Цель: совершенствование и (или) приобретение новых компетенций, необходимых для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики.
Объем: 72 часа.
Структуру и концепцию формирования функциональной грамотности школьника.
Технологию формирования функциональной грамотности школьника.
Современные средства и методы формирования функциональной грамотности школьников на уроках информатики.
Организовывать учебный процесс по информатике с элементами формирования функциональной грамотности.
Формировать функциональную грамотность и её компоненты у школьников в соответствии с технологией.
Задействовать различные современные средства и методы формирования функциональной грамотности на уроках информатики.
Компетенции в области формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики.
Овладение методами формирования функциональной грамотности школьника с помощью различных технологий и концепций.
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определял совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом. В современном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности».
Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом – оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд. То есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность человека в социальном окружении.
Существует примитивное представление о грамотности как о некотором минимальном наборе знаний, умений, навыков (читать, писать, рисовать), необходимых для нормальной жизнедеятельности. В таком представлении эти знания, умения и навыки человек осваивает в начальной школе. Однако подобная концепция не подходит для решения социальных проблем.
В. А. Ермоленко описывает следующие 4 этапа развития понятия функциональной грамотности:
По мнению С. А. Крупник и В. В. Мацкевича, «проблематика грамотности (функциональной грамотности) становится актуальной только тогда, когда страна должна наверстывать упущенное, догонять другие страны. Именно поэтому понятие функциональной грамотности используется как мера оценки качества жизни общества (своего рода культурный стандарт) при сопоставлении социально-экономической эффективности разных стран».
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.
Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, а также помогает:
а) решать бытовые задачи;
б) взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты;
в) выбирать программы досуга;
г) ответственно относиться к обязанностям гражданина;
д) ориентироваться в культурном пространстве;
е) взаимодействовать с природной средой.
Кроме того, функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Она позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т. д.
Международные исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, или Programme for International Student Assessment), направленные на оценку качества образования в разных странах через диагностику в том числе уровня функциональной грамотности выпускников основной школы, видят функциональную грамотность в трех составляющих:
Дополнительным видом выступает финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, относящихся к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.
PISA понимает функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающую успешное социально-экономическое развитие страны; в узком смысле – как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.
PISA не просто определяет, могут ли обучающиеся воспроизводить знания. Она также проверяет, насколько хорошо школьники могут обобщать то, что они узнали, могут применять полученные знания в незнакомых условиях – как в школе, так и за её пределами. Этот подход выражает то, что современная экономика вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то, что они могут делать с этим знанием.
С середины XX века проблема развития функциональной грамотности приобрела глобальный характер. Это обусловлено тем, что функциональная грамотность – социально-экономическое явление, связанное с благосостоянием населения и государства в целом. Об этом свидетельствуют данные исследований функциональной грамотности населения, в том числе среди взрослых, в различных странах.
Анализ данных исследования функциональной грамотности среди взрослого населения показал, что низкограмотные россияне гораздо чаще, чем низкограмотные жители других стран, имеют высшее образование и занимают должности высококвалифицированных специалистов. Также они отличаются достаточно высоким стремлением повысить свою профессиональную компетентность.
Высокограмотные россияне, по сравнению с высокограмотными гражданами других стран, отличаются гораздо меньшей образовательной активностью, они реже повышают уровень своей квалификации, не мотивированы на учебу, у них более выражено недоверие к окружающим людям. Вероятно, их пассивность приводит к тому, что они отстают по уровню подготовки от своих коллег, работающих в более развитых сферах. Это делает их менее востребованными на отечественном и международном рынке труда.
Результаты исследования функциональной грамотности взрослых соотносятся с результатами, полученными на 15-летних подростках (данные PISA). Так, в 2015 году по читательской грамотности россияне заняли 26-е место, по математической – 23-е место, по естествено-научной – 32-е место из 70 стран-участниц исследования.
В этой ситуации большая ответственность ложится на российскую школу, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающегося и формирует его мотивацию к учебе. Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью – это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.
PISA выделяет 6 уровней функциональной читательской грамотности и описывает их следующим образом.
Задачи на этом уровне обычно требуют от читателя сделать несколько подробных и точных выводов, сравнений и различий. Сюда может входить демонстрация полного и детального понимания одного или нескольких текстов, а также включение информации из разных текстов.
Задачи могут потребовать, чтобы читатель имел дело с незнакомыми идеями в наличии видимой конкурирующей информации и производил абстрактные категории для интерпретаций.
К задачам рефлексии и оценки могут относиться выдвижение гипотезы или критическая оценка сложного текста на незнакомую тему – принимая во внимание многочисленные критерии или точки зрения, используя сложное понимание, выходящее за пределы текста.
Важное условие для доступа и извлечения задач на этом уровне – точность анализа и тонкое внимание к деталям, которые незаметны в текстах.
Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочения нескольких фрагментов глубоко внедренной информации, а также вывода о том, какая информация в тексте релевантная (необходимая).
Рефлексивные задачи требуют критической оценки или формулирования гипотез с опорой на специализированные знания. Как и интерпретационные, рефлексивные задачи основываются на полном и детальном понимании текста, содержание или форма которого незнакомы.
Задачи на этом уровне, как правило, связаны с понятиями, которые противоположны ожиданиям.
Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочения заданных в тексте сведений. Некоторые задачи на этом уровне требуют смысловой интерпретации нюансов языка с учетом текста в целом.
Другие задачи интерпретации связаны с пониманием и применением категорий в незнакомом контексте.
Рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели использовали формальное или общественное знание для выдвижения гипотезы или критической оценки текста.
Читатели должны продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов, содержание или форма которых могут быть незнакомы.
Задачи этого уровня требуют от читателя поиска и в некоторых случаях распознавания связи между разными частями информации, которые должны удовлетворять ряду условий.
Интерпретационные задачи на этом уровне включают объединение нескольких частей текста, чтобы выделить главную идею, понять отношение или истолковать значение слова или фразы.
Читатели должны учитывать многие особенности при сравнении, противопоставлении или классификации. Часто требуемая информация не видна или имеется много конкурирующей информации, или есть другие текстовые препятствия, например, сформулированные через отрицание идеи.
Рефлексивные задачи на этом уровне могут потребовать от читателя нахождения связей, проведения сравнения или оценки особенностей текста. Для решения некоторых рефлексивных задач читатель должен продемонстрировать тонкое понимание текста с опорой на привычные, повседневные знания. Другие задачи не требуют подробного понимания текста, но требуют, чтобы читатель руководствовался более специализированными знаниями.
Одни задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел один или несколько фрагментов информации, которые могут быть выведены и могут соответствовать нескольким условиям. Другие – выделения главной идеи в тексте, понимания отношений или интерпретации значения в пределах ограниченной части текста, когда информация не видна, и читатель должен сделать выводы.
Задачи на этом уровне могут включать сравнения или противоречия. Типичные рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели сделали сравнение или установили несколько связей между текстом и внешним знанием, опираясь на личный опыт и текст.
Задачи на этом уровне требуют от читателя найти один или несколько независимых фрагментов информации, распознать основную тему или цель автора в тексте о знакомой теме или установить простую связь между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. Как правило, требуемая информация в тексте – заметная, и текст не содержит противоречивой информации.
Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел единственный кусок четко заявленной информации в видном месте в коротком, синтаксически простом тексте со знакомым контекстом и типом текста – в повествовании или простом списке. Текст обычно включает повторение информации, картинок или знакомых символов. Противоречивая информация минимальна.
В задачах, требующих интерпретации, от читателя может потребоваться установить простые связи между соседними фрагментами информации.
В математической функциональной грамотности PISA также выделяет 6 уровней.
На этом уровне школьники могут концептуализировать (осмыслять), обобщать и использовать информацию на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций, а также готовы использовать свои знания в нестандартных ситуациях. Они могут гибко связывать различные источники информации и представления, способны к продвинутому математическому мышлению и рассуждению.
Обучающиеся демонстрируют мастерство символических и формальных математических операций, а также могут разработать новые подходы и стратегии в незнакомых нестандартных ситуациях. Способны размышлять о своих действиях, обосновывать свои выводы.
Школьники могут разрабатывать модели сложных ситуаций и работать с ними, выявлять их ограничения и допущения. Они способны выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии для решения сложных проблем, связанных с этими моделями. Могут мыслить стратегически, используя хорошо развитые навыки мышления и умение рассуждать, вникать в суть ситуации. Школьники аргументируют свои решения, обосновывают выводы.
Школьники способны эффективно применять модели для разбора сложных, но конкретных ситуаций, которые могут включать ограничения или требовать выдвижения гипотез. Они могут выбирать и интегрировать различные представления, в том числе символические, напрямую связывая их с аспектами реальных ситуаций. Могут использовать свой ограниченный диапазон навыков и рассуждать в простых контекстах. Способны интерпретировать, аргументировать и объяснять свои решения.
Обучающиеся могут выполнять четко описанные процедуры, в том числе те, которые требуют последовательных решений. Они способны построить простую модель и на её основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем. Могут интерпретировать и использовать знания, полученные из различных источников информации, строить свои рассуждения с опорой на полученные знания. Школьники обычно демонстрируют способность работать с процентами, дробями и десятичными числами, а также с пропорциональными отношениями.
Школьники могут интерпретировать ситуации в контекстах, которые требуют не более чем прямого вывода. Они могут извлекать соответствующую информацию из одного источника и использовать один способ наглядного представления. Могут использовать основные алгоритмы, формулы, процедуры для решения проблем, связанных с целыми числами.
Школьники могут отвечать на вопросы, связанные со знакомыми контекстами, в которых есть вся соответствующая информация и вопросы четко определены. Они способны распознавать информацию и выполнять рутинные процедуры в соответствии с прямыми инструкциями в конкретных ситуациях. Могут выполнять действия, которые почти всегда очевидны и следуют напрямую из математических условий.
Естественно-научная функциональная грамотность, согласно PISA, аналогично имеет 6 уровней.
Обучающиеся могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественно-научных идей и понятий из области физики, биологии, географии, астрономии и использовать знание содержания, процедур и методов познания для формулирования гипотез для новых научных явлений, событий и процессов или для формулирования прогнозов.
При интерпретации данных и использовании научных доказательств они способны различать относящуюся и не относящуюся к теме информацию и способны опираться на знания, полученные ими вне обычной школьной программы. Они могут различать аргументы, которые основаны на научных данных и теориях, и аргументы, основанные на других соображениях.
Школьники готовы дать оценку альтернативным способам проведения сложных экспериментов, исследований и компьютерного моделирования и обосновать свой выбор.
Обучающиеся могут использовать абстрактные естественно-научные идеи или понятия, чтобы объяснить незнакомые им и более сложные, комплексные явления, события и процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей. Они готовы применять более сложные знания, связанные с научным познанием, чтобы дать оценку различным способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор, а также способны использовать теоретические знания для интерпретации информации или формулирования прогнозов.
Школьники могут оценить с научной точки зрения различные способы исследования предложенного им вопроса и видеть ограничения при интерпретации данных, включая источники погрешностей и неопределенностей в научных данных.
Обучающиеся могут использовать более сложные или более абстрактные знания, которые им либо предоставлены, либо они их вспомнили, для объяснения сложных или не совсем знакомых ситуаций и процессов. Они могут проводить эксперименты, включающие две или более независимые переменные, для ограниченного круга задач.
Школьники способны обосновать план эксперимента, опираясь на элементы знаний о процедурах и методах познания. Они могут интерпретировать информацию, относящуюся к не слишком сложному набору данных, или в не вполне знакомых контекстах, получать выводы, вытекающие из анализа данных, приводя обоснование своих выводов.
Обучающиеся могут опираться на несложные знания для распознавания или построения объяснений знакомых явлений. В менее знакомых или более сложных ситуациях они готовы строить объяснения, используя подсказки.
Опираясь на элементы содержательных или процедурных знаний, школьники способны выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач. Они способны провести различие между научным и ненаучным вопросами и привести доказательства для научного утверждения.
Обучающиеся могут опираться на знания повседневного содержания и базовые процедурные знания для научного объяснения, интерпретации данных, а также распознать задачу, решаемую в простом экспериментальном исследовании.
Школьники могут использовать базовые или повседневные естественно-научные знания, чтобы сделать адекватный вывод из простого набора данных. Они демонстрируют базовые познавательные умения, распознавая вопросы, которые могут изучаться естественно-научными методами.
Школьники могут использовать повседневные содержательные и процедурные знания, чтобы распознавать объяснение простого научного явления. С поддержкой они могут выполнять по заданной процедуре исследования не более чем с двумя переменными.
Обучающиеся способны видеть простые причинно-следственные или корреляционные связи и интерпретировать графические и другие визуальные данные, когда для этого требуются умения низкого уровня. Они могут выбрать лучшее научное объяснение для представленных данных в знакомых ситуациях, относящихся к личному, местному и глобальному контексту.
Существует несколько концепций формирования функциональной грамотности у школьников. Рассмотрим некоторые из них.
Ключевая идея: направленность процесса формирования функциональной грамотности на осознание школьником её личностной значимости как образовательного результата для своей жизненной успешности; формирование знаний обучающегося о самом себе, своих интересах, особенностях, возможностях.
Средства реализации:
Ключевая идея: выстраивание процесса формирования функциональной грамотности на основе прикладных знаний и универсальных учебных действий школьника.
Средства реализации:
Ключевая идея: при формировании происходит преобразование межпредметных знаний и умений в способы деятельности по решению различных жизненных проблем за счет организации контекста деятельности обучающихся как практики общественной жизни, продолжения образования, личной жизни, взаимодействия в социуме, будущей профессиональной деятельности.
Средства реализации:
а) метод ситуационного анализа;
б) метод инцидента;
в) метод разбора деловой корреспонденции;
г) игровое проектирование;
д) метод ситуационно-ролевых игр;
е) метод дискуссии;
Ключевая идея: акцент в формировании на субъектную позицию школьника, учет его жизненного опыта, индивидуальных и культурных особенностей, индивидуального образовательного запроса.
Средства реализации:
Ключевая идея: процесс формирования функциональной грамотности ориентирован на решение задач разной предметности с возможностью делать выбор и находить нестандартные, многовариативные, творческие решения, применять оригинальные способы представления результатов.
Средства реализации:
В педагогике существует ряд технологий организации научно-методического сопровождения учителей:
а) наставничество;
б) взаимное обучение по принципу «равный – равному»;
в) тьюторство;
г) консультирование;
д) супервизия.
Каждая из перечисленных технологий обладает определенными преимуществами и ограничениями.
Реализация программы тьюторского сопровождения педагогов предусматривает несколько этапов, реализуемых в течение учебного года:
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На диагностико-мотивационном этапе формируются образовательные запросы и представления о собственных профессиональных дефицитах, показателях развития функциональной грамотности своих обучающихся.
Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос, показывает значимость мотивации к восполнению профессиональных дефицитов и предлагает перспективные варианты совместной работы в этом направлении.
Проектировочный этап связан с подробным изучением профессиональных затруднений. Среди основных тьюторских техник – заполнение диагностических карт, проведение бесед и интервью, посещение и анализ уроков, анализ методических материалов, разработанных педагогом для развития и оценки функциональной грамотности. На основе уточнения дефицитов происходит их отбор и группировка для выстраивания последовательности работы с ними. Педагог самостоятельно или с группой коллег, имеющих схожие затруднения, собирает научно-методические, инструктивные, аналитические материалы, обобщает информацию по блокам затруднений.
Этап реализации предполагает проектирование и апробацию (проверку) методических решений, оформление результативных практик методических продуктов – презентаций, выступлений, публикаций, комплектов методических материалов. Один из эффективных способов создания условий для реализации задач этого этапа – использование интернет-технологий и организация онлайн-взаимодействия.
Участниками виртуального методического объединения выступают:
Деятельность виртуального объединения сопровождает научный руководитель, который обозначает цели и задачи работы объединения, разрабатыват план проводимых мероприятий, руководит проведением сетевых мероприятий – семинаров, проектов, конкурсов, конференций, консультирует участников методического объединения.
В конце каждого учебного года научные руководители объединений собирают от участников методических объединений предложения, на основе которых определяются темы дистанционных семинаров, мастер-классов, телекоммуникационных инициатив на следующий учебный год. Специалисты выполняют техническое и информационное сопровождение, модерацию представленных интернет-ресурсов.
Организация научно-методического сопровождения учителей в контексте формирования ими функциональной грамотности обучающихся предполагает проведение серии вебинаров:
Несмотря на то что рефлексия и анализ проводятся на каждом из этапов, подведение промежуточных итогов и анализ результатов составляют содержание отдельного рефлексивно-аналитического этапа научно-методического сопровождения.
На этом этапе анализируются достижения и трудности, проводится рефлексия для получения обратной связи о достигнутых результатах, их соответствии ожиданиям – как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, тьюторов.
В завершение аналитического этапа составляется план дальнейшей методической работы, обсуждаются формы, перспективные для развития готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.
Сопровождение как педагогический концепт рассмотрено во многих трудах педагогов. Сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Под педагогическим сопровождением понимается учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого школьник совершает действие, а педагог создает условия для эффективного выполнения этого действия и корректирует действие ученика, если оно отклоняется от заданной нормы.
Однако если норму устанавливает сам сопровождаемый на основе своего жизненного опыта, культурных и индивидуальных особенностей, то необходим особый вид сопровождения – тьюторское.
Под тьюторским сопровождением понимается особое педагогическое сопровождение, в ходе которого школьник осознает и реализует собственные нормы, образовательные цели и задачи. Суть тьюторского сопровождения заключается в формировании функциональной грамотности школьника на материале его реальной жизни – учебной, социальной, в расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения в образовании.
Выделяют три вектора тьюторского сопровождения:
В аспекте тьюторского сопровождения важно понимание того, что формирование функциональной грамотности – нелинейный процесс. Все «новые грамотности» современного человека формируются на основе его субъектности и возникающих в жизни затруднений, предпочтений, запросов (включая образовательные). Поэтому для формирования функциональной грамотности школьника важно развитие навыков самообразования и пребывания в непрерывном образовании – self skills.
Содержание этапов педагогической деятельности по развитию отдельных компонентов функциональной грамотности школьников, учитывая её сущность и наиболее успешные образовательные практики, строится следующим образом.
№ п/п | Этап формирования (реализации) | Этапы технологии формирования функциональной грамотности школьников |
1. | Опривычивание (хабитуализация) различных видов человеческой деятельности: любое действие, которое часто повторяется, становится образцом. | Комплексная и последовательная работа с текстами различных форматов, типов, организационно-навигационных качеств и ситуаций функционирования. Она включает восприятие, обработку, трансформацию, трансляцию текстовой информации для формирования и развития способностей обучающихся к решению типовых задач (повседневного существования). |
2. | Типизация действий: рутинные действия постепенно классифицируются, «типизируются», а институт – это «взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода». | Систематическая групповая работа школьников по решению типовых задач во внеурочной деятельности – квесты, кейсы, групповые исследования, специализированные тренинги. |
3. | Типизация деятелей, которая наряду с типизацией действий обеспечивает доступность понимания определенных действий членов социальной группы или общества в целом. | Проведение конкурсов по решению задач среди школьников (по типу конкурсов компетенций), выявление лидеров, демонстрация их достижений школьному сообществу и социуму. |
4. | Объективация: закрепленные при передаче новому поколению индивидов институциональные участки взаимодействий приобретают устойчивость и объективность. | А. Привлечение наиболее успешных школьников к просветительской деятельности с обучающимися младших классов, сверстниками (равный учит равного), родителями. Б. Закрепление словесных норм через трансляцию, объяснение логики решения жизненных задач. |
5. | Легитимация: наложение логики на объективированный социальный мир производится с помощью языка, который выступает основным инструментом нормативного закрепления институционального порядка. |
В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности. Следует пробудить в учениках интерес к изучению темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости материала. Для этого иногда применяют вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха.
Например, на начальном этапе знакомства с возможностями электронных таблиц можно поставить перед обучающимися вопросы: «С какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни?», «Чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана?», тем самым подводя к теме урока – «Интерфейс электронных таблиц».
На этом этапе урока работу школьников можно организовать с помощью:
Также часто используют такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность обучающихся. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию. Это поможет подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха.
Полезно применять:
На этом этапе урока можно дать обучающимся задания с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из изучаемой темы.
Приемы:
Пример:
Тема урока: «Создание текстовых документов на компьютере»
Творческий мини-проект: создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, чтобы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимание? Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.
Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение обучающимися теоретических знаний, но и на выработку практических умений и навыков. Поэтому важный этап урока – его практическая часть.
Практику нужно организовать таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия. Это способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока можно использовать дискуссию, работу в парах, в группах.
Это – обязательная, заключительная часть урока. Подводя итоги, важно понять как уровень усвоения знаний учениками, так и их впечатления от урока. Интерактивные методы, которые можно использовать, – «Незаконченные предложения», работа в группах.
Коллективно оценивается каждая работа. Оценки комментируются и обосновываются, потом визитки сдаются учителю на проверку. Итоговую отметку педагог выставляет на основе трех оценок: самооценки, оценки группы учеников и оценки учителя. Ученикам предлагается закончить предложение: «Сегодня, работая на уроке, я понял…».
При формировании функциональной грамотности на уроках информатики могут быть полезны следующие методы:
Алгоритм:
«Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей. Этот прием впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
При наличии в классе оборудованного рабочего места учителя (компьютер или ноутбук с выходом в интернет, проектор и экран или интерактивная доска) возможна организация учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов. В зависимости от типа контента (видео, анимация, интерактивные упражнения и тренажеры) формат работы может меняться.
Основная идея реализации этой модели заключается в следующем: в качестве домашнего задания обучающимся предлагается знакомство с новым материалом с использованием электронных образовательных ресурсов, видеолекций, учебников, раздаточного материала, а на уроке больше внимания уделяется решению практических задач, отработке необходимых навыков и обсуждению вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у детей.
Для организации урока в этой модели необходимо продумать наличие нескольких рабочих зон, в которых обучающиеся будут решать различные учебные задачи.
Например, зоны могут быть следующие:
Весь класс делится на несколько групп (по количеству зон), и в течение урока происходит переход каждой группы от одной зоны к другой (по сигналу учителя). Таким образом, все группы к концу урока смогут выполнить задание в каждой зоне.
Не рекомендуется устраивать больше четырех рабочих зон, так как в этом случае сокращается время работы в каждой зоне, а следовательно, обучающиеся могут не успеть решить все поставленные перед ними задачи.
Информационная грамотность – это:
К сожалению, уровень информационной грамотности большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, а с другой – отсутствием системы подготовки грамотных потребителей информации.
Урок информатики имеет ряд преимуществ, по сравнению с другими дисциплинами, в использовании информационных ресурсов обучающимися, в программной и аппаратной составляющей. Поэтому уже в начальной школе очень важна грамотно организованная работа педагога.
Приведем примеры учебных заданий для школьников по формированию и развитию информационной грамотности с использованием кейс-технологии.
Цель: систематизировать и совершенствовать умение работать с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре.
Описание ситуации
Работник типографии должен набрать текст статьи, содержащий много символов, которых нет на клавиатуре. Использование таблицы из офисных программ, предназначенной для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определенных временных затрат на поиск нужного символа. Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и знак умножения?
Цели:
Описание опыта
Испанские исследователи продемонстрировали простой и недорогой способ проверки подлинности товаров на оптических носителях. Установить происхождение компакт-дисков помогло понимание технологии их изготовления и простая лазерная указка. Отличить пиратский CD от лицензионного по внешнему виду невозможно, ведь имитация фабричной упаковки и голографических наклеек – весьма качественная. Само явление дифракции и помогло ученым признать разницу между дисками.
Вопрос кейса:
Представьте себя английскими учеными и объясните характерные отличия между этими двумя дисками.
Цели:
Описание ситуации
Школа скоро будет отмечать свой юбилей. На торжественный вечер нужно пригласить более 500 гостей, среди которых есть как частные лица, так и другие фирмы-друзья. Приглашения нужно послать за короткое время (1 рабочий день). Секретарь школы смогла подготовить и отправить только треть приглашений.
Вопрос кейса:
Почему, по вашему мнению, секретарь не смогла выполнить поставленную перед ней задачу? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Пример технологической карты при использовании кейсового метода:
Фаза работы | Действия учителя | Действия обучающегося |
До занятия | 1. Подбирает кейс. | 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса. | 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. |
После занятий | 1. Оценивает работу обучающихся. | Составляет письменный отчет (проект) по теме |
На уроках информатики математическая грамотность формируется в основном при изучении таких тем курса, как: «Кодирование информации», «Математическая логика», «Электронные таблицы», «Алгоритмизация и программирование».
Рассмотрим примеры заданий, которые можно использовать при изучении этих тем.
Прогноз погоды
Задание 1/6
Завтра Маше нужно идти в школу. Чтобы узнать, какая завтра погода, Маша включила телевизор. По телевизору синоптик объявляет странный прогноз погоды на завтра и утверждает следующее:
«Если не будет ветра, то будет холодно и без дождя. Если будет дождь, то будет холодно и без ветра. Если будет холодно, то будет дождь и не будет ветра».
Чтобы узнать, какая завтра будет погода, Маша решила воспользоваться знаниями о логических моделях, где формализуются (записываются в виде логических выражений) простые и составные высказывания, выраженные на естественном языке.
Маша выделила простые высказывания и записала их через переменные.
Для ответа вставьте пропуски:
А – «ветра нет»;
В – «_______________»;
С – «_______________».
Можно провести урок-игру: объединить детей в команды и дать задания с практическим применением.
– Ребята, нам необходимо сделать ремонт в доме и облагородить территорию вокруг него, а также установить котел, построить баню и теплицу. Для этого нам надо произвести расчеты. Хозяин выделил некоторые средства и попросил бригаду ответить на его вопрос, что и как выгоднее сделать. У нас есть 4 команды, которые будут производить расчеты.
Задания первой группы
Сергей Васильевич – крупный ученый. На рисунке изображен план двухэтажного дома (сторона клетки соответствует 1 м), в котором он проживает с женой Валентиной Петровной и двумя детьми: Костей и Викой. Гостиная на первом этаже – самая большая по площади комната. Кухня имеет вытянутую форму, её длина в два раза больше ширины, она тоже находится на первом этаже. Рядом с гостиной расположена столовая. Комната Кости расположена на втором этаже над кухней, его комната – соседняя с комнатой сестры Вики. Комната родителей расположена над столовой, рядом с ней – просторный кабинет Сергея Васильевича.
Задание 1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу: в ответ запишите последовательность четырех цифр без пробелов и других дополнительных символов.
Объекты | Гостиная | Комната Кости | Кабинет | Кухня |
Цифры |
Для этого задания создайте таблицу и заполните её, используя программу MS Excel, как показано на примере. Результат сохраните на Листе 1 под названием «Задание 1».
Задание 2. В каждом из пронумерованных помещений, кроме Костиной комнаты, – два окна, а в Костиной комнате – всего одно. Других окон нет. Площадь стекла для каждого окна составляет 3 м². Стоимость окон при установке складывалась из стоимости стекла (3 000 рублей за м² окна) и стоимости монтажа и фурнитуры (7 000 рублей за каждое окно). Определите общую стоимость всех окон и их установки. Ответ дайте в рублях.
Для этого задания составьте математическую модель и рассчитайте стоимость, используя программу MS Excel, как показано на примере.
Результат сохраните на Листе 2 под названием «Задание 2».
Значительное место в курсе информатики занимают вопросы применения информатики в повседневной жизни. Предполагается, что обучающиеся осваивают не академическую теорию, а инструменты и технологии, востребованные в современном мире. Проникновение информатики в жизнь, переход к информационной экономике привели к тому, что многие знания и навыки, ранее требовавшиеся лишь в узких сферах профессиональной деятельности (программировании и использовании вычислительной техники), приобретают исключительную важность в частной жизни рядового человека и гражданина.
Очень широко информационно-коммуникационные технологии применяются сегодня в секторе финансовых услуг для населения. Развитие технологий создало условия для появления новых финансовых продуктов и услуг и изменило формат взаимодействия граждан с финансовыми организациями. С помощью современных средств коммуникации люди имеют возможность:
В обиход вошли такие понятия, как дебетовая карта, кешбэк, платежная система, ставка рефинансирования, ипотека, кредитование, аннуитетный и дифференцированный платежи.
Задача 1. Расход электроэнергии
Условие задачи
На рисунке 1 представлена форма для расчета платы за потребленную электроэнергию для трехтарифного счетчика, в которой приведены тарифы на электроэнергию и показания счетчика на конец предыдущего месяца.
На рисунках 2-4 представлены показания трехтарифного счетчика электроэнергии на конец текущего месяца по каждой тарифной зоне.
Задание
Задача 2. Оплата электроэнергии
Условие задачи
Мама записала показания счетчика электроэнергии на конец месяца (рис. 1) и попросила сына заполнить форму счета на оплату электроэнергии.
Вычислив количество и стоимость потребленной электроэнергии, сын построил две круговые диаграммы (см. рисунки ниже), но забыл подписать, какой сектор соответствует какому тарифу.
Задание
Введите данные, записанные мамой, в таблицу и выполните вычисления.
Установите, какой тарифной зоне (тарифу) соответствует каждый сектор диаграммы (см. рисунок выше). Результаты по обеим диаграммам внесите в таблицу ниже.
Сектор | Тариф (Т1, Т2 или Т3) | Сектор диаграммы | Тариф (Т1, Т2 или Т3) |
А | Г | ||
Б | Д | ||
В | Е |
Задача 3. Поездка на такси «Тише едешь – дальше будешь!»
В фирме «Тише едешь – дальше будешь!» стоимость поездки на такси складывается из стоимости подачи автомобиля (составляет 30 рублей) и платы за время, проведенное в пути (8 рублей за минуту). Стоимость поездки округляется до целых рублей в меньшую сторону.
Задание
1. Выберите из списка данные, которые вам понадобятся для расчета стоимости поездки:
a) протяженность маршрута;
б) скорость движения такси;
в) цена одного километра поездки по маршруту;
г) цена одной минуты поездки в такси;
д) время поездки в такси;
е) время работы водителя;
ж) величина фиксированной платы при посадке в такси;
з) государственный регистрационный номер автомобиля.
2. Продумайте структуру и создайте в текстовом редакторе таблицу соответствия времени и стоимости поездки в такси «Тише едешь – дальше будешь!». Не забывайте про стоимость подачи машины. Заполните её данными из следующего пункта задания.
3. Вычислите стоимость поездки, если её длительность составляет 7 минут, 8 минут, 9 минут, 10 минут и так далее – до 25 минут.
4. Вычислите стоимость поездки на такси продолжительностью 37 минут.
5. На основании данных из получившейся таблицы постройте график стоимости поездки в зависимости от времени в пути (точечную диаграмму).
Задача 4. Стоимость колодца
Хозяин дачного участка договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр он заплатит им Х рублей, а за каждый следующий метр – на Y рублей больше, чем за предыдущий.
Задание 1
Задание 2
Задача 1. Формула накопления
Мария изучает программирование в классе «Яндекс.Лицей» и мечтает приобрести книгу Марка Лутца по программированию на языке Python. Книга стоит довольно дорого, поэтому деньги на её покупку придется копить. Девушка будет откладывать часть средств, которые ей еженедельно выдают родители на карманные расходы. Мария решила написать программу для расчета времени, которое понадобится ей для накопления нужной суммы.
Задание
Задача 1. Оборот, или История одной денежки
Прочитайте следующую историю:
«Так и не удалось мне выспаться в воскресенье! Рано утром в дверь зазвонили. Папы с мамой не было – пришлось открывать. Это оказался наш сосед Андрей Сергеевич, отец моего одноклассника Васьки. Ему срочно понадобилось съездить за город, хватился, а денег нет, и снять деньги с карты нельзя – банк закрыт до понедельника. Пришлось выручить человека: нашел пять тысяч в тумбочке и еще пятисотрублевую купюру – в своем кошельке. Все бы ничего, да только еще вчера вечером я пририсовал на ней сбоку маленького смешного человечка, поедающего мороженое. Васькиного отца это, впрочем, не смутило. Посмеявшись над рисунком, он обещал вернуть мне деньги в понедельник.
Вечером того же дня, когда мои родители уже были дома, ко мне зашел Васька – узнать, что задали на понедельник по математике, а заодно рассказать продолжение утренней истории. Васькин отец заехал на мойку, где ему помыл машину рыжий вихрастый парень, за работу ему досталась бумажка в пятьсот рублей с моим художеством в придачу.
– И это отцу еще повезло! – сказал Васька. – Такую денежку с физиономией ни в одном ларьке бы не взяли, не то что в магазине.
Тут снова раздался звонок в дверь – пришла наша одноклассница Дашка со своей мамой. Сегодня моя мама как раз закончила работу – сшила платье для Дашкиной мамы, и вот заказчица пришла к нам, чтобы его забрать. Когда мы увидели Дашкину маму в этом платье, оно нам всем понравилось.
– Сколько я вам должна? – спросила она.
– Я посчитала, – ответила моя мама. – С материалом, пуговицами и работой – 6 500 рублей.
– Хорошо, вот вам пять тысяч, тысяча, а еще пятьсот… – и Дашкина мама начала рыться в кошельке.
– Мама, у меня есть, – сказала Даша и тут же вытащила из кармана купюру, которая показалась мне знакомой. И точно – на её краешке гордо красовалась нарисованная мной рожица.
– Где ты её взяла? – спросил я. – Это же мой рисунок! Я только сегодня утром одолжил эту купюру Васькиному отцу!
– Я тоже только сегодня её получила – заработала! – с гордостью сообщила Дашка. – Я же музыкальную школу скоро заканчиваю и уроки музыки малышам даю. Сегодня вечером занималась с соседскими детьми. А эти пятьсот рублей дал мне их старший брат Денис. У него мало времени, чтобы заниматься с малышами: он учится в музыкальном училище и одновременно подрабатывает на мойке.
– Постойте-постойте, – перебил Васька, – а какой он из себя, этот ваш Денис?
– Да такой веселый, рыжий, веснушчатый, вечно лохматый.
– Все ясно! Это он мыл сегодня нашу машину, и мой отец ему эту купюру дал!
– Потом Денис заплатил её Дашке, и вот она снова у нас! – подхватил я.
– А ты-то чему радуешься, художник! Сам испортил купюру, а теперь снова от нее избавляться придется, – подзадоривал меня Васька.
– Ничего, разберемся, – спокойно сказала мама, убирая деньги к себе в кошелек».
Задание
Задача 2. Купюры за 100 рублей
Георгий много путешествует и, как правило, после каждой поездки у него остается купюра той страны, в которой он побывал. Георгий заметил, что обычно остаются купюры, которые можно было бы купить в момент поездки не более чем за 100 российских рублей. Что же с ними делать?
На память о поездках Георгий решил составить альбом, в который поместил эти купюры и краткие рассказы о тех странах, из которых привез их.
Задание
Литература:
Электронные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.