В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: получение педагогами новой компетенции, необходимой для реализации адаптированной программы основного общего образования в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой.
Объем: 72 часа.
Планируемые результаты обучения:
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Со 2 апреля 2023 года начали действовать Федеральные адаптированные образовательные программы начального и основного общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденные Минпросвещения РФ. Как и остальные Федеральные программы, ФАОП необходимо использовать только при реализации аккредитованных программ.
Разрабатывать АООП ООО следует по ФГОС ООО и ФАОП ООО. Содержание и планируемые результаты освоения АООП ООО должны быть не ниже представленных в ФАОП ООО.
Федеральная программа имеет несколько вариантов для семи нозологий:
Каждый вариант ФАОП ООО состоит из целевого, содержательного, организационного разделов, включающих следующие документы:
ФАОП ООО обучающихся, имеющих инвалидность, необходимо дополнить еще и ИПРА в части создания спецусловий образования и организации психолого-педагогической помощи.
Допускается обучение глухих детей по ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (варианты 2.2.1 и 2.2.2) при достижении ими уровня общего и речевого развития, личностных, метапредметных и предметных результатов начального общего образования, способствующих освоению данных вариантов адаптированных основных образовательных программ, с учетом желания обучающегося и его родителей (законных представителей) к получению образования совместно со слабослышащими, позднооглохшими и кохлеарно имплантированным (далее – КИ) сверстниками.
Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и КИ обучающиеся, освоившие основные образовательные программы, в том числе ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ варианта 1.1 или варианта 2.1, при наличии стойких специфических трудностей при освоении образовательной программы основного общего образования, а также в общении и взаимодействии с педагогическими работниками и нормативно развивающимися обучающимися, препятствующих освоению образовательной программы основного общего образования на основе ФАОП ООО (вариант 1.1), могут продолжить образование по ФАОП ООО (вариант 1.2), ФАОП ООО (вариант 2.2.1) или ФАОП ООО (вариант 2.2.2).
По ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (варианты 6.1 и 6.2) могут получать образование обучающиеся, успешно освоившие варианты 6.1 и 6.2 ФАОП НОО или Федеральную образовательную программу начального общего образования (далее – ФОП НОО).
Содержание каждого варианта ФАОП ООО представлено учебно-методической документацией (см. Занятие 1), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Каждый вариант ФАОП ООО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ФАОП ООО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, разрабатывают адаптированную основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и ФАОП ООО. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией АООП ООО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ООО.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.1) учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся и предполагает, что при создании условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха, последние к моменту завершения обучения получают образование, соответствующее итоговым достижениям и планируемым результатам Федеральной образовательной программы основного общего образования нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5-9 классы).
При реализации ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.1) используются федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», предусмотренные Федеральной образовательной программой основного общего образования (далее – ФОП ООО).
Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха и (при наличии) иными нарушениями развития, что в полной мере относится к учебным предметам «Иностранный язык», «Музыка».
Федеральный учебный план ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.1) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной работы.
Для обучающегося с нарушениями слуха может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по осваиваемой образовательной программе, так и на один год или иной срок.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.2) предусматривает увеличение сроков освоения АООП ООО на один год – шесть лет обучения (5-10 классы) при создании условий, учитывающих особые образовательные потребности учащихся.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.2) предполагает, что обучающиеся с нарушениями слуха (глухие) получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения планируемым результатам основного общего образования нормативно развивающихся сверстников.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литература») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами русского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне основного общего образования.
Федеральный учебный план ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.2) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по ПКР.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с нарушениями слуха (слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных, глухих) с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
ФАОП ООО (вариант 2.2.1) предусматривает пятилетний срок обучения (5-9 классы). Структура и содержание образовательной программы, планируемые результаты в целом соответствуют требованиям, отраженным в ФОП ООО, и дополнены требованиями к созданию специальных условий обучения и воспитания, в том числе в части введения специальный учебных предметов и коррекционных курсов.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.1) предполагает, что обучающиеся с нарушениями слуха (слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные, глухие) получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения планируемым результатам основного общего образования нормативно развивающихся сверстников, без пролонгации сроков обучения (5-9 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
Содержание обучения в 5-9 классах полностью соответствует ФОП ООО.
Федеральный учебный план ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.1) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной работы.
Для обучающегося с нарушениями слуха может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.2) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с нарушениями слуха (слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных, глухих) с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
Для обучающегося с нарушениями слуха может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок.
Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающее углубленное изучение учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающее этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на:
ФАОП ООО для слепых обучающихся является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации слепых обучающихся (тотально слепых, слепых с остаточным зрением), освоивших основные, в том числе адаптированные, общеобразовательные программы начального общего образования, включая варианты 3.1 и 3.2 АООП НОО, с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
При этом на этапе перехода на уровень основного общего образования у обучающихся не наблюдаются стойкие специфические трудности в обучении, а также общении и взаимодействии с педагогическими работниками и обучающимися с сохранным зрением, препятствующие освоению содержания образования в общеобразовательном классе совместно с нормативно развивающимися сверстниками в единые календарные сроки (пятилетний срок обучения).
Целями реализации ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1) предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2) предполагает увеличение сроков освоения АООП ООО на один год – шесть лет обучения (5-10 классы).
Целями реализации ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.2) предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации слабовидящих обучающихся, освоивших основные, в том числе адаптированные, общеобразовательные программы начального общего образования, включая варианты 4.1 и 4.2 АООП НОО, с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития,
При этом на этапе перехода на уровень основного общего образования у обучающихся не наблюдаются стойкие специфические трудности в обучении, а также общении и взаимодействии с педагогическими работниками и обучающимися с сохранным зрением, препятствующие освоению содержания образования в общеобразовательном классе совместно с нормативно развивающимися сверстниками в единые календарные сроки (пятилетний срок обучения).
Целями реализации ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации слабовидящих обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) предполагает увеличение сроков освоения АООП ООО на один год – шесть лет обучения (5-10 классы).
Целями реализации ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, освоивших основные, в том числе адаптированные, общеобразовательные программы начального общего образования, включая варианты 5.1 и 5.2 АООП НОО, с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП ООО составляет 5 лет.
Для обучения по варианту 5.1 зачисляются обучающиеся с негрубой недостаточностью речевой и (или) коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в виде следующих нарушений:
Проявлениями негрубого речевого недоразвития являются:
Кроме того, отмечаются некоторые проблемы компрессии текста – обучающиеся затрудняются составить сокращенный пересказ, выделить ключевые понятия, часто «застревают» на деталях, но понимание фактологии и смысла текста осуществляется в полном объеме. Они способны ответить на смысловые вопросы, самостоятельно сделать умозаключения.
У обучающихся отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированности бытовой коммуникации).
Нарушения чтения и (или) письма у данного контингента учащихся проявляются в легкой степени. Отмечаются отдельные устойчивые или неустойчивые ошибки, характер которых определяется ведущим нарушением в структуре нарушения. Понимание прочитанного не страдает или страдает незначительно в связи с недостаточностью семантизации отдельных лексических и (или) грамматических единиц и (или) целостного восприятия текста. Самостоятельные письменные работы соответствуют требованиям ПООП ООО по объему и содержанию.
Обучающиеся, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения даже в легкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в частности, по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с текстовым материалом.
Вариант 5.1 рекомендован для обучающихся с заиканием, проявляющимся в запинках судорожного характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих на её эффективность в отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые ситуации могут провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует специального внимания к организации процедур текущего контроля и аттестации обучающихся.
Нарушения голоса могут быть выражены в легкой степени или средней степени. При легкой степени отмечается незначительное изменение тембра голоса, заметное, как правило, специалисту. Возможна повышенная утомляемость голоса, монотонность.
При нарушениях голоса в средней степени тяжести наблюдаются следующие проявления: изменения тембра заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению, голос слабый, измененный тембр, иссякающий, маломодулированный. Эти нарушения не носят функциональный характер, с одной стороны, например, мутационные изменения голоса, и с другой – обуславливают наличие психологического дискомфорта, отрицательных переживаний у обучающегося, что, в свою очередь, снижает коммуникативную и познавательную активность обучающегося.
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) являются:
Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования дополняются и расширяются в связи с необходимостью организации коррекционной работы и индивидуализации подходов на предметных уроках по преодолению недостатков устной и письменной речи, а именно:
ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения образованию сверстников с нормальным речевым развитием. Данный вариант программы может реализовываться как в отдельной образовательной организации, школе или отдельном классе, так и в условиях инклюзивной образовательной организации.
Сроки освоения АООП ООО по варианту 5.2 составляют 5 лет (5-9 классы) либо 6 лет (5-10 классы).
Пролонгированные сроки обучения предусматриваются для обучающихся, у которых имеется выраженная дефицитарность речевого развития, коммуникативных навыков и (или) когнитивных функций, что требует дальнейшей организации коррекционно-развивающего обучения и реализации коррекционно-развивающих курсов. Кроме того, учитывая отрицательное влияние данных недостатков на формирование предметных компетенций, дополнительное обучение в 10 классе позволяет обеспечить прочное усвоение предметного содержания обучения за счет формирования межпредметных связей, их систематизации и обобщения. Программа 10 класса не должна дублировать содержание обучения в 9 классе. Программы по учебным предметам и коррекционно-развивающим курсам строится с учетом особенностей проявления речевого нарушения обучающихся и уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций и может быть как персонифицированной, так и рассчитанной на группу обучающихся (на класс) с выделением и систематизацией особо значимых тем за весь период обучения.
Решение о пролонгации обучения принимается ПМПК на основе заключения ППк образовательной организации после тщательного психолого-педагогического изучения обучающихся в течение всего периода обучения на уровне основного общего образования с согласия родителей (законных представителей) и независимо от сроков обучения на уровне начального общего образования. Решение о пролонгации обучения принимается обычно не позднее окончания первого полугодия 9 класса.
Для обучения по варианту 5.2 зачисляются обучающиеся, основным недостатком которых при первично сохранном интеллекте и слухе является выраженная недостаточность полноценной речевой и (или) коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в виде следующих нарушений:
Резистентная к коррекционному воздействию форма недоразвития речи проявляется в несформированности всех языковых средств и, как правило, осложненная органическим поражением центральной нервной системы, препятствует становлению полноценной языковой личности, поскольку приводит к замедленному и искаженному формированию речевой деятельности обучающегося. Данная группа обучающихся является неоднородной по показателям причин нарушений и по соотношению тяжести нарушений отдельных сторон речи. Объединяют эту группу особенности лингвистического проявления нарушения (несформированность всех сторон речи), отсутствие первичных отклонений в развитии интеллектуальных возможностей, а также отсутствие грубых отклонений в развитии сенсорных систем. Нарушения затрагивают весь комплекс параметров, влияющих на формирование языковой личности: развитие языковой способности, освоение и использование языковых средств, формирование метаязыковой деятельности, владение различными видами речевой деятельности, становление мотивационных и рефлективных компонентов коммуникации.
У обучающихся данной группы могут отмечаться нарушения произношения, общая смазанность речи. Недостатки фонематического восприятия, как правило, проявляются на уровне письменных работ в виде замен и смешений оппозиционных согласных. Наблюдаются трудности при воспроизведении слов сложной слоговой структуры в виде персевераций слогов или звуков, контаминации, элизий. Словарный запас остается достаточно бедным, особенно трудно дается обучающимся освоение абстрактной лексики, лингвистической терминологии, названий географических объектов, химических веществ и других. Если бытовая речь обучающихся приближается к нормативной, то в связной устной речи, например при пересказах, отмечается наличие аграмматизма не только в редкоупотребляемых формах и конструкциях, но и в относительно простых. Недостатки словообразования и словообразовательного анализа отражаются на грамотности обучающихся данной категории.
Наибольшие проблемы обучающиеся с резистентной к коррекционному воздействию формой общего недоразвития речи испытывают при работе с текстами. Необходимо отметить, что у обучающихся более сохранно понимание текстов, чем их продуцирование. При восприятии текстов в процессе аудирования или чтения доступно, в основном, понимание фактологии и скрытого смысла услышанного. Однако в ряде случаев происходит замещение содержания текста собственными субъективно значимыми фактами и домыслами, что отрицательно сказывается на объеме и качестве получаемой информации. При составлении собственных текстов у обучающихся с данной формой речевого недоразвития отмечаются проблемы с применением формальных признаков текста (последовательность изложения, тематичность, связность, смысловая законченность и другие). Возрастает количество недостатков лексико-грамматического характера.
Аналогичные проблемы характерны и для письменных текстов – на чтении и письме. В группе обучающихся с нарушениями чтения и письма могут быть выделены три подгруппы:
Основными признаками низкого уровня сформированности процессов письменной речи (чтения и письма), обусловленных недостатками развития всех сторон устной речи, являются фонологические замены фонем в функционально сильных позициях. Наряду с этим отмечается наличие аграмматизма, нарушений слоговой структуры слова, лексические замены, трудности языкового анализа. В значительной степени страдает темп чтения, вследствие неполноценности лексико-грамматической стороны речи в более поздние сроки формируются механизмы вербального прогнозирования, что отрицательно сказывается на беглости и сознательности процесса чтения. В результате несформированности метаязыковых навыков в области текстовой компетенции страдает формирование предметных компетенций.
Низкий или невысокий уровень текстовой компетенции не только препятствует полноценному пониманию текстов учебника и произведений художественной литературы, но и создает препятствия для продуцирования собственных текстов.
Группа обучающихся с нарушениями технической и смысловой сторон письменной речи (дислексией и дисграфией), обусловленных недостаточным уровнем сформированности лежащих в их основе механизмов и операций различного патогенеза при нормативном развитии устной речи и интеллекте, также неоднородна по своему составу. С одной стороны, в нее входят обучающиеся, нарушения письма и чтения у которых связаны с недоразвитием устной речи (прежде всего, фонематическими нарушениями), а с другой – обучающиеся, имеющие тяжелую дисграфию и (или) дислексию, обусловленные различными причинами неречевого генеза.
Ошибки при дисграфии и дислексии (пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизм на письме, отсутствие границ слова и предложения и другие) являются многочисленными, повторяющимися, стойкими и специфическими. Помимо этого дислексия проявляется и в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения, трудностях понимания прочитанного.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Взаимосвязь варианта адаптированной образовательной программы с типом образовательной организации отсутствует. Варианты 6.1 и 6.2 ФАОП ООО для обучающихся с НОДА могут реализовываться как в инклюзивных, так и в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в специальных классах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с НОДА, освоивших основные, в том числе адаптированные, общеобразовательные программы начального общего образования, включая варианты 6.1 и 6.2 АООП НОО, с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) предполагает увеличение сроков освоения АООП ООО на один год – шесть лет обучения (5-10 классы).
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими АООП НОО обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и при этом нуждающимися в пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) представляет собой вариант адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, рекомендуемой для тех обучающихся с РАС, чье личностное, эмоционально-волевое и познавательное развитие существенно приближается к развитию типично развивающихся сверстников и сопоставимо с ним. В этом случае, несмотря на аутистические расстройства, обучающийся с РАС успешно включается в общий образовательный процесс, выстраивает продуктивные отношения со взрослыми и сверстниками, основываясь на основных нормах и правилах поведения, демонстрирует успехи в достижении образовательных результатов. Отдельные трудности освоения ФАОП, возникающие из-за неравномерности психического развития обучающегося с РАС, не препятствуют освоению программного материала во всех предметных областях и могут быть достаточно эффективно компенсированы в ходе коррекционно-развивающей работы.
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) предусматривает решение следующих основных задач:
ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.
ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) предполагает увеличение сроков освоения ФАОП ООО на один год – шесть лет обучения (5-10 классы).
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) являются:
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) предусматривает решение следующих основных задач:
Программа формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должна обеспечивать:
УУД, являющиеся результатами освоения обучающимися АООП ООО, позволяют решать широкий круг задач в различных предметных областях. Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов, модулей и характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, отражают способность обучающихся использовать на практике УУД, составляющие умение овладевать учебными знаково-символическими средствами, направленными на:
В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на:
При этом дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Существует четыре варианта образовательных Программ – A,B,C,D.
Среда обучения | Нормально развивающиеся сверстники |
Конечный результат усвоения содержания образования | Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей |
Вид программы | ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план |
Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ. |
Среда обучения | Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы |
Конечный результат усвоения содержания образования | Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Адаптированные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. |
Среда обучения | Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях |
Конечный результат усвоения содержания образования | Образование по конечному результату несопоставимо с образованием нормально развивающихся сверстников |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Адаптированные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. |
Среда обучения | Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания |
Конечный результат усвоения содержания образования | Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося |
Сроки обучения | Пролонгированы |
Вид программы | Индивидуальные специальные образовательные программы |
ФГОС для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной. |
Согласно Закону «Об образовании в РФ», дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
При построении АОП и реализации обучения детей с ОВЗ необходимо владеть терминологией и пониманием содержания таких документов, как ИПРА, СИПР и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Эти документы имеют разные цели, разработчиков и нужны разным категориям детей.
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Её разрабатывает бюро медико-социальной экспертизы для детей-инвалидов и инвалидов. В программу включают:
ИПРА рекомендована для ребенка с инвалидностью и его родителей, но обязательна для школы и детского сада (абз. 2 и 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Следует приложить ИПРА к АООП или разработать АОП с учетом ИПРА и рекомендаций ПМПК.
СИПР – специальная индивидуальная программа развития для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Требования к СИПР установлены во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.
СИПР разрабатывают только школы и включают в состав АООП ООО или АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к структуре СИПР установили только при обучении по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В таком случае программа развития должна включать:
Минобрнауки разъяснил особенности работы с СИПР в письме от 15.03.2018 № ТС-728/07.
Индивидуальный образовательный маршрут – условная концепция из теории педагогики, которая имеет разные интерпретации. Школы и детские сады вправе использовать термин в любом удобном контексте.
Законодательство в сфере образования не использует термин «индивидуальный образовательный маршрут» и не предъявляет требований к этой концепции. При этом Закон «Об образовании в РФ» закрепляет термин «индивидуальный учебный план», который индивидуализирует содержание образовательной программы для конкретного ученика. Кроме того, ФГОС всех уровней общего образования предусматривают, что ООП и АООП должны включать в себя часть, формируемую участниками образовательных отношений. Основная цель этой части программы – использовать все образовательные возможности школы и детского сада, чтобы удовлетворить разнообразные потребности детей, что также индивидуализирует образование в конкретной организации.
Индивидуальный образовательный маршрут чаще всего используют в широком понимании – как набор активностей, которые помогут развиться ребенку во всех сферах: учебной, культурной, спортивной, профессиональной, социальной. В таком случае маршрут необходим каждому ребенку независимо от того, имеет он статус ОВЗ или нет.
Следует использовать индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ, если он закреплен в локальных актах. Например, ППк после обследования ребенка может составить не только коллегиальное заключение, но и индивидуальный образовательный маршрут.
Специальная индивидуальная программа развития (далее – СИПР) – документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на определенном уровне образования.
В соответствии со ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС образования обучающихся с ОВЗ разработка и утверждение СИПР обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения.
Назначение СИПР заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребенка по АОП определенного уровня образования и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
СИПР разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и ориентирована на образование обучающихся с ОВЗ с учетом уровня их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.
Целью реализации СИПР является включение обучающихся с ОВЗ в жизнь общества через индивидуальное, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение самостоятельности в доступных для ребенка пределах в решении повседневных жизненных задач.
В соответствии с пунктом 2.3 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС:
Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07), где в пятой части, в разделе «Разработка СИПР» (пункт III «Индивидуальный учебный план») в частности, указывается, что следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и индивидуальный учебный план (далее – ИУП). Первый включает две части:
Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.
Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, которая имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план.
ИУП:
При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.
У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределяется на предметные области.
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.
В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2, о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.
В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование в методических рекомендациях указывается, что образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.
По отношению к детям с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут определяется педагогами как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ предполагает определение и реализацию специальных условий для полноценного включения его в образовательную среду, определение стратегии и тактики психолого-педагогической поддержки.
Цель реализации индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение требований государственного стандарта, на результаты освоения общеобразовательной программы (на основе адаптированной основной образовательной программы) в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
Структура ИОМ утверждается отдельным положением (Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ).
В структуру ИОМ входят:
I. Информационно-аналитический этап
II. Этап разработки новой структуры АОП
III. Защита или «общественная приемка» проекта программы
IV. Утверждение новой (скорректированной) адаптированной образовательной программы в ОО (до 31 августа 2023 года)
V. Закупка методических и дидактических материалов
Цель разработки дорожной карты ОО: ознакомление педагогического состава с содержанием ФАОП ООО, подготовка и реализация перехода на работу по ФАОП ООО.
Структурные элементы дорожной карты:
Шаблон таблицы дорожной карты ОО по ознакомлению и введению ФАОП ООО
№ п/п | Наименование мероприятия, процедуры | Сроки исполнения | Ожидаемый результат | Ответственный |
|
|
|
|
|
Рекомендуемые этапы и процедуры дорожной карты ОО:
I. Создание организационно-управленческих условий для ознакомления и внедрения ФАОП ООО
II. Кадровое обеспечение внедрения ФАОП ООО
III. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФАОП ООО
IV. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФАОП ООО
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.