Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает школу научить ребенка самостоятельно добывать нужную информацию, систематизировать ее, обобщать и делать выводы.

В докладе Международной комиссии по образованию 21 века «Образование — скрытое сокровище» сформулированы четыре столпа, на которых должно строиться образование:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться быть.

Основа системно-деятельностного подхода

Федеральный государственный стандарт базируется на системно-деятельностном подходе. Он подразумевает такое построение обучения, в котором главное внимание уделяется самостоятельной познавательной активности детей.

Учителю теперь отводится новая роль. Он обучает, структурирует понятие, которое нужно дать ребенку. Задача учителя — грамотно руководить деятельностью ученика так, чтобы он смог самостоятельно добыть необходимые знания.

Школа учит детей качественной коммуникации с другими людьми, чтобы они могли достигать своих целей. Для этого педагоги выбирают наиболее адекватные виды деятельности, которые подходят детям по возрасту.

Основной смысл применения системно-деятельностного подхода:

  • развитие личности;
  • развитие социальности;
  • познавательное развитие;
  • коммуникативное развитие.

Фундаментальное ядро общего образования

Требования к преподаванию отражены в Фундаментальном ядре содержания общего образования. В этом базовом документе установлены универсальные учебные действия и предметные знания, необходимые каждому ученику.

Каждый ребенок должен уметь:

  • определять для себя цели;
  • самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения.

Принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в целом мотивирует школьников к самостоятельному познанию. Базируется он на ряде принципов:

  • деятельности;
  • непрерывности;
  • целостности;
  • минимакса;
  • психологической комфортности;
  • вариативности;
  • творчества.

Школа всегда использовала и будет использовать разные типы уроков. Системно-деятельностный подход делит уроки на следующие типы:

  • уроки открытия нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общей топологической направленности;
  • уроки развивающего контроля

Урок, в свою очередь, делится на этапы:

  1. Мотивация или самоопределение к учебе.
  2. Актуализация плана. Подготовка мышления к проектированию деятельности и самостоятельному выполнению учебного действия.
  3. Закрепление знаний. Для этого практикуется проговаривание вслух.
  4. Самостоятельная работа. Это выполнение каких-то упражнений, рисунков, чтобы решение проблемы закрепилось.
  5. Подключение системы знаний и повторение. Для определения границ применимости этого нового знания.
  6. Рефлексия учебной деятельности. Оценка полученных знаний, обсуждение достигнутых знаний и возможность их применения.

Проверьте, насколько хорошо вы знаете принципы и особенности системно-деятельностного подхода! Примите участие во Всероссийской олимпиаде «Деятельностный подход в образовании».

Поделитесь с коллегами?

Корзина