Преподавание литературы в условиях обновления содержания образования в соответствии с ФГОС нового

Преподавание литературы в условиях обновления содержания образования в соответствии с ФГОС нового поколения

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель курса:  совершенствование и развитие у педагогов современных компетенций в области литературного образования в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО.

Объём: 72 часа.

Формируемые компетенции:

  • Владение и реализация в образовательном процессе современных и инновационных методов чтения и обучения.
  • Владение современными педагогическими подходами для приобщения школьников к чтению.
  • Знание и понимание современных требований к уроку литературы в условиях введения ФГОС.

Программа

Занятие 1. Современное состояния проблемы чтения школьников  

Какое место занимает чтение в жизни современных школьников? Как показывают социологические исследования — далеко не первое и даже не второе, но в десятку досуговых предпочтений входит: чтение обошли компьютерные игры, общение в соцсетях и даже телепередачи. 

Подростки не хотят тратить свое свободное время на чтение художественных книг. Основными причинами кризисной ситуации с чтением школьников социологи называют не только приверженность подростков к информационно-коммуникационным технологиям, но и изменение их отношения к книге, от которой они ждут исключительно легкой информации развлекательного характера. 

Кроме того, современные дети предпочитают короткие тексты, объемные произведения им тяжело читать и воспринимать. Особенно это относится к литературе из школьной программы, которую они обязаны знать. Только поэтому классические произведения находятся на первом месте у школьников в списке прочитанных книг.  

Показательны результаты исследования, которое провели сотрудники Российской государственной детской библиотеки. Оказалось, что:

  • чтение подрастающего поколения все больше трансформируется, перемещается из оффлайна в онлайн (из физической среды в электронную);
  • визуальная культура оказывает на детское чтение все большее влияние;
  • меняются привычки и способы действий детей и подростков при их взаимодействии с информацией, в том числе, с текстами в разных форматах; 
  • изменяется характер чтения, оно становится все более фрагментарным, клиповым; 
  • все больше детей и подростков читают литературу онлайн;
  • усиливаются гендерные различия; 
  • увеличивается разница между чтением девочек и чтением мальчиков;
  • родители, педагоги и библиотекари полагают, что для детей наилучшими являются именно бумажные книги и журналы, тогда как для подростков сейчас уже более характерен электронный вариант чтения, особенно, из интернета; 
  • многие подростки используют интернет для того, чтобы получить больше информации, в том числе, и о литературе, конкретных авторах и книгах; 
  • культурные «матрицы» родителей, педагогов и подростков стали очень разными, поскольку подростки ориентированы на чтение современной литературы, а родители и педагоги — на литературную классику советских времен. 

Специалисты библиотек отмечают, что в системе ценностей современного общества чтение и книга занимают далеко не самое первое место. Уже в школе чтение перестает быть культурной потребностью и не воспринимается как источник личностного роста, эстетического и духовного развития. 

Чтение выступает в качестве дополнения к учебе и становится фрагментарным, отрывочным. При этом ценность книги начинает определяться тем количеством информации, которое из нее можно извлечь. В этом случае книга утрачивает важнейшие функции: художественно-эстетическую, нравственно-философскую, мировоззренческую, — и начинает восприниматься как обезличенный источник информации (как сайт или гиперссылка). 

Школьники становятся более прагматичными, и в отношении книги и чтения они часто выступают как потребители. Чтение для детей и подростков вне учебы и других занятий сохраняет рекреационный, развлекательный характер. К восприятию «серьезной» литературы, требующей больших духовных, интеллектуальных и эмоциональных затрат, современные подростки просто оказываются не готовы. 

Не удивительно, что наиболее востребованными среди большинства подростков оказываются жанры фантастической и остросюжетной литературы (фэнтези, ужасы, детективы, комиксы). В последнее десятилетие чтение подростков во многом носит довольно случайный характер и часто определяется модой у сверстников и молодежи. 

Вместе с тем исследования показали, что молодое поколение читает, но не привычные старшему поколению книги, а тексты других форматов, слушает аудиокниги, и, главное, хочет поделиться своим мнением о прочитанном, и делает это, читает и оставляет свои отзывы не в читательских дневниках, а на сайтах электронных библиотек и книжных магазинов, на сайтах детских издательств, где участвует в конкурсах на лучшую изданную книгу. 

Одной из важных задач современной школы является воспитание читателей, и это главная цель уроков литературы. 

Чтение художественных произведений, сопровождаемое знакомством с жизнью и творчеством их авторов, с необходимыми теоретическими понятиями, анализ текстов, творческие работы, связанные с прочитанным, и многое другое, чем занимаются обучающиеся на уроках литературы, способствует становлению читателя. Внеурочная деятельность, направленная на приобщение к чтению, — традиционные библиотечные уроки, литературные конкурсы, олимпиады, декады литературы, одновременно охватывающие обучающихся всех классов, — помогает воспитывать юных читателей. 

Но достаточно ли этого? Ведь ситуация с чтением в последние годы не изменилась: по-прежнему у школьников отсутствует мотивация к чтению, от которого они ждут развлекательности, многие подростки считают, что их принуждают читать, некоторые не любят читать и не читают вовсе. 

Что бы ни писали о кризисе чтения, практика показывает, что школьникам хочется узнавать о новинках детской литературы. Они с удовольствием слушают занимательную информацию о книге, остросюжетные фрагменты художественного текста привлекают их внимание, отзывы одноклассников вызывают желание читать. Они хотят обсуждать самостоятельно прочитанную книжку со сверстниками и учителем, высказывать собственное мнение о событиях и героях, задавать свои вопросы. Школа должна предоставлять им такую возможность, иначе в результате книга не только не приобретет новых читателей, но и потеряет прежних. 

Занятие 2. Обновление системы внеклассного чтения

Приобщение к чтению, расширение читательского кругозора через дополнительное чтение, наработка читательского опыта — первостепенная задача уроков внеклассного чтения. Уроки литературы, на которых обязательным являются чтение и изучение определяемых программой художественных произведений, выполняют, прежде всего, учебную задачу по повышению квалификации школьника-читателя, а специальные уроки должны приобщать к чтению, мотивировать интерес к книге, прививать любовь к чтению, чтобы ребенок пронес ее через всю жизнь. 

Обратная связь с учителями показывает, что устарела школьная система внеклассного чтения, ее надо менять. Требуют обновления цели, содержание, методика проведения уроков внеклассного, а может быть, досугового, или точнее, самостоятельного чтения, ведь книги для этих уроков выбирают и читают подростки самостоятельно, а не по принуждению учителя литературы. Это не обязательное, а свободное чтение.

Нетрадиционные формы уроков самостоятельного чтения представлены в «Методических материалах для проведения неформальных уроков литературы в 5–11 классах».

Перечислим виды уроков внеклассного/самостоятельного чтения:

  • урок-обсуждение книг, например, «Книги – наши друзья»; 
  • урок-обзор «Книжные новинки»; 
  • урок-реклама прочитанной книги, например, «Предлагаю прочитать!»; 
  • урок-портрет литературного героя, например, «Мой герой»; 
  • урок-конкурс, например, «Лучшая книга» и другие. 

Урок-обсуждение

К уроку-обсуждению школьники и учитель заранее совместно определят, какие произведения вызывают интерес, в какой форме будет представлена книга, нужно предложить прочитать ее остальным обучающимся, чтобы обсуждение прошло продуктивно. 

Не стоит пугаться, что обучающиеся могут предложить для чтения книгу недостаточно высокого художественного уровня. Подготовка к уроку и обсуждение такого произведения позволят увидеть его литературное несовершенство. 

Пусть ребята спорят, отстаивая свое мнение, применяют знания и навыки, полученные на уроках литературы в процессе изучения классических образцов. Со временем уровень их читательской квалификации будет расти, качественно улучшится самостоятельный выбор книг для чтения. 

Урок-обзор

«Книжные новинки» может подготовить как учитель, так и ученики. Задачей таких уроков будет знакомство ребят с новыми авторами и произведениями. 

В настоящее время достаточно сложно ориентироваться в огромном потоке выпускаемой книжной продукции. Навигатором могут служить литературные премии, конкурсы на лучшую книгу для детей, книжные выставки и ярмарки, информация о которых широко представлена в Интернете. Такие уроки целесообразно проводить хотя бы один раз в год. 

Урок-реклама 

На уроке-рекламе обучающиеся представляют прочитанную ими книгу, возможно, в виде яркой тематической презентации, небольшой инсценировки или выразительного чтения фрагмента, иллюстрирования произведения с комментариями.  

Урок-портрет

В центре внимания урока-портрета будет литературный герой, как положительный, так и отрицательный. Школьники активно создают словесный портрет героя самостоятельно прочитанного произведения, выявляют и оценивают качества его характера, выражая собственное отношение к его поступкам. 

Здесь ребята обнаруживают свое умение анализировать художественный текст, обобщать и делать выводы. Кроме того, такие уроки имеют большое воспитательное значение. 

Урок-конкурс

Проводится на самую лучшую книгу. Особенно интенсивно школьники проявят умение формулировать собственное мнение, обосновывать его, ведь нужно быть очень убедительным, чтобы доказать, что выбранная книга самая интересная, она достойна того, чтобы ее прочитали другие. 

На уроках самостоятельного чтения изменится роль учителя: он будет консультировать в выборе книг, участвовать в обсуждении прочитанного, когда юные читатели захотят рассказать о понравившихся им произведениях, поделиться своими впечатлениями. 

Хорошо, если ребята будут представлять на уроках самостоятельно прочитанные книги современных авторов, а результатом таких обсуждений может стать коллективный проект «Навигатор в мире современной детской литературы» с перечнем и аннотациями прочитанных книг или рекомендательный список литературы, составленный школьниками индивидуально или группами.

Таким образом, подростки будут читать книги, которые интересны им и их сверстникам, не по принуждению, а по собственному выбору, для представления книг они смогут использовать цифровые технологии, что тоже способствует приобщению школьников к чтению. На уроках самостоятельного чтения происходит расширение читательского кругозора обучающихся, развиваются их литературный вкус и творческие способности, что благотворно скажется на литературном образовании школьников в целом.  

Занятие 3. Применение стратегий чтения на уроках литературы 

Стратегиальный подход к чтению школьников можно считать достаточно результативным. Использовать его целесообразно на уроках литературы, уроках внеклассного чтения, во внеурочной деятельности школьников. Принято считать, что стратегии — «это план-программа совместной деятельности, где очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя», который «сначала показывает ему, как это нужно выполнить, потом они делают это вместе с учителем, потом вместе в парах, вместе с учащимися, а потом ученик может работать самостоятельно дома или в любом месте».

Стратегия чтения — это план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включает в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие “чтец-текст”.

Актуален в современной школе «стратегиальный подход к обучению чтению» (технология Н. Н. Сметанниковой).  

Первоочередная задача учителя — отобрать те стратегии, которые целесообразно использовать в работе с художественными текстами в соответствии с учебной задачей: у школьников необходимо сформировать не только навык самостоятельного чтения, но и понимания содержания литературного произведения, умения извлекать из него нужную информацию, интерпретировать ее, давать критическую оценку. 

В арсенале учителя литературы могут быть самые разные стратегии чтения. Приведем примеры некоторых, определим их цели и место в изучении художественных произведений. Ниже представлены стратегии чтения из пособия для учителя Н. Н. Сметанниковой. 

Существуют такие стратегии чтения, как: 

  • Предтекстовые стратегии
  • Текстовые стратегии
  • Послетекстовые стратегии

Предтекстовые стратегии

Предтекстовые стратегии определяют задачи чтения, актуализируют знания школьников, знакомят с ключевыми словами, необходимыми понятиями, обучают умению прогнозировать содержание, мотивируют на чтение. Предтекстовые стратегии применяются до прочтения художественных произведений. 

1. «Рассечение вопроса» 

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. 

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте. 

2. «Соревнуемся с писателем» 

Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов предугадывания содержания произведения. 

Ученикам дается установка: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. 

Текстовые стратегии

Текстовые стратегии обучают тому, как выдвигать гипотезу о содержании, подтверждать или опровергать ее, помогают осмыслить прочитанное, развивают рефлексию, по сути, помогают восприятию художественных произведений, обучают их анализу. 

Текстовые стратегии применяются во время или после чтения. По отзывам учителей литературы они иногда применяют на уроках стратегии «Дерево вопросов», «Мозговой штурм», «Спросите автора». 

Представляют интерес стратегии работы с текстами средних и больших жанров (повесть, роман): «Обзор» в модификации «Экскурсия по главе книги», «Следуйте за персонажем» (с составлением граф-схем), «Цитаты действующих лиц». 

Также найдут свое место на уроке стратегии работы с текстами малого жанра (анекдот, сказка, рассказ, новелла): «Рассказ» с использованием графсхемы, «Поставь проблему — предложи ее решение». Представим некоторые текстовые стратегии подробнее. 

1. «Чтение про себя с вопросами» 

Цель: формирование умений вдумчивого чтения. 

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором». 

2. «Чтение с остановками» 

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. 

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка». 

3. «Дневник двойных записей» 

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 

Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны:

  • в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; 
  • в правой — написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. 

Послетекстовые стратегии

Послетекстовые стратегии обучают интерпретировать художественные произведения и корректировать собственную интерпретацию в соответствии с пониманием авторского замысла, обращать внимание на детали, ключевые слова, идеи, обобщать содержание, составлять свое мнение и аргументировать его. Послетекстовые стратегии применяются во время или после чтения произведений. 

1. «Черты характера» 

Цель: обучение интерпретации текста. 

Представлен список общих черт характера. Нужно отметить черты характера, которыми обладает герой книги и подтвердить свое мнение эпизодом из книги. 

2. «Список тем книги»

Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем. 

  1. Сначала выбираются близкие к личной интерпретации темы из готового списка. 
  2. К ним добавляются свои темы и объясняется выбор.
  3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения, представляет ее, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаясь или нет с его точкой зрения. Учащийся берет на себя ответственность за подготовку темы, отбирает примеры из текста, готовит аргументы в пользу своей интерпретации прочитанного текста, учится защищать свое понимание произведения. 

Методические рекомендации по использованию стратегий чтения

Стратегии продвижения книг

Отдельно выделим стратегии продвижения книг, которые обучают выбирать и презентовать прочитанные произведения, их можно применять на уроках самостоятельного чтения.

1. «Выбор книги»

Суть сводится к тому, что, считав с обложки книги графическую и текстовую информацию, познакомившись с аннотацией, сделав прогноз о возможном содержании книги, школьник принимает решение, будет ли он ее читать. 

Учитель и/или подготовленные учащиеся приносят несколько книг и по очереди выступают, задавая вопросы, обязательно должен прозвучать небольшой фрагмент, чтобы в результате участвующие в выборе могли сделать подборку книг для чтения. 

2. «Информационная карточка книги» (ИКК)

Одна из самых удобных и подвижных стратегий продвижения книг. ИКК меняется в зависимости от целеполагания. 

Задача: напомнить, о чем книга и кому ее можно порекомендовать для чтения.

Содержание:

  1. Автор
  2. Название
  3. Выходные данные 
  4. Жанр
  5. О чём?
  6. Для кого написана?
  7. Мнение о книге

Задача: привлечь внимание к книге и порекомендовать ее другим.

Форма: закладка.

Содержание:

  1. Автор
  2. Название
  3. Моё мнение
  4. Читатель № 1
  5. Читатель № 2
  6. Читатель № 3 

Задача: обратить внимание на определенный эпизод.

Форма: закладка.

Содержание:

  1. Автор
  2. Название
  3. Моё мнение
  4. Обратить внимание

Такие закладки можно использовать в школьном буккроссинге, помещая их в прочитанной книге.

Занятие 4. Пути приобщения школьников к чтению

Учитывая недостаточное количество учебных часов на предмет «Литература», довольно объемные программы по литературе, которые должны изучить и усвоить обучающиеся, на самостоятельное чтение у них остается все меньше свободного времени, а увлечение ИКТ, отсутствие мотивации отодвигают чтение все дальше в досуговых приоритетах школьников.

В такой ситуации целесообразно ввести в школе урок свободного чтения. На этом уроке школьники будут читать именно художественные книги. Не должно быть обсуждения прочитанного, анализа произведения и прочей деятельности, которая характерна для уроков литературы и уроков внеклассного чтения.

На уроке свободного чтения учитель становится консультантом, который в индивидуальном порядке отвечает на вопросы читающих школьников, возможно, это будут комментарии (историко-культурный, бытовой, лексический). Такой урок может быть включен в расписание или присутствовать в сфере внеурочной деятельности школьников. Заменить учителя литературы может библиотекарь или подготовленный классный руководитель. 

На уроке свободного чтения дети будут читать произведения по собственному выбору, приносить книгу на урок и читать, так как именно на чтение им не хватает времени. Обучающиеся, особенно в 5–8 классах, с нетерпением ждут этого урока, с удовольствием читают художественную литературу. Учителя отмечают, что во второй половине занятий после урока свободного чтения учебная деятельность школьников активизируется, они лучше воспринимают и усваивают новый материал, активнее работают на уроках.

Если ребенок забыл книгу дома, нужно дать ему возможность получить другую. Например, он может взять ее с «Мобильной книжной полки» в кабинете литературы, которую охотно пополняют сами ребята, используя принцип буккроссинга — «безопасное место». 

Буккроссинг (в переводе с английского — «перекрёстный обмен книгами») — это международное общественное движение любителей литературы. Его цель — «освободить» книги, то есть отпустить их в свободное плавание. Прочитав произведение, человек оставляет томик в людном месте — парке, кафе, вагоне метро.

Эта концепция применяется и в школе. Прочитав книгу, школьник по собственному желанию оставляет ее на полке. Над полкой уместным будет девиз буккроссинга: «Прочитал книгу — отдай другому!». 

«Мобильная книжная полка», как безопасное место, и уроки свободного чтения будут способствовать привлечению школьников к чтению. Вместе с книгами на полке могут находиться:

  1.  специальный журнал, в который одни ребята вносят записи об оставленной книге, другие отмечают, что взяли ее почитать, 
  2. «Книга отзывов», куда читатели записывают свои впечатления о прочитанной книге. 

Такая несложная работа, не требующая много времени, будет способствовать литературному развитию школьников, учитель сможет наблюдать за расширением читательского кругозора своих учеников, учитывать их читательские предпочтения для организации уроков внеклассного чтения, индивидуально привлекать к их подготовке обучающихся.

Целесообразно активнее использовать внеурочную деятельность учащихся: организовывать читательские и дискуссионные клубы, конференции, литературные экскурсии и другие известные традиционные мероприятия, которые не потеряли своей актуальности в деле приобщения школьников к литературе, к чтению. Если школьникам интереснее подбирать и читать книги в электронной библиотеке, пользоваться электронной книгой, интернет-ресурсами, слушать аудиокниги, то надо научить их, как это делать правильно. Ведь главное — сформировать привычку к чтению, развить художественный вкус, способствующий выбору высокохудожественных произведений, а это воспитывается на уроках литературы. 

Есть еще одна проблема — недостаток навигации в море книжной продукции. Как помочь школьнику, да и учителю ориентироваться в новых книгах? Таким навигатором могут стать международные и российские литературные премии и конкурсы на лучшую детскую книгу, например: 

  • международная литературная премия имени Х.-К. Андерсена, 
  • мемориальная премия Астрид Линдгрен, 
  • литературный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, 
  • международная детская литературная премия имени В. Крапивина, 
  • международная литературная премия имени П. П. Ершова, 
  • литературная премия «Алиса» и другие. 

Полезными могут быть детские литературные журналы, в том числе интернет-журналы, которые публикуют обзоры детских книг, например, журнал «Читайка», выпускаемый «Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира», «Папмамбук», предлагающий книги для чтения «по возрастам», дающий рекомендации «что и как читать», детский сказочный журнал «Почитай-ка» и другие.

Участвовать в привлечении детей к чтению может не только учитель, чьи профессиональные задачи гораздо шире — обучать школьников литературе. Воспитание читателя — основная часть этой задачи. Приобщать школьников к чтению с помощью стратегиальных подходов могут родители, которым важно наблюдать, как развиваются читательские потребности их ребенка.

Дома это может быть ежедневный час чтения «Читаем вместе», когда дети и родители читают каждый свою книгу, впоследствии обмениваются впечатлениями о прочитанном. Совместное чтение может стать первым шагом к налаживанию отношений, к взаимопониманию детей и родителей. Таким образом будут достигаться не только предметные, личностные и метапредметные результаты изучения литературы в школе, требуемые ФГОС, но и возрастет мотивация к чтению. 

Обновление системы внеклассного чтения, применение стратегиальных подходов к чтению, использование цифровых образовательных технологий, систематическое чтение обучающихся в школе и дома, в том числе вместе с родителями, будут способствовать воспитанию школьников как современных читателей, способных самостоятельно выбрать книгу для чтения, осмыслить прочитанное, сформировать свое мнение о нем и дать ему собственную оценку, что поможет в государственном деле преодоления системного кризиса читательской культуры.

Занятие 5. Формирование планируемых результатов обучения литературе в единстве и взаимосвязи

Как надо работать над достижением школьниками предметных результатов учителя знают, а с личностными и метапредметными испытывают затруднения. Художественная литература учит мыслить образами, ставить себя на место литературного героя, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к другому человеку, что способствует достижению учащимися личностных результатов. 

Приведем примеры вопросов, нацеленных на достижение личностных результатов. Это задания воспитательного характера: 

  • Какое качество объединяет героев стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»? 
  • Как бы вы себя вели на месте Тома Сойера в пещере, с тетей Полли, на острове пиратов с друзьями? Какие черты его характера вы бы хотели воспитать в себе, а какие нет? Свой ответ поясните. 
  • Какие чувства вы испытывали, читая стихотворение С. Есенина? Как изображена в нем природа? 
  • Как жил Маленький принц на своей планете, чем он занимался? Как вы понимаете слова героя: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»? 
  • Почему одного из героев рассказа А. И. Куприна называли «чудесный доктор»? Вы согласны, что доктор совершил чудо? Свою точку зрения обоснуйте. 

К метапредметным результатам относится овладение школьниками

  • универсальными познавательными действиями (логическими, исследовательскими, работой с информацией), 
  • универсальными коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность), 
  • универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль (рефлексия), принятие себя и других и пр.). 

Задания, способствующие достижению метапредметных результатов, должны быть составлены таким образом, чтобы школьники учились 

  • самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, 
  • ставить и формулировать задачи, 
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения, 
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, 
  • осуществлять самоконтроль, 
  • «осознанно относиться к другому человеку, его мнению», 
  • «признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая»; 
  • «уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности» и так далее.

Выделим в группы задания, нацеленные на достижение метапредметных результатов.

Логические действия

Первая группа заданий (логические действия) способствует выработке умений характеризовать, определять признаки, классифицировать, обобщать, делать выводы, формулировать вопросы, работать с информацией и прочее. 

Примеры: 

  • Прочитайте описание природы, выберите эпитеты, определите их функцию в пейзаже. По каким признакам вы определяли эпитеты? 
  • Соберите материалы для характеристики героя. Обобщите данные и сделайте вывод о его характере. 
  • Распределите героев по группам. Какие общие признаки помогли вам это сделать? 
  • Подготовьте интерактивный список (гиперссылки) произведений современного автора детской литературы с аннотациями. Воспользуйтесь ресурсами Интернета.

Коммуникативные действия

Вторая группа заданий способствует овладению коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность). 

Примеры:

  • Подготовьте викторину по творчеству А. С. Пушкина. На заключительном уроке по творчеству великого поэта организуйте ее проведение, привлеките к работе своих одноклассников. Подумайте о том, какие задания в подготовке викторины вы им поручите, как они будут участвовать в проведении мероприятия. 
  • Поучаствуйте в подготовке и проведении урока внеклассного чтения вместе с учителем и одноклассниками. Предложите для обсуждения понравившуюся вам книгу, продумайте, как вы будете ее презентовать, придумайте вопросы для обсуждения книги. Посоветуйтесь с учителем. Если эту книгу прочитал еще кто-то из одноклассников — пригласите его в свой проект. 
  • Подготовьте вместе с одноклассниками выразительное чтение по ролям фрагмента юмористического рассказа. Подумайте, как надо читать, чтобы сохранить юмористический характер произведения.

Регулятивные действия

Третья группа заданий способствует овладению регулятивными действиями (самоорганизации, самоконтроля, принятию себя и других). 

Примеры:

  • Представьте, что вы оказались на острове пиратов вместе с Томом Сойером и его товарищами. Что бы вы изменили в их образе жизни, о чем предупредили бы, в чем постарались бы убедить? 
  • Вы прочитали рассказ Л. Андреева «Кусака». Как вы считаете, правы были хозяева дачи, оставив собаку в одиночестве, или, на ваш взгляд, нужно было повести себя иначе. Поразмышляйте, что можно было сделать, чтобы поверившая людям Кусака не испытала уже второе предательство. 
  • Организуйте обсуждение литературного героя (например, Евгения Онегина, Митрофанушки, Башмачкина). Подготовьте вопросы, составьте собственную характеристику героя. Проведите обсуждение в классе. Как вы отнесетесь к тому, что мнения о герое не будут совпадать с вашим? 

Обратим внимание, что, выполняя задания, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов, школьники одновременно учатся анализировать произведения, давать собственную оценку событиям и поступкам героев, что можно отнести к предметным результатам. Обучающиеся овладевают ключевыми понятиями, становятся внимательными к слову. 

Очень важно, чтобы школьники учились коллективно обсуждать темы, характеризовать литературных героев, уметь формулировать и аргументировать свое мнение, давать собственную оценку прочитанному. Эти умения — вести диалог, давать характеристики, формировать и высказывать свое мнение, обобщать, делать выводы — относятся к метапредметным. Характеризуя описанную в произведении ситуацию или размышляя над поставленной автором проблемой, или оценивая поступки героя и аргументируя свое мнение, школьники работают над достижением не только предметных результатов, но и личностных. 

Подобные многоцелевые задачи, работающие на достижение школьниками одновременно предметных и метапредметных, предметных и личностных результатов, предметных, метапредметных и личностных результатов можно считать комбинированными.

Примеры комбинированных заданий, нацеливающих на достижение планируемых результатов: 

  • Как жил Маленький принц на своей планете, чем он занимался? Как вы понимаете слова героя: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»? Поразмышляйте об этом, а свои размышления запишите в виде эссе в тетрадь по литературе. 
  • Как бы вы себя вели на месте Тома Сойера в пещере, с тетей Полли, на острове пиратов с друзьями? Какие черты его характера вы бы хотели воспитать в себе, а какие нет? Запишите их в таблицу. 
  • Соберите материалы для характеристики героя. Обобщите данные и сделайте вывод о его характере. Вы бы хотели быть на него похожим? Свой ответ обоснуйте.
  • Распределите героев по группам. Какие общие признаки помогли вам это сделать? С какими героями вы хотели бы подружиться? Что вас в них привлекает? 
  • Поучаствуйте в подготовке и проведении урока внеклассного чтения вместе с учителем и одноклассниками. Предложите для обсуждения понравившуюся вам книгу. Напишите, чем она вас привлекла, возможно, чему-то научила? Продумайте, как вы будете ее представлять (мультимедийная презентация, буктрейлер), придумайте вопросы для обсуждения книги. Посоветуйтесь с учителем. Если эту книгу прочитал еще кто-то из одноклассников — пригласите его в свой проект.

Таким образом, нет необходимости специально составлять отдельные задания, рассчитанные на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Планируемые результаты, достигаемые школьниками в процессе литературного образования взаимосвязаны: выполняя задания, казалось бы, предметного характера, вместе с тем, обучающиеся достигают личностных и метапредметных результатов. Учитель может контролировать ситуацию, менять формулировки заданий, чтобы они имели необходимый комбинированный характер.

Занятие 6. Применение скрайбинга на уроках литературы

Скрайбинг — процесс создания визуального конспекта, донесение сложного смысла в виде простых образов, с помощью визуальных метафор.

Преимущества скрайбинга: 

  • доступность приема для всех учащихся; 
  • обязательное использование цитат, что предполагает индивидуальную и групповую работу с текстом, чтение произведения; 
  • лучшее усвоение информации. 

Техника скрайбинга предполагает структурирование и упорядочение информации, использование «визуальных метафор», позволяет «визуальному и вербальному мышлению активно работать вместе». При этом процесс визуализации совпадает с процессом обсуждения. 

Оригинальность скрайбинга в сотворчестве, в рождении визуального конспекта в реальном времени — в отличие от презентации Power Point. На уроке литературы, построенном на использовании такого приема, ученикам понадобится лист бумаги А4, который потом можно вклеить в тетрадь по литературе, либо специальный скетчбук, который пригодится им в течение нескольких лет, маркеры для рисования, текст художественного произведения.  

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.

Достаточно вспомнить, как каждый из нас учился в школе. Были уроки, которые тянулись бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. И конечно, учительница, заставая ученика за рисованием, говорила: «Ай-яй-яй», — или писала замечание в дневнике. И мир текста всё больше и больше поглощал наше визуальное начало, присущее всем людям.

Наша визуальная составляющая все же пыталась иногда пробиться, но в голове у нас начала складываться картина, что делать наброски на серьёзных уроках нельзя. Что мы взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.

Что произошло, когда мы выросли? У большинства из нас закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Правда? Но скетч может нарисовать каждый из нас. Да и мыслим мы не текстом, а именно образами. Когда вы думаете о море, что вы представляете: слово «море» или картинку с морем?

Скрайбинг предназначен для объяснения сложных смыслов, образования, продвижения и рекламы, презентаций и докладов, ведения записей и дневников. Его можно использовать любому человеку каждый день. Да, во всех этих сферах есть свои технологии, но автомобиль же изобрели? И мы считаем, что лучше использовать современные технологии.

Разновидности скрайбинга: 

  • Видеоролики — создание и использование готового видеоролика в скрайбинге.
  • Скрайбинг на мероприятиях, таких как конференции, семинары, презентации, обучение. Скрайбер производит отрисовку основного смысла прямо в процессе мероприятия.
  • 3D-скрайбинг — использование 3D-ручек для создания образов в объёме. В итоге получается красивая история, которую можно потрогать и оставить на память.

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до людей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок люди теряют суть вашего рассказа.

Поэтому рекомендуется выстраивать подготовку следующим образом:

  • Придумать идею. Она должна быть понятной и цеплять аудиторию.
  • Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, что вы будете говорить и какими образами передадите смысл.
  • Отрисовать скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
  • Смонтировать видеоролик или провести скрайбинг-сессию.

При создании визуального конспекта по литературе в него обязательно вносятся цитаты, что предполагает индивидуальную или групповую работу с текстом, чтение фрагментов произведения на уроке, возвращая к основной цели литературного образования в школе. При использовании скрайбинга создается иллюзия импровизации со стороны учителя, однако его конспект должен быть выверен — он направляет работу учеников по созданию собственных конспектов в течение урока. 

Когда скрайбинг уже освоен школьниками, можно предложить им самим решить, какие контейнеры и символы использовать, какой подбирать цвет. Конечно, это обсуждается коллективно. Подобный подход, процесс совместного творчества вызывает интерес у учащихся, развивает их воображение, логическое и ассоциативное мышление. Скрайбинг способствует лучшему усвоению информации. К примеру, школьники не просто составляют сравнительную характеристику — подобный вид работы в форме таблицы традиционен для уроков литературы — они подбирают ассоциации, узнаваемые символы, располагают их в определенном порядке, запоминают, потому что не только записывают, но и зарисовывают информацию и делают это осознанно.

Примеры использования скрайбинга в статье Устиновой Л. Ю. “Скрайбинг на уроках литературы: создание визуального конспекта”  

Занятие 7. Требования к современному уроку литературы в условиях введения обновлённых ФГОС

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах — стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются ее структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897, ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Основной акцент в системе школьного образования ХХI в. делается на интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве и «выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования».

Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора. Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

К современному уроку литературы в условиях введения ФГОС предъявляются следующие требования:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Занятие 8. Основные этапы современного урока литературы в условиях введения обновлённых ФГОС

Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов. 

1-й шаг. Определение нового

Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования.

2–й шаг. Конструирование проблемной ситуации

Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. 

Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». 

Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. 

Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3-й шаг. Планирование действий

Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть — коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. 

При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. 

Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4-й шаг. Планирование решений

Планируя решение проблемы, необходимо: 

  • во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; 
  • во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки;
  • в-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы.

Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. 

Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. 

Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5-й шаг. Планирование результата

Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания

Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным видом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации; 
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните.

Формулировки:

проанализируйте, докажите

(объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или

модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

В основном — нет

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Занятие 9. Метапредметный урок. Что должен учитывать учитель? 

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

  • что я делаю? (предмет деятельности)
  • для чего я это делаю? (какова цель)
  • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
  • какой это дает результат?
  • за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего учитель работает на результат.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

  • общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний);
  • логические (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения);
  • постановка и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия — действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Традиционный подход

Метапредметный подход

Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.

Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

Осознание понятий и работа с ними в рамках учебного предмета.

Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

 

Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями: 

  • Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).
  • Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.

Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.

Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Особенности метапредметного занятия:

  1. Это интегрированное занятие.
  2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Примеры метапредметных категорий:

  1. Определение и понятие.
  2. Рисунок и схема.
  3. Знание и информация.
  4. Цель и задача.
  5. Роль и позиция.
  6. Модель и способ.
  7. Содержание и форма.
  8. Знание и незнание.
  9. Порядок и хаос.
  10. Изменение и развитие.
  11. Простое и сложное.

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требования к учителю:

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов. 
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

Дополнительные материалы

Вебинар “Обновление содержания филологического образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения”

Итоговое тестирование

Существуют такие стратегии чтения, как: (2 верных ответа)
Виды уроков внеклассного/самостоятельного чтения: (2 верных ответа)
Скрайбинг – это:
В группы заданий, нацеленных на достижение метапредметных результатов, входят: (2 верных ответа)
К личностным универсальным учебным действиям относятся: (2 верных ответа)
Метапредметный урок — это:
Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать такие этапы, как: (2 верных ответа)
К разновидностям скрайбинга относятся: (2 верных ответа)
Буккроссинг – это:

 

Благодарим за участие!

Корзина