Педагогическая реализация библиотерапевтических подходов в работе педагога-библиотекаря

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: сформировать представление у педагогов-библиотекарей о важности и методах использования библиотерапии в работе с детьми, познакомить с методами и приёмами обучения, инновационными педагогическими технологиями, психологической помощи детям и регуляции их психоэмоционального состояния.

Объем курса: 72 часа

Программа

Занятие 1. Библиотерапия в современных школах

Занятие 2. Способы и методы применения библиотерапии

Занятие 3. Преимущества и недостатки библиотерапии

Занятие 4. Развивающий, воспитывающий и обучающий эффекты библиотерапии в процессе обучения

Занятие 5. Книга как средство психологической адаптации личности

Занятие 6. Формирование читательских интересов средствами библиотерапии

Занятие 7. Опыт использования библиотерапии в Клубе семейного чтения

Занятие 8. Библиотерапия как психосоциальная помощь детям “группы риска”

Занятие 9. Практика использования библиотерапевтических подходов в работе педагога-библиотекаря

Занятие 10. Сказкотерапия в работе с дошкольниками и младшими школьниками

Занятие 11. Методика библиотерапии в работе педагога-библиотекаря

Занятие 12. Анализ жанров литературы с точки зрения их использования в библиотерапии

Итоговое тестирование

Формируемые компетенции:

    • Владение современными педагогическими подходами к успешному использованию библиотерапии и её реализации.
    • Контроль психологического состояния учащихся с использованием литературы и инновационных методов.
    • Знание способов формирования у детей интереса к чтению.

Занятие 1. Библиотерапия в современных школах

Одно из направлений реформирования деятельности современных школ — формирование и развитие общекультурных компетенций, включая компетенции в сфере духовно-нравственной и социально-психологической помощи и самопомощи в сфере преодоления возрастных и квазивозрастных, внутриличностных, межличностных или микросоциальных, а также макросоциальных и межгрупповых жизненных кризисов и проблем.

Эти компетенции предполагают внимание к такому направлению деятельности учителя, как консультативный или психотерапевтический компонент. В деятельности учителей или преподавателей разных дисциплин реализация этого компонента имеет большие или меньшие возможности и ограничения.

Одним из предметов, который предоставляет весьма большие, порой неограниченные возможности как опосредствованного, так и непосредственного обращения учителей и преподавателей к данному компоненту, выступает изучение литературы. Изучение может быть организовано учителями и преподавателями самостоятельно, в контакте с библиотекарями, психологами (службами академического социально-психологического консультирования), а также врачами, духовными лицами, родителями.

Библиотерапия как практика возникла давно. Еще древние египтяне определяли назначение библиотеки как «аптеки для души». Греческие библиотеки рассматривались как священные места, обладающие «лечебными полномочиями».

Философы античности, например Пифагор, осознавали, что философские и иные тексты выполняют функции помощи человеку, его душе. В церковных библиотеках хранились и хранятся книги религиозного содержания, приносящие верующим надежду и веру в будущее и способность преодолеть трудности, успокоение и помощь в разрешении проблем и надежду. Начало использования чтения книг с лечебной целью относится к прошлому — ХХ веку, когда библиотерапия получила свое теоретическое обоснование.

Понятие библиотерапии возникло в 1920-е годы в США. Библиотерапия возникла на стыке медицины (психиатрии), психологии и библиотековедения. Само же понятие как официальное и научное предложено Ассоциацией больничных библиотек США в начале ХХ века.

Ассоциация обсудила и вычленила как важную часть работы библиотек технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвала эту технику библиотерапией, которая позволяла идентифицировать себя с героем и понять, что они — не единственные люди с подобной проблемой. Рассказывание историй, творческие сочинения, длительное индивидуальное, совместное или групповое чтение — далеко не весь перечень форм работы, известный с давних времен.

В начале XX века библиотерапией (библиографическим руководством, библиотечным консультированием, литературной терапией, сопоставлением книг или сопоставительным чтением) стали заниматься врачи. Особенно повысился спрос на нее во времена Первой и Второй мировых войн, когда люди столкнулись со множеством бедствий.

В 1970-х годах Р. Рубин классифицировала библиотечную библиотерапию на две категории: развивающая (для образовательных учреждений) и терапевтическая (для психиатрических учреждений).

В 1983 году была создана Международная федерация библиотечно-поэтической терапии. Сегодня библиотерапия используется педагогами, психологами и иными помогающими специалистами, библиотекарями и даже родителями.

Библиотерапия — отличное дополнение к самосовершенствованию и самообразованию. Развивающая библиотерапия, в основном используемая в образовательных учреждениях, учитывает такие аспекты, как физическое, психологическое и нравственное созревание, функции организма и личности или вехи развития.

Психотерапевтическая библиотерапия используется в сочетании с множеством иных терапевтических подходов. Идентификация, катарсис и инсайт — важные части библиотерапии, в разной мере выраженные в разных ее видах:

  • Предписательная библиотерапия (Prescriptive Bibliotherapy), которая также называется самопомощью, включает использование специальных материалов для чтения и рабочих тетрадей для решения различных проблем психического здоровья. Самопомощь может проводиться под руководством библиотекаря, учителя/преподавателя, психотерапевта или без него.
  • «Книги по рецепту» (Books on Prescription) — это программа, в которой используются материалы для чтения, ориентированные на конкретные потребности в области психического здоровья, книги «прописывают» специалисты по психическому здоровью, которые могут использовать такие ресурсы, как Проект по библиотерапевтическому образованию и т. д., для поиска соответствующих книг. Помимо рекомендательных списков книг существуют и целые психотерапевтические библиотеки, например, библиотека Д. Карнеги в Питтсбурге — одна из таких библиотек.
  • Творческая библиотерапия (Creative Bibliotherapy) использует творческую литературу — романы, рассказы, стихи, пьесы и биографии — для достижения и поддержания психологического благополучия. Благодаря включению тщательно отобранных литературных произведений психотерапевты могут часто направлять людей на лечение в путешествие самопознания, к самораскрытию и самореализации. Этот метод наиболее полезен, когда люди способны идентифицировать себя с персонажем, испытать катарсис в результате этой идентификации, а затем трансформировать переживания и представления о своем собственном жизненном опыте.

В России библиотерапия была принята к использованию в конце XIX — начале XX веков В. Я. Мудровым, И. З. Вельвовским. Они использовали ее сначала на базе лечебных, потом — оздоровительных заведений для того, чтобы помочь больным отстраниться от домашних забот и житейских трудностей и «печалей», повысить жизнерадостность, оптимизм и помочь им найти с помощью книг выход из сложившейся ситуации. Именно клиническая библиотерапия и в России, и за рубежом получила наибольшее распространение.

Библиотерапия — это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Ведущие задачи библиотерапии заключены в том, чтобы:

  • дать читателю информацию о проблемах;
  • помочь проникнуть в их суть;
  • обсудить новые ценности и отношения;
  • сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

Задачами библиотерапии как «психотерапии духа» также полагаются:

  • отвлечение от грустных мыслей, нежелательного самокопания и страхов;
  • снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны;
  • помощь в проведении времени.

При этом специалисты разводят целенаправленную библиотерапию, обращенную на долгосрочные эффекты, и нецеленаправленную, обращенную к краткосрочным эффектам типа изменения настроения и снятия аффