В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель курса: совершенствование навыков внедрения средств ИКТ в процесс музыкального воспитания в дошкольной образовательной организации.
Объем: 36 часов.
Формируемые знания и компетенции:
Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. Применение постоянно меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять отношение к устоявшимся формам и методам работы педагогов в ДОО.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов. Музыкальный руководитель должен уметь применять в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ: компьютер и периферийное оборудование, прикладное программное обеспечение (ПО) и коммуникационные средства на уровне пользователя, должен иметь представление о различных медиа-ресурсах и уметь ими пользоваться.
Музыкальному руководителю в своей профессиональной деятельности необходимо:
В процессе внедрения ИКТ музыкальные руководители сталкиваются с рядом трудностей. Например: имея принтер и компьютер, музыкальные руководители не пользуются ими. У большинства педагогов нет сканера, поэтому отсутствует возможность сохранения информации (в оригинальном виде). Не все в своей работе используют TV- и DVD-плеер, интерактивную доску, так как плохо владеют методами проведения занятий с использованием информационных технологий. Проектор и интерактивная доска имеются только в музыкальном зале и используются только для просмотра мультфильмов.
Сегодня существует неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях, наблюдается бессистемный подход к использованию ИКТ. Многие педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Информатизация дошкольных образовательных организаций обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Информационные технологии в значительной мере повышают эффективность взаимодействия между педагогическим коллективом детского сада и родителями. Это положительно влияет на процесс организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Образовательный процесс в детском саду можно рассматривать как информационный, то есть связанный с организацией производства, хранением, обменом и потреблением различной информации, а среду, в которой данный процесс происходит, можно рассматривать в качестве информационной среды.
ИОС (информационная образовательная среда) – это педагогическая система, объединяющая информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, инструменты управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, ориентированные на формирование интеллектуально-развитой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.
Построение информационной образовательной среды относится к одной из сложных технических задач, позволяющих кардинально модернизировать технологическую основу системы образования и обеспечить переход к открытой образовательной системе, соответствующей стандартам постиндустриального общества.
Выделяют три типа ИОС.
К первому типу относится среда, ориентированная на представление знаний. В данную ИОС встраивается определенная методика обучения.
Второй тип среды ориентирован на самостоятельную деятельность по приобретению знаний. Обучение в таком типе ИОС – активный процесс, направленный на извлечение и конструирование знания, а не на его воспроизведение.
Третий тип ИОС – смешанный. Для него характерна интеграция двух предыдущих типов сред. Смешанный тип среды одновременно является источником учебно-методического знания в конкретной области и средством организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности.
ИОС любого ОУ должна включать три основных блока:
ИОС образовательной организации имеет следующие характеристики:
Проектирование ИОС — одна из ведущих задач, решаемых дошкольной образовательной организацией в рамках развития процессов информатизации.
Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но уже в дошкольном детстве. Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, а также к условиям реализации и результатам освоения программы. В данном документе определены требования к педагогам:
«……[педагог должен] владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста».
Основные цели использования ИКТ в дошкольной образовательной организации – оптимизация и повышение качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации дошкольников к образовательному процессу.
Информационно-коммуникационные технологии развивают интеллектуальные и творческие способности. Одним из ключевых навыков, которые ребенок развивает с помощью ИКТ, является умение самостоятельно приобретать новые знания. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается социальный статус работников ДОО. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми способствует повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно, это стимулирует рост персональных достижений дошкольников.
Поэтапная реализация проекта позволяет повысить эффективность информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении и позволяет решить комплекс задач:
Реализация проекта осуществляется поэтапно в рамках всей образовательной организации. Этапы могут быть адаптированы к уровню организации и особенностям образовательной организации.
Этап реализации проекта | Предполагаемый результат |
I этап. Анализ состояния ИОС в ДОУ | |
Изучение теоретических и практических основ создания ИОС | Уточнение понятий «ИОС», «компоненты ИОС» |
Анализ состояния ИОС в ДОУ | Определение проблем, связанных с функционированием ИОС в ДОУ |
II этап. Планирование создания ИОС | |
Обновление технических средств | Выбор поставщиков товаров, определение цены товара, составление сметы |
Планирование создания и размещения ИОР и ЭОР | Определение способов наилучшего использования ИОС |
III этап. Обучение персонала информационно-коммуникационным технологиям, адекватным их рабочему месту | |
Обучение педагогов базовым ИКТ | Развитие базовых ИКТ навыков у педагогов |
Обучение педагогов работе с блогом | Компетентность педагогов в создании и управлении интернет- представительства |
Создание отдельных блогов узкими специалистами и воспитателями | Наличие у каждого специалиста и отдельной группы ДОО своего блога для работы с семьями воспитанников |
IV этап. Анализ достигнутых результатов развития | |
Анализ состояния и уровня функционирования ИОС в ДОО | Определение достигнутых результатов, связанных с уровнем функционирования ИОС в ДОО |
V этап. Апробирование практического применения ресурсов ИОС | |
Внедрение ИКТ- средств в образовательный процесс | Использование электронного планирования образовательной деятельности; применение ИКТ- средств в работе с родителями. |
ИКТ в процессе музыкального воспитания дошкольников вносят эффект новизны, это, безусловно, повышает мотивацию детей ко всему процессу обучения. ИКТ могут быть включены во все аспекты совместной деятельности с музыкальным руководителем.
Вид деятельности | Виды ИКТ |
Слушание | 1. Мультимедийная презентация: беседы о композиторе, о театре, о музыкальных жанрах. 2. Видеофильмы о классической и народной музыке. 3. Слайд-шоу о музыкальных инструментах народного и симфонического оркестров. |
МРД и Танец | 1. Мнемотаблицы: ориентирование в пространстве, дидактические игры. 2. Интерактивная доска: дидактические игры. |
Пение | 1. Слайд-шоу: иллюстрации к песням. 2. Мультимедиа – дидактические игры. 3. Микрофон – исполнение караоке. |
Творчество | 1. Компьютер: создание образов (рисуем и сочиняем музыку сами). 2. Компьютер: дидактические игры «Мелодии Гарика» и «Группа Оранги». |
Праздники и развлечения | 1. Видеофильмы о природе, о параде на Красной площади. 2. Слайд-шоу о семье, об урожае. |
С помощью ИКТ дошкольники погружаются в атмосферу музыки, что позволяет им понять сущность и особенности различных музыкальных жанров, познакомиться с музыкальными произведениями.
Особое место в образовательном процессе занимает игра-занятие «Музыкальное поле чудес». В ходе игры дети знакомятся с разными музыкальными инструментами оркестров (симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, эстрадных оркестров). Детям предоставляется возможность прослушать звучание струнного (скрипка, виолончель, контрабас, гитара, балалайка, домра и др.) или духового (труба, валторна, гобой, фагот, флейта и др.) музыкального инструмента. Затем на экране появляются клеточки, в которые необходимо вписать название музыкального инструмента. Дети отгадывают его название. После того как дошкольники угадают инструмент, на экране отображается внешний вид этого инструмента, демонстрируется видеосюжет, в котором музыкант исполняет на данном инструменте какое-либо известное произведение.
Подобные занятия, сопровождаемые видеороликами, презентациями, сюжетами помогают дошкольникам лучше запоминать название инструмента, его звучание, музыкальные возможности. Дети получают целостное представление о музыкальных инструментах, их сольном и оркестровом звучании при исполнении различных музыкальных произведений. Такие игры-занятия развивают у них воображение, звуковысотное восприятие, формируют эстетический вкус к хорошей музыке, расширяют кругозор.
Учитывая возрастные возможности дошкольников, ряд занятий можно проводить в форме сказки. Одна из таких – «Трень-брень-гусельки». В ходе занятия младшие дошкольники погружаются в атмосферу сказки. Музыкальный руководитель повествует от имени сказительницы. По ходу развития сюжета дети вовлекаются в инсценирование отдельных жанровых сцен сказки,например: предлагается извлечь звуки из игрушечных гуслей. Одновременно с движением ребенка по струнам включается фонограмма с записью гусляров. Остальные дети имеют возможность потанцевать под звучащую музыку. В конце занятия детям был демонстрируется мультипликационный фильм «Кот, лиса и петух».
Музыкальными могу быть и занятия — знакомства дошкольников с творчеством известных композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Вначале детям предлагается прослушать музыкальные произведения в исполнении музыкального руководителя. Музыка (с помощью мультимедийных средств) сопровождается картинами природы, отрывками из балетов, опер. Завершается занятие просмотром мультипликационных фильмов («Весенние мелодии», «Картинки с выставки», «Детский альбом», «Гномы и горный король», «Мультфильм на вальс Шопена»), в которых звучит музыка какого-либо из композиторов.
На специальных «уроках музыки» дети также могут знакомиться с музыкальными понятиями: мелодия, оркестр, концерт, дирижер, джаз, вальс, названиями музыкальных инструментов и т. В доступной форме сказочные персонажи рассказывают ребятам о композиторах, их творчестве, раскрывают музыкальные понятия. Также может быть реализован цикл интерактивных музыкальных занятий «Путешествие в филармонию», «Большой театр»,«Щелкунчик», «Мы идем в Третьяковскую галерею», которые направлены на знакомство детей с культурными центрами нашей страны.
Применение ИКТ в ходе музыкально-художественной работы не может в полной мере заменить общение детей и педагогов, но может наполнить его яркими образами, презентациями, музыкальными клипами и видеосюжетами.
Одной из форм музыкальной деятельности является слушание музыки. Процесс слушания у детей происходит иначе, чем у взрослых. Дети дошкольного возраста еще не могут усилием воли заставить себя слушать долгое незнакомое произведение.
Обычно внимание ребенка составляет от одной до нескольких минут. При этом дети плохо запоминают музыку. Для эффективного запоминания процесс прослушивания мелодии должен быть интересным, необычным, эмоционально насыщенным. В этом помогают видеоролики.
В программе Windows Live Movie Maker можно создавать видеофильмы. Загрузив картинки и сопроводив их музыкальным произведением, можно получить современный и интересный продукт.
Сложнее всего детям (да и взрослым тоже) дается слушание классической музыки. Именно в этом случае видеоролики помогут педагогу достичь намеченных результатов. Смена ярких картинок и одновременное прослушивание музыкального произведения дают очень хорошие результаты.
Что интересного в «Полете шмеля» Н. А. Римского-Корсакова? Ну летит и летит себе… А если вспомнить «Сказку о царе Салтане», о забавной ткачихе, поварихе или бабе Бабарихе, о том как вился над ними Гвидон, превращенный в шмеля? Тогда музыка приобретает совсем другое звучание, уже не скучно, а интересно – что же будет дальше?
Произведение «Тройка» Г. Свиридова навевает грустные мысли о безысходности, но если показать каким красивым, разным, необъятным и завораживающим может быть зимний пейзаж? Если показать современным детям, как жили прежде люди на Руси? Изба, русская печь, старинная посуда и утварь, пучки трав под низким потолком, горбушка ржаного хлеба со стаканом парного молока, вареная в кожуре картошка… И вот уже насыщенное музыкальное сопровождение, сразу хочется как можно дольше наслаждаться мелодией!
Таким образом любое музыкальное произведение можно сделать ярким и эмоциональным, интересным и запоминающимся. Видеоролики позволяют представить обучающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде видеофильма сокращает время обучения, высвобождает ресурсы для дальнейшего развития детей.
Использование на занятиях видео позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе корректных психологических режимов функционирования внимания, памяти и мыслительной деятельности. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить педагогам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Разумное использование ИКТ в ДОО значительно облегчает процесс усвоения материала детьми дошкольного возраста. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Семинар «ИКТ в работе музыкального руководителя. Плюсы минусы и противоречия внедрения»
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.