Цель: совершенствование и (или) приобретение новых педагогических компетенций, необходимых для реализации программы внеурочной деятельности «Билет в будущее» в системе основного и среднего общего образования.
Объем: 72 часа.
Требования к реализации профориентационных программ внеурочной деятельности ФГОС и ФОП ООО и СОО.
Специфику реализации профориентационных программ для обучающихся с ОВЗ.
Основные формы и инструменты реализации профориентационной деятельности.
Содержание и цели программы внеурочной деятельности «Билет в будущее».
Планировать внеурочную профориентационную деятельность в соответствии с ФОП ООО, СОО.
Создавать необходимые условия для реализации профориентационных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Задействовать различные формы и инструменты реализации профориентационной деятельности в ходе выполнения программ.
Реализовывать программу внеурочной деятельности «Билет в будущее».
Планирование и реализация профориентационных программ внеурочной деятельности согласно ФОП ООО и СОО, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Реализация внеурочных программ «Билет в будущее».
Овладение актуальными формами и инструментами профориентации, в том числе методиками, которые диагностируют готовность к профессиональному самоопределению, и организации профессиональных проб.
Профориентационная работа в школе реализует федеральные образовательные стандарты. Рассмотрим, каких результатов помогает достичь профориентация. Для этого процитируем ФГОС ООО и ФГОС СОО.
<…> формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
<…> формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
<…> подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.
<…> готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
<…> осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Профориентационные программы (например, «Билет в будущее») реализуются в рамках внеурочной деятельности и регламентируются федеральными образовательными программами, в частности – Организационным разделом, включающим «План внеурочной деятельности».
Внеурочные занятия помогают достигать личностных, метапредметных и предметных результатов, которые планируются при освоении основной образовательной программы. По форме они отличаются от традиционных уроков, однако представляют неотъемлемую и обязательную часть основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности – это описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной работы. Он может включать в себя внеурочную деятельность по развитию личности, её способностей. Также внеурочные занятия играют роль в удовлетворении образовательных потребностей и интересов, в самореализации учеников, в том числе одаренных. Эти функции внеурочной деятельности реализуются через организацию социальных практик (например, волонтерство):
Количество часов, которое выделяют на внеурочную деятельность, за 5 лет обучения на уровне основного общего образования составляет не более 1 750 часов, в год – не более 350 часов.
В учебном плане не отводятся часы на внеурочные занятия. Поэтому на них стоит выделять не больше 10 часов в неделю. Чтобы избежать перегрузки учеников, допускается перенос внеурочной нагрузки на время каникул, но не более 1/2 количества часов. Для внеурочной деятельности на каникулах подойдут тематические программы (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или загородных детских центров, в походах, поездках и др.).
Содержание внеурочной деятельности допускает вариативность. Всё зависит от образовательных потребностей и интересов обучающихся. Составляя план внеурочной деятельности, педагогу следует это учитывать.
План внеурочной деятельности может иметь три модели (в зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации):
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Они должны:
В некоторых случаях внеурочные занятия могут посещать ученики разных классов. Кроме того, образовательная организация может использовать ресурсы других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, организации профессионального и высшего образования, а также научные и иные, обладающие необходимыми материалами.
План внеурочной деятельности – часть организационного раздела ООП СОО. Это описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности. Оно включает, во-первых, план организации деятельности:
Вторая составляющая – план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся:
Согласно ФГОС СОО, через внеурочную деятельность образовательной организацией реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия, чтобы образование получали все обучающиеся, в том числе одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
На внеурочную деятельность за два года обучения на уровне среднего общего образования отводится не более 700 часов. Величину недельной внеурочной нагрузки определяют за пределами часов, нужных для освоения обучающимися учебного плана.
В течение года план внеурочной деятельности предусматривает неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1-2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).
В зависимости от задач на каждом этапе образовательной программы количество часов для внеурочной деятельности может изменяться. В 10-ом классе для адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации отведено больше часов, чем в 11-ом классе. Количество часов на внеурочную деятельность педагог может корректировать, когда необходимо преодолеть противоречия и разрешить проблемы в том или ином ученическом коллективе.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, на основании интересов и запросов учеников и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной организации преобразуется в соответствии с пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Неизменяемый компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает:
В течение первого полугодия учеников 10-го класса готовят к предстоящим поездкам и экскурсиям. А во втором полугодии 10-го класса идет подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве и к их участию в исследовательских экспедициях. Старшеклассникам предлагают выполнить и защитить индивидуальные или групповые проекты. В обоих полугодиях это проводится в часы для воспитательных мероприятий и курсов внеурочной деятельности по выбору учеников.
В весенние каникулы для 10-го класса готовятся поездки в организации среднего профессионального и высшего образования. Это поможет старшеклассникам определиться, каким образом каждый из них продолжит свое образование. Такие поездки осуществляются в рамках часов для организации жизни ученических сообществ. После них проходят коллективные обсуждения, в ходе которых обучающиеся вместе с педагогами обдумывают и анализируют собственные впечатления о посещении образовательных организаций.
В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы в 11-ом классе) старшим школьникам необходим активный отдых и оздоровление. Кроме того, педагогам важно поддерживать инициативы обучающихся, в том числе:
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
В рамках реализации естественно-научного профиля в осенние (зимние) каникулы для 10-го класса организуются поездки и экскурсии в естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки, аквариумы, заповедники, национальные парки и др. На этих объектах обучающиеся выполняют индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты, расширяя свои познания.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве (приоритет отдается производствам естественно-научного профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции (например, эколого-биологической направленности). Такие мероприятия подготавливаются совместно с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия, с научными и производственными организациями.
В рамках реализации гуманитарного профиля в осенние (зимние) каникулы для 10-го класса организуются поездки и экскурсии в литературные, исторические музеи, усадьбы известных деятелей культуры, а также «зрительские марафоны».
В летние (весенние) каникулы 10-го класса проходят профессиональные пробы обучающихся в музеях, библиотеках, организациях образования и культуры. Подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции (например, краеведческой направленности, фольклорные, археологические).
В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние (зимние) каникулы для учеников 10-го класса подготавливаются экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы государственных и негосударственных организаций.
В летние (весенние) каникулы 10 класса обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в социально-экономической сфере (приоритет отдается структурным подразделениям экономического профиля), организуются социальные практики (обеспечивающие пробу себя обучающимися в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом партнеров), реализуются групповые социальные и экономические проекты (например, предпринимательской направленности). Во втором полугодии 10-классники готовят и защищают «предпринимательские проекты», «социальные проекты» и т. п.
В рамках реализации технологического профиля в осенние (зимние) каникулы для учащихся 10-го класса организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научно-исследовательские центры, в технические музеи и технопарки.
На летних (весенних) каникулах 10-классники проходят профессиональные пробы на производстве. Затем во втором полугодии им предстоит проанализировать свой опыт в индивидуальном или групповом проекте.
В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии 10-классников подготавливают к разработке и педагогическому сопровождению индивидуальных проектов внеурочной деятельности. Учителя проводят инструктажи, индивидуальные и групповые консультации, проводят предзащиту проектов. В ноябре обучающиеся публично защищают индивидуальные проекты внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагога организуют временные творческие группы обучающихся по совпадающим элементам ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы 10 класса временные творческие группы отправляются в поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами индивидуальных проектов внеурочной деятельности.
На летних (весенних) каникулах временные творческие группы посещают профессиональные пробы на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля), участвуют в исследовательских экспедициях и социальных практиках. Итогом работы во временной творческой группе для учеников должен стать индивидуальный или командный «проект профессиональных проб», «проект участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики».
Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важная задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ. От того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Цель Профориентационного минимума – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
Для реализации профориентационых мероприятий в общеобразовательной организации рекомендуется использовать следующие форматы:
Пилотный этап реализации Профориентационного минимума предусматривает три уровня: базовый, основной, продвинутый. Каждый из них зависит от ресурсов отдельного общеобразовательного учреждения.
Для реализации комплексной профориентационной работы в образовательных организациях Российской Федерации необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями. Профориентационная работа в образовательных организациях включает комплекс мер, которые подготовят обучающихся к профессиональному самоопределению. При этом нужно учитывать запросы экономики в кадрах и специфику рынка труда как регионального, так и федерального уровней.
Целевая аудитория – учащиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает разделение на шесть возрастных групп. Они соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы. Среди них:
Отдельная группа – дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Профориентационный минимум предлагает руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе на выбор:
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее».
Как мы уже отмечали выше, Профориентационный минимум для осуществления профориентационной деятельности в школе предполагает выбор одного из трех уровней: базового, основного и продвинутого. Проанализируем их сходства и различия.
Уровень | Критерии | |||
Кол-во часов | Цель | Целевая аудитория | Особенности реализации | |
Базовый | Не менее 40 | Активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения). | Обучающиеся 6-11 классов, включая детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | – |
Основной | Не менее 60 | Формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций. | Прототип реализации основного уровня Профориентационного минимума – проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» (в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»). | |
Продвинутый | Не менее 80 | Выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности. | Для реализации продвинутого уровня рекомендуется использовать формат предпрофессиональных классов. |
Для реализации программы базового уровня в образовательной организации нужно создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6-11 классов в профориентационной деятельности, а именно:
Рекомендуется использовать в программе следующие профориентационные мероприятия:
А. Профориентационный урок. Специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или воспользоваться материалами, разработанными в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ» и др.).
Б. Онлайн-диагностика и групповое консультирование по итогам профориентационной диагностики школьников.
В. Информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям общедоступного и школьного сегментов Платформы «Билет в будущее».
Г. Вариативные мероприятия: проектная деятельность, посещение организаций профессионального образования и работодателей территориальной среды, проведение профориентационной программы.
В рамках базового уровня педагогу необходимо собирать информацию о количественных показателях реализации профориентационных программ и мероприятий. Сбор нужно проводить, используя платформенные решения в автоматизированном виде.
Для реализации программы основного уровня в образовательной организации необходимо:
В программе следует использовать следующие профориентационные мероприятия:
А. Профориентационные уроки.
Б. Онлайн-диагностика для выявления интересов и способностей обучающихся, определения их ценностных ориентиров и мотивации, а также готовности к выбору профессионально-образовательной траектории. На этой основе специалист разработает индивидуальные рекомендации для каждого ученика.
В. Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов). Рефлексивный урок.
Г. Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн- или офлайн-формате).
Д. Профориентационные мероприятия по выбору:
В рамках основного уровня педагог должен проводить сбор, мониторинг и анализ количественных и качественных показателей реализации профориентационных программ и мероприятий. Для выполнения этих задач нужно использовать платформенные решения в автоматизированном виде.
Последовательность действий (этапов) может быть следующей:
В рамках продвинутого уровня проводится:
Всё это осуществляется за счет использования платформенных решений в автоматизированном виде.
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пример: профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно-производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает:
Используемые материалы:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
Воспитательная работа может быть включена во внеурочную деятельность. Она является инвариативным модулем рабочей программы воспитания в образовательной организации.
Используемые материалы:
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания РАО.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей ученика.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Это выбор и обучение по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение помогает людям различного возраста приобретать профессиональные компетенции. В том числе навыки для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Профессиональное обучение позволяет получить квалификацию по профессии рабочего или должности служащего. Кроме того, люди, прошедшие профессиональную подготовку, имеют право на присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение можно получить в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
При взаимодействии с родителями (законными представителями) педагогу следует говорить с ними о профессиональном самоопределении их детей, а также о главных профориентационных мероприятиях школы. Учителю стоит напоминать родителям, как важно не игнорировать посвященные профориентации родительские собрания, рассылки электронной почты и мессенджеров, а также встречи с представителями разных профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Профильный предпрофессиональный класс включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.
Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
Профессиональные пробы как инструмент профориентационной работы можно задействовать на всех уровнях программ (базовом, основном, продвинутом).
Этот формат реализуется на базе образовательных организаций, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку (сузы и вузы), учреждений дополнительного образования.
Для очного формата профпроб организуют выездные площадки в организациях профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и т. п. А онлайн-формат дает возможность через интернет посетить профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, через сервисы видеоконференций, чаты и т. п.
Профпробу можно реализовать на двух уровнях:
Профессиональные пробы проводятся в соответствии с Трудовым кодексом РФ. При составлении профессиональной пробы, которая моделирует элементы конкретной профессии, учитываются возрастные особенности обучающихся.
Профессиональная проба – это инструмент помощи в профессиональном самоопределении обучающегося. Такой подход расширяет границы понимания профессиональных функций и позволяет ученику приобрести специфический опыт профессиональной деятельности. Одна из основных особенностей этого процесса – преобладание познавательного эффекта. А формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.
Особенности профессиональной пробы:
По итогам выполнения профессиональных проб обучающийся должен знать:
Профориентационный минимум призван создать условия для участия детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на всех уровнях его реализации.
В рамках профориентационной онлайн-диагностики всем участникам доступны тесты, адаптированные по содержанию для ключевых нозологических групп:
Кроме того, профориентационные тесты разделяются на три возрастных категории:
Проводя мероприятия профессионального выбора для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, организаторы должны понимать возможности таких учеников. Специалистам по профориентации нужно иметь представления о том, какими профессиональными компетенциями сможет овладеть ребенок при своем заболевании. Отталкиваясь от этого, следует проводить практические мероприятия по таким компетенциям. А также необходимо давать общие рекомендации по реализации мероприятий профессионального выбора для школьников с ОВЗ и инвалидностью.
Для более эффективной профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями педагогам рекомендуют привлекать профессиональные образовательные организации с развитой системой инклюзивного образования. Их ресурсы позволят организовывать мероприятия профессионального выбора с учетом специфических особенностей здоровья и возможностей этих категорий.
Родителю/законному представителю, организующему участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью в мероприятиях профессионального выбора, рекомендуется заранее уточнить характер и содержание мероприятия профессионального выбора, убедиться в доступности мероприятия для ребенка.
А. Наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения.
Б. Целенаправленность, осознанность и самостоятельность в профессионально-образовательном выборе и в построении личного профессионального плана.
А. Профессионально-трудовая мотивация и ценностные ориентации.
Б. Нахождение личностного смысла в планировании профессионального выбора.
В. Понимание и принятие ценности профессионально-трудовой деятельности как основы личностного развития человека.
А. Профессиональная (профессионально-образовательная) информированность.
Б. Знание:
А. Опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профориентационно значимых продуктов).
Б. Вовлечение в специально организованную практическую, проектную, исследовательскую, познавательную, игровую, творческую деятельность профориентационной направленности.
В. Опыт прохождения игровых профессиональных проб.
А. Осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов.
Б. Самооценка своих склонностей и интересов как основы профессионального выбора. Осознание образа «я» в контексте профессионального самоопределения.
В. Самооценка своих учебно-предпрофессиональных достижений.
А. Наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения.
Б. Целенаправленность, осознанность и самостоятельность в профессионально-образовательном выборе и в построении личного профессионального плана.
А. Профессионально-трудовая мотивация и ценностные ориентации.
Б. Соотнесение своих потребностей и возможностей с реальными требованиями профессиональных направлений.
В. Принятие в качестве личностно значимой ценности продуктивности (производительности, эффективности) человека и его деятельности.
А. Профессиональная (профессионально-образовательная) информированность.
Б. Понимание современных особенностей и тенденций развития профессионально-трудовой сферы как факторов профессионального самоопределения. Их учет при построении собственной профессионально-образовательной траектории.
В. Знание:
А. Опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профориентационно значимых продуктов).
Б. Опыт успешного поиска необходимых профориентационно значимых внешних ресурсов (информация, люди) и использования их в своем самоопределении.
В. Опыт прохождения профессиональных практик, погружающих в социально-профессиональный контекст, решение профессиональных задач и изготовление продукта, типичного для профессии.
Г. Опыт успешного преодоления препятствий при самоопределении.
Д. Опыт построения личного профессионального плана (как набора альтернатив).
Е. Опыт презентации себя, своих сильных сторон, достижений, целей и профессионально-карьерных намерений.
А. Осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов.
Б. Самооценка своих возможностей и потребностей в контексте нужд территориального рынка труда (как основы профессионального выбора).
В. Сравнительная оценка альтернатив с выбором наиболее приемлемой.
Г. Распознавание и оценка внешних негативных факторов и рисков (в т. ч. манипулятивных воздействий), препятствующих успешному самоопределению.
Д. Самостоятельное разрешение внутренних и внешних противоречий, возникающих в процессе самоопределения.
Е. Самооценка промежуточных (частных) результатов своего профессионального самоопределения в контексте собственного профессионального выбора и «дальних целей» личного профессионального плана.
А. Наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения.
Б. Уточнение своего профессионального выбора.
В. Нацеленность на развитие профессионально важных качеств в соответствии с выбранным профилем обучения и сферой профессиональной деятельности.
А. Профессионально-трудовая мотивация и ценностные ориентации.
Б. Принятие ценности личной продуктивности и нахождение личностного смысла в профессионально-трудовой деятельности.
В. Потребности в соотнесении своих профессионально важных качеств с требованиями профиля обучения и будущей профессиональной карьеры.
А. Профессиональная (профессионально-образовательная) информированность.
Б. Знание:
А. Опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профориентационно значимых продуктов).
Б. Участие в социальных и профессиональных практиках в контексте избранной профессиональной сферы.
В. Выбор и освоение очных или дистанционных курсов дополнительного образования, имеющих профориентационную/предпрофессиональную направленность.
А. Осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов.
Б. Адекватная самооценка своей готовности к получению профессионального образования и последующей профессиональной деятельности.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года представлены направления «Трудовое воспитание» и «Профессиональное самоопределение». Они реализуются посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Курс внеурочной деятельности «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» разработан для комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов. Его основой стали апробированные материалы Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее – Проект).
Цель курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (другое название: «Россия – мои горизонты») – это формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
Эта Программа – часть образовательных программ основного и среднего общего образования. Она состоит из:
Программа отражает преемственность профориентационных задач с 6 по 11 классы. Она может применяться в работе с обучающимися 6-9 классов основного общего образования и 10-11 классов среднего общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно).
Программа состоит из профориентационных занятий, посвященных изучению:
Программа для каждого класса реализуется в течение одного учебного года со школьниками 6-11 классов. Но лишь в случае, если занятия проводятся один раз в неделю в периоды: сентябрь – декабрь, январь – май.
Сфера воспитания | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Гражданское воспитание | 1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей. 2. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. | 1. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка. 2. Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества. |
Патриотическое воспитание | 1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. 2. Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. | 1. Осознание духовных ценностей российского народа; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде. 2. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. |
Духовно-нравственное воспитание | Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. | Способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности. |
Эстетическое воспитание | 1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. 2. Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий. 3. Стремление к творческому самовыражению в любой профессии. 4. Стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. | 1. Способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности. 2. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | 1. Осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. 2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни. 3. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью. 4. Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. | – |
Трудовое воспитание | 1. Осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. 2. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. 3. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода. 4. Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. 5. Готовность адаптироваться в профессиональной среде. 6. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 7. Осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. | 1. Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия. 2. Готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность. 3. Интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы. 4. Готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. |
Экологическое воспитание | 1. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. 2. Осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба. 3. Осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. | 1. Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем. 2. Умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их. 3. Планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества. |
Понимание ценности научного познания | 1. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. 2. Овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. | 1. Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира. 2. Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. 3. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире. |
Сфера | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Познавательные УУД | 1. Выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи. 2. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев). 3. С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях. 4. Предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий. 5. Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях. 6. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев. 7. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. 8. Находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках. 9. Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе. | 1. Владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления. 2. Самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне. 3. Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях. 4. Анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях. 5. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. 6. Разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. |
Коммуникативные УУД | 1. Воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения. 2. Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах. 3. Распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры. 4. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. 5. В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения. 6. Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. 7. Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта). 8. Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи. 9. Выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды. | 1. Владеть различными способами общения и взаимодействия. 2. Развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. 3. Распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты. 4. Выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива. 5. Осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. 6. Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы. 7. Принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. |
Регулятивные УУД | 1. Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. 2. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть). 3. Выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. 4. Делать выбор и брать ответственность за решение. 5. Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии. 6. Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения. 7. Учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при 8. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. 9. Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей. 10. Уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. | 1. Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. 2. Самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений. 3. Делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение. 4. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований. 5. Давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям. 6. Оценивать приобретенный опыт. |
Курс внеурочной деятельности «Билет в будущее» имеет следующее тематическое содержание:
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) – 1 час.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой свое будущее» (введение
в профориентацию) – 1 час.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов – 1 час.
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) – 1 час.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) – 1 час.
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле»: часть 1 (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность) – 1 час.
Тема 7. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов – 1 час.
Тема 8. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) – 1 час.
Тема 9. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) – 1 час.
Тема 10. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны
в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) – 1 час.
Тема 11. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) – 1 час.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия в деле»: часть 2 (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) – 1 час.
Тема 13. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов – 1 час.
Тема 14. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) – 1 час.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) – 1 час.
Тема 16. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная, государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) – 1 час.
Тема 17. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) – 1 час.
Тема 18. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» – 1 час.
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) – 1 час.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) – 1 час.
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) – 1 час.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) – 1 час.
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо
общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) – 1 час.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) – 1 час.
Тема 25. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) – 1 час.
Тема 26. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) – 1 час.
Тема 27. Профориентационное занятие «Один день в профессии»: часть 1 (учитель, актер, эколог) – 1 час.
Тема 28. Профориентационное занятие «Один день в профессии»: часть 2 (пожарный, ветеринар, повар) – 1 час.
Тема 29. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) – 1 час.
Тема 30. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) – 1 час.
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») – 1 час.
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») – 1 час.
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») – 1 час.
Тема 34. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») – 1 час.
Тема 35. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») – 1 час.
Тема 36. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» – 1 час.
Часть занятий программы курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», или «Россия – мои горизонты» (не более 17 из 34 часов) можно заменить региональным компонентом.
Занятия региональной специфики должны разрабатываться в соответствии с темами. Их рекомендуется проводить в рамках социального партнерства с организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями, компаниями-работодателями и др.
Нормативные документы:
Электронные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.