Практические аспекты организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат

Цель курса: углубить и расширить представления педагогов дошкольного образования об организации развивающей предметно-пространственной среды.

Объём курса: 18 часов.

Программа:

  1. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) детского сада: определение и проблемы
  2. Аспекты содержания РППС
  3. Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды
  4. Компонентный состав РППС
  5. Условия наполнения и размещения зон и центров детской активности
  6. Роль педагога в создании РППС
  7. Педагогический дизайн в дошкольном образовании
  8. Три направления применения дизайна в детском саду
  9. Интеграция направлений дизайна при организации РППС

Формируемые знания и компетенции:

  • Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной образовательной организации.
  • Использование современных способов создания развивающей предметно-пространственной среды.
  • Внедрение основных требований к организации РППС в практическую деятельность ДОО. 
  • Знание современных тенденций в развитии дошкольного образования.

Занятие 1. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: определение и проблемы

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Несмотря на то, что речь о создании РППС в дошкольных образовательных организациях ведётся в течение нескольких лет, проблемы остаются. Основными среди них являются:

  1. Формальный или традиционных подход к выбору способов организации пространства, его наполнению, отбору игровых и учебных материалов. Причина: педагоги не понимают, какими возможностями обладает предметно-пространственная среда для активизации и разнообразия детской деятельности. Среда превращается в фон для педагогического процесса.
  2. Стихийный выбор игровых и учебно-методических пособий, материалов. Причины: недостаточность финансирования, нет качественных и разнообразных материалов, личные предпочтения и запросы педагогов.
  3. Преимущественное использование одного вида материалов: печатных наглядных пособий, ограниченный набор предметов народных промыслов, устаревшие игрушки, дидактические игры, составленные за время работы. Либо противоположная тенденция — перенасыщение предметной среды, наполнение её большим количеством однообразных материалов.
  4. Создание среды как набора центров и уголков, вместо создания целостного пространства. Непродуманность и нерациональная организация РППС дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и утомляемости.
  5. Жёсткое зонирование и статичность среды, снижающие интерес дошкольников к её освоению.
  6. Игнорирование изменений, которые происходят в современном мире вокруг ребёнка. Появляются новые игрушки, пособия, техника, компьютерные приложения. Изменяются способы получения и представления информации в СМИ. Виртуальная среда становится более привлекательной для современных дошкольников.

Чтобы предметно-пространственная среда обладала развивающим эффектом, необходимо создать единое пространство, в котором воспитатель сможет наладить содержательное общение с детьми.

Занятие 2. Аспекты содержания РППС

Для построения РППС важно учитывать шесть требований к её содержанию.

Насыщенность. Среда должна соответствовать возрастным особенностям детей, их количеству в группе. При выборе игрового материала необходимо создать условия для одновременной игры нескольких детей. То есть в группе должно быть достаточное количество игрового, раздаточного материала, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Вариативность. Игровой материал периодически должен меняться. Детям необходимо предоставить возможность выбирать разные виды деятельности и игрового пространства.

Доступность. У детей должен быть свободный доступ к игровым материалам, которые должны быть исправными. Чем младше дети, тем ниже должны располагаться игрушки и пособия, чтобы попадать в зону досягаемости и внимания детей.

Трансформируемость. РППС должна изменяться в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей. Это возможно благодаря передвижному оборудованию и мебели.

Безопасность. Все элементы РППС должны быть исправны и надёжны.

Полифункциональность. Создаётся за счёт матов, мягких модулей, ширм. Такое оборудование дети могут сами передвигать, создавать из него временные зоны в группе, чтобы воплощать собственные игровые замыслы.

Занятие 3. Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды

Методисты и учёные описали различные направления построения развивающей среды, поэтому сделать выбор достаточно сложно.

По своей направленности развивающая среда может быть основана:

  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе организации различных видов детской деятельности в образовательном процессе;
  • на принципе решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной детской деятельности;
  • на принципе интегрированных видов деятельности детей.

Исходя из этого выделяют три варианта конструирования содержания РППС.

Первый вариант: РППС по видам детской деятельности

В группе создаются условия для всех видов детской деятельности, выделенных во ФГОС ДО: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования из разных материалов, изобразительной музыкальной, двигательной

Второй вариант: РППС по образовательным областям

Содержание развивающей предметно-пространственной среды соотносится с четырьмя образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Третий вариант: интегрированный (смешанный) подход к организации РППС

Этот подход наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в самостоятельности, творчестве и инициативе. Интегрированный подход предполагает, что дети играют там, где удобно, а не там, где сказал воспитатель.

Педагог в этом случае должен понаблюдать за играми детей и расположить материалы и игрушки так, чтобы дети чувствовали себя комфортно. В разных местах должны находиться зоны двигательной активности, тихих настольных игр, экспериментирования и уединения. Создавая условия для всех видов детской деятельности, будут учитываться и все образовательные области, что позволит осуществить интегрированный подход к наполнению РППС.

Дополнительный материал

Занятие 4. Компонентный состав РППС

По одной из классификаций в системе развивающих сред детского сада под базисными компонентами понимаются различные помещения ДОУ. Такая система автоматически задаёт высокие требования к финансированию и проектированию зданий детских садов. Ведь под базисными компонентами в ней подразумеваются:

  • дизайн-студия,
  • компьютерно-игровой комплекс,
  • детская библиотека и медиатека,
  • зимний сад,
  • музыкальный и театральный комплекс,
  • физкультурно-оздоровительный комплекс,
  • дополнительные помещения,
  • бытовые помещения.

Ещё одна классификация предлагает включить в игровое пространство следующие компоненты:

  1. Содержательный компонент. Учитывает образовательную программу ДОУ, состоит из материалов, которые специально подобраны или изготовлены для реализации проекта.
  2. Материальный компонент. Подразумевает наполнение уголков и зон активности детей.
  3. Организационный компонент. Состоит из четырёх ведущих зон: зона выбора и самоопределения, рабочая, активная и спокойная зоны. В зоне выбора и самоопределения размещаются материалы и оборудование для разных видов деятельности, чтобы дошкольники сами выбирали материалы для игр и располагались в других зонах группы. В рабочей зоне проводятся занятия, здесь размещают столы и другое оборудование для познавательной и продуктивной деятельности. В активной зоне организуют игры. В спокойной — отдыхают и уединяются.
  4. Личностный компонент. Условия, позволяющие организовать взаимодействие между детьми и взрослыми, сделать условия пребывания в детском саду индивидуальными.

На сегодняшний день основной инструмент оценки качества дошкольного образования — международная шкала ECERS, которая уже апробирована в России. Если учитывать её параметры, то РППС группы должна включать:

  • игровую зону;
  • зону физической активности;
  • исследовательскую зону;
  • интеллектуальную зону;
  • зону уединения.

При этом в разных зонах и центрах активности должны находиться детские рисунки, поделки, фотографии и так далее. Также должно быть место для постоянного размещения детских работ.

В заключение этого занятия вспомним отечественную систему организации предметной среды детского сада, которая существовала в 50-80-х годах прошлого века. Тогда в каждой группе были организованы уголки по интересам:

  • кукольный домик (домоводство),
  • книжный,
  • строительный,
  • творческий (рисование),
  • уголок костюмов для переодевания,
  • место для настольных игр.

Педагогам тогда рекомендовалось использовать расходные и бросовые материалы для игр, например, лоскутки ткани, коробочки, верёвки, картон и другие материалы.

Современные требования международного уровня во многом напоминают классическую систему дошкольного образования России. Например, по шкале ECERS в детском саду должно быть не менее трёх центров детской активности: конструирование, природа и наука, сюжетно-ролевые игры, настольные игры и игры для мелкой моторики, рисование.

Дополнительный материал

Занятие 5. Условия наполнения и размещения зон и центров детской активности

В современной дошкольной образовательной организации размещение и наполнение зон и центров детской активности зависит от:

  1. возраста, количества, гендерного соотношения, состояния здоровья детей;
  2. актуальных интересов и увлечений детей (что важно для детей прямо сейчас);
  3. интересов и умений педагога, его способностей оформить помещение, подготовить материалы и оборудование, организовать творческую или исследовательскую деятельность детей и многого другого;
  4. архитектурных особенностей помещения, его площади, формы, наличия спальни, возраста и состояния здания, мебели, других особенностей.

Перечисленные условия свидетельствуют о том, что не существует единого универсального способа организации и наполнения развивающей предметно-пространственной среды.

Так, в только что построенный детский сад требуется привнести уют и функциональность в развивающую среду.

Если детский сад построен давно, в нём чаще всего не хватает места для создания условий для всех видов детской деятельности, поэтому нужна полифункциональная мебель.

Сейчас производится много трансформируемой детской мебели и игрового оборудования. Для решения задач организации игрового пространства, экономии места и гибкого зонирования предназначены складные ширмы, передвижные центры экспериментирования, секционная мебель. Реализовать задуманное мешает только отсутствие финансирования.

В большинстве детских садов старой планировки пространство можно разделить лишь на две зоны: рабочую и игровую. Это подразумевает командную игру. Но дети в течение дня хотят побыть одни. Поэтому нужна более сложная организация пространства, чтобы нашлось место для игр большого числа детей и для игры одного-трёх детей, а также места для уединения.

Занятие 6. Роль педагога в создании РППС

Проблема несоответствия предметно-пространственной среды появляется, когда педагоги хотят внедрить новые методы работы, использовать инновационные формы и технологии. Чтобы обойти ограничения, педагогам дошкольного образования приходится улучшать РППС за счёт творческих находок по перепланировке и наполнению зон активности, по изготовлению игрового оборудования и созданию условий для творческой и исследовательской активности.

Вот некоторые из таких находок:

  • «Зона творческого самовыражения» — дети рисуют здесь всё, что захотят, мелками, которые легко стираются;
  • «Говорящие стены» — один из вариантов размещения информации о детях, их поделок и рисунков;
  • «Картонные модули» — платформы для перешагивания, барьеры для перепрыгивания, арки для подлезания, постройки к играм для развития крупной моторики;
  • «Игровая ширма» — трансформирует пространство комнаты по желанию и замыслу детей и взрослых.

Дополнительный материал

Занятие 7. Педагогический дизайн в дошкольном образовании

Дизайн сейчас так или иначе касается всех сфер деятельности человека. Появляется множество разных направлений, в том числе активно в российскую практику внедряется термин «педагогический дизайн».

Педагогический дизайн — это систематическая разработка педагогических спецификаций на основе учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания. Он включает процесс анализа потребностей и целей обучения, разработку системы преподавания, которая могла бы удовлетворить эти потребности. Предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности.

В дошкольной образовательной организации педагогический дизайн можно задействовать в любом моменте образовательного процесса: от появления идеи до реализации педагогической ситуации.

Однако в большей степени педагогический дизайн в детском саду — это проектирование и планирование образовательного процесса с учётом текущих интересов детей или каких-либо событий образовательной деятельности.

Что касается организации развивающей предметно-пространственной среды, то здесь педагогический дизайн рассматривается как проектирование совместной деятельности педагога и детей по изменению и использованию предметного пространства. Например, план совместного образовательного проекта, результат которого — изменение или нововведение в РППС группы: это может быть новая игровая зона, наглядный или игровой материал, декоративное оформление.

Если реализуется такой подход, то педагогический дизайн становится детским дизайном или дизайном для детей.

Занятие 8. Три направления применения дизайна в детском саду

Важно понимать разницу между перечисленными видами дизайна.

Профессиональный дизайн

Создаётся профессиональными специалистами-оформителями. Они разрабатывают эскиз интерьера группы, выбирают и проектируют мебель, планировку помещения. Все работы обычно выполняются на этапе строительства и отделки помещения.

Интерьер группы продумывает дизайнер. Его задача — создать эстетически привлекательное помещение с детской спецификой. То есть эта задача не имеет отношения к педагогике, поэтому помещение радует и привлекает глаз, но не развивает.

Обычно после начала работы в такой группе педагоги замечают, что всё красиво, игрушек много, мебель новая, а дети не могут себя занять, играют в примитивные и однообразные игры. Пространство кажется чужим и не учитывает, что дошкольник должен в нём осуществлять различную деятельность. Тогда педагоги начинают заниматься дизайном для детей.

Дизайн для детей

Профессиональный дизайн, цель которого — благоустроить материально-культурное пространство, окружающее ребёнка. Это деятельность взрослого по созданию условий и материалов для организации детской деятельности.

Педагоги изготавливают игрушки, дополнительные предметы для игры, игровое оборудование и дидактические пособия. Многие воспитатели успешно занимаются этим видом дизайна. Им удаётся наполнить пространство группы вещами, сделанными своими руками, авторскими пособиями.

Дизайн для детей может стать одной из форм работы с родителями. Педагоги могут привлечь семью к изготовлению необходимых предметов для игры.

В условиях усовершенствования РППС дизайн для детей важен и нужен. Эта деятельность позволяет создать комфортную и уютную обстановку в группе. Следующим шагом в этой работе становится детский дизайн.

Детский дизайн

Дизайн, в создании которого непосредственное участие принимали дети. Это понятие появилось в конце 90-х годов ХХ века.

Детский дизайн — вид художественной деятельности детей, которая направлена на создание эстетических и функциональных качеств РППС.

Исследователи детского творчества пришли к выводу, что дизайн-деятельность доступна в дошкольном возрасте и значима для развития каждого ребёнка. В процессе такой деятельности каждый ребёнок овладевает универсальными способами и способностями, помогающими освоить человеческую культуру в качестве созидателя, а не только потребителя.

Дошкольник постигает азы индивидуального и коллективного творчества, начинает понимать смысл своей деятельности, который важнее результата.

Что можно сделать с детьми для украшения интерьера группы:

  • подвески;
  • рамки для фото и рисунков;
  • детские рисунки;
  • плакаты , дидактические панно (схемы, календари, карты);
  • самодельные игрушки;
  • закладки для книг, коврики, салфетки, карандашницы и другие бытовые предметы.

Организуя такую деятельность, педагог должен помнить, что дизайн отличается от изобразительной деятельности. Главной его характеристикой является создание нового. Этим он похоже на науку, технологии, искусство.

Занятие 9. Интеграция направлений дизайна при организации РППС

Для создания РППС необходима интеграция всех направлений дизайна в детском саду.

Дизайнер не сможет оформить полноценное пространство для детей, так как нужно, чтобы в его доработке участвовали педагоги-практики. Только воспитатель может выделить функциональные зоны в группе, применить имеющиеся материалы по-новому, дополнить и повысить развивающий потенциал предметов.

Например, чтобы появились дополнительные возможности для детского рисования, общения, развития мелкой моторики, можно задействовать задние и боковые поверхности мебели. Их можно превратить в грифельные и магнитные доски, выставки рисунков, фланелеграфы, дополнить полками для книг и игрушек, крючками для одежды.

Одновременно с этим педагог подготавливает условия для создания детского дизайна:

  • определяет, где будет находиться выставка рисунков;
  • создаёт пространства для хранения построек и поделок;
  • придумывает, как можно применить созданные детьми украшения и изделия.

Такой подход к дизайну придаёт новое значение творчеству ребёнка, а совместная деятельность из образовательной превращается в сотворчество. Создавая оформление группы и изготавливая нужные в быту и игре предметы, ребёнок начинает чувствовать значимость своего труда, потому что видит его применение.

Работа по проектированию и улучшению РППС требует от педагога дизайнерских компетенций, так как нужно правильно понимать эстетику дошкольного учреждения, не создавать нагромождения детских работ и игровых материалов, не допускать ненужного и лишнего украшательства.

Педагогический дизайн призван создать условия для разнообразной деятельности дошкольников, чтобы они находили каждый день что-то важное и интересное для себя, могли самостоятельно использовать нужный материал, размещаться там, где им удобно, менять окружающее пространство в зависимости от игрового замысла, наблюдать результаты своей деятельности.

Дополнительный материал

Выберите верное определение развивающей предметно-пространственной среды:
Выберите проблемы, с которыми сталкиваются дошкольные образовательные организации при создании РППС:
Под полифункциональностью РППС подразумевается:
Какие варианты конструирования РППС существуют?
Для какого периода развития дошкольного образования характерно наличие кукольного домика, книжного, строительного и творческого уголков?
Сколько центров детской активности должно быть по шкале ECERS:
Размещение и наполнение зон и центров детской активности зависит от:
Что такое педагогический дизайн?
К какому направлению относится дизайн, целью которого является благоустройство материально-культурного пространства, окружающего ребёнка?
Что должен сделать педагог, чтобы подготовить условия для создания детского дизайна?

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата