
Правила гигиены. Особенности работы образовательной организации в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки
В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: подготовить педагогов к работе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Объём: 36 часов
Программа:
- Занятие 1. Нормативные документы, регламентирующие усиление санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях.
- Занятие 2. Нормы и положения Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
- Занятие 3. Особенности новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
- Занятие 4. Меры профилактики COVID-19.
- Занятие 5. Профилактика в рамках работы образовательных организаций в соответствии с СП 3.1/2.4.3598-20.
- Занятие 6. Требования для отдельных образовательных организаций.
- Дополнительные материалы для самостоятельной работы.
- Итоговое тестирование.
Формируемые компетенции:
- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
- готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.
Занятие 1. Нормативные документы, регламентирующие усиление санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях
На сегодняшний день действуют три нормативных документа, которые регламентируют усиление санитарно-эпидемиологических мероприятий:
- Письмо от 13 марта 2020 года N 02/414б-2020-23 «Об усилении санитарно-противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях»;
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 24 марта 2021 года);
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
По ссылкам вы можете изучить эти документы, а также периодически проверять, действуют они или уже утратили силу.
Кратко расскажем, о чём говорится в каждом документе.
Письмо от 13 марта 2020 года N 02/414б-2020-23 «Об усилении санитарно-противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях»
В письме говорится о проведении своевременных и эффективных дезинфекционных мероприятий в образовательных организациях.
Организации должны:
- соблюдать графики проведения влажной уборки, регулярность профилактической дезинфекции в групповых и учебных помещения в период организации учебно-воспитательного процесса, а также на проведение заключительной дезинфекции в период каникул;
- соблюдать кратность и продолжительность проветривания помещений в процессе занятий;
- принять дополнительные меры, направленные на эффективное функционирование вентиляционных систем в образовательных организациях;
- проверить эффективность работы вентиляционных систем, провести их ревизию и обеспечить очистку или замену воздушных фильтров и фильтрующих элементов;
- проработать вопрос об организации обеззараживания воздуха устройствами, резрешёнными к использованию в присутствии людей.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20
Санитарные правила направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.
Основные положения этого документа, касающиеся дошкольных и общеобразовательных образовательных организаций рассмотрим в пятом занятии.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20
В документе говорится о том, каким образом осуществляется работа по снижению рисков, как нужно проводить дезинфекцию, как нужно действовать при контакте с больными людьми.
Занятие 2. Нормы и положения Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
При осуществлении педагогической деятельности педагоги образовательных организаций должны знать и соблюдать ряд положений Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ. Рассмотрим основные из них.
Определение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Глава I. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Обеспечивается посредством:
- профилактики заболеваний,
- выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий
- и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности,
- мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни,
- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Права и обязанности граждан и юридических лиц
Статья 10. Обязанности граждан.
Гражданин обязан:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей.
Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Требования к обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека
Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий)
Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
- В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями
Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение.
- Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
- Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
- в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;
- при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;
- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей
- Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ)
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительный материал
Полный текст Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52 — ФЗ.
Занятие 3. Особенности новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) — острое респираторное вирусное заболевание, вызываемое новым штаммом коронавируса SARS- Cov-2, сопровождающееся повышением температуры тела, сухим кашлем, одышкой, ощущением заложенности в грудной клетке, с осложнениями в виде пневмонии, острой дыхательной недостаточности и возможностью летального исхода.
Штамм относится ко второй группе патогенности. В эту же группу входят такие возбудители инфекций, как сибирская язва и холера.
Источник заражения — больной человек, в том числе находящийся в инкубационном периоде заболевания.
Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путями. Ведущий путь заражения коронавирусной инфекцией — воздушно-капельный, через кашель, чихание, разговор на близком расстоянии (менее двух метров).
При комнатной температуре вирус сохраняет жизнеспособность в течение трёх суток. Инкубационный период составляет от двух дней до двух недель, в среднем 5-7 суток.
Характерные симптомы заболевания:
- повышение температуры тела;
- сухой или с небольшим количеством мокроты кашель;
- одышка;
- утомляемость;
- ощущение заложенности в грудной клетке.
Также могут быть боль в горле, насморк, снижение обоняния и вкуса, признаки конъюнктивита.
Варианты, в которых может протекать заболевание:
- острая респираторная вирусная инфекция (поражение только верхних отделов дыхательных путей);
- пневмония без дыхательной недостаточности;
- сепсис, септический инфекционно-токсический шок;
- пневмония с острой дыхательной недостаточностью;
- тромбозы и тромбоэмболии.
Существует четыре варианта течения заболевания: лёгкое, средней степени тяжести, тяжёлое и крайне тяжёлое течение.
Занятие 4. Меры профилактики COVID-19
Личная профилактика
Самым эффективным способом профилактики является личная профилактика. Она направлена на предотвращение заболевания (первичная) и на предотвращение распространения инфекции в коллективе (вторичная).
В организации первичная профилактика — это предотвращение заноса в учреждение коронавируса.
Какие меры можно использовать для профилактики?
Просветительская работа. Проводится в формате бесед, раздачи памяток. Особенность инфекции заключается в том, что колоссальную важность в её распространении играет ответственность каждого человека и меры личной профилактики.
Меры личной профилактики:
- Соблюдение правил личной гигиены. Гигиеническая обработка рук в начале рабочего дня, перед едой, перед манипуляциями с продуктами питания, после туалета, после выхода на улицу, после контакта с потенциально заражёнными поверхностями. Если нет возможности помыть руки с антисептическим мылом, их нужно обработать антисептиком. Не прикасаться к лицу грязными руками.
- Ношение средств индивидуальной защиты. В местах большого скопления людей: в магазинах, аптеках, медицинских учреждениях, торговых центрах и так далее, — необходимо носить маску и перчатки. Одноразовая маска меняется 1 раз в три часа. Если маска с фильтром или респиратор, то фильтр меняется по инструкции. Многоразовые маски нужно ежедневно стирать с моющим средством и проглаживать утюгом. Перчатки нужно обрабатывать антисептическим средством.
- Регулярные влажные уборки дома и соблюдение режима проветривания. Влажную уборку необходимо проводить 1 раз в неделю с любым разрешённым дезинфицирующим средством.
Занятие 5. Профилактика в рамках работы образовательных организаций в соответствии с СП 3.1/2.4.3598-20
Разберём некоторые пункты санитарных правил по организации работы образовательных организаций.
2.1. Запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц, а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций.
Этот пункт говорит о том, что внутри класса или группы можно проводить мероприятия, но нельзя соединять две разных группы или класса.
2.2. Лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме её работы, а также лица, посещающие Организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением её результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 градус и выше в целях учёта при проведении противоэпидемических мероприятий.
При круглосуточном режиме работы Организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).
Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.
С момента выявления указанных лиц Организация в течение двух часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществить федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Здесь прописаны меры, которые должны применяться в каждой образовательной организации. Потребуется следующее:
- Организовать пункт пропуска на входе с сотрудником, который сможет бесконтактным способом провести измерение температуры тела и опрос.
- Приобрести специальный термометр для измерения температуры тела бесконтактным способом.
- Приобрести дезинфицирующие средства.
- Завести журнал для регистрации входящих с указанием фамилии, имени, отчества, категории посетителя (сотрудник, ученик, посетитель), значение температуры. Для сотрудников замер температуры нужно организовать утром и вечером при входе и выходе с работы.
- Обеспечить сотрудника, который стоит на входе, средствами индивидуальной защиты: маска, защитные очки или экран, перчатки.
- Организовать помещение для изоляции подозрительных или заболевших. Для этого используется помещение или целый блок с отдельным входом. Входить в этот блок можно только в средствах индивидуальной защиты. Доступ в эти помещения должен быть только у тех людей, которые сопровождают заболевших или с подозрением на инфицирование.
- На входе в изоляционное помещение необходимо установить дезинфицирующее средство.
- Детей и взрослых нужно располагать отдельно друг от друга.
- После выхода из изолятора средства индивидуальной защиты нужно утилизировать как отходы класса Б.
- Разработать схему оповещения органов санэпиднадзора и разместить там, где эта информация будет доступна всем. В ней указывается лицо, ответственное за сбор информации внутри учреждения, и контактный номер санэпиднадзора для подачи экстренного извещения.
2.3. В Организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
- Уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решёток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;
- Обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приёма пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
- Ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
- Генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
- Обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
- Регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
- Организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
- Мытьё посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечных машин мытьё посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинифицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Обратите внимание! Желательно иметь два разных дезинфицирующих средства для проведения текущих и генеральных уборок. Текущие уборки не обязательно проводить все полностью с дезинфицирующим средством.
В составе антисептиков должно быть содержание изопропилового спирта не менее 60 %. Антисептики с меньшим уровнем имеют низкую эффективность.
2.4. Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными лицами (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.
2.6. Посещение Организации детьми, перенёсшими заболевание, и(или) в случае, если ребёнок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в Организации.
Занятие 6. Требования для отдельных образовательных организаций
- Дошкольные образовательные организации
Необходимо обеспечить групповую изоляцию с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и(или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек.
При использовании музыкального или спортивного зала после каждого посещения должна проводиться влажная уборка с применением дезинфицирующих средств.
Обработка игрушек и игрового и иного оборудования должна проводиться ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
Режим работы ДОО точно такой же, как при любых других инфекционных заболеваниях, но распространяется на все группы.
- Общеобразовательные организации
За каждым классом должен быть закреплён отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам. Исключение: занятия, требующие специального оборудования: физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, физика, химия.
Работа осуществляется по специально разработанному расписанию уроков, перемен, направленному на минимизацию контактов обучающихся. Сокращается время на проведение урока за счёт проведения термометрии и приёма пищи в столовой.
Во время уроков должны проветриваться рекреации и коридоры общеобразовательных организаций. Учебные кабинеты проветриваются на переменах.
Особенности проведения итоговой и промежуточной аттестации:
- Составить график явки обучающихся на аттестацию, чтобы минимизировать контакты даже во время термометрии.
- Создать условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение.
- Соблюдать социальную дистанцию обучающихся не менее полутора метров, для этого рассадить их по 1 человеку за партой зигзагообразно.
- Использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания со сменой одноразовых масок один раз в три часа, а фильтров — по инструкции.
Дополнительные материалы
Как правильно носить маску? (Рекомендации Минздрава РФ)
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
- обычную медицинскую маску необходимо менять каждые 2 часа
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.
Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит. Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.
Новые санитарные правила: что изменилось?
Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!