В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствовать у педагогов навыки формирования функциональной грамотности школьников на уроках физики в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, ФГОС СОО.
Объем: 104 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).
Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд), то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Примитивное представление о грамотности как некотором минимальном наборе знаний, умений и навыков (читать, писать, рисовать), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и обычно осваиваются в начальной школе, на сегодняшний день становится недостаточным для решения современных социальных проблем.
В.А. Ермоленко описывает следующие 4 этапа развития понятия о функциональной грамотности.
1-й этап (конец 1960-х – начало 1970-х гг.). Функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной, следствием чего является метод обучения грамотности, строящийся с учетом функционального знания, главным образом, экономического характера. Концепция и стратегия функциональной грамотности понимается как обеспечение связи процессов овладения чтением и письмом, а также повышения производительности труда и улучшения условий жизни работника и его семьи.
2-й этап (середина 1970-х – начало 1980-х гг.). Осознание функциональной грамотности как потребности развитых стран, обособление от традиционной грамотности, расширение состава и содержания функционального знания с учетом всех сторон общественной жизни (экономической, политической, гражданской, общественной, культурной). Введение ЮНЕСКО понятия «функционально неграмотный человек» — человек, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины». Возникновение представления об изменчивости функциональной грамотности в условиях общественных изменений.
3-й этап (середина 1980-х – конец 1990-х гг.). Установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем общего образования и владения письменным словом, с изменениями в сфере труда. Включение в ее состав традиционной грамотности. Осознание двухуровневой структуры функциональной грамотности (глобальные и локальные составляющие), ее роли как основы становления личности и «пожизненного» образования.
4-й этап (начало ХХI века). Установление изменений в составе и содержании функциональной грамотности при переходе к постиндустриальному обществу. Осознание функциональной грамотности как гаранта жизнедеятельности человека, средства его успешного жизнеустроения в меняющемся мире. Акцентирование роли функционального чтения как средства развития функциональной грамотности.
По мнению С.А. Крупник, В.В. Мацкевича, «проблематика грамотности (функциональной грамотности) становится актуальной только тогда, когда страна должна наверстывать упущенное, догонять другие страны. Именно поэтому понятие функциональной грамотности используется как мера оценки качества жизни общества (своего рода культурный стандарт) при сопоставлении социально-экономической эффективности разных стран».
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.
Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.
Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т. д.
Функциональная грамотность в школе
Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment), направленные на оценку качества образования в различных странах через диагностику в том числе уровня функциональной грамотности выпускников основной школы, видят функциональную грамотность в трех составляющих:
1) грамотность в чтении – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
2) грамотность в математике – способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностном, общественном, профессиональном, научном). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;
3) грамотность в области естествознания – способность человека:
Дополнительным видом выступает финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.
PISA понимает функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающую успешное социально-экономическое развитие страны, в узком смысле как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.
PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания. Она также проверяет, насколько хорошо учащиеся могут экстраполировать то, что они узнали, могут применять полученные знания в незнакомых условиях, как в школе, так и за ее пределами. Этот подход отражает тот факт, что современная экономика вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то, что они могут делать с тем, что они знают.
С середины XX века проблема развития функциональной грамотности приобрела глобальный характер, и связано это с тем, что функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом, о чем свидетельствуют данные исследований функциональной грамотности населения, в том числе взрослого, в различных странах.
Анализ данных исследования функциональной грамотности среди взрослого населения показал, что низкограмотные россияне гораздо чаще, чем низкограмотные жители других стран, имеют высшее образование и занимают должности высококвалифицированных специалистов. Также они характеризуются достаточно высоким стремлением повысить свою профессиональную компетентность (видимо, осознавая свои пробелы в профессиональной подготовке).
Высокограмотные россияне, по сравнению с высокограмотными гражданами других стран, отличаются гораздо меньшей образовательной активностью, они реже повышают уровень своей квалификации, не мотивированы на учебу, у них более выражено недоверие к окружающим людям. Вероятно, именно их пассивность приводит к тому, что они отстают по уровню подготовки от своих коллег, работающих в более развитых сферах, что делает их менее востребованными на отечественном и международном рынке труда.
Результаты исследования функциональной грамотности взрослых вполне соотносятся с результатами, полученными на 15-летних подростках (данные PISA). Так, в 2015 году по читательской грамотности россияне заняли 26-е место, по математической – 23-е место, по естественно-научной – 32-е место из 70 стран-участниц исследования.
В данной ситуации большая ответственность ложится на российскую школу, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающегося и формирует его мотивацию на учебу. Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью – это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.
PISA выделяет 6 уровней функциональной грамотности и описывает их следующим образом.
Задачи на этом уровне обычно требуют от читателя сделать несколько выводов, сравнений и различий, которые являются подробными и точными. Они требуют демонстрации полного и детального понимания одного или нескольких текстов и могут включать интеграцию информации из нескольких текстов.
Задачи могут потребовать, чтобы читатель имел дело с незнакомыми идеями в присутствии видимой конкурирующей информации и генерировал абстрактные категории для интерпретаций. Задачи рефлексии и оценки могут потребовать от читателя выдвинуть гипотезу или критически оценить сложный текст на незнакомую тему, принимая во внимание многочисленные критерии или точки зрения, используя сложное понимание, выходящее за пределы текста.
Важным условием для доступа и извлечения задач на этом уровне является точность анализа и тонкое внимание к деталям, которые незаметны в текстах.
Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочения нескольких фрагментов глубоко внедренной информации, делая вывод о том, какая информация в тексте является релевантной (необходимой).
Рефлексивные задачи требуют критической оценки или формулирования гипотез с опорой на специализированные знания. Как интерпретационные, так и рефлексивные задачи основываются на полном и детальном понимании текста, содержание или форма которого незнакомы.
Для всех аспектов чтения задачи на этом уровне, как правило, связаны с понятиями, которые противоположны ожиданиям.
Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочения ряда заданных в тексте сведений. Некоторые задачи на этом уровне требуют смысловой интерпретации нюансов языка с учетом текста в целом.
Другие задачи интерпретации связаны с пониманием и применением категорий в незнакомом контексте. Рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели использовали формальное или общественное знание для выдвижения гипотезы или критической оценки текста.
Читатели должны продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов, содержание или форма которых могут быть незнакомы.
Задачи этого уровня требуют от читателя поиска и в некоторых случаях распознавания связи между разными частями информации, которые должны удовлетворять ряду условий. Интерпретационные задачи на этом уровне включают объединение нескольких частей текста, чтобы выделить главную идею, понять отношение или истолковать значение слова или фразы.
Читатели должны учитывать многие особенности при сравнении, противопоставлении или классификации. Часто требуемая информация не видна, или имеется много конкурирующей информации, или есть другие текстовые препятствия, например, сформулированные через отрицание идеи.
Рефлексивные задачи на этом уровне могут потребовать от читателя нахождение связей, проведения сравнения или оценки особенностей текста. Для решения некоторых рефлексивных задач читателю необходимо продемонстрировать тонкое понимание текста с опорой на привычные, повседневные знания. Другие задачи не требуют подробного понимания текста, но требуют, чтобы читатель руководствовался более специализированными знаниями.
Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел один или несколько фрагментов информации, которые могут быть выведены и могут соответствовать нескольким условиям. Другие требуют выделения главной идеи в тексте, понимания отношений или интерпретации значения в пределах ограниченной части текста, когда информация не видна, и читатель должен сделать выводы.
Задачи на этом уровне могут включать сравнения или противоречия. Типичные рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели сделали сравнение или установили несколько связей между текстом и внешним знанием, опираясь на личный опыт и текст.
Задачи на этом уровне требуют от читателя найти один или несколько независимых фрагментов информации, распознать основную тему или цель автора в тексте о знакомой теме или установить простую связь между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. Как правило, требуемая информация в тексте является заметной, и текст не содержит противоречивой информации.
Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел единственный кусок четко заявленной информации в видном месте в коротком, синтаксически простом тексте со знакомым контекстом и типом текста, таким как повествование или простой список. Текст обычно включает повторение информации, картинок или знакомых символов. Противоречивая информация минимальна. В задачах, требующих интерпретации, от читателя может потребоваться установить простые связи между соседними фрагментами информации.
На этом уровне школьники могут концептуализировать, обобщать и использовать информацию на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций и готовы использовать свои знания в довольно нестандартных ситуациях. Они могут гибко связывать различные источники информации и представления, способны к продвинутому математическому мышлению и рассуждению.
Они демонстрируют мастерство символических и формальных математических операций, также могут разработать новые подходы и стратегии в незнакомых нестандартных ситуациях. Могут размышлять о своих действиях, обосновывать свои выводы.
Школьники могут разрабатывать модели сложных ситуаций и работать с ними, выявлять их ограничения и допущения. Они способны выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии для решения сложных проблем, связанных с этими моделями. Могут мыслить стратегически, используя хорошо развитые навыки мышления и умение рассуждать, вникать в суть ситуации. Они аргументируют свои решения, обосновывают выводы.
Школьники могут эффективно применять модели для разбора сложных, но конкретных ситуаций, которые могут включать ограничения или требовать выдвижения гипотез. Они могут выбирать и интегрировать различные представления, в том числе символические, связывая их непосредственно с аспектами реальных ситуаций. Могут использовать свой ограниченный диапазон навыков и рассуждать в простых контекстах. Они могут интерпретировать, аргументировать и объяснять свои решения.
Учащиеся могут выполнять четко описанные процедуры, в том числе те, которые требуют последовательных решений. Они способны построить простую модель и на ее основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем. Могут интерпретировать и использовать знания, полученные из различных источников информации, строить свои рассуждения с опорой на полученные знания. Они обычно демонстрируют способность работать с процентами, дробями и десятичными числами, а также с пропорциональными отношениями.
Школьники могут интерпретировать ситуации в контекстах, которые требуют не более чем прямого вывода. Они могут извлекать соответствующую информацию из одного источника и использовать один способ наглядного представления. Могут использовать основные алгоритмы, формулы, процедуры для решения проблем, связанных с целыми числами.
Школьники могут отвечать на вопросы, связанные со знакомыми контекстами, где присутствует вся соответствующая информация и вопросы четко определены. Они способны идентифицировать информацию и выполнять рутинные процедуры в соответствии с прямыми инструкциями в конкретных ситуациях. Они могут выполнять действия, которые почти всегда очевидны и следуют непосредственно из данных математических условий.
Учащиеся могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественно-научных идей и понятий из области физики, биологии, географии и астрономии и использовать знание содержания, процедур и методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формулирования прогнозов.
При интерпретации данных и использовании научных доказательств они способны различать относящуюся и не относящуюся к теме информацию и способны опираться на знания, полученные ими вне обычной школьной программы. Они могут различать аргументы, которые основаны на научных данных и теориях, и аргументы, основанные на других соображениях.
Учащиеся готовы дать оценку альтернативным способам проведения сложных экспериментов, исследований и компьютерного моделирования и обосновать свой выбор.
Учащиеся могут использовать абстрактные естественно-научные идеи или понятия, чтобы объяснить незнакомые им и более сложные, комплексные явления, события и процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей. Они готовы применять более сложные знания, связанные с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор, а также способны использовать теоретические знания для интерпретации информации или формулирования прогнозов.
Учащиеся могут оценить с научной точки зрения различные способы исследования предложенного им вопроса и видеть ограничения при интерпретации данных, включая источники погрешностей и неопределенностей в научных данных.
Учащиеся могут использовать более сложные или более абстрактные знания, которые им либо предоставлены, либо они их вспомнили, для объяснения достаточно сложных или не совсем знакомых ситуаций и процессов. Они могут проводить эксперименты, включающие две или более независимые переменные, для ограниченного круга задач.
Они способны обосновать план эксперимента, опираясь на элементы знаний о процедурах и методах познания. Учащиеся могут интерпретировать данные, относящиеся к не слишком сложному набору данных, или в не вполне знакомых контекстах, получать выводы, вытекающие из анализа данных, приводя обоснование своих выводов.
Учащиеся могут опираться на не очень сложные знания для распознавания или построения объяснений знакомых явлений. В менее знакомых или более сложных ситуациях они готовы строить объяснения, используя подсказки.
Опираясь на элементы содержательных или процедурных знаний, они способны выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач. Учащиеся способны провести различие между научным и ненаучным вопросами и привести доказательства для научного утверждения.
Учащиеся могут опираться на знания повседневного содержания и базовые процедурные знания для научного объяснения, интерпретации данных, а также распознать задачу, решаемую в простом экспериментальном исследовании.
Они могут использовать базовые или повседневные естественно-научные знания, чтобы сделать адекватный вывод из простого набора данных. Они демонстрируют базовые познавательные умения, распознавая вопросы, которые могут изучаться естественно-научными методами.
Учащиеся могут использовать повседневные содержательные и процедурные знания, чтобы распознавать объяснение простого научного явления. При поддержке они могут выполнять по заданной процедуре исследования не более чем с двумя переменными.
Они способны видеть простые причинно-следственные или корреляционные связи и интерпретировать графические и другие визуальные данные, когда для этого требуются умения низкого уровня. Они могут выбрать лучшее научное объяснение для представленных данных в знакомых ситуациях, относящихся к личному, местному и глобальному контекстам.
Существует несколько концепций формирования функциональной грамотности у школьников. Рассмотрим некоторые из них.
Ключевая идея: направленность процесса формирования функциональной грамотности на осознание школьником ее личностной значимости как образовательного результата для своей жизненной успешности, формирование знаний обучающегося о самом себе, своих интересах, особенностях, возможностях.
Средства реализации:
Ключевая идея: конструирование процесса формирования функциональной грамотности на основе прикладных знаний и универсальных учебных действий школьника.
Средства реализации:
Ключевая идея: при формировании происходит преобразование межпредметных знаний и умений в способы деятельности по решению разнообразных жизненных проблем за счёт организации контекста деятельности обучающихся как практики общественной жизни, продолжения образования, личной жизни, взаимодействия в социуме, будущей профессиональной деятельности.
Средства реализации:
Ключевая идея: акцент в формировании на субъектную позицию школьника, учёт его жизненного опыта, индивидуальных, культурных особенностей, индивидуального образовательного запроса.
Средства реализации:
Ключевая идея: процесс формирования функциональной грамотности ориентирован на решение задач разной предметности с возможностью делать выбор и находить нестандартные, многовариативные, творческие решения, применять оригинальные способы представления результатов.
Средства реализации:
В педагогике существует ряд технологий организации научно-методического сопровождения учителей (наставничество, взаимное обучение по принципу «равный – равному» [peer-to-peer learning], тьюторство, консультирование, супервизия), каждая из которых обладает определенными преимуществами и ограничениями.
Реализация программы тьюторского сопровождения педагогов предусматривает несколько этапов, реализуемых в течение учебного года: диагностико-мотивационный, проектировочный, этап реализации и рефлексивно-аналитический этап.
На диагностико-мотивационном этапе происходит формирование образовательных запросов и представлений о собственных профессиональных дефицитах, показателях развития функциональной грамотности своих обучающихся.
Тьюторант формирует и предъявляют тьютору свой образовательный запрос, рассказывая о себе, уровне развития функциональной грамотности своих обучающихся.
Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос, показывает значимость мотивации к восполнению профессиональных дефицитов и предлагает перспективные варианты совместной работы в данном направлении.
Проектировочный этап связан с подробным изучением профессиональных затруднений. Среди основных тьюторских техник – заполнение диагностических карт, проведение бесед и интервью, посещение и анализ уроков, методических материалов, разработанных педагогом для развития и оценки функциональной грамотности.
На основе уточнения дефицитов происходят их отбор и группировка с целью ранжирования, выстраивания последовательности работы с ними. Педагог самостоятельно или с группой коллег, имеющих схожие затруднения, собирает научно-методические, инструктивные, аналитические материалы, обобщает информацию по блокам затруднений.
Непосредственно этап реализации предполагает проектирование и апробацию методических решений, оформление результативных практик методических продуктов (презентации, выступления, публикации, комплекты методических материалов). Одним из эффективных способов создания условий для реализации задач данного этапа является использование интернет-технологий и организация онлайн-взаимодействия.
Деятельность виртуального объединения сопровождает научный руководитель, который осуществляет постановку целей и задач работы объединения, разработку плана проводимых мероприятий, руководство проведением сетевых мероприятий (семинаров, проектов, конкурсов, конференций), консультирование участников методического объединения. В конце каждого учебного года научные руководители объединений собирают от участников методических объединений предложения, на основе которых определяются темы дистанционных семинаров, мастер-классов, телекоммуникационных инициатив на следующий учебный год.
Специалисты выполняют техническое и информационное сопровождение, модерацию представленных интернет-ресурсов.
Участниками виртуального методического объединения являются учителя, представители администрации школы, студенты-стажеры, проходящие практику в школе, преподаватели педагогического университета.
Организация научно-методического сопровождения учителей в контексте формирования ими функциональной грамотности обучающихся предполагает проведение серии вебинаров:
Несмотря на то, что рефлексия и анализ осуществляются на каждом из этапов, подведение промежуточных итогов и анализ результатов составляют содержание отдельного, рефлексивно-аналитического, этапа научно- методического сопровождения.
На этом этапе анализируются достижения и трудности, проводится рефлексия с целью получения обратной связи о достигнутых результатах, их соответствии ожиданиям как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, тьюторов. В завершение аналитического этапа составляется план дальнейшей методической работы, обсуждаются формы, перспективные для развития готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.
Сопровождение как педагогический концепт рассмотрено во многих трудах педагогов. Сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого школьник совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия и корректирует действие ученика, если оно отклоняется от заданной нормы.
Однако, если норму устанавливает сам сопровождаемый на основе своего жизненного опыта, культурных и индивидуальных особенностей, то необходим особый вид сопровождения – тьюторское.
Под тьюторским сопровождением понимается особое педагогическое сопровождение, в ходе которого осознаются и реализуются школьником собственные нормы, образовательные цели и задачи. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации процесса формирования функциональной грамотности школьника на материале его реальной жизни (учебной, социальной), в расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения в образовании.
Выделяют три вектора тьюторского сопровождения:
В аспекте тьюторского сопровождения важным является понимание того, что формирование функциональной грамотности – это нелинейный процесс. Все «новые грамотности» современного человека формируются на основе его субъектности и возникающих в жизни затруднений, предпочтений, запросов, включая образовательные. Поэтому важным для формирования функциональной грамотности школьника является развитие навыков самообразования и пребывания в непрерывном образовании – selfskills.
Содержание этапов педагогической деятельности по развитию отдельных компонентов функциональной грамотности школьников, принимая во внимание её сущность и наиболее успешные образовательные практики, строится следующим образом.
