В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: познакомить педагогов с современными технологиями, которые доказали свою эффективность в дистанционном обучении.
Объём курса: 36 часов.
Формируемые компетенции:
В условиях сложной эпидемиологической ситуации и вынужденного перехода на онлайн-обучение электронное обучение или дистанционное образование перестало быть ресурсом для самообразования. Теперь дистанционное обучение становится одним из вариантов реализации образовательных программ в школах, колледжах и вузах.
Ранее педагоги и обучающиеся обращались к интернету как ресурсу для самообразования и подготовки к урокам. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, уже в 2013 году 85 % подростков в возрасте от 12 до 17 лет использовали Интернет для учёбы. Это немного ниже, чем количество подростков, использующих сеть для развлечений (89%), но превышает число тех, кто использует Интернет для общения, поиска друзей и игр.
Поэтому важно изучать образовательные возможности сети, осуществлять поиск оптимальных моделей встраивания Интернет-ресурсов в образовательные программы, разрабатывать педагогический дизайн учебных занятий, чтобы повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета и предоставить другие форматы и инструменты, помогающие осваивать новое содержание.
Для этого педагоги должны знать о зарубежных и российских образовательных интернет-ресурсах. Среди них можно назвать следующие:
Педагогам важно научиться встраивать эти ресурсы в образовательный процесс и на занятии, и для самоподготовки обучающихся. Но чтобы это успешно делать, необходимо знать технологии организации занятия.
Из этого курса вы узнаете о наиболее эффективных из них, которые уже прошли апробацию и доказали свою эффективность в российских образовательных организациях.
Разработчики технологии — учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергман предложили её для того, чтобы обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия. Увидев её эффективность, развили эту идею в новое образовательное направление.
Технология «Перевёрнутый класс» может быть эффективно использована при проектировании образовательного процесса с применением интернет-ресурсов. При проектировании такого урока можно выделить три основных этапа:
Отберите или создайте виртуальную образовательную среду: выберите видеоуроки, презентации, другие материалы и задания к ним, а также сервис для обратной связи с обучающимися.
Можно использовать уроки, представленные на образовательных платформа РЭШ и МЭШ, в библиотеке видеоуроков https://interneturok.ru
Урок можно предложить в двух форматах: видеоурок или текстовый. В дополнение к ним предложите тренажёры, тесты, вопросы для самопроверки. Необходимые инструменты можно выбрать на платформах Яндекс.Учебник или Мобильное электронное образование.
Для развития интереса к предмету предложите посмотреть видеофрагмент учебного или документального фильма по теме урока.
Определите основные образовательные результаты, формы работы с обучающимися, подготовьте задания для совместной работы обучающихся.
Задания должны быть направлены на отработку и присвоение обучающимися учебного материала. Например, задания на обобщение, конструирование, комбинирование, интеграцию, создание объектов, выдвижение гипотез, критическое оценивание, формулировку выводов и умозаключений, анализ, установление причинно-следственной связи, классификацию, сравнение, группировку, экспериментирование, прогнозирование, описание, обоснование, воспроизведение, представление, демонстрацию.
При разработке заданий можно воспользоваться таксономией задач Б. Блума или Д. Таллингеровой.
При проведении сетевых уроков рекомендуем воспользоваться образовательными платформами, предоставляющими возможности групповой проектной работы, например,
Эти интернет-сервисы позволяют организовать онлайн-общение с учётом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, быстро вносить коррективы в применение того или иного инструментария.
Онлайн-школы (SCHOOL-Inter, Фоксфорд, Образование «БИТ», EFirst и другие) обеспечивают непосредственное общение “ученик — учитель — другие ученики”, оперативную обратную связь, возможность выбора времени для занятий, просмотра занятия в записи.
Выберите совместно с обучающимися несколько форм итоговой работы, в виде теста или проекта.
Тестовые задания можно выполнять на ресурсах МЭШ, РЭШ, Яндекс-учебник, Онлайн-тесты.
Для выполнения интерактивных заданий подойдут сервисы:
Особенности самостоятельной работы обучающихся:
Разделите обучающихся на группы по уровню подготовленности, по предпочтению определённого вида деятельности (просмотр видео, чтение, письмо) и так далее. Затем организуйте обсуждение работы каждой группы с последующим представлением результатов работы групп всем обучающимся (на интерактивных платформах).
Дополнительные материалы
Примеры и инструменты сценария урока «Перевёрнутый класс»
Модель «Перевёрнутый класс»
Кейсы — эффективный инструмент формирования опыта практической деятельности, самостоятельного решения задач из реальной жизни или производства, профессионального самоопределения. Целесообразно предлагать кейсы в процессе дистанционного обучения. Можно использовать готовые кейсы или разрабатывать авторские.
Алгоритм организации урока с использованием кейсов в условиях дистанционного обучения
На этом этапе важно определить, как будет организована работа обучающихся (групповая, индивидуальная), как будет проходить обсуждение, представление результатов обучающимися.
Кейс предоставляется заранее. Обучающиеся его самостоятельно решают. При этом надо определить время, необходимое для подготовки. Оно зависит от объёма кейса, его сложности, наличия в кейсе заданий по проведению эксперимента или проектной деятельности.
В режиме онлайн обсуждаются проблемы, обозначенные в кейсе, и ресурсы, необходимые для решения. Затем проводится анализ данных, обсуждается представленный опыт, возможные трудности при решении задачи, выбирается метод исследования.
На этом этапе даются ответы на вопросы, обсуждаются оптимальные модели решения проблемы, обозначенной в кейсе.
Обучающиеся должны знать, по каким критериям будет оцениваться их работа. Для этого необходимо заранее разработать критерии и ознакомить их с обучающимися.
Педагог самостоятельно или с помощью обучающихся подводит итоги обсуждения.
Дополнительные материалы
Использование кейсов на уроках русского языка и литературы в дистанционном обучении
На уроке-практикуме проверяются, доказываются и применяются знания, а также решаются практические задачи из жизни. Урок-практикум можно организовать в формате практической работы или как практикум по решению задач.
Задачи можно предложить для индивидуального решения, а потом обсудить всей группой. Либо можно всей группе обсудить возможные варианты решения задач, затем обучающиеся выполняют задачи самостоятельно и сверяются с результатами.
Практическая работа выполняется с целью закрепления полученных знаний и отработки способов деятельности.
Исследовательскую деятельность обучающихся можно организовать в формате мини-исследований или более продолжительных исследований, во время которых обучающиеся в течение всей работы над исследованием продолжают общаться в режиме онлайн.
Тематика исследований должна быть интересной для обучающихся и отражать реальные региональные, социальные, экологические и другие проблемы.
Урок-исследование можно организовать с обучающимися одного класса, нескольких классов, в том числе и из разных регионов.
Обучающиеся получают домашнее задание: самостоятельно ознакомиться с материалами, связанными с изучением новой темы.
Это могут быть видеофрагменты, фильмы, отрывки из произведений, лабораторные опыты и тому подобное. Педагог сам готовит задания и вопросы для обучающихся или обучающиеся готовят свои вопросы: в чём они увидели проблему? Вопросы можно прислать педагогу заранее, а можно задать в онлайн-режиме.
Педагог предлагает обучающимся сформулировать проблему и цель исследования и фиксирует ответы в чате или на онлайн-доске. Затем педагог отвечает сам и предоставляет возможность обучающимся ответить на присланные или заданные вопросы. Педагог даёт инструкции по соблюдению техники безопасности (если это необходимо).
Обучающиеся получают исследовательские задания, которые могут выполняться индивидуально или в группе. Обучающиеся могут осуществлять теоретическое или экспериментальное исследование. Обсуждают результаты и готовятся к их презентации.
На этом этапе создаются презентации или видеоролики, которые затем обсуждаются, пишутся, представляются и обсуждаются стендовые доклады, которые помогают всем обучающимся одновременно ознакомиться кратко и наглядно с итогами работы группы или отдельного ученика.
На этапе оценки и рефлексии подводятся итоги, оцениваются результаты исследования. Педагог разрабатывает критерии оценки и предлагает обучающимся оценить работы сверстников или групп, а также высказаться о том, что нового они узнали в ходе исследования, чему научились, что вызвало трудности.
Технология «Маршрутный лист» — алгоритмизированная система заданий-действий, направленных на усвоение учебной темы от репродуктивных заданий к творческим.
Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу, активизировать и индивидуализировать учебный процесс в условиях дистанционного обучения.
При составлении маршрутного листа необходимо учитывать следующее:
В маршрутном листе необходимо прописать приёмы рефлексии, помогающие ученикам сформулировать получаемые образовательные результаты, определить цели для дальнейшей работы и скорректировать свои последующие действия для достижения целей урока.
Удобная форма маршрутного листа — таблица. Можно использовать элементы инфографики.
Разделы маршрутного листа:
Пример маршрутного листа
Организуя дистанционную работу с маршрутным листом, учитель может обратиться к родителям обучающихся, которые помогут в оценивании.
Самооценка ученика должна показывать его прогресс и достижения. Мотивацию можно усилить и поддерживать с помощью выбора содержания и уровня сложности задания.
Критерии оценивания должны быть понятны ученикам. Лучше их обсудить с ними, показать примеры реализации приёмов оценивания на практике.
Игровая форма обучения — эффективная модель образования, позволяющая повысить мотивацию обучающихся и улучшающая восприятие учебного материала.
Чтобы создать игры, педагог может использовать специальные конструкторы, которые помогут изобретать игры на любую тематику и использовать их в дистанционном обучении. Назовём некоторые из конструкторов.
Learning Apps — редактор для создания обучающих игр и упражнений. Это бесплатный инструмент, пользующийся огромной популярностью у педагогов.
В конструкторе можно создать собственную игру с нуля или переделать чужие наработки, настроив их под свои требования.
Достоинства сервиса:
Созданным упражнением можно дистанционно поделиться с учениками в социальных сетях или системах дистанционного обучения.
Рекомендуется для всех, кто только начинает осваивать новые технологии.
Flippity — онлайн-площадка, на которой можно создавать игровые упражнения на основе Google-таблиц.
Преимущества:
ProProfs — известный конструктор всевозможных тестов, пазлов, сканвордов и многих других игр. У сервиса довольно большой функционал, однако, не всем пользователям придется по душе отсутствие бесплатной версии и неполная русификация.
Педагоги часто пользуются этим редактором и отмечают удобство создания тестов. При продолжительном использовании ресурса можно изучить все его возможности даже без знания английского.
Kahoot — очень популярный инструмент для создания всевозможных викторин. С помощью него можно создать большое количество разнообразных виртуальных упражнений. Для учебных программ есть 4 варианта работ: викторина, игра с перемешанными ответами, опрос и обсуждение.
Преимущества:
Пройти любой тест можно с помощью смартфона. В сервисе есть расширенные возможности, которые доступны только по платной подписке, стоимость которой составляет чуть меньше 10 долларов в месяц.
Factile — инструмент, который позволяет создавать различные викторины. Здесь можно создать тест по тематике «Кто хочет стать миллионером».
Бесплатная версия конструктора ограничена. Играть можно с мобильных устройств. У сервиса нет русского языка. Однако, для владеющих английским, это довольно полезный инструмент, особенно, если приобрести платную версию. Стоимость подписки 5 долларов в месяц.
Umaigra — российская программа для создания мини-игр. Игры простые и интуитивные, но они значительно разнообразят процесс обучения.
Есть такие типы игр, как фараон, сядь на поезд, воришка-кот, заколдованный замок и другие. К каждому типу игры есть подробное описание. Сервис поддерживает русский язык. Во всех играх можно настраивать ограничения в зависимости от уровня сложности.
У преподавателей есть возможность создать несколько игр по разным предметам или темам и полностью отслеживать статистику прохождения.
Однако, разобраться в управлении данным сервисом довольно сложно. Интерфейс изобилует большим количеством кнопок и настроек, так что перед созданием игр придётся значительно поупражняться и изучить систему. К тому же подробных инструкций по отслеживанию результатов нет. Играть могут только дети от 6 до 15 лет. Регистрация довольно долгая.
Как правило, этот инструмент является самым сложным и самым эффективным из всех. Несмотря на то, что придётся уделить много времени его изучению, обучающиеся будут в восторге от интересных и разнообразных игр.
Использование всевозможных интерактивных тестов, викторин и мини-игр положительно влияет на процесс обучения. Эти инструменты помогают ученикам фокусироваться на задачах, вовлекают детей в процесс обучения, разбавляя тяжелую мозговую деятельность элементом игры.
Дополнительные материалы
Игровые технологии и методы их применения в обучении и развитии людей
Под технологией стрим-вещания в процессе обучения понимается совокупность методов подготовки, трансляции и сохранения аудиовизуальной информации с экрана персонального цифрового устройства и веб-камеры при дистанционном обучении с использованием современных телекоммуникационных сервисов сети Интернет. Но технология стрим-обучения перспективна не только при дистанционном обучении, но и при осуществлении офлайн-обучения.
Ключевой принцип выбора способа работы с видео — целесообразность. Любое видео, длящееся дольше 10-20 секунд, должно соответствовать педагогической концепции. Только тогда это не будет бесполезной тратой времени.
Фильм, не предназначенный для обучения, может быть потенциальным источником, из которого можно сделать несколько коротких клипов.
Однако возникает вопрос: как правильно выбрать педагогически ценный материал?
Педагог должен найти ответ на этот вопрос и решить, что подходит. Если педагог приходит к выводу, что педагогическая выгода от просмотра видео мала, технологию необходимо отклонить, как неуместную.
В зарубежной литературе описаны следующие способы применения стрим-технологий в процессе обучения:
а) педагог выбирает одно видео, которое просматривает вся группа обучающихся вместе на одном или нескольких экранах. Видео предоставляет конкретную информацию, а затем студенты должны обсудить тему, затронутую в фильме, и ответить на вопросы по этому видеоматериалу. Видео также может содержать инструкции для конкретного эксперимента или опыта, который затем ученики выполняют в лаборатории. Опытные и креативные педагоги используют самые различные виды деятельности (например, пленарное обсуждение, групповая работа и так далее);
б) видео может применяться перед занятиями в качестве подготовки к обсуждению и выполнению аудиторных заданий;
в) видео можно использовать после учебного занятия для повторения учебного материала или для учеников, которые по какой-либо причине пропустили занятие;
г) использование видео в качестве самостоятельного учебного материала.
Варианты (б), (в) и (г) допускаются только в том случае, если обучающиеся имеют широкополосный доступ к сети Интернет дома или в свободное от основных занятий время (можно использовать компьютерные классы в учебном заведении). Если это условие выполняется, преподаватель может выбрать одно или предложить несколько подходящих видео, и студенты могут работать либо в группе, либо самостоятельно — в индивидуальном режиме.
В качестве опорного материала педагоги могут использовать рабочие листы с заданиями. Каждая группа может иметь одну и ту же образовательную цель, но индивидуально решать, какие видео посмотреть, чтобы заполнить рабочие листы с заданиями.
Рабочие листы особенно нужны в начале использования стрим-технологии, потому что концентрируют внимание обучающихся на изучении определённых частей видео и самых важных моментах;
д) видео может использоваться для свободной самостоятельной работы: в этом случае педагог предлагает тематическую область (например, видеозаписи для изучения истории рассматриваемого процесса или о перспективах развития), и каждый обучающийся или группа может решить, что просмотреть, для того чтобы выполнить задания в рамках заданной темы:
е) педагог предлагает ряд тем, и каждая группа выбирает тему по своим собственным интересам и предпочтениям. Обучающиеся работают над выбранной темой и представляют информацию на общей конференции.
Педагог записывает решение той или иной задачи с экрана своего компьютера, обучающиеся просматривают видео и повторяют действия педагога.
Обучающиеся записывают, как они выполняют задание, потом выкладывают видео для своих одногруппников / одноклассников и педагога, которые могут использовать их опыт, чтобы самостоятельно изучить тему.
Обучающимся можно предложить групповое задание. Каждый участник группы записывает проделанную им работу и выкладывает для изучения своим одногруппникам / одноклассникам.
Кроме этих сценариев, можно использовать и множество других, учитывающих психолого-возрастные особенности и уровень развития информационной компетентности обучающихся, технические возможности и цели освоения учебного материала.
Дополнительные материалы
Технология стрим-обучения в вузе
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 450 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.