Курс повышения квалификации (72 ч.)

Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в условиях внесения изменений в ФОП ООО и ФОП СОО

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в сфере реализации Федеральных рабочих программ учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в соответствии с ФОП ООО, ФОП СОО.

Объем: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Модуль 1. Федеральные рабочие программы основного и среднего общего образования: компоненты и особенности реализации учебных предметов

Занятие 1. Общие положения о внедрении ФОП ООО, ФОП СОО

Федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.

Федеральные образовательные программы основного и среднего общего образования действуют с 25 июля 2023 г.

Переход образовательных организаций на ФОП ООО, СОО был осуществлен 1 сентября 2023 года.

Каждая Федеральная программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

В целевых разделах изложили в соответствии с требованиями ФГОС трех уровней:

    • пояснительную записку;
    • планируемые результаты освоения ФОП;
    • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП.

В организационные разделы включили:

    • Федеральный учебный план;
    • Федеральный календарный учебный график;
    • Федеральный план внеурочной деятельности;
    • Федеральный календарный план воспитательной работы.

Характеристику условий реализации программы оставили описывать школам.

Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы по учебным предметам.

На уровне ООО это программы по:

    • русскому языку;
    • литературе;
    • истории;
    • обществознанию;
    • ОБЖ;
    • географии;
    • родным языкам субъектов РФ;
    • иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
    • вторым иностранным языкам – английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому;
    • математике (базовый и углубленный уровни);
    • информатике (базовый и углубленный уровни);
    • физике (базовый и углубленный уровни);
    • химии (базовый и углубленный уровни);
    • биологии (базовый и углубленный уровни);
    • ОДНКНР;
    • изобразительному искусству;
    • музыке;
    • технологии;
    • физкультуре.

На уровне СОО представлены ФРП по предметам:

    • русский язык;
    • литература;
    • история;
    • обществознание;
    • ОБЖ;
    • география;
    • родные языки субъектов РФ;
    • иностранные языки на базовом и углубленном уровнях – английский, немецкий, французский, испанский, китайский;
    • второй иностранный язык – английский, немецкий, французский, испанский, китайский;
    • математика (базовый и углубленный уровни);
    • информатика (базовый и углубленный уровни);
    • физика (базовый и углубленный уровни);
    • химия (базовый и углубленный уровни);
    • биология (базовый и углубленный уровни);
    • история, обществознание, география – для углубленного уровня;
    • физкультура.

Дополнительно в трех ФОП есть программа формирования УУД и Федеральная рабочая программа воспитания.

Из содержания трех ФОП видно, что школам придется утвердить свои ООП, так как нужно разработать остальные части программы, которые требуют ФГОС. Поэтому не получится просто использовать ФОП и не разрабатывать ООП, как это описано в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ» (далее – Закон об образовании).

Также нельзя не обратить внимания на две близкие аббревиатуры – ФОП и ФООП – и не объяснить значение каждой из них во избежание путаницы.

ФОП используется как синоним ФООП.

Закон об образовании требует, чтобы ООП разрабатывали в соответствии с ФГОС и ПООП, вводит определение ФООП (п. 10.1 ст. 2).

Понятия ФОП в законодательстве нет. Однако вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП по правилам, которые установили для ФООП (приказ Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Следовательно, считается, что ФОП можно применять в качестве ФООП.

Возможно, Министерство не стало утверждать ФООП, так как в нынешних Федеральных программах есть не все компоненты, которые требуют ФГОС для ООП. Кроме того, в ФОП сказано, что ряд деталей школы и детские сады должны указать самостоятельно с учетом своей и региональной специфики. В таком случае невозможно применять ФОП и не разрабатывать ООП, как предполагается в части 6.4 статьи 12 Закона об образовании. Следовательно, Федеральная программа не может считаться основной.

Занятие 2. Изменения в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом № 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» (далее – ФЗ № 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. При этом, согласно статьям 1 и 2 ФЗ № 371-ФЗ, термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Закона об образовании.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими Федеральными основными общеобразовательными программами.

Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральных основных общеобразовательных программ.

Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» по-прежнему могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).

Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ Федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение Федерального учебного плана и (или) Федерального календарного учебного графика, а также федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Занятие 3.  Введение учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»

Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (далее – ОБЗР) вводится с 1 сентября 2024 года во всех школах России. Содержание предмета представлено одиннадцатью модулями, которые непрерывно обеспечивают изучение предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования. Общее количество часов осталось прежним.

Цель изучения ОБЗР – формирование у обучающихся готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. В рамках предмета школьники освоят знания и умения, которые помогут подготовиться к военной службе.

Разработаны также Федеральные рабочие программы предмета для основного и среднего общего образования. Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности – от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации – и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.

Таблица 1. Сравнение модулей ОБЗР и ОБЖ на уровне ООО

Модули ОБЗР

Модули ОБЖ

1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства.

2. Военная подготовка. Основы военных знаний.

3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

4. Безопасность в быту.

5. Безопасность в транспорте.

6. Безопасность в общественных местах.

7. Безопасность в природной среде.

8. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи.

9. Безопасность в социуме.

10. Безопасность в информационном пространстве.

11. Основы противодействия экстремизму и терроризму.

1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

2. Безопасность в быту.

3. Безопасность в транспорте.

4. Безопасность в общественных местах.

5. Безопасность в природной среде.

6. Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний.

7. Безопасность в социуме.

8. Безопасность в информационном пространстве.

9. Основы противодействия экстремизму и терроризму.

10. Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения.

Как и прежде, наполнение модулей можно скорректировать и конкретизировать с учетом региональных особенностей.

Изменили предметные результаты, в том числе добавили новые формулировки для модулей, которых раньше не было.

Занятие 4. Изменения в ФОП СОО с учетом введения нового предмета

В Федеральную рабочую программу по ОБЗР включили 11 модулей (тематических линий). Ранее – в ОБЖ – было два варианта набора модулей. Теперь такой опциональности нет. Подробнее – в таблице.

Таблица 2. Сравнение модулей ОБЗР и ОБЖ на уровне СОО

Модули ОБЗР

Модули ОБЖ

1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства.

2. Основы военной подготовки.

3. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

4. Безопасность в быту.

5. Безопасность в транспорте.

6. Безопасность в общественных местах.

7. Безопасность в природной среде.

8. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи.

9. Безопасность в социуме.

10. Безопасность в информационном пространстве.

11. Основы противодействия экстремизму и терроризму.

Вариант 1

1.    Основы комплексной безопасности.

2.    Основы обороны государства.

3.    Военно-профессиональная деятельность.

4.    Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций.

5.    Безопасность в природной среде и экологическая безопасность.

6.    Основы противодействия экстремизму и терроризму.

7.    Основы здорового образа жизни.

8.    Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

9.    Элементы начальной военной подготовки.

Вариант 2

1.    Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

2.    Безопасность в быту.

3.    Безопасность в транспорте.

4.    Безопасность в общественных местах.

5.    Безопасность в природной среде.

6.    Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний.

7.    Безопасность в социуме.

8.    Безопасность в информационном пространстве.

9.    Основы противодействия экстремизму и терроризму.

10.  Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения.

Как видно из сравнения, основы военной подготовки стали отдельным модулем, что должно снять вопросы о том, в рамках чего реализовывать учебные сборы обучающихся по военной подготовке и являются ли они обязательными. При этом, как и прежде, наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных особенностей. Также можно менять последовательность освоения модулей.

Изменили предметные результаты, в том числе добавили новые формулировки для модулей, которых раньше не было.

В Федеральных учебных планах ОБЖ заменили на ОБЗР. Количество часов оставили прежним.

Модуль 2. Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»

Занятие 1. Общие положения

Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, Федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО.

Программа ОБЗР обеспечивает:

    • ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
    • прочное усвоение обучающимися ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
    • возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
    • выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
    • реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.

В Программе по ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:

  1. Модуль «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
  2. Модуль «Военная подготовка. Основы военных знаний».
  3. Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
  4. Модуль «Безопасность в быту».
  5. Модуль «Безопасность в транспорте».
  6. Модуль «Безопасность в общественных местах».
  7. Модуль «Безопасность в природной среде».
  8. Модуль «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
  9. Модуль «Безопасность в социуме».
  10. Модуль «Безопасность в информационном пространстве».
  11. Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму».

Для обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне основного общего образования Программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:

«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать».

Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей:

    • помещения и бытовые условия;
    • улица и общественные места;
    • природные условия;
    • коммуникационные связи и каналы;
    • физическое и психическое здоровье;
    • социальное взаимодействие и др.

Программа ОБЗР предусматривает использование ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.

В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значения не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остается сохранение жизни и здоровья каждого человека.

В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на:

    • формирование гражданской идентичности;
    • воспитание личности безопасного типа;
    • овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.

Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЗР определяется следующими системообразующими документами в области безопасности:

    • Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;
    • Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646;
    • Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474;
    • государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.

ОБЗР – системообразующий учебный предмет, который имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через:

    • приобретение необходимых знаний;
    • выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений;
    • формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.

Научной базой учебного предмета ОБЗР выступает общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.

ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.

Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует:

    • освоению обучающимися знаний и умений, позволяющих подготовиться к военной службе;
    • выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств; предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.

Занятие 2. Цели и задачи изучения ОБЗР

Цель изучения ОБЗР на уровне основного общего образования – формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:

    • способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их появлении;
    • сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
    • знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры безопасности жизнедеятельности на основе расширения знаний и умений, углубленного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства ОБЗР может изучаться в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (всего 102 часа).

Общее число часов, рекомендованных для изучения ОБЗР в 8-9 классах, составляет 68 часов: по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.

Организация вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЗР и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных особенностей.

Занятие 3. Личностные планируемые результаты учебного предмета ОБЗР

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Они способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к:

    • саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению;
    • осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения;
    • целенаправленной социально значимой деятельности;
    • принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЗР, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.

Личностные результаты изучения ОБЗР включают:

  1. Патриотическое воспитание:
    • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
    • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
    • уважение к символам государства, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
    • формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
  1. Гражданское воспитание:
    • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
    • активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
    • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
    • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
    • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
    • представление о способах противодействия коррупции;
    • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
    • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
    • сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
    • понимание и признание особой роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
    • знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
    • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
  1. Духовно-нравственное воспитание:
    • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
    • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
    • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
    • развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курение и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
    • формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
  1. Эстетическое воспитание:
    • формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
    • понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
  1. Ценности научного познания:
    • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
    • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
    • формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
    • установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасных или чрезвычайных ситуациях с учетом реальных условий и возможностей.
  1. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
    • понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
    • осознание ценности жизни;
    • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
    • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
    • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
    • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
    • умение принимать себя и других людей, не осуждая;
    • умение осознавать эмоциональное состояние – своё и других людей, управлять собственным эмоциональным состоянием;
    • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
  1. Трудовое воспитание:
    • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
    • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
    • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
    • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
    • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
    • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
    • укрепление ответственного отношения к учебе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
    • овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
    • установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
  1. Экологическое воспитание:
    • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
    • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
    • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
    • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
    • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
    • освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Занятие 4. Метапредметные планируемые результаты учебного предмета ОБЗР

В результате изучения ОБЗР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные учебные действия:

    • познавательные;
    • коммуникативные;
    • регулятивные, а также совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

    • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
    • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
    • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
    • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
    • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
    • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
    • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
    • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

    • формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
    • обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
    • проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
    • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

    • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
    • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
    • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
    • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
    • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
    • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

    • уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
    • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других людей, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
    • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
    • в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
    • публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

    • выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
    • аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ решения учебной задачи с учетом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
    • составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

    • давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
    • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
    • оценивать соответствие результата цели и условиям;
    • управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей, выявлять и анализировать их причины;
    • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого человека, регулировать способ выражения эмоций;
    • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку – своё и чужое;
    • быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля всего вокруг.

Совместная деятельность:

    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
    • планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
    • определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Занятие 5. Предметные планируемые результаты учебного предмета ОБЗР

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности и защиты Родины и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.

Приобретаемый опыт проявляется в:

    • понимании существующих проблем безопасности;
    • усвоении обучающимися минимума ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений;
    • приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, военной подготовки, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения;
    • овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.

Предметные результаты по ОБЗР должны обеспечивать:

  1. Сформированность представлений о:
    • значении безопасного и устойчивого развития для государства, общества, личности;
    • фундаментальных ценностях и принципах, формирующих основы российского общества, безопасности страны, закрепленных в Конституции Российской Федерации, правовых основах обеспечения национальной безопасности, угрозах мирного и военного характера.
  1. Освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной угрозы; формирование представлений о роли гражданской обороны и её истории; знание порядка действий при сигнале «Внимание всем!»; знание об индивидуальных и коллективных мерах защиты и сформированность представлений о порядке их применения.
  2. Сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества; овладение знаниями об истории возникновения и развития военной организации государства, функциях и задачах современных Вооруженных сил Российской Федерации, знание особенностей добровольной и обязательной подготовки к военной службе.
  3. Сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве стрелкового оружия.
  4. Овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской службы.
  5. Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, понятиях «опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил безопасного поведения, готовность применять их на практике, используя освоенные знания и умения; освоение основ проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков.
  6. Знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения в быту, транспорте, в общественных местах, на природе и умение применять их в поведении.
  7. Сформированность представлений о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе; умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях с учетом реальных условий и возможностей.
  8. Освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курение и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих.
  9. Сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме, овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении, умения распознавать опасные проявления и формирование готовности им противодействовать.
  10. Сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах, опасных явлениях в интернете, знания о правилах безопасного поведения в информационном пространстве и готовность применять их на практике.
  11. Освоение знаний об основах общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму; сформированность представлений об опасности вовлечения в деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность, умение распознавать опасности вовлечения; знания правил безопасного поведения при угрозе или в случае террористического акта.
  12. Сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства.
  13. Понимание роли государства в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств.

Модуль 3. Федеральная рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины»

Занятие 1. Общие положения

Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных во ФГОС СОО, Федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.

Программа ОБЗР в методическом плане:

    • обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования;
    • помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности (опасная ситуация → чрезвычайная ситуация) и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учетом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.

Программа ОБЗР обеспечивает:

    • формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
    • достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
    • взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего образования;
    • подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.

Для обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования Программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:

«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости безопасно действовать».

В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряженности на приграничных территориях, продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма, существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности, нарушение экологического равновесия и др.) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значения не только для самого человека, но также для общества и государства.

Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими документами в области безопасности:

    • Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;
    • Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474;
    • государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.

Научной базой учебного предмета ОБЗР выступает общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.

Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.

Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. Это способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства.

Занятие 2. Цели и задачи изучения ОБЗР

Цель изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования – овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:

    • способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества;
    • сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
    • знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Всего на изучение ОБЗР на уровне среднего общего образования рекомендуется отводить 68 часов в 10-11 классах. При этом порядок освоения программы определяется образовательной организацией, которая вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий ОБЗР и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных особенностей.

Занятие 3. Личностные планируемые результаты учебного предмета ОБЗР

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; в гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.

Личностные результаты изучения ОБЗР включают:

  1. Гражданское воспитание:
    • сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
    • уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
    • сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
    • готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
    • готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
    • готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства.
  1. Патриотическое воспитание:
    • сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооруженные Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
    • ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооруженных Сил Российской Федерации, достижениям государства в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
    • сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убежденность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
  1. Духовно-нравственное воспитание:
    • осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
    • сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
    • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
    • ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтерства и добровольчества.
  1. Эстетическое воспитание:
    • эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
    • понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
  1. Ценности научного познания:
    • сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
    • понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
    • способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
  1. Физическое воспитание:
    • осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
    • знание приемов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
    • потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
    • осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
  1. Трудовое воспитание:
    • готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
    • готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
    • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
    • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
  1. Экологическое воспитание:
    • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
    • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
    • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
    • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
    • расширение представлений о деятельности экологической направленности.

Занятие 4. Метапредметные планируемые результаты учебного предмета ОБЗР

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

    • самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
    • устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
    • определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учетом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
    • моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретенные знания в повседневную жизнь;
    • планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
    • развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.

Базовые исследовательские действия:

    • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
    • осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
    • анализировать содержание вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учетом установленных (обоснованных) критериев;
    • раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
    • критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
    • характеризовать приобретенные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
    • использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;
    • переносить приобретенные знания и навыки в повседневную жизнь.

Работа с информацией:

    • владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
    • создавать информационные блоки в различных форматах с учетом характера решаемой учебной задачи, самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
    • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
    • владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
    • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

    • осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
    • распознавать вербальные и невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, определять признаки деструктивного общения;
    • владеть приемами безопасного межличностного и группового общения, безопасно действовать для избежания конфликтных ситуаций;
    • аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

    • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
    • самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
    • делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его;
    • брать ответственность за свое решение;
    • оценивать приобретенный опыт;
    • расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счет привлечения научно-практических знаний других предметных областей;
    • повышать образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль, принятие себя и других:

    • оценивать образовательные ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении, вносить коррективы в свою деятельность, контролировать соответствие результатов целям;
    • использовать приемы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
    • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможность контроля всего вокруг;
    • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе и оценке образовательной ситуации, признавать право на ошибку – своё и чужое.

Совместная деятельность:

    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
    • ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
    • оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
    • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
    • предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости, проявлять творчество и разумную инициативу.

Занятие 5. Предметные планируемые результаты учебного предмета ОБЗР

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:

  1. Знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.
  2. Знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны.
  3. Сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; формирование представления о военной службе.
  4. Сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки, овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него.
  5. Сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание возможностей применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя.
  6. Сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
  7. Сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении.
  8. Сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
  9. Сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности в транспорте. Знание правил безопасного поведения в транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях в транспорте.
  10. Знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знания порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования.
  11. Знания основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знания порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, транспорте, в природной среде; знания прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности.
  12. Владение основами медицинских знаний: приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи.
  13. Знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им.
  14. Сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминогенного характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им.
  15. Сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма, терроризма; понимание роли государства в противодействии терроризму; умения различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знания порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности и действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении контртеррористической операции.

Дополнительные материалы

Библиографический список

Нормативные документы:

  1. Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего образования : Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 / Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452180/b9e4b9a6a62aad010f92f9f0228fab931f5a8521/?ysclid=ll7fti912611991247
  2. Об утверждении Федеральной образовательной программы среднего общего образования : Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 / Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452080/?ysclid=ll7fx7b9tx226397034
  3. О направлении информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ) : Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 / Текст : электронный // Управление по контролю и надзору в сфере образования министерства образования и науки Нижегородской области : [сайт]. – URL: https://ukn-minobr.nobl.ru/documents/active/88845/?ysclid=ll7e54267g455488173
  4. Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (для 5-9 классов общеобразовательных организаций). – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2024. – 60 с. – Текст : электронный // URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/03/frp-obzr_5-9_26032024.pdf
  5. Федеральная рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» (для 10-11 классов общеобразовательных организаций). – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2024. – 67 с. – Текст : электронный // URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/03/frp-obzr_10-11_22032024.pdf

Итоговое тестирование

Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» – это:
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» на уровне среднего общего и основного общего образования вводится с:
На уровне основного общего образования учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» включает:
Цель изучения ОБЗР – это:
Общее число часов, рекомендованное для изучения ОБЗР в 8-9 классах, составляет ______.
Изменилось ли общее количество часов на учебный предмет при переходе от ОБЖ к ОБЗР?
Программы ОБЗР разработаны на основе требований к результатам освоения программы основного и среднего общего образования, представленных в ______.
Всего на изучение ОБЗР на уровне СОО рекомендуется отводить ____ в 10-11 классах.
Среди модулей ОБЗР на уровне ООО нет модуля:
Овладение основами военной подготовки – цель ОБЗР на уровне:

 

Корзина