Профориентация призвана не только познакомить с миром профессий, но и подготовить ребёнка к самостоятельной жизни. Заниматься этой работой необходимо постоянно. Только в этом случае она станет единым органическим процессом и принесёт ожидаемые результаты.
Важно заинтересовать и привлечь к этой деятельности родителей: через публичные лекции и индивидуальные консультации донести до них значение профориентационной работы.
Задачи профориентационной работы в детском саду
Для каждой возрастной группы определены конкретные задачи, реализация которых приведёт к осознанному отношению к труду и расширит знания о различных профессиях.
Формирование первичных представлений начинается в младшей группе (3-4 года). Воспитатель учит воспринимать труд как деятельность, приносящую пользу людям.
На следующем этапе (средняя группа 4-5 лет) представления о труде взрослых конкретизируются, дети могут рассуждать о мотивах трудовой деятельности, учатся сравнивать профессии, получают знания об операционных действиях и сложных механизмах.
В старшей группе (5-6 лет) знакомство с миром профессий продолжается, особое внимание уделяется творчеству композиторов, писателей и художников. Систематизируются представления об общественной и личной значимости труда, расширяются знания о технических приспособлениях, облегчающих труд людей.
Для дошкольников подготовительной группы (6-7 лет) доступно понимание экономической составляющей работы, они получают представление о видах обслуживающего и производственного труда. Педагог знакомит детей с профессиями, которые характерны для родных мест, подводит к пониманию значимости профессиональной деятельности для общества и государства.
Методы обучения и воспитания
Представления детей о профессиях основываются на наблюдении за действиями взрослых. Тематические занятия и экскурсии, профессиональные праздники способствуют развитию дошкольников.
Большое значение имеет воспитание словом. Через беседы и чтение художественной литературы дети получают знания об окружающей среде. Познавать мир на практике помогают простейшие эксперименты с материалами и личный трудовой опыт ребёнка.
Дальнейшая социализация происходит через сюжетно-ролевые и дидактические игры. Старших дошкольников увлекает приключенческая игра (игра-квест). Через познавательное повествование и решение головоломок дети погружаются в мир профессий.
Все методы применяются в сочетании друг с другом. Богатая предметно-развивающая среда дошкольного учреждения содействует всестороннему развитию дошкольников.
Авторитарный стиль воспитания уходит в прошлое. Воспитатели, которые практикуют партнёрские отношения с детьми, получают замечательные результаты.
Дети в процессе образовательной деятельности раскрепощаются, процесс познания происходит легко и весело. Помимо приобретения знаний о профессиях у детей развивается воображение, обогащается словарный запас, формируются коммуникативные способности.
Педагог подводит детей к пониманию, что профессиональная деятельность является способом самореализации личности в современном мире.
Примите участие во Всероссийской олимпиаде для воспитателей ДОО «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», чтобы проверить свои знания по этой теме и пополнить профессиональное портфолио.