Применение средств ИКТ в работе логопеда ДОУ

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: формирование у педагогов навыков внедрения средств ИКТ в коррекционно-развивающие занятия в дошкольном образовательном учреждении.

Объем: 36 часов.

Программа:

Занятие 1. Место ИКТ в работе педагога-логопеда.

Занятие 2. Преимущества ИКТ в работе логопеда ДОУ.

Занятие 3. Принципы использования ИКТ на логопедических занятиях.

Занятие 4. Задачи, решаемые за счёт внедрения ИКТ на логопедических занятиях.

Занятие 5. Требования к организации занятий с применением ИКТ в ДОУ.

Занятие 6. Методический инструментарий педагога-логопеда с применением ИКТ.

Формируемые знания и компетенции:

  • Понимание роли и места ИКТ в ходе коррекционно-развивающей деятельности педагога-логопеда;
  • Формирование у педагогов навыков планирования коррекционно-развивающих занятий согласно принципам внедрения ИКТ и гигиеническим требованиям;
  • Расширение методического инструментария логопеда за счет современных средств ИКТ.

Занятие 1. Место ИКТ в работе педагога-логопеда

Компьютерные технологии в настоящее время – перспективный инструмент, средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Непрерывное развитие компьютеризации открывает новый, ещё не исследованный дидактико-методический потенциал, обусловленный уникальными возможностями современных программно-аппаратных средств и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Результаты исследований показывают, что по мере того, как развитие новых коммуникационных технологий прогрессирует, компетентность детей и их осведомленность о таких технологиях также неизбежно возрастает, зачастую в несколько раз превышая компетенцию их родителей. На сегодняшний день технологии являются ведущим каналом связи современного ребенка с окружающим миром. В наше время детей часто называют носителями технологий. Данный факт, несомненно, влияет как на образовательную, так и на коммуникативную практику.

Исходя из вышесказанного следует, что современный педагог должен в полной мере владеть технологиями и уметь внедрять их в образовательный и воспитательный процесс. Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, содержащих коррекционно-развивающую информацию. Эти средства или заимствуются с сайтов, или разрабатываются самостоятельно логопедами учреждений. Существуют следующие виды подобного инструментария:

  • текстовый (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т. п.);
  • табличный (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т. п.);
  • графический (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
  • звуковой (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
  • видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
  • анимация;
  • картинки;
  • фотографии;
  • слайд-шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно-развивающего обучения);
  • логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе с Лунтиком» и др.

Занятие 2. Преимущества ИКТ в работе логопеда ДОУ

Внедрение средств ИКТ в логопедическое занятие имеет ряд преимуществ:

  1. Информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации у ребёнка, когда дело касается сложной для него работы с исправлением дефекта речи. Он стремится к эталонному произношению, подсознательно анализирует свои ошибки и старается выполнить задание намного лучше, потому что хочет соответствовать герою игры.
  2. Ребёнок меньше утомляется. Это обусловленно тем, что ИКТ за счёт красочной графики, продуманных игровых историй, современного подхода к разработке самих методических игр для него очень интересны. Следовательно, концентрация внимания и работоспособность сохраняются на протяжении большего времени, чем на традиционных занятиях.
  3. Программы для детей создаются с использованием дружественного интерфейса с учётом соответствующих конкретному возрасту ментальных и психофизиологических особенностей, что способствует формированию подсознательного стремления ребёнка учиться говорить правильно, исправить собственные ошибки. Особенно стоит отметить категории игр, в которых есть герой, рассматриваемый ребенком как эталон, которому нужно соответствовать.
  4. ИКТ позволяют обеспечить интересные, красочные, занимательные для дошкольника формы экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.
  5. У педагога-логопеда появляется возможность моделировать коммуникацию между ребёнком и вымышленным компьютерным героем, формировать либо корректировать целевые модели межличностной коммуникации.
  6. С помощью игровых компьютерных технологий можно существенно уменьшить негативное отношение ребёнка к логопедическим занятиям за счёт возникновения уверенности в себе и желания научиться говорить правильно. Для дошкольника становится более интересным повторение определённых звуков и слогов (что само по себе составляет основу коррекционной деятельности).
  7. С помощью устройства вывода можно наглядно и доступно показать ребёнку результат его работы на занятии.
  8. Возможность в определённых пределах проводить компьютерную корректировку голоса ребёнка и изменять чувствительность микрофона (в зависимости от индивидуальных особенностей) позволяет дополнительно повышать качество проделанной дошкольником работы («Послушай, как ты можешь говорить!») и, тем самым, дополнительно мотивировать его к участию в логопедических занятиях.

Занятие 3. Принципы использования ИКТ на логопедических занятиях

Совместное использование современных компьютерных и информационных технологий на логопедических занятиях должно осуществляться на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. ИКТ выступают как инструмент для коррекционной работы, которая ведётся с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием всех речевых характеристик.
  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – это способность объективно определять область текущего и ближайшего развития.
  • Принцип системности и последовательности обучения – это использование раннее полученных знаний при изучении нового материала, который изменяется от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Задания предъявляются детям в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. ИКТ позволяют объективно оценить результативность деятельности ребёнка с помощью составления графиков или таблиц, которые наглядно показывают весь процесс обучения.
  • Принцип игровой стратегии и введения ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения направлен на воспитание у детей волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Занятие 4. Задачи, решаемые за счёт внедрения ИКТ на логопедических занятиях

При использовании информационных и коммуникационных технологий на логопедических занятиях  ставятся следующие задачи:

  1. Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
  • ознакомление детей с компьютерными программами;
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания искусственной ситуации успеха;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипуляторов «мышь» и «клавиатура».
  • происходит знакомство детей с компьютерными средствами и правилами работы с ним.
  1. Задачи коррекционно-образовательного цикла:
  • воспитание и развитие языка у детей: фонетическое произношение, просодические компоненты речи, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматическая структура языка;
  • формирование и развитие умений и навыков для образовательной деятельности: знание цели, самостоятельное решение задач, достижение цели, оценка результативности;
  • развитие знаковой функции сознания;
  • развитие психических функций.
  1. Задачи творческого цикла:
  • развитие воображения и творческого мышления;
  • развитие познавательной активности.

Занятие 5. Требования к организации занятий с применением ИКТ в ДОУ

Правильная организация занятий вырабатывает у ребёнка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях дошкольнику предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребёнок включается в совместную работу по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приёмы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребёнка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребёнок самостоятельно осуществляет программные задания.

Используются следующие виды работ:

  • упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;
  • упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);
  • упражнения на составление фразы по образцу;
  • самостоятельное составление фразы.

Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Санитарно-гигиенические требования

  1. Образовательную деятельность организуют в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут, не более 1 раза в день. После занятий проводят гимнастику для глаз.
  3. Неоходимо обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещенности.
  4. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребёнка на расстоянии не ближе 50 см.
  5. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать ПК на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

Технические, эргономические и эстетические требования

  1. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда; спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации – это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
  2. Иллюстрации должны быть крупные и реалистичные, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.
  3. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой. Однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и усталость. Кроме того, некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

Занятие 6. Методический инструментарий педагога-логопеда с применением ИКТ

На логопедических занятиях педагогами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть как готовые продукты, так и самостоятельно разработанные инструменты.

  1. Самостоятельно разработанный инструментарий:
  • составленные с помощью программного комплекса Microsoft Office карточки или презентации;
  • логопедические интернет-страницы, которые создает сам педагог;
  • разработанные тесты, которые запускаются на компьютере;
  • тематические цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
  1. Готовые продукты:
  • компьютерные логопедические тренажеры;
  • компьютерные тесты из сети Интернет;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы.

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ в современной коррекционной деятельности педагогами-логопедами используются следующие:

  • Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями ребёнка.
  • Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в коррекции звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит нужные звуки.
  • Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
  • Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» включает в себя ряд увлекательных занятий и упражнений, которые помогают ребёнку улучшить навыки чтения вслух. Упражнения представлены в виде мини-игр, которые не занимают много времени. Весёлый персонаж сопровождает ребёнка во время игры и не дает ему скучать. Для каждой игры существуют разные уровни сложности, причём ребёнок может выбрать тот уровень, который подходит ему больше всего.

В сети Интернет также можно найти проверенные, давно разработанные логопедические сайты. Их содержание разнообразно: от презентаций для проведения занятия до различных логопедических игр:

Особое место среди данного перечня занимает портал «Мерсибо». На главной странице сайта указано: «Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 8 лет». .

Игры «Мерсибо» состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребёнок видит только первое: он ищет сокровища, очищает море и помогает индейцам. В то же время дети исправляют звуки, тренируют предлоги, учатся считать – это развивающаяся часть игр.

Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Такие игры легко заинтересовывают ребёнка и вовлекают его в занятие. Для адаптации игры к способностям детей используются следующие настройки: продолжительность, скорость, сложность.

Подробное знакомство с возможностями портала “Мерсибо”.

Дополнительные материалы

Проект “Информационные технологии в работе учителя — логопеда”

Отметьте преимущества внедрения средств ИКТ:
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений заключается в:
ИКТ предназначены для:
Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет:
При использовании ИКТ на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
В ходе занятия с применением средств ИКТ должны соблюдаться требования:
На логопедических занятиях может быть использован:
Применение игровых компьютерных технологий формирует негативное отношение ребенка к логопедическим занятиям за счёт повышения сложности поставленных задач в ходе занятия. Верно ли это утверждение?
ИКТ позволяет объективно оценить результативность деятельности ребёнка с помощью:
В ходе логопедического занятия с применением средств ИКТ решают следующие задачи коррекционно-образовательного цикла:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов