В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в сфере реализации федеральных рабочих программ по географии в соответствии с ФОП ООО, ФОП СОО.
Объем: 72 часа.
Планируемые результаты обучения:
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Федеральные образовательные программы основного и среднего общего образования действуют с 25 июля 2023 г.
Переход образовательных организаций на ФОП ООО, СОО – с 1 сентября 2023 года.
Каждая Федеральная программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
В целевых разделах изложили в соответствии с требованиями ФГОС трех уровней:
В организационные разделы включили:
Характеристику условий реализации программы оставили описывать школам.
Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы по учебным предметам.
На уровне ООО это программы по:
На уровне СОО представлены ФРП по предметам:
Дополнительно в трех ФОП есть программа формирования УУД и Федеральная рабочая программа воспитания.
Из содержания трех ФОП видно, что школам придется утвердить свои ООП, так как нужно разработать остальные части программы, которые требуют ФГОС. Поэтому не получится просто использовать ФОП и не разрабатывать ООП, как это описано в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ».
Также нельзя не обратить внимания на две близкие аббревиатуры – ФОП и ФООП – и не объяснить значение каждой из них во избежание путаницы.
ФОП используется как синоним ФООП.
Закон «Об образовании в РФ» требует, чтобы ООП разрабатывали в соответствии с ФГОС и ПООП, вводит определение ФООП (п. 10.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Понятия ФОП в законодательстве нет. Однако вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП по правилам, которые установили для ФООП (приказ Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Следовательно, считается, что ФОП можно применять в качестве ФООП.
Возможно, Министерство не стало утверждать ФООП, так как в нынешних Федеральных программах есть не все компоненты, которые требуют ФГОС для ООП. Кроме того, в ФОП сказано, что ряд деталей школы и детские сады должны указать самостоятельно с учетом своей и региональной специфики. В таком случае невозможно применять ФОП и не разрабатывать ООП, как предполагается в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ». Следовательно, Федеральная программа не может считаться основной.
Федеральным законом № 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» (далее – ФЗ № 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. При этом, согласно статьям 1 и 2 ФЗ № 371-ФЗ, термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Закона «Об образовании в РФ».
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими Федеральными основными общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральных основных общеобразовательных программ.
Важно отметить, что общеобразовательные организации, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в РФ», в обязательном порядке используют Федеральные рабочие программы по учебным предметам:
Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.
При этом для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» по-прежнему могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (далее – ФГОС НОО), основного общего (далее – ФГОС ООО) и среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ Федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Содержательные разделы утвержденных Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО) и Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО) включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ остальных учебных предметов, являющихся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года.
В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения.
В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углубленном уровне за счет добавления учебных часов из части федерального учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.
При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования на соответствующем уровне общего образования (переходный период).
Так, например, программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом в рамках как базового, так и углубленного уровня предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». ФОП ООО определено введение этого курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса «Вероятность и статистика» целесообразно организовать в рамках учебного курса «Алгебра». Для этого следует добавить в курс вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.
Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса «Вероятность и статистика». Необходимо обратить внимание и на организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика», а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика» и проставляется оценка. Она рассчитывается как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
Если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», то при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса, помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 5-6 классы в течение одного учебного года.
В ФООП всех уровней образования содержится Федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания из ФООП будет основой для разработки рабочей программы воспитания. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. На её основе можно внести изменения во все разделы Федеральной рабочей программы воспитания, кроме целевого.
Цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех образовательных организаций одинаковы, а вот в содержательный и организационный разделы программы необходимо внести дополнения. Например, добавить к обязательным модулям воспитательной работы дополнительные. Описать вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или традиций образовательной организации.
Организационный раздел ООП к 01.09.2023 г. необходимо скорректировать полностью. Привести в соответствие с ФООП придется учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы.
Образовательная организация ежегодно уточняет и конкретизирует учебный план на соответствующий уровень общего образования в зависимости от своих потребностей. К 01.09.2023 г. все образовательные организации должны привести свои учебные планы в соответствие с федеральными.
ФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных планов. Учебные планы уровней ООО и СОО имеют особенности. В федеральном учебном плане ООО на физическую культуру отводится два часа. При этом третий час образовательная организация должна реализовать за счет часов внеурочной деятельности или спортивных секций. На уровне СОО учебный план универсального профиля предназначен для старшеклассников, чей выбор предметов для углубленного изучения не подходит под остальные профили. Универсальный профиль позволяет как ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, так и выбрать предметы для углубленного изучения.
При составлении учебных планов на 2023-2024 учебный год необходимо проконтролировать выполнение федеральных рабочих программ по обязательным предметам. На эти предметы часов должно быть не меньше, чем в федеральном учебном плане.
На уровне ООО и СОО образовательная организация вправе перераспределить часы учебного плана (Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ). Например, сократить количество часов по предметам, по которым не проводят ГИА, и организовать углубленное изучение отдельных предметов. Учебный план для СОО на 2023-2024 учебный год разрабатывается с учетом обновленного ФГОС СОО.
Федеральные календарные учебные графики в программах всех уровней образования представлены по учебным четвертям. Однако образовательным организациям оставили право организовать учебный год по триместрам.
В федеральном календарном учебном графике установили, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая.
Также зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул для всех уровней образования. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5-6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
Целесообразно составить календарные учебные графики для трех уровней образования – НОО, ООО и СОО. График включен в образовательную программу уровня образования (п. 9 ст. 2 Закона «Об образовании в РФ»), поэтому для каждой ООП, в том числе и по новым ФГОС НОО и ООО, нужно составить свой календарный учебный график на весь уровень образования.
Чтобы учесть все нормативные акты, нужно подготовить проект календарного учебного графика в апреле-мае. Окончательный график следует утвердить в составе ООП до 1 сентября нового учебного года.
Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех образовательных организаций перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Каждая образовательная организация вправе проводить и другие мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали Федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Рекомендуется сопоставить мероприятия с содержанием рабочей программы воспитания и проследить, чтобы каждое мероприятие решало воспитательную задачу. Необходимо также привлечь ресурсы других организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ: совместные мероприятия, дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы. Форму проведения мероприятий следует зафиксировать в плане.
Необходимо осуществлять контроль над выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документации члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. Задача – проконтролировать, все ли требования ФООП соблюдает рабочая группа при обновлении ООП; выполнены ли требования федеральных учебно-методических документов.
Следующий этап – подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Отдельное выступление следует обязательно посвятить нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По её результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого нужно отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными.
Далее следует представить изменения в программах родителям. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца 2022-2023 учебного года. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей.
Завершающий этап – утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого директор утверждает изменения приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете, когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом. Утвердить изменения в ООП можно одним из способов:
Таким образом, ФООП – это программа возможностей, и она вовсе не означает унификацию программы. И программы, и школы, и педагоги – все могут быть разными. Но будут треки, обеспечивающие доступность всех программ, независимо от места проживания и доходов родителей, от местонахождения школы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
Согласно части 61 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ», образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП.
Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с ФОП СОО в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах образовательная организация может реализовывать в 11 классе учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план.
Еще раз обращаем внимание, что образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих ООП Федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение Федерального учебного плана и (или) Федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 ст. 12 Закона «Об образовании в РФ» федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация образовательной организацией не разрабатывается.
Данный подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогов.
При этом в соответствии с частью 62 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ» образовательные организации вправе перераспределить время, предусмотренное в Федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов:
На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, которые обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ, а также сами Федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения России их разработало и опубликовало на официальном сайте.
Второй этап – определение перечня работ по переходу на ФООП в образовательной организации. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант – в виде таблицы, где указываются направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям:
Для каждого мероприятия необходимо отметить контрольные сроки и назначить ответственных. Отдельно следует сделать колонку для планируемых результатов мероприятия. Это может быть как отдельный документ, так и пакет документов. Например, пакет методических материалов по теме реализации ООП в соответствии с ФООП. Далее нужно утвердить дорожную карту приказом.
Третий этап – создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты перехода на ФООП. В состав рабочей группы чаще всего входят директор образовательной организации, заместители директора. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Можно создать одну рабочую группу, которая будет приводить в соответствие с ФООП программы всех уровней общего образования. Другой вариант – организовать работу трех групп, отдельно для каждого уровня общего образования. Но возглавлять рабочую группу будет директор. Другие члены группы – ответственные за определенный раздел дорожной карты. Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель. Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе.
Четвертый этап – подготовка основных общеобразовательных программ для каждого уровня образования в соответствии с ФООП. Можно выбрать один из вариантов: разработать новые ООП или внести изменения в действующие ООП.
Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать, что изменений будет много, и они будут присутствовать во всех разделах программы – целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую федеральную рабочую программу воспитания.
Образовательные организации обязаны использовать федеральные рабочие программы для ООО и СОО по следующим предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «ОБЖ». Тогда учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно.
ФРП раскрывает:
Федеральные рабочие программы учебного предмета «География» на уровне основного и среднего общего образования составлены на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания. Они подлежат непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Федеральные рабочие программы учебного предмета «География» отражают основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География»:
Программа создает возможность формирования у обучающихся функциональной грамотности.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования – это предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о (об):
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе; базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
«География» – один из учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания учебного предмета «География» положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирование на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность, практическая ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более четко представить географические реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.
В системе общего образования учебный предмет «География» признан обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания учебного предмета «География» на уровне основного общего образования происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания с учетом потребностей социально-экономического развития конкретного региона и этнокультурных особенностей его населения.
Класс | Количество учебных часов в неделю | Общее количество часов |
5 | 1 | 272 |
6 | 1 | |
7 | 2 | |
8 | 2 | |
9 | 2 | |
10 | 1 | 68 |
11 | 1 |
5 класс:
6 класс:
7 класс:
8 класс:
9 класс:
10 класс:
11 класс:
Направление | Личностные результаты ООО | Личностные результаты СОО |
Патриотическое воспитание | 1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе. 2. Проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России. 3. Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России; к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. | 1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. 2. Ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде. 3. Идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. |
Гражданское воспитание | 1. Осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей. 2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития. 3. Представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтерство). | 1. Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей. 2. Готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. 3. Готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях. 4. Умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание | 1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий для окружающей среды. 2. Развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения, а также с учетом осознания последствий для окружающей среды. | 1. Осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения. 2. Способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности. 3. Осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. |
Ценности научного познания | 1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой. 2. Овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач. 3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. | 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире. 2. Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач. 3. Оознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | 1. Осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). 2. Соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде. 3. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. 4. Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 5. Готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. | 1. Сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью. 2. Активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. |
Эстетическое воспитание | 1. Восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций. 2. Ценностное отношение к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. | 1. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений. 2. Способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства. 3. Убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества. 4. Готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности. |
Экологическое воспитание | 1. Ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. 2. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. | 1. Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем и географических особенностей их проявления. 2. Планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества. 3. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. |
Трудовое воспитание | 1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. 2. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. 3. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. | 1. Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие. 2. Готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность. 3. Интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы. 4. Готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. |
Направление | Метапредметные результаты ООО | Метапредметные результаты СОО |
Базовые логические действия | 1. Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения. 2. Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учетом предложенной географической задачи; выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи. 3. Выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений. 4. Самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев). | 1. Самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их всесторонне. 2. Устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения. 3. Определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; разрабатывать план решения географической задачи с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. 4. Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учетом предложенной географической задачи; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям. 5. Координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты. |
Базовые исследовательские действия | 1. Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное. 2. Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем. 3. Проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями. 4. Оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов. 5. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. | 1. Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических географических задач, к применению различных методов познания природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. 2. Владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. 3. Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. 4. Выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения. 5. Анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт. 6. Уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей. 7. Выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. |
Работа с информацией | 1. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев. 2. Выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации. 3. Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надежность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 4. Систематизировать географическую информацию в разных формах. | 1. Выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления. 2. Выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учетом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т.д.); оценивать достоверность информации. 3. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. 4. Владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. |
Общение | 1. Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения. 2. Сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. | 1. Владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации. 2. Сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы. 3. Развернуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств. |
Совместная деятельность | 1. Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. 2. Планировать организацию совместной работы при выполнении учебных географических проектов, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды. 3. Сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. | 1. Использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива. 2. Принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. 3. Оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости. |
Самоорганизация | 1. Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. 2. Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте. | 1. Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений. 2. Давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт. |
Самоконтроль | 1. Владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту. 2. Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. | 1. Давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований. 2. Оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения. 3. Принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. |
Принятие себя и других | Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. | 1. Принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. |
Эмоциональный интеллект | Не выдвигаются. | Формирование:
|
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.