Занятие 1. Место ИКТ в работе педагога-логопеда
Компьютерные технологии в настоящее время – перспективный инструмент, средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Непрерывное развитие компьютеризации открывает новый, ещё не исследованный дидактико-методический потенциал, обусловленный уникальными возможностями современных программно-аппаратных средств и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Результаты исследований показывают, что по мере того, как развитие новых коммуникационных технологий прогрессирует, компетентность детей и их осведомленность о таких технологиях также неизбежно возрастает, зачастую в несколько раз превышая компетенцию их родителей. На сегодняшний день технологии являются ведущим каналом связи современного ребенка с окружающим миром. В наше время детей часто называют носителями технологий. Данный факт, несомненно, влияет как на образовательную, так и на коммуникативную практику.
Исходя из вышесказанного следует, что современный педагог должен в полной мере владеть технологиями и уметь внедрять их в образовательный и воспитательный процесс. Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, содержащих коррекционно-развивающую информацию. Эти средства или заимствуются с сайтов, или разрабатываются самостоятельно логопедами учреждений. Существуют следующие виды подобного инструментария:
- текстовый (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т. п.);
- табличный (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т. п.);
- графический (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
- звуковой (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
- видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
- анимация;
- картинки;
- фотографии;
- слайд-шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно-развивающего обучения);
- логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе с Лунтиком» и др.
Занятие 2. Преимущества ИКТ в работе логопеда ДОУ
Внедрение средств ИКТ в логопедическое занятие имеет ряд преимуществ:
- Информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации у ребёнка, когда дело касается сложной для него работы с исправлением дефекта речи. Он стремится к эталонному произношению, подсознательно анализирует свои ошибки и старается выполнить задание намного лучше, потому что хочет соответствовать герою игры.
- Ребёнок меньше утомляется. Это обусловленно тем, что ИКТ за счёт красочной графики, продуманных игровых историй, современного подхода к разработке самих методических игр для него очень интересны. Следовательно, концентрация внимания и работоспособность сохраняются на протяжении большего времени, чем на традиционных занятиях.
- Программы для детей создаются с использованием дружественного интерфейса с учётом соответствующих конкретному возрасту ментальных и психофизиологических особенностей, что способствует формированию подсознательного стремления ребёнка учиться говорить правильно, исправить собственные ошибки. Особенно стоит отметить категории игр, в которых есть герой, рассматриваемый ребенком как эталон, которому нужно соответствовать.
- ИКТ позволяют обеспечить интересные, красочные, занимательные для дошкольника формы экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.
- У педагога-логопеда появляется возможность моделировать коммуникацию между ребёнком и вымышленным компьютерным героем, формировать либо корректировать целевые модели межличностной коммуникации.
- С помощью игровых компьютерных технологий можно существенно уменьшить негативное отношение ребёнка к логопедическим занятиям за счёт возникновения уверенности в себе и желания научиться говорить правильно. Для дошкольника становится более интересным повторение определённых звуков и слогов (что само по себе составляет основу коррекционной деятельности).
- С помощью устройства вывода можно наглядно и доступно показать ребёнку результат его работы на занятии.
- Возможность в определённых пределах проводить компьютерную корректировку голоса ребёнка и изменять чувствительность микрофона (в зависимости от индивидуальных особенностей) позволяет дополнительно повышать качество проделанной дошкольником работы («Послушай, как ты можешь говорить!») и, тем самым, дополнительно мотивировать его к участию в логопедических занятиях.
Занятие 3. Принципы использования ИКТ на логопедических занятиях
Совместное использование современных компьютерных и информационных технологий на логопедических занятиях должно осуществляться на основе следующих принципов:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. ИКТ выступают как инструмент для коррекционной работы, которая ведётся с опорой на различные анализаторы.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием всех речевых характеристик.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – это способность объективно определять область текущего и ближайшего развития.
- Принцип системности и последовательности обучения – это использование раннее полученных знаний при изучении нового материала, который изменяется от простого к сложному.
- Принцип доступности обучения. Задания предъявляются детям в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. ИКТ позволяют объективно оценить результативность деятельности ребёнка с помощью составления графиков или таблиц, которые наглядно показывают весь процесс обучения.
- Принцип игровой стратегии и введения ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
- Принцип воспитывающего обучения направлен на воспитание у детей волевых и нравственных качеств.
- Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Занятие 4. Задачи, решаемые за счёт внедрения ИКТ на логопедических занятиях
При использовании информационных и коммуникационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
- Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания искусственной ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипуляторов «мышь» и «клавиатура».
- происходит знакомство детей с компьютерными средствами и правилами работы с ним.
- Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- воспитание и развитие языка у детей: фонетическое произношение, просодические компоненты речи, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматическая структура языка;
- формирование и развитие умений и навыков для образовательной деятельности: знание цели, самостоятельное решение задач, достижение цели, оценка результативности;
- развитие знаковой функции сознания;
- развитие психических функций.
- Задачи творческого цикла:
- развитие воображения и творческого мышления;
- развитие познавательной активности.
Занятие 5. Требования к организации занятий с применением ИКТ в ДОУ
Правильная организация занятий вырабатывает у ребёнка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях дошкольнику предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребёнок включается в совместную работу по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приёмы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребёнка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребёнок самостоятельно осуществляет программные задания.
Используются следующие виды работ:
- упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;
- упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);
- упражнения на составление фразы по образцу;
- самостоятельное составление фразы.
Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Санитарно-гигиенические требования
- Образовательную деятельность организуют в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.
- Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут, не более 1 раза в день. После занятий проводят гимнастику для глаз.
- Неоходимо обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещенности.
- Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребёнка на расстоянии не ближе 50 см.
- Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать ПК на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.
Технические, эргономические и эстетические требования
- Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда; спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации – это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.
- Иллюстрации должны быть крупные и реалистичные, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.
- Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой. Однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и усталость. Кроме того, некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Занятие 6. Методический инструментарий педагога-логопеда с применением ИКТ
На логопедических занятиях педагогами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть как готовые продукты, так и самостоятельно разработанные инструменты.
- Самостоятельно разработанный инструментарий:
- составленные с помощью программного комплекса Microsoft Office карточки или презентации;
- логопедические интернет-страницы, которые создает сам педагог;
- разработанные тесты, которые запускаются на компьютере;
- тематические цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
- Готовые продукты:
- компьютерные логопедические тренажеры;
- компьютерные тесты из сети Интернет;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
- электронные рассылки;
- логопедические ресурсы.
Среди развивающих и обучающих компьютерных программ в современной коррекционной деятельности педагогами-логопедами используются следующие:
- Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями ребёнка.
- Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в коррекции звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит нужные звуки.
- Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
- Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» включает в себя ряд увлекательных занятий и упражнений, которые помогают ребёнку улучшить навыки чтения вслух. Упражнения представлены в виде мини-игр, которые не занимают много времени. Весёлый персонаж сопровождает ребёнка во время игры и не дает ему скучать. Для каждой игры существуют разные уровни сложности, причём ребёнок может выбрать тот уровень, который подходит ему больше всего.
В сети Интернет также можно найти проверенные, давно разработанные логопедические сайты. Их содержание разнообразно: от презентаций для проведения занятия до различных логопедических игр:
Особое место среди данного перечня занимает портал «Мерсибо». На главной странице сайта указано: «Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 8 лет». .
Игры «Мерсибо» состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребёнок видит только первое: он ищет сокровища, очищает море и помогает индейцам. В то же время дети исправляют звуки, тренируют предлоги, учатся считать – это развивающаяся часть игр.
Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Такие игры легко заинтересовывают ребёнка и вовлекают его в занятие. Для адаптации игры к способностям детей используются следующие настройки: продолжительность, скорость, сложность.
Подробное знакомство с возможностями портала “Мерсибо”.
Дополнительные материалы
Проект “Информационные технологии в работе учителя — логопеда”