Screenshot_7-2

Технология использования интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: формирование у педагогов навыков применения технологии интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста.

Объем:  36 часов.

Формируемые компетенции:  

  • Понимание содержания интеллект-карт как метода, принципов построения интеллект-карты.
  • Овладение инструментами создания интеллект-карт.
  • Навыки использования интеллект-карт в дошкольном образовании.

Программа

Занятие 1.  Интеллект-карты в образовательном процессе  

Интеллектуальные карты (интеллект-карты, в оригинале – Mind maps) – это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать её. Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума». Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.

Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Интеллект-карты являются разработкой британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления – Тони Бьюзена. По мнению разработчика, интеллект-карта – это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Благодаря этому, метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач (рис. 1).

 

Интеллект-карты уже получили признание в таких областях, как:

  • обучение;
  • запоминание;
  • презентации;
  • планирование;
  • мозговой штурм;
  • принятие решений.

Использование интеллект-карт дает: 

  • способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного;
  • более четкое планирование – не от логики, а от важности;
  • выигрыш во времени;
  • лучшую фокусировку на изучаемом материале;
  • креативность, творчество.

Благодаря очевидным преимуществам, интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:

  • самообразование: что изучать, где и когда;
  • конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;
  • портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;
  • методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;
  • написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;
  • планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.

Интеллект-карты создают с целью большего удобства и эффективности и применяют не только в процессе обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. Как было неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с восторгом то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. И, напротив, яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом, гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.

Занятие 2.  Принципы создания интеллект-карт 

Алгоритм создания интеллект-карты включает всего 3 шага: 

  1. Главная тема располагается в центре листа (наклеивается картинка, рисуется символ). Лист располагается горизонтально или вертикально.
  2. От центральной темы проводятся расходящиеся ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  3. Маленькими веточками и (или) столбиком размещается содержание подтемы. В процессе моделирования добавляются картинки, символы и иллюстрации.

Тони Бьюзен – автор методики интеллект-карт – дает следующие рекомендации по созданию ментальных карт на бумаге: 

  1. Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  2. Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  3. На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  4. Длина линии равняется длине слова.
  5. Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть четкие, легкие в прочтении.
  6. Размеры и толщина букв и линий должны варьироваться в зависимости от важности. Это позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  7. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  8. Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  9. Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако и перегружать её не стоит. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных – А3.
  10. Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  11. Лист должен быть расположен горизонтально – тогда будет удобнее читать карту.
  12. Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. Если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что вопрос требует доработки, в понимании этой части вопроса мало ясности.

Занятие 3.  Специализированные сервисы для создания интеллект-карт 

Интеллект-карты составляются на бумаге, от руки, но это не единственный способ их создания. 

Рассмотрим программные средства, с помощью которых можно сделать ментальную карту.

Интернет-сервисы:

  1. bubbl.us
    • бесплатно только 3 карты;
    • англоязычный интерфейс;
    • сохранение карты как изображения;
    • можно поделиться картой, отправить по почте;
    • есть возможность без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
  2. cacoo.com
    • бесплатный сервис;
    • русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском);
    • сохранение карты как изображения;
    • можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
    • возможна совместная работа с картой нескольких человек.
  3. mindmeister.com
    • бесплатно только 3 карты;
    • русскоязычный интерфейс;
    • расширенные, по сравнению с bubbl.us, возможности редактирования;
    • сохранение карты как изображения;
    • можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
    • есть возможность без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.

Бесплатные программы для установки на персональном компьютере

XMind – бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте.

Особенности: 

  • после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе;
  • за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудиозаметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации;
  • в бесплатной версии отсутствует конвертация файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 4. Направления и результативность применения интеллект-карт 

Использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками можно в разных направлениях образовательной деятельности:

  1. В процессе сбора материала о предмете или объекте, а также в ходе обсуждения предмета или темы. Такая деятельность позволяет пополнить активный и пассивный словарь детей, способствует развитию процессов мышления, таких как: анализ, синтез, обобщение, аналогия. Работа проводится как индивидуально, в небольших группах, так и фронтально.
  2. В процессе закрепления и обобщения материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. В ходе выполнения такого задания дошкольники развивают умение выделять главную мысль, припоминать изученное или выявлять уровень знаний, пополняют активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, упражняются в умении составлять и распространять предложения. У детей развиваются следующие процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, классификация, сериация. Работа проводится как индивидуально, в подгруппах, так и фронтально.
  3. В процессе деятельности по развитие связной речи. По интеллект-карте дети упражняются в умении составлять и распространять предложения и рассказы. 

Выполняя задания с интеллект-картами, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них формируются умения отвечать на вопросы распространено, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа проводится на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Интеллектуальная карта уникальна, так как по одной теме разные дети составляют разные карты (подбирают картинки, символы, знаки – те, которые они считают нужными).

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

  • педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);
  • воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);
  • дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания – это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение на будущее в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).

Занятие 5.  Применение интеллектуальных карт при формировании связной речи у детей

Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребенка есть словарь, но нет желания и представления, о чем и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выходить к доске, но уже после нескольких слов начнет молча ждать помощи от взрослого.

Применение интеллектуальных карт при формировании связной речи у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть осмыслен им и легко включен в систему его личного опыта.

Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребенка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщенным значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщенным значением слов и выше уровень этого навыка. 

Несмотря на то, что дети обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, их знания при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужается (слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации), либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свою семантику. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов.

Последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная психологом П. Я. Гальпериным). 

В результате можно обозначить такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

  1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
  2. Называние картинок, изображенных на карте.
  3. Составление предложений по каждой «ветке» дерева.
  4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на карте. План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создает предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом, наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают составление рассказа детьми.

Занятие 6. Проект применения интеллект-карт с целью развития познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста 

Метод интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи. Интеллект-карты позволяют решать целый перечень задач дошкольного образования. 

Рассмотрим пример проекта применения интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Педагогами МБДОУ детского сада №19 г. Пензы «Катюша» был разработан проекта «Интеллект-карты»

Цель проекта – развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в образовательный процесс метода интеллект-карт.

Разработчиками поставлены следующие задачи:

  • создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект-карты;
  • развивать психические функции (внимание, память, мышление);
  • стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
  • формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;
  • развивать у детей способность договариваться и налаживать общение между собой, а также взаимодействие со взрослыми;
  • развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми членами образовательно-воспитательного процесса;
  • формировать преемственность между детским садом и школой;
  • ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми – интеллект-картой;
  • организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Сроки реализации проекта были установлены следующие: с 1 сентября 2020 года по 5 февраля 2021 года.

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.

Этапы проекта:

  • I этап: подготовительный – c 1 по 30 сентября 2020 года.
  • II этап: практический – с 1 октября 2020 года по 31 января 2021 года.
  • III этап: обобщающий – с 1 по 5 февраля 2021 года.

Руководствуясь актуальными вопросами, создатели проекта предположили, что использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит:

  • развить творческие способности, мышление и коммуникативные навыки детей;
  • закрепить и обобщить материал по лексической теме;
  • сформировать умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи;
  • развить связную речь.

Подготовительный этап

  1. Определили тему проекта.
  2. Сформулировали цели и задачи и ознакомили с ними участников проекта.
  3. Составили план основного этапа проекта.
  4. Подобрали методическую и справочную литературу по теме проекта, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; иллюстрации, дидактический материал.

Практический этап

В процессе реализации проекта «Интеллект-карты» применяли следующие формы и методы работы: 

  • просмотр презентации «Интеллект-карты»; 
  • дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти: «Лишние движения», «Повтори», «Зеркало» и др.;
  • мастер-класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком».

Использовали следующие материально-технические ресурсы: интеллект-карты, созданные своими руками, компьютерная техника, проектор мультимедийный, магнитная доска, иллюстрации по лексическим темам, бумага, оборудование для рисования (карандаши, мелки, фломастеры), ножницы, клей-карандаш, раздаточный материал.

В начале реализации проекта педагоги проконсультировали родителей по теме «Использование метода интеллект-карт в детском саду». В связи со сложной эпидемиологической обстановкой консультация была предоставлена в виде буклета.

Разрабатывали и создавали интеллект-карты самостоятельно. Эти карты применялись на занятиях по ФЭМП, познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию и использовались как наглядно-методические пособия для самостоятельной деятельности детей.

Была проведена следующая практическая работа:

  1. Разработка, создание и применение интеллект-карты «Четыре желания» на занятии по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Четыре желания”». Данная карта была показана после прочтения рассказа, являлась наглядной опорой при пересказывании текста. Детям легче было вспомнить сюжет и пересказать его.
  2. Разработка и создание интеллект-карты по познавательному развитию «Времена года». Данная карта применяется как наглядно-дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей и является частью уголка природы.
  3. Разработка, создание и применение интеллект-карты «Фрукты, овощи» на занятиях по познавательному развитию по данным темам.  Благодаря данной карте, дети обобщили и закрепили свои знания об овощах и фруктах. Карта применялась в течение всей тематической недели как наглядно-дидактическое пособие.
  4. Разработка, создание и применение интеллект-карты на занятии по социально-коммуникативному развитию «Хлеб – всему голова».  Карта являлась наглядным дидактическим пособием, с помощью нее удалось закрепить знания детей об этапах создания хлеба, профессиях, связанных с хлебом, составе хлебобулочных изделий. Данная карта использовалась и на итоговом мероприятии «Сами булочки печем».
  5. Разработка, создание и применение на занятиях интеллект-карты по ФЭМП «Величина».  Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Данная карта позволила наглядно представить детям основные понятия величины, соответствующие данному возрасту: длину, ширину, толщину, высоту, объем, массу, а также способы измерения этих величин.
  6. В рамках подготовки к смотру патриотических уголков в ДОУ была создана интеллект-карта «Россия». Карта дает общее представление о нашей стране: символика, народы, природные зоны, достопримечательности, животный и растительный мир. Карта используется как наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию и является важным элементом в групповом патриотическом уголке. 
  7. В рамках мероприятия «Покормите птиц зимой, чтоб чирикали зимой!» была разработана и создана интеллект-карта «Зимующие птицы». С помощью данной карты дети закрепили понятие «зимующие птицы», обсудили способы помощи птицам, описали виды возможных кормушек и повторили правила кормления птиц зимой. Все знания и умения дети потом применили на практике.
  8. В рамках тематической недели на занятии по познавательному развитию была создана интеллект-карта «Зимушка-зима». Дети  совместно с воспитателем составляли карту по данной теме, опираясь на заготовленную основу. Закрепили следующие сведения о зиме: месяцы, праздники, изменения в природе, труд людей, зимние забавы и зимние виды спорта. В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше благодаря наглядности. У многих возникло желание рассказать о зиме по карте.

Изначально создателями планировалось проведение мастер-класса для родителей по созданию интеллект-карт с ребенком. Но реализация этой задумки в условиях пандемии оказалась невозможной, поэтому была создана презентация «Создание интеллектуальных карт с ребенком». Данная презентация была представлена вниманию родителей в групповом чате.  

На данном этапе проекта стало понятно, что дети привыкли к работе с интеллект-картами. Поэтому воспитатели решили поручить в качестве домашнего задания изготовить интеллект-карты на различные темы. Темы предложили детям на выбор. Вот некоторые из них: «Посуда», «Моря и океаны», «Животные», «Космос». 

Также создатели помогли родителям в подборе иллюстративного материала и выборе основных понятий по темам. 

Семья Корнеевых в качестве творческого домашнего задания выбрала тему «Посуда» и изготовила по ней интеллект-карту.

Семья Ерышовых оформила интеллект-карту «Моря и океаны». Данная карта использовалась как наглядно-дидактическое пособие по познавательному развитию на протяжении всей тематической недели.

Семья Литвиновых составила интеллект-карту «Животные». Данная карта пригодится на занятиях по познавательному развитию во время тематических недель и будет использоваться как наглядно-дидактическое пособие в уголке природы.

Семья Поляковых изготовила интеллект-карту по теме «Космос».

Изготовление дома совместных с детьми интеллект-карт помогло привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение в процессе обучения находить эффективные способы для усвоения материала. Данный метод применяется в течение всего учебного года.

В рамках данного проекта реализовывался также краткосрочный проект (с 15 декабря 2020 года февраля по 31 января 2021 года) «Самопрезентация как способ обеспечения позитивной социализации детей-дошкольников». Целью данного краткосрочного проекта было развитие способностей детей представлять окружающим личностно значимые достижения, привлекая к ним общественный интерес.

Обратившись к возрастной периодизации Л. С. Выготского, авторы проекта определили, что в 5-6 лет (старший дошкольный возраст) у ребенка происходит развитие креативности и творческого мышления, необходимых для формирования навыков эффективной самопрезентации.

Проводились 1 раз в неделю так называемые «Часы портфолио», на которых дети презентовали себя с помощью интеллект-карт. На каждого ребенка завели папку-портфолио, в которой собирались все его достижения (грамоты) и интеллект-карты, созданные детьми самостоятельно: «Любимые увлечения», «Моя семья», «Мои лучшие качества» и «Чему хочу научиться в ближайшее время». 

Подводя итог краткосрочному проекту, можно сказать, что созданные детьми интеллект-карты помогли им представить себя и привлечь внимание к себе других детей, актуализируя их интерес к своим индивидуальным особенностям и достижениям. Дети не просто создавали карты на заданные темы, но и затем рассказывали о себе по этим картам. Таким образом, карты помогали развивать речь ребенка и его умения выявлять свои способности, проявлять их на публике и представлять окружающим результаты собственной деятельности. Это является важной составляющей его успешной социализации.

Используя в работе метод интеллект-карт, разработчики старались реализовывать «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались».

Обобщающий этап

  • Создали свою картотеку интеллект-карт.
  • Провели мастер-класс для педагогов ДОУ («Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании»).
  • Презентовали проект «Интеллект-карты» на педагогическом совете ДОУ.

В результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию интеллект-карт, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни.

Интеллектуальная карта стимулировала детей к общению, совершенствовались социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Вместе с тем была оптимизирована общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. Сложилась общая стойкая положительная динамика сотрудничества.

Применение интеллект-карт в процессе обучения способствовало познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карт позволило осуществлять интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.

В результате применения интеллектуальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Идея проекта донесена до педагогического коллектива ДОУ в рамках педсовета. Многие педагоги заинтересовались данной технологией. В перспективе разработчики проекта продолжат работу в данном направлении, считая метод интеллект-карт очень эффективным средством в дошкольной педагогике.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Интеллект-карты – это:
Интеллект-карта отражает:
Метод интеллект-карт может применяться:
Педагогом ДОУ интеллект-карты могут использоваться (2 варианта ответа):
Работа с интеллект-картами с дошкольниками может проводиться:
Интеллектуальная карта создается (2 варианта ответа):
Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Верно ли это утверждение?
Определите первый шаг работы с интеллект-картами с целью развития связной речи дошкольников:
Преимуществом применения интеллект-карт в формировании связной речи дошкольников является:
Создание обобщенной интеллект-карты может являться ____ работой по изученным темам.

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина