В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель курса: расширить представления педагогов дошкольных образовательных организаций о возможностях ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Объём: 56 часов.
Формируемые компетенции:
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте.
Применение методов физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
Использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга для оценки результатов освоения образовательных программ, степени сформированности качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников для решения образовательных задач.
Дети и подростки до 18 лет не могут осознанно выбрать профессию, потому что у них ещё не сформированы ценности, они не ориентируются в мире профессий и не знают особенностей той или иной деятельности, не могут объективно оценить свои способности и возможности.
Подготовка к выбору профессии — часть всестороннего и гармоничного развития личности. Поэтому она неразрывно связана со всем образовательным процессом в целом.
Профессиональное становление нельзя оторвать от жизненного пути человека в целом. Его необходимо рассматривать как процесс, длящийся всю жизнь. Профессиональный путь человека и его основные этапы связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
Дошкольный возраст длится с трёх до шести-семи лет. Главная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — сейчас напрямую не удовлетворяется. Жизнь ребёнка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром.
Большую роль играют первоначальные трудовые пробы: выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и так далее. Эти действия пробуждают интерес к труду и становятся основой воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще. Они же пополняют знания детей о труде взрослых.
Для профессионального самоопределения важны знания о труде взрослых. Чтобы их сформировать, ребёнку нужно наблюдать, как работают взрослые, а затем описывать содержание труда.
Различая виды труда и сравнивая разные профессии во время профессионально-ролевых игр, выполняя простейшие виды труда, наблюдая за трудом взрослых, дошкольники самоопределяются.
Однако сложность заключается в том, что на сегодняшний день в психологической и педагогической литературе не встречается понятие «ранняя профессиональная ориентация».
По данным опросов, родители дают разные определения “ранней профориентации”. Одни считают, что профориентационная работа с дошкольниками — это психологическая диагностика способностей к определённой деятельности.
Другие уверены, что воспитатель должен познакомить детей с миром профессий и рассказать о них. Третьи считают, что с малышами должна проводиться специальная профессиональная подготовка к определённой специальности.
54 % родителей считают, что с дошкольного возраста необходимо ориентировать ребёнка на дальнейший выбор профессии.
Профориентацией по мнению 34 % родителей должны заниматься дошкольные образовательные организации, 28 % — считают, что такая работа должна проводиться в семье, а 12 % — специальными организациями.
Только 18 % опрошенных отметили, что в их детском саду профориентационная работа проводится и они считают это очень важным. А 17 % отметили, что такая работа проводится, но считают её ненужной.
Проблема актуальна для родителей детей дошкольного возраста, но каждый родитель вкладывает в понятие «ранняя профориентация» своё значение. Большинство родителей понимают важность ранней профориентации и готовы активно сотрудничать с ДОУ в данном направлении.
Ранняя профориентация даёт возможность приоткрыть тайну собственного предназначения. Поэтому важно всё: профессия родителей, организация профориентационной работы в ДОУ, возможность общаться с представителями профессионального мира и приобретать первый практический опыт по профессии.
В этом помогает сотрудничество ДОУ с профессиональными образовательными организациями. С опытом организации занятия для дошкольников познакомьтесь в статье «Некоторые методические особенности профориентационных занятий для дошкольников» (Из опыта проведения занятия «Кем быть? Автослесарем!» в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего»).
Цель работы по ранней профориентации детей: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:
Для организации профориентационной деятельности можно использовать следующие формы работы:
Важно помнить, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны те формы, которые сочетают в себе разные виды деятельности, а также соответствуют их возрастным особенностям. В соответствии с ФГОС ДО ранняя профориентационная деятельность осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления являются:
Дошкольная образовательная организация — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, здесь дети знакомятся с многообразием профессий.
ФГОС ДО и в частности образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» нацеливает на формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества путём развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
На самом деле представление о занятости взрослых у дошкольников размыто, родители редко рассказывают детям о своей профессии, о том, в чём сущность их профессиональной деятельности.
В образовательных организация мало внимания уделяется ранней профориентации дошкольников, потому что:
Для решения этих проблем необходимо организовать работу на муниципальном уровне.
Важное значение в этой работе имеет разработка критериев результативности работы ДОО по ранней профориентации. Среди них выделяют наличие:
Что касается профессиональных компетенций, то для их определения можно использовать такие показатели:
— а) процент участия в конкурсах профмастерства;
— б) процент участия в семинарах и вебинарах;
— в) процент участия в конференциях различного уровня.
Немаловажную роль в организации профориентационной работы с дошкольниками играет наличие локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность. К ним относятся:
Выделяют три направления деятельности дошкольной образовательной организации по ранней профориентации:
С этой целью используются разные формы работы:
Для реализации этого направления организуются экскурсии, проекты, квесты, практические конференции.
Например, можно организовать экскурсии в прачечную, медкабинет, школу, магазин, аптеку, парикмахерскую, ателье, на почту. Педагог во время экскурсии рассказывает о требованиях данных профессий, по возможности вовлекает детей в производственный процесс.
Также можно разработать виртуальные экскурсии и привлечь родителей.
Совместную деятельность можно организовать в игровой форме с использованием возможностей развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ранней профориентации: центр «Хочу всё знать», игровые комплексы «Кафе», «Магазин», «Золушка» и так далее.
Ещё один хороший вариант организации совместной деятельности — проведение Практической конференции дошкольников «Первые шаги в мир профессий». В эту работу могут активно включиться родители, которые вместе с детьми подготовят доклады об интересных профессиях.
Это направление работы реализуется через проведение:
Ранняя профориентация может и должна проходить в дошкольном учреждении. Она заключается в ознакомлении дошкольников с различными видами труда и миром профессий.
Чем разнообразней будет информация, тем легче ребёнку в будущем сделать выбор.
Система работы по ранней профориентации, план взаимодействия с родителями и предприятиями-партнёрами позволяет детям дошкольного возраста получить широкий спектр информации о профессиях города и региона, активизирует их интерес к миру профессий и формирует уважительное отношение к труду.
Ознакомление с трудом взрослых — традиционная составляющая дошкольного воспитания, предполагающая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Но современные образовательные технологии позволяют решать разные задачи в этой области. Погружение ребёнка в разные группы профессий и деятельностный характер ранней профориентации позволит развить навыки ручного и посильного физического труда, являющегося основой многих специальностей.
Сущность деятельностного подхода сформулирована в китайском изречении: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю». Реализовать этот принцип помогают детские мастерские, в которых ребёнок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, выбирать, добиваться поставленной цели.
Мастерская — специальная среда, учитывающая специфику каждой профессии и создающая условия для реализации игрового сюжета.
Алгоритм деятельности в мастерской:
Плотник детского сада построил дом для кукол, чтобы дети играли в нём с куклами. Но домик пустой, куклам в нём будет неуютно.
Дети предложили, что нужно сделать в нём, чтобы куклам понравилось. На основе предложений детей выделили четыре направления работы мастерской.
Творческие профессии: дизайнер интерьера, колорист, багетный мастер.
Оснащение развивающей среды:
Дети погружаются в творческие профессии:
Сначала дизайнеры сами придумывали материалы для ремонта: производили обои, кафельную плитку ручной работы, декорировали эти материалы с помощью трафаретов, шаблонов, наклеек, отправляли на просушку.
Профессии: маляр, плиточник, электрик.
Оснащение развивающей среды:
Профессия: плотник.
Оснащение развивающей среды:
Профессии: швея, закройщик, вышивальщица.
Оснащение развивающей среды:
Возможный результат работы в мастерских — создание уютного кукольного дома с электричеством, мебелью, домашним текстилем (скатертями, постельным бельём, лоскутными одеялами, занавесками), картинами и фотографиями.
Кроме этих профессий, можно вместе с дошкольниками изучить профессии часовщика, кровельщика, ландшафтного дизайнера, гончара и других.
В процессе работы закладываются основы таких личностных качеств как привычка к труду и способность работать в коллективе. Дети начинают понимать, что все люди трудятся на благо других людей, и они тоже могут делать что-то полезное.
Программы по ранней профориентации можно составлять на основе классификации Е.А. Климова, учитывающей факторы, с которым взаимодействует человек той или иной профессии. Разберём каждый из них.
Специалисты этого типа руководят группами, коллективами, сообществами людей, придают некоторую упорядоченность общественным процессам в соответствии с поставленными целями, учат и воспитывают людей разных возрастов, лечат, обслуживают материальные, духовные и социальные потребности людей.
Предмет их интереса — социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Примеры профессий: продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, инспектор ГИБДД, учитель.
Представители профессий этого типа воплощают идеи или определённое настроение в целостном образе, оценивают и анализируют это воплощение.
Примеры профессий: артист, художник, музыкант, режиссёр, дизайнер модной одежды.
Представители профессий этого типа производят продукты труда, виды и формы энергии, создают инструменты деятельности. Создают и поддерживают в работоспособном состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают материалы.
Примеры профессий: строитель, инженер, слесарь-сборщик, автомеханик, изобретатель.
Представители профессий этого типа выращивают растения, животных и микроорганизмы. Создают условия для размножения и развития живых организмов, контролируют эти процессы и управляют ими, используя технические средства, соответствующие логике биологических закономерностей.
Примеры профессий: тракторист-машинист, агроном, ландшафтный дизайнер, животновод, лесник, флорист, зоотехник, ветеринар.
При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых на основе данной классификации необходимо руководствовать психолого-педагогическим принципом «от простого к сложному», учитывая возрастные и психологические особенности детей.
В младшей группе дети знакомятся с профессиями людей ближайшего окружения: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, врач, повар, продавец. Знания закрепляются во время сюжетно-ролевой игры, беседы, наблюдения за выбором игр и игрушек.
В средней группе можно познакомить дошкольников с профессиями шофёра, почтальона, врача и профессиями родителей.
В старшей группе добавляются профессии учителя, работника сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства.
В подготовительной группе к предыдущим профессиям добавляются популярные и редкие профессии, востребованные в родном крае, что соответстветствует территориальному и краевому компонентам, включённым в основную образовательную программу.
Реализуя программу профессионального просвещения дошкольников, необходимо проводить сравнительную психологическую диагностику.
Для этого можно использовать следующий диагностический инструментарий, позволяющий исследовать динамику знаний, навыков, умений и компетенций в определённых профессиях взрослых.
Диагностика проводится перед началом реализации программы и по её окончании. Затем проводится сравнительный анализ, показывающий динамику знаний у детей.
При планомерном психолого-педагогическом сопровождении дошкольников в развитии предпосылок их профессиональной компетентности, можно ожидать следующих результатов:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.