59

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с ФГОС ДО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: развить у педагогов дошкольного образования навыки внедрения нетрадиционных техник рисования в процессе художественно-эстетического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.

Объем: 72 часа.

Формируемые знания и компетенции:

  • понимание принципов и условий эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
  • понимание требований ФГОС ДО к содержанию и результатам эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
  • освоение нетрадиционных техник рисования для внедрения в процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Программа

Занятие 1. Содержание эстетического воспитания в ДОО

Для будущего мировоззрения личности важно начать формировать её эстетические взгляды еще на стадии дошкольного возраста, так как, по мнению многих педагогов и деятелей культуры, этот период считается наиболее благоприятным. Дошкольный возраст – это важнейший этап развития, а также воспитания личности. В этот период ребенок приобщается к познанию окружающего мира, а также проходит его первый этап социализации, развивается познавательный интерес, любознательность и активизация самостоятельности мышления. Привитие эстетического воспитания в дошкольном возрасте по большей части происходит в детском саду.

Под эстетическим воспитанием понимается организованный и целенаправленный процесс формирования у детей эстетического сознания и отношения к действительности.

При этом выбор методов и способов его становления огромен, начиная от классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Простыми словами сущность системы эстетического воспитания заключается в воздействии на ребенка средствами искусства. По мнению Лихачева Б.Т., основная цель данного воспитания направлена на становление нравственно-эстетического гуманистического идеала у детей, многостороннего развития личности, умения чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту.

В настоящее время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры является одной из приоритетных задач, стоящих перед образованием, в том числе и дошкольным образованием. Так, важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание.

Художественная деятельность дошкольника – это работа, связанная с такими видами искусства, как театрализованные игры, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, словесно-художественное творчество и т.д. Такая деятельность может быть организована как воспитателем в детском саду, так и самостоятельно.

Несмотря на то, что в первую очередь ответственность за возникновение эстетических представлений у ребенка лежит на семье, окончательный успех обусловливается также совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе такой совместной деятельности у детей происходит развитие их творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Для результата надо учитывать и индивидуальные потребности, особенности, интересы ребенка, степень его общего развития.

Эстетическое воспитание в детском саду может быть организовано по разным основаниям:

  • по принципу управления деятельностью – непосредственно под руководством воспитателя;
  • по видам деятельности – занятие, театрализованные игры, экскурсии;
  • по количеству детей – индивидуальные или групповые занятия.

Занятие 2. Художественная деятельность как ведущий способ эстетического воспитания

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду.

Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Труд должен воспитывать детей, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, то успеваемость и сознательное стремление научиться будет приоритетным.

Развитие познавательных мотивов – это основа подготовки ребенка к школе, залог того, что малыш будет расти наблюдательным, любознательным, сообразительным, находчивым, усидчивым, активно-творческим и самостоятельным. Очень важно понять – ребенок не исполнитель, а творец. Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит. Это ли не радость, если ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он все больше утверждается в своих возможностях, увереннее берется за изготовление новой самоделки.

Он активно получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием на всю жизнь. Малыш приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа как никакая другая удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления.

С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее сделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить другой материал. Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии.

Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам стремится к созиданию. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, к предметам труда. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работа с природным материалом дает возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Таким образом, при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» у детей дошкольного возраста формируются умения: прогнозировать, предвидеть, представлять, фантазировать, экспериментировать.

Занятие 3. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: содержание ФГОС ДО

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной сфере обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Рассмотрим данный важный документ на предмет эстетического воспитания детей.

ФГОС ДО направлен на решение такой задачи, как «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Кроме того, область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)».

Иными словами, в ФГОС ДО определен базовый инструментарий строительства эстетического воспитания детей в условиях детского сада и вне его. Воспитатель призван сформировать чувства прекрасного и позитивного в каждом ребенке с целью трансформации данного феномена в гуманную личность и дополнительных возможностей саморазвития уже в условиях гражданского общества мира взрослых.

Дополнительный материал

Художественно-эстетическое развитие в условиях ФГОС

Занятие 4. Методы эстетического воспитания дошкольников

К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста целесообразно отнести следующие:

  • метод непосредственных наблюдений;
  • метод приучения;
  • метод побуждения к эмпатии, упражнения в эмоционально-позитивном чувствовании прекрасного и отрицательном отношении к безобразному в окружающем обществе;
  • метод практических действий;
  • метод убеждения;
  • метод поисковых и проблемных ситуаций.

Ребенок-дошкольник, создавая свой продукт, действует не только для себя, удовлетворяя свою потребность в действии, движении, как это трактуют теоретики и практики дошкольного детства. Ребенок стремится своим рисунком, лепкой, танцем и другой активностью воздействовать на окружающих и получить их оценки.

Создание безопасной и эстетически насыщенной, а еще лучше – комфортной среды в современной дошкольной образовательной организации – это задача, решение которой необходимо не только для охраны жизни и здоровья детей (физического и психического), но и для всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в школе.

Дополнительный материал

Рабочая программа воспитания в ДОО: организация эстетического воспитания и художественно-эстетическо

Занятие 5. Условия полноценного эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Полноценное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста должно происходить с учетом следующих организационно-педагогических условий, соблюдаемых всеми субъектами воспитания:

  • акцентирование приоритетного внимания к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка и наполнить его жизнь интересным содержанием;
  • актуализация творческого подхода педагогических работников к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также организации занятий с детьми к использованию разнообразных форм, методов и приемов работы в этом направлении;
  • учет возрастных психофизиологических особенностей детей в содержании эстетического воспитания;
  • раскрытие общественно-исторического опыта человечества, включающее, по
    мнению отечественных ученых И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, четыре компонента: знания, навыки, умения и опыт творческой деятельности, базирующийся на знаниях, навыках и умениях, а также опыт эмоционального отношения к миру планеты Детства.

Занятие 6. Место нетрадиционных техник рисования в процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, — это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, нужно использовать нетрадиционные способы изображения.

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете…

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и “это сделал Я – все это моё!”.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с детьми.

Чтобы сделать занятия рисованием более эффективными, нужно обратить внимание на следующие моменты. Заниматься с детьми систематически один-два раза в неделю по 5 – 10 минут.

Перед занятием создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.

  • Во время работы приучать детей к аккуратности.
  • Обязательно хвалить детей.
  • Надо быть доброжелательными и уважительными к детям.
  • Не забывать о технике безопасности! Мы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.

Занятие 7. Рисование пальчиками

Для маленьких детей самый доступный способ рисования – пальчиками. Что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй. Даже у малыша получается очень красивая работа, трудно испортить картину, на которую в конечном счете пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины.

В последнее время появился специальный выбор красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования пальчиками можно сделать самому.

Самый легкий способ: развести гуашь небольшим количеством воды и добавить несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмала.

Более сложный рецепт: сварить густой кисель из 1,5 столовой ложки крахмала и стакана воды, развести, разлить по баночкам и добавить в каждую крупку красителя.

Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, сливок.

Ход работы:

  1. Показать детям, как ставить на лист бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии.
  2. При смене цвета пальчик промываем в миске водой и вытираем тряпочкой.

Варианты работ. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интересно украсить точки нарисованными предметами (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т.д.) или дополнить сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.).

Занятие 8. Рисование ладошкой, ножкой

Ладошками (ножками) можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлёп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха.

Ход работы:

  1. Вначале занятия потренировать детей делать отпечаток сухой рукой (ногой).
  2. Затем ребенок опускает в миску с гуашью всю ладонь (ступню).
  3. Делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони (ножки) на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз – переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком вверх ногами.
  4. Когда отпечаток ладони (ступни) на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например, свиньи (дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны хвост-крючок).
  5. Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

Варианты работ. Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и создать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека). Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью (чтобы не пачкать другую).

Детей 5-6 лет можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа с помощью цветных карандашей.

Занятие 9. Рисование поролоновым тампоном

Маленькие дети начинают рисовать пальчиками, а затем кистью. Но детям довольно трудно правильно держать кисть, а тем более рисовать ею. Поэтому на первых этапах рисования вместо кисточки можно использовать поролоновый тампон прямоугольной формы с закругленным с одной стороны кончиком. Сначала лучше использовать гуашь одного цвета. А при смене цвета желательно взять другой чистый тампон.

Ход работы:

  1. Ребенок берет за кончик поролоновый тампон, другой конец, смоченный в воде, опускает в баночку с гуашью.
  2. Рисует поролоновым тампоном точки, мазки, линии, круги или закрашивает размашистыми мазками внутри заранее нарисованного контура предмета.

Варианты работ. Поролоновым тампоном рисуется всё, что и кистью. Им можно ставить отпечатки – круглые, если кончик закруглен, или квадратные, если два конца квадратной формы. Поролоновым тампоном можно рисовать внутри трафарета.

Занятие 10. Печать листьями

Осенью, гуляя с детьми в парке или на площадке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Пример техники печать листьями:

  1. Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаги хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.
  2. Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги.
  3. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.
  4. Аккуратно возьмите листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклейте его с альбомного листа.
  5. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте их в других местах композиции.
  6. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.
  7. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисуйте стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Занятие 11. Кляксография

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.

Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краскии плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

Пример техники кляксографии:

  • Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
  • Набрать как можно больше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
  • Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
  • Раскрыть лист и посмотреть, что получилось.
  • Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
  • Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

Дополнительный материал

Рисуем: кляксография для детей 5-7 лет

Занятие 12. Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Пример рисунка в технике монотипия:

  1. Берем голубой лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской.
  2. В верхней части листа поэтапно рисуем гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.
  3. Затем складываем лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижимаем. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.
  4. Пейзаж на берегу оживляем красками, чтобы он был более четкий и яркий, чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.
  5. Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.

Дополнительный материал

Монотипия для детей гуашью

Занятие 13. Проступающий рисунок

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель — ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наносится акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

 Пример рисунка «Праздничный салют над городом»:

  1. В нижней части рисунка нарисуйте восковыми мелками невысокие дома или только крыши. Раскрасьте их. Хорошо нажимайте на восковый мелок, чтобы след был четким и ярким.
  2. На оставшейся части листа нарисуйте разноцветные пучки салюта в виде кругов, веера, фонтана и т.д.
  3. На концах лучей нарисуйте огоньки в виде звездочек, кружочков, снежинок.
  4. Покройте готовую композицию черной акварелью (фиолетовой, темно-синей).

Дополнительный материал

Рисунок в технике «Проступающий рисунок»

Занятие 14. Контрастное рисование (белым по черному)

Черный и белый – контрастные цвета. Мы привыкли рисовать черным

по белому. Но стоит поменять эти цвета местами и получится неожиданное изображение. На черном фоне очень оригинально и выразительно выглядят ярко-белые предметы.

Материал: лист черного цвета или альбомный лист, тонированный черной гуашевой краской, белая гуашь, тонкая кисточка, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

Ребенок рисует кисточкой с белой краской, например, зимний пейзаж: снег, деревья и т.д.

Варианты работ. С детьми постарше можно украшать белыми узорами из волнистых и прямых линий, капелек, завитков, узелков, сеточек черное платье, свитер, платок. С детьми 5-6 лет можно нарисовать только контуры рисунка, без последующего закрашивания.

Занятие 15. Рисование пластилиновыми красками

Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.

Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких полотен, почти неотличимых от живописи, до выпуклых барельефов.

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно: художник имеет дело с необычайно послушным материалом. Но пластичность – это только первый из секретов пластилина.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается.

При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые со всей гаммой промежуточных оттенков.

Но и это еще не все секреты пластилина. Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони художника – главный инструмент при рисовании пластилином.

Некоторые художники почти всю работу выполняют пальцами, размазывая материал по поверхности будущей картины из пластилина. Однако, помимо чисто ручной работы, у художника в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином: разнообразные стеки (некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п.), да и любые подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности – шестеренки, крышки от бутылок и т.д.

Но главный инструмент – все равно руки. Приемы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «колбасок» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее.

Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приемов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.

1 способ. Многие знают, как создать пластилиновую картину: отрывай кусочки пластилина и размазывай их по картону тонким слоем, закрашивая таким образом рисунок.

2 способ. Можно создать похожие картины, но другим способом, не менее интересным, с использованием самодельных пластилиновых красок. Как приготовить такую краску? В каждую маленькую баночку положить кусочки пластилина одного цвета и залить небольшим количеством горячей воды. На следующий день краска будет готова (должна получиться густая сметанообразная масса – чем больше воды, тем она жиже). Перед применением приготовленную краску можно слегка подогреть в теплом месте или подлив в нее немного горячей воды.

Материал: картон с контурным изображением, например, пирамидки; баночки с приготовленными пластилиновыми красками, тряпочка.

Ход работы:

Ребенок пальцем набирает нужное количество краски и закрашивает силуэт внутри контура. Когда картина высохнет, она будет выпуклой и шершавой.

Варианты работ. Рисуя пластилиновой краской, можно рисовать любые яркие предметы: яблоко, солнце, мячик, бабочку и т.д.

Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением

или продавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т.п.

Кроме того (вспомним про секреты пластилина!), материал можно поместить в одноразовый шприц и, подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на картину из пластилина можно наносить стебли, ветки и другие линейные детали. Шприц для рисования пластилином можно брать и кондитерский (для более толстых «колбасок» или для деталей с определенным сечением). «Взрослые», «настоящие» художники предпочитают рисование пластилином путем размазывания его по холсту  (картону).

Не обязательно наносить на картон предварительный рисунок – пусть ребенок сам придумает изображение. Такой краской из пластилина можно рисовать с помощью жесткой кисти.

Лучше рисовать на картоне, обычный лист слишком тонкий и загнется при высыхании, а еще на нем проступают жирные разводы от пластилина.

Картины из пластилина желательно поместить в рамки под стекло. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Занятие 16. Мокрые картинки (рисование по сырому листу)

Мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания.

Материал: лист бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы.

  1. Широкой кистью нанесем на лист бумаги много воды.
  2. Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.
  3. Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.
  4. Можно придумать с ребенком название работе.

Варианты работ. Можно нарисовать дождливую осень, салют, ковер

из осенних листьев, морские дали, небосвод и т.д. С детьми 5-6 лет можно попробовать нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставить много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обвести контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

Под эстетическим воспитанием понимается:
Эстетическое воспитание в детском саду по видам деятельности может быть организовано в форме:
ФГОС ДО в вопросах эстетического воспитания дошкольников направлен на решение задачи:
Отметьте методы эстетического воспитания:
Какое высказывание является верным по отношению к нетрадиционным техникам рисования?
В нетрадиционных техниках рисования применяются:
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной сфере обусловлена введением в действие Закона об образовании от 29 декабря 2012 года. Верно ли это утверждение?
Художественно-эстетическое развитие НЕ предполагает:
Полноценное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста должно происходить с учетом:
При организации образовательной области “Художественно-эстетическое развитие” у детей формируются умения:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина