Психологическая готовность старшеклассников к ЕГЭ: оценка и методы воздействия

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: сформировать у педагогов навыки диагностики и коррекции психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ.

Объем: 56 часов

Формируемые знания и компетенции: 

  • Диагностика уровня психологической готовности выпускников к ЕГЭ; 
  • Выбор методов коррекции психологической готовности учащихся; 
  • Разработка и реализация программы по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников; 
  • Организация работы с родителями и педагогами с целью повышения стрессоустойчивости выпускников; 
  • Овладение приемами мобилизации личностных ресурсов выпускников в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ; 
  • Разработка и проведения тренингов по активизации внутренних ресурсов для старшеклассников.

Программа

Занятие 1. Особенности психологической готовности к сдаче ЕГЭ

На современном этапе развития общества Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал для педагогов, обучающихся и их родителей привычным явлением. Несмотря на это, старшеклассники оказываются не готовы к ЕГЭ. Безусловно, неготовность может быть связана и с фактическим уровнем подготовки учащихся, но также она имеет и свою психологическую специфику. Прежде всего ЕГЭ причина психологической причиной неготовности выступает стресс.

Стресс — это особая реакция защиты организма от различных неблагоприятных факторов окружающей среды, состояние эмоционального и физического напряжения. Это особое ощущение, которое испытывает человек, когда думает, что не может эффективно справиться с возникшей задачей.

Одно из самых распространенных проявлений неготовности – негативные эмоциональные переживания, связанные с предстоящими экзаменами: тревога, страхи и пр. 

Вышеназванные проявления могут быть связаны с возрастающими требованиями к обучающимся, способствующим формированию у выпускников предвзятого негативного отношения к ЕГЭ, восприятию экзамена как непреодолимого препятствия, что в худшем случае может спровоцировать суицидальные переживания.

Педагоги и практические психологи также подчеркивают необходимость совершенствования уровня психологической готовности к ЕГЭ с целью сохранения психологического, соматического и социального здоровья выпускников, указывая, что сформированная психологическая готовность к ЕГЭ является также фактором, повышающим результативность обучающихся.

Под психологической готовностью к ЕГЭ мы пониманием целостное психологическое образование, представляющее собой совокупность процессуальных, поведенческих и личностных проявлений, обеспечивающих успешность выпускника при подготовке к экзамену и его сдаче. Психологическая готовность к ЕГЭ выступает интегральным результатом работы всей образовательной системы, отражая результат деятельности как педагогов, так и психологов.

Дополнительный материал

Занятие 2. Структура психологической готовности старшеклассников

Психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ состоит из 3 компонентов:

  • Личностный
  • Процессуальный
  • Поведенческий

Личностный компонент психологической готовности

Личностный компонент включает в себя наличие собственного адекватного представления о ЕГЭ, оптимальный уровень тревоги, самостоятельность и адекватную самооценку.

Учащиеся часто сталкиваются с волнением, когда речь заходит о завершении обучения и необходимо выбирать экзаменационные предметы, сомневаются в своей возможности сдать ЕГЭ на высокий бал, боятся не справиться с тревогой на экзамене.

Процессуальный компонент психологической готовности

Процессуальный компонент характеризует знания выпускника о процедуре проведения ЕГЭ. Его составляющие: знакомство с процедурой экзамена, навыки работы с заданиями ЕГЭ, умение устанавливать контакты с незнакомыми людьми в новой обстановке и владение способами саморегуляции и релаксации.

Старшеклассники, готовые к ЕГЭ, исходя из характеристики данного компонента, способны быть организованными, настойчивыми в достижении своей цели. Несмотря на меняющиеся обстоятельства и ситуации, учащиеся спокойно реагируют на изменения и способны отстаивать свои интересы вне зависимости от них. Учащиеся не действуют хаотично и беспорядочно, они собраны и не поддаются собственным эмоциям.

Поведенческий компонент психологической готовности

Поведенческий компонент отражает такие качества, как высокий уровень концентрации внимания и произвольности, четкость и структурированность мышления, высокий уровень организации деятельности и сформированность внутреннего плана действий.

Также у старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ возникают проблемы с планированием процесса подготовки к экзамену, с постановкой индивидуальных целей, а также с разработкой стратегии на экзамене с учетом индивидуальных целей и особенностей.

Дополнительные материалы

Вебинар по проблемам психологической подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения

Занятие 3. Внешние и внутренние факторы воздействия на готовность старшеклассников к сдаче ЕГЭ

В ходе подготовки к итоговой аттестации учащиеся подвержены негативному влиянию. Источником негативных эмоций, страха, тревоги и, как результат, психологической неготовности в равной степени выступают как внутренние, так и внешние факторы.

Наиболее важными психологическими факторами, влияющими на выпускников при подготовке к государственной аттестации, являются следующие.

Внешние факторы

Неадекватные установки со стороны родителей

Родителям свойственно преувеличивать роль ЕГЭ в жизни ребенка. Безусловно, от ЕГЭ зависит будущее поступление в ВУЗ. Тем не менее, накаляя обстановку подготовки к ЕГЭ постоянным напоминанием о важности ЕГЭ, родители провоцируют лишний стресс и тревогу у выпускника. В состоянии стресса сложно полноценно готовиться к экзамену.

Общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно вызывать никаких эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Все должно быть направлено только на дело. Если есть проблемы, их надо конструктивно решать.

Дополнительный материал

Советы психолога родителям выпускников, сдающих ЕГЭ

Неадекватные установки со стороны учителей

Выраженное чувство опасения и тревогу может спровоцировать также и поведение учителей.

Педагоги так же, как и родители, склонны к завышенным требованиям к ребенку. Каждый ученик — индивидуален, не стоит завышать или принижать ожидания по поводу каждого их них, оценка ожидаемых результатов должна быть адекватной.

Учителя слишком сильно нагружают учащихся заданиями и подготовкой к ЕГЭ или же, наоборот, не уделяют внимания подготовке к ЕГЭ. Обе эти крайности негативно влияют на весь процесс подготовки.

В период подготовки, особенно в последнее полугодие, важно уделить внимание процессу ЕГЭ, рассказать о его особенностях, последних изменениях. Учителям стоит обратить особое внимание на знакомство детей с бланками ответов, системой их заполнения. Стоит это делать в мягкой, ненавязчивой форме, дать возможность учащимся все опробовать.

Особенно полезным в этот период является проведение пробных ЕГЭ, но тут стоит отметить, что в рамках его проведения нельзя забывать о создании ситуации успеха. Также важно воспроизводить все формальные условия проведения ЕГЭ, чтобы дать возможность учащимся полностью погрузиться в процесс, привыкнуть к нему.

Негативная обстановка со сверстниками

Зачастую учащиеся старших классов сильно зависимы от сверстников. Им присущ конформизм и стремление быть как все. В данный период учащимся крайне важно разделиться, ведь каждому предстоит выбрать свой путь.

Особенно остро ощущается негативное влияние со стороны сверстников, если один или несколько учащихся безответственно относятся к подготовке к ЕГЭ и, тем самым, провоцируют своих одноклассников на такое же поведение.

Педагогу, заметившему это, стоит максимально корректно, в легкой форме донести классу, что ЕГЭ дело совести и будущего каждого по отдельности. В подготовку и сдачу ЕГЭ стоит внести некий момент соревнования. Это задаст правильную мотивацию для учащихся, и при этом сплотит их.

Внутренние факторы

К внутренним факторам, негативно влияющим на психологическую готовность учащихся к ЕГЭ, относятся индивидуальные качества личности и темперамента, такие как:

  • Повышенный уровень тревожности;
  • Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);
  • Хроническая усталость;
  • Низкий уровень самоорганизации.

Для высокого уровня психологической готовности учащиеся должны обладать комплексом психологических качеств таких как:

  • Гибкость;
  • Высокий уровень концентрации внимания;
  • Структурированность мышления;
  • Высокий уровень организации деятельности;
  • Высокий уровень психологической устойчивости.

Работа педагогов, родителей и самих учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ должна быть направлена и на развитие вышеуказанных качеств. Их уровень оценивается путем диагностики и затем выстраивается программа психологической подготовки. Методики диагностики подробно разобраны в занятии 4, программа и практические рекомендации в занятиях 5,6,7.

Занятие 4. Методы диагностики и повышения уровня психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ

В рамках психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ используются следующие методы.

Психодиагностические методики

Прежде всего проводится диагностика уровня подготовки учащихся для выбора оптимальных приемов. Среди таких методик можно выделить:

  • анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю. Чибисовой;
  • «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой;
  • 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (форма С).

Содержание диагностической программы исследования стрессоустойчивости старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ

Исследуемый критерийИспользуемые методикиЦель методики
1Преобладающая копинг-стратегия (решение проблем, поиск социльной поддержки, избегание проблем)Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан (модификация Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским)Определяет индивидуальный стиль поведения человека при стрессе
2Уровень стрессоустойчивостиТест на определение стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова)Позволяет оценить уровень стрессоустойчивости
3Адаптивные способности (АС), нервно-психическая устойчивость (НПУ)Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. ЧермянинаОпределение адавтивной способности испытуемого
4Уровень личностной тревожностиЛичностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлор (адаптация В.Г. Норакидзе)Выявляет уровень личностной тревожности
5Мотивация успеха, тенденция мотивации неудачи«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник Реана А.А.Определяет мотивацию успеха и боязнь неудачи

Беседа

Беседа — один из основных методов педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной.

Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе такой беседы, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

Тренинг

Тренинг — наиболее современный вид быстрого обучения. Это дорога от осознания учеником недостаточности сформированности компетенции к ее освоению. Данный метод дает мощный творческий стимул для освобождения сознания от привычных, «безопасных» способов мышления, поиска новых нестандартных, энергичных решений.

Лекция

Лекция — устное изложение материала по определенной тематике. Ведущий метод сообщения новых знаний в вузе и один из методов преподавания в старших классах общеобразовательной школы.

Выбор технологий и приемов производится исходя из диагностических показателей. Чем ниже уровень подготовки, тем глубже и разнообразнее должна быть выстроена работа по подготовке.

Уровни стрессоустойчивости у старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ

Уровень стрессоустойчивостиПоказатели
ВысокийСтратегия разрешения проблем, высокий уровень стрессоустойчивости, выше среднего нервно-психическая устойчивость, высокая и нормальная адаптивная способность, низкий уровень личностной тревожности, мотивация на достижения успеха.
СреднийПоиск социальной поддержки для решения проблемы, средний уровень стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости, удовлетворительная адаптация, средний уровень тревоги, средний с тенденцией на успех и на неудачу.
НизкийСтратегия избегания проблем, низкий уровень стрессоустойчивости, ниже среднего нервно-психическая устойчиовость, низкая адаптация к меняющимся условиям, очень высокий и высокий уровень личностной тревожности, мотивация на неудачу.

Занятие 5. Программа по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ

Для формирования стрессоустойчивости у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ была разработана специальная программа. Структура программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ включает в себя три блока.

Блок 1. Работа со старшеклассниками по формированию стрессоустойчивости при подготовке к ЕГЭ

Форма работы:

  • групповые тренинговые занятия с элементами лекции, игр и рефлексии.

Методы работы:

  • дискуссия,
  • беседа,
  • мини-лекция,
  • игры,
  • упражнения.

Задачи, реализуемые в данном направлении:

  • обучение выпускников способам снятия эмоционального и мышечного напряжения;
  • повышение самооценки учащихся;
  • обучение справляться с психологическими трудностями при подготовке к ЕГЭ;
  • снижение уровня тревожности;
  • повышение мотивации к успеху;
  • выработка стратегии поведения на экзамене.

Работа со старшеклассниками по формирования стрессоустойчивости при подготовке к ЕГЭ включает в себя 16 занятий, которые проводятся 1–2 раза в неделю, по 1–2 часа. Каждое занятие состоит из ритуала приветствия, разминки, основной части и рефлексии проведенного занятия.

Вопросы, затрагиваемые в ходе работы:

  • стресс и как с ним справиться,
  • стресс на экзамене, как справиться со стрессом на экзамене,
  • что для меня значит ЕГЭ,
  • уверенность на экзамене,
  • поведение на экзамене,
  • как справиться с тревожностью,
  • состояние успеха,
  • саморегуляция, самооценка.

Основные приемы работы мини-лекция о стрессе, упражнения «Я и стресс», «Счет», «Перекрёстный шаг», «Управление телом», «Вредные советы», «Лесенка», «Эксперимент» «Откровенно говоря», «Слова поддержки», «Самое трудное», «Формула аутотренинга», рисунок «Символ экзамена», дискуссия «Плюсы и минусы ЕГЭ», упражнения «Чего я хочу достичь?», «Статуя уверенности и неуверенности», «Мои ресурсы», рисунок «Образ уверенности», мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов», упражнения «Я хвалю себя за то, что…», «Сосредоточение на предмете», «Мои успехи», упражнение «Чего я хочу достичь», «Медитативное дыхание», «Поддержка в кругу».

Блок 2. Работа с родителями по созданию психолого-педагогических условий по формированию стрессоустойчивости старшеклассников

Форма работы:

  • групповое консультирование,
  • родительское собрание.

Методы работы:

  • беседа,
  • упражнения,
  • семинар,
  • деловая игра.

Тематика собраний: «Взаимодействие семьи и школы при подготовке ребенка к ЕГЭ», «Единый̆ государственный̆ экзамен: что это такое?»

Задачи, решаемые в ходе работы: 

  • познакомить родителей̆ с особенностями процедуры проведения экзамена;
  • проинформировать о необходимости соблюдения учащимися режима сна, правильного питания и графика подготовки к ЕГЭ;
  • поддержка родителей̆, испытывающих тревогу, и повышение мотивации у родителей̆.

Блок 3. Работа с педагогами по формированию стрессоустойчивости старшеклассника на момент подготовки к ЕГЭ

Цель: создание ситуации успеха старшеклассника на уроке как одно из условий психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ.

Реализуемые задачи:

  • научить распределять учебную нагрузку;
  • сформировать умения обнаруживать психологическую напряженность старшеклассника;
  • владеть приемами создания ситуации успеха.

В данный блок включена организационно-деятельностная игра с элементами тренинговых заданий, семинар-практикум по методам и приёмам оптимизации эмоционально-волевой регуляции старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ и проведения деловой игры на тему «Педагогические приемы создания ситуации успеха». Работа с учителями связана с обучением распознавания тревожности и эмоционального напряжения выпускников и оказание своевременной помощи, грамотным распределением учебной нагрузки и умением создавать ситуацию успеха.

Занятие 6. Приемы, мобилизующие личностные ресурсы выпускников в процессе сдачи и подготовки к ЕГЭ

Для высокого уровня психологической готовности требуется четко спланированная программа подготовки, включающая комплексную работу педагогов, психологов, самих выпускников. Работа должна быть направлена на проработку каждого из компонентов (процессуальный, личностный, поведенческий). Также в рамках работы стоит уделить особое внимание упражнениям и приемам, мобилизующим внутренние ресурсы личности выпускников.

Предлагаем тщательному рассмотрению ряд мер, способствующих высокому уровню подготовки учащихся.

Снижение уровня стресса путем поддержания жизненных сил организма

Стресс провоцирует сильное обезвоживание организма, так как нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.

Полезнее пить минеральную воду, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.

Приведение в гармонию левого и правого полушарий

В стрессовой ситуации возникает нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Однако гармонию можно восстановить или приблизиться к ней.

Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие – правой. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой.

Повышение уровня концентрации

Чтобы быстро сосредоточиться можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Также на этапе подготовки очень важно научить старшеклассника использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения) и т. д. Бесполезно призывать выпускников «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

Создание ситуации успеха

Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у выпускников этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача педагога – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Особое внимание надо уделить перфекционистам и «отличникам». Они отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Любое задание они пытаются выполнить лучше всех, быстрее и чаще остальных использовать дополнительный материал. К любой оценке своей деятельности перфекционисты очень чувствительны. Их работа должна быть замечена и высоко оценена.

Таким старшеклассникам присущ очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Очень важно помочь им скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным».

Занятие 7. Тренинг по активизации внутренних ресурсов личности для выпускников

С целью профилактики тревожности, неуверенности в себе и своих силах, оказания учащимся психологической поддержки, разработана программа тренинга по активизации внутренних ресурсов личности для учащихся 9–11 классов.

Для снятия психоэмоционального напряжения и приобретения уверенности перед ЕГЭ предлагаем выполнить ряд упражнений: «Восточные стихи», «Снайперы», «Письмо трусу», «Сосулька», «Лимон», «Воздушный шар» и другие.

Упражнение «Восточные стихи». Знает ли кто-то из вас хоть одно стихотворение об экзаменах или контрольных? Нет? Это легко исправить. Предлагаем вам придумать стихи об экзаменах или обо всем, что с ними связано. Но сочинять необходимо не просто стихи, а восточные стихи строго по правилам восточного стихосложения:

  • Главное слово (существительное).
  • Прилагательное, прилагательное.
  • Глагол, глагол, глагол.
  • Фраза, выражающая отношение.
  • Существительное.

Например, так:

Экзамен! 

Страшный, мучительный. 

Выучен, выстрадан, сдан. 

Кто придумал экзамены? 

Счастье! 

Упражнение «Снайперы». Перечислите свои страхи или самые, на ваш взгляд, распространенные страхи ваших сверстников. То, что говорят ребята, записывается на заранее приготовленных полях для дартса. В результате должно получиться четыре одинаковых поля. Задача участников – рассчитаться на 1–4-й, чтобы получилось четыре команды, которые выстроятся в 4 колонны по одному перед каждым из полей, висящих на стене. Задача учащихся – бросая по очереди, попасть магнитным дротиком в тот страх, который ему не нравится, который он считает наиболее вредным для подростка (человека). Если он попал, то все члены его команды дружно ему хлопают и поддерживают; если не попал, пробует еще раз. После попадания участник сам красным маркером зачеркивает этот страх, в него больше не стреляют. Игра длится до тех пор, пока в ней не примут участие все члены команды или не выбьют все страхи. Затем происходит обсуждение чувств, которые испытывали участники, когда играли, попадали в страхи.

Упражнение «Письмо трусу». Задача учащихся – написать небольшое письмо трусу, в котором они должны оказать ему психологическую поддержку, подбодрить и вселить уверенность в свои силы. После этого участники по очереди очень убедительно и с выражением читают это письмо своему отражению в зеркале. Затем в кругу происходит небольшое обсуждение чувств, возникших от выполнения этого упражнения.

Упражнение «Лимон». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медлен- но сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька». Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнца вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно мышцы рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар». Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний, либо 15–20 прыжков на месте.

Таким образом, психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки обеспечивает успешность выпускника при подготовке и сдаче ЕГЭ.

Дополнительный материал

Диагностика психологической готовности к ЕГЭ

Итоговое тестирование

Чем обусловлена психологическая неготовность выпускников к ЕГЭ?
Психологическая готовность старшеклассников напрямую зависит:
В процессуальный компонент психологической готовности к ЕГЭ входит:
К внешним негативным факторам воздействия на психологическую готовность старшеклассников относятся:
Какую диагностику следует выбрать для оценки уровня стрессоустойчивости?
Наиболее современным видом быстрого обучения, дорогой от осознания учеником недостаточности сформированности компетенции к ее освоению является:
Такие задачи, как обучение учеников способам снятия напряжения, повышение самооценки учащихся, реализуются в рамках:
На что направлена работа с педагогами по формированию стрессоустойчивости старшеклассников на момент подготовки к ЕГЭ?
Для саморегуляции деятельности и концентрации внимания в ходе подготовки к ЕГЭ учащимся предлагается использовать:
Выберите НЕЖЕЛАТЕЛЬНУЮ фразу для поднятия духа выпускника:

 

Благодарим за участие!

Корзина