ставить перед собой высокие цели, последовательность и упорство в их достижении. И, что немаловажно, работа над проектом подразумевает сотворчество педагогов и воспитанников.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.