В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: формирование у педагогов знаний в области цифрового этикета для успешного взаимодействия в цифровом пространстве.
Объем курса: 24 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Основной предпосылкой нормального функционирования сетевых коммуникаций в качестве важного элемента информационного общества является наличие информационной культуры. Она включает не только технические знания, навыки и умения по использованию информационных технологий, но и этико-правовые знания и представления; способность самоограничивать свои потребности и порывы; реальную гражданскую ответственность.
Этикет принято определять как совокупность, свод правил поведения, принятых в обществе, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений – обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеру разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в семье, общественных местах. Этикет распространяется на все сферы жизни и несет в себе общечеловеческие нормы общения.
Поэтому закономерно, что и в сетевом общении, в виртуальной коммуникации с помощью компьютеров, как в любом другом социальном пространстве, постепенно возникли и существуют собственные уникальные правила и нормы общения, получившие название сетевого этикета или нетикета (от английского net – «сеть» и французского etiquette – «этикет»). Они имеют свою специфику и выполняют важную роль в моральной саморегуляции глобальной Сети.
Главная специфика нетикета состоит в том, что он не может выполнять функцию дифференциации, то есть не определяет никак место индивида в групповой иерархии, поскольку коммуникация в интернете носит нестатусный характер. В строгом смысле слова сетевой этикет этикетом не является, поскольку он не выполняет (и не может выполнять) основную функцию традиционного этикета – функцию дифференциации, т.е. определения места индивида в общественной иерархии, так как виртуальная коммуникация носит принципиально нестатусный характер. Соответственно коммуникативная, интегративная функция преобладает.
Нормы нетикета с этой точки зрения играют роль своего рода нравственного ориентира, показывающего некий эталон должного поведения в виртуальном пространстве, и поэтому они имеют ярко выраженный морально-этический характер. Вместе с тем специфика виртуальной коммуникации, её открытость и доступность дают пользователю возможность не только приобщаться к различным субкультурам, но и сконструировать специфическую систему ценностей, пригодных именно для виртуального мира. Вернее сказать, принципы и нормы, лежащие в основе нетикета, не очень сильно отличаются, по сути, от традиционных норм общечеловеческого этикета. Специфично у них лишь их конкретное содержание. Так, например, в преамбуле одной из версий нетикета говорится, что при работе в сети не следует делать прежде всего то, что не поощряется в любом цивилизованном обществе, – разжигать национальную рознь, оскорблять людей, нецензурно выражаться, воровать, умышленно пытаться что-то ломать, призывать к свержению существующего строя. Перечисленные требования являются не формальными или внешними правилами вежливости, а нравственно-правовыми нормами, причем здесь, по сути, автор преамбулы отождествляет этику (мораль) и этикет.
Нормы и правила нетикета направлены на то, чтобы пользователи сети создавали друг другу как можно меньше неудобств и неприятностей, и в этом их нравственное содержание. В виде кратчайшей формулировки нетикет можно представить как требование «уважать время и возможности других людей», в его основании находятся принципы равноправия, справедливости и взаимного уважения. Другими словами, в виртуальной коммуникации естественным путем формируются этико-эстетические правила, которые регулируют взаимодействие в киберпространстве. Нормы нетикета носят вместе с тем ярко выраженный этический характер, они воплощают социальные ожидания применительно к поведению индивида как члена определенного виртуального сообщества.
Цифровой этикет имеет ряд отличительных особенностей:
Данный список может быть дополнен, например, такими требованиями, как: в процессе интернет-общения не додумывать за собеседника, не придавать сообщениям ложную эмоциональную окраску, не поддаваться на провокации и уметь корректно отстаивать свои границы.
Сетевая этика основана на двух главных принципах:
Развитие интернета привело к тому, что одной из основных проблем пользователей стал избыток информации. Поэтому сетевое сообщество выработало специальные правила, направленные на ограждение пользователя от ненужной или запрещенной информации. Недобросовестная реклама по электронной почте, более известная как спам (spam), исходит из множества источников, почти ни один из которых не является законным.
В частности, в соответствии с сетевым этикетом, являются недопустимыми:
Также не допускается осуществление попыток несанкционированного доступа к ресурсам сети Интернет, проведение или участие в сетевых атаках и сетевом взломе, за исключением случаев, когда атака на сетевой ресурс проводится с явного разрешения владельца или администратора этого ресурса.
Значительная часть ресурсов интернета не требует идентификации пользователя и допускает анонимное использование. Однако в ряде случаев от пользователя требуется предоставить информацию, идентифицирующую его и используемые им средства доступа к интернету.
При этом пользователю запрещается:
При переписке по электронной почте желательно придерживаться следующих правил. Они сформулированы нами не в запретительно-отрицательной форме, как это обычно бывает, а в положительно-рекомендательной:
Что касается правил нетикета для телеконференций, то в целом они различаются от конференции к конференции, что не исключает наличия ряда общих правил, признаваемых сегодня повсеместно. Эти правила во многом напоминают нетикет для электронной почты, поэтому в дальнейшем будем касаться только тех, которые отличаются от вышеперечисленных.
Поскольку во многих конференциях правила зафиксированы в виде своеобразного устава и периодически публикуются, то до отправки своих сообщений следует с ними ознакомиться. На многие конференции принимаются только те новички, которые дают свое согласие следовать этим правилам. Если же такого письменного устава не существует, то следует поступать как воспитанный человек: вначале понаблюдать некоторое время за дискуссией, не принимая в ней участие – тогда вам станут известны основные правила. Ведь воспитанные люди также поступают и в реальной жизни в незнакомой обстановке: вначале оглядываются, смотрят, как ведут себя другие, и потом следуют их примеру.
Правила участия в конференциях:
Что касается правил нетикета в мессенджерах, то они больше всего похожи на обычные разговорные нормы, поскольку общение здесь происходит в режиме реального времени (online). В этом случае правила наиболее демократичны, так как в чатах участники «собираются» ради неформального общения, жестко не скованного какой-либо темой. Как и для участия в телеконференции, критерии вежливого поведения изменчивы, поскольку каждый раз в чате формируется свой круг постоянных посетителей, следовательно, формируются специфические правила поведения, которые позволяют легко отличить новичка от старожила. Новичку в этом случае также потребуется некоторое время, чтобы «освоиться», понять, как принято вести себя в данном чате.
Среди правил можно выделить следующие:
Коммуникация в чате во многом представляет собой некий синтез устной и письменной речи в том смысле, что, будучи письменной по форме, ради экономии времени она осуществляется без правки грамматических, орфографических или пунктуационных ошибок, с использованием акронимов – сокращений отдельных слов и даже целых фраз. При общении в чатах не следует обращать внимание собеседника на подобные отклонения или неточности, а уходя из чата, следует обязательно попрощаться.
Правила организации и проведения видеоконференций включают следующие действия:
Во время конференции администратор должен:
Советы, обычно предлагаемые прочим участникам видеоконференций (в том числе студентам), представляют собой 7-10 кратко выраженных правил, касающихся внешнего вида, пользования камерой и микрофоном, пунктуальности и т.д. Подавляющее большинство норм носит узкопрактический, этикетно-технический характер. Чтобы придать этим нормам смысл и системность, необходимо поместить их в определенные ценностные рамки.
Правило 1. Помните, что в сети вы говорите с людьми.
Можно следовать простому правилу – прежде чем опубликовать текст, спросите себя: «А сказал бы я то же самое этому человеку в лицо?» Возможно, такая позиция позволит вам избежать крайностей в сетевом общении. Стоит также помнить о целевой аудитории своей профессиональной ленты. У работника системы образования это участники образовательного процесса.
Правило 2. Придерживайтесь тех же норм поведения, что и в реальной жизни.
Не стоит думать, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Все, что производится в Сети, фиксируется и может быть использовано против вас. Клевета и оскорбления в социальных сетях наказуемы в уголовном порядке.
Правило 3. Помните, где вы находитесь – в киберпространстве.
Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Нужно понимать, как устроены сети, видеть, какие профессиональные сообщества в них есть. Перед тем, как что-то написать в то или иное сообщество, целесообразно ознакомиться с его правилами.
Правило 4. Уважайте время и возможности других.
В данном разделе имеет смысл говорить об академической честности. Возможно, ваша профессиональная лента может стать площадкой рефлексии всего педагогического коллектива по результатам проведенных мероприятий, открытых уроков и т. п., которая крайне необходима, но на которую в практической работе никогда не хватает времени. Педагогу и тем более руководителю нужно стремиться производить собственный контент.
Правило 5. Сохраняйте лицо.
Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик. Недопустимо использование учителем и тем более руководителем жаргона, сленга.
Правило 6. Помогайте другим там, где вы это можете делать.
За развитием сетевого взаимодействия будущее. Самый простой пример – методическая работа. Традиционное методическое объединение как форма организации методической работы учителя в школе уходит в прошлое. На смену ему приходят сетевые методобъединения.
Правило 7. Старайтесь не ввязываться в публичные конфликты.
Здесь стоит отметить, что часто те или иные тексты, публикуемые в социальных сетях, связаны с участием автора текста в том или ином конфликте. Включаясь в обсуждение этих текстов, делая их репост, вы вольно или невольно вовлекаетесь в эти конфликты. Перед тем, как это делать, стоит как минимум задаться вопросом: вам это зачем нужно?
Правило 8. Уважайте право на частную переписку.
Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту достоинства, своего доброго имени. Не распространяйте в Сети личную переписку.
Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями.
Обладая определенными педагогическими ресурсами (знаниями, информацией), не стоит направлять их против людей. Не стоит выкладывать информацию о ком-то без его явного согласия.
Правило 10. Учитесь прощать другим их ошибки.
Всегда полезно вспомнить то, сколько ошибок сделал ты сам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки.
Данные правила, конечно, не являются исчерпывающим, а приглашают к активному диалогу и их совершенствованию.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.