Управление образовательной организацией в условиях внедрения обновлённых ФГОС СОО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: совершенствование управленческих компетенций директоров школ и заместителей в области введения и реализации ФГОС СОО.

Объём: 72 часа.

Формируемые компетенции:

  • Организация разработки, корректировки и утверждения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС СОО.
  • Контроль качества реализации образовательных программ, принятие управленческих решений по коррекции и улучшению организации образовательной деятельности.
  • Управление формированием и функционированием системы методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности.
  • Организация реализации требований ФГОС СОО к кадровым, финансово-экономическим, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим условиям реализации образовательных программ.

Программа

Занятие 1. Принцип преемственности, организация образовательного процесса и общий объём аудиторной работы обучающихся в соответствии с ФГОС СОО

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный № 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО). Рассмотрим основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС СОО, особенности организации образовательной деятельности при его реализации и перспективы их учета при организации образовательного процесса.

Принцип преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования

При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно-технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.

Организация образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО

С учетом практики организации образовательного процесса реализацию образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах. Обращаем внимание, что основные общеобразовательные программы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года.

Общий объем аудиторной работы обучающихся

Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН).

Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю).

Занятие 2. Определение количества/списка изучаемых учебных предметов в соответствии с ФГОС СОО

В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.

Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и литература

Русский язык

 

Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации

 

Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык

 

Второй иностранный язык

Математика и информатика

Математика

 

Информатика

Общественно-научные предметы

История

 

Обществознание

 

География

Естественно-научные предметы

Физика

 

Химия

 

Биология

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

 

Основы безопасности жизнедеятельности

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.

Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.

Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня.

Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.

Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание».

В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.

Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.

Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Занятие 3. Методическая поддержка педагогических работников и управленческих кадров

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО педагогический работник и руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования».

На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.

Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.

Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.

Занятие 4. Управленческие механизмы введения обновлённого ФГОС СОО

Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:

  • план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО;
  • примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации.

Планы-графики Минпросвещения

К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:

  • разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
  • планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленного ФГОС СОО (материально-технических, финансовых, информационных и других);
  • организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.

Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленный ФГОС СОО должна включать:

  • проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО;
  • организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами;
  • выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;
  • рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленного ФГОС СОО;
  • формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов;
  • контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.

Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:

  • актуализировать организационно-управленческую модель, созданную в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного ФГОС СОО;
  • разработать и утвердить (обновить, внести изменения) план-график мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и муниципальном уровнях;
  • организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
  • продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
  • организовать обновление учебно-методической документации в образовательных организациях;
  • осуществлять систематический мониторинг введения обновленного ФГОС СОО;
  • обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации.

Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Занятие 5. Сравнительная характеристика ФГОС СОО 2012 и 2022 года

Личностные результаты

ФГОС СОО 2012

ФГОС СОО 2022

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

●       Осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

●       готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

●       наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

●       целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.

 

Метапредметные результаты

ФГОС СОО 2012

ФГОС СОО 2022

Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

●       Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

●       способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

●       овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметные результаты

ФГОС СОО 2012

ФГОС СОО 2022

Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области.

 

 

ФГОС СОО 2012. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

ФГОС СОО 2022. Предметные результаты:

  • формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений;
  • формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований);
  • определяют минимум содержания среднего общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета.

Например, предметные результаты по математике:

ФГОС СОО 2012

ФГОС СОО 2022

1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

 

2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

 

3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

 

1) умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений;

 

2) умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений и при решении задач, в том числе из других учебных предметов.

 

 

Несколько других отличий

Направление

ФГОС СОО 2012 года

ФГОС СОО 2022 года

Требования к электронной среде

Не было требований к безопасности.

Условия использования электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать безопасность хранения информации, цифровых образовательных ресурсов.

 

Материально-технические условия использования электронной ИОС должны соответствовать СанПиН  и СП. Например, общие требования к работе с ЭСО и продолжительность использования ЭСО на уроке закрепляют пунктами 2.10.2, 3.5.9 СП 2.4.3648-20. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО – таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21.

 

Требования к результатам освоения ООП СОО

Содержание не было конкретизировано.

Масштабные изменения коснулись личностных, предметных и метапредметных результатов. Они стали похожи на требования ФГОС НОО и ФГОС ООО третьего поколения. Прежние формулировки почти полностью заменили на новые. Поэтому педагогам нужно будет скорректировать рабочие программы с учетом новых предметных результатов. А заместителям – изменить всю ООП по новым личностным и метапредметным результатам.

Перечень обязательных предметов учебного плана

Уточнений по учебном плану не было.

Изменили пункт 18.3.1 ФГОС СОО. Теперь учебный план школа формирует с учетом профиля получаемой специальности за счет введения профильных предметов.

 

Теперь 16 предметов обязательны для изучения на базовом или углубленном уровне. Учебный план профиля и индивидуальный учебный план должны содержать минимум 13 предметов. Минимум два предмета должны быть на углубленном уровне.

Уточнения по предметам

Алгебра, начало матанализа, геометрия были частью математики. Не было понятно, что они собой представляют: модуль, курс или раздел учебника.

Теперь предмет «математика» включает курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Раньше ФГОС СОО предусматривал, что математика включает алгебру и начала математического анализа, геометрию. Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли.

 

Прописали особенности для обучения детей с ОВЗ на уровне средней школы. Углубленное изучение разрешили не вводить в АООП. Для учебных планов АООП предусмотрели, что физкультуру заменяет предмет «адаптивная физическая культура». Во внеурочную деятельность надо включить занятия по программе коррекционной работы.

Общий объём занятий

Количество занятий за два года на одного обучающегося было 2590 часов.

Количество учебных занятий за два года на одного обучающегося изменили. Теперь на уровне СОО занятий за все два года обучения должно быть не менее 2170 часов и не более 2516 часов. Раньше максимум был на отметке – 2590 часов. Родной язык, родная литература и второй иностранный язык теперь изучаются, если есть условия в школе и заявления родителей.

Занятие 6. Локальные нормативные документы, в которые необходимо внести изменения

Необходимо внести изменения в ООП, программу коррекционной работы, учебный план.

Обратите внимание на требования к механизму внесения изменений в ООП с учетом рассмотрения этих документов на заседаниях коллегиальных органов (по Уставу).

Внесение изменений в учебный план с учетом приказа исполнительных органов государственной власти субъекта.

Разместите ФГОС СОО на сайте учреждения в разделе «Образовательные стандарты».

Изменения в целевом разделе ООП СОО

Измените планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:

  • гражданское;
  • патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты конкретизированы по видам УУД по трем направлениям:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

Предметные результаты конкретизированы по каждой учебной дисциплине.

Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».

Изменения в рабочие программы

В содержательном разделе ООП необходимо изменить и/или разработать рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей и курсов внеурочной деятельности.

При внесении изменений во ФГОС среднего общего образования реализовывался принцип преемственности со ФГОС основного общего образования с вектором на достижение более высоких личностных, метапредметных и предметных результатов в сравнении с предыдущими уровнями образования.

Рабочие программы СОО

Занятие 7. Изменения в программу коррекционной работы

Разделы по ФГОС СОО до 23.09.2022

Разделы по ФГОС СОО с учетом приказа Минпросвещения от 12.08.2022 № 732

Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, при получении среднего общего образования

 

Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования

Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов

Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы

Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО

Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников

Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Планируемые результаты коррекционной работы

Конкретизирована цель программы  – коррекция недостатков психического или физического развития школьников, в том числе с ОВЗ, помощь в освоении ими ООП и психолого-педагогическая поддержка.

Опишите :

  • как будет осуществляться комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП (по рекомендациям ПМПК);
  • какие специальные условия обучения и воспитания для школьников с ОВЗ имеются в школе;
  • как будет проводиться наблюдение за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ.

Занятие 8. Организационный раздел ООП

В организационном разделе ООП вам необходимо пересмотреть учебные планы.

Три изменения в стандартах:

  1. Перечень предметных областей и предметов;
  2. Количество обязательных предметов и предметов для углубленного обучения;
  3. Объем аудиторной нагрузки.

Учебный план  по форме и наименованиям

В соответствии со стандартом старшей школы учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне в зависимости от выбранного профиля обучения. Исключений каких-либо предметов во ФГОС не предполагается.

Важным нововведением стало включение углубленного уровня изучения некоторых учебных предметов в старшей школе.

В частности, это касается обществознания – одного из самых выбираемых предметов для ГИА в 11-м классе.

Для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов, как «право» и «экономика» интегрировано в предмет «обществознание» (У).

Астрономия в полном объеме вошла в учебный предмет «физика», все образовательные результаты по астрономии включены в состав предметных результатов по физике (Б,У).

Сетка учебного плана

Предметная область

Учебные предметы и уровни изучения по предыдущей редакции ФГОС СОО

Учебные предметы и уровни изучения по новой редакции ФГОС СОО

Русский язык и литература

Русский язык (базовый и углубленный уровень)

Русский язык (базовый уровень)

Литература (базовый и углубленный уровень)

Литература (базовый и углубленный уровень)

Родной язык и родная литература

Родной язык (базовый и углубленный уровень)

Родной язык (базовый уровень)

Родная литература (базовый и углубленный уровень)

Родная литература (базовый уровень)

Иностранные языки

Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Второй иностранный язык (базовый уровень)

Математика и информатика

Математика, включая алгебру и начала математического анализа, геометрию

(базовый и углубленный уровень)

Математика, включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика»

(базовый и углубленный уровень)

Информатика (базовый и углубленный уровень)

Информатика (базовый и углубленный уровень)

Общественно-научные предметы (предыдущее название – «Общественные науки»)

История (базовый и углубленный уровень)

История, включая учебные курсы «История России» и «Всеобщая история»

(базовый и углубленный уровень)

География (базовый и углубленный уровень)

География (базовый и углубленный уровень)

Обществознание (базовый уровень)

Обществознание (базовый и углубленный уровень)

Экономика (базовый и углубленный уровень)

Право (базовый и углубленный уровень)

Россия в мире (базовый уровень)

Естественно-научные предметы (предыдущее название – «Естественные науки»)

Физика (базовый и углубленный уровень)

Физика (базовый и углубленный уровень)

Химия (базовый и углубленный уровень)

Химия (базовый и углубленный уровень)

Биология (базовый и углубленный уровень)

Биология (базовый и углубленный уровень)

Астрономия

Естествознание

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура (базовый уровень)

Физическая культура (базовый уровень)

 

Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

 

Экология (базовый уровень)

Влияние обновлённых ФГОС СОО на работу школы

Чтобы инициировать работу педагогического коллектива по внесению изменений в ООП СОО, подготовьте проект приказа. Распределите задачи между исполнителями, установите сроки их выполнения. Назначьте ответственного за контроль процесса работы над ООП.

Учтите изменения во ФГОС СОО в локальных актах школы по ВСОКО. Внесите изменения в ВШК  – единые подходы, единое образовательное пространство.

В содержании ФГОС среднего общего образования (ССО) конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ.

Конкретизированные формулировки позволяют устранить противоречия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, используемых в государственной итоговой аттестации.

Занятие 9. Требования к структуре основной образовательной программы среднего общего образования

Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296) (далее — Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г регистрационный № 61573) (далее — Санитарно-эпидемиологические требования).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
  • систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • рабочую программу воспитания;
  • программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел должен включать:

  • учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
  • план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Обязательная и вариативная часть основной образовательной программы

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам.

Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются:

  • учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочная деятельность.

Образовательные программы среднего общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.

Занятие 10. Требования к содержанию целевого раздела

Пояснительная записка

Пояснительная записка должна раскрывать:

  • цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
  • принципы и подходы к формированию основной образовательной программы;
  • общую характеристику основной образовательной программы;
  • общие подходы к организации внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны:

  • обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
  • являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, программы развития универсальных учебных действий, рабочей программы воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы должны отражать требования Стандарта, специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.

Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должно учитываться при оценке результатов деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Система оценки результатов освоения основной образовательной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательную деятельность на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы;
  • предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное);
  • позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, при оценке деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогических работников.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание:

  • организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
  • организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию;
  • организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Занятие 11. Требования к содержательному разделу основной образовательной программы

Программа развития УУД

Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (далее — Программа) должна быть направлена на:

  • реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий;
  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа должна обеспечивать:

  • развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
  • решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;
  • практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
  • возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
  • подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

Программа должна содержать:

  • цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий; описание места Программы и ее роли в реализации требований Стандарта;
  • описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности;
  • типовые задачи по формированию универсальных учебных действий;
  • описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
  • описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.

Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

  • описание особенностей воспитательного процесса;
  • цель и задачи воспитания обучающихся;
  • виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии).

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы (далее – Программа) должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся.

Программа должна обеспечивать:

  • реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, обучающихся с ограниченными: возможностями здоровья и инвалидностью с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • использование адаптированного учебно-дидактического обеспечения, разрабатываемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе совместно с другими участниками образовательных отношений;
  • соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
  • предоставление при необходимости услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Программа должна содержать:

  • цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования;
  • перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы;
  • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
  • механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Занятие 12. Требования к организационному разделу основной образовательной программы

Учебный план среднего общего образования

Учебный план среднего общего образования (далее — учебный план) является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.

Учебный план формируется с учетом профиля получаемой специальности за счет введения профильных предметов, соответствующих по содержанию, целям и задачам, требованиям пунктов 7.1 и 8.1 Стандарта.

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Учебный план обеспечивает реализацию требований Стандарта, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.

Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в указанной организации необходимых условий.

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(-ых) проекта(-ов).

Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах среднего общего образования предусматривают:

  • замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет «Адаптивная физическая культура»;
  • включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной работы.

Учебные планы определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность:

  • предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;
  • обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах могут предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне.

План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

Система условий реализации основной образовательной программы (далее — система условий) должна разрабатываться на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Система условий должна учитывать организационную структуру организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также ее взаимодействие с другими субъектами образовательной политики.

Система условий должна содержать:

  • описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;
  • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования;
  • механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
  • сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
  • контроль за состоянием системы условий.

Занятие 13. Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий:

  • обеспечивающих достижение целей среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся;
  • гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся;
  • преемственных по отношению к основному общему образованию и соответствующих специфике образовательной деятельности при получении среднего общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
  • работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
  • формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
  • самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
  • выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;
  • использования сетевого взаимодействия;
  • участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населенного пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;
  • развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
  • развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора;
  • формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
  • использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий;
  • обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
  • эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
  • эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Занятие 14.  Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают:

  • укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующее основную образовательную программу, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации.

Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность должна отражать:

  • компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
  • сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
  • общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
  • самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:

  • обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
  • осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
  • разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
  • выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
  • организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
  • реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;
  • использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

В организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для:

  • реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
  • оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышения эффективности и качества педагогического труда;
  • выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • осуществления мониторинга результатов педагогического труда;
  • выявления, развития и использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • осуществления мониторинга результатов педагогического труда.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована педагогическими работниками, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занятие 15. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы;

2) соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);
  • требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
  • требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);
  • строительных норм и правил;
  • требований пожарной безопасности и электробезопасности;
  • требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
  • требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных организаций;
  • требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательные организациях;
  • установленных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

3) архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех участников образовательных отношений.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации основной образовательной программе, должно обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности:

  • учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;
  • помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой и изобразительным искусством, а также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору обучающихся;
  • цеха и мастерские в соответствии с профилями обучения, обеспечивающие условия труда в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;
  • помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
  • помещения медицинского назначения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность;
  • административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
  • участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;
  • полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности;
  • мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:

  • реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений;
  • художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов;
  • создания материальных и информационных объектов с использованием ручных инструментов и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);
  • развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, управления объектами; программирования;
  • наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
  • занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
  • размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирование образовательной деятельности, фиксирования её реализации в целом и на отдельных этапах; выявления и фиксирования динамики промежуточных и итоговых результатов;
  • обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением;
  • выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;
  • организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогических работников.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Занятие 16. Психолого-педагогические и методические условия реализации основной образовательной программы

Психолого-педагогические условия

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении среднего общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Информационно-методические условия

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
  • планирование образовательной деятельности и её ресурсного обеспечения;
  • проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений; (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
  • дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Условия использования электронной информационно-образовательной среды должны обеспечивать безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, безопасность цифровых образовательных ресурсов, используемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации программ среднего общего образования, безопасность организации образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Материально-технические условия реализации программы среднего общего образования должны обеспечивать соблюдение Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на создание широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов,организацией образовательной деятельности и условиями её осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать:

  • информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
  • укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы среднего общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования;
  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

  • отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;
  • научно-популярную и научно-техническую литературу;
  • издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
  • справочно-библиографические и периодические издания;
  • собрание словарей;
  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Занятие 17. Алгоритм введения ФГОС СОО

Первый этап – информационно-диагностический

  • анализ контингента обучающихся
  • анализ кадрового состава
  • мониторинг психологической, методической и правовой готовности педагогов
  • проведение собраний с учащимися и их родителями «Введение ФГОС среднего общего образования: особенности формирования учебного плана»

Второй этап – организационно-внедренческий

  • создание Координационного совета (или Совета по внедрению ФГОС)+ рассмотрение на Совете вопроса о внедрении ФГОС СОО;
  • создание рабочих групп по разработке ООП;
  • разработка планов-графиков мероприятий по переходу на ФГОС, плана мероприятий по методической работе;
  • повышение квалификации педагогов;
  • разработка должностных инструкций учителя, педагога дополнительного образования и др.(внесение изменений);
  • ознакомление педагогов, родителей и учащихся с нормативно-правовой базой по ФГОС;
  • организация методического сопровождения педагогической деятельности педагогов;
  • разработка основной образовательной программы школы;
  • составление рабочих программ по предметам;
  • выработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Дополнительные материалы

Примерные рабочие программы среднего общего образования

Рекомендации для педагогических работников по совершенствованию современного учебного процесса на основе научно-методического анализа

Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде

Итоговое тестирование

Какие принципы положены в основу реализации обновлённых ФГОС СОО?
С какой даты начинается реализация ФГОС СОО в 10-х классах?
Как изменился объём аудиторной работы обучающихся?
В соответствии с обновлёнными ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее:
Сколько учебных предметов необходимо включить в программу для изучения на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения?
При каких условиях можно включить предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся?
Почему русский язык изучается только на базовом уровне для всех профилей?
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновлённого ФГОС СОО можно получить на интернет-ресурсе:
В какие локальные нормативные акты необходимо внести изменения в связи с обновлением ФГОС СОО?
Внеурочная деятельность в соответствии с обновлёнными ФГОС СОО организуется:

 

Благодарим за участие!

Корзина