Этап формирования (реализации) | Этапы технологии формирования функциональной грамотности школьников | |
1. | Опривычивание (хабитуализация) различных видов человеческой деятельности: любое действие, которое часто повторяется, становится образцом | Комплексная и последовательная работа с текстами различных форматов, типов, организационно-навигационных качеств и ситуаций функционирования, включающая восприятие, обработку, трансформацию, трансляцию текстовой информации, для формирования и развития способностей обучающихся к решению типовых задач (повседневного существования) |
2. | Типизация действий: рутинные действия постепенно классифицируются, «типизируются», а институт – это ни что иное, как «взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода» | Систематическая групповая работа школьников по решению типовых задач во внеурочной деятельности (квесты, кейсы, групповые исследования, специализированные тренинги) |
3. | Типизация деятелей, которая наряду с типизацией действий обеспечивает доступность понимания определенных действий членов социальной группы или общества в целом | Проведение конкурсов по решению задач среди школьников (по типу конкурсов компетенций), выявление лидеров, демонстрация их достижений школьному сообществу и социуму |
4. | Объективация: закрепленные при передаче новому поколению индивидов институциональные участки взаимодействий приобретают устойчивость и объективность | Привлечение наиболее успешных школьников к просветительской деятельности с обучающимися младших классов, сверстниками (равный учит равного), родителями. Закрепление словесных норм через трансляцию, объяснение логики решения жизненных задач |
5. | Легитимация: наложение логики на объективированный социальный мир производится с помощью языка, который выступает в качестве основного инструмента нормативного закрепления институционального порядка |
Системе образование дано глобальное поручение по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Показателем вхождения является средневзвешенное место России в трех международных сравнительных исследованиях.
Первое исследование – это PIRLS, читательская грамотность в 4-х классах. По результатам исследования 2016 года Россия занимает 1-е место, следующие результаты мы узнаем в 2022 году. То есть начальная школа у нас учит прекрасно.
Следующее исследование – это TIMSS, математика и естествознание в 4-х и 8-х классах. Это классические, привычные для школьников задачки из наших учебников, которые соответствуют нашим образовательным программам. По итогам исследования в 2019 году в России 6-е место по математике и 3-е место по естественнонаучным в 4-х классах и 6-е место, соответственно, по математике и 5-е место по естествознанию в 8-х классах. Это хорошие результаты, наша основная школа учит хорошо.
Ещё одно исследование – это PISA: умение 15-летних обучающихся использовать на практике те знания, которые они получили. Задания этого исследования содержат необычные для наших школьников формулировки и требуют понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью, проявления кругозора. В этом исследовании Россия находится не на самых высоких позициях: по итогам исследования 2018 года читательская грамотность – 31-е место, математическая грамотность – 30-е место, естественнонаучная грамотность – 33-е место.
Результаты ОГЭ прошлого года показали такую же картину: когда в задачи по математике были включены задания практической направленности, многие дети с ними не справились. Поэтому вопросы повышения функциональной грамотности будут для нас задачей номер один на ближайшие несколько лет.
Банк заданий и методические материалы по формированию функциональной грамотности находятся на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования. Институт проводит еженедельные семинары, к участию в которых приглашает всех желающих. В каждом регионе необходимо создать план по развитию функциональной грамотности
Всероссийский семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности»
Преемственность Стандартов
Основные отличия ФГОС-2021
Введённые понятия:
Основные изменения ФГОС 2021 года: введение понятие функциональной грамотности обучающихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Задания для оценки функциональной грамотности уже включены в материалы ОГЭ, ВПР и являются основополагающими в заданиях международного тестирования Pisa.
Естественнонаучная грамотность – это один из аспектов функциональной грамотности. Основные компетентности, определяющие естественнонаучную грамотность:
Данные компетентности характеризуют новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями. ФГОС СОО устанавливает требования к компетенциям освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметных и предметным, в которых фигурирует проектная деятельность. Выделим компетенции, которые формируются на основе проектной деятельности.
Личностные компетенции:
Метапредметные компетенции:
Предметные компетенции:
На основе этого можно утверждать, что проектная деятельность и естественнонаучная грамотность тесно связаны между собой, и именно проектная деятельность сможет повысить уровень естественнонаучной грамотности. Поэтому в процессе формирования естественнонаучной грамотности проектной деятельности стоит отвести особое место.
Рассмотрим один из проектов.
Визитка проекта
Название темы учебного проекта: «Необычное в обычном.»
Краткое содержание проекта: получение источников напряжения из фруктов и овощей.
Типология проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный.
Предмет: физика 8 класс.
Основные понятия: принцип действия гальванического элемента.
Умение измерять: силу тока, электрическое напряжение. Использовать полученные знания в повседневной жизни.
Продолжительность проекта: 1 урок.
Основа проекта: личностное развитие школьников, рост их компетентности в сфере исследования, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно с различными источниками информации и критически её оценивать, составлять прогнозы на основе имеющихся данных, выдвигать гипотезы, давать ответ в развёрнутом виде.
Планируемые результаты обучения. После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения.
Учебные мероприятия:
Правила работы в лаборатории:
В нашу лабораторию поступил заказ изготовить источник питания из овощей и фруктов для туристов, оказавшихся на необитаемом острове. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Будем искать необычное в обычном.
Цель: научиться видеть необычное в обычном. Действие учеников:
Применяют полученные знания. Отвечают на вопросы. Обмениваются мнениями.
Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку. Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
фрукты и овощи, медная пластинка, цинковая пластинка, миллиамперметр и вольтметр, компьютеры, проекционная система, Интернет-соединение.
Материалы на печатной основе: Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин). «Дрофа» Москва,2021
Интернет-ресурсы: http: //window.edu.ru/app.php/catalog/
Задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Такие задания можно найти в цифровых электронных ресурсах и банках заданий.
Содержание комплексного задания «Багдадская батарейка» относится к теме «Постоянный электрический ток» курса физики, и, как правило, эта тема изучается в 8 классе. Комплексное задание дает возможность учащимся применить свои знания, умения анализировать информацию и формулировать исследовательскую задачу в реальной ситуации.
В результате проектной деятельности у учеников повышается уровень естественнонаучной грамотности, так как формируются личностные, предметные и метапредметные компетенции. Происходит самоопределение учащихся по данной теме исследования, ребята учатся планировать свое время, самостоятельно формулируют цель проекта, задачи, гипотезу, находят информацию по теме исследования, анализируют ее, выделяют главное. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность помогает сформировать естественнонаучную грамотность.
Исследования последнего десятилетия свидетельствуют, что представления о грамотности значительно расширились: теперь грамотность ассоциируется со способностью использовать теоретические знания для решения практических задач повседневной жизни, а не навыками умения читать и писать.
Концепция грамотности становится комплексным явлением: соотносит грамотность с личным и общественным благосостоянием. Грамотность становится базовым состоянием общества связывающим все аспекты жизни человека в современном мире. Другими словами – грамотность, это возможность передавать свои идеи и влиять на людей. Грамотность обеспечивает доступ к возможностям образования, позволяет найти лучшую работу и достичь более высоких финансовых результатов.
Согласно концепции ООН, достижение грамотности в современном обществе подразумевает нечто большее, чем приобретение основных ее навыков. Основные навыки являются предпосылкой для дальнейшего развития, а следующей задачей является гарантия того, что люди способны полноценно и эффективно взаимодействовать во всех сферах жизни общества. Речь идет о функциональной грамотности, которая включает в себя навыки жизни, превосходящие умения просто читать и писать. Это то, чему люди должны научиться, чтобы выполнять требования современной жизни гражданского общества, включая бытовую и профессиональную культуру.
В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в рамках компетентностного подхода, на основе которого в настоящее время осуществляется модернизация Российского Образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования отвечая на социокультурные вызовы современного общества, в качестве целей образования провозглашают достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Формирование компетенций происходит средствами содержания формального образования. Как результат, у обучаемого формируются способности и возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Эффективность результатов предполагает наличие учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности. Педагогические результаты отражают специфические для предметной области знания и умения, а прагматически-социальные последствия проявляются в необходимости непрерывного получения нового знания, его преобразованию и применению в различных ситуациях.
Достижение учащимися образовательных результатов, предусмотренных Федеральными государственными стандартами, определяется информационно-содержательной составляющей учебных предметов, связанной со спецификой и особенностями конкретных областей научного знания. Деятельность всех участников образовательного процесса, регламентируется как современными подходами, так и эффективными образовательными технологиями.
Способствовать достижению учащимися образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО будет:
Формирование перечисленных умений возможно только при условии реализации на школьных уроках работы по усвоению физических величин.
Усвоение школьного курса физики происходит в основном через понимание физических величин, лежащих в основе изучаемого материала. Одной из возможностей глубокого и качественного понимания сущности каждой физической величины, на наш взгляд, является их «очеловечивание», их познание и понимание не только через мышление, через формально-логические рассуждения, но и через чувственное восприятие.
Этому элементу обучения уделяется пока недостаточное внимание. Только на первой ступени обучения физике 7 и 8 классах такие попытки делаются путем разработки ряда самостоятельных заданий, направленных на привлечение чувственных восприятий учащихся.
В пособии С.Ф. Покровского, И.Г. Антипина разработаны задания для учащихся, с помощью которых они познают природу, физические явления и физические величины путем собственных самостоятельных экспериментов. К сожалению, современных аналогов указанных книг практически нет в продаже, что делает невозможным их использование в широкой практике. В связи с указанным выше хочется поделиться опытом работы по преподаванию физики в школе в направлении гуманизации программного материала.
Программный материал должен быть крепко связан с жизнью, о чем постоянно говорят, но недостаточно делают. Такая связь науки с действительностью должна быть единственной, глубокой, постоянной, она не должна ограничиваться лишь констатацией областей применения тех или иных законов физической науки в практике, что чаще всего наблюдается в практике преподавания.
Преподавание физики должно строиться так, чтобы каждое явление природы, каждое понятие, закон, физическая величина прошли через собственные ощущения учащегося, были бы восприняты им самостоятельно.
Рассмотрим некоторые примеры того, как можно реализовать в процессе обучения физике «очеловечивание» некоторых важнейших физических величин.
Известно, что познание мира начинается со знакомства с пространством и временем, а наука начинается с их измерения.
Познакомив учащихся с понятиями длины, расстояния, пути и единицами их измерения, переходим к чувственному восприятию, оценке длинные расстояний. Для этого предлагаем учащимся интуитивно, опираясь на жизненный опыт, определить, точнее, оценить размеры различных тел, а затем, измерив их, оценить степень совпадения кажущихся и действительных размеров тел. Аналогичные задания предлагаем по определению расстояний от дома до школы, до магазина и т.п.
Для измерения больших расстояний используется длина шага, для измерения небольших длин учим использовать не только измерительные приборы, но и размеры рук, пальцев и т.п. В старших классах проводятся практические работы по определению расстояний до недоступных тел методом триангуляции. Всё это дает учащимся не только практические навыки в определении расстояний, но и приводит к более глубокому пониманию таких физических величин, как длина, расстояние, путь, перемещение.
Следующий этап знакомства с пространственными измерениями – измерение площадей. И здесь необходимо провести аналогичные предыдущим оценки и последующие измерения площадей различных фигур. Полезно ознакомить учащихся с площадями поверхности человеческого тела и его частей. Мало кто знает, что площадь ладони взрослого человека приблизительно 100 см², площадь ступни – 250 см² и т.п. Приблизительная оценка площадей малых и больших размеров – также нужный и важный для человека элемент знаний.
Далее знакомим аналогичным образом учащихся с оценкой и измерением больших и малых объектов. Мало кто из школьников может оценить, не измеряя, объём комнаты, кружки, аквариума и т.п. Мало кто представляет, что в 1 м³ – 1000 л, а в 1 л – 1000 мл, не представляет на приятно, что такое миллилитр.
Казалось бы, что все указанные представления о длинах, площадях, объемах являются элементарными не нужно тратить время на их чувственное усвоение, однако недостаточно прочное усвоение этих величин неизбежно скажется позднее, когда будут изучаться величины, связанные с ними, такие, как скорость, плотность, давление и другие.
Вторым важнейшим понятием в науке является время. С его измерением дети встречаются в раннем возрасте, однако редко кто из учащихся правильно ориентируется в измерении промежутков времени, особенно малых. Опыты, проведённые с учащимися, показали, что ошибки часто составляют около 50%. Полезно научить детей грамотно оценивать промежутки времени по частоте пульса и дыхания шагов и т.п.
Третьей основной физической величиной является масса тела. После формального ознакомления с понятием массы и единицами её измерения, предлагаем учащимся оценить массы различных тел, а затем проверить с помощью взвешивания действительные значения масс этих тел.
В результате подобных упражнений дети должны научиться приблизительно оценивать массы в 100, 200, 500 г, 1, 2, 3, 5, 10 кг. Пользуясь напольными весами, определить массу своего тела, знать масса наиболее обиходных вещей (мешка с картошкой, мешка с мукой, с сахаром и т.п.). Полезно ознакомить учащихся с различными приблизительными методами определения массы тел, например, с помощью рычага.
На базе указанных трех физических величин построены все остальные величины механики (производные). И поскольку эти величины реже встречаются учащимся в повседневной жизни, еще более важно для их усвоения знакомиться с ними через эксперимент, через собственные ощущения и восприятия школьников.
Рассмотрим с этих позиций процесс усвоения понятия о скорости механического движения как одну из первых производных физических величин, изучаемых в курсе физики 7 класса. Не касаясь теоретических аспектов введения этого понятия, остановимся на возможностях восприятия этой величины.
Прежде всего уясняем, что для определения величины скорости перемещения необходимо измерять расстояние и время, о способах примерной оценки которых было сказано выше. Первыми экспериментами по определению скорости могут быть: определение скорости пешехода, бегуна, велосипедиста. Во многих семьях есть автомобили, и учащиеся могут, наблюдая за показаниями спидометра и глядя в окно, учиться оценивать уже более высокие скорости.
Большинство учащихся ездит на поезде, где можно также потренироваться в определении скорости движения, имея часы и зная, что расстояние между соседними телеграфными столбами составляет 50 м, либо просто наблюдая за километровыми столбиками. С более высокими скоростями необходимо знакомить учащихся через таблицы скоростей, через практические задачи и т.п.
При усвоении физической величины плотности вещества учащиеся должны уметь измерять массу и объём тела, а для приближенной оценки величины плотности уметь примерно оценить величины масс и объёмов тела. Чтобы ученик почувствовал и мог дать оценку плотностей различных веществ, необходимо научиться экспериментально определять плотности нескольких веществ (воды, пенопласта, металла и т.п.), а не одного тела, как это делается в школьной практике.
Полезно дать каждому ученику на руки наборы тел равного объема и равной массы, в этом случае школьник может экспериментально сравнить между собой плотности различных веществ. Завершить знакомство с плотностью можно экскурсией на производство с целью знакомства учащихся с плотностью различных материалов (например, строительных: песка, цемента, железобетона, дерева, утеплительных материалов и т.п.).
Усвоить физическую величину «сила» поможет также непосредственное знакомство учащихся с величинами сил в процессе эксперимента. Прежде всего, необходимо представить школьнику, что представляет собой сила в 1 Н. Для этого нужно раздать учащимся по грузику массой 100 г предложить подержать его на ладони.
Сила давления этого груза на ладонь примерно равна 1 Н. Давление на ладонь груза в 1 кг производится с силой примерно в 10 Н. Следовательно, можно ощутить силы различной величины, если известны массы тел. Можно также потренироваться в умении оценивать величину силы с помощью динамометров или специальных силомеров. Такими способами ученик не только поймет физическое содержание понятия «сила», но и научится воспринимать её величины.
При дальнейшем изучении различного вида сил сообщаем учащимся, что сила в 1 Н – это сила, с которой притягиваются друг другу два тела массами по 122 т на расстоянии 1 м друг от друга; два заряда по 1 Кл каждый на расстоянии 1 м притягиваются силой 900 млн ньютонов; на проводник с током в 1 А длиной в 1 м в магнитном поле индукцией в 1 Т действует сила в 1 Н. Эти сведения помогут учащимся осознать, какой величины силы действуют в гравитационном, электростатическом и магнитном полях.
Важнейшие физическими величинами являются работа и энергия, которые выражаются в одних и тех же единицах измерения.
За единицу работы в интернациональной системе единиц принята единица в 1 Дж. Получить представление единице механической работы в 1 Дж можно, поднимая груз массой 100 г на высоту 1 м. Подняв груз массой в 1 кг на высоту в 1 м, мы совершаем работу в 10 Дж (приблизительно). Если прикрепить к бруску динамометр и потянуть брусок по столу на расстояние 1 м, мы также совершим работу в 1 Дж, если динамометр показывает при этом силу в 1 Н. Таким путем можно дать возможность учащимся ощутить, что представляет собой работа в 1 Дж или несколько.
Программа 8-го класса по физике предполагает изучение тепловой и электрической энергии, величины которые также измеряется в джоулях. Наглядно представить себе величину джоуля тепловой энергии можно следующим образом: если нагреть 1 кг воды на 1 градус потребуется тепловая энергия, равная примерно 4200 Дж или 4,2 кДж. А чтобы провести к кипению 2 л воды (средняя ёмкость чайника), взятой при температуре 20 градусов, потребуется около 662000 Дж или 662 кДж.
Представить себе электрическую энергию в 1 Дж проще всего через энергию, потребляемую электрическими лампочками. К примеру, лампа 100 Вт потребляет в 1 с энергию 100 Дж, а за 1 час — 360000 или 0,1 кВт*час. Зная стоимость кВт*час электроэнергии, можно предложить учащимся рассчитать затраты энергии в денежном выражении в зависимости от работы различных бытовых потребителей электроэнергии.
Задание 1
Тема: Световые явления
Планируемые результаты: формирование умения решать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, высказывать свое мнение, рассуждать и строить предположения.
Содержание задачи. Вы, наверное, обращали внимание на то, что трамваи нашего города часто выкрашены в разные цвета. Не противоречит ли это технике безопасности дорожного движения?
Ответ: конечно, данный факт способствуют увеличению дорожно-транспортных происшествий. Красный цвет, в который ранее были выкрашены трамваи, вызывает раздражение сетчатки глаза. Кроме этого, красные лучи распространяются с меньшими потерями. Поэтому трамваи красного цвета видны издалека. Трамвай же зеленого цвета можно не заметить летом, а белого цвета – зимой.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на уроке.
Задание 2
Тема: Световые явления
Планируемые результаты: формирование умения решать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, высказывать свое мнение, рассуждать и строить предположения.
Содержание задачи. Почему запрещающий сигнал светофора и запрещающие знаки на дороге красного цвета? Выполните взаимопроверку в парах.
Ответ: красный цвет вызывает раздражение сетчатки глаза. Кроме этого, красные лучи распространяются с меньшими потерями, поэтому красный сигнал дальше виден.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положи- 88 тельной мотивации на уроке.
Задание 3
Тема: Влажность воздуха
Планируемые результаты:
Содержание задачи. Один любознательный автолюбитель, обратил внимание на тот факт, что ранним зимним утром окна его автомобиля замерзают изнутри, а у других нет. В чем причина наблюдаемого явления? Какой совет вы хотели быть водителю, чтобы окна его автомобиля не замерзали изнутри?
Ответ: В салоне автомобиля повышена влажность воздуха, он конденсируется на окнах, а затем капли жидкости замерзают. Владельцу автомобиля необходимо чаще проветривать салон автомобиля.
Задание 4
Тема: Кинетическая энергия
Планируемые результаты: формирование умения решать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями; применять теоретические знания на практике.
Содержание задачи. Вы – водитель автомобиля. Перед Вами лужа с илистым дном. Как Вы поступите: разгоните автомобиль перед лужей или, наоборот, сбавите скорость? Проверь себя.
Ответ: если увеличить скорость автомобиля, увеличится и кинетическая энергия автомобиля, следовательно, лужу можно преодолеть за счет увеличения кинетической энергии.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на уроке.
Задание 5
Тема: Равновесие тел
Планируемые результаты: формирование умения проводить мысленные эксперименты и находить выход из сложившегося затруднительного положения, используя теоретические знания.
Содержание задачи. Вы на лодке попали в шторм. С точки зрения техники безопасности, какое положение надо занять в лодке? Проверь себя.
Ответ: чтобы лодка стала более устойчивой (чтобы центр тяжести был ниже), в лодке надо находиться сидя.
Задание 6
Тема: Тепловые свойства жидкостей
Планируемые результаты: формирование умения анализировать условия, строить логическую цепочку рассуждений.
Содержание задачи. Зимним утром водитель автомобиля не может тронуться с места, хотя двигатель работает исправно. В чем причина? Какие бы советы Вы дали автолюбителю?
Ответ: скорее всего, вечером была теплая погода, снег начал таять и на тормозные накладки попала вода. Ночью температура воздуха понизилась и тормозные колодки примерзли. Автолюбителю лучше всего не оставлять на ночь автомобиль на 89 ручном тормозе в зимнее время года.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на уроке.
Задание 7
Тема: Простые механизмы
Планируемые результаты: формирование умений аргументированно высказывать свою точку зрения.
Содержание задачи. Подготовьте сообщение о простых механизмах, которые есть у вас дома, на даче, в гараже. Кратко объясните принцип работы, а также условия получения выигрыша в силе.
Ответ: ножницы, механические часы, мясорубка, ручные мельницы для кофе и специй, выключатели, замки, механизм подачи бумаги в принтере, механизм раскладки дивана, кресла, дырокол, степлер, чесночница, механизм доводчика двери, механизм подъѐма жалюзи, механизм микролифт кресла, блок для подъема грузов, бетономешалка для замеса раствора, ручная механическая дрель.
Методические рекомендации: учебная задача может быть использована на этапе закрепления. знаний учащихся.
Задание 8
Тема: Влажность воздуха
Планируемые результаты: формирование умения планировать ход эксперимента, строить логическую цепочку рассуждений.
Содержание задачи. Используя имеющееся оборудование, оценитe влажность воздуха в кабинете физики. Результаты запишите в тетрадь. Сравните результаты в группах.
Оборудование: барометр-анероид, гигрометр, рулетка.
Ход работы:
Методические рекомендации: учебная задача может быть использована при проведении лабораторного практикума в 9 классе в конце учебного года. При выполнении задачи необходимо составить алгоритм проведения лабораторной работы.
Задание 9
Тема: Магнитное поле
Планируемые результаты: формирование умения решать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, высказывать свое мнение, рассуждать и строить предположения.
Содержание задачи. Вам необходимо зарядить аккумулятор автомобиля, но к сожалению, у него стерлись наименование клемм. Как выйти из сложившейся ситуации и определить положительную и отрицательную клеммы аккумулятора? Объясните свой ответ.
Ответ: на помощь может прийти компас, т.к. вокруг любого проводника с током существует магнитное поле, можно соединить клеммы аккумулятора проводником, а рядом расположить компас. По правилу буравчика можно определить направление тока в проводнике.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе закрепления нового материала.
Задание 10
Тема: Энергия
Планируемые результаты: формирование умения применять теоретические знания в решении практических задач.
Содержание задачи. Вы – директор крупной компании, вам нужно перевезти крупногабаритный груз. Каким транспортом экономически выгоднее совершить перевозку, водным или железнодорожным? Объясните свой ответ.
Ответ: выгоднее воспользоваться водным транспортом, т.к. используется энергия воды. А при перевозке железнодорожным транспортом, необходимо произвести затраты на топливо.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на уроке.
Задание 11
Тема: Сила трения
Планируемые результаты: формирование умения применять теоретические знания в решении практических задач.
Содержание задачи. Вы с родителями находитесь на даче, пошел дождь. Для того, чтобы автомобиль меньше буксовал по грунтовой дороге лучше загрузить автомобиль, либо же ехать порожними. Объясните свой ответ.
Ответ: сила трения колес груженого автомобиля о грунт больше, чем у порожнего, так как сила трения зависит от силы давления.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе повторения, закрепления нового материала. При выполнении задачи полезно определить законы физики, которые «управляют» рассматриваемым явлением, вспомните их логику, принципы, идеи, похожие случаи.
Задание 12
Тема: Работа электрического тока
Планируемые результаты: формирование умения решать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями.
Содержание задачи. Вычислите, какое количество электроэнергии Ваша семья потребляет в течение недели. Проанализируйте количество потребляемой энергии в зависимости от дня недели, а также от времени года. Какую сумму денег Вы должны заплатить? Полученные результаты запишите в тетрадь.
Ответ:
Ход решения:
Методические рекомендации: учебную задачу можно использовать при за- 91 креплении материала. При еѐ выполнении полезно составить алгоритм действий. Полученные результаты сравнить с результатами своих одноклассников.
Задание 13
Тема: Давление жидкостей и газов
Планируемые результаты: формирование умения применять теоретические знания в решении практических задач.
Содержание задачи. Вы квартире почувствовали запах газа, однако все газовые краны перекрыты. Как быстро найти утечку газа в квартире? Объясните свой ответ. Выполните взаимопроверку в парах.
Ответ: нужно трубу, ведущую к газовой плите смазать концентрированным мыльным раствором. В месте утечки газа образуется мыльная пленка из-за увеличения давления газа.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на уроке.
Задание 14
Тема: Магнитное поле
Планируемые результаты:
Содержание задачи. В годы Великой Отечественной войны выдающиеся советские физики академики А.П. Александров и И.В. Курчатов предложили стальные корпуса кораблей «обматывать» несколькими витками кабеля, по которому время от времени пропускали электрический ток. С какой целью это делали? Объясните свой ответ.
Ответ: с целью защиты кораблей от магнитных мин. Магнитное поле тока, проходящего по виткам кабеля, размагничивало корпус, и магнитный взрыватель мины «не чувствовал» корабля.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на уроке.
Задание 15
Тема: Относительность движения
Планируемые результаты: формирование умения взаимодействовать с партнѐром, осуществлять сотрудничество.
Форма работы: групповая/ парная
Содержание задачи. Бревно плывет по течению реки. Один ученик утверждает, что оно находится в состоянии покоя, а другой, что бревно движется. Кто прав? Ответ: правы оба ученика, но необходимо добавить относительно какой системы отсчета рассматривать движение. Если система отсчета связана с водой в реке, то бревно неподвижно, а если система отсчета связана с берегом, то бревно движется.
Методический комментарий: учебная задача может быть использована на этапе контроля. Предложенную задачу лучше выполнять в парах, при этом учащиеся комментируют собственные примеры, слушают примеры других учащихся, если необходимо, исправляют ошибки.
Физика – один из тех предметов, который может реализовать данные подходы, а функциональная грамотность поможет достигнуть главной цели воспитания и обучения. Цель функциональной грамотности – усвоение не только основ наук, но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьников. В основе организации функционального обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип «открытия» им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» учебную программу как обязательная составляющая. Формирование мотивации учения сейчас в центре внимания почти всех педагогов.
Мотив – движущая сила деятельности, следовательно, мотивация и стимулирование познавательного интереса должны стать ведущей идеей в учебно-воспитательной деятельности любого педагога. Именно интерес – наиболее действенный мотив учения. Важным средством пробуждения интереса является использование приемов занимательного изложения учебного материала. Занимательность усиливает сосредоточение внимания и эмоциональность восприятия информации, способствует запоминанию.
Условно группы заданий на определение функциональной грамотности можно разбить на три группы:
Для формирования функциональной грамотности я применяю метод кейсов. Кейс – это некая проблемная ситуация. Метод кейсов требует особой организации процесса обучения. Учащимся должно быть удобно работать в группах. Необходимо спланировать ход урока: держать четкие рамки времени, о которых учащиеся должны быть предупреждены. Время можно сэкономить на целеполагании. Урок начинается с того, что учащиеся разбиваются на группы и изучают текст кейса.
Рассмотрим конкретный пример по формированию функциональной грамотности. При изучении темы: «Давление», в 7-м классе на итоговом занятии, можно выстроить урок в виде решения различных кейсов, для их раскрытия учащимся необходимо применить теоретические знания, полученные на предыдущих занятиях, будет применена в бытовой ситуации, что сделает знания более прочными. Разбиваем весь класс на несколько групп:
Группа № 1 решает следующий кейс: Какой маршрут восхождения на Эверест выбрали бы вы? Аргументируйте свой выбор. С какими проблемами в бытовых ситуациях могут столкнуться альпинисты? Распределите предметы из предложенного списка на группы: пригодятся в экспедиции, пригодились бы, но не будут работать, не нужны совсем. (Список предметов: электрический чайник, 20-литровая бутылка с водой с помпой для накачивания воды, кислородная маска, палатка, спички, газовый баллон.) Учащиеся должны дать ответ опираясь на знания про атмосферное давление.
Группа № 2 решает кейс: Вам необходимо выбрать аквариум для рыбок. Решить, куда его поставить, чтобы полка выдержала давление, оказываемое аквариумом. Придумать способ, как поменять воду в аквариуме, не опрокидывая его.
Группа № 3 решает кейс: Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков?
Группа № 4 решает кейс: Почему у сыра круглые дырки? Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Как делают сыр – как делают дырки в сыре!
Сначала готовится «тесто» для сыра. Потом полученную массу уплотняют под большим давлением и заполняют ею специальные формы. Образовавшиеся в формах головки сыра вынимают и помещают в теплые камеры для созревания. В этот период сыр «бродит». Внутри спрессованного сыра образуется углекислый газ, который, накапливаясь, выделяется в виде пузырьков. Чем больше углекислого газа, тем сильнее раздуваются пузырьки. Потом сыр затвердевает, и внутри него запечатлевается картина внутреннего «дыхания» бродящего сыра в виде вкраплений пузырьков углекислого газа.
Решая такие типы задач, мы повышаем интерес к изучению физики и умение решать возникающие проблемы. Результаты обучения становятся высокими и устойчивыми. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. И данную тему учащиеся запоминают надолго и понимают, что физика – это практическая наука. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень ученого процесса, усиливаю познавательную активность обучающихся.
Функциональная грамотность способствует формированию готовности к самоопределению школьников.
На уроках физики в той или иной степени учащиеся участвуют в процессах передачи, получения, обработки, представления, использования и хранения информации, а именно физика, может претендовать на дисциплину, более чем другие развивающую общеучебные навыки по работе с информацией. Более того, в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное ее усвоение учащимися. Для развития личности, при передаче необходимого объема знаний учащимся, преобразование и перекодировка информации решает важную задачу. «Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его».
Блок: текст. Работу с текстом можно разделить на два вида: работа с текстом или его фрагментом как таковым в целом и работа с определением или формулировкой закона. В обоих случаях, как правило, речь идет о преобразовании и передаче информации: свернуть – развернуть, довести до сведения учителя и класса.
Пример: Петр налил себе чашку кофе, температура которого была около 90ºC, и чашку холодной минеральной воды, температура которой около 5ºC. Обе чашки одинаковые и объем напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Петр, была около 20ºC. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?
Для выполнения задания ученикам придется сначала выделить фрагмент текста, который, по их мнению, содержит необходимый материал, проанализировать его и сформулировать своими словами ответ. На вопрос — Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут? — учащиеся начинают пересказывать ее условие близко к тексту. Естественно, что анализ решения будет включать анализ условия задачи.
Саму деятельность можно классифицировать как получение вторичной информации, которая имеет своей целью развитие учебно-логических умений учащихся: анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Ответить на вопрос – Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?
План анализа решения задачи. Наиболее важное из всех интеллектуальных умений – умение мыслить. Академик А.В.Погорелов отмечал, что «…очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако, вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать».
Блок: сравнение
Сравнивать можно явления, понятия, законы, физические величины и вообще, что хотите. Особенно это важно, когда учащиеся путают между собой то, что предлагается сравнить. В силу некоторой похожести слов и имеющим отношение к скорости тела, учащиеся путают или не различают явление инерции и свойства инертности.
Обычно не все четко понимают отличие средней скорости от средней путевой, что приводит к большому количеству ошибок при решении задач. Самостоятельное составление сравнительных таблиц позволяет учащимся более глубоко понять смысл того, что они сравнивают. Операция сравнения позволяет делать ученику личные открытия.
Пример: Петр ремонтирует старый дом. Он оставил в багажнике своей машины бутылку воды, несколько гвоздей и деревянный брусок. После того, как машина три часа простояла на солнце, температура внутри нее достигла 40ºC. Что произошло с предметами в машине?
Для того чтобы ответить на этот вопрос учащиеся ищут принципиальную разницу между тремя этими предметами. И может быть, эти возникшие вопросы, подтолкнут кого-то на новые мысли.
Образование всегда было одной из важнейших составляющих государственной политики, так как от его качества зависит будущее страны. Вот почему она постоянно совершенствуется. Современная реальность требует выпускников школы, способных творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Главная задача учителя-не только дать учащимся глубокие знания, но и научить их самостоятельно решать практически значимые, жизненно важные задачи. Функциональная грамотность является важным технологическим инструментом для решения этой задачи. Будущее образования тесно связано с перспективами функциональной грамотности.
Возможности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроке физики
Работаем над формированием функциональной грамотности обучающихся на уроке физики
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.