111

Правила гигиены. Особенности работы образовательной организации в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: подготовить педагогов к работе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Объём: 36 часов.

Формируемые компетенции: 

  • способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
  • готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
  • готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

Программа

Занятие 1. Нормативные документы, регламентирующие усиление санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях

На сегодняшний день действуют три нормативных документа, которые регламентируют усиление санитарно-эпидемиологических мероприятий:

  1. Письмо от 13 марта 2020 года N 02/414б-2020-23 «Об усилении санитарно-противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 24 марта 2021 года);
  3. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

По ссылкам вы можете изучить эти документы, а также периодически проверять, действуют они или уже утратили силу.

Кратко расскажем, о чём говорится в каждом документе.

Письмо от 13 марта 2020 года N 02/414б-2020-23 «Об усилении санитарно-противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях»

В письме говорится о проведении своевременных и эффективных дезинфекционных мероприятий в образовательных организациях.

Организации должны:

  • соблюдать графики проведения влажной уборки, регулярность профилактической дезинфекции в групповых и учебных помещения в период организации учебно-воспитательного процесса, а также на проведение заключительной дезинфекции в период каникул;
  • соблюдать кратность и продолжительность проветривания помещений в процессе занятий;
  • принять дополнительные меры, направленные на эффективное функционирование вентиляционных систем в образовательных организациях;
  • проверить эффективность работы вентиляционных систем, провести их ревизию и обеспечить очистку или замену воздушных фильтров и фильтрующих элементов;
  • проработать вопрос об организации обеззараживания воздуха устройствами, резрешёнными к использованию в присутствии людей.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20

Санитарные правила направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

Основные положения этого документа, касающиеся дошкольных и общеобразовательных образовательных организаций рассмотрим в пятом занятии. 

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20

В документе говорится о том, каким образом осуществляется работа по снижению рисков, как нужно проводить дезинфекцию, как нужно действовать при контакте с больными людьми. 

Занятие 2. Нормы и положения Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ

При осуществлении педагогической деятельности педагоги образовательных организаций должны знать и соблюдать ряд положений Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ. Рассмотрим основные из них. 

Определение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Глава I. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Обеспечивается посредством: 

  • профилактики заболеваний, 
  • выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий 
  • и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, 
  • мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни, 
  • мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Права и обязанности граждан и юридических лиц

Статья 10. Обязанности граждан.

Гражданин обязан:

  • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  • заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей.

Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг;
  • своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
  • иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Требования к обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека

Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда

  1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)

Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

  1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
  2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями

Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение.

  1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
  2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
  • в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
  • при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
  • при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей
  • Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ)

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительный материал

Полный текст Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52 — ФЗ.

Занятие 3. Особенности новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) — острое респираторное вирусное заболевание, вызываемое новым штаммом коронавируса SARS- Cov-2, сопровождающееся повышением температуры тела, сухим кашлем, одышкой, ощущением заложенности в грудной клетке, с осложнениями в виде пневмонии, острой дыхательной недостаточности и возможностью летального исхода.

Штамм относится ко второй группе патогенности. В эту же группу входят такие возбудители инфекций, как сибирская язва и холера.

Источник заражения — больной человек, в том числе находящийся в инкубационном периоде заболевания.

Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путями. Ведущий путь заражения коронавирусной инфекцией — воздушно-капельный, через кашель, чихание, разговор на близком расстоянии (менее двух метров).

При комнатной температуре вирус сохраняет жизнеспособность в течение трёх суток. Инкубационный период составляет от двух дней до двух недель, в среднем 5-7 суток.

Характерные симптомы заболевания:

  • повышение температуры тела;
  • сухой или с небольшим количеством мокроты кашель;
  • одышка;
  • утомляемость;
  • ощущение заложенности в грудной клетке.

Также могут быть боль в горле, насморк, снижение обоняния и вкуса, признаки конъюнктивита. 

Варианты, в которых может протекать заболевание:

  • острая респираторная вирусная инфекция (поражение только верхних отделов дыхательных путей);
  • пневмония без дыхательной недостаточности;
  • сепсис, септический инфекционно-токсический шок;
  • пневмония с острой дыхательной недостаточностью;
  • тромбозы и тромбоэмболии. 

Существует четыре варианта течения заболевания: лёгкое, средней степени тяжести, тяжёлое и крайне тяжёлое течение.

Занятие 4. Меры профилактики COVID-19

Личная профилактика

Самым эффективным способом профилактики является личная профилактика. Она направлена на предотвращение заболевания (первичная) и на предотвращение распространения инфекции в коллективе (вторичная).

В организации первичная профилактика — это предотвращение заноса в учреждение коронавируса.

Какие меры можно использовать для профилактики? 

Просветительская работа. Проводится в формате бесед, раздачи памяток. Особенность инфекции заключается в том, что колоссальную важность в её распространении играет ответственность каждого человека и меры личной профилактики. 

Меры личной профилактики:

  1. Соблюдение правил личной гигиены. Гигиеническая обработка рук в начале рабочего дня, перед едой, перед манипуляциями с продуктами питания, после туалета, после выхода на улицу, после контакта с потенциально заражёнными поверхностями. Если нет возможности помыть руки с антисептическим мылом, их нужно обработать антисептиком. Не прикасаться к лицу грязными руками.
  2. Ношение средств индивидуальной защиты. В местах большого скопления людей: в магазинах, аптеках, медицинских учреждениях, торговых центрах и так далее, — необходимо носить маску и перчатки. Одноразовая маска меняется 1 раз в три часа. Если маска с фильтром или респиратор, то фильтр меняется по инструкции. Многоразовые маски нужно ежедневно стирать с моющим средством и проглаживать утюгом. Перчатки нужно обрабатывать антисептическим средством.
  3. Регулярные влажные уборки дома и соблюдение режима проветривания. Влажную уборку необходимо проводить 1 раз в неделю с любым разрешённым дезинфицирующим средством.

Занятие 5. Профилактика в рамках работы образовательных организаций в соответствии с СП 3.1/2.4.3598-20

Разберём некоторые пункты санитарных правил по организации работы образовательных организаций.

2.1. Запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц, а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций.

Этот пункт говорит о том, что внутри класса или группы можно проводить мероприятия, но нельзя соединять две разных группы или класса.

2.2. Лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме её работы, а также лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением её результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 градус и выше в целях учёта при проведении противоэпидемических мероприятий.

При круглосуточном режиме работы Организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).

Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.

С момента выявления указанных лиц Организация в течение двух часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществить федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Здесь прописаны меры, которые должны применяться в каждой образовательной организации. Потребуется следующее:

  1. Организовать пункт пропуска на входе с сотрудником, который сможет бесконтактным способом провести измерение температуры тела и опрос.
  2. Приобрести специальный термометр для измерения температуры тела бесконтактным способом. 
  3. Приобрести дезинфицирующие средства.
  4. Завести журнал для регистрации входящих с указанием фамилии, имени, отчества, категории посетителя (сотрудник, ученик, посетитель), значение температуры. Для сотрудников замер температуры нужно организовать утром и вечером при входе и выходе с работы. 
  5. Обеспечить сотрудника, который стоит на входе, средствами индивидуальной защиты: маска, защитные очки или экран, перчатки.
  6. Организовать помещение для изоляции подозрительных или заболевших. Для этого используется помещение или целый блок с отдельным входом. Входить в этот блок можно только в средствах индивидуальной защиты. Доступ в эти помещения должен быть только у тех людей, которые сопровождают заболевших или с подозрением на инфицирование. 
  7. На входе в изоляционное помещение необходимо установить дезинфицирующее средство. 
  8. Детей и взрослых нужно располагать отдельно друг от друга. 
  9. После выхода из изолятора средства индивидуальной защиты нужно утилизировать как отходы класса Б. 
  10. Разработать схему оповещения органов санэпиднадзора и разместить там, где эта информация будет доступна всем. В ней указывается лицо, ответственное за сбор информации внутри учреждения, и контактный номер санэпиднадзора для подачи экстренного извещения.

2.3. В Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • Уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решёток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;
  • Обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приёма пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • Ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • Генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • Обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • Регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
  • Организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
  • Мытьё посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечных машин мытьё посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинифицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

Обратите внимание! Желательно иметь два разных дезинфицирующих средства для проведения текущих и генеральных уборок. Текущие уборки не обязательно проводить все полностью с дезинфицирующим средством.

В составе антисептиков должно быть содержание изопропилового спирта не менее 60 %. Антисептики с меньшим уровнем имеют низкую эффективность.

2.4. Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными лицами (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц. 

2.6. Посещение Организации детьми, перенёсшими заболевание, и(или) в случае, если ребёнок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в Организации. 

Занятие 6. Требования для отдельных образовательных организаций

  1. Дошкольные образовательные организации

Необходимо обеспечить групповую изоляцию с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и(или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек. 

При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. 

Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств. 

Режим работы ДОО точно такой же, как при любых других инфекционных заболеваниях, но распространяется на все группы. 

  1. Общеобразовательные организации

За каждым классом должен быть закреплён отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам. Исключение: занятия, требующие специального оборудования: физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, физика, химия. 

Работа осуществляется по специально разработанному расписанию уроков, перемен, направленному на минимизацию контактов обучающихся. Сокращается время на проведение урока за счёт проведения термометрии и приёма пищи в столовой. 

Во время уроков должны проветриваться рекреации и коридоры общеобразовательных организаций. Учебные кабинеты проветриваются на переменах.

Особенности проведения итоговой и промежуточной аттестации:

  1. Составить график явки обучающихся на аттестацию, чтобы минимизировать контакты даже во время термометрии.
  2. Создать условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение.
  3. Соблюдать социальную дистанцию обучающихся не менее полутора метров, для этого рассадить их по 1 человеку за партой зигзагообразно. 
  4. Использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания со сменой одноразовых масок один раз в три часа, а фильтров — по инструкции. 

Дополнительные материалы

Как правильно носить маску? (Рекомендации Минздрава РФ)

Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.

Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:

  • обычную медицинскую маску необходимо менять каждые 2 часа
  • маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
  • старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
  • влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
  • не используйте вторично одноразовую маску;
  • использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.

При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.

Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.

Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит. Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.

Источник 

Новые санитарные правила: что изменилось?

Итоговое тестирование

Разрешают ли СП 3.1/2.4.3598-20 проводить мероприятия?
Сколько раз проводится термометрия в соответствии с Санитарными правилами?
Можно ли взрослых и детей с признаками заболевания размещать вместе?
Каким должно быть содержание изопропилового спирта в дезинфицирующем средстве?
В каком нормативном документе говорится о проведении своевременных и эффективных дезинфекционных мероприятий в образовательных организациях?
Как осуществляется гигиенические воспитание и обучение?
К какой группе патогенности относится штамм коронавируса?
Какой способ профилактики коронавируса считается самым эффективным?
Какие меры относятся к мерам личной профилактики?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина