oformlenie-interera-uchebnogo-kabineta-po-muzyke-v

Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя музыки

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель курса: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в сфере реализации требований обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО на уроках музыки.

Объём: 72 часа.

Формируемые компетенции:

  • Осуществление профессиональной деятельности учителя музыки в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования.
  • Реализация программы музыкального образования в рамках основной общеобразовательной программы.
  • Планирование и проведение учебных занятий по музыке.

Программа

Модуль 1. Содержание и механизмы реализации обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО

Занятие 1. Нормативно-правовое обеспечение реализации обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО

Обновление ФГОС связано с двумя законодательными нормами.

Во-первых, это статья 43 Конституции РФ, гарантирующая право на образование, а также общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Во-вторых, это статья 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, в которой перечислены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в том числе принцип единства образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства.

Гарантировать равенство ресурсов, условий и возможностей могут три составляющих:

  1. Единые стандарты образовательного пространства страны.
  2. Единые подходы к формированию содержания образования, воспитания детей и молодёжи.
  3. Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций.

Обновление ФГОС необходимо для того, чтобы:

  • привести Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»;
  • установить вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения);
  • детализировать условия реализации образовательных программ;
  • конкретизировать и систематизировать результаты.

Занятие 2. Субъекты образования в обновлённых ФГОС

Методологическая основа ФГОС осталась прежней: системно-деятельностных подход, предполагающий достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое

применение при решении задач академической или практической направленности.

Обновления коснулись детализации и конкретизации образовательных результатов.

ФГОС — единственный государственный нормативно-правовой документ, который нормирует всю совокупность методических документов, по которым работает система образования. Без согласованности и единообразия подходов сложно добиться фокусировки на образовательном результате.

ФГОС является ключевым регулятором содержания образования. Он определяет содержание образовательных программ, учебно-методических изданий, контрольно-измерительных материалов, программ дополнительного профессионального образования.

Исходя из этого можно выделить целевые группы ФГОС.

Родители

На сегодняшний день родители не могут понять, чего добивается школа от школьника. Обновлённые ФГОСы содержат конкретику, которую поймут родители. Они могут открыть Стандарт и посмотреть, тому или не тому учат их ребёнка в школе.

Педагоги

Каждый педагог, когда пишет рабочую программу, ставит перед собой какие-то профессиональные цели, и вопрос в том, насколько эти цели коррелируют или не коррелируют с государственной политикой и коррелируют или не коррелируют с нормативным документом. Если этой уверенности нет, педагог начинает искать опору в каких-то других документах. Кто-то находит в содержании учебника эту опору, в логике изложения предмета и образовательном результате, кто-то находит такую опору в кодификаторах, связанных с итоговой аттестацией. Кто-то вообще их берет из головы. Обновлённые ФГОС помогут решить эту проблему и сделают так, чтобы система давала прогнозируемый и понятный образовательный результат.

Руководители организаций общего и дополнительного профессионального образования

Руководители смогут ставить чёткие задачи, связанные с достижением образовательного результата, обсуждать, почему происходит достижение или недостижения и сбой в достижении результатов.

Разработчики КИМ для государственной итоговой аттестации

Перед разработчиками стоит очень непростая задача в формулировке таких заданий на итоговую аттестацию, чтобы они проверяли не только твердые знания, hard knowledge, но и проверяли все другие компоненты образовательных результатов, которые могут быть выражены не только в предметном результате, но и в том, что называют метапредметным результатом.

Одна из особенностей сформулированных, конкретизированных требований к Стандарту заключается в том, что формулировка конкретных результатов заключалась в том, чтобы не просто насытить конкретными результатами Стандарт, но и в том, чтобы они были сформулированы в деятельностном ключе и чтобы эти результаты были проверяемыми.

Также обновлённые ФГОС в своей работе будут использовать:

  • разработчики ПООП общего образования;
  • авторы учебных изданий;
  • руководители и специалисты органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Занятие 3. Особенности разработки и формулирования результатов обучения в обновлённых ФГОС

Стандарт задает планку формулировки образовательных результатов не просто в знаниевом ключе. Объём результатов не стандартизирован.

По разным предметам во ФГОС получилось разное количество формулировок. По математике их меньше, по истории и литературе — больше.

Стандарт сохраняет возможность дифференциации. Это не просто декларация. Если в прежнем Стандарте основного общего образования содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, физике, биологии, химии, информатике. Эти предметы лежат в основе естественнонаучной грамотности. Школа может выбирать уровень изучения таких предметов.

Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты. Сохраняются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

В обновленном Стандарте результаты, связанные с личностными результатами и с метапредметными, усилены и систематизированы. Усилены в смысле конкретизации формулировок и их четкой классификации.

Если старом Стандарте в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном — 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности.

Воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт. Они взаимосвязаны. Программа воспитания и способы организации, способы реализации этой деятельности, воспитательной деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет в том числе обладает воспитательным потенциалом.

Наличие в основной образовательной программе программы воспитания не должно ограничивать педагогов в части понимания воспитательной миссии, воспитательных задач образовательной организации.

Речь идёт о двух составляющих воспитательной деятельности: о программе воспитания и воспитательном потенциале каждого предмета общеобразовательной программы.

Достижение личностных результатов не является предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. Другое дело, что эта оценка, система оценивания достижения образовательного результата – это функция педагога и школы. Должна быть система оценивания внутри.

Аналогичная ситуация с метапредметными результатами. В действующем Стандарте основного общего образования и начального общего образования порядка 16 метапредметных результатов, которые даны единым списком, без систематизации, без структурирования.

В обновлённых ФГОС три больших блока метапредметных результатов:

  • блок, связанный с базовыми логическими действиями,
  • блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями,
  • блок, связанный с работой с информацией.

Этот ключевой раздел называется «Овладение универсальными учебными познавательными действиями».

Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия —действия, связанные с общением, совместной и командной деятельностью.

Ещё один блок – универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль.

Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных результатов, поэтому говорить о том, что в обновленном стандарте недостаточно большое внимание или не уделяется внимание вопросам личностных результатов или метапредметных результатов – по меньшей мере спорное утверждение.

Детализации подверглись все три группы образовательных результатов.

Принцип конкретизации результатов

Обратите внимание на формулировки. В них отглагольные формы акцентируют внимание на деятельности и возможности оценивания.

Кроме того, что необходимо было конкретизировать предметные результаты, нужно было их задать таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.

Задачи образовательных организаций и органов управления образованием

Основная задача — подготовить школу, учителя, систему образования к введению ФГОС.

Например, в Стандарте математика разделена на три курса. Вероятность и статистика в последнее время включалась в рабочие программы по алгебре, но в качестве самостоятельного курса такого еще не было. Это заставляет нас повнимательнее присмотреться к тем изменениям, которые есть сегодня в Стандарте.

В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Раньше прямой нормы и такого требования в кадровом обеспечении Стандарта не было. Поэтому нужно очень внимательно посмотреть, насколько в данном случае те программы, которые реализуются в образовательных организациях, действительно нуждаются в таком кадровом аудите и в подкреплении реализации программы специалистами, которые участвуют в психолого-педагогической поддержке детей и педагогов.

Для особых категорий детей это очень важный момент и очень важный залог качества реализации образовательной программы.

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ должны обратить особое внимание на аудит финансового обеспечения, потому что от этого будет зависеть правильность расчета нормативов.

В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося. Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть технически было возможно обеспечить доступом к электронному учебнику, то обновлённый Стандарт этого не позволяет.

В начальной школе сегодня треть детей с проблемами со зрением. Эта норма связана с тем, чтобы ограничить взаимодействие на уровне начальной школы между ребёнком и гаджетом.

Поэтому вопрос укомплектованности школьных библиотек учебниками также должен быть рассмотрен и в случае необходимости должны быть приняты соответствующие решения. То есть дальше, следующим этапом мы должны понять, каковы дефициты, связанные с реализацией стандарта, и только потом планировать переход на Стандарт на региональном, муниципальном, федеральном уровне.

Занятие 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты в обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО

Ключевая педагогическая задача: создать условия, инициирующие действие обучающегося.

Требования к результатам реализации образовательной программы сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода.

В соответствии с системно-деятельностным подходом в процессе обучения обучающийся должен достичь трёх групп результатов:

  1. Личностные результаты (ценности и мотивация). В образовательной деятельности необходимо ориентироваться на формирование системы ценностей и мотивов.

Формулировки личностных результатов:

  • «ценностное отношение к»
  • «уважительное отношение к»
  • «интерес к»
  1. Метапредметные результаты («soft skills»). Предполагают развитие трёх групп УУД:
  • познавательные действия,
  • коммуникативные действия,
  • регулятивные действия.

Формулировки метапредметных результатов:

  • «находить»
  • «выявлять»
  • «устанавливать»
  • «выбирать»
  1. Предметные результаты. Предполагают конкретизацию и систематизацию предметных результатов.

Формулировки предметных результатов:

  • «осознавать»
  • «понимать»
  • «владеть»
  • «использовать»
  • «приобретение опыта»

Занятие 5. Hard skills и soft skills в обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО

Обновлённые ФГОС способствуют достижению целей Указа Президента №204 от 7.05.2018 г. по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования. Они направлены на формирование hard skills и soft skills.

Нard skills в проектах ФГОС отражены:

  • в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание);
  • в требованиях к личностным результатам (гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание)

Soft skills в проектах ФГОС соотносятся с результатами следующим образом.

Соотношение soft skills и результатов

Soft skills

ФГОС НОО, ФГОС ООО

Критическое мышление и Креативность

Требования к метапредметным результатам (базовые логические действия и работа с информацией)

Коммуникация

Метапредметные компетенции (универсальные учебные коммуникативные действия – общение)

Сотрудничество

Метапредметные компетенции (совместная деятельность)

Любознательность и Инициативность

Требования к личностным результатам (ценность научного познания)

Упорство/настойчивость и Приспособляемость

Требования к метапредметным результатам (универсальные коммуникативные и регулятивные действия)

Лидерство и Социальная осведомленность

Требования к метапредметным результатам (совместная деятельность)

Занятие 6. Детализация требований к разным группам результатов

Сравнение требований к личностным результатам

Действующий ФГОС

Обновлённый ФГОС

«Личностные результаты должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной

принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Группы личностных результатов (по направлениям воспитательной работы): 1. Патриотическое воспитание (4)

2. Гражданское воспитание (8)

3. Духовно-нравственное воспитание (3)

4. Эстетическое воспитание (3)

5. Воспитание ценности научного познания (3)

6. Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5)

7. Трудовое воспитание (5)

8. Экологическое воспитание (5) …

Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов

Сравнение требований к метапредметным результатам

Действующий ФГОС

Обновлённый ФГОС

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

1.1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6)

1.2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6, ООО — 4)

1.3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5)

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

2.1. Общение (НОО – 8, ООО — 6)

2.2. Совместная деятельность (НОО – 4, ООО — 4)

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

3.1. Самоорганизация (НОО – 2, ООО — 2)

3.2. Самоконтроль (НОО – 2, ООО — 3)

Всего = 16 метапредметных результатов

Всего = 33/30 конкретных результатов

Требования к предметным результатам

В обновлённых ФГОС требования конкретизированы по всем предметам. Всего 15-20 конкретизированных формулировок привязанных к части (году) изучения предмета.

Предметные результаты включают умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Занятие 7. Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС

В обновлённых ФГОС используются те же механизмы вариативности:

  1. Часть образовательной программы по выбору участников образовательного процесса (п. 16 ФГОС)
  2. Возможность разработки дифференцированных программ.
  3. Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов (п. 8).

Дополнение вводится в п. 12. Инновационные школы могут в произвольном порядке выполнять требования к предметным результатам.

Стандарты предусматривают возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы в связи с индивидуальным учебным планом или ОВЗ у ребенка.

Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям. В рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (так называемого математического планирования), необходимо указывать форму проведения занятий. Расчет диапазона часов – минимум и максимум при пяти- и шестидневной учебной неделе – приведен, но при этом минимум ниже, а максимум чуть выше тех часов, которые действовали в предыдущем стандарте.

На уровне основного общего образования по пяти предметам – это математика, информатика, физика, химия и биология – результаты определены на базовом и углубленном уровнях. Кроме того, в стандарте нашли свое отражение вопросы финансовой грамотности и навыков XXI века.

Проектная деятельность в обновлённых ФГОС

В обновлённых ФГОС проектная деятельность рассматривается, как

  • часть программы формирования УУД;
  • одно из требований к метапредметным результатам;
  • составная часть требований к предметным результатам;
  • оцениваемая форма учебной деятельности;
  • основная форма учебной деятельности, развивающая УУД.

Особенности требований к ИОС в проектах ФГОС

В обновлённых ФГОС прописаны требования к информационной образовательной среде. Выделены три группы требований.

  1. Обеспечение доступности.
  • информационных и учебных ресурсов образовательной организации
  • учебной документации (программы, учебные планы, результаты промежуточных аттестаций)
  • через специальные (адаптированные) требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ
  1. Возможность использования.
  • различных носителей информации (как традиционных, так и цифровых)
  • внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (аутсорсинг)
  1. Цели использования.
  • повышения эффективности и качества реализации образовательных программ
  • повышение качества управления образовательной организацией

Занятие 8. Примерные рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы

Институт стратегии развития образования Российской академии образования разработал примерные рабочие программы по всем предметам начальной и основной школы. Программы были одобрены Федеральным учебно-методическим объединением.

С 1 сентября 2021 года в 25 субъектах началась апробация примерных рабочих программ для того, чтобы к концу учебного года были получены замечания, предложения. С 1 сентября 2022 года апробированные выверенные примерные рабочие программы будут включены в реестр, и педагоги всей страны получат возможность пользоваться этими программами.

2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в Закон «Об образовании в Российской Федерации». Сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять программу из реестра и работать по ней.

Кроме того, школа может использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится в примерной основной образовательной программе, – это календарный план-график, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, а пользоваться выверенными документами.

Третья составляющая конструкции – это универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным институтом педагогических измерений, и которые могут использоваться для мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для разработки образовательными организациями измерительных материалов.

Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет. Если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет. Но для большинства учителей будет создана возможность пользоваться примерными рабочими программами, разработанными авторитетными учеными-практиками, чтобы не заниматься бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на работу с детьми.

Примерные рабочие программы

Занятие 9. Участие в международных исследованиях и обновлённые ФГОС

Системе образование дано глобальное поручение по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Показателем вхождения является средневзвешенное место России в трех международных сравнительных исследованиях.

Первое исследование – это PIRLS, читательская грамотность в 4-х классах. По результатам исследования 2016 года Россия занимает 1-е место, следующие результаты мы узнаем в 2022 году. То есть начальная школа у нас учит прекрасно.

Следующее исследование – это TIMSS, математика и естествознание в 4-х и 8-х классах. Это классические, привычные для школьников задачки из наших учебников, которые соответствуют нашим образовательным программам. По итогам исследования в 2019 году в России 6-е место по математике и 3-е место по естественнонаучным в 4-х классах и 6-е место, соответственно, по математике и 5-е место по естествознанию в 8-х классах. Это хорошие результаты, наша основная школа учит хорошо.

Ещё одно исследование – это PISA: умение 15-летних обучающихся использовать на практике те знания, которые они получили. Задания этого исследования содержат необычные для наших школьников формулировки и требуют понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью, проявления кругозора. В этом исследовании Россия находится не на самых высоких позициях: по итогам исследования 2018 года читательская грамотность – 31-е место, математическая грамотность – 30-е место, естественнонаучная грамотность – 33-е место.

Результаты ОГЭ прошлого года показали такую же картину: когда в задачи по математике были включены задания практической направленности, многие дети с ними не справились. Поэтому вопросы повышения функциональной грамотности будут для нас задачей номер один на ближайшие несколько лет.

Банк заданий и методические материалы по формированию функциональной грамотности находятся на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования. Институт проводит еженедельные семинары, к участию в которых приглашает всех желающих. В каждом регионе необходимо создать план по развитию функциональной грамотности

Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности»

Занятие 10. Ключевые различия ФГОС-2009/2010 и ФГОС-2021

Преемственность Стандартов

  • Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
  • общие положения требования к структуре программ основного общего образования и их объему; 
  • требования к условиям реализации программ основного общего образования;
  • требования к результатам освоения программ основного общего образования.
  • Сохранение методологической основы – системно-деятельностный подход.

Основные отличия ФГОС-2021

  • ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения);
  • ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ;
  • ФГОС конкретизируют результаты освоения программ.

Введённые понятия:

  • «функциональная грамотность»: “В целях обеспечения реализации программы основного общего образования … должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий”;
  • «дистанционные образовательные технологии»;
  • «верифицированные образовательные ресурсы» (в контексте понятия «безопасность»);
  • «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены).

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Модуль 2. Методологическая основа обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и требования к результатам освоения программ

Занятие 1. Системно-деятельностный подход как основа обновлённых ФГОС

ФГОС ООО 2010: В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС ООО 2021: Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Системно-деятельностный подход: история и содержание понятия

Понятие системно-деятельностного подхода было введено исследователями-психологами в 1985 г. с целью снятия существовавшей оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в работах классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным подходом, который всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный подход — это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Системно-деятельностный подход в контексте иных методологических подходов

Компетентностный, личностный и др. подходы, не только не противоречат системно-деятельностному подходу к проектированию, организации и оценке результатов образования, но сочетаются с ним, «поглощаются» им.

Сущностная связь системно-деятельностного подхода с личностным проявляется в том, что в контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента системы «мир — человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходят его саморазвитие и самоактуализация его личности. И хотя главным фактором развития личности остается учебная деятельность, она выступает «инструментом» духовного развития личности.

Полемика взаимоотношения подходов в новых реалиях образования представлена такими учеными, как П.П. Борисова, Е.В. Бондаревская, Н.С. Веселовская, И.А. Зимняя, Л.Ф. Иванова, Н.В. Кузьмина, В.И. Байденко, А.В. Хуторской и др.

Понятие «деятельность»

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат.

Деятельность — игровая, учебная, трудовая, деятельность общения — специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Деятельность может носить активный или пассивный характер. Полноценное развитие личности обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая обеспечивает удовлетворение потребностей человека.

Структура деятельности

Эффективность образования обеспечивается за счет его деятельностного характера. Деятельность имеет следующую структуру — предмет (мотив), виды деятельности, цель, действия, условия, операции. Образование осуществляется путем поэтапного овладения деятельностью на любом уровне путем перехода деятельности из внешнего (предметного) плана во внутренний (теоретический) план.

Системно-деятельностный подход

Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

… «постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

… «процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!»

Особенности реализации системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде! обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности! Основная задача педагога: организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода: ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемах, моделях, текстах, проектах и пр.). Ведущие профессиональные умения учителя: конструирование эвристической ситуации, применение методов, которые позволяют учащемуся самому искать и осознавать подходящие для него способы решения проблем.

Системно-деятельностный подход и универсальные учебные действия

Формирование содержания общего образования основано на содержании ведущей деятельности (игровой, учебной, деятельности общения). Ведущим в содержании образования является подходы к формированию универсальных учебных действий — совокупности способов действий и навыков учебной деятельности, обеспечивающих возможность самостоятельного развития учащегося на протяжении всей жизни В процессе учебной деятельности учащийся осваивает  универсальные познавательные учебные действия,  универсальные коммуникативные учебные действия,  универсальные регулятивные учебные действия.

Занятие 2. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования

Требования к личностным результатам

ФГОС НОО:

Сформированная система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).

ФГОС ООО:

  • Осознание российской гражданской идентичности;
  • Готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • Ценность самостоятельности и инициативы;
  • Наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • Сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Личностные результаты достигаются в ходе:

  • гражданского воспитания,
  • патриотического воспитания,
  • духовно-нравственного воспитания,
  • эстетического воспитания,
  • физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия,
  • трудового воспитания,
  • экологического воспитания,
  • воспитания ценности научного познания.

Модуль 3. Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

Занятие 1. Основные виды учебных занятий

Выделяют четыре вида занятий:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок обобщения и систематизации изученного
  3. Комбинированный урок
  4. Урок проверки и оценки знаний

Основные проектируемые компоненты урока: 

  • определение цели,
  • отбор содержания,
  • проектирование системы учебных задач,
  • выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах урока.

Учебное занятие состоит из этапов. На всех этапах учебного занятия организуется учебная деятельность. Учебная деятельно представляет собой систему учебных задач.

На каждом этапе учебного занятия должны быть:

  • Организация разных видов учебной деятельности.
  • Организация разных форм учебной деятельности.
  • Нацеленность на формирование планируемых результатов обучения.
  • Наличие обратной связи.

Чем отличается учебная задача от учебного задания?

Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач. 

Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях.

Учебное задание — средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся.

Занятие 2. Формы организации учебной деятельности и их особенности

Индивидуальная работа — самостоятельная работа учащихся по выполнению учебных заданий.

Фронтальная работа — работа со всем классом.

Виды: беседа, обсуждение, диктант и так далее.

Групповая форма работы предусматривает:

  • формирование групп по разным признакам и основаниям;
  • совместное выполнение одинаковых/различных заданий;
  • наличие учеников разного уровня подготовки в каждой группе.

Формы организации учебной деятельности применяются в сочетании.

Групповая форма организации учебной деятельности

Групповая форма организации учебной деятельности направлена на:

  • Активизацию познавательной деятельности через организацию совместных действий
  • Развитие умений организации совместной деятельности
  • Развитие межличностных отношений
  • Взаимообучение (горизонтальное обучение)
  • Развитие умений руководить, выполнять поручения, подчиняться
  • Развитие умений рефлексии совместной деятельности

Фронтальная форма организации учебной деятельности: эвристическая беседа

Эвристическая (сократическая) беседа – это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Схема эвристической беседы

Эвристическую беседу на уроке можно использовать:

  • при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений;
  • при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений;
  • при анализе информации, представленной в разных формах;
  • при сопоставлении событий, фактов, явлений.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности

Виды индивидуальной формы организации учебной деятельности: 

  • ученик самостоятельно выполняет задание, подобранное специально для него, в соответствии с подготовкой и учебными возможностями;
  • ученик самостоятельно выполняет задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Наиболее эффективный путь реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности — дифференцированные индивидуальные задания. Они позволяют регулировать темп продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями

Виды учебных заданий:

  • работа с учебником, справочником, словарем, информационными ресурсами,
  • работа по карточкам,
  • работа у доски,
  • заполнение таблиц,
  • решение задач,
  • проведение исследований,
  • написание рефератов, докладов, и другие.

Условия реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности:

  • Материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя.
  • Учащиеся подготовлены к индивидуальной работе по этой теме.
  • Материалы для индивидуальной работы есть в наличии или их можно изготовить без больших затрат времени.
  • Учитель располагает временным ресурсом для организации индивидуальной работы.

Технологическая карта урока и критерии его результативности

Технологическая карта урока

Критерии результативности урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.
  3. Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
  7. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Модуль 4. Примерная рабочая программа по предмету и проектирование учебного занятия

Занятие 1. Содержание и структура примерной рабочей программы по предмету

Примерные рабочие программы и создание единого образовательного пространства

Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают:

  • равный доступ к качественному образованию,
  • единые требования к условиям организации образовательного процесса,
  • единые подходы к оценке образовательных результатов.

Примерная рабочая программа по предмету даёт представление о целях, общей стратегии обучения и его результатах, о воспитании и развитии обучающихся средствами учебного предмета.

Основания для проектирования примерных рабочих программ:

  • ФГОС НОО, ФГОС ООО: требования к результатам освоения программы начального общего образования, основного общего образования;
  • Предметные компетенции;
  • Программа воспитания.

Структура примерной рабочей программы по учебному предмету

  1. Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Цели и особенности изучения учебного предмета
  • Место учебного предмета в учебном плане
  1. Содержание образования (по годам обучения).
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета (по годам обучения):
  • личностные результаты,
  • метапредметные результаты,
  • предметные результаты.
  1. Тематическое планирование:
  • темы и количество часов, отводимое на их изучение,
  • основное содержание,
  • основные виды деятельности обучающихся.

Планируемые результаты освоения учебных предметов: личностные и метапредметные

Личностные результаты в сферах:

  • патриотического воспитания
  • гражданского воспитания
  • духовно-нравственной сфере
  • ценности научного познания
  • эстетического воспитания
  • ценностного отношения к жизни и здоровью
  • трудового воспитания
  • экологического воспитания
  • адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды

Метапредметные результаты в сферах:

  • универсальных учебных познавательных действий: базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией
  • универсальных учебных коммуникативных действий: общение, совместная деятельность
  • универсальных учебных регулятивных действий: самоорганизация учебной деятельности, самоконтроль

Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты представлены по годам обучения, выражены в деятельностной форме, отражают сформированность у обучающихся определённых умений.

В составе предметных результатов выделяют:

  • освоенные обучающимися знания, умения и способы действий, специфические для каждого учебного предмета,
  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.

Примерная рабочая программа позволит учителю:

  • реализовать в процессе преподавания современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС НОО, ФГОС ООО;
  • структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения;
  • разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, примерного распределения учебного времени на изучение раздела / темы, предложенных основных видов учебной деятельности для освоения учебного материала.

Примерная рабочая программа по предмету является ориентиром для составления рабочих программ.

Рабочую программу по предмету можно составить с помощью Конструктора рабочих программ

Требования к рабочим программам

Критерий

Старый ФГОС

Новый ФГОС

Виды программ

Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей

Структура рабочих программ

Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности

Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов

С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР

Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности

С учетом рабочей программы воспитания

Учет рабочей программы воспитания

Только в разделе «Тематическое планирование»

Во всех разделах рабочей программы

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности

В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности

В программе должны быть указаны формы проведения занятий

Занятие 2. Проектирование учебного занятия на основе примерной рабочей программы по предмету

Основные компоненты современного учебного занятия:

  • определение цели,
  • отбор содержания,
  • проектирование системы учебных задач / учебных заданий,
  • выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах учебного занятия.

Алгоритм разработки учебного занятия

Шаг 1. Определение цели учебного занятия на основании примерной рабочей программы

Цель учебного занятия проектируется в контексте:

1) целей изучения учебного предмета;

2) планируемых результатов освоения учебного предмета

Цели изучения учебного предмета представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету.

Планируемые результаты освоения учебного предмета представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету.

Предметные результаты планируются в соответствии: 

  • с содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»,
  • с предметным содержанием учебного занятия.

Метапредметные и личностные результаты представлены суммарно, то есть не разведены по годам обучения (в рамках НОО/ООО).

Формирование познавательных универсальных учебных действий планируется по отношению к базовым логическим действиям, базовым исследовательским действиям.

Формирование познавательных универсальных учебных действий осуществляется на предметном содержании.

Шаг 2. Отбор содержания учебного занятия на основании примерной рабочей программы

Отбор содержания учебного занятия происходит на основании разделов примерной рабочей программы: «Содержание учебного предмета», «Предметные результаты освоения программы», Тематическое планирование».

Пример отбора содержания учебных занятий «Растительный мир», «Животный мир» на основании примерной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир», начальная школа, 1 класс.

Шаг 3. Проектирование системы учебных задач /учебных заданий для учебного занятия на основе примерной рабочей программы

Основание для проектирования учебных задач – перечень предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Пример формулировок учебных заданий для формирования базовых логических действий:

  • выявите существенные признаки объектов (явлений);
  • охарактеризуйте существенные признаки объектов (явлений);
  • установите существенный признак классификации;
  • установите основание для обобщения и сравнения;
  • выявите закономерности и противоречия в фактах, данных и наблюдениях;
  • предложите критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявите дефициты информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • выявите причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • сделайте выводы на основе умозаключений;
  • сформулируйте гипотезы о взаимосвязях;
  • выберите способ решения учебной задач.

Основание для проектирования учебных задач – перечень основных видов учебной деятельности раздела «Тематическое планирование».

Шаг 4. Выбор форм организации учебной деятельности на учебном занятии

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основаниями для выбора форм организации учебной деятельности на учебном занятии являются: 

  • содержание учебного занятия,
  • основные виды учебной деятельности (виды деятельности обучающихся).

Занятие 3. Конструирование учебных заданий по формированию результатов обучения

Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических заданий. Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях.

Учебное задание — средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся.

Структура учебной задачи (задания):

  1. Целеполагание: способствует мотивации, постановке цели и планированию.
  2. Содержание: состоит из условия в виде различной информации и вопроса, связанного с определенными учебными действиями.
  3. Критерии: мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения задания.

Формирование базовых логических действий (формулировки заданий):

  • выявите существенные признаки объектов (явлений) охарактеризуйте существенные признаки объектов (явлений); 
  • установите существенный признак классификации;
  • установите основание для обобщения и сравнения;
  • выявите закономерности и противоречия в фактах, данных и наблюдениях;
  • предложите критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявите дефициты информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • выявите причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • сделайте выводы на основе умозаключений;
  • сформулируйте гипотезы о взаимосвязях;
  • выберите способ решения учебной задач.

Формирование базовых исследовательских действий (формулировки заданий):

  • сформулируйте проблемный вопрос, направленный на поиск ответа;
  • сформулируйте вопрос, фиксирующий противоречие между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта;
  • сформулируйте гипотезу, истинность которой можно проверить в ходе исследования;
  • составьте план проведения исследования; 
  • проведите несложное исследование (эксперимент) по установлению особенностей объекта изучения;
  • оцените достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
  • сформулируйте выводы по результатам проведенного исследования (эксперимента);
  • спрогнозируйте возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Формирование умений работы с информацией (формулировки заданий):

  • примените различные методы (инструменты, запросы) при поиске искомой информации;
  • выберите (проанализируйте, систематизируйте, интерпретируйте) информацию различных видов и форм представления;
  • найдите аргументы (подтверждающие/ опровергающие идею, версию) в различных информационных источниках;
  • выберите оптимальную форму представления информации;
  • проиллюстрируйте решаемые задач схемами, диаграммами;
  • оцените надежность информации по критериям;
  • сформулируйте критерии для оценки надежности информации.

Формирование умения общаться (формулировки заданий):

  • сформулируйте суждение в соответствии с целями и условиями общения;
  • выразите устно (письменно) свою точку зрения;
  • проведите переговоры;
  • распознайте, какие эмоции выражает собеседник;
  • распознайте предпосылки конфликтных ситуаций, сформулируйте свои возражения собеседнику в корректной форме;
  • задайте вопросы по существу обсуждаемой темы;
  • выскажите идеи, нацеленные на решение задач;
  • сопоставьте свои суждения с суждениями других участников диалога;
  • публично представьте результаты выполненной работы;
  • выберите формат выступления, учитывая особенности аудитории.

Формирование умения осуществлять совместную деятельность (формулировки заданий):

  • обоснуйте необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • спланируйте организацию совместной работы, распределите роли, обсудите процесс и результат совместной работы;
  • проявите готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • оцените качество своего вклада в решение общей задачи по критериям;
  • сравните результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов.

Формирование умения самоорганизации, самоконтроля

Задания по формированию умений самоорганизации:

  • выявите проблему, возникающую при решении жизненных/ учебных ситуаций;
  • выберите способ решения учебной задачи с учетом ресурсов и собственных возможностей;
  • составьте и аргументируйте алгоритм решения учебной задачи.

Задания по формированию умений самоконтроля:

  • дайте оценку ситуации и предложите план ее изменения;
  • адаптируйте учебную задачу к новым условиям;
  • объясните причины достижения/недостижения результатов деятельности;
  • дайте оценку приобретенному опыту, найдите его позитивные стороны;
  • внесите коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
  • оцените соответствие полученного результата цели и условиям.

Формирование эмоционального интеллекта, умений принятия себя и других

Задания по формированию эмоционального интеллекта: 

  • выявите и проанализируйте причины собственных эмоций и эмоций другого человека;
  • поставьте себя на место другого человека, поймите мотивы и намерения другого;
  • регулируйте выражения отрицательных и положительных эмоций.

Задания по формированию умений принятия себя и других: 

  • отнеситесь к другому человеку, его мнению осознанно;
  • признайте свое право и право другого на ошибку;
  • примите себя и других, не осуждая;
  • осознайте невозможность все контролировать.

Рабочие материалы

В разделе представлены рабочие программы и дополнительные материалы по всем предметам. Выберите свой предмет и изучите предложенные материалы.

Основные подходы к формированию критериев освоения обучающимися ФГОС

Примерная рабочая программа по музыке в соответствии с ФГОС НОО

Материалы по предмету «Музыка» (ФГОС ООО)

Дополнительные материалы

Обновлённый ФГОС НОО: содержание, механизмы, реализация

Исследовательский подход к обучению в соответствии с обновлёнными ФГОС

Контрольно-оценочная деятельность в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО

Особенности реализации обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательном процессе современной школы

Профилактика нарушений требований к структуре ОП ООО, установленных новым ФГОС

Урок музыки и обновлённые ФГОС

Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО на уроках музыки

Итоговое тестирование

Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются:
Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это:
Во ФГОС-2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся:
Во ФГОС-2021 нашли свое отражение вопросы:
Методологической основой ФГОС-2021 является:
Согласно методологии ФГОС-2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить:
С позиций методологии ФГОС-2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся:
В соответствии с методологией ФГОС-2021 целью педагогической деятельности является:
Единица учебной деятельности – это:
Методическими приемами создания проблемной ситуации являются следующие:

 

Корзина