Цель: совершенствование педагогических умений и профессиональных компетенций по организации системы реализации дополнительного образования детей и взрослых.
Объём: 72 часа.
Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность образовательной организации дополнительного образования детей.
Основы целеполагания и проектирования деятельности педагога дополнительного образования.
Современные технологии обучения и воспитания, приёмы педагогической техники и возможности их использования в дополнительном образовании.
Основы использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного образования.
Основные требования к методическому обеспечению образовательного процесса в дополнительном образовании.
Определять цели, задачи педагогической деятельности, описывать содержание и результаты образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
Проектировать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и рабочие программы.
Организовывать практическую деятельность с обучающимися, направленную на формирование личности ребёнка.
Применять на практике приёмы педагогической техники и современные технологии, включая дистанционные образовательные технологии и технологии сетевого общения.
Постановка целей и задач педагогической деятельности, формулирование содержания и результатов образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и рабочих программ.
Организация занятий с обучающимися и практическое применение приёмов педагогической техники и современных технологий, включая дистанционные образовательные технологии и технологии сетевого общения.
Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.), провозглашающая, что «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» (принцип 7).
Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.), в которой указывается, что «государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка» (ст. 27), «государства-участники признают право ребенка на образование» (ст. 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено
Закон Российской Федерации «Об образовании» (принят 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), который вступил в силу 1 сентября 2013 г., гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (ст. 5).
В ст. 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования Российской Федерации: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование), т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.
В ст. 23, п. 3 указывается, что организация дополнительного образования – это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (ст. 75): «1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и/или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Статья 33. Обучающиеся
В статье также говорится об основных правах обучающихся и мерах их социальной поддержки и стимулирования.
В статье 43 определены обязанности и ответственность обучающихся.
В статье 44 – права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Статья 46 говорит о праве на занятие педагогической деятельностью.
Статья 47 определяет правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Также в этой статье говорится о рабочем времени педагогических работников. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и(или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Статья 49. Аттестация педагогических работников
Статья 54. Договор об образовании
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
Каковы особенности договора на оказание платных образовательных услуг
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Статья 59. Итоговая аттестация
Конституция Российской Федерации – высший нормативный правовой акт РФ, принятый 12.12.1993 г., гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (ст. 43).
Концепция развития дополнительного образования детей 5 (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Целями Концепции являются: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества.
Государственная Программа «Развитие образования на 2018–2025 годы» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642), направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 % детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органами управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
Трудовой Кодекс РФ
В статье 56 Трудового Кодекса РФ дается понятие трудового договора. Это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда, выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовым договором функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
В статье 57 раскрывается содержание трудового договора в соответствии с должностью, его срок и условия, права и обязанности сторон, условия оплаты труда.
В статье 91 дается понятие рабочего времени. «Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю».
В статье 92 говорится, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.
Статья 196 определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статья 197 говорит о том, что работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В статье 214 определены обязанности работника в области охраны труда. К ним относятся: соблюдение требований охраны труда, инструктаж по охране труда, проверка знаний по охране труда, исполнение порядка действий при несчастном случае, в чрезвычайной ситуации, а также прохождение обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).
Глава 52 Трудового Кодекса РФ раскрывает особенности регулирования труда педагогических работников.
В статье 331 говорится о том, кто имеет право на занятие педагогической деятельностью. Это люди, имеющие соответствующий образовательный ценз, определенный типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации. А также эта статья определяет, кто не допускается к педагогической деятельности.
Статья 333 определяет продолжительность рабочего времени педагогических работников. «Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю…» Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности».
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями.
Устав образовательной организации дополнительного образования. Это самый главный документ, на положениях которого строится вся деятельность образовательного учреждения. Он создается на основе Трудового Кодекса РФ, Закона «Об образовании в Российской Федерации», порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и не может им противоречить. Это юридический документ, необходимый для организации деятельности образовательного учреждения.
Все уставы образовательных учреждений до 01 января 2016 г. должны были быть приведены в соответствие с этими документами и утверждены в порядке, определенным законодательством.
В уставе определяется основная цель деятельности: образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ.
Устав утверждается учредителем образовательного учреждения и является определяющим для формирования всех локальных актов учреждения и документации детского объединения дополнительного образования. Ни один документ в учреждении, а, следовательно, и в детском объединении не должен противоречить уставу.
Программа развития образовательной организации дополнительного образования (далее – ООДО). Программа развития представляет основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности педагогического процесса. Программа учитывает приоритетные направления образовательной системы Российской Федерации, учитывает социально-экономические, территориальные, культурно-исторические, демографические и другие условия, в которых находится учреждение, определяет долгосрочную стратегию развития учреждения (обычно на 5 лет). В соответствии с программой развития строится и планируется деятельность детских объединений, входящих в структуру ООДО, их учебно-воспитательная и организационно-массовая работа, социально значимая деятельность и методическая работа.
Правила внутреннего трудового распорядка. Это локальный документ учреждения, принимаемый педагогическим советом и обязательный для исполнения каждым работником. Он составляется на основе вышеуказанных законодательных документов и устава учреждения.
В правилах внутреннего трудового распорядка определены права и обязанности работников, рабочее время и его использование, организация работы в детских коллективах. В этом документе могут быть определены:
Правила внутреннего распорядка для обучающихся. На основании устава в каждом учреждении существуют правила для учащихся. Это документ для детей и их родителей. В нем определен порядок приема, перевода и отчисления обучающихся, права и обязанности обучающихся, порядок организации образовательного процесса, формы поощрения и дисциплинарного взыскания. Правила для обучающихся утверждаются педагогическим советом и являются обязательными для исполнения.
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Данное положение определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также организацию разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Учебно-производственный план. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образования по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), составленным на основе государственного заказа на оказание образовательных услуг.
Учебно-производственный план – это главный финансовый документ учреждения, в котором определяется учебная нагрузка педагога: количество групп по каждой программе и по годам обучения, количество обучающихся по каждой программе и по годам обучения, количество часов на каждую группу в соответствии с образовательной программой, общая педагогическая нагрузка в неделю, а также указываются все реализуемые образовательные программы по направленностям. Название «учебно-производственный план» точно соответствует содержанию этого документа. Этот документ является основным для тарификации педагога, выплаты заработной платы. Он утверждается директором учреждения, согласуется с муниципальным органом управления образованием. С этим документом должен познакомиться каждый работник и подтвердить относящиеся к нему данные своей подписью.
Положение об организации текущего, промежуточного и итогового контроля. Целью текущего, промежуточного и итогового контроля является выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательных программ.
Задачами текущего промежуточного и итогового контроля являются:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Дополнительная общеобразовательная программа является основным документом, согласно которому устанавливается педагогическая нагрузка, формируется учебно-производственный план учреждения и государственное (муниципальное) задание на оказание образовательных услуг. Это самый первый, самый важный документ педагога. Она является средством улучшения качества образования, средством профессиональной самореализации педагога. Она показывает уровень профессиональной подготовки разработчика программы, служит основным документом при аттестации. Образовательная программа – это юридический документ педагога, который проходит процедуру лицензирования в соответствии с действующим законодательством.
Образовательная программа определяет стратегию развития детского объединения на весь период обучения, ориентируется на так называемого «идеального ребенка».
В приказе Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» сказано, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными, и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Положение о детском объединении дополнительного образования. Данное положение необходимо, если детское объединение имеет особенности, и, соответственно, требует специального документального обеспечения. Положение является локальным административным документом, в котором фиксируются основные организационные и административно-управленческие аспекты деятельности, которые не включаются в дополнительную общеобразовательную программу:
Данный перечень является примерным, и каждый педагог может внести в него свои дополнения.
Рабочая программа. В ст. 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждый педагог должен иметь рабочую программу. Рабочая программа – это ежегодное планирование, разработка конкретной деятельности, учитывающей тематику года, организационные и содержательные приоритеты учреждения и самого детского объединения. Она тесно связана с дополнительной общеобразовательной программой, так как в ней педагог отражает выполнение образовательной программы в течение учебного года с учетом календарных сроков, т. е. представляет поурочное календарное планирование. Этот документ обсуждается на педагогическом совете структурного подразделения (отдела, сектора, студии и т. д.) и утверждается директором учреждения.
В настоящее время нет единых требований к содержанию и структуре рабочей программы. Каждое учреждение разрабатывает свое положение о рабочей программе. Поэтому представленный ниже материал опирается на «Положение о рабочей программе Дома творчества «У Вознесенского моста» (г. Санкт-Петербург).
Общая структура рабочей программы может состоять из следующих разделов:
Остановимся на каждом из разделов плана учебно-воспитательной работы.
В учебном плане определяется перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Как правило, эта часть оформляется в виде таблицы. В зависимости от типов детских объединений его можно представить в разных вариантах. Для тех детских объединений, в которых содержание учебной деятельности изучается последовательно и имеет определенное время для изучения каждой темы (к ним относятся объединения изобразительного, декоративно-прикладного, технического, эколого-биологического направлений), календарный учебный план может быть оформлен следующим образом:
Месяц | Темы занятий | Количество часов | Средства обучения | Воспитательная работа | |
теория | практика | ||||
|
|
|
|
|
|
Графы «темы занятий» и «количество часов» составляются на основании образовательной программы, но могут быть скорректированы в соответствии с задачами и особенностями конкретного учебного года, в соответствии с особенностями контингента обучающихся в группах. В организации практических занятий следует предусмотреть и участие в массовых мероприятиях учреждения, участие в различных конкурсах. В графе «средства обучения» указываются дидактические пособия, которые используются педагогом при изучении конкретной темы, список литературы для детей, технические и информационные средства обучения и другой необходимый для работы материал. В графе «воспитательная работа» отражается текущая воспитательная работа с детьми: мероприятия по формированию коллектива, общие творческие дела, социально значимая деятельность и др.
Второй вариант учебного плана может быть использован в тех детских объединениях, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются не последовательно, а параллельно. К ним относятся, как правило, музыкальные, спортивные, хореографические детские объединения, где каждое учебное занятие включает все направления работы. Для этих детских объединений календарный план может быть оформлен следующим образом:
Названия тем | Количество часов | ||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | …… | ||
Тема № 1 | теория |
|
|
|
|
практика |
|
|
|
| |
Тема № 2 | теория |
|
|
|
|
практика |
|
|
|
| |
Тема № 3 | теория |
|
|
|
|
практика |
|
|
|
|
В графе «название тем» записываются все учебные темы в соответствии с образовательной программой, а количество теоретических и практических часов в год делится помесячно в необходимом соотношении, т. е. в графах с названием месяцев отражается изучение каждой темы в течение всего учебного года. В таком варианте средства обучения и воспитательная работа прописываются отдельно.
Одним из важнейших локальных актов образовательного учреждения дополнительного образования детей является расписание работы детских творческих коллективов. Это нормативный финансовый документ образовательного учреждения, к составлению которого следует подходить очень серьезно, опираясь на нормативные документы Министерства образования и науки РФ, документы учредителя, СанПиН. В то же время расписание не является самостоятельным, а находится в тесной взаимосвязи с другими документами. Необходимо помнить, что в триединстве должны находиться:
К примеру, если образовательная программа педагога рассчитана на 3 года обучения – 144 часа в первый год обучения и по 216 во второй и третий соответственно, то его педагогическая нагрузка будет складываться из 4-часовой группы 1-го года обучения и 6-часовых групп 2-го и 3-го годов обучения, т. е. будет равна 16 часам в неделю (или 20 часам, если учебным планом учреждения педагогу запланировано две группы первого года обучения). Возможны и другие варианты нагрузки в зависимости от количества групп и сохранности контингента обучающихся и программы, по которой работает педагог.
Соответственно, таким же образом будет составляться и расписание детского объединения: 1-й год обучения – 4 часа в неделю, 2-й год обучения – 6 часов в неделю, 3-й год обучения – 6 часов в неделю. Целесообразно составлять расписание по группам, а не ставить в нем общее время работы педагога, так как выполнение педагогической работы регулируется расписанием учебных занятий. Такое расписание становится «прозрачным»:
Кроме того, надо учесть, что по требованиям СанПиН занятия должны заканчиваться не позднее 20 часов. В связи с этим удобной и наглядной является форма расписания, приведенная в таблице.
О продолжительности учебного занятия. Согласно законодательству по оплате труда работников учреждений образования Российской Федерации ставки зарплаты педагогических работников устанавливаются исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Перерывы внутри и между группами являются рабочим временем педагога. Поэтому и расписание работы может составляться в астрономических часах, например: группа № 1 – с 16:00 до 18:00; группа № 2 – с 18:00 до 20:00. Но это будет график работы педагога, а не расписание занятий детского объединения, так как здесь не учтены продолжительность занятий в зависимости от возраста воспитанников и перерывы, которые необходимо соблюдать по СанПиН. С учетом этого замечания целесообразно составлять расписание следующим образом: группа № 1 – с 16:00 до 17:45; группа № 2 – с 18:00 до 19:45. Для детей дошкольного возраста соответственно: группа № 1 – с 16:00 до 16:35; группа № 2 – с 16:45 до 17:25 и т. д. Таким образом, наглядно видны 15-минутные перерывы внутри и между группами. С учетом этих требований каждый педагог согласует свое расписание работы с заведующим отделом и сдает его на утверждение в учебную часть до 10 сентября ежегодно.
При организации образовательного процесса необходимо опираться на СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В частности, следующие положения.
2.10. В отношении организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие требования:
2.10.1. Издательская продукция (книжные и электронные ее варианты), используемые хозяйствующим субъектом, должны соответствовать гигиеническим нормативам.
2.10.2. Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет — 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов — 10 минут, для 5-9-х классов — 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски — для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут; компьютера — для детей 1-2 классов — 20 минут, 3-4 классов — 25 минут, 5-9 классов — 30 минут, 10-11 классов — 35 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
2.10.3. Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.
Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Хозяйствующим субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах.
Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводится в зале.
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений к общему времени занятия физической культурой должна составлять не менее 70%.
3.6.2. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Занятия проводятся по группам, подгруппам или индивидуально.
Занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.
Ежедневной дезинфекции подлежат помещения туалета, душевых, раздевальных, а также скамейки, поручни, выключатели и дверные ручки.
Раздевалки оборудуются скамьями и шкафчиками (вешалками).
Это отчетный документ педагога, отражающий выполнение дополнительной общеобразовательной программы. Заполняется строго в соответствии с указаниями к ведению журнала учета работы. Ежемесячно проверяется и подписывается руководителем структурного подразделения или заместителем директора по учебно-воспитательной работе (далее – УВР). В журнале должен находиться календарный учебно-тематический план данной учебной группы.
Заполнение журнала – неотъемлемая часть документальной работы педагога. К сожалению, несмотря на все инструкции, многие педагоги допускают в заполнении журналов типичные ошибки. Чтобы избежать этих ошибок, педагогу предлагается следующая памятка:
Контроль качества образовательного процесса осуществляется по Положению о контроле качества образовательного процесса, принятому педагогическим советом и утвержденному директором учреждения.
Для оценки результатов освоения образовательной программы необходимо определить критерии и показатели. Они разрабатываются самими педагогами с учетом целей и задач, основных идей, этапов развития становления личности или коллектива, или используются уже имеющиеся. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. Помимо внешних конкретных критериев важны общие критерии развития ребенка (изменение мотивации, ценностных ориентаций, жизненной позиции, успешность в социализации, развитие отношений между участниками образовательного процесса и др.). Изучить результат с учетом всех показателей невозможно. Целесообразнее отобрать критерии, показатели и методики с учетом конкретных условий и задач на данный период. Но эти методики и критерии должны использоваться ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было наблюдать динамику, успешность развития и результат образовательного процесса.
При изучении результатов деятельности детского объединения необходимо использовать не одну методику, а систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали достоверность результатов. Они должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики коллектива, взаимоотношений в нем. Они должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки.
Формами контроля и диагностики могут быть: собеседование, тестирование, беседа, зачет, контрольное упражнение, защита реферата, проекта, творческой работы, диагностическая игра, анкетирование, выполнение нормативов и др.
Формами предъявления результатов могут быть: олимпиады, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, концерты, фестивали, спектакли, защита творческих работ, открытые занятия, компьютерные презентации, родительские собрания и др.
Ежегодно в мае каждый педагог обязан сдать администрации отчет о работе за прошедший учебный год, который будет отражать выполнение плана учебно-воспитательной работы. В отчете отражаются:
Также отмечаются позитивные тенденции и результаты деятельности детского коллектива, проблемы и недостатки в работе, анализ их причин и общие выводы и перспективы работы детского объединения на следующий год.
На основании методических рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ 13.05.2004 г., инструкции для учащихся должны находиться в определенном месте, доступном и удобном для пользования. Это может быть уголок, стенд, папка, рабочее место педагога и др. Инструкции для обучающихся и персонала должны быть разные.
На стр. 36–37 журнала учета работы детского объединения фиксируется 1 раз в полугодие вводный и повторный инструктаж. Для текущего, целевого и внеочередного инструктажа может быть отдельный журнал. Также проведение данных видов инструктажа может фиксироваться в журналах учета работы непосредственно в день проведения занятий ежемесячно и(или) по мере необходимости.
Каждый вид инструктажа должен проводиться на основании соответствующих документов, а также у педагога должен быть список используемых в работе инструкций по охране труда. Следует обратить внимание, что с 14-ти лет дети могут расписываться в инструкциях самостоятельно.
Портфолио в переводе с французского языка переводится как «излагать, формулировать». В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений за определенный период. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе.
Портфолио формируется в течение всего срока освоения образовательной программы и деятельности детского коллектива. Оно является визитной карточкой и своеобразной летописью детского коллектива и педагога; отражает учебную, воспитательную, массовую, методическую работу педагога, достижения детского коллектива и его воспитанников, творческую жизнь объединения и т. д.
Существуют портфолио документов, портфолио достижений, портфолио обучающихся, портфолио педагога.
В докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования представлены данные об охвате детей дополнительными общеобразовательными программами в объеме 68 % (за 2015 г.). Дополнительное образование предоставляется детям и молодежи в разнообразных формах в общеобразовательных организациях, а также в 14,1 тыс. организаций дополнительного образования.
С 1992 года в российском образовании начался постепенный процесс преобразования сферы деятельности педагогов, именуемой «внешкольное воспитание», в систему дополнительного образования детей. В 1992 году Закон РФ «Об образовании» утвердил новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений – дворцов и домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т. п. С этого периода они называются учреждениями дополнительного образования детей и являются специализированными заведениями, созданными для мотивации личности к познанию и творчеству, оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного досуга детей.
Итак, Закон РФ «Об образовании» дал жизнь дополнительному образованию детей, но в силу объективных обстоятельств этот процесс существенно притормозился: возникли серьезные противоречия в понимании назначения дополнительного образования детей в отечественной системе образования.
Мы часто встречаем термины «воспитание» и «дополнительное образование» рядом:
На первый взгляд, – полное благополучие. Но что мы понимаем за этими словами? В каких отношениях находятся данные понятия? И можно ли между ними ставить союз «и», подразумевающий их равноправие? Элементарный анализ ситуации показывает, что это – все та же серьезная теоретическая проблема о взаимоотношении терминов «образование», «обучение» и «воспитание». И это не случайно, так как новая функция дополнительного образования детей (образовательная) «приживается» с трудом, а по традиции Дворцы и Центры творчества продолжают восприниматься как воспитательные организации даже теми практиками, которые непосредственно в них находятся.
Всякое исследование начинается с уточнения понятий.
Что же такое образование? Есть шутливое определение: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забудется». Это то, что остается на всю жизнь, что составляет качество жизни и ее восприятие. Образование – синоним термина «развитие». С этим можно не соглашаться в частностях, но, в общем, педагогический процесс всегда процесс развития (внутренний процесс изменений) и образовательный (создание условий для этого).
Основной деятельностью и базовым компонентом содержания образования является обучение, которое предполагает освоение норм, правил, знаний, фактов, т. е. культурных достижений социального опыта, ценностей в активной совместной деятельности педагога и ребенка. Обучение выходит на процесс формирования целостной личности, ее способностей и потребностей думать, действовать и общаться. И в этом смысле оно может рассматриваться как форма воспитания, так как воспитание – «…планомерное и целенаправленное воздействие на сознание, поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду». Иначе говоря, обучение – процесс овладения содержанием образования, а воспитание – овладение смыслом, зачем все это нужно?
Теперь о дополнительном образовании. Парадокс заключается еще и в том, что сам термин «дополнительное образование» до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии». И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.
В словарном понимании слова «дополнительный» (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации:
1) дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;
2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому ребенку ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения необходимого. В этом смысле существует объективная зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным).
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Дополнительное образование нельзя рассматривать как «довесок» к базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т. е. делает полным, доводит до полного, образование личности, ставя перед собой цели удовлетворения не столько общего социального заказа (его выполняет в разноуровневых вариантах основное образование), сколько персонифицированного (личностно-ориентированного). И потому система дополнительного образования с ее разнообразием образовательной среды, с отработанными механизмами социального выравнивания возможностей для получения образования является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.
В соответствии с законодательством, основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от внешкольного воспитания, составляет масштабный образовательный блок, в основе которого – многообразные образовательные программы, находящиеся за пределами государственного образовательного стандарта. Дополнительное образование охватывает все сферы жизни. Как было сказано на одной из конференций: «Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности». Оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т. д. Главное – чтобы предмет обучения соответствовал реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей.
Во многих странах на Западе такой вид образования называется альтернативным, параллельным, элективным. Последний термин все чаще стал употребляться и у нас в стране в связи с модернизацией современного российского образования и введением профильного обучения, когда от 30 до 50 % курсов и программ на разных возрастных ступенях предполагается сделать элективными.
Общая социально-экономическая ситуация не благоприятствует воспитательной деятельности, но ни школа, ни учреждение дополнительного образования детей не могут снять с себя обязанности воспитания ребенка. Вместе с тем хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской и подростковой среде в последние годы:
Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, наркомания, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.
Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Стихийная, педагогически не организованная среда оказывает более существенное негативное влияние на развитие личности, чем специально организованный воспитательный процесс, следовательно, необходимо искать воспитательные возможности самой среды, решать эти проблемы сообща, развивая кооперацию между учреждениями. Одним из ключевых факторов, педагогически организовывающих среду, являются интеграционные процессы:
Само понятие «интеграция» встречается в нашей жизни часто, но сложность проблемы заключается в том, что образовательные учреждения с трудом выходят на продуктивное взаимодействие, зачастую понимая его как посягательство на свою самостоятельность или на результаты своего труда. Нам известно множество случаев, когда педагогические коллективы пытались установить между собой партнерские отношения, но редко у кого это заканчивалось успешно. Поэтому необходимо говорить не столько о взаимодействии школ и учреждений дополнительного образования детей, сколько о развитии дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.
На развитие в школе дополнительного образования нацеливают нормативно-правовые документы и программы, принятые к реализации на государственном уровне.
Дополнительное образование детей в школе – явление сравнительно новое, идущее на смену традиционной внешкольной работе, направленное на:
Вот почему, несмотря на загруженность в школе, на крайнюю занятость и нехватку времени, множество детей исключительно на добровольной основе по нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки и клубы, студии и спортивные секции, участвуют в разнообразных игровых и праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то для себя полезное, проявить и развить свои особые способности, зная при этом, что каждый из них будет интересен окружающим.
Общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия – всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность».
Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребенку это полезно»); это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальной свободы личности
Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив.
В школе, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и общих традиций, постепенно формируется корпоративный дух «своей» школы, чувство гордости за принадлежность к ней. Появление же корпоративного духа школы, ее восприятие как особого, «нашего» мира со своими ценностями и порядками, имиджем и атмосферой – это, на наш взгляд, основа личностно-ответственного отношения детей и подростков к учебе и коллективу сверстников.
Наконец, вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени. Это особенно важно на фоне обеднения досуговой деятельности подростков и молодежи, ее переориентации в лучшем случае на элементарное поддержание жизненного тонуса.
Сказанное позволяет заключить, что в плане удовлетворения разнообразных потребностей детей:
дополнительное образование действительно имеет целый ряд уникальных возможностей, чрезвычайно полезных школе.
Воспитательная доминанта дополнительного образования заключается в осуществлении «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности.
Очевидно, что воспитание есть в структуре дополнительного образования, но подменять воспитанием дополнительное образование и наоборот – опасно. Воспитание соединяется с дополнительным образованием как его составная часть и как результат. Поэтому прорабатывать проблему воспитания в структуре дополнительного образования необходимо, так как дополнительное образование – это наиболее адаптивная система по отношению к детям и в нем заложен наибольший ресурс, который можно учитывать в двух вариантах:
Воспитательная ценность учреждений дополнительного образования заключается в том, что они создают условия для осуществления педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности школьников, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении, самодеятельности. Этот вывод подтверждается фактическим состоянием обучения, воспитания и развития детей в учреждениях дополнительного образования.
Основной формой работы УДОД, его структурной единицей является объединение по интересам. Ребенок занимается в них по собственной инициативе, а не по принуждению.
УДОД считают одним из критериев оценки эффективности воспитательного процесса сформированность коллектива, удовлетворенность воспитанников, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении, нравственно-психологический климат.
Дополнительное образование детей выполняет не только компенсаторную и комплементарную функцию по отношению к школе, но и личностно-формирующую. При этом учреждения дополнительного образования детей предоставляют школьникам больше самостоятельности в извлечении знаний и использовании их на практике, тем самым создают благоприятные условия для творчества, поиска, и, следовательно, придают процессу воспитывающий и развивающий характер.
Дополнительное образование детей не регламентировано как школа, поэтому более гибко и подвижно в создании условий для проявления детьми инициативы и творчества, в использовании авторских программ и технологий, что придает воспитательному процессу новое качество.
Определенную роль в совершенствовании воспитательных возможностей системы дополнительного образования занимает межведомственное взаимодействие и использование всех имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Практика межведомственного подхода и координация всех ресурсов для формирования системы дополнительного образования, воспитательной работы в образовательном учреждении в различных учреждениях различна.
Таким образом, в целом, система дополнительного образования детей занимает значительное место в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении личности ребенка, однако не все возможности и ресурсы в этом аспекте ими используются. Реализация этих направлений позволит сохранить и поднять на новый качественный уровень систему дополнительного образования, реализовать в полном объеме воспитательные возможности системы.
Кружок, группа – традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог. Так, например, в учебную группу «Палеонтология» Центра творчества «Марьино» г. Москвы набор осуществляется без ограничения возраста, поэтому на занятиях можно видеть сидящих рядом учеников 3-х и 8-х классов. Всех их объединяет одно – интерес к загадочной и удивительной науке палеонтологии. Учащиеся не только слушают лекции об эволюции животного мира, полевых и лабораторных исследованиях, но и сами выезжают на раскопки в близлежащие районы Москвы и области. В программу занятий группы включено посещение Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова, где воспитанники знакомятся с работой сотрудников Палеонтологического института РАН (далее – ПИН РАН). В составе палеонтологического экспедиционного отряда ПИН РАН старшие учащиеся работали на раскопках около г. Воскресенска, где было составлено геологическое описание разреза.
Клуб – детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач. В образовательных клубах главное внимание уделяется освоению воспитанником содержания той или иной предметной области. Досуговые клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей и подростков. Отличительные признаки клубов – наличие названия, определенной символики. В деятельности детского объединения активно участвуют органы детского самоуправления, с ним сотрудничают воспитанники разных поколений, родители и друзья клуба. Существует определенный событийный ритм жизни объединения, правила, традиции. В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе), по интересам (творческие группы, творческие объединения и т. д.).
Клуб юных инспекторов движения Дворца детского и юношеского творчества г. Тулы работает по программе, рассчитанной на трехгодичный курс обучения учащихся 6–8-х классов. Программа предусматривает освоение правил дорожного движения, основ доврачебной помощи, методики подготовки и проведения массовых мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий среди детей и подростков. В разных районах Тулы на базе школ созданы подразделения клуба. Клуб через своих воспитанников организует и проводит игры-соревнования «Светофор – твой друг», «Азбука безопасности», «Знатоки на дорогах» в школах, где они учатся, а также куда их приглашают представители других школ. У клуба есть свои традиции – организация профильного лагеря ЮИД г. Тулы «Светофор», проведение конкурса юных велосипедистов Тулы и Тульской области «Безопасное колесо» и др. Высокий уровень знаний учащихся позволяет им наряду с профессиональными судьями участвовать в работе судейских коллегий конкурсов и соревнований, а также в совместном патрулировании с ГИБДД Заокского района Тульской области, по итогам которого воспитанники клуба подготовили репортаж для телевидения.
Студия. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества (изобразительное, музыкальное, театральное, литературное творчество и т. п.). Среди педагогических задач студии – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность с показом достижений воспитанников (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет).
Цирковая студия Центра досуга и творчества молодежи «Виктория» Южного административного округа Москвы имеет программы: акробатика, эквилибристика, жонглирование, гимнастика, хореография, пантомима, актерское мастерство, иллюзия, клоунада. Специалистам-педагогам, многие из которых имеют богатый сценический и исполнительский опыт, удалось привлечь к сотрудничеству модельеров по костюмам, гримеров, звукорежиссеров, что позволило создать разножанровые оригинальные программы.
Школа. Характеризуя школу как форму организации образовательного процесса в учреждении указанного типа, следует обратить внимание на такие ее отличительные признаки, как
Лаборатория, мастерская. Интересными формами детского объединения являются лаборатория и мастерская. Исследовательские изыскания, поисковый, творческий компонент в образовательной деятельности, когда в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема, – все это черты, присущие лаборатории. В состав лаборатории входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Для мастерской характерны принадлежность к определенному виду прикладного творчества (в прикладной деятельности) или искусства (мастерская хореографии), приоритет предметно-практических задач – ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений, овладение специальными технологиями. Организация деятельности лаборатории и мастерской требует специального помещения.
Отличительной чертой организации деятельности детских объединений является гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому возможны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений. Педагог может пойти по пути преобразования существующей формы в более сложную (например, от кружка, группы к клубу, лаборатории), и тогда он будет ориентироваться на постановку более сложных задач, потребуется формулирование новых подходов к отбору содержания, организации образовательного процесса и т. д.
В учреждениях дополнительного образования детей существуют и другие формы объединений: секция, ансамбль, театр и т. д.
Основной формой организации образовательного процесса в дополнительном образовании является занятия. В словаре С. И. Ожегова «занятие» определяется как труд, дело, время учения. «Заниматься» – значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь.
Занятие в системе дополнительного образования – это способ, путь к достижению цели и решению задач, обозначенных дополнительной общеразвивающей программой.
Как основная форма, занятие подчиняется всем закономерностям образовательного процесса, в нем взаимодействуют все компоненты: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения. При этом занятие невозможно без творчества, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Для детей – это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Общепринятой классификацией занятий в современной дидактике дополнительного образования нет. Это объясняется сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия педагога и ребенка на занятии в дополнительном образовании.
В практике образования используются различные классификации занятий.
Б. П. Есипов выделяет
Данная классификация предназначалась для упорядочивания уроков в школе.
Занятие в дополнительном образовании в отличие от школьного урока обладает рядом особенностей:
Занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога дополнительного образования и ребенка.
Т. И. Шамова адаптирует классификацию Б. П. Есипова к дополнительному образованию и выделяет следующие группы занятий:
Л. Б. Железнова предлагает следующую классификацию занятий: обучающие, общеразвивающие, воспитательные.
На практике занятие педагога с детским коллективом зачастую бывает очень трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
В основе многообразных видов занятий все же можно выделить общие характеристики:
Рассмотрим структуру различных видов занятий.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний:
Занятие повторения и обобщения полученных знаний:
Занятие закрепления знаний, выработка умений и навыков:
Все требования можно разделить на 3 группы: социально-педагогические, дидактические и организационные.
К социально-педагогическим требованиям относятся:
К дидактическим требованиям относятся:
Третья группа требований – организационные требования. К ним относятся:
Сочетание всех этих требований является залогом успешной работы педагога, успешного проведения занятий.
Этапы учебного занятия в учреждении дополнительного образования:
1 этап – организационный:
2 этап – основной (содержательный):
3 этап – рефлексивный:
4 этап – эмоционально-оценочный:
5 этап – прокреативный (последействие).
Анализ учебного занятия, поиск ответов на вопросы:
Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблемы педагогу помогает:
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.