Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель:  совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Объем:  36 часов.

Программа:

Занятие 1.  Содержание и цели работы по развитию мелкой моторики.

Занятие 2.  Условные этапы развития мелкой моторики.

Занятие 3.  Применение пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики дошкольников.

Занятие 4.  Графические упражнения и штриховка как средства развития мелкой моторики.

Занятие 5.  Раскрашивание как средство развития мелкой моторики.

Занятие 6.  Приемы взаимодействия с бумагой с целью развития мелкой моторики.

Занятие 7.  Игры на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Занятие 8.  Лепка как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Занятие 9. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации.

Дополнительные материалы.

Итоговое тестирование.

Формируемые компетенции: 

  • Понимание основных этапов формирования навыков мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Навыки применения пальчиковой гимнастики, графических упражнений, рисования, лепки, приемов взаимодействия с бумагой, песочной анимации с целью развития мелкой моторики дошкольников.

Занятие 1.  Содержание и цели работы по развитию мелкой моторики

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребенка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребенка на внешние раздражители.

Ученые доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребенка. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Уровень развития мелкой моторики – один из покaзaтелей интеллектуaльной готовноcти ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий выcокий уровень рaзвития мелкой моторики, умеет логичеcки рaccуждaть, у него доcтaточно рaзвиты пaмять, внимaние, cвязнaя речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Пиcьмо – это cложный нaвык, включaющий выполнение тонких координировaнных движений руки. Техникa пиcьмa требует cлaженной рaботы мелких мышц киcти и вcей руки, a тaкже хорошо рaзвитого зрительного воcприятия и произвольного внимaния. От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленноcть к пиcьму, недоcтaточное рaзвитие мелкой моторики, зрительного воcприятия, внимaния может привеcти к возникновению негaтивного отношения к учебе, тревожного cоcтояния ребенкa в школе. Поэтому в дошкольном возрacте вaжно рaзвить мехaнизмы, необходимые для овлaдения пиcьмом, cоздaть уcловия для нaкопления ребенком двигaтельного и прaктичеcкого опытa, рaзвития нaвыков ручной умелоcти. Но при этом важно помнить, что в дошкольном возрacте вaжнa именно подготовкa к пиcьму, a не обучение ему, что чacто приводит к формировaнию непрaвильной техники пиcьмa.

Иными словами, развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребенка в целом.

Занятие 2.  Условные этапы развития мелкой моторики

Рассмотрим умения мелкой моторики, которые демонстрирует ребенок в разном возрасте.

 Ребенок до 6 месяцев:

  • невольно хватает предметы (с рождения);
  • неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
  • осознанно хватает предметы (3 месяца);
  • схватывает предметы двумя руками (3 месяца);
  • схватывает предметы одной рукой (5 месяцев);
  • намеренно тянется к предметам (6 месяцев).

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • слабое развитие мышц и регулирование их работы;
  • остановка способности играть самостоятельно;
  • плохо развиты органы чувств из-за малого контакта с игрушками.

Ребенок в 6-12 месяцев:

  • хватает предметы и кладет их в рот;
  • с умыслом отдает предметы другому;
  • берет предметы, используя большой и указательный пальцы;
  • хватает предметы с помощью двух пальцев;
  • передает предметы из руки в другую руку;
  • кидает и поднимает предметы.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • плохо развита сила рук и кисти;
  • плохо развиты умения обращения с предметами;
  • медленно развиваются органы чувств из-за недостатка игровой деятельности.

Ребенок в 1-2 года:

  • строит конусные конструкции из четырех колец;
  • вставляет колышки в специальные дырочки;
  • перелистывает по 2-3 страницы книги;
  • рисует на бумаге непонятные линии и фигуры;
  • нажимает на кнопки;
  • рисует, меняя руки, делая взмахи руками;
  • ест почти самостоятельно;
  • использует жесты при общении;
  • подносит приборы ко рту;
  • сам схватывает чашку и пьет из нее.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • плохо развита сила рук и кисти;
  • плохо развиты навыки ухода за собой;
  • плохо развито умение обращения с предметами и игрушками.

Ребенок в 2-3 года:

  • нанизывает большие бусины на нить;
  • перелистывает по отдельной странице книги;
  • умеет пользоваться ножницами;
  • держит карандаш, используя большой и указательный пальцы, а не сжатый кулак;
  • многие действия производит одной рукой;
  • крутит руками в разных направлениях;
  • рисует геометрические обозначения, используя кисти рук;
  • раскатывает и разминает пластилин;
  • ест без помощи взрослых.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • неготовность к письму;
  • неумение работать с письменными предметами;
  • плохо развиты навыки сжимания предметов и движения рук при работе с письменными предметами;
  • плохо развит навык рисования.

Ребенок в 3-4 года:

  • строит конусную пирамиду из 9-ти кубиков;
  • изображает круг по образцу;
  • рисует пересекающиеся линии;
  • лепит из пластилина животных;
  • использует вторую руку для удержания предметов;
  • режет бумагу с помощью ножниц.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • неготовность к письменным занятиям;
  • плохо развит навык связи с мелкими предметам;
  • расстройство из-за несостоятельности обращения с мелкими предметами.

Ребенок в 4-5 лет:

  • вырезает по контуру фигуры;
  • изображает пересекающиеся линии;
  • изображает квадрат;
  • пишет свое имя и имена родителей;
  • пишет и произносит числа от 1 до 5;
  • знает буквы;
  • умения ведущей руки преобладают над умениями вспомогательной;
  • сам одевается.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с удержанием и обращением с письменными предметами;
  • трудности с написанием имен;
  • зависимость от взрослых в повседневных делах;
  • избегание подобной работы с письменными предметами.

Ребенок в 5-6 лет:

  • вырезает из бумаги элементарные фигуры;
  • изображает треугольник;
  • раскрашивает по контуру изображения;
  • схватывает карандаш тремя пальцами;
  • делает аппликации из бумаги;
  • рисует простейшие работы.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с написанием букв и цифр;
  • плохо развиты навыки письма;
  • трудно выполнять письменные задания в детских учреждениях;
  • быстрая утомляемость при работе с письменными предметами;
  • избегание работы с письменными предметами.

Таким образом, план развития мелкой моторики ребенка необходимо составлять исходя из уровня сформированности мелкой моторики, а также соответствия этих навыков возрасту ребенка.

Занятие 3.  Применение пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики дошкольников

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца); необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и для растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Важно помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

Пальчиковый тренинг включает следующие упражнения:

  • статические (удержание определенной позы пальцев);
  • динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую);
  • расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.

Однако зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления, или, следуя медицинской терминологии,  сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров (мышц-сгибателей) и экстензоров (мышц-разгибателей).

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей: в младшем возрасте (до трех-четырех лет) рекомендуемое время составляет от 3 до 5 минут; в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 минут в день. Часть упражнений, в которых используется поверхность стола, выполняется сидя за столом.

Таким образом, пальчиковые упражнения при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Занятие 4.  Графические упражнения и штриховка как средства развития мелкой моторики

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты, как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задания и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводку лекал, заштриховку и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге и также способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка как один из самых легких видов графической деятельности вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

  1. Штриховать только в заданном направлении.
  2. Не выходить за контуры фигуры.
  3. Соблюдать параллельность линий.
  4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.

Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

  1. Игра «От дома к дому».

Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

  1. Игра «Всевозможные лабиринты».

Ребенку рисуют различные лабиринты, а он должен «пройти» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти (например, «Этот лабиринт – в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет»).

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» тоже полезно для развития руки, но не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5-6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты – постарайтесь заинтересовать его этим занятием. И обязательно сначала нужно показать, как это делается.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях, задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как: перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Занятие 5.  Раскрашивание как средство развития мелкой моторики

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует разной степени нажима, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет их. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать следующие приемы:

  • Обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.
  • Рисование по опорным точкам.
  • Дорисовывание второй половины рисунка.
  • Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники:

  1. Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов, затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
  2. Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом можно создавать фон рисунка.
  3. Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке, после нанесения карандашом или фломастером придают рисунку какое-либо очертание, создают образ.
  4. Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.
  5. Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

Занятие 6.  Приемы взаимодействия с бумагой с целью развития мелкой моторики

Аппликации

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобнее вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты как получится, а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а её половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать откуда (с какого угла, в какую сторону листа) направить ножницы, т. е. спланировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Оригами и плетение

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно – развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовлению игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки – они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действиями. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

Занятие 7.  Игры на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребенок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах.

Рассмотрим некоторые из таких игр.

  1. Игра «Отгадай»

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы), и  5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

  1. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст – 4 года) направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того, как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

  1. Игра «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»).

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ребенку еще необходимо зеркально отразить положение пальцев, ведь взрослый сидит напротив. Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом с ним, а не напротив – так ребенку будет легче копировать положение пальцев руки.

  1. Логоритмическая игра с самомассажем «Лягушата»

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки-тростинки.

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

Дополнительный материал к занятию

Занятие 8.  Лепка как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников

Одним из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества является лепка. Даже самому маленькому ребенку она дает возможность ощутить себя творцом. Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит, но и может потрогать то, что сам создал. Основными инструментами в процессе лепки являются руки ребенка, поэтому такие занятия можно считать доступными для самостоятельного усвоения дошкольником. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. Когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может смастерить бесчисленное количество образов, – лепка становится самым интересным и любимым занятием.

Навыки, которые приобретают дошкольники на занятиях лепкой, понадобятся не только в школе, но и могут помочь ребенку стать гармоничной и творческой личностью. Именно лепка воспитывает терпеливость, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Алгоритм может быть следующим:

  1. Лепим колбаски, колечки, шарики.
  2. Режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.
  3. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку (можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток).
  4. Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки и. т. д.
  5. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками, колбасками на фанере или листе картона.
  6. Оклеиваем пластилином стеклянную бутылку и придаем ей форму вазы, чайника и т. д.
  7. Лепим геометрические фигуры, цифры, буквы.

Занятие 9. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации

Одним из методов в педагогике является песочная анимация, которая объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент ставится на изобразительном творчестве с помощью песка на специальном световом столе.

В настоящее время песочная анимация используется в педагогике со следующими целями:

  1. Общеоздоровительные:
  • нормализовать эмоциональный фон;
  • обеспечить и укрепить психическое здоровье ребенка путем создания безопасного и удобного пространства для творчества;
  • создать ощущение расслабления и комфорта;
  • развить речь через повышение тактильной чувствительности;
  • снизить проявления гиперактивности;
  • способствовать развитию концентрации внимания;
  • работать над избавлением от страхов, тревожности и агрессивности;
  • стабилизировать физические и эмоциональные процессы.
  1. Воспитательные:
  • соединить обучение с воспитательным процессом;
  • воспитать навыки социального общения, коллективного творчества, доброжелательного отношения друг к другу;
  • выработать позитивное отношение к себе и к окружающим;
  • воспитать самостоятельность при работе над картиной и анимацией;
  • побуждать к свободному и нестандартному творчеству.
  1. Обучающие (научно-педагогические):
  • привить аккуратность и точность, умение работать над ошибками;
  • научить основам художественной грамотности;
  • научить практическим навыкам, приемам создания песочной картины и песочной анимации;
  • научить творчески использовать полученные умения и навыки.
  1. Развивающие:
  • развивать фантазию, творчество и образное мышление ребенка, пространственное воображение, композиционные навыки;
  • развивать уверенность и любознательность, умение принимать самостоятельные решения и адаптироваться в меняющихся условиях;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность;
  • стимулировать исследовательский интерес, любознательность;
  • развивать способность концентрировать внимание, усидчивость;
  • развитие мелкой моторики через развитие сенсорного восприятия природного материала (натурального песка);
  • улучшение скоординированности в работе пальцев рук;
  • повышение ловкости в выполнении точных мелких движений.

Рассмотрим примеры упражнений, направленных на эффективное развитие мелкой моторной функции рук детей дошкольного возраста.

Упражнение 1. «Купание» рук – максимальный контакт с песком.

Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности рук.

Приветствуется поощрение описания чувств и эмоций при работе с песком – так ребенок учится открыто говорить о своих переживаниях. Важно обсудить с детьми, какой это песок: мягкий/твердый, сухой/мокрый, теплый/холодный и т.д. Спросить у ребенка, где он уже видел песок (пляж, песочница, аквариум и т.д.). Для лучшего обогащения сенсорного опыта рекомендовано «потоптать» песочек ручками разными способами – кулачком, разными пальчиками, тыльной стороной. Обычно это позволяет детям освободиться от негативных эмоций «выпустить их в песок», тогда и дальнейшая работа по методу песочной анимации пойдет более спокойно.

Упражнение 2. «Песочный дождик» – насыпаем фон для работы.

Цель упражнения: улучшение координации движений в работе с мелкими предметами, выработка аккуратности на занятиях с песком.

Упражнение выполняется каждой рукой отдельно и двумя вместе. Нужно просить ребенка контролировать движения: «не растерять ни одну волшебную песчинку».

Упражнение 3. «Следы на облачках». Оставляем отпечатки ребра ладони в кулаке (двумя руками вместе и поочередно), помогаем превратить в веселые отпечатки «ножек». Рисуем кулачками облачка.

Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности ребра ладони, налаживание координации движений, что важно для формирования навыка письма в будущем.

Упражнение 4. «Узоры». Придумываем различные узоры на песке (можно в виде рамки для любой песочной детской картины), ребенок продолжает – волны, зигзаги, пунктиры и т.д.

Цель упражнения: развитие мелкой моторики, координации каждого пальчика; тренировка достаточного сосредоточения внимания.

Работа над узорами требует от ребенка сосредоточения и завершенности. Идеальный вариант упражнения – это работа каждым пальцем отдельно. Следите за качеством узоров в конце строки. Если ребенок уже хорошо справляется с упражнением, то можно усложнить: рисуем узоры путем высыпания песка из кулака. Это требует особой скоординированности всех мышц кисти ребенка.

Упражнение 5. «Трафареты». Насыпаем песок на столик с трафаретом (может использоваться кисть второй руки самого ребенка), убираем ладонь и оцениваем качество работы.

Цель упражнения: формирование самоконтроля над ошибками и развитие тактильной чувствительности рук. Рекомендовано менять руки, даже если ребенок уже правша (левша), – это развивает мелкую моторику в работе с песком симметрично, улучшая межполушарное взаимодействие при одновременной работе обеими руками.

Упражнение 6. «Искатели». Зарываем в песок мелкие детали (в определенном количестве), а ребенок собирает полную коллекцию, имея все детали в песке. В качестве деталей могут быть пуговицы, сухие макароны, крупы.

Цель упражнения: развитие мелкой моторики.

С ребенком удобно в игре: можно учить цвета, используя в качестве деталей разноцветные пуговицы или декоративные камешки.

Упражнение 7. «Чертим – рисуем». На песочном фоне путем начертания создаем разнообразные картины. Основные элементы картин: «линии», «чистые фигуры», «дождик». Показательные картины «Подводный мир», «Деревня», «Букет».

Цель упражнения: тренировка мелкой моторики, развитие творческих способностей ребенка.

Упражнение 8. «Бабочка». При помощи одновременной работы двумя ручками можно получать симметричные рисунки (бабочка, листики, деревья, яблоки и т.д. по усложнению задачи). Следим за симметрией картинок.

Цель упражнения: улучшение координации в совместной работе обеих рук. Усложнять работу по межполушарному взаимодействию можно следующим образом: одновременно одна ручка рисует круг, а другая – квадрат. Пары пальчиков можно менять (мизинцы, указательные и т.д.)

Упражнение 9. «Мини-мультик». Одну картину постепенно меняем на другую, «кадр за кадром» меняя изображение. Пример – «Времена года».

Цель упражнения: развитие мелкой моторики путем прорабатывания предыдущих приемов, развитие творческих способностей ребенка.

Рисовать мини-мультики можно по сюжетам любимых сказок и мультфильмов. Процесс из плоскости педагогических занятий может превратиться в хобби для всей семьи, а фотографии песочных картин ребенка станут украшением семейного архива.

Дополнительные материалы

Мелкая моторика – это:
Мелкая моторика НЕ взаимосвязана с:
Развитие мелкой моторики способствует положительному отношению к учебе, снижает тревожность ребенка в школе. Верно ли это утверждение?
В дошкольном возрасте происходит:
Изображать круг по образцу ребенок должен:
Вырезать из бумаги ножницами элементарные фигуры ребенок начинает к:
Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев – это:
Графическая деятельность (2 варианта ответа)
«На лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ». Какая техника рисования описана?
Что включает в себя песочная терапия помимо непосредственного взаимодействия с песком?

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы удостоверений, сертификатов