В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование у педагогов профессиональной компетенции в области патриотического воспитания школьников в образовательных организациях основного общего и дополнительного образования.
Объем: 72 часа.
Формируемые навыки и компетенции:
Дух патриотизма – универсальный нравственный идеал, его питают глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению.
«Патриот», в определении Современного словаря, – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
По мнению С. Ю. Ивановой, автора диссертационного исследования «Патриотизм в культуре современной России», ключевыми характеристиками понятия «Отечество» являются:
Исследователи также отмечают, что патриотизм может проявляться в различных формах и на различных уровнях.
По форме различают:
В зависимости от ключевого признака выделяются различные уровни патриотизма.
По признаку объектной направленности на определенное социокультурное пространство Е. С. Троицкий различает:
По области воздействия патриотизма на сознание различают макроуровень и микроуровень.
На макроуровне – уровне общества в целом – патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Он – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества.
На микроуровне – личностном – патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Человека, движимого патриотическими чувствами, называют патриотом.
Структура патриотизма в трактовке Т. М. Суходоловой включает в себя патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическую деятельность.
Патриотическое сознание рассматривается как отражение субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является морально-нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности.
Патриотические отношения раскрываются через реальную связь субъекта с объектом своих действий как своеобразный «канал» трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности.
Патриотическая деятельность понимается как способ воплощения патриотического сознания, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Это – материальная основа патриотизма, его реально ощущаемая и видимая сторона. Она основывается на единстве рациональной, эмоциональной и волевой составляющих патриотических действий. Эти действия можно считать патриотическими, если они направлены на служение Отечеству, если они выражают социально-нравственную ответственность личности за судьбу своей страны.
В структуре патриотической культуры личности выделяют:
Среди важнейших сущностных характеристик патриотизма исследователями были выделены следующие.
Вo-первых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем развития личности и проявляющуюся в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Во-вторых, патриотизм – своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
В-третьих, патриотизм – это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с отчизной, своей укорененности в её существовании, какие бы конкретные политические формы она ни принимала.
В-четвертых, патриотизму чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национальнo-культурную самобытность, традиционный для них образ жизни, присyщие им ценности, нормы, традиции и не считают возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы.
Патриотическое воспитание в самом широком смысле – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В узком смысле исследователи рассматривают патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания.
В патриотическом воспитании как сложной управляемой системе, включающей многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а так же подсистемы содержательноrо и организационного характера, проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.
Патриотическое воспитание в то же время является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность школьника, окружающий коллектив (группу людей), общество в целом.
Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и школьников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.
Специфические принципы по З. Т. Гасанову:
Специфические принципы по Н. В. Ипполитовой:
Требованиями к современному патриотическому воспитанию являются:
Сущностными характеристиками системы патриотического воспитания школьников являются:
Рассмотрим данные характеристики более подробно.
Многофакторность системы – первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено, целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания.
Систематичность и длительность – вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и определенной системе:
Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразное, плановое, комплексное осуществление процесса патриотического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Перспективность – третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса. Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
Комплексность – четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимосвязность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость – пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – регулирует последовательность патриотического воспитания школьников как процесс перехода от элементарных представлений о патриотизме к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма – служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.
Целостность – шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Само определение «целостность» означает завершенность, тотальность, цельность и собственную закономерность вещи. Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов. Целостность процесса патриотического воспитания определяется прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:
Активность – седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приемами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э. В. Ильенкова, «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно как субъект осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается её объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность».
Перечень функций патриотического воспитания:
Рассмотрим эти функции подробнее.
Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания. Эта функция – ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу.
Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, её культуре и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности. Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных. Низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и, наоборот, высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.
Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков), наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций; традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.
Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности как школьника, так и педагога.
Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания, побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.
Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей-предметников, классных руководителей, которые сопоставляют результаты патриотического воспитания с целями, поставленными государством и образовательным учреждением.
Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные о поведении учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.
Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.
Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.
В современном обществе воспитание гражданственности и патриотизма приобретает одно из важнейших значений. Однако зачастую при организации работы использование понятий идет без понимания их глубинного содержания. Это не только приводит к ошибкам в деятельности, но и может быть причиной полного искажения целей и желаемых результатов.
Приведенный ниже анализ становления понятия «патриотизм» и рассматриваемое далее соотношение «патриотизм – гражданственность» в их динамическом развитии позволит точнее определить сущностное содержание этих понятий и общие концептуальные основы гражданско-патриотического воспитания в современной России.
Возникновение понятия «патриотизм» большинством исследователей связывается с периодом формирования государственности в греческом обществе. Так, в промежутке с VIII по VI века до н.э. происходит изменение формы самовосприятия и сопричастности в греческих сообществах. Кровнородственные связи постепенно вытесняются гражданским статусом. Индивид получает права и обязанности не только врожденные, но и обретенные в результате своего труда и положения в обществе. Человек становится полноценным членом полиса и в этом качестве стремится удовлетворять как свои нужды, так и потребности всего общественного объединения.
Подобное единение, включающее в себя не только общую заботу и заинтересованность в благе и будущем процветании государственного объединения, но и внимание к безопасности, проблемам общественного сосуществования, задает чувство ответственности и формирует определение «своих» сограждан. Зарождается прочная взаимосвязь личности и общества и на основе материальных ценностей, и на восприятии общих духовных феноменов, носящих сакральный смысл основ общественного объединения. Постепенно формируется восприятие человеком себя как неотъемлемой части не только определенной семьи или рода, но и общественного объединения. И основой такого восприятия становится патриотизм как форма самоопределения и поддержания независимости, сохранения свободы и возможности самореализации в системе привычных социальных принципов и условий.
М. Н. Хромова определяет следующие основные подходы к толкованию сущности патриотизма:
Патриотизм видится трехкомпонентной структурой социальной установки – эффективная составляющая, когнитивная и конативная.
В настоящее время многие отечественные исследователи излагают различные точки зрения на явления гражданственности и патриотизма, прослеживают их исторические корни и все чаще склоняются к необходимости возрождения многих утраченных идеологических ценностей. Речь, в первую очередь, идет о патриотизме как наиболее традиционном для России и востребованном в настоящее время.
Так, В. И. Лутовинов и И. И. Мельниченко дают следующую дифференциацию патриотизма по нескольким направлениям.
Еще одним не менее важным направлением российского патриотизма является гражданский патриотизм, в основе которого лежат любовь к родной земле, отчему дому, народу. При этом многие исследователи приходят к выводу, что государственный и гражданский патриотизм – это две стороны одной медали. Если в первом случае объектом патриотизма является государство, то во втором – личность и гражданское общество, а триада «государство – общество – личность» – неделима.
Одним из сторонников практически разделения понятий «гражданственность» и «патриотизм» является И. О. Мазняк. В основе гражданственности лежит отношение типа «личность – государство», тогда как в основе патриотизма – отношение «личность – отечество, родина, страна».
Гражданственность может пониматься как:
Специфика отечественного подхода к определению понятия «гражданственность» находит отражение в определении, предложенном еще автором «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Далем, который приводит два значения понятия «гражданин»:
А. А. Козлов утверждает, что «гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей) как граждан с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность, производная от феномена «гражданин», развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на её радикальное переустройство».
Российская педагогическая энциклопедия определяет гражданственность как «интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным».
Наиболее значимыми элементами гражданственности являются:
Гражданственность и патриотизм – факторы, скрепляющие общество, которые являются стимулом позитивного развития личности и общества. Гражданственность неотделима от преданности своей стране – патриотизма. Однако гражданственность это не только любовь к родной стране, но и сознательное и цивилизованное выполнение своих гражданских обязанностей и своего гражданского долга. Таким образом, гражданственность тесно связана с патриотизмом и является его высшей формой.
Гражданственность опирается на формально-правовое начало, закрепляющее в системе прав и обязанностей правовой статус человека как гражданина. С этой точки зрения гражданственность выступает как правосознание личности. С другой стороны, гражданственность, поскольку она предполагает свободу выбора, несет в себе ярко выраженное нравственное начало.
В настоящее время наиболее точным и существенным будет являться соединение понятий «гражданственность» и «патриотизм» в плане воспитания настоящего гражданина и патриота своей страны. То есть речь идет не о гражданском или патриотическом воспитании, насколько важным ни являлось бы каждое из них, а именно о гражданско-патриотическом воспитании. И осуществляться такое воспитание должно в определенной системе с учетом всех возможностей и сложностей, создаваемых современной средой.
Современное общество быстрыми темпами переходит от постиндустриального к обществу информационному. Переход к новым формам существования влечет за собой не только новые изменения в социальной и ценностной сферах, но формирует глобальные проблемы и новые вызовы, с которыми никто не сталкивался до настоящего времени. Они требуют решений, позволяющих и сохранять некие элементы стабильности, и динамично совершенствоваться в дальнейшем, без чего успешное взаимодействие и устойчивое развитие (отдельных личностей, целых общностей, народов, стран) в этом быстроизменяющемся мире невозможно. Человек также должен соответствовать сложившимся условиям. Нашему обществу необходимы высокообразованные, предприимчивые, конструктивно мыслящие люди с развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины. Без целенаправленного гражданско-патриотического воспитания сформировать эти качества не представляется возможным.
Именно гражданственность и патриотизм должны являться приоритетами и ориентирами в современном воспитании. Воспитание молодого поколения как достойных граждан, в духе любви к Родине, не просто попадает в центр внимания, но становится насущной необходимостью.
Гражданско-патриотическое воспитание представляет из себя многоплановую, систематическую, целенаправленно-скоординированную деятельность государственных, общественных объединений и организаций по формированию у молодого поколения (детей, подростков и молодежи) гражданских качеств (гражданственность, идентичность, социальная активность, гражданское самосознание, ответственность) и патриотизма (чувство деятельной любви к Родине). Важнейшим основанием гражданско-патриотического воспитания, как и гражданственности, как и патриотизма, является нравственность, которая так же определяет их системные ценности. К ним относятся нормы и правила, регулирующие отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориентиры личности.
В основе современных представлений о нравственности лежит гуманизм. Считается, что современное человечество развивается именно по гуманистическому пути. Центром гуманизма является ценность личности, т.е. ценность человеческой жизни. В современной концепции гуманизма как направления развития человеческого сообщества выделяются следующие основные составляющие нравственности: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
Полноценная и эффективная деятельность по воспитанию гражданственности и патриотизма личности может носить исключительно целостный характер. Её базой должна быть гуманистическая парадигма, определяющая характер отношений в современном обществе и позволяющая определить подходы, необходимые для воспитания.
Гуманистическая парадигма в воспитании определяется чертами, опираясь на которые можно выстроить действенный педагогический процесс по гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения.
Концептуальные положения гуманистической парадигмы:
Реализация гуманистической парадигмы на практике возможна, в первую очередь, через использование личностно-ориентированных методов и технологий:
Содержание деятельности: организация социокультурной деятельности, развитие волонтерской/добровольческой деятельности, правовое воспитание молодежи, участие в деятельности молодежных общественных организаций, объединений, инициативных молодежных групп и др.
К основным формируемым качествам относятся: ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих и национальных ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость мировоззрения и т. д. Они проявляются в системе поведения и жизнедеятельности личности в виде морали как регулятора.
Содержание деятельности: организация деятельности по созданию условий для самообразования (в том числе дополнительного образования) и культурного развития и саморазвития воспитанников, направленных на развитие высокой культуры и образованности; осознания идеи служения людям, отечеству в целом; формирования высоконравственных норм поведения и ответственности через игры, обучение, научные и научно-учебные, культурно-массовые, просветительские мероприятия, труд, деятельность, предполагающую нравственный выбор и оценку и т.д.
Содержание деятельности: формирование морально-волевых качеств, духовно-нравственное воспитание через вовлечение в массовые мероприятия, военные игры, военно-полевые сборы, выездные лагеря, проектную деятельность.
Содержание деятельности: развитие спектра военно-спортивных дисциплин, организация допризывной подготовки, проектной деятельности и др.
Содержание деятельности: организация социокультурной деятельности, развитие волонтерской/добровольческой деятельности, выставочная деятельность, архивно-поисковая деятельность, историческая реконструкция, взаимодействие с регионами и координация деятельности по направлению, массовые мероприятия, поисковые отряды; туристская деятельность: познавательный, культурно-развлекательный, этнический, спортивный, учебный, образовательный туризм (всего более 1000 тем, в наибольшей степени относящихся к гражданско-патриотическому воспитанию: героико-патриотический, военно-патриотический, историко-революционный, историко-архивный, естественно-исторический, искусствоведческий, географический, природоведческий, литературный, биографический и т.д.); экологический, агротурзм, приключенческий, событийный, научно-ориентированный туризм.
Все эти направления являются частями целостной воспитательной деятельности, которая решает задачи формирования гражданина и патриота современной России. Целостность системе придается единством принципов, методологических оснований, используемых форм, методов, средств, технологий воспитания, что должно обязательно учитываться при организации практической воспитательной деятельности.
Воспитание как процесс выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены стадий, этапов, периодов изменения и нового состояния каждого из элементов системы воспитания и всей системы в конкретный промежуток времени в определенном пространстве, что отражается в качественно-количественных характеристиках.
В. П. Комаров выделяет требования, которые должны учитываться при моделировании:
Модель, построенную с учетом названных факторов, отличают:
Алгоритм действий по построению модели патриотического воспитания школьников включает в себя:
Целевой блок разработанной модели является системообразующим и определяет функционирование всех других компонентов системы «патриотическое воспитание школьников».
Субъект-объектный блок модели определяется принципами и функциями патриотического воспитания. Субъект осуществляет воспитательное воздействие по отношению к объекту и выстраивает субъект-объектные отношения. Такой характер взаимодействия соответствует философскому представлению о структуре деятельности вообще и педагогической деятельности в частности, хотя сам факт взаимодействия в системе «человек – человек» порождает субъект-субъектные отношения в целостном педагогическом процессе.
Содержательный блок является важнейшим в модели патриотического воспитания школьников.
О. С. Газман определяет содержание воспитания как формирование базовой культуры личности и основы для дальнейшего развития, понимаемой как культура жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическая и культура труда, политическая и правовая, интеллектуальная, нравственная, культура общения, экологическая, художественная, физическая культура.
В основу определения содержания процесса воспитания исследователями сегодня положены следующие идеи:
Основными формами организации процесса воспитания гражданина и патриота в различные возрастные периоды могут быть следующие:
В этих формах могут быть реализованы такие содержательные элементы непосредственной деятельности, как:
В данном случае представлено разнообразие возможных форм деятельности и их содержание, что не ограничивает педагогов в поиске инновационных элементов формирования гражданских качеств и патриотических чувств человека, а лишь служит общим направлением деятельности и способствует дальнейшему творческому развитию педагогических компетенций и навыков.
Программы гражданско-патриотического воспитания обычно относятся к категории дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающие дополнительные образовательные программы).
Общеразвивающие дополнительные образовательные программы направлены на:
Дополнительные общеобразовательные программы военно-патриотической направленности предусматривают:
Чаще всего на практике в сфере гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи в подавляющем большинстве случаев реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Как уже говорилось выше, данный вид программ не регламентирован ни образовательными стандартами, ни государственными требованиями; разработчиками таких программ становятся педагоги дополнительного образования (в нашем случае руководители военно-патриотических клубов и других форм детско-юношеских объединений гражданско-патриотической направленности). «Положение о дополнительной общеразвивающей программе» разрабатывается учреждением дополнительного образования и утверждается на педагогическом совете.
Титульный лист программы, как правило, включает в себя следующие данные:
Пояснительная записка включает в себя:
В зависимости от цели, задач и содержания, программа гражданско-патриотического воспитания может иметь физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую или социально-педагогическую направленность.
Цель и задачи программы
Обычно понятие «цель» раскрывают как ориентир на предполагаемый результат. Можно так же определить цель как идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлены действия индивидуальных, групповых и социальных субъектов. А. В. Мудрик высказывает мнение о том, что цель по своей природе субъективна, так как выдвигается человеком индивидуально либо в составе малой или большой социальной группы. Выражая активную сторону человеческого сознания, цель должна соответствовать объективным законам окружающей действительности, реальным возможностям её достижения тем или иным субъектом.
Основной целью любой воспитательной деятельности является (или, по крайней мере, должна являться) развивающаяся личность ребенка. Таким образом, если говорить о цели гражданско-патриотического воспитания, то имеется в виду некое идеальное представление о предполагаемом результате педагогической деятельности в данном направлении; изменения, которые должны произойти у воспитанников (обучающихся) в плане формирования или развития у них гражданско-патриотических чувств, качеств, отношений и т.д.
Например, целью программы гражданско-патриотического воспитания может быть: «способствовать формированию гражданских качеств у подростков (молодежи) на основе принятия ими общих национальных нравственных ценностей». Конкретизация такой формулировки цели предполагает четкое перечисление гражданских качеств, на формирование которых направлена программа. Обычно к ним относят чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям, общественную активность и т.д.
Задачи – это те шаги или действия, которые необходимо предпринять для достижения цели. Грамотная формулировка задач предполагает выполнение тех же требований, которые предъявляются к формулировке цели (конкретность, понятность, достигаемость, проверяемость), однако добавляется еще одно важное требование – адекватность поставленной цели. То есть задачи должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение действительно позволяло достигнуть тот результат, который сформулирован в виде цели. Частой ошибкой авторов программ является то, что сформулированные задачи предполагают слишком широкий подход к организации деятельности. И их реальное выполнение приведет либо к достижению результата, отличного от сформулированного в цели, либо не приведет к достижению какого-либо однозначного результата, так как задачи слишком разнонаправленные.
Содержание программы
Содержательная часть программы отражается в учебно-тематическом плане (УТП), который, как правило, представляется в табличном виде, и включает:
Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то УТП составляется на каждый год. В этом случае УТП должен отражать особенности каждого года обучения. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теоретические занятия» – «Теория», «Практические занятия» – «Практика».
Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни – 3 часа (СанПиН 2.4.4.1251-03). Требования к наполняемости детских объединений и рекомендуемый режим занятий в объединениях различного профиля определен в СанПиН 2.4.4. 2821-10.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими. Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).
В учебно-тематический план необходимо закладывать часы на:
Грамотно составленный учебно-тематический план отражает логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом (или комплексной программой развития ребенка). Важной частью данного раздела является текстовое раскрытие содержания тем занятий. Необходимо тезисно раскрыть основное содержание предлагаемой темы.
Формы и методы работы с обучающимися
В данном разделе кратко описываются используемые при реализации программы методики. При организации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию важным структурным элементом образовательно-воспитательного процесса являются формы организации занятий. Чтобы получить полное представление об их разнообразии, можно воспользоваться любым учеником «Педагогика» для высшего или среднего профессионального образования.
При выборе форм и методов работы с детьми, подростками и молодежью руководителю объединения гражданско-патриотической направленности необходимо учитывать, что его деятельность должна быть направлена не только на решение социальных и педагогических задач, но и на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей воспитанников. Это обусловливает преобладание индивидуальных и групповых методов образования и развития над массовыми методами и формами. Спектр таких форм достаточно широк: акция, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», поход, праздник, практическое занятие, презентация, рейд, семинар, специальные формы спортивной работы (в зависимости от направления), специальные формы и приемы военно-патриотической подготовки, включая стрелковую, огневую и строевую; соревнование, тренинг, турнир, экскурсия, экзамен, экспедиция, эстафета и т.д.
Предполагаемые результаты и методы их диагностики
Предполагаемые результаты должны быть связаны с целью и задачами программы. Чтобы была возможность проверить достижение предполагаемых результатов, их формулирование должно носить конкретный характер.
Методы диагностики подбираются в зависимости от того, что является предметом диагностической деятельности.
Типичной ошибкой программы является рассогласованность задач и ожидаемых результатов, когда некоторые красиво сформулированные задачи «повисают», не выходя на результат, а ожидаемые образовательные или воспитательные результаты возникают не запланировано, ниоткуда. Поэтому важно помнить, что планируемые результаты обучения – это диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, которые представлены в программе в виде системы задач.
Например, если в программе ставилась задача «сформировать у детей знания военной истории Российского государства», то возможным вариантом формулировки предполагаемого результата может быть: «не менее чем у 75% обучающихся на высоком уровне сформированы знания военной истории Российского государства».
Методом диагностики в данном случае может быть тестирование. При этом руководитель объединения может разработать такой тест самостоятельно на основе изучаемых тем, а может использовать готовый вариант теста, адаптировав его к изучаемой тематике. На основании результатов тестирования есть возможность разделить обучающихся на три группы по степени усвоения знаний – высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Количество правильных ответов, необходимое для отнесения к той или иной группе, автор теста определяет самостоятельно.
Список литературы
Список литературы может включать в себя учебники, учебные и учебно-методические пособия, а также научную литературу (монографии, статьи в журналах и сборниках материалов конференции).
В список литературы включаются те издания, которые автор программы использовал при разработке программы, и те, которые будут использоваться при её реализации. В списке должна быть представлена литература как по профилю программы, то есть непосредственно связанная с содержанием образовательной деятельности, так и литература общепедагогической направленности, связанная со спецификой дополнительного образования и методикой организации воспитательной деятельности. При этом желательно использовать литературу, год издания которой не превышает 10 лет; по крайней мере, литературу, выпущенную в 2000-годы. Более старые издания допускаются в том случае, если речь идет о «классиках», например, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и т.д. Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими ГОСТами.
Приложения к программе
В качестве приложений к программе могут быть:
Если программа гражданско-патриотического или военно-патриотического объединения носит комплексный характер, то есть включает в себя программы обучения по отдельным дисциплинам, то программы этих дисциплин становятся приложением к общей программе.
Проект – это последовательность действий, направленных на достижение четко определенной цели, осуществляемых в течение ограниченного времени в рамках четко обозначенного бюджета. Обычно проектная деятельность направлена на решение определенной проблемы.
Титульный лист, на котором обозначается название проекта, название организации, реализующей проект; фамилии и имена разработчиков, направление или номинация, если проект подается на конкурс.
Краткая аннотация проекта – это раздел проекта, в котором в короткой (обычно от 0,5 до 1,5 страниц) тезисной форме осуществляется изложение всех разделов проекта.
Несмотря на то, что аннотация, по сути, – первый раздел проекта, писать его нужно в самом конце, когда весь проект уже разработан. Для написания качественной аннотации необходимо внимательно перечитать все разделы проекта и выбрать из них основные моменты, раскрывающие суть проекта.
Если проект подается на конкурс, то необходимо помнить, что конкурсная комиссия начинает читать проект именно с аннотации и уже по ней составляет первое впечатление о программе. Если аннотация малоинформативна, если в ней не отражены основные разделы программы, если по тексту аннотации понятно, что содержание проекта «не попадает» в требования заявленной номинации, то это может стать основанием того, что конкурсная комиссия не станет рассматривать данный проект далее.
Постановка проблемы – формулируется проблема, на решение которой направлен проект. Проект, как правило, создается для решения определенной проблемы. Содержание проблемы должно быть отражено в данном разделе программы.
Проблемы, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, могут быть:
Формулировка проблемы проекта должна отвечать следующим требованиям:
Проведение такого мониторинга может привести к выводу о том, что проблема, которую изначально видели создатели проекта, на самом деле не существует. Или позволит качественно доказать наличие этой проблемы. Ошибка создателей ряда проектов заключается в том, что они сначала формулируют для себя ту деятельность, которую хотят заложить в содержание проекта, а потом уже пытаются «подвести» под него проблему.
Содержание или план реализации проекта (могут быть разбиты на этапы).
В данном разделе описывается сама суть проекта, то есть как, когда, с использованием каких форм и методов будет осуществляться деятельность по реализации проекта. Форма изложения свободная.
Содержание проекта может быть представлено:
В данном случае в таблице систематизируются мероприятия, направленные на решение определенной задачи.
Проекты, рассчитанные на длительный период (например, год), можно разбивать на этапы и прописывать содержание проекта в этой логике. Традиционным является деление на подготовительный (организационный), основной и заключительный этапы.
Содержание данного раздела должно отражать деятельность по решению поставленных задач, представленную в определенной логике и последовательности.
Конкретные ожидаемые результаты
В данном разделе формулируются предполагаемые результаты по итогам реализации проекта.
Требования к формулировкам ожидаемых результатов:
Имеющиеся для реализации проекта ресурсы
В данном разделе анализируется наличие необходимых для реализации проекта ресурсов: материальных, финансовых, кадровых, информационных и т.д. Для проведения качественного анализа необходимо предположить идеальный вариант ресурсного обеспечения и соотнести его с имеющимся. «Разница» – недостающие ресурсы, приобретение (привлечение) которых можно заложить в смету проекта.
Данный раздел может быть прописан в текстовой или табличной форме. Например:
Часто при разработке проекта больше внимания уделяют материальным и финансовым ресурсам, не учитывая необходимость кадрового обеспечения проекта. Однако невозможно, например, реализовать проект, связанный с решением проблемы допризывной подготовки молодежи, если среди его организаторов нет ни одного специалиста в данной области.
Смета проекта – это финансовый документ, определяющий необходимое для реализации проекта финансирование и его источники. Составлять смету лучше с участием специалистов – бухгалтеров учреждений.
В ходе изучения курса «История России» школьники на занятиях знакомятся с развитием патриотической идеи в истории отечественной мысли, рассматривают концептуальные научные подходы к российскому патриотизму. Инновационной формой проведения уроков по истории и классных часов является организация и проведение уроков мужества.
В ходе уроков мужества рассматриваются проблемы взаимосвязи национальной безопасности страны и патриотизма, основы патриотического воспитания. В процессе проведения уроков мужества раскрываются российские патриотические традиции, патриотическое содержание государственной и общественной символики, отражение патриотической темы в истории, художественной литературе и искусстве.
В учебном процессе используются традиционные и интерактивные формы проведения занятий: интерактивная экскурсия, круглый стол, метод case-study (анализ конкретных практических ситуаций), деловые и ролевые игры и др. В процессе изучения курса формируются следующие общекультурные компетенции: уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям, способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей.
При организации самостоятельной работы используются творческие и интерактивные технологии, что способствует формированию способности осуществлять сбор и систематизацию научной информации. В ходе самостоятельной работы над научно-исследовательскими проектами формируются навыки в составлении научных обзоров, аннотаций, в написании эссе; у школьников появляется готовность участвовать в патриотических мероприятиях.
Подготовка уроков мужества включает цикл методической работы. Прежде чем провести урок мужества, организатору необходимо ознакомиться с научной литературой о героях, мужестве и героизме наших земляков при выполнении ими своего гражданского и конституционного долга. Участникам мероприятия можно предложить подготовить выставку учебной литературы по теме урока мужества, сделать сообщения о подвигах героев-земляков, подготовить сочинение или реферат, эссе. Например, эссе на тему «Герои живут рядом», чтобы побудить их к размышлению об источниках проявления мужества и героизма людей в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, о подвигах земляков в военных конфликтах и горячих точках при защите целостности, чести, свободы и независимости России. В ходе урока мужества ребята сами могут зачитать свои сочинения (рефераты) или рассказать о том, что интересного для себя они обнаружили в библиотеках и музеях по данной теме.
В городах и селах есть много улиц, площадей, скверов, которые названы именами героев. Знаем ли мы, какой подвиг совершил тот или иной герой? Чтобы имя героя стало более близким, а его подвиг не был забыт, в ходе подготовки и проведения урока мужества можно поручить ознакомиться с историей присвоения имени героев улицам, проспектам, площадям или скверам и рассказать об этом в ходе урока. Для многих это будет интересным знакомством с новыми страницами героической истории своего родного города, станицы или поселка.
Кроме написания эссе (рефератов) и подготовки вышеуказанных сообщений желательно предложить ребятам подготовить также художественные рисунки и поделки изобразительного творчества, посвященные героям и их подвигам (акварель, графика, чеканка, мозаика, лепка, резьба по дереву, вышивка).
В проведении урока мужества можно также использовать кино и видеофильмы, аудиозаписи, посвященные мужеству и героизму наших людей при защите Родины.
Школьникам старшего возраста можно поручить связаться с советом ветеранов своего муниципального образования и договориться о встрече с героем у него дома. В ходе этой встречи можно организовать аудиозапись, видеозапись или просто запись воспоминаний героя о самом памятном дне его жизни, чтобы потом использовать этот материал на уроке мужества. Если есть возможность, желательно пригласить на мероприятие героя-земляка, который мог бы рассказать о мужестве и героизме наших соотечественников в годы войны и в мирное время.
Рассмотрим процесс организации и проведения уроков мужества.
Подводя итоги урока мужества, организатор должен обратить внимание слушателей на следующее:
Цели исследовательской деятельности учащихся:
Создание исследовательских работ всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Исследовательская работа призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении разных предметов, развить свой творческий потенциал.
Работа над исследованием строится в несколько этапов.
На первом этапе определяется тема, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации исследования.
Темы для исследований учащихся выбираются из широкой палитры тем, изучаемых в обычной образовательной системе. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный и – в нашем случае – практически всегда краеведческий характер. Их можно найти в самых различных местах. Порой достаточно просто расспросить своих знакомых и близких, поискать материалы в семейных, школьных или городских архивах, полистать подшивки старых газет в библиотеке. Несомненно, большой интерес может представлять история родного города, улицы, а иногда и одного дома. В любом городе немало памятников истории и архитектуры. Наталкивают на интересный краеведческий сюжет мемориальные доски, названия улиц, старые здания, бывшие усадьбы. Краеведческие темы находятся в альбомах с фотографиями, в книгах и брошюрах по местной истории. Все это мотивирует учащихся проследить дальнейшую судьбу заинтересовавшего объекта или просто больше узнать о нем, а значит, заняться исследовательской деятельностью.
Объект исследования должен быть интересен настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься его изучением длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.
На втором этапе формируется творческая группа (по принципу интереса к проблеме). Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.
Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников, энциклопедий, документов, материалов, СМИ, интернета и др.). В исследовательской работе используются разные способы работы с исторической информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. В работе могут использоваться самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения.
Один из вариантов исследовательских заданий, который можно предложить школьникам, – это проведение биографических интервью по военной истории России. Учащиеся по заранее составленным анкетам (разрабатываются учителем либо заимствуются из какого-либо источника) проводят опрос ветеранов Великой Отечественной войны, Афганской войны, участников иных боевых действий. Далее интервью можно разместить на интернет-странице сайта «Наша общая Победа» или региональном сайте общественных организаций воинов локальных конфликтов. Используя материалы биографического интервью, учащиеся могут принять участие в региональных исторических олимпиадах и конкурсах.
Интервьюирование представляет собой технологию, включающую в себя следующие этапы:
Интервью не должно совмещаться с какими-либо иными занятиями респондента (домашней работой, производственной деятельностью и т.д.), так как качество ответов и глубина раскрытия в этом случае резко снижаются.
Влияние фактора времени на интервью сказывается в отношении не только момента выбора его начала, но и его продолжительности. Типичная продолжительность интервью составляет от 40 минут до 2 часов.
Как и начало интервью, завершение выделяется в особый методический этап в связи с его специфическими функциями. Поскольку к моменту завершения интервью сбор информации по теме исследования окончен, эти функции в основном не являются информационными. При приближении к финалу задача интервьюера заключается в том, чтобы сохранить хороший климат общения. Завершение должно быть обоюдно приятным. Если интервью прервано, то такой финал необходим для успешного установления контакта при новой встрече. Если же интервью полностью закончено, требование сохранения хорошего климата общения из методического превращается в этическое. Респондент не должен почувствовать, что его «отжали» и выбросили, как ненужную вещь. Атмосфера доверия и дружбы, достигнутая в основной части интервью, должна проявиться в его финале.
Для диагностики результативности гражданско-патриотического воспитания используют следующие методы:
Интервью проводится только с одним человеком, поэтому его сложно использовать, если необходимо опросить большое количество людей. К положительным моментам использования интервью можно отнести возможность наблюдения за невербальными реакциями опрашиваемого.
Анкетирование – это разновидность опроса, при которой появляются определенные данные на основе анализа письменных ответов. Использование анкетирования дает возможность одновременного широкого охвата респондентов. Анкетирование можно проводить как на основе уже разработанной и заимствованной в каком-либо источнике анкеты, так и на основе анкеты, разработанной самостоятельно.
В анкете обычно используют три варианта вопросов:
Одним из наиболее распространенных вариантов анкеты, связанной с гражданско-патриотическим воспитанием, является Анкета «Отечество мое – Россия», созданная Д. В. Григорьевым.
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов).
Цели анкетирования:
Анкетирование может проводиться и на анонимной основе. В этом случае, как предполагается, человек будет более искренен в своих ответах.
Разработкой тестов, направленных на исследование качеств личности, занимаются специалисты. Руководители объединений гражданско-патриотической направленности в этом случае могут использовать уже готовые тесты. Однако подбирать их нужно с учетом возможностей самого руководителя правильно провести тестирование и обработать его результаты.
Тесты (тестовые задания), связанные с проверкой сформированности знаний, умений и навыков, руководители объединений могут разрабатывать и сами. Для этого им необходимы хотя бы общие знания требований к формулированию вопросов в тестах и хорошее знание материала, который будет данным тестом проверяться.
Для школ разработана диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности, которая включает в себя блок, связанный с формированием патриотических чувств. Однако данную диагностическую методику можно использовать в целом, чтобы получить данные и по другим показателям воспитанности.
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют руководитель объединения гражданско-патриотической направленности и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляется средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.