Организация музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат

Цель: расширить представления музыкальных руководителей об организации музыкально-дидактических игр в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Объём курса: 18 часов.

Программа:

  1. Теоретические основы организации музыкально-дидактических игр
  2. Виды музыкально-дидактических игр и требования к их разработке
  3. Этапы усложнения музыкально-познавательных задач при организации музыкально-дидактических игр
  4. Особенности музыкально-дидактической игры в возрасте 2-3 лет
  5. Система музыкально-дидактических игр для детей 2-3 лет
  6. Практическое применение музыкально-дидактической игры в возрасте 3-4 лет
  7. Организационные подходы к проведению музыкально-дидактических игр в раннем и младшем дошкольном возрасте
  8. Итоговое тестирование

Формируемые компетенции:

  • Применение игровых педагогических технологий в организации музыкальной деятельности детей. 
  • Определение и применение различных форм и методов организации музыкальной деятельности детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
  • Организация взаимодействия, общения детей в процессе музыкальной деятельности для их социально-коммуникативного развития. 
  • Разработка содержания музыкальных занятий с учётом достижений мировой и отечественной музыкальной культуры.

Занятие 1. Теоретические основы организации музыкально-дидактических игр

Музыкально-дидактическая игра — одна из игровых форм обучения на музыкальных занятиях в детском саду. Для каждой дидактической игры характерны следующие компоненты:

  • обучающая задача;
  • определённое содержание;
  • установленные правила;
  • игровые действия.

Основным элементом музыкально-дидактической игры является обучающая задача. Остальные элементы зависят от неё.

Во время музыкально-дидактической игры активизируются не только творческие способности дошкольников, но и познавательные процессы. Чтобы понять правила, усвоить игровые действия, ребёнок должен активно слушать и осмысливать предложение и объяснение педагога.

Задачи музыкально-дидактической игры требуют сосредоточить внимание, различать, сравнивать и обобщать. Это влияет на развитие познавательной активности детей.Главная задача музыкально-дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Чтобы успешно реализовать эту задачу, музыкально-дидактические игры должны быть качественными, способными смоделировать основные свойства музыки.

Назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и динамический слух, побудить к самостоятельной деятельности с помощью полученных на музыкальных занятиях знаний.

Такие музыкально-дидактические игры помогают научиться планировать, прогнозировать, выбирать альтернативы и так далее.

Как все игры, музыкально-дидактические должны включать развитие игровых действий. При этом они должны быть простыми, доступными, ярко оформленными.

Занятие 2. Виды музыкально-дидактических игр и требования к их разработке

Выбор музыкального материала и формулирование игровой задачи зависит от ряда условий:

  1. игра должна способствовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, познавательных способностей, речи, создавать условия для общения со сверстниками и взрослыми;
  2. игра должна развивать интерес к музыкальным занятиям и материалу, который изучается в данный момент;
  3. игра должна способствовать овладению такими умениями, как анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение;
  4. в процессе игры должны возникать ситуации активного поиска, догадок, размышлений, ситуации мыслительного напряжения и принятия собственного решения;
  5. игра должна расширять, углублять и помогать творчески применить результаты предшествующего обучения;
  6. игра должна создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, положительный эмоциональный тонус.

По классификации Н.А. Ветлугиной музыкально-дидактические игры для дошкольников делятся на три вида в зависимости от дидактической задачи и игровых действий:

  1. Спокойное музицирование.
  2. Подвижная игра с элементами соревнования с последующими выполнением музыкальных заданий.
  3. Хороводная игра.

Занятие 3. Этапы усложнения музыкально-познавательных задач при организации музыкально-дидактических игр 

Для каждой возрастной группы музыкально-дидактические игры представляют собой последовательность задач, которые постепенно усложняются. 

Первый этап. Дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, выделяют характерные музыкальные звуки и определяют их свойства. Дети знакомятся со зрительными образами игры благодаря музыкально-дидактическим упражнениям.

Второй этап. Дети знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями, параллельно усваивая музыкально-сенсорные умения и навыки, которые нужны для игры. 

Третий этап. Полученные музыкальные умения, навыки и игровые действия переносятся в самостоятельную деятельность детей. Навыки продолжают совершенствоваться под косвенным руководством педагога. 

Четвёртый этап. Дети самостоятельно используют музыкально-дидактическую игру. 

По каким критериям можно определять уровень развития дошкольника в музыкально-игровой деятельности? 

Таких критериев четыре:

  1. Увлечённость мелодией, музыкально-ритмическим движением, высокая концентрация слухового внимания.
  2. Ярко выраженное стремление выполнять предлагаемые задания, желание продолжать занятие по его окончанию.
  3. Самостоятельность выбора средств, способов действий при выполнении задания музыкально-дидактической игры, достижения результата и самоконтроль.
  4. Эмоциональное отношение к музыкальной деятельности и постоянное стремление к ней.

В игровой форме детям проще воспринимать характер и содержание музыкального произведения, проявлять активность и творчество, так как игра насыщена эмоциональными и занимательными моментами, что повышает заинтересованность детей.

Занятие 4. Особенности музыкально-дидактической игры в возрасте 2-3 лет

Музыкально-дидактическая игра детей раннего возраста обладает рядом особенностей. Так, в ней нет соревновательного элемента, так как маленькие дети ещё учатся взаимодействовать друг с другом.

Кроме того, дидактическая игра подразумевает сосредоточение внимания, осмысленное поведение, волевые усилия, наличие опыта общения с музыкой, а этого у детей раннего возраста ещё нет.

Поэтому первые музыкально-дидактические игры в раннем возрасте похожи на задания дидактического характера: ребёнок сравнивает и различает звуки по высоте, длительности, тембру, силе. Самые простые упражнения можно выполнить без музыкального сопровождения с помощью звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов.

Большинство музыкальных игр для раннего возраста сложно отнести к музыкально-дидактическим, потому что они направлены на активизацию и вовлечение детей в совместную деятельность, получение положительных эмоций от музыки и движений.

В таких играх музыкально-дидактические задачи отодвигаются на второй план или отсутствуют. Поэтому главной задачей становится стимулирование дошкольника к овладению способами действий, связанных с музыкой, с помощью которых он может выразить своё эмоциональное отношение к ней. Динамика развития ответных действий и их соответствие образному содержанию музыки будут свидетельствовать о том, что у ребёнка постепенно развиваются и углубляются представления о средствах музыкальной выразительности.

Занятие 5. Система музыкально-дидактических игр для детей 2-3 лет

Система музыкально-дидактических игр для детей 2-3 лет основана на особенностях музыкальных произведений, сопровождающих игры, и учёте возрастных игровых и двигательных возможностей детей. Следовательно, можно выделить два направления:

  1. игры под народную музыку;
  2. игры под авторскую музыку (классическую и современную).

По содержанию игры могут быть сюжетными и несюжетными.

По характеру действий — отобразительными и тренировочными.

По форме проведения — статическими (стоя или сидя), подвижными и смешанного типа. К статическим играм относятся игры-песни, игры — ритмические аккомпанементы, пальчиковые игры. К подвижным — игры-инсценировки, игры-догонялки, игры-прятки, двигательно-ритмические игры.

Во время игры обязательно использовать словесный подсказ и предварительно объяснять.

Музыкально-дидактическая задача игры — обучить ребёнка способам действий, связанных с выражением эмоционального отношения к музыке и отражением в движении доступных и понятных особенностей музыки.

Детям раннего возраста все ответные движения или действия сначала нужно сопровождать словесным подсказом. Поэтому не стоит сопровождать музыкальную игру классическими инструментальными произведениями, так как они не подразумевают одновременного сопровождения музыки словом.

Больше всего для игр в раннем возрасте подходят народные песни и детские песни, написанные композиторами для детей. Словесный подсказ в поэтической форме объясняет ребёнку порядок действий и побуждает к эмоциональному отклику. Это могут быть:

  • сюжетные песни;
  • песни с подсказом действий или танцевальных движений;
  • песни, передающие настроение, которое можно выразить движением;
  • песни, побуждающие к подпеванию.

Среди разновидностей музыкально-дидактических игр для детей раннего возраста можно выделить следующие.

Песни, основанные на различных жанрах народного детского фольклора. Основа таких игр — пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, колыбельные и другие песни, созданные специально для маленьких детей. Также это могут быть:

  • игры-песни, побуждающие к подпеванию;
  • пальчиковые игры, когда ребёнок изображает персонажей игры и их действия пальчиками;
  • догонялки и прятки, основанные на внимательном прослушивании песни и понимании ребёнком, когда надо убегать или прятаться;
  • двигательно-ритмические игры, когда ребёнок отображает темп и ритмическую пульсацию своими движениями.

Музыкально-дидактические игры, побуждающие к сотворчеству педагога, родителей и ребёнка. Среди таких игр выделяют:

  • сочинение продолжений к коротким народным песенкам;
  • произвольное комбинирование известных народных мелодий с авторскими и фольклорными текстами.

Авторская песня и инструментальная музыка. Хоть они не подразумевают свободного обращения с текстом и музыкальным сопровождением, они представляют собой огромный мир образов и чувств, которые близки ребёнку. Он может изобразить персонажей и подпевать им, отразить в движении общее настроение, ритм, форму, динамические и темповые особенности.

Музыкально-дидактические игры без словесного подсказа. К их числу относятся ритмические игры-аккомпанементы. В них используется инструментальная музыка с ярко выраженными жанровыми особенностями, например, марш, тарантелла и другие. Ребёнок может отобразить такую музыку с помощью шагов, прыжков, хлопков, или используя детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки и так далее.

Музыкально-дидактическая игра, связанная с узнаванием ранее слышанной музыки. Здесь словесный подсказ тоже не нужен. Это сложный для ребёнка раннего возраста вид деятельности, но необходим для развития музыкальной памяти, мышления, воображения, музыкальных способностей. После прослушивания ребёнок называет произведение или изображает его с помощью движений.

Дополнительный материал: фрагмент музыкального занятия

Занятие 6. Практическое применение музыкально-дидактической игры в возрасте 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет музыкально-дидактические игры усложняются. Рассмотрим несколько примеров. Музыкально-дидактическая игра «Чей домик?» (музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского) Цель: познакомить детей с высоким и низким звуком. В музыкальном зале надо расставить на небольшом расстоянии друг от друга несколько стульев. На них садятся несколько детей, которые будут изображать кошек и котят. Музыкальный руководитель поёт песню, а затем спрашивает:

Куда же наша Марина (имя ребёнка) пойдёт? 

Туда ли, где кошка поёт? 

А, может, туда, где спросонок

Мяукает сладко котёнок?

Марина проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: “Кто в домике живёт?”

Сидящий на стуле ребёнок мяукает либо низким, либо высоким голосом, выбирая, кого он хочет изобразить — кошку или котёнка.

Марина отгадывает, а музыкальный руководитель спрашивает у детей, правильно ли они отгадала. Если Марина назвала верно, она садится на стульчик, а ребёнок, сидевший на нём, становится зрителем.

План освоения музыкально-дидактической игры

Занятие № 1. Дети слушают песню «Чей домик?» Музыкальный руководитель интересуется мнением детей об этой песне и обращает их внимание на то, что песню надо петь ласково, спокойно, нежно, не спеша.

Занятие № 2. Дети слушают песню, которую музыкальный руководитель поёт и играет на металлофоне. Дети узнают песню и подпевают “Мяу”. На занятии выясняем, что кошка и котята мяукаю по-разному.

Занятие № 3. Закрепление материала. Музыкальный руководитель играет и поёт. Дети узнают песню и при повторном прослушивании подпевают “Мяу”.

Занятие № 4. Закрепление материала. Музыкальный руководитель приносит красивый домик. Дети его рассматривают. Музыкальный руководитель рассказывает, что в этом доме будут жить кошка и котята. Проводится игра и обсуждение, почему Марина смогла угадать, что пел котёнок.

Занятие № 5. Во время беседы закрепляются правила игры, проводится игра. Устанавливаются домик и стулья, выбираются дети на роли кошек и котят.

В игре чётко прослеживается роль игровых правил, которые связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Дети, правильно выполнившие задания, входят в домик.

Мелодия песни воспринимается детьми в единстве с текстом, выражает основное настроение, иллюстрирует характерные образы кошки и котят.

Задания на различение звуков по длительности

Дети в возрасте 3-4 лет хорошо справляются с заданием на различения звуков по длительности. Им доступно сопоставление и смена четвёртых и восьмых длительностей. Для этого проводятся игры «Кто идёт?» и «Мышки бегают».

Игры на усвоение динамических оттенков

Детям раннего и младшего возраста усвоение динамических оттенков даётся легче. Выполнить простейшие движения проще под песню:

У ребяток ручки хлопают

Тихо хлопают, тихо хлопают

Громче хлопают, сами хлопают

Ну и хлопают, вот так хлопают

Здесь задание в тексте песни. Весёлая мелодия сначала плавная и спокойная, затем с усиливающейся динамикой, помогает детям получить представление о свойствах музыки. После показа малыши хлопают в ладоши громко и тихо. 

Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» (музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского)

Цель: научить различать динамические оттенки.

Музыкальный руководитель поёт:

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

Первый куплет: дети тихо звенят погремушками.

Второй куплет: звенят громко.

В этой игре задание есть в тексте песни. Поэтому дети сидят на стульчиках и выполняют его.

Знакомство с музыкальными тембрами

В младшем дошкольном возрасте знакомство с музыкальными тембрами проводится тремя способами:

  • восприятие человеческого голоса (пение);
  • имитация голосов птиц и животных;
  • тембр инструментов.

Самый доступный вариант для малышей — звукоподражание голосам животных и птиц. Дети любят игру «Кто это?» (музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского).

Песня написана в форме загадки о животных и птицах. В конце каждого куплета есть имитация голосов животных и птиц. Этот приём помогает детям различать тембры животных. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы звукоподражание было правильным: кошка мяукает нежно, петушок звонко поёт, гуси кричат резко.

Для различения тембров музыкальных инструментов проводим игру «Угадай, на чём играю?» Дети берут погремушки, барабаны, дудки, колокольчики. Музыкальный руководитель поёт песню, дети слушают внимательно, чтобы вовремя подыграть на тех инструментах, которые у них в руках.

Сложнее всего малышам различать тембр человеческого голоса, поэтому игры по этому направлению лучше проводить в средней группе.

Дополнительный материал: фрагменты музыкальных занятий

Занятие 7. Организационные подходы к проведению музыкально-дидактических игр в раннем и младшем дошкольном возрасте

В течение года музыкально-дидактические игры можно проводить как на музыкальных занятиях, так и вечером, уделяя им 2-3 минуты. Все задания многократно повторяются и постепенно усложняются. 

Усвоение заданий по высоте, ритму, тембру динамике нужно проверять не только в коллективных ответах, но и индивидуально, приглашая ребёнка самому выполнить задание. 

Чтобы игра вызывала больший интерес, её не нужно сразу усложнять заданиями. Постепенная подготовка к игре развивает музыкальные способности большинства детей, привлекает даже самых малоподвижных и застенчивых. 

Большую роль в формировании интереса к музыке и развитии творческих способностей играют музыкальные инструменты. Малышам доступны бубны, маракасы, бубенцы, колокольчики, треугольник. Они должны иметь возможность не только увидеть их, но и поиграть с ними. 

Освоить музыкальные инструменты помогают мягкие игрушки. Сначала детям трудно освоить бубен. Для этого используем лошадку. Нагружаем лошадку — ей тяжело идти, она идёт медленно, просим показать детей, как она идёт, когда ей тяжело, и как она быстро скачет, когда ей легко. 

Также дети могут воспроизводить простые динамические сочетания звуков на металлофоне, показывая, как капает маленький дождик и как быстро падают капли, когда дождь усиливается. 

Проводя музыкально-дидактические игры, музыкальный руководитель должен решить следующие педагогические задачи:

  • совершенствовать основные движения в музыкально-дидактических играх;
  • стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок освоил игру, знал её, умел играть на занятии, в группе, дома;
  • воспитывать организаторские способности детей, чтобы они сами могли проводить такие игры с группой детей;
  • использовать музыкально-дидактические игры в воспитании и развитии дошкольников. 

Дополнительный материал

Практическое пособие “Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей” (автор — музыкальный руководитель Л.В. Болсуновская)

Какие элементы характерны для музыкально-дидактических игр?
Главные задачи музыкально-дидактических игр:
Какими должны быть музыкально-дидактические игры?
По классификации Н.А. Ветлугиной музыкально-дидактические игры делятся на три вида:
На каком этапе усложнения музыкально-познавательных задач дети самостоятельно используют музыкально-дидактическую игру?
Может ли эмоциональное отношение к музыкальной деятельности и постоянное стремление к ней быть одним из критериев определения уровня развития дошкольника в музыкально-игровой деятельности?
Какой составляющей нет в музыкально-дидактических играх детей в возрасте 2-3 лет?
Организуя игру для детей раннего возраста, музыкальный руководитель должен использовать:
Музыкально-дидактические игры можно проводить:
Чтобы игра была интересной, музыкальный руководитель должен:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Сертификат отправим на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов.

Образец сертификата