Teenage boy at meeting with female professional doctor psychologist. Adolescent counseling help, school psychologist, child social worker, adolescent problems

Правовые основы участия педагога-психолога в судебном производстве по делам несовершеннолетних

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: формирование компетенции педагогов-психологов в осуществлении поддержки несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

Объём: 72 часа.

Программа адресована педагогам-психологам:

  • дошкольных образовательных учреждений;
  • образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Формируемые компетенции:

  • Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
  • Навыки преподавания, проведения дискуссий, презентаций, публичных выступлений;
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

Программа

Модуль 1. Психология преступности несовершеннолетних

Занятие 1. Основные подростковые поведенческие реакции

Поведения подростков помогают объяснить присущие им стереотипы поведения или подростковые реакции.

Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка освободиться от чрезмерной опеки, мелочного контроля над его поведением со стороны взрослых. Проявления реакции разнообразны – от эпизодического бунта против родительской власти до ежедневной демонстрации стремления поступать по-своему. 

Реакция увлечения – характерная для возраста особенность. Подросток может посвящать своему увлечению все свободное время даже в ущерб учебе и отдыху. Один и тот же предмет увлечения может удовлетворять несколько потребностей несовершеннолетнего. Так, занятие музыкой может удовлетворять эстетическую потребность и потребность в самореализации путем привлечения к себе внимания, получения признания сверстников.

Реакция группирования характеризуется тяготением подростков к объединению со сверстниками. Такие группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе), символикой (сленг, клички, особые отметки на одежде).

Реакция отказа возникает у подростков при резкой перемене ситуации (отрыв от семьи, переезд на новое местожительство), проявляется в отказе от контактов, игр, иной деятельности.

Реакция оппозиции проявляется как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку (отлично учиться при одновременных занятиях музыкой), а также как следствие резкого уменьшения внимания со стороны взрослых. Реакция выражается по-разному – от прогулов в школе, побегов из дома до кражи, попыток самоубийства (несерьезных и демонстративных).

Реакция имитации обнаруживается в подражании

  • определенному образу (кумиру молодежной моды;
  • товарищу, популярному в среде сверстников;
  • авторитетному родителю.

Модель для подражания часто продиктована компанией, к которой принадлежит подросток. Иногда образцом для подражания может стать отрицательный «герой», окруженный ореолом преступной романтики.

Отрицательная реакция имитации выражается в том, что поведение подростка строится как противоположное определенному образцу модели. Так, подросток, наблюдавший сцены унижения над своим вечно пьяным отцом со стороны соседей, сам избегал употребления спиртного.

Реакция компенсации проявляется в том, что свои неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Например, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди сверстников в спорте, компенсирует ощущение неполноценности успехами в учебе. Или, напротив, неудачи в школе ребенок компенсирует рискованным поведением в уличных компаниях.

Реакция гиперкомпенсации выражается в стремлении подростка добиться признания сверстников в той области, где он слаб. Так, хилый мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов. А трусливый подросток, чтобы казаться смелым, может совершить действия, граничащие с хулиганством.

Занятие 2. Связь акцентуаций характера с преступным поведением подростков

Большую роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних играют особенности личности (акцентуации характера). Подростковая акцентуация характера – (от лат. accentus – ударение) – находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Подростки гипертимного типа отличаются шумливостью, общительностью, самостоятельностью. В компаниях тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры. Одноклассникам импонирует их физическая сила, умение найти выход из ситуации. Учатся неровно из-за недисциплинированности. Их приподнятое настроение изредка омрачается вспышками раздражения, вызванными стремлением окружающих подчинить подростка своей воле. Не терпят мелочной опеки, однообразной обстановки, монотонного труда, не способны длительно соблюдать правила поведения. Конфликты со сверстниками возникают из-за претензий на роль вожака. При отсутствии контроля, воспитания гипертимный подросток может оказаться в «плохой» компании, пристраститься к спиртному, наркотикам.

Для подростков лабильного типа характерна частая смена настроения под воздействием ничтожных поводов. Предпочитают дружить с теми, кто в трудную минуту способен утешить, защитить. Любят компании, но ищут в них не поле для деятельности, а новые впечатления. Реакция эмансипации у них усиливается в случае неблагоприятной семейной обстановки. В группе товарищей на роль вожака не претендуют. Длительная неблагоприятная обстановка в сочетании с недоброжелательным отношением со стороны окружения, гиперопекой может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях.

Черты подростков шизоидного типа – замкнутость, погруженность в мир далеких от реальности мыслей. Они малоспособны устанавливать контакты со сверстниками из-за недостаточно развитой интуиции и эмпатии. Реакция эмансипации у них своеобразна – подростки могут не замечать мелочной опеки в быту, подчиняться режиму, но бурно протестовать на малейшую попытку вторгнуться в мир своих фантазий.

Алкоголизация для таких детей не характерна, но иногда алкоголь, наркотики они могут использовать в качестве средства установление контактов со сверстниками. Если правонарушения шизоидами совершаются, то, как правило, в одиночку, при этом выбирают криминальную «профессию», требующую искусных навыков (кража денег из карманов).

Подростки эпилептоидного типа склонны к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающимся накипающим раздражением и поиском «козла отпущения». Повод для взрыва может быть ничтожным. В таком состоянии они могут нагрубить, ударить. Реже ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе повреждений. Алкогольное опьянение часто сопровождается диким возбуждением, стремлением все крушить.

Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков может проявляться озлобленностью и мстительностью по отношению к родным. В то же время они склонны к угодничеству перед начальством, если ждут от него поддержки. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. Из спортивных занятий предпочитают те, которые позволяют развить физическую силу. Слабое место этой акцентуации — неспособность унять властолюбие, ревность.

Подростки истероидного типа эгоцентричны, желают постоянного внимания, восхищения, почитания. Им присущи лживость, фантазирование, направленные на приукрашивание своей особы. Их успехи в учебе зависят от того, ставят ли их в пример одноклассникам. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах.

Реакция эмансипации выражается бурно – побеги из дома, конфликты с родными, громогласные требования свободы и самостоятельности. Реакция группирования со сверстниками связана с претензиями на лидерство.

Слабым местом истероидных подростков является эгоцентризм, неспособность занять видное положение среди сверстников, что может приводить их к аффективным реакциям демонстративного типа (имитация попыток самоубийства, уход в асоциальные компании).

Для неустойчивого типа подростков характерно непослушание, вмешательство в чужие дела, при этом трусость, боязнь наказания. Элементарные правила поведения усваивают с трудом. Рано обнаруживают тягу к развлечениям, безделью. Еще в детстве начинают курить. В подростковом возрасте стремятся испытать более сильные ощущения, для чего употребляют алкоголь, наркотики, совершают хулиганские поступки.

Реакция эмансипации у такого типа подростков выражается в стремлении высвободиться из-под малейшей родительской опеки, чтобы получать удовольствия. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным сообществам. Между тем, трусость, безынициативность не позволяют подросткам занять лидирующее положение. Обычно они становятся орудиями компаний, которые используют их в групповых правонарушениях в качестве исполнителей.

Жизненный принцип подростков конформного типа – думать и поступать «как все». В хорошем окружении – это неплохие ребята, исполнительные и старательные. Попав в неблагоприятную среду, они усваивают ее обычаи, поведение. Потому такие подростки «за компанию» легко могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформные ребята предпочитают плыть по течению, не раскрывая свои потенциальные возможности в учебе и трудовой деятельности. Реакция эмансипации ярко проявляется в том случае, если взрослые пытаются оторвать подростка-конформиста от привычной группы сверстников и противодействовать имитации распространенных в этой группе увлечений, поведения. Слабое место конформного подростка — неспособность противостоять дурному влиянию.

Занятие 3. Социально-психологические механизмы взаимовлияния в криминогенных подростковых группах

Эмоциональный комфорт, утрачиваемый подростками в результате семейного неблагополучия, школьных неудач, нуждается в компенсации. Компенсация происходит у подростков за счет самоутверждения в досуговых товарищеских группах. Такие группы играют большую роль в криминализации личности подростка, утратившего прочные контакты с семьей и школой.

В обществе себе подобных подростки встречают сочувствие, могут откровенно говорить о переживаниях, поскольку их слушателями оказываются лица со сходными проблемами. Чувствуя себя комфортно в такой группе, подростки стараются не замечать безнравственное, противоправное поведение ее членов.

Постоянное пребывание деморализованных подростков в криминогенной группе приводит к тому, что она становится для них средой, которая, дает им возможность удовлетворять потребность в общении, беспрепятственно пьянствовать, проводить время в соответствии со сложившейся искаженной системой ценностей и интересов, утверждать себя посредством антисоциальных действий.

Криминогенная группа оказывает на ее членов многостороннее влияние.

Во-первых, такая группа является базой формирования взглядов и установок путем навязывания аморальных и преступных норм поведения. 

Во-вторых, идентификация подростка с криминогенной группой приводит к ослаблению внутренних тормозов, препятствующих совершению преступления, а также уменьшению чувства личной ответственности.

В-третьих, криминогенные группы демонстрируют их членам образцы крайне безнравственного поведения, которым участники группы подражают. Склонность подростков к подражанию определяется их возрастными особенностями, оно необходимо для выработки у них социально значимого поведения. Однако нередко подростков захватывает исключительно внешняя сторона поведения, и они слепо копируют социально отрицательные образцы.

В-четвертых, криминогенная группа является фактором, снижающим у подростков страх перед возможным уголовным наказанием. Даже лишение свободы редко рассматривается несовершеннолетними как позор для них самих и их семей.

Преступная подростковая группа

В некоторых случаях криминогенные группы несовершеннолетних могут превращаться в преступные. Участники преступных групп ищут и создают ситуации, удобные для реализации преступного умысла. Члены же криминогенных групп четкой ориентации на совершение преступлений не имеют.

Отношения между членами преступной группы характеризуются жестким конформизмом, устойчивой идентификацией личности с группой. Внутри преступной группы происходит процесс усвоения ценностей уголовной субкультуры со специфичной атрибутикой (традиции, символы, жаргон).

Лидер или активные участники преступной группы для ее сплочения культивируют различные формы эмоционально-импульсивного поведения (групповые попойки, разнузданность, распутство, акты вандализма).

Признаком более полной идентификации себя с преступной средой является наличие у некоторых подростков татуировки.

Существуют преступные группы, куда подростки входят наряду со взрослыми. В преступных группах действует жесткая дисциплина, свой кодекс поведения. В ходе официального следствия преступная группа ведет свое контрследствие, вырабатывает план  «как обойти закон».

Занятие 4. Мотивы насильственных и корыстных преступлений несовершеннолетних

К числу насильственных преступлений, совершаемых подростками, относятся хулиганство, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования. В основе такого рода преступлений лежит потребность подростков в самоутверждении.

Основными сферами самоутверждения подростков являются официальные группы (семья, школа). Однако, удовлетворение этой потребности для деморализованных, социально запущенных подростков затруднено. Неблагополучная семья, недостатки школьного воспитания приводят к тому, что в семье и среди одноклассников эти несовершеннолетние не добиваются успеха. Поэтому сферой самоутверждения этих лиц становятся неофициальные группы сверстников, вначале досуговые, а затем криминогенные.

Механизм мотивации хулиганского поведения имеет особенности. Во-первых, преступление в этом случае происходит, как правило, без видимых внешних причин. Во-вторых, большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации.

В процессе совершения хулиганских действий происходит: вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лиц; снятие напряжения (замещение); извращенное утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними.

Мотивация насильственных преступлений подростков нередко носит «детский» характер: желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость; утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание.

Причины подростковой жестокости следует искать в социальных условиях развития личности:

  • в фактах социальной несправедливости, своеобразно трансформированных через сознание подростка;
  • в неблагополучных взаимоотношениях ребенка с родителями (недостаток родительского внимания, тепла; отсутствие матери, материнской любви; физические наказания; агрессивное поведение родителей; конфликтная атмосфера в семье).

Мотивы корыстных преступлений подростков отличаются от побудительных причин, характерных для преступных действий взрослых. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения могут быть связаны с озорством, стремлением утвердить свой престиж в группе, оказать содействие товарищам, завладеть предметами, заманчивыми для подростка, желанием проявить свою «взрослость», смелость, решительность.

Выделяют три группы корыстных мотивов.

В первую группу входят преступления с корыстно-потребительской ориентацией. Так, у ряда подростков возникают существенные материальные запросы, в то же время ограничены возможности их удовлетворения. Предметы в преступлениях с такой мотивацией похищаются более ценные.

Вторую группу корыстных мотивов составляют преступления, сомотивы которых направлены на добычу средств для покупки спиртного, сладостей, вещей.

В третью группу корыстных мотивов входят преступления с сомотивами лжеромантизма, ложного товарищества.

Для ряда подростков, неоднократно совершивших кражи, характерна жадность. В основе этой потребности лежит форма самоутверждения через потребление.

Модуль 2. Судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Занятие 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Судебное производство по уголовным делам несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ). Так, при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним (ст. 430) суд обсуждает  прежде возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления. В учет принимаются данные о личности подростка, обстоятельства, смягчающие/отягчающие наказание, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности (ст. 89). Суд принимает решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы в том случае, если исправление его невозможно без изоляции от общества. При этом суд указывает, на какое специализированное учреждение для несовершеннолетних возлагается осуществление контроля за поведением осужденного.

Несовершеннолетний подсудимый может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 432). В частности, несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90). Несовершеннолетнему могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия в следующих форматах:

  • предупреждение (разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием и последствий повторного совершения преступлений);
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (при условии, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и контроль над несовершеннолетним);
  • возложение обязанности загладить причиненный вред (исходя из имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков);
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа).

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения таких мер – от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, то суд освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания направляет его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет (ст. 92).

Под специализированным учреждением для несовершеннолетних понимаются:

  • специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
  • специальные профессиональные училища закрытого типа;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа (для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и/или заболевания).

Статьей 88 УПК РФ предусмотрены также иные наказаний несовершеннолетних. К примеру, при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых может быть назначен штраф. Штраф может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Посильные для несовершеннолетнего обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, исполняются несовершеннолетним в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения такого вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день. Между тем,  исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Суд вправе обсуждать возможность прекращения уголовного дела или преследования в отношении несовершеннолетних (ст. ст. 25, 28).

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости сокращаются и равны:

  • шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;
  • одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
  • трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 95).

Занятие 2. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Статья 420 УПК РФ определяет порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Согласно статье, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. При рассмотрении дел о преступных деяниях представителей этой возрастной категории обязательным является участие адвоката.

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно должны быть извещены его законные представители (ст. 423).

В качестве законных представителей могут быть допущены родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится подросток, органы опеки и попечительства (ст. 426).

Законные представители несовершеннолетнего допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого (ст. ст. 426, 428).

Законный представитель имеет право:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • присутствовать при предъявлении обвинения;
  • участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя – в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;
  • знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
  • заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;
  • представлять доказательства; защищать интересы несовершеннолетнего средствами и способами, не запрещенными Кодексом;
  • по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего.

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения (ст. 424).

Законные представители несовершеннолетнего, получив вызов несовершеннолетнего к следователю, дознавателю или в суд, могут проконтролировать его действия, а также обеспечить явку защитника. В повестке, направляемой законному представителю, указывается на его обязанность обеспечить явку несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ст. 425). В допросе несовершеннолетнего должен участвовать защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательным является участие педагога или психолога. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего по собственной инициативе независимо от заявления об этом ходатайства защитника.

Педагог-психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

По ходатайству стороны или по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие (ст. 429). Обстоятельствами, которые могут оказать на несовершеннолетнего подсудимого неблагоприятное воздействие, могут быть:

  • факты аморального поведения родителей несовершеннолетнего;
  • эпизоды преступления, связанные с развратными действиями, жестокостью, особым цинизмом;
  • обстоятельства, указывающие на каналы приобретения наркотических средств, порнографической продукции;
  • допрос взрослых подсудимых и иных лиц, если есть основания опасаться, что они при этом могут оказать на несовершеннолетнего отрицательное воздействие.

После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания председательствующий должен сообщить ему в необходимых объеме и форме содержание судебного разбирательства, происшедшего в его отсутствие, и предоставить несовершеннолетнему возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

Занятие 3. Международные стандарты судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Уголовно-процессуальное законодательство РФ, регламентирующее производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в целом отвечает общепринятым нормам международного права, изложенным в Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г., в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся установления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») от 29.11.1985 г., а также в Конституции РФ. Нормы международного права направляют системы права государств на то, чтобы:

а) всякое уголовное дело, затрагивающее интересы несовершеннолетних, велось беспристрастно, без задержек и препятствий;

б) при наличии установленных в законе оснований была предусмотрена вероятность прекращения уголовного дела для того, чтобы минимизировать отрицательные последствия судебного разбирательства для несовершеннолетних;

в) уголовно-процессуальная процедура отвечала интересам несовершеннолетних, обеспечивала им возможность свободно излагать свое мнение, участвовать в следственных и процессуальных действиях;

г) должностные лица, в чьем производстве находятся дела в отношении несовершеннолетних, имели соответствующую квалификацию;

д) по указанной категории дел не допускалось разглашение данных производства с целью избежать причинения вреда несовершеннолетним.

В Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 1) и Минимальных стандартных правилах ООН (п. 2.2 а) раскрывается понятие «несовершеннолетний» — это молодая личность либо ребенок, который в границах действующей правовой системы страны может быть привлечен к ответственности за правонарушение. 

В «Пекинских правилах» (п. 7.1) перечислены процессуальные гарантии несовершеннолетнему:

  • презумпция невиновности;
  • право быть извещенным о предъявленном обвинении;
  • право на вызов адвоката;
  • право на отказ в даче показаний;
  • право на очную ставку со всеми свидетелями и обжалование.

Эти элементы суда признаны во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах.

Разделы «Пекинских правил» «Расследование и судебное разбирательство дел о несовершеннолетних» и «Вынесение судебного решения и выбор мер воздействия» включают основы, в соответствии с которыми задачей судебного разбирательства и каждое наказание касаемо лица, не достигшего совершеннолетия, должны быть соразмерны характеру его личности и категории совершенного им преступления. Значение придается и соразмерному сроку предварительного заключения.  

Модуль 3. Законодательное регулирование и психолого-педагогический аспект участия педагога-психолога в судопроизводстве

Занятие 1. Работа педагога-психолога в судопроизводстве с участием несовершеннолетних

Уголовно-процессуальный закон упоминает педагога и психолога в связи с участием несовершеннолетнего (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого) в проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте.

Федеральным законом от 02.07.2013 г.  путем внесения дополнений в ст. 5 УПК РФ впервые в российском уголовном судопроизводстве было закреплено понятие «ПЕДАГОГ», согласно которому это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

Статья 191 УПК РФ, определяющая особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, указывает на необходимость присутствия педагога. В ней сказано: “При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля”.

В статье 280 УПК РФ, регламентирующей особенности допроса подростков в суде, указано, что педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.

В соответствии со ст. 425 УПК РФ, устанавливающей правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), педагог вправе с разрешения следователя (дознавателя) задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Функции педагога в российском уголовном судопроизводстве законом не определены. Однако анализ практики применения законодательства, самого предназначения педагога в уголовном процессе позволяет утверждать, что эти функции не должны рассматриваться упрощенно, только как элемент процедуры либо только как оказание содействия следователю в производстве следственных действий. В задачи педагога входит:

  • создание безопасной среды эффективного взаимодействия участников следствия (следователь/дознаватель, родители/законные представители несовершеннолетнего, несовершеннолетний) с целью исключения их травматизма, в том числе психологического;
  • контроль за соблюдением прав и интересов несовершеннолетнего (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего);
  • диагностика и, при необходимости, коррекция эмоционального состояния участников следствия;
  • оказание помощи следователю (дознавателю) в формулировании педагогически корректных вопросов, в фиксации показаний;
  • мотивация участников следствия на дальнейшее психологическое сопровождение.

ПСИХОЛОГ, согласно законодательству РФ, в досудебном и судебном производстве может выступить:

  • при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ст. 191 УПК РФ);
  • экспертом, в случае если назначена судебно-психологическая экспертиза (ст. 57 УПК РФ);
  • специалистом в качестве лица обладающего специальными знаниями, привлекаемого к участию в процессуальных действиях (ст. 58 УПК РФ);
  • в составе группы специалистов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Психолог (педагог-психолог), осуществлявший сопровождение на этапе дознания (допроса) не может быть привлечен в качестве судебного психолога-эксперта – лица,  дающие экспертное заключение (экспертом может стать полностью не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо с необходимыми знаниями в психологии). Между тем, психолог (педагог-психолог) может быть привлечен как свидетель в процедуре судебного слушания, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. На этапе следствия (дознания) в задачи психолога входит:

  • оценка психоэмоционального и психофизиологического состояния подростка;
  • оценка способности понимания несовершеннолетним задаваемых следователем (дознавателем) вопросов;
  • предотвращение психологического давления и профилактика некорректных вопросов со стороны следователя (дознавателя);
  • консультирование следователя (дознавателя) по кругу психологических вопросов.

На этапе психологической экспертизы психолог может быть привлечен как лицо, выполняющее психологическую экспертизу, или как специалист-психолог, производящий ревизию экспертного акта (обследования), составленного ранее другим психологом.  Вторую задачу психолог может выполнять на основании разных обстоятельств:

  • адвокатский запрос;
  • постановление Суда;
  • факт расхождений в выводах между психиатрической и психологической судебных экспертиз;
  • рассмотрение дела в порядке надзора.

На этапе судебного слушания (может проводиться в закрытом режиме в отсутствии несовершеннолетнего) психолог выступает в качестве свидетеля (если он до судебного процесса работал с подростком), а также в качестве эксперта для разъяснения чужого экспертного заключения, или в качестве приглашенного специалиста.

Занятие 2. Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в судебном производстве по делам несовершеннолетних

В соответствии со ст. 191 УПК РФ, чёткое разграничение в выборе психолога касается только преступлений против половой неприкосновенности. В ст. 280 УПК РФ при допросе по рассмотрению уголовного дела в суде с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей регламентируется участие только педагога. Обязательно участие педагога или психолога в следственных действиях при участии несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 16 лет. Требуется присутствие педагога или психолога при допросе несовершеннолетних от 16 до 18 лет, если у них имеются признаки отставания в развитии.

Ряд юристов полагает, что нет оснований рассматривать педагога или психолога как разных участников уголовного процесса. Иные считают, что только психолог сможет помочь следователю наладить контакт с несовершеннолетним. Между тем, на практике чаще приглашается педагог. Это происходит по ряду причин.

Во-первых, участие педагога не нововведение современного законодательства. Еще дореволюционное судопроизводство рассматривало педагога как участника процесса. Так, в законе от 02.06.1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании» по ходатайству родителей или требованию прокуратуры в суд могли быть вызваны врачи, учителя, воспитатели, которые рассматривались как специалисты, способные помочь в выяснении обстоятельств по уголовному делу, а также охарактеризовать умственное и нравственное развитие обвиняемого.

Во-вторых, отсутствие точных рекомендаций по выбору между психологом и педагогом предоставляет возможность следователю, дознавателю, прокурору, судье произвольно трактовать термины «педагог», «психолог» и выбирать между ними, следуя пути наименьшего сопротивления.

В-третьих, наличие в УПК РФ статьи, посвященной понятию «педагог», упрощает процесс выбора в пользу регламентированного варианта.

В-четвертых, отсутствие процессуальной фигуры психолога в ст. 280 УПК РФ усугубляет непроизвольное игнорирование психолога с целью его участия в допросе и иных следственных действиях.

В-пятых, определение психолога как учёного-специалиста по психологии для использования в уголовном процессе размытое и не содержит информации о необходимом уровне профессионализма и специализации в уголовном процессе. Это усложняет выбор дознавателя, следователя в пользу психолога.

Слишком общее понятие «педагог», закрепленное в п. 62 ст. 5 УПК РФ, а также отсутствие норм, предусматривающих требование к ним, позволяет привлекать широкий круг лиц – от преподавателей вузов, никогда не работавших с определенными возрастными категориями несовершеннолетних, до работников инспекций по делам несовершеннолетних, никогда не занимавшихся образовательной деятельностью.

Не оговариваются критерии оценки профессиональных качеств педагога-психолога (образование, стаж работы педагогом/психологом) – потенциального участника судопроизводства.

Занятие 3. Установление психологического контакта с подростком-правонарушителем

Специфичность работы педагога (психолога) с несовершеннолетними обусловлена:

  • ограниченным уровнем осведомленности подростков в целом о жизни и по конкретному делу;
  • их недостаточным вниманием, при этом внушаемостью и доверчивостью;
  • юношеской бравадой, эмоциональностью суждений;
  • неумением подростков анализировать ситуацию, делать выводы и прогнозы;
  • тенденцией малолетних участников судопроизводства менять реальные ситуации на воображаемые и не считать это ложью;
  • отсутствием у подростков-правонарушителей положительных социальных установок.

Педагог (психолог) в процессе общения несовершеннолетним правонарушителем должен придерживаться профессионального такта, который выражается в:

  • естественности, простоте обращения без фамильярности;
  • искренности тона, лишенного всякой фальши;
  • доверии к подростку без попустительства;
  • просьбах, выраженных без упрашивания;
  • советах и рекомендациях, высказанных без навязчивости;
  • требованиях и внушениях без подавления самостоятельности подростка и мелочной придирчивости;
  • серьезности тона без запугивания и натянутости отношений;
  • иронии и юморе, лишенных унижающей насмешливости;
  • деловитости без раздражительности, холодности и сухости;
  • спокойной сосредоточенности и уравновешенности в общении, исключающих безразличие или, напротив, возбудимости;
  • ведении беседы без морализирования;
  • соблюдении меры в отношениях.

При общении с несовершеннолетним с целью установления с ним психологического контакта имеет значение правильная формулировка задаваемых вопросов. Так, при формулировании вопросов необходимо соблюдать определенные требования:

  • вопрос должен быть составлен в выражениях, понятных несовершеннолетнему, соответствовать уровню его развития и образования;
  • вопрос должен быть конкретным, касающимся какого-либо одного обстоятельства, лаконичным, не допускающим двусмысленного толкования;
  • необходимо избегать вопросов, на которые возможен предположительный или односложный ответ; вопрос должен пробуждать в допрашиваемом инициативу, самостоятельную мысль;
  • в вопрос нельзя включать информацию, которую несовершеннолетний может использовать для ответа;
  • необходимо заранее продумать последовательность вопросов, чтобы один вопрос был логически связан с другим, вытекал из него, а общение имело четкую логическую структуру.

Вместе с тем педагог-психолог должен обратить внимание лиц, участвующих в допросе (иных процедурах), на недопустимость пререканий, реплик, высказываний, снижающих эффективность воспитательного воздействия на подростка.

В ходе допроса несовершеннолетнего педагогу-психологу рекомендуется обращать внимание на внешние проявления несовершеннолетним-допрашиваемым своих чувств:

  • мимику (движения мышц лица);
  • жесты (движения частей тела, имеющие определенный смысл);
  • пантомимику (движения всего тела);
  • ритмико-интонационное оформление речи;
  • вегетативные реакции (покраснение лица, выделение пота, учащение дыхания, расширение и сужение зрачков, тремор).

Такого рода проявления демонстрируют настоящее психоэмоциональное состояние подростка.

Занятие 4. Общие рекомендации для педагога-психолога по выстраиванию эффективного общения с несовершеннолетними правонарушителями

Существуют общие рекомендации для педагога-психолога, касающиеся выстраивания эффективного общения с несовершеннолетними правонарушителями. Прежде педагогу-психологу требуется тщательно подготовиться к встрече с подростком:

  • составить план беседы, список конкретных вопросов;
  • изучить всесторонне личность несовершеннолетнего через социальные сети, беседы с одноклассниками, родителями и учителями.

Далее следует добиваться от подростка благожелательного и откровенного к себе отношения посредством вежливого обращения, не снимая, при этом, в полной мере напряжения с подростка. Основой контакта должна стать правдивая характеристика положения, показ того ущерба, который причинен действиями подростка, и предложением подумать вместе, как исправить причиненное зло, порвать с прошлым, облегчить совесть.

Для плодотворной коммуникации с несовершеннолетними полезно использовать дополнительный инструментарий (карандаши, краски, журналы, конструкторы) для того, чтобы снять напряжение подростка, сблизиться с ним.

Перед началом судебного заседания педагогу-психологу необходимо прибыть в помещение суда заблаговременно, познакомиться и побеседовать с подростком и его законным представителем, показать свое искреннее участие в судьбе ребенка, а также готовность ответить на его вопросы.

С разрешения судьи, педагог-психолог может показать несовершеннолетнему помещение, где будет проходить судебное заседание. Это необходимо для лучшей предварительной адаптации к среде, в которой подростку предстоит пережить ряд неприятных моментов.

Следует продумать завершение общения с подростком, которое должно оказаться позитивным. Для положительного завершения беседы рекомендуется поблагодарить несовершеннолетнего за сотрудничество, поинтересоваться возможным наличием у подростка вопросов, оставить визитку либо координаты учреждения для обращения за психологической помощью.

Педагогу-психологу важно также помнить о собственном внешнем виде (одежде, манерах), который должен быть сдержанный и элегантный.

Все это является основой для эффективного взаимодействия с несовершеннолетним, независимо от того, правонарушитель он или потерпевший.

Занятие 5. Процесс психологического сопровождения с участием педагога-психолога при производстве всех процессуальных действий

Условно разделим весь процесс психологического сопровождения с участием психолога при производстве всех процессуальных действий с участием несовершеннолетнего на три этапа: в ситуации дознания (допроса), судебнопсихологической экспертизы и в судебном заседании, сделав акцент на специфике участия психолога при осуществлении психологического сопровождения следственно-судебных действий. Такое сопровождение должно согласно процессуальным нормам осуществляется на каждом из этапов новым специалистом.

Педагог-психолог, осуществлявший сопровождение на этапе дознания (допроса) не может быть привлечен в качестве судебного психолога-эксперта, так как экспертом может выступать полностью не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, с необходимыми познаниями в психологии. В крайнем случае, он может быть привлечен как свидетель в процедуре судебного слушания.

Здесь надо отметить, что эксперт – это лицо дающие экспертное заключение, а свидетель – это лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Все они разные участники следственных и судебных действий, эксперт может дать показания.

Педагог-психолог может выступать в качестве свидетеля, если он обладает какой-то необходимой информацией, фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица.

Этап следствия (дознания)

На этапе следствия (дознания) следователь или дознаватель часто приглашают педагога, но, как отмечает Е.В. Нуцкова, «зачастую функция педагога в такой ситуации сводится к простому наблюдению за процессом. Планированием допроса, подбором и постановкой вопросов занимается следователь, который не всегда имеет достаточные знания детской психологии, обладает навыками общения с детьми и ставит перед собой задачу минимизировать травматизацию ребенка».

К сожалению, и психолог, привлекаемый на этом этапе, зачастую играет роль стороннего наблюдателя, а не участника процесса дознания (следствия). Для повышения эффективности сопровождения необходима юридическая грамотность психолога, где за счет данных знаний психолог мог бы превратиться из созерцателя процесса в реального помощника ребенку.

В идеале задача психолога – не только оценка психо-эмоционального и психофизиологического состояния ребенка. Важно оценить способность понимания им (несовершеннолетним) задаваемых следователем (дознавателем) вопросов, но и предотвращение психологического давления и профилактика (превенция) некорректных вопросов, например, о сексуальной жизни взрослых.

Ребенок должен войти в кабинет следователя (дознавателя) и выйти из него только с той информацией, которую он имеет (имел) до общения со следователем (дознавателем). Дети не должны выходить после допроса весьма и весьма «просвещенные» в вопросах, о которых они и не ведали, и к которым они не готовы по своему возрасту.

С этой целью каждый из задаваемых вопросов должен прежде оценить психолог. В противном случае дидактогения неизбежна. Составной частью психологического сопровождения на этом этапе является консультирование следователя (дознавателя) по кругу психологических вопросов.

Главная цель сотрудничества следователя и сотрудников органов дознания с психологом в процессе раскрытия, расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних заключается в разрешении психологических проблем и повышении эффективности расследования этой категории дел. Такое сотрудничество способствует мобилизации психологического потенциала сотрудников, совершенствованию практики применения психологических знаний, техники технологий в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних.

Раскрытые возможности эксперта-психолога и специалиста-психолога, основные направления их деятельности в расследовании дел о групповых преступлениях имеют свою специфику в зависимости от решаемых психологических проблем и полномочий психолога. Гибкое соблюдение правил, этапов и методов совместной деятельности следователя со специалистом-психологом и экспертом-психологом будет способствовать разрешению психологических проблем и повышению эффективности расследования, раскрытия и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.

Этап психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза получила «права гражданства» в следственно-судебной практике менее полувека назад. Это специальное процессуальное действие, самостоятельный вариант психологической услуги, осуществляемый психологом за вознаграждение.

Судебно-психологическая экспертиза не имеет существенных отличий от обычной диагностической работы психолога по своей технологии. Сама же психологическая диагностика, если она производится грамотно, более сложная процедура, чем представляется большинству практических психологов.

Не будем останавливаться на всех вариантах судебно-психологических экспертиз. Они достаточно описаны в литературе. Перед нами несколько более узкая задача. Психолог может быть привлечен в качестве или как лицо, непосредственно выполняющее психологическую экспертизу, или как специалист-психолог, производящий ревизию экспертного акта, дающий пояснение суду по ранее проведенному другим психологом экспертному исследованию. Отсюда вытекают и различия в тактике исполнения запроса.

В первом случае психолог в качестве эксперта проводит самостоятельное исследование исходя из обобщения и анализа всего объема доступной ему информации (обстоятельств дела, субъективных и объективных данных, результатов психодиагностического исследования). Круг решаемых им вопросов очерчен «Границами компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве» и «Границами компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе». Не исключено, что перед экспертом будут поставлены и другие вопросы, требующие объяснения и ответа с позиций современной психологической науки.

Во втором – дополнительно к собственному исследованию производится ревизия результатов и выводов по предшествовавшей экспертизе, проведенной другим психологом. Вопрос ничтожности или подтверждения качества и объективности проведения предшествующей психологической экспертизы не может быть решен без дополнительного психологического исследования. Запрос на ревизию сделанной до него экспертизы может обуславливаться следующим:

  • на основании адвокатского запроса;
  • по постановлению Суда;
  • по факту существенных расхождений в выводах между психиатрической и психологической судебных экспертиз;
  • при рассмотрении дела в порядке надзора.

В современной экспертной психологической практике нет достаточной проработки этого вопроса, не отражен он и в рекомендациях для экспертов-психологов. Тем не менее, такой запрос имеет место быть. При ревизии экспертизы важно определить обоснованность, научность и надежность диагностических процедур.

Совсем не редки случаи, когда психолог, даже входящий в состав комплексной судебной психолого-психиатрической экспертной группы, использует один и тот же набор методик и тестов вне зависимости от возраста обследуемого, целей исследования и поставленных на разрешение эксперта вопросов. При отсутствии же протоколов психологического исследования в деле сомнения в качестве проведенной ранее экспертизы уже на лицо.

Этап судебного слушания

На этапе судебного слушания имеется своя специфика. Очень часто этот этап судопроизводства проводится в закрытом режиме, и несовершеннолетний ребенок может не присутствовать в зале суда. В то же время, педагог-психолог может присутствовать.

Психолог выступает в качестве свидетеля (например, он до судебного процесса работал с ребенком), в качестве эксперта, в целях разъяснения или уточнения данного ими заключения, или в качестве приглашенного специалиста.

Самая неразработанная задача педагога-психолога – это предотвращение психологического давления на несовершеннолетнего, особенно, если он (несовершеннолетний) выступает в качестве обвиняемого. Данная задача осложняется тем, что отсутствуют обязывающие правовые нормы, помогающие оказывать непрерывное психологическое сопровождение на всем этапе досудебного и судебного разбирательства.

В каждый из этапов судебно-следственных действий в работу может быть включен психолог. На первом и третьем этапе возможно участие, как психолога (педагога-психолога), так и педагога. В психологической практике это варианты психологической помощи. На этих этапах несовершеннолетний должен довериться, должен найти поддержку в лице этого взрослого, который в принципе должен стать его представителем, защитником в некотором роде, наряду с адвокатом.

Второй этап – деятельность только психолога, знакомого с судебно-психологической экспертизой. Данный вариант психологической услуги (т.е. судебно-психологическая экспертиза) требует определенной подготовки и квалификации эксперта-психолога, сертификации его деятельности.

Занятие 6. Специфика речи в судебном заседании

Выступление в суде нужно подготовить, желательно

  • записать основные положения, факты;
  • выводы должны быть обоснованы, подтверждены фактами, доказательствами, соответствующими статьями.

Главным выводом из речи ораторов является то, что надо доказать, что повлияет на решение суда. Задача выступающего в суде – доказать все условия, необходимые для вывода. Но практика показывает, что задача суживается, и по большой части спорный пункт фокусируется где-нибудь на полпути в доказательстве одного или нескольких отдельных положений, составляющих звенья общего логического рассуждения оратора. В таком случае заключительный вывод подразумевается или указывается лишь в общих чертах.

Важно не только что говорить, но и как говорить. Речь, составленная из одних рассуждений, не может удержаться в голове большинства людей. Она исчезает, особенно в памяти присяжных, как только они оказываются в совещательной комнате. Следует отметить, что только краски и образы могут создать живую речь, которая производит впечатление не только на юристов, но и на слушателей.

Речь не должна быть расплывчатой. Точность – обязательное условие, особенно при передаче чужих слов. Нельзя изменять данных предварительного и судебного следствия.

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать родной язык, а богатство слов – необходимое условие хорошего слога. Следует отметить, что здесь важно не только знать термины, но и уметь их правильно употреблять в речи. Ошибка многих судебных ораторов – стремление умышленно усложнить речь, придать ей видимую наукообразность.

Некоторые выступающие не решаются говорить кратко, так как им кажется, что их речь покажется недостаточно умной. Такая «наукообразность» лишь вредит делу, запутывает ясное изложение. Чтобы речь не казалась «неумной» нужно грамотно её строить, правильно преподнести свои мысли, суждения и т.д.

Нужно говорить чётко, обстоятельно, по существу, а «наукообразность» может ввести в заблуждение любого слушателя. В такой ситуации слушатель будет концентрироваться на громоздких оборотах, что усложняет понимание того, что пытается донести выступающий.

Речь любого выступающего должна быть ориентирована на понимание предмета речи всеми, кто присутствует в суде. Свою позицию нужно излагать так, чтобы она была доступна для понимания как для того, кому она будет высказываться, так и для того, кто будет принимать решение по рассматриваемому делу. Каждое высказывание должно быть понятно слушателям точно так, как понимает его выступающий.

Следует избегать неопределённых высказываний по какому-либо факту действительности. В любом случае необходима ясность слога для сохранения именно той степени освещения предмета, которая нужна выступающему, иначе аудитория может трактовать события, явления, процессы совсем не так, как бы того хотел выступающий.

В судебном заседании нужны необыкновенная ясность, чёткость, определённость, непротиворечивость и последовательность речи. Присутствующие в зале суда должны понимать представленную выступающим мысль без усилий, трактовать предмет мысли так же, как трактует его выступающий.

Педагог-психолог должен так построить своё выступление, употреблять такие слова, такой тембр и тон, чтобы органы чувств слушателей, их мышление без затруднений сформировали у них такой образ предмета речи, который выступающий намеревался для них представить. Если он сможет этого добиться, то слушатели будут следовать за ним и в мыслях, и в решениях. Это поможет всем присутствующим в зале суда избежать тупика и ухода в сторону от основной мысли выступающего.

Созданию хорошего выступления способствует не столько объём собранного материала о предмете мысли будущей речи, сколько его проработка. Речь должна представлять собой стройную систему обоснования конкретной мысли. Задача выступающего – утверждение посредством конкретных высказываний в сознании, мышлении собеседника какой-то мысли.

Заранее подготовленная речь даёт возможность всё тщательно обдумать, более качественно подготовиться к выступлению в суде. Можно выучить речь наизусть. Это даёт возможность проработать все тонкости, связанные с ее произнесением, и является преимуществом по сравнению с подготовленной речью, но не заученной наизусть. Однако вспоминая заученное, выступающий может потерять контакт с аудиторией. В такой ситуации аудитория перестаёт слушать, и уже не верит выступающему.

Заранее подготовленная речь не напрягает память говорящего. Речь по записи не звучит как живое естественное слово, что затрудняет непосредственное общение оратора с аудиторией. Речь по записи может быть использована как упражнение для постановки голоса, отработки дикции, интонации.

Выступающие в суде часто не готовят речь заранее, а импровизируют. К импровизации часто прибегают слишком самоуверенные люди. Главная опасность импровизации в том, что поддавшись минутному порыву, выступающий может упустить важную мысль или сформулировать её не достаточно чётко. Преимущество импровизации заключается в том, что она приучает самостоятельно мыслить и вырабатывать у оратора уверенность в себе.

Речь может предварительно и тщательно готовиться, но без полной записи и заучивания текста, а затем воспроизводиться. Здесь предварительная работа подразумевает написание конспекта. Подготовка речи таким образом позволяет самостоятельно мыслить, говорить с непринуждённостью и непосредственностью, присущей разговорной манере, учитывать реакцию слушателей.

Если речь готовиться таким способом, то выступающий, при необходимости, сделает в ней изменения, если посчитает нужным. Внесённые изменения позволят учесть неожиданности, обнаружившиеся во время судебного следствия.

На практике выступающий:

  • обязательно что-то выучивает дословно;
  • часть речи зачитывается, например, ссылки на документы, статьи законов, подзаконные акты, процессуальные нормы и т.д.

Содержание текста речи определяется в результате предварительной работы с материалом. Прежде чем выступить в судебном заседании педагог-психолог должен определить главный тезис в утвердительное предложение. Выступающий должен стремиться представить логическую аргументацию в наиболее доходчивой форме.

Главный тезис формулируется как короткое, ясное и чёткое утверждение. Свой тезис выступающий обязан доказать. Он становится заключением силлогизма, который считается силлогизмом всей речи. Всё, что говорит оратор, сводится к обоснованию истинности и последующему умозаключению. В схематизированном виде вся речь могла быть представлена как цепь силлогизмов, которая в конечном счёте, сводилась к одному главному силлогизму (умозаключению), где заключением был основной тезис оратора.

При сложности тезиса и невозможности его выражения как простого суждения, оратор делит его на составляющие части. Целесообразно делить тезис так, чтобы каждая из составляющих могла стать заключением силлогизма. При невозможности выразить тезис как простое суждение главным силлогизмом становилось дедуктивное умозаключение из сложных суждений. Такой подход к построению речи диктует отношение к материалу.

Все компоненты, которые связаны с доказательством основного тезиса оратора, должны войти в речь. Следует полностью исключить из текста выступления всё, что не имеет отношения к доказательству. 

Занятие 7. Методика работы над композицией речи

Судебная речь, будучи в значительно меньшей степени формализованным текстом (в отличие, например, от текста обвинительного заключения или приговора, составные «элементы» которого регламентированы статьями УПК РФ), предполагает определенную степень свободы и творчества. Причем свобода автора и творческое его отношение к тексту как раз и проявляются не в вольной интерпретации фактов, уже изложенных в материалах дела, а именно в способе их подачи, в мастерстве освещения.

Современные судебные ораторы используют в текстах судебных речей, как правило, не больше 10-12 коммуникативных блоков. Коммуникативно-прагматические блоки в современных судебных речах выполняют различные функции и поэтому могут быть сгруппированы следующим образом

  1. Блоки, выполняющие функцию передачи основной информации (условно их можно назвать информационными).

С помощью этих композиционных элементов текста оратор разворачивает перед слушателями полноценное рассуждение, выводом из которого является его предложение о мере наказания.

Фактографический. Этот общеобязательный блок содержит сведения о том, кем, где, когда, каким путем, с помощью каких средств, с какой целью совершены преступные действия и каковы их результаты и последствия.

Педагог-психолог в данном блоке может сообщить когда и какая работа проводилась с несовершеннолетним.

Анализ и оценка собранных по делу доказательств. Оратор приводит в этой части текста данные протокола осмотра места происшествия, протокола осмотра вещественных доказательств, результаты экспертиз, данные, полученные в ходе опроса свидетелей, потерпевших, показания самого подсудимого. Вводится этот блок в текст различными способами: в частности, с помощью вопроса: «Нашло ли обвинение, предъявленное Н., свое подтверждение в судебном заседании?», или побудительных конструкций типа: «рассмотрим собранные по делу доказательства».

В этом блоке педагог-психолог может представить анализ диагностики и наблюдений за несовершеннолетним.

Обоснование квалификации преступления. С помощью этого блока государственный обвинитель доказывает правильность юридической оценки вменяемых подсудимому действий. Например: «Изложенные мной доказательства объективно свидетельствуют о вине М. и дают основания квалифицировать его действия по ст. … ч. …».

Педагог-психолог в данном блоке описывает и объясняет результаты своих наблюдений.

Мнение государственного обвинителя о мере наказания – блок, который зачастую смыкается с предыдущим, образует с ним своеобразное «смысловое единство». Являясь обязательным в обвинительной речи, блок завершает собой логическую структуру рассуждения, выполняя в ней функцию вывода. В этом блоке указывается, как известно, вид, размер и срок наказания. Например: «Учитывая все вышесказанное, прошу суд признать Г. виновным и назначить ему наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием …».

Педагог-психолог делает вывод из представленных результатов работы.

Мнение государственного обвинителя о судьбе вещественных доказательств – блок факультативного характера. Встречается, например, в виде речевого шаблона «собранные по делу доказательства прошу уничтожить».

  1. Блоки, выполняющие функцию установления и поддержания контакта с аудиторией (условное название – собственно коммуникативные)

Обращение. Этот блок используется с целью завладеть вниманием аудитории, продемонстрировать официальный, но в то же время полилогический характер общения. Например: «Уважаемый суд, участники процесса и присутствующие граждане!» В функции средства связности обращение выполняет роль «переходного мостика» от одного блока к другому.

Например: «Уважаемый суд! Помимо показаний потерпевшей и свидетелей имеется ряд других доказательств…» В судебных речах используются прямые и косвенные обращения, в некоторых случаях обращения носят развернутый характер.

Социально-нравственная оценка преступления. Функция этого блока – указание на общественный резонанс, вызванный рассматриваемым делом. Блок может иметь развернутый характер и обязательно включает в свой состав оценочные компоненты:

  • «бесценна жизнь человека»,
  • «откровенное пренебрежение»,
  • «покусился на самое дорогое»,
  • «одна из самых строгих мер» и т.д.

Задача (цель, программа). Блок обычно содержит прямое или косвенное перечисление задач, стоящих перед оратором. Например: «Моя заключительная миссия как представителя государственного обвинения по настоящему делу состоит в том, чтобы дать общественную оценку преступлению, проанализировать имеющиеся в вашем распоряжении доказательства, высказать свои соображения о квалификации преступных действий…». Иногда оратор ограничивается в этой части своей речи формулировкой цели выступления.

Концовка. Блок выполняет функцию подведения итогов сказанному в зале суда, поэтому достаточно часто включает в себя призывы, пожелания, этикетные формулы и т.п. Например: «Я надеюсь, что вынесенный сегодня в зале суда приговор будет справедливым возмездием Г-ву и послужит уроком многим…». Блок придает всему тексту логическую законченность и эмоциональную завершенность.

  1. Блоки, выполняющие функцию передачи дополнительной информации по делу и косвенно способствующие формированию мнения присутствующих (условное название – блоки смешанного характера).

Типичность преступления. Функция этого блока – включение рассматриваемого уголовного дела в ряд подобных ему, а значит, формирование к нему соответствующего (отрицательного) отношения присутствующих. Например: «Сегодня рассматривается уголовное дело по факту кражи медного провода с территории тяговой подстанции п. Л. Анализ преступности в районе по итогам ІI квартала 2006 г. показывает, что из зарегистрированного преступления 161 преступление составляют кражи, в том числе цветных металлов…».

Блок состоит из двух структурных частей:

1) сообщаются общие сведения о преступлениях определенного рода;

2) рассматриваемое дело вводится в ряд подобных правонарушений.

Причины и условия совершения преступления. Блок позволяет оратору в этой части выступления активно взаимодействовать с аудиторией, обратиться к аудитории с прямым утверждением: «Я думаю, всем нам понятны причины совершения этого преступления!». Иногда оратор открывает блок вопросом: «Что же могло привести этих молодых людей на скамью подсудимых?» Содержание этого блока носит ярко выраженный оценочный характер.

Характеристика личности подсудимого (потерпевших, свидетелей) строится с использованием данных об образе жизни, подсудимого, его поведении в семье и на работе, о личных качествах, чертах характера. В этой части выступления государственный обвинитель говорит о роли конкретного подсудимого в совершенном преступлении, проясняет мотивы его поведения. Часто характеристика личности подсудимого открывается прямым или косвенным вопросом: «Каковы данные, характеризующие этого человека? Что мы с вами знаем о нем?»

Отягчающие и смягчающие обстоятельства дела. Блок вводится в текст, как правило, с помощью прямой номинации: «Позвольте обратить ваше внимание как на смягчающие, так и на отягчающие вину Г-ва … обстоятельства. Преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения. Однако смягчающим ответственность обстоятельством является чистосердечное раскаяние в содеянном…». Иногда оратор использует императивные конструкции: «При назначении наказания А. прошу учесть отсутствие смягчающих вину обстоятельств».

Таким образом, структура выступления педагога-психолога в суде может выглядеть следующим образом:

  1. Обращение.
  2. Цель, задачи, которые должен решить педагог-психолог, приглашённый на судебное разбирательство.
  3. Работа, которая была проведена с несовершеннолетним.
  4. Характеристика несовершеннолетнего.
  5. Выводы.
  6. Концовка.

Дополнительные материалы

Зачем следователю и суду психолог

Советы адвоката: как вести себя в суде

Заключение психолога для суда

Как чувствовать себя уверенно в суде

Как вести себя в суде

Итоговое тестирование

Вид назначаемого несовершеннолетнему наказания, НЕ предусмотренного ст. 88 УК РФ.
Обязательные работы в качестве наказания несовершеннолетнему назначаются на срок…
Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок…
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте…
Несовершеннолетнему НЕ может быть назначена следующая принудительная мера воспитательного воздействия:
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого НЕ может продолжаться без перерыва…
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии…
Педагог-психолог НЕ вправе с разрешения следователя, дознавателя…
Законные представители несовершеннолетнего, вызванные в судебное заседание, НЕ вправе:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина