evXvlZ0qutBZBOEt6tkMHtc9Xocb8F2W3oYTSBD2VUDLGzKUL4OvVtER7PDT8l9YcfgyJCmJ1jEg4jpwKbvzzOHShW57MIrD

Современный цифровой этикет в педагогической деятельности

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: формирование у педагогов знаний в области цифрового этикета для успешного взаимодействия в цифровом пространстве.

Объем курса:  24 часа.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Понимание роли и места цифрового этикета, его особенностей и необходимости соблюдения.
  • Овладение основными правилами и принципами нетикета в цифровой среде в рамках педагогической деятельности.

Программа

Занятие 1. Нетикет как новая форма этикета

Основной предпосылкой нормального функционирования сетевых коммуникаций в качестве важного элемента информационного общества является наличие информационной культуры. Она включает не только технические знания, навыки и умения по использованию информационных технологий, но и этико-правовые знания и представления; способность самоограничивать свои потребности и порывы; реальную гражданскую ответственность.

Этикет принято определять как совокупность, свод правил поведения, принятых в обществе, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений – обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеру разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в семье, общественных местах. Этикет распространяется на все сферы жизни и несет в себе общечеловеческие нормы общения.

Поэтому закономерно, что и в сетевом общении, в виртуальной коммуникации с помощью компьютеров, как в любом другом социальном пространстве, постепенно возникли и существуют собственные уникальные правила и нормы общения, получившие название сетевого этикета или нетикета (от английского net – «сеть» и французского etiquette – «этикет»). Они имеют свою специфику и выполняют важную роль в моральной саморегуляции глобальной Сети.

Главная специфика нетикета состоит в том, что он не может выполнять функцию дифференциации, то есть не определяет никак место индивида в групповой иерархии, поскольку коммуникация в интернете носит нестатусный характер. В строгом смысле слова сетевой этикет этикетом не является, поскольку он не выполняет (и не может выполнять) основную функцию традиционного этикета – функцию дифференциации, т.е. определения места индивида в общественной иерархии, так как виртуальная коммуникация носит принципиально нестатусный характер. Соответственно коммуникативная, интегративная функция преобладает.

Нормы нетикета с этой точки зрения играют роль своего рода нравственного ориентира, показывающего некий эталон должного поведения в виртуальном пространстве, и поэтому они имеют ярко выраженный морально-этический характер. Вместе с тем специфика виртуальной коммуникации, её открытость и доступность дают пользователю возможность не только приобщаться к различным субкультурам, но и сконструировать специфическую систему ценностей, пригодных именно для виртуального мира. Вернее сказать, принципы и нормы, лежащие в основе нетикета, не очень сильно отличаются, по сути, от традиционных норм общечеловеческого этикета. Специфично у них лишь их конкретное содержание. Так, например, в преамбуле одной из версий нетикета говорится, что при работе в сети не следует делать прежде всего то, что не поощряется в любом цивилизованном обществе, – разжигать национальную рознь, оскорблять людей, нецензурно выражаться, воровать, умышленно пытаться что-то ломать, призывать к свержению существующего строя. Перечисленные требования являются не формальными или внешними правилами вежливости, а нравственно-правовыми нормами, причем здесь, по сути, автор преамбулы отождествляет этику (мораль) и этикет.

Нормы и правила нетикета направлены на то, чтобы пользователи сети создавали друг другу как можно меньше неудобств и неприятностей, и в этом их нравственное содержание. В виде кратчайшей формулировки нетикет можно представить как требование «уважать время и возможности других людей», в его основании находятся принципы равноправия, справедливости и взаимного уважения. Другими словами, в виртуальной коммуникации естественным путем формируются этико-эстетические правила, которые регулируют взаимодействие в киберпространстве. Нормы нетикета носят вместе с тем ярко выраженный этический характер, они воплощают социальные ожидания применительно к поведению индивида как члена определенного виртуального сообщества.

Занятие 2. Отличительные особенности цифрового этикета

Цифровой этикет имеет ряд отличительных особенностей:

  1. Общаясь в интернете, необходимо всегда помнить, что собеседник – это живой человек, даже если мы его не видим, и надо уметь «визуализировать» его, представляя, что общение происходит «глаза в глаза», как будто это общение в офлайн.
  2. Следует соблюдать те же нормы и правила общения, что соблюдаются в повседневной жизни.
  3. Необходимо изучать правила того информационного пространства, в котором происходит общение. Каждое цифровое пространство имеет свои особенности коммуникации.
  4. Нужно проявлять уважение к собеседнику, не настаивать на общении, если он в данный момент не желает этого делать.
  5. Необходимо быть грамотным. Важно соблюдать грамотность при написании сообщений.
  6. Следует обращать внимание на свой внешний вид. В данном случае можно добавить, что, по мнению психологов, 55% внимания людей обращено на ваш внешний вид, манеру одеваться, аккуратность и соответствие вашего внешнего вида месту и форме общения.
  7. Можно транслировать свой опыт и свои знания.
  8. Следует держать конфликтные ситуации под контролем, уметь находить решения проблем, выражать свое мнение по вопросу в корректной форме.
  9. Нужно уважать частную жизнь других, не читать чужую переписку.
  10. Не следует злоупотреблять своим положением, необходимо помнить, что все когда-то были новичками в этом новом пространстве.

Данный список может быть дополнен, например, такими требованиями, как: в процессе интернет-общения не додумывать за собеседника, не придавать сообщениям ложную эмоциональную окраску, не поддаваться на провокации и уметь корректно отстаивать свои границы.

Занятие 3. Основные принципы цифрового этикета

Сетевая этика основана на двух главных принципах:

  1. Индивидуализм уважается и поощряется.
  2. Сеть следует защищать.

Развитие интернета привело к тому, что одной из основных проблем пользователей стал избыток информации. Поэтому сетевое сообщество выработало специальные правила, направленные на ограждение пользователя от ненужной или запрещенной информации. Недобросовестная реклама по электронной почте, более известная как спам (spam), исходит из множества источников, почти ни один из которых не является законным.

В частности, в соответствии с сетевым этикетом, являются недопустимыми:

  1. Массовая рассылка предварительно несогласованных электронных писем. Под массовой рассылкой подразумевается как рассылка множеству получателей, так и множественная рассылка одному получателю. Под электронными письмами понимаются сообщения электронной почты, в месенджерах и других подобных средствах личного обмена информацией.
  2. Несогласованная отправка электронных писем объемом более одной страницы
    или писем, содержащих вложенные файлы.
  3. Несогласованная рассылка электронных писем рекламного, коммерческого или
    агитационного характера, а также писем, содержащих грубые и оскорбительные выражения и предложения.

Также не допускается осуществление попыток несанкционированного доступа к ресурсам сети Интернет, проведение или участие в сетевых атаках и сетевом взломе, за исключением случаев, когда атака на сетевой ресурс проводится с явного разрешения владельца или администратора этого ресурса.

Значительная часть ресурсов интернета не требует идентификации пользователя и допускает анонимное использование. Однако в ряде случаев от пользователя требуется предоставить информацию, идентифицирующую его и используемые им средства доступа к интернету.

При этом пользователю запрещается:

  1. Использование идентификационных данных (имен, адресов, телефонов и т.п.) третьих лиц, кроме случаев, когда эти лица уполномочили пользователя на такое использование. В то же время пользователь должен принять меры по предотвращению использования ресурсов интернета третьими лицами от его имени, т.е. обеспечить сохранность паролей и прочих кодов авторизованного доступа.
  2. Фальсификация своего IP-адреса, а также адресов, используемых в других сетевых протоколах при передаче данных в интернете.
  3. Использование несуществующих обратных адресов при отправке электронных писем.

Занятие 4. Правила нетикета при общении посредством электронной почты

При переписке по электронной почте желательно придерживаться следующих правил. Они сформулированы нами не в запретительно-отрицательной форме, как это обычно бывает, а в положительно-рекомендательной:

  1. Посылать следует не слишком большие сообщения. Лучше быть предельно лаконичным и сообщать только самую необходимую информацию.
  2. Если нет острой необходимости, следует по возможности избегать присоединения файлов (файла), которые сильно увеличивают объем письма. Кроме того, такие файлы могут содержать опасные вирусы. Следовательно, желательно излагать свои мысли непосредственно в прямом письме, а если приходится пользоваться вложением файлов, то их следует архивировать, назвать понятными именами и обосновать в письме необходимость их вложения. Будет еще приличнее, если вы предварительно уведомите адресата о своем намерении отправить ему письмо с вложенным файлом.
  3. Обязательно называйте и четко излагайте тему своего сообщения в поле «Тема» («Subject»), чтобы не вводить в заблуждение своего адресата, которому и так приходится фильтровать за день множество посланий, писем, с учетом важности и срочности изложенной темы. Обработать большой объем информации без знания тем посланий крайне тяжело, ведь не у каждого адресата есть помощник или секретарь.
  4. Всегда следует избегать использования спама. Это один из важнейших признаков культурности, воспитанности в сетевом общении, так как массовая рассылка спама по некорректно полученному списку адресов создает чрезмерную нагрузку на сеть, отнимает время и деньги адресатов, засоряет их почтовые ящики, препятствуя получению действительно важной информации. Да и отношение к спаму известно заранее – такое сообщение удаляется сразу, портит имидж отправителя, результат рассылки – нулевой.
  5. Не следует посылать сообщение повторно, пока не получили ответ, подтверждающий получение письма. Это невежливо, показывает отсутствие у вас выдержки, может быть расценено как спам.
  6. Ответив на письмо по электронной почте, следует вставить ссылку на исходное сообщение, чтобы адресату было понятно, о чем именно идет речь. При большом объеме переписки адресат может просто забыть текст своего предыдущего послания. Вместе с тем не следует злоупотреблять цитатами, дабы ваше ответное письмо не состояло целиком из одних цитат.
  7. При электронном общении можно легко быть неправильно понятым, т.к. в нем отсутствуют невербальные средства передачи иронии, сарказма и другие смысловые нюансы. Эмоции автора послания в какой-то мере можно передавать с помощью так называемых смайликов – графических символов, вставляемых в текстовом режиме. Большинство из них представляют стилизованное изображение человеческого лица и придают письму более живой характер. Однако при серьезной переписке, тем более с малознакомым человеком, использование смайликов неуместно.
  8. Тщательно подбирайте слова, мысли должны быть изложены ясно и точно, а письмо должно быть разбито на логические абзацы. Избегайте длинных предложений.
  9. Грамматические и орфографические ошибки раздражают и отвлекают. Постарайтесь писать слова правильно. Даже если вы пишите на иностранном языке, в таком случае следует заранее написать текст от руки и отредактировать его у хорошо владеющего данным языком человека. Это будет свидетельствовать о вашем самоуважении.
  10. Не следует злоупотреблять заглавными буквами. Фраза, написанная в режиме «Caps Lock», воспринимается как крик, поэтому отнесутся к ней соответствующе.
  11. Электронная почта, как и интернет в целом, не гарантирует конфиденциальность, поэтому следует оградить адресата от информации, которая может ему навредить.
  12. Если вы получили по электронной почте запрос, то следует ответить на него как можно быстрее, желательно в течение суток, а если нет времени, то подтвердите хотя бы его получение и сообщите, что ответ последует позже.
  13. Старайтесь придерживаться принятых стандартов при написании вашего сообщения. Если Вы решили использовать специальные символы (жирный шрифт, курсив, табуляцию и т.п.), убедитесь, что почтовая программа адресата обладает такими же возможностями, что и ваша, и что эти символы отображаются корректно.

Занятие 5. Правила нетикета при телекоммуникации

Что касается правил нетикета для телеконференций, то в целом они различаются от конференции к конференции, что не исключает наличия ряда общих правил, признаваемых сегодня повсеместно. Эти правила во многом напоминают нетикет для электронной почты, поэтому в дальнейшем будем касаться только тех, которые отличаются от вышеперечисленных.

Поскольку во многих конференциях правила зафиксированы в виде своеобразного устава и периодически публикуются, то до отправки своих сообщений следует с ними ознакомиться. На многие конференции принимаются только те новички, которые дают свое согласие следовать этим правилам. Если же такого письменного устава не существует, то следует поступать как воспитанный человек: вначале понаблюдать некоторое время за дискуссией, не принимая в ней участие – тогда вам станут известны основные правила. Ведь воспитанные люди также поступают и в реальной жизни в незнакомой обстановке: вначале оглядываются, смотрят, как ведут себя другие, и потом следуют их примеру.

Правила участия в конференциях:

  1. Следует посылать не очень длинные и соответствующие тематике конференции сообщения, избегая коммерческих объявлений.
  2. Прежде, чем ответить кому-либо, вы должны прочитать все предыдущие отклики, так как возможно, что кто-то уже сказал, то, что вы собираетесь написать.
  3. Цитируйте только то сообщение, на которое отвечаете, в противном случае будет неясно, какое именно высказывание вы имеете в виду. Вместе с тем следует избегать излишнего цитирования, например, только ради того, чтобы сказать «полностью согласен».
  4. Не стоит всегда отправлять свой ответ прямо в конференцию, если вам надо ответить лично кому-то из участников. Для этого можно использовать электронную почту.
  5. Следует остерегаться посылать одно и то же сообщение в несколько близких по тематике конференций (это – вариант нормы этики ученого, запрещающей публиковать одну и ту же статью в разных научных журналах).
  6. В случае если хотите опубликовать часть личного письма, полученного вами по электронной почте, следует получить предварительно разрешение автора, так как без согласия автора вы нарушаете не только нетикет, но авторские права.
  7. Отправляя информацию в телеконференцию, следует помнить, что тем самым вы делаете её общедоступной, поэтому не следует составлять инструкций по совершению какого-либо незаконного действия или спрашивать о такого рода инструкциях.
  8. Старайтесь избегать долгих неконструктивных споров (так называемых флеймов), конфликтов, так как они разрушают дружескую обстановку конференции.
  9. Нецензурные выражения и ругательства всегда нежелательны, хотя и встречаются на конференциях. Они выдают невысокий культурный уровень участника конференции.
  10. Уважайте принцип анонимности и не разглашайте информацию сугубо персонального характера об участниках конференции, поскольку соблюдение анонимности делает разговор более откровенным, содержательным и интересным. Здесь тоже действует общечеловеческая норма воспитанности, согласно которой воспитанный человек не занимается распространением сплетен. Кроме того, распространение клеветнических слухов попадает и под статью закона и наказуемо.
  11. Если в дискуссии участвуют люди разных регионов или стран, в ней не следует употреблять известные только узкому кругу слова, выражения, а если их не избежать, то следует объяснить их значение. Это правило тоже имеет аналог в обычном этикете и звучит как требование общаться на знакомом всем участникам беседы языке, жаргоне, как требование избежания узкопрофессиональных выражений.

Занятие 6. Правила нетикета в мессенджерах

Что касается правил нетикета в мессенджерах, то они больше всего похожи на обычные разговорные нормы, поскольку общение здесь происходит в режиме реального времени (online). В этом случае правила наиболее демократичны, так как в чатах участники «собираются» ради неформального общения, жестко не скованного какой-либо темой. Как и для участия в телеконференции, критерии вежливого поведения изменчивы, поскольку каждый раз в чате формируется свой круг постоянных посетителей, следовательно, формируются специфические правила поведения, которые позволяют легко отличить новичка от старожила. Новичку в этом случае также потребуется некоторое время, чтобы «освоиться», понять, как принято вести себя в данном чате.

Среди правил можно выделить следующие:

  1. Соблюдение анонимности, т.е. принятие псевдонима – так называемого ника – своеобразной визитной карточки, выбор которого требует некоторых усилий. «Ник» должен быть не слишком длинным, легко произносимым, не дублировать фамилии действующих политиков, известных артистов, он должен быть «говорящим», т.е. чем-то характеризовать вас, и не повторять чужой. Это не только невежливо, но и нарушает авторские права.
  2. Войдя в чат, следует поздороваться со всеми участниками и отдельно – со знакомыми (но не с каждым персонально). Не следует повторять по несколько раз одну и ту же фразу – это раздражает других посетителей (как тут не вспомнить общение в реальном обществе, где не следует привлекать к себе внимание бурным приветствием).
  3. Вначале следует улавливать направление общей беседы и включаться постепенно, не бросать бессмысленные реплики, но и не игнорировать слишком долго собеседников, которые могут потерять к вам интерес. Для этого нужно как-то реагировать на их высказывания.
  4. Никогда не раскрывайте имя собеседника, даже если он ваш хороший знакомый и вы узнали его. Соблюдение анонимности – жесткое право и обязанность каждого участника.
  5. Не следует привлекать внимание к себе шрифтом, подчеркиванием, выделениями в тексте – это раздражает, и вы добьетесь обратного эффекта.

Коммуникация в чате во многом представляет собой некий синтез устной и письменной речи в том смысле, что, будучи письменной по форме, ради экономии времени она осуществляется без правки грамматических, орфографических или пунктуационных ошибок, с использованием акронимов – сокращений отдельных слов и даже целых фраз. При общении в чатах не следует обращать внимание собеседника на подобные отклонения или неточности, а уходя из чата, следует обязательно попрощаться.

Занятие 7. Правила нетикета во время видеоконференций

Правила организации и проведения видеоконференций включают следующие действия:

  • оценить реальную необходимость проведения видеоконференции или присутствия на ней определенных людей (иногда достаточно просто выслать им информацию);
  • определить администратора, технического помощника, ведущего протокол и их задачи;
  • определить правила взаимодействия (если те не определены), разослать инструкции (в каком порядке выступать, как брать слово и т.д.);
  • заблаговременно разослать информацию с четкими задачами, планируемыми результатами, повесткой дня, форматом выступлений;
  • четко распределить время (установить регламент выступлений, время начала и завершения конференции, количество и длительность перерывов, предварительно разослать все документы, с которыми можно ознакомиться заранее);
  • обеспечить безопасность ссылок (не размещать их на внешних сайтах, использовать уникальные идентификаторы);
  • организовать рабочее место и свет, выбрать окружение без посторонних шумов с нейтральным фоном, ограничить доступ посторонним;
  • надеть однотонную одежду, соответствующую деловому дресс-коду;
  • указать реальное имя, обеспечить адекватное фото заставки;
  • заранее проверить доступность материалов (документов, файлов), обновить системы и программы, отключить звуки системных оповещений;
  • убедиться в работоспособности приборов, наличии подключений, уровне заряда, продумать возможность альтернативного подключения;
  • войти в систему до начала конференции для проверки связи.

Во время конференции администратор должен:

  • начать её в оговоренное время;
  • поприветствовать участников, при необходимости представить их, кратко напомнить о повестке, правилах, задачах участников;
  • предупредить о том, что ведется запись;
  • попросить отключить звук телефонов, уведомлений программ, объяснить порядок действий на случай технических проблем;
  • быть кратким и говорить по существу;
  • быть вежливым и внимательным ко всем участникам встречи;
  • отключать звук микрофона, когда кто-то говорит;
  • по возможности оставлять видеокамеру включенной, чаще смотреть в объектив для визуального контакта с другими участниками;
  • постоянно держать под контролем состояние камеры и микрофона;
  • не заниматься посторонними делами с включенной видеокамерой;
  • чрезмерно не жестикулировать, избегать резких движений;
  • при демонстрации экрана не допускать показа личной информации;
  • использовать чат по назначению;
  • блокировать тех, кто нарушает правила;
  • завершать видеоконференцию в оговоренное время;
  • покидать конференцию последним.

Советы, обычно предлагаемые прочим участникам видеоконференций (в том числе студентам), представляют собой 7-10 кратко выраженных правил, касающихся внешнего вида, пользования камерой и микрофоном, пунктуальности и т.д. Подавляющее большинство норм носит узкопрактический, этикетно-технический характер. Чтобы придать этим нормам смысл и системность, необходимо поместить их в определенные ценностные рамки.

Занятие 8. Десять общих правил поведения в цифровой среде 

Правило 1. Помните, что в сети вы говорите с людьми.

Можно следовать простому правилу – прежде чем опубликовать текст, спросите себя: «А сказал бы я то же самое этому человеку в лицо?» Возможно, такая позиция позволит вам избежать крайностей в сетевом общении. Стоит также помнить о целевой аудитории своей профессиональной ленты. У работника системы образования это участники образовательного процесса.

Правило 2. Придерживайтесь тех же норм поведения, что и в реальной жизни.

Не стоит думать, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Все, что производится в Сети, фиксируется и может быть использовано против вас. Клевета и оскорбления в социальных сетях наказуемы в уголовном порядке.

Правило 3. Помните, где вы находитесь – в киберпространстве.

Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Нужно понимать, как устроены сети, видеть, какие профессиональные сообщества в них есть. Перед тем, как что-то написать в то или иное сообщество, целесообразно ознакомиться с его правилами.

Правило 4. Уважайте время и возможности других.

В данном разделе имеет смысл говорить об академической честности. Возможно, ваша профессиональная лента может стать площадкой рефлексии всего педагогического коллектива по результатам проведенных мероприятий, открытых уроков и т. п., которая крайне необходима, но на которую в практической работе никогда не хватает времени. Педагогу и тем более руководителю нужно стремиться производить собственный контент.

Правило 5. Сохраняйте лицо.

Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик. Недопустимо использование учителем и тем более руководителем жаргона, сленга.

Правило 6. Помогайте другим там, где вы это можете делать.

За развитием сетевого взаимодействия будущее. Самый простой пример – методическая работа. Традиционное методическое объединение как форма организации методической работы учителя в школе уходит в прошлое. На смену ему приходят сетевые методобъединения.

Правило 7. Старайтесь не ввязываться в публичные конфликты.

Здесь стоит отметить, что часто те или иные тексты, публикуемые в социальных сетях, связаны с участием автора текста в том или ином конфликте. Включаясь в обсуждение этих текстов, делая их репост, вы вольно или невольно вовлекаетесь в эти конфликты. Перед тем, как это делать, стоит как минимум задаться вопросом: вам это зачем нужно?

Правило 8. Уважайте право на частную переписку.

Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту достоинства, своего доброго имени. Не распространяйте в Сети личную переписку.

Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями.

Обладая определенными педагогическими ресурсами (знаниями, информацией), не стоит направлять их против людей. Не стоит выкладывать информацию о ком-то без его явного согласия.

Правило 10. Учитесь прощать другим их ошибки.

Всегда полезно вспомнить то, сколько ошибок сделал ты сам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки.

Данные правила, конечно, не являются исчерпывающим, а приглашают к активному диалогу и их совершенствованию.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Основной функцией этикета является:
Этикет распространяется на:
Цифровой этикет (нетикет) – это:
Правила нетикета:
Отличительными особенностями виртуальной коммуникации являются (2 варианта ответа):
Главная специфика нетикета состоит в том, что он выполняет функцию дифференциации, то есть определяет место индивида в групповой иерархии. Верно ли это утверждение?
Индивидуализм в цифровом пространстве, исходя из принципов нетикета:
Электронным письмом НЕ является:
Какая формулировка наиболее точно отражает корректное поведение в чате?
Правила нетикета видеоконференций гласят, что все необходимые документы конференции должны быть разосланы участникам:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина