Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе

Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФОП НОО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: совершенствование у педагогов навыков формирования финансовой грамотности школьников на уроках.

Объем: 56 часов.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Понимание роли и цели формирования финансовой грамотности школьников.
  • Овладение эффективными методами формирования финансовой грамотности школьника.
  • Овладение приёмами повышения уровня финансовой грамотности у родителей школьников.
  • Навыки внедрения игровых технологий в образовательный процесс с целью формирования финансовой грамотности.

Программа

Занятие 1. Проблема формирования финансовой грамотности школьников: современное состояние в РФ 

Последнее десятилетие XX века во всём мире ознаменовалось возникновением научного интереса к проблеме финансовой грамотности населения. В России тема финансовой грамотности стала актуальной в связи с переходом страны к рыночной модели экономики. 

На сегодняшний день можно условно разделить страны по отношению к проблеме финансовой грамотности населения на три группы. 

Первая группа – это страны с высокой степенью понимания значимости финансовой грамотности населения и масштабности финансового просвещения и образования: США (лидер развития финансового образования населения и решения проблем финансовой осведомленности на протяжении 12 лет), Великобритания, Франция, Германия, Канада, Сингапур, Новая Зеландия. 

Ко второй группе относятся страны с государственным осознанием важности финансового просвещения, но с отсутствием достаточной проработки и должной поддержки со стороны общественности: Голландия, Польша, Италия, Чехия, Австрия, Индия. 

К третьей группе относятся страны с приходящим осмыслением степени влияния финансовой грамотности граждан на экономическое развитие страны. Для этих стран характерно лишь начало процесса инициализации проектов и программ обеспечения финансового образования населения: Россия, Китай. 

Можно констатировать лидирующую позицию государства в решения проблемы финансовой грамотности населения в нашей стране. Государство является и заказчиком, и исполнителем соответствующих работ, преимущественно через систему образования. В каком-то смысле подход к пониманию и определению финансовой грамотности «спускается сверху» и предлагается как эталон, желаемая модель финансовой грамотности человека, максимально эффективная в современных экономических реалиях.

Внедрение финансового образования в нашей стране происходит по каналам распространения знаний в системе образования – через образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты, институты повышения квалификации), которые обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний. Среди таких преимуществ – регулярность занятий, разнообразие педагогических технологий, внимательный подход к формированию образовательной среды внутри учреждения. Этот путь согласуется с мировым опытом, который прямо указывает на то, что распространение финансовых знаний через систему образования является ключевым источником финансовой грамотности населения страны.

Финансово грамотный выпускник школы – хороший результат работы системы образования как инструмента выполнения государственного заказа в решении этого вопроса.

С другой стороны, влияние семьи на финансовую грамотность ребёнка трудно переоценить. Финансово-экономические практики родителей осуществляются на глазах у детей и служат примером для подражания или критического осмысления в зависимости от возраста ребёнка.

Однако утверждение, что современные дети не «приватизируют» целиком и полностью модели финансового поведения родителей, а формируют свои, основываясь на личном опыте и наблюдениях за финансовой жизнью взрослых, требует экспериментального подтверждения или опровержения. 

Реальность такова, что многие финансово-экономические модели поведения взрослых «морально» устарели и не обеспечивают их носителям финансового процветания в современных экономических условиях. Социальное расслоение и финансовое неравенство людей – очевидный факт, который позволяет давать оптимистический прогноз относительно формирования осознанной или неосознанной потребности в формировании финансовой грамотности внутри детской аудитории.

Так, в контексте финансовой грамотности школьников сделаем ряд обобщений:

  1. государство занимает активную позицию в этом вопросе и задаёт высокую планку относительно финансовых знаний, умений, навыков и компетентностей выпускников школ;
  2. на сегодняшний день система образования обладает локальным опытом решения проблемы формирования финансовой грамотности школьников и не занимается этим вопросом системно;
  3. финансовая грамотность школьников формируется стихийно, методом проб и ошибок, под воздействием многих факторов, к важнейшим из которых относится влияние семьи;
  4. уровень финансовой грамотности может быть различным: от хорошо сформированной функциональной финансовой грамотности до полной финансовой неграмотности;
  5. идея возрастосообразности обучающих программ по финансовой грамотности, ориентация на потребности школьников в финансовых знаниях, соответствующих их финансовым практикам, позволит отказаться от общепринятой практики перегружать детей знаниями «впрок», которые они объективно не могут применить в жизни и поэтому трактуют как излишние.

Занятие 2.  Содержание финансовой грамотности: подходы к определению 

Финансовая грамотность (ФГ) является объектом исследования с начала XX века. В Таблице 1 представлены трактовки определения «финансовая грамотность» с позиции экономики, в интересах экономического исследования.

Обобщая, отметим, что исследователи рассматривают финансовую грамотность как «комбинацию осведомлённости, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения индивидуального финансового благополучия». Финансовая грамотность включает в себя и знания, и практические навыки, и установки людей в области личных финансов.

С точки зрения педагогики, понятие «финансовая грамотность» приобретает практико-ориентированное, прикладное значение. 

Так, если в экономических и социологических исследованиях речь шла о способах повышения финансовой грамотности населения, то в педагогических исследованиях ставится вопрос о формирования финансовой грамотности школьников. В определении понятия «финансовая грамотность» акцент существенно смещается именно на грамотность.

Педагогика определяет финансовую грамотность как одну из ключевых компетентностей человека и представляет её как совокупность личностных характеристик, финансовых компетенций и социально-экономических ролей.

Финансовая грамотность может быть определена как совокупность знаний, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заёмщика, налогоплательщика и т. д.

Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности.

Занятие 3. Структура финансовой грамотности 

В структуре финансовой грамотности выделяются базовая и специфическая составляющие, присущие конкретным социально-экономическим ролям.

Содержание базовой составляющей финансовой грамотности определяется формированием функциональной финансовой грамотности в следующих областях:

  • взаимодействие с финансовыми рынками и организациями;
  • краткосрочное финансовое планирование (повседневное поведение);
  • долгосрочное финансовое планирование;
  • личная ответственность при принятии финансовых решений;
  • страхование и управление рисками.

Специфическая (ролевая) составляющая финансовой грамотности как компетентности предполагает совершенствование личностных и социально значимых качеств и содержит в себе:

  • планирование карьеры как средства формирования личного финансового потенциала (работник);
  • кредиты и управление долгами (заёмщик);
  • разработка диверсифицированной инвестиционной стратегии, соответствующей личным целям (инвестор).

Рассмотрение финансовой грамотности как одной из ключевых компетентностей требует включения её в структуру и содержание межпредметных и предметных компетенций общего образования, которые могут реализоваться в модулях финансового содержания:

  • коммуникативная компетенция (владение специфическим финансовым языком);
  • информационная компетенция (владение специфическими финансовыми знаниями);
  • социально-гражданская компетенция (практические навыки финансового поведения).

О. Козлова и В. Москаленко выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента – когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный.

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. 

Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребёнок усвоил в определенный возрастной период. 

Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребёнка к финансово-экономической реальности.

Составляющие процесса формирования финансовой грамотности отражают изменения, происходящие в детстве. Так, безразличное или негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитания, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к финансово-экономической действительности. Только позитивное восприятие финансово-экономической реальности может стать основой для дальнейшей экономической социализации.

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно финансово-экономически компетентное поведение, так и во время финансово-экономического поведения ребёнок усваивает новые экономические понятия.

Когнитивная переменная финансовой грамотности младших школьников характеризуется зависимостью осведомленности детей от сложности финансово-экономических понятий, ограниченной возможностью непосредственного ознакомления с его проявлениями в реальности.

Поведенческая переменная финансовой грамотности младших школьников зависит от того, какие условия создают взрослые для формирования потребительских и трудовых умений, воспитания положительного отношения к труду и экономике, от того, как воспринимает ребёнок экономическую реальность. 

Негативное отношение не может быть основанием для успешной социализации, и наоборот, положительное – способствует развитию интереса и мотивации ребёнка к участию в экономической сфере жизнедеятельности.

Процесс формирования финансовой грамотности младших школьников носит стадиальный характер.

Занятие 4. Стратегии формирования финансовой грамотности 

Первый масштабный документ в сфере финансовой грамотности был принят в Российской Федерации 25 сентября 2017 года. Этот документ – «Стратегия повышения финансовой грамотности населения». Он рассчитан до 2023 года (включительно) и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Предполагается, что принятие «Стратегии» обеспечит координацию и системное партнёрство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом. 

Характеристика «Стратегии» представлена ниже:

С полным текстом Стратегии можно ознакомиться по ссылке: 

https://vashifinancy.ru/upload/docs/Strategy.pdf

Также более подробно узнать о том, как работает Стратегия финансовой грамотности, можно из видеоролика:

Занятие 5. Эффективные методы формирования финансовой грамотности школьника 

Эффективными методами развития финансовой грамотности у школьников, помимо классических беседы и объяснения, являются:

  • методика матрицы идей;
  • методика вживания в роль;
  • метод аналогии;
  • метод ассоциации;
  • методика мозгового штурма;
  • методика синектики.

Рассмотрим  их подробнее. 

Методика матрицы идей

Методика матрицы идей – это разработка различных вариантов решений на основе нескольких независимых переменных. Обычно создание социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный приём применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учёта интересов и желаний людей. Чтобы этого  достичь, проектировщику необходимо внимательно изучить условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.

Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчёт следующие обстоятельства:

  1. чем больше известно общих признаков (Р1; Р2, …., Pn) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
  2. чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  3. чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  4. если предмет, в отношении которого осуществляется прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Метод ассоциации

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встаёт вопрос – как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.

С учётом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьёзно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приёмов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма

Методика мозгового штурма – связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики

Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование в сочетании с детским предпринимательством может выражаться в создании материальных продуктов (поделок, сувениров, игрушек и т. п.), организации школьных ярмарок и др. Полученные денежные средства разделяются на два потока: часть оставляется на приобретение расходных материалов, часть средств направляется на решение социальной проблемы. Это может быть материальная помощь остро нуждающимся, приобретение рассады для благоустройства территории, подарков для ветеранов и т.п.

Занятие 6. Применение игровых технологий в формировании финансовой грамотности 

Под игротехнической деятельностью понимается особый вид педагогической организационно-управленческой деятельности, отличающийся системным использованием особых мыслетехнических, психотехнических, группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативных и других процедур, позволяющих в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей.

Компетенции лектора, преподавателя-игротехника и тьютора

Самое первое, на что нужно обратить внимание педагогу-игротехнику финансовой грамотности, – это то, что он работает не в рамках отдельной концептуально выделенной науки, не в отдельной области науки и не в рамках отдельного учебного предмета. Финансовая грамотность является областью социального опыта существования в мире денег, опыта строения сбалансированного семейного бюджета, опыта накопления, опыта создания «подушки безопасности», опыта обоснования формы, суммы и срока кредитования, опыта защиты своих сбережений и т.д.

Педагогом-игротехником в процессе реализации образовательной программы может выступить педагог основного или дополнительного образования, интересующийся интерактивными формами обучения и использующий их в своей практике, который хотел бы более глубоко освоить работу в данной форме. Такому педагогу должно быть уже понятно, что «в интерактиве» придётся частично изменить классические установки и способы работы. Следует отметить изменяющуюся роль преподавателя в системе интерактивного обучения.

Преподаватель-игротехник осуществляет управление процессом обучения и развития, организуя взаимодействие участников на основе творческого поиска эффективных решений для каждой конкретной ситуации.

Внедрение интерактивных методов обучения финансовой грамотности 

Приведём пример внедрения интерактивных методов обучения финансовой грамотности на основе всем известной настольной игры «Морской бой», разработанной авторами, консультантами-методистами Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Весь рассматриваемый процесс сводится к четырём основным этапам.

Первый этап – подготовительный. В данный период разрабатывается сценарий игры, правила её проведения, обеспечивается информационная поддержка, приобретаются все необходимые материалы, формируется банк заданий или вопросов (таблица 2), вводятся необходимые корректировки и прорабатываются запасные варианты.

Таблица 2

Банк состоит из 72 вопросов, на каждую команду по 36. Безусловно, количество ячеек можно менять, увеличивая и уменьшая. Число кораблей, соответственно, тоже. Вопросы подбираются по уровню освоения школьниками компетенции «финансовая грамотность».

Важным элементом в подготовке интерактивной игры является интерактивная презентация (рисунок 2, 3).

После того, как участники обсудили вопрос и ответ, отметили количество баллов, которое они заработали, по гиперссылке в презентации можно перейти обратно на слайд с игровыми полями (рисунок 2) и делать следующий выстрел.

Второй этап – погружение. Участники игры делятся на команды и знакомятся со следующими правилами:

  1. На своём игровом поле 6×6 каждая команда расставляет по 4 однопалубных корабля.
  2. Если команда попадает в корабль, то она получает 10 баллов и имеет право сделать ещё один ход. Больше двух ходов делать нельзя.
  3. Если команда сделала ход и попала в клеточку, где нет корабля, ей предоставляется право заработать определённое количество очков.
  4. Если команда не отвечает, то баллы не получает, второй раз ходить нельзя, право ответа передаётся другой команде.
  5. В случае, если эта команда не отвечает, последовательность хода команд не нарушается.
  6. В конце игры подсчитывается общее количество баллов, и победителем является та команда, которая набрала большее количество баллов.

Третий этап – игровой. Состоит из ходов команд, ответов на вопросы, передачи хода и подсчёта полученных баллов. Преподаватель-игротехник организует процесс игрового взаимодействия, создаёт игровое пространство и решает возникшие по ходу игры проблемы.

Четвёртый этап – заключительный. Это очень важный этап в игротехниках, т.к. здесь проводится анализ познавательного эффекта конкретной игры.

Существует несколько способов анализа проведённой игры:

  • Послеигровая дискуссия позволяет определить, какие проблемы были при прохождении игровых ситуаций, удалось ли реализовать ожидания, осуществить намерения; была ли какая некомпетентность и удалось ли её восполнить, появились ли новые знания и какие уроки можно извлечь для профессиональной деятельности.
  • Рефлексия – это наиболее сложный анализ (индивидуальный и коллективный), который проводится после того, как заканчивается имитационная или деловая игра. Участники вспоминают, что они чувствовали, что пережили, какие эмоции вызвали у них конкретные игровые действия.
  • Дебрифинг – это процесс извлечения информации и инсайтов из анализа игрового занятия или отдельного вида деятельности. Этот вид анализа даёт возможность определить чему научились участники игры.

Результаты анализа затем фиксируются преподавателем-игротехником в отчёте и используются для оценки образовательной результативности.

Занятие 7. Формирование финансовой грамотности у родителей школьников: программа мероприятий 

Просвещение родителей школьников в вопросах финансовой грамотности – важный шаг в формировании финансово грамотных выпускников. Именно поэтому работа должна проводиться и с родителями, и со школьниками. Внеклассные мероприятия могут быть запланированы совместные – дети и родители. 

Рассмотрим на конкретном примере. Проанализируем конспект внеклассного совместного мероприятия для родителей и учащихся с целью формирования финансовой грамотности.

При планировании и проведении данного мероприятия акцент был сделан на том, что деньги – это средство для жизни, удовлетворяющее потребности человека.

Этапы мероприятия: 

I. Организационный этап. Участники были ознакомлены с темой, целью, задачами, правилами финансовой игры, присутствующие разделены на 5 команд.

II. Основной этап.  Командам-участницам было предложено несколько заданий.

    1. Разминка. 

Определите правдивость предложенных суждений о финансовой грамотности по принципу «ПРАВДА» или «ЛОЖЬ».

    1. Посмотрите мультипликационный фильм «Золушка» из сериала «Смешарики» 2D, «Азбука финансовой грамотности» (2018). Дайте ответы на вопросы.

А) Что такое финансовая грамотность в вашем понимании? 

Б) Оцените поведение главной героини мультфильма. Поясните свою точку зрения. 

В) Предложите несколько вариантов возможного поведения героини для решения её проблемы.

    1. Решение финансовой задачи: «Матвей получает с сентября по май каждый месяц от родителей 3000 руб. карманных денег. Его расходы составляют 2000 рублей в месяц. Помогите Матвею составить личный финансовый план – учёт доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели – купить к следующему лету гироскутер. При этом цена гироскутера составляет 19000 рублей».
    2. Творческое задание. Нарисуйте «образ финансово грамотного человека», поясните предложенный вами портрет.

III. Заключительный этап. Подведение итогов мероприятия, выявление команд, наиболее успешно справившихся с заданиями.

Родителям и обучающимся предложено задание подготовить к итоговой конференции «Основы финансовой грамотности» домашний мини-проект. 

Темы мини-проектов родители и обучающиеся могут выбрать самостоятельно или из предложенного списка: «Деньги, их роль в жизни человека», «Электронные деньги, способы защиты от мошенников», «Энциклопедия монет», «Грамотное финансовое поведение», «Защита от потери денежных средств», «Семейный бюджет», «Создадим подарки своими руками» и др.

Мини-конференция проводилась через две недели после интерактивного мероприятия. Участниками было представлено 6 мини-проектов. В жюри входили как педагоги, так и родители обучающихся. Наиболее интересными, по мнению жюри, оказались работы, касающиеся защиты денег от мошенников, составления семейного и личного бюджета, домашней коллекции монет.

Занятие 8. Проблемы и противоречия формирования финансовой грамотности младших школьников

Формирование финансовой грамотности младших школьников с целенаправленным экономическим воспитанием обеспечивает приобретение ребёнком экономического опыта и способствует реализации их главной цели − формированию экономической культуры.

Финансовая грамотность состоит из мотивационного, информационного, операционного компонентов. Эти компоненты невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Следовательно, необходимо организовать такую деятельность, в результате которой происходило бы комплексное формирование всех компонентов финансовой грамотности.

Проблема финансово-экономического воспитания детей младшего школьного возраста, содержит много противоречий:

  1. Экономическая сфера жизнедеятельности является привлекательной для младших школьников, но в большинстве школ отсутствует специально организованный процесс экономического воспитания детей.
  2. Родители признают необходимоисть подготовки ребёнка к участию в финансово-экономической сфере жизни, но преимущественно считают ответственным за это только школу.
  3. Отсутствует взаимодействие между педагогами и родителями с целью формирования финансовой грамотности детей.

Для устранения указанных противоречий в некоторых школах осуществляется работа по специальным программа экономической подготовки. Перечислим примеры таких программ:

  1. Группа программ экономической подготовки младших школьников. Авторы: Л. Дрозденко Л. Кнышова, E. Курак, Н. Смелянская. Эти программы объединены в одну группу, т.к. их целью является экономическое воспитание в рамках формирования финансовой грамотности. Во всех указанных программах авторы прежде всего обращают внимание на отбор доступных для детей школьного возраста знаний из области экономики и финансовой грамотности.
  2. Группа специально разработанных программ дополнительного образования для детей младшего школьного возраста по экономическому воспитанию. Авторы: Е. Крохина, Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова, А. Самохина. В этих программах также делается акцент на доступность экономических и финансовых знаний для детей школьного возраста.
  3. Серия занятий по экономическому воспитанию Г. Жадан и Г. Григоренко в игровой форме не только раскрывает содержание основных экономических понятий, но и предоставляет детям возможность ознакомиться с типичными социально-экономическими ситуациями и попробовать самостоятельно выполнить элементарные экономические действия в условно созданной игровой ситуации.

Игровая деятельность младших школьников создает положительную финансово-экономическую плоскость для формирования финансовой грамотности, опирается на усвоенные знания из экономической сферы, формирует личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентируется на развитие корпоративных взаимоотношений детей. Использование разнообразных форм игровой деятельности предоставляет учителю начальных классов возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Предлагаем подробно ознакомиться с одной из программ дополнительного образования:

Занятие 9. Принципы и направления формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста

Процесс формирования финансовой грамотности младших школьников можно выстроить по двум направлениям. 

Во-первых, ребёнок усваивает опыт предыдущих поколений в виде устойчивых финансово-экономических законов и понятий (через телевидение, игру с друзьями, родителями). Сформированный опыт является необходимым достоянием человека для ориентации и участия в финансово-экономической сфере жизнедеятельности. 

Во-вторых, элементарный финансово-экономический опыт ребёнка формируется в разных видах деятельности и является результатом его собственного финансово-экономически целесообразного поведения. Это может быть наблюдение за экономическими процессами, выполнение финансово-экономических ролей, участие в отладке простейших финансово-экономических взаимосвязей между людьми (обмен, продажа, покупка).

Принципами организации образовательной работы по формированию финансовой грамотности детей являются следующие:

  • принцип субъектности: направленность педагогического процесса на воспитание школьников как активных деятелей, где дети перестают быть объектами влияния и становятся участниками совместной со взрослыми деятельности;
  • ориентация на ценности: формирование финансовой грамотности происходит через систему общечеловеческих ценностей и личностных качеств, необходимых для общения с людьми и успешной финансово-экономической деятельности в будущем;
  • сознание: использование методов обучения, которые открывают детям возможность быть самостоятельными, активными, реальными субъектами процесса познания (творческие проекты, игровая деятельность, наблюдения и тому подобное);
  • системность: рациональное, последовательное и целостное планирование познавательного материала, соблюдение логической последовательности во время его подачи;
  • доступность: использование в образовательном процессе финансово- экономических понятий, доступных для восприятия младшими школьниками;
  • целесообразность: направление усилий ребёнка на достижение конкретной цели его деятельности, результатов; проектирование действий, изменение их в зависимости от собственных стремлений и конкретных обстоятельств;
  • интегрированность задач экономического воспитания во все виды детской деятельности.

Для успешного результата важным является обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Занятие 10. Формирование финансовой (экономической) грамотности младших школьников посредством занятий на основе ситуаций 

Современные тенденции выбора оптимальных методов при формировании основ экономической грамотности склоняются в сторону занятий на сюжетно-ситуативной основе, предложенных в работах А. А. Горчинской. В основе занятий на сюжетно-ситуативной основе лежат две производные, входящие в данное определение – это понятия «сюжет» и «ситуация».

Сюжет – «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения». По мнению О. Г. Грохольской, сюжетное занятие представляет собой «моделирование событий, находящихся в определённом мире и в определённое время, при этом существуют определённые правила и рамки действия». 

Ситуация – «совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение».

Мы предлагаем ограничиться определением понятия «ситуация» и формирование основ экономической грамотности осуществлять посредством организации занятий на основе ситуаций, обеспечивающих совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, не регламентированные формальными правилами и ролями. 

В связи с тем, что в классических педагогических словарях определение данного понятия не представлено, предлагаем следующую трактовку: занятие на основе ситуации – это целенаправленная деятельность учителя и ученика по созданию экономических ситуаций, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств либо являющихся реальными событиями экономической деятельности, не регламентированными формальными правилами и характеризующимися обязательным условием создания конечного продукта деятельности.

Основными характеристиками занятия на основе ситуации являются:

  • сформированная модель экономической ситуации;
  • наличие определённых ролей, но не навязанных, а выбранных самостоятельно;
  • понимание участником занятия целей выбранной роли;
  • взаимодействие участников занятия друг с другом в рамках целей и задач выбранных ролей, в условиях ситуации без обозначенного сценария;
  • понимание общей цели всех участников занятия;
  • вариативность решений;
  • возможность оценки собственной деятельности и деятельности других участников ситуации.

При реализации занятия на основе ситуации решаются следующие задачи:

  • нахождение проблематики ситуации;
  • разработка целесообразной модели поведения с точки зрения экономических аспектов;
  • отработка навыков с помощью повторов;
  • социальная адаптация ребёнка посредством снижения его тревожности при условии приобретения опыта в смоделированной ситуации;
  • определение своей роли и понимание значимости командной работы.

Занятия на основе ситуации можно классифицировать по нескольким признакам:

  • По отражению реальности:
  • теоретические (абстрактные), заключающиеся в решении математических задач с экономическим содержанием;
  • реальные (практические) – моделирование жизненной ситуации.
  • По уровню сложности:
  • лёгкие (низкий уровень сложности) предполагают одну ситуацию и небольшую команду участников; 
  • сложные (высокий уровень сложности) предполагают несколько этапов ситуации, решение практических задач.
  • По оценке: 
  • экспертная оценка (наличие жюри); 
  • самооценка (определение по шкале, сличение с эталоном и пр.).
  • По наличию регламента: 
  • жесткие, предполагающие чёткий порядок действий, ограниченные временными рамками; 
  • свободные – без строгого регламента и без ограничений по времени.
  • По числу участников: 
  • персональные (учащиеся выполняют одинаковое задание, по истечении отведенного на выполнение работы времени ответы разбираются и оцениваются); 
  • командные (проводятся в организованном пространстве, каждому участнику предстоит выполнить определенную роль, смоделировать ситуацию).
  • По направлению деятельности: 
  • эмоционально-деятельностные (являются формой тренинга, моделируют ситуацию человеческих отношений без жестких правил); 
  • имитационные (моделирование практики применения таких форм решения, как мозговой штурм, анализ ситуации); 
  • инновационные (направленные на разработку новых идей и нестандартных ситуаций); 
  • стратегические (планирование модели будущего или возможного развития ситуации).

Приведём пример организации занятия на основе ситуации для учащихся 3-го класса (первая модель: от экономической задачи к решению математической задачи с экономическим содержанием).

Тема занятия: «Себестоимость товара».

Цель: определить понятие «себестоимость», сформировать знание алгоритма расчёта себестоимости товара и умение применять его при решении практических задач.

Планируемые результаты: владеть первоначальными навыками расчёта себестоимости товара.

Метапредметные результаты (УУД):

  • регулятивные – принимать учебную задачу; планировать необходимые действия; сверять результаты своей деятельности с шаблоном (эталоном), выполнять необходимые корректировки своей деятельности;
  • познавательные – извлекать и понимать нужную информацию; осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, классификации при решении задач; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • коммуникативные – вести учебный диалог с учителем, другими участниками группы; задавать вопросы по обозначенной тематике, отвечать на вопросы учителя и других участников группы, формулировать собственные мысли, иметь свою точку зрения, уметь её аргументировать.

Оборудование: заготовки для изготовления кошелька (листы цветной бумаги А4, наклейки, стразы, чеки с обозначенными на них наименованиями данных материалов и условной стоимостью), клей, ножницы, рабочая тетрадь, шаблон таблицы для расчёта себестоимости кошелька.

Организационный этап занятия (7 минут) начинается с приветствия учащихся, обращается внимание на импровизированный магазин, в котором предложены товары, представлена их стоимость.

Ученикам необходимо проверить готовность к занятию: у них должна быть рабочая тетрадь, справочная литература и денежные средства (принятая валюта) для оплаты покупок в магазине.

Учитель: «Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?»

Ответы учеников (совершать покупки).

Учитель: «Да, совершать покупки вы будете, но главная задача заключается в следующем: каждому из вас необходимо изготовить кошелек (все необходимые материалы для его изготовления есть в нашем магазине) и рассчитать его себестоимость. Время на покупки 5 минут и на изготовление кошелька тоже 5 минут».

Далее учитель демонстрирует процесс изготовления кошелька, заготовки для него подбираются таким образом, чтобы длительность изготовления была не более 5 минут.

Учитель: «Всё ли понятно в задании?»

Ответы учеников (должно возникнуть затруднение в определении себестоимости и в алгоритме расчёта).

Таким образом, на этапе ввода участников в ситуацию (3 минуты) фиксируется затруднение.

Учитель: «На какой важный вопрос мы сегодня должны ответить и как сформулируем тему занятия?»

Ответы учеников (что такое себестоимость и как её рассчитать).

Затем следует содержательный этап (7 минут), где учащимся предлагается, используя справочную литературу, найти определение себестоимости и алгоритм её расчёта. На эту работу отводится 5 минут. Учащиеся объединяются по 4 человека и распределяют самостоятельно роли в группе, задача учителя – фиксировать, есть ли распределение ролей, насколько действия разумны, сознательны и обоснованно длительны.

Учитель: «Ребята, кто готов дать определение себестоимости и показать алгоритм расчёта этого экономического показателя?»

Ответы учеников (Себестоимость – это все затраты на производство и продажу товара. 

Алгоритм расчёта себестоимости заключается в нахождении суммы всех расходов (затрат) при производстве товара).

Учитель: «Ребята, кто сможет напомнить, какая стоит перед нами задача?»

Ответы учеников (изготовить кошелек и рассчитать его себестоимость).

Учитель: «Теперь мы знаем, что такое себестоимость, и можем выполнить задание?»

Ответы учеников (Да, можем. Всё, что мы сейчас купим, это и будут наши затраты на производство кошелька).

Учитель: «А как вы сможете подтвердить ваши расходы?»

Ответы учеников (свести ответы к тому, что при покупке необходимо брать чек).

На этапе индивидуальной работы (13 минут) ученики приступают к выполнению задания.

Учитель: «Приступаем к выполнению задания, не забывайте брать чеки и приклеивать их в рабочую тетрадь. Расчёт себестоимости необходимо выполнить в виде таблицы» (готовый шаблон таблицы раздаётся в бумажном виде для заполнения каждому ученику).

Таблица состоит из следующих столбцов: 

1) наименование; 

2) количество израсходованного материала; 

3) цена материала за единицу; 

4) сумма, рассчитанная путём умножения цены на количество.

Строки таблицы фиксируют материалы, используемые для изготовления кошелька (разные материалы должны отражаться в отдельной строке, т.к. имеют различные цены). В конце таблицы должна быть строка «Всего», которая содержит сумму всех расходов, связанных с изготовлением кошелька.

Этап вывода и анализа (5 минут) связан с проверкой алгоритма расчёта себестоимости. Ученикам демонстрируется расчёт себестоимости кошелька учителя. На данном этапе возможна корректировка неточностей и исправление ошибок, допущенных учениками при выполнении задания (контроль правильности выполнения задания осуществляется учениками самостоятельно, в случае затруднений возможна помощь учителя).

Учитель: «Ребята, какая экономическая ситуация сегодня нами решалась? Можете привести пример возможной в вашей жизни аналогичной ситуации, при которой потребуется рассчитать себестоимость чего-либо?»

Ответы учеников (расчёт себестоимости товара, изготовление изделий своими руками).

Учитель: «А теперь попробуйте самостоятельно решить математические задачи с аналогичной экономической ситуацией, которые вам могут быть предложены для решения на олимпиадах или в учебнике».

На этапе самостоятельной работы (7 минут) предлагается решение математических задач с экономическим содержанием.

Задача 1. Рассчитай себестоимость изготовления новогодней открытки, если известно, что израсходовано 3 бусины по цене 2 руб. за каждую, 1 лист картона за 3 руб., атласная лента за 10 руб.

Задача 2. Фирма по доставке цветов оформила букет из 5 роз по 100 руб. за один цветок, бумаги для оформления израсходовано 2 м по цене 60 руб. за метр, стоимость доставки 200 руб. Рассчитай себестоимость 1 букета.

Решение задач осуществляется в рабочих тетрадях, которые в конце занятия сдаются учителю на проверку.

На этапе рефлексии (3 минуты) ребятам предлагается ответить на вопрос: «Где вы сможете применить полученные сегодня знания?» Также ученикам необходимо нарисовать кружок (семафор) на полях рабочей тетради, напротив выполненных заданий либо зафиксированной теории. 

Цвета семафора имеют следующие значения: «зеленый цвет» – в ходе работы на занятии было всё понятно; «желтый цвет» – в ходе работы всё понятно, но остались вопросы; «красный цвет» – ход работы не понятен, не смог разобраться.

Итак, занятия на основе ситуаций – это целенаправленная деятельность учителя и ученика по созданию экономических ситуаций, являющихся отражением реальных жизненных обстоятельств, не регламентированных формальными правилами и ролями и характеризующихся обязательным условием создания конечного продукта деятельности. Такие занятия являются основным механизмом формирования основ экономической грамотности младших школьников, они предполагают применение активных и интерактивных методов. Главными элементами занятий на основе ситуации должны стать математические задачи с экономическим содержанием и экономические задачи.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Научный интерес к проблеме финансовой грамотности населения в мире возник:
Финансовая грамотность включает:
Финансовая грамотность определяет:
В структуре финансовой грамотности выделяются:
Финансовая грамотность как компетентность интегрируется с (несколько вариантов ответа):
О. Козлова, В. Москаленко в структуре финансовой грамотности НЕ выделяют:
Стратегия формирования финансовой грамотности – государственный проект, нацеленный на увеличение численности финансово образованных граждан. Отметьте, два верных утверждения о Стратегии.
Эффективными методами развития финансовой грамотности у школьников являются (несколько вариантов ответа):
Особый вид педагогической организационно-управленческой деятельности, отличающийся системным использованием особых мыслетехнических, психотехнических, группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативных и других процедур, позволяющих в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей:
Требуется ли проведение работы с родителями в процессе формирования финансовой грамотности школьников?
При формировании финансовой грамотности младших школьников реализуются принципы:
Экономическая сфера жизнедеятельности является привлекательной для младших школьников, но в большинстве школ отсутствует специально организованный процесс экономического воспитания детей. Верно ли это утверждение?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина