two-little-girls-in-overalls-repairing-car-with-spanners

Организация работы по ранней профориентации в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат

Цель курса: расширить представления педагогов дошкольных образовательных организаций о возможностях ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Объём:  56 часов

Программа:

  1. Особенности профессионального самоопределения в дошкольном возрасте
  2. Отношение родителей к ранней профориентации
  3. Методические особенности профориентационных занятий для дошкольников
  4. Муниципальная система ранней профориентации дошкольников
  5. Направления деятельности ДОО по ранней профориентации
  6. Организация детских мастерских
  7. Программа профориентации дошкольников на основе классификации Е. А. Климова
  8. Диагностика для отслеживания динамики работы по ранней профориентации
  9. Дополнительные материалы
  10. Итоговое тестирование

Формируемые компетенции:

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте.

Применение методов физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

Использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга для оценки результатов освоения образовательных программ, степени сформированности качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников для решения образовательных задач.

Занятие 1. Особенности профессионального самоопределения в дошкольном возрасте

Дети и подростки до 18 лет не могут осознанно выбрать профессию, потому что у них ещё не сформированы ценности, они не ориентируются в мире профессий и не знают особенностей той или иной деятельности, не могут объективно оценить свои способности и возможности.

Подготовка к выбору профессии — часть всестороннего и гармоничного развития личности. Поэтому она неразрывно связана со всем образовательным процессом в целом.

Профессиональное становление нельзя оторвать от жизненного пути человека в целом. Его необходимо рассматривать как процесс, длящийся всю жизнь. Профессиональный путь человека и его основные этапы связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

Дошкольный возраст длится с трёх до шести-семи лет. Главная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — сейчас напрямую не удовлетворяется. Жизнь ребёнка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром.

Большую роль играют первоначальные трудовые пробы: выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и так далее. Эти действия пробуждают интерес к труду и становятся основой воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще. Они же пополняют знания детей о труде взрослых.

Для профессионального самоопределения важны знания о труде взрослых. Чтобы их сформировать, ребёнку нужно наблюдать, как работают взрослые, а затем описывать содержание труда.

Различая виды труда и сравнивая разные профессии во время профессионально-ролевых игр, выполняя простейшие виды труда, наблюдая за трудом взрослых, дошкольники самоопределяются.

Однако сложность заключается в том, что на сегодняшний день в психологической и педагогической литературе не встречается понятие «ранняя профессиональная ориентация».

Занятие 2. Отношение родителей к ранней профориентации

По данным опросов, родители дают разные определения “ранней профориентации”. Одни считают, что профориентационная работа с дошкольниками — это психологическая диагностика способностей к определённой деятельности.

Другие уверены, что воспитатель должен познакомить детей с миром профессий и рассказать о них. Третьи считают, что с малышами должна проводиться специальная профессиональная подготовка к определённой специальности.

54 % родителей считают, что с дошкольного возраста необходимо ориентировать ребёнка на дальнейший выбор профессии. 

Профориентацией по мнению 34 % родителей должны заниматься дошкольные образовательные организации, 28 % — считают, что такая работа должна проводиться в семье, а 12 % — специальными организациями. 

Только 18 % опрошенных отметили, что в их детском саду профориентационная работа проводится и они считают это очень важным. А 17 % отметили, что такая работа проводится, но считают её ненужной. 

Проблема актуальна для родителей детей дошкольного возраста, но каждый родитель вкладывает в понятие «ранняя профориентация» своё значение. Большинство родителей понимают важность ранней профориентации и готовы активно сотрудничать с ДОУ в данном направлении. 

Занятие 3. Методические особенности профориентационных занятий для дошкольников 

Ранняя профориентация даёт возможность приоткрыть тайну собственного предназначения. Поэтому важно всё: профессия родителей, организация профориентационной работы в ДОУ, возможность общаться с представителями профессионального мира и приобретать первый практический опыт по профессии. 

В этом помогает сотрудничество ДОУ с профессиональными образовательными организациями. С опытом организации занятия для дошкольников познакомьтесь в статье «Некоторые методические особенности профориентационных занятий для дошкольников» (Из опыта проведения занятия «Кем быть? Автослесарем!» в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего»). 

Цель работы по ранней профориентации детей: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. 

Задачи: 

  • обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности; 
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; 
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

  1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Воспитательный процесс основан на глубоком уважении личности ребёнка, учитывает его индивидуальное развитие, ребёнок полноправный участник воспитательного процесса.
  2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
  3. Принцип открытости. Ребёнок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, принимать решение о продолжении или завершении работы. 
  4. Принцип диалогичности. Ребёнок может обсуждать выполнение работы, полученный результат, перспективы продолжения работы, социальные ситуации, которые помешали или помогли получить желаемый результат.
  5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность, к которой относятся экскурсии, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры.
  6. Принцип рефлексивности. Помогает каждому ребёнку осознать себя как субъекта собственной деятельности и социальных отношений. В результате формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности, осознаются действия, даётся самооценка результата, проводится саморегуляция поведения.
  7. Принцип регионального компонента. Образовательная и воспитательная практика должна соответствовать социальному заказу и финансовым возможностям региона.

Для организации профориентационной деятельности можно использовать следующие формы работы:

  • информационная работа — рассказ и чтение художественной литературы на соответствующую тему;
  • экскурсии, встречи и знакомства с представителями разных профессий, которые являются одним из наиболее эффективных способов помощи в профориентации, так как помогают наглядно, а не на словах, ознакомиться с трудовой деятельностью;
  • виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации на выбранную тему;
  • подготовка наглядного материала: фото людей разных профессий, газет и рисунков;
  • игровая форма – сюжетно-ролевые игры, имитирующие профессиональный мир.

Важно помнить, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны те формы, которые сочетают в себе разные виды деятельности, а также соответствуют их возрастным особенностям. В соответствии с ФГОС ДО ранняя профориентационная деятельность осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления являются:

  • Технология проектной деятельности;
  • Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр;
  • Технология интегрированного обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии. 

Дополнительный материал 

Программа «Сад профессий» 

Занятие 4. Муниципальная система ранней профориентации дошкольников 

Дошкольная образовательная организация — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, здесь дети знакомятся с многообразием профессий. 

ФГОС ДО и в частности образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» нацеливает на формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества путём развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 

На самом деле представление о занятости взрослых у дошкольников размыто, родители редко рассказывают детям о своей профессии, о том, в чём сущность их профессиональной деятельности. 

В образовательных организация мало внимания уделяется ранней профориентации дошкольников, потому что: 

  • нет системы ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • редко используются современные формы, методы ранней профориентации;
  • компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников низкая;
  • не учитывается состояние рынка труда;
  • родители не заинтересованы в решении проблемы ранней профориентации.

Для решения этих проблем необходимо организовать работу на муниципальном уровне. 

Важное значение в этой работе имеет разработка критериев результативности работы ДОО по ранней профориентации. Среди них выделяют наличие:

  • нормативно-правовых документов;
  • учебно-методического и научно-методического обеспечения;
  • профессиональных компетенций педагогов и руководителей;
  • информационного сопровождения работы. 

Что касается профессиональных компетенций, то для их определения можно использовать такие показатели:

  • степень вовлечённости работников ОУ в профориентационную деятельность;
  • удовлетворённость педагогов изменениями, происходящими в результате данной работы;
  • повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников;
  • повышение профессиональной активности педагогического коллектива ОО: 

— а) процент участия в конкурсах профмастерства;

— б) процент участия в семинарах и вебинарах;

— в) процент участия в конференциях различного уровня.

  • количество проведённых мероприятий на базе ОО по вопросам ранней профориентации. 

Немаловажную роль в организации профориентационной работы с дошкольниками играет наличие локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность. К ним относятся:

  • положение об организации ранней профориентационной работы в дошкольной образовательной организации; 
  • функциональные обязанности воспитателя по организации и проведению ранней профориентации дошкольников; 
  • план работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации; 
  • положение о предметно-пространственной развивающей среде дошкольной образовательной организации;
  • образцы договоров и (или) соглашений о сотрудничестве по ранней профориентации с организациями-партнерами.

Занятие 5. Направления деятельности ДОО по ранней профориентации

Выделяют три направления деятельности дошкольной образовательной организации по ранней профориентации:

  • приближение детей к труду взрослых, 
  • приближение работы взрослых к детям, 
  • совместная деятельность детей и взрослых,
  • формирование банка методических разработок. 
  • Рассмотрим каждое из направлений подробнее.

Приближение детей к труду взрослых

С этой целью используются разные формы работы: 

  • Обращение к произведениям изобразительного искусства. Например, фотография памятника сантехнику в городе Омске, воспитатель проводит беседу с воспитанниками, обсуждая важность и необходимость этой профессии. Практически в каждом городе или регионе есть такие памятники. 
  • Прослушивание песен о шахтёрах, врачах, учителях и проведение беседы о профессии.
  • Лепка, аппликация, конструирование помогают познакомить дошкольников с профессиями пекаря, модельера и так далее.
  • Выполнение физических упражнений. Например, профессионально ориентированный сюжет — комплекс общеразвивающих упражнений «Строим дом» позволяет символически воспроизвести действия строителей или «Пожарные на учении» — действия пожарных.

Приближение работы взрослых к детям 

Для реализации этого направления организуются экскурсии, проекты, квесты, практические конференции. 

Например, можно организовать экскурсии в прачечную, медкабинет, школу, магазин, аптеку, парикмахерскую, ателье, на почту. Педагог во время экскурсии рассказывает о требованиях данных профессий, по возможности вовлекает детей в производственный процесс. 

Также можно разработать виртуальные экскурсии и привлечь родителей.

Совместная деятельность детей и взрослых 

Совместную деятельность можно организовать в игровой форме с использованием возможностей развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ранней профориентации: центр «Хочу всё знать», игровые комплексы «Кафе», «Магазин», «Золушка» и так далее.

Ещё один хороший вариант организации совместной деятельности — проведение Практической конференции дошкольников «Первые шаги в мир профессий». В эту работу могут активно включиться родители, которые вместе с детьми подготовят доклады об интересных профессиях.

Формирование банка методических разработок

Это направление работы реализуется через проведение:

  • смотра-конкурса «РППС по ранней профориентации»;
  • конкурса видеоматериалов по ранней профориентации;
  • конкурса методических разработок по ранней профориентации.

Ранняя профориентация может и должна проходить в дошкольном учреждении. Она заключается в ознакомлении дошкольников с различными видами труда и миром профессий. 

Чем разнообразней будет информация, тем легче ребёнку в будущем сделать выбор. 

Система работы по ранней профориентации, план взаимодействия с родителями и предприятиями-партнёрами позволяет детям дошкольного возраста получить широкий спектр информации о профессиях города и региона, активизирует их интерес к миру профессий и формирует уважительное отношение к труду.

Занятие 6. Организация детских мастерских 

Ознакомление с трудом взрослых — традиционная составляющая дошкольного воспитания, предполагающая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Но современные образовательные технологии позволяют решать разные задачи в этой области. Погружение ребёнка в разные группы профессий и деятельностный характер ранней профориентации позволит развить навыки ручного и посильного физического труда, являющегося основой многих специальностей. 

Сущность деятельностного подхода сформулирована в китайском изречении: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю». Реализовать этот принцип помогают детские мастерские, в которых ребёнок может упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, выбирать, добиваться поставленной цели. 

Мастерская — специальная среда, учитывающая специфику каждой профессии и создающая условия для реализации игрового сюжета. 

Алгоритм деятельности в мастерской:

  • создание условий для мотивации детей;
  • формулирование целей;
  • подбор нужных средств;
  • реализация;
  • получение результатов;
  • подведение итогов;
  • рефлексия;
  • выход на самостоятельную деятельность ребёнка. 

Опыт МБДОУ «Детский сад № 124 г. Челябинска» по организации детских мастерских 

Плотник детского сада построил дом для кукол, чтобы дети играли в нём с куклами. Но домик пустой, куклам в нём будет неуютно. 

Дети предложили, что нужно сделать в нём, чтобы куклам понравилось. На основе предложений детей выделили четыре направления работы мастерской.

1. Мастерская дизайнеров интерьера 

Творческие профессии: дизайнер интерьера, колорист, багетный мастер. 

Оснащение развивающей среды: 

  • дидактические игры «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Палочки Кюизенера», «Сложи узор», «Мы — дизайнеры», «Подбери заплатку»;
  • наглядные материалы «Инструменты», «Такая разная мебель», альбомы «Моя любимая комната», «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Мой дом»;
  • коллекции «Виды обоев», «Коллекция тканей», «Виды багета», «Отделочные материалы», «Коллекция кафельной плитки», «Интерьер»;
  • алгоритмы и модели трудового процесса;
  • оборудование колбочки, пипетки, деревянные палочки, полоски-тестеры и другое, схемы для смешивания цветов, цветовая палитра;
  • материалы для изобразительной деятельности, нетрадиционные материалы для декора ленты, перья, бусины, веточки и так далее;
  • трафареты, штампы, шаблоны, заготовки для обрамления картин и фотографий, белые халаты, защитные очки, резиновые перчатки.

Дети погружаются в творческие профессии:

  1. Дизайнеры составляют проект интерьера каждого помещения в доме, выбирают отделочные материалы для ремонта, подбирают необычные цветовые решения для интерьера.
  2. Колористы добывают нужный оттенок цвета путём смешивания в специальной мобильной лаборатории.
  3. Багетные мастера изготавливают рамки для картин и фотографий из разных материалов дерева, картона, пластика, природного материала, а затем декорируют их.

Сначала дизайнеры сами придумывали материалы для ремонта: производили обои, кафельную плитку ручной работы, декорировали эти материалы с помощью трафаретов, шаблонов, наклеек, отправляли на просушку.

2. Мастерская по ремонту жилья 

Профессии: маляр, плиточник, электрик. 

Оснащение развивающей среды: 

  • алгоритмы, схемы, модели трудового процесса;
  • альбомы «Инструменты», «Виды отделочных материалов», «Что нужно знать электрику», «Что нужно для ремонта»;
  • коллекции «Инструменты для ремонта», «Коллекция обоев», «Отделочные материалы»;
  • электронный конструктор, схемы сборки, чемоданчик электрика с инструментами;
  • рулоны обоев, заготовки из ПВХ-пластика для изготовления плитки;
  • нетрадиционные материалы для декора, наклейки, материалы для изобразительной деятельности;
  • фартуки, резиновые перчатки;
  • валики, кисти, шпатели, лотки для клея;
  • трафареты, штампы, шаблоны.

3. Мастерская плотника 

Профессия: плотник. 

Оснащение развивающей среды:

  • специальный верстак для плотника с настоящими инструментами (молоток, отвертки, ножовки, уровень, рулетка и др.) и тиски;
  • дидактические материалы «Мебель», «Профессии», «История мебели»;
  • альбомы «Мебель в моем доме», «Мебельный салон», «Инструменты плотника», «Виды гвоздей»;
  • пооперационные карты сборки мебели, модели трудового процесса, технологические карты изготовления кукольной мебели;
  • деревянные заготовки;
  • разные виды строительного конструктора и так далее.

4. Швейная мастерская 

Профессии: швея, закройщик, вышивальщица. 

Оснащение развивающей среды:

  • швейные машинки;
  • наборы швеи и закройщицы (сантиметровые ленты, нитки, лекала, мелки, иголки);
  • альбомы «Лоскутное шитье», «Шьем для дома», «Чудеса из ненужных вещей», «Плетение», «Наши руки не знают скуки», «Моя мама — рукодельница» и другие;
  • наборы вышивальщицы (пяльцы, нитки мулине, схемы вышивки, иголки, наборы для декора);
  • фартуки, косынки;
  • коллекции журналов «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Пэчворк», «Плетем из бисера», «Плетем из ниток», «Мой дом»;
  • пооперационные карты по ручному труду, схемы, модели трудового процесса;
  • материалы для декора.

Возможный результат работы в мастерских — создание уютного кукольного дома с электричеством, мебелью, домашним текстилем (скатертями, постельным бельём, лоскутными одеялами, занавесками), картинами и фотографиями.

Кроме этих профессий, можно вместе с дошкольниками изучить профессии часовщика, кровельщика, ландшафтного дизайнера, гончара и других. 

В процессе работы закладываются основы таких личностных качеств как привычка к труду и способность работать в коллективе. Дети начинают понимать, что все люди трудятся на благо других людей, и они тоже могут делать что-то полезное.

Занятие 7. Программа профориентации дошкольников на основе классификации Е. А. Климова 

Программы по ранней профориентации можно составлять на основе классификации Е.А. Климова, учитывающей факторы, с которым взаимодействует человек той или иной профессии. Разберём каждый из них.

Человек — Человек 

Специалисты этого типа руководят группами, коллективами, сообществами людей, придают некоторую упорядоченность общественным процессам в соответствии с поставленными целями, учат и воспитывают людей разных возрастов, лечат, обслуживают материальные, духовные и социальные потребности людей. 

Предмет их интереса — социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. 

Примеры профессий: продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, инспектор ГИБДД, учитель.

Человек — художественный образ 

Представители профессий этого типа воплощают идеи или определённое настроение в целостном образе, оценивают и анализируют это воплощение. 

Примеры профессий: артист, художник, музыкант, режиссёр, дизайнер модной одежды. 

Человек — техника

Представители профессий этого типа производят продукты труда, виды и формы энергии, создают инструменты деятельности. Создают и поддерживают в работоспособном состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают материалы.

Примеры профессий: строитель, инженер, слесарь-сборщик, автомеханик, изобретатель. 

Человек — природа 

Представители профессий этого типа выращивают растения, животных и микроорганизмы. Создают условия для размножения и развития живых организмов, контролируют эти процессы и управляют ими, используя технические средства, соответствующие логике биологических закономерностей. 

Примеры профессий: тракторист-машинист, агроном, ландшафтный дизайнер, животновод, лесник, флорист, зоотехник, ветеринар. 

При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых на основе данной классификации необходимо руководствовать психолого-педагогическим принципом «от простого к сложному», учитывая возрастные и психологические особенности детей. 

В младшей группе дети знакомятся с профессиями людей ближайшего окружения: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, врач, повар, продавец. Знания закрепляются во время сюжетно-ролевой игры, беседы, наблюдения за выбором игр и игрушек. 

В средней группе можно познакомить дошкольников с профессиями шофёра, почтальона, врача и профессиями родителей. 

В старшей группе добавляются профессии учителя, работника сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства. 

В подготовительной группе к предыдущим профессиям добавляются популярные и редкие профессии, востребованные в родном крае, что соответстветствует территориальному и краевому компонентам, включённым в основную образовательную программу.

Занятие 8. Диагностика для отслеживания динамики работы по ранней профориентации 

Реализуя программу профессионального просвещения дошкольников, необходимо проводить сравнительную психологическую диагностику. 

Для этого можно использовать следующий диагностический инструментарий, позволяющий исследовать динамику знаний, навыков, умений и компетенций в определённых профессиях взрослых. 

  1. Дифференциально диагностический опросник Е. И. Климова, его модификация для старших дошкольников. 
  2. Детский опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых». 
  3. Детский опросник В. П. Кондрашова «Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера)» 
  4. Опросник «Что за профессия?» по серии картинок. 
  5. ТАС — тест апперцепции символов А. П. Афанасьевой. 

Диагностика проводится перед началом реализации программы и по её окончании. Затем проводится сравнительный анализ, показывающий динамику знаний у детей. 

При планомерном психолого-педагогическом сопровождении дошкольников в развитии предпосылок их профессиональной компетентности, можно ожидать следующих результатов: 

  • дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, труде, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и так далее;
  • дети могут выбрать себе род занятий и участников по совместной деятельности;
  • дети положительно относятся к миру, к разных видам труда, другим людям, самим себе, обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных делах;
  • дети умеют договариваться, учитывают интересы и чувства других, сопереживают неудачам, радуются успехам других, адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;
  • у детей развитое воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, дети владеют разными видами и формаи игры, различают условную и реальную ситуацию, умеют действовать по правилам и в рамках социальных норм;
  • дети хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли, чувства и желания;
  • дети способны к волевым усилиям;
  • дети имеют начальные знания о себе, природном и социальном мире, в котором живут;
  • дети способны принимать решения самостоятельно, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 

Дополнительный материал

Методическое пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых «В мире профессий»

Для формирования знаний о труде взрослых ребёнку нужно:
Профессиональное самоопределение дошкольников происходит благодаря:
Что означает принцип открытости при организации ранней профориентации?
Можно ли использовать виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации в профориентационной работе?
Критерии самых эффективных форм работы с дошкольниками:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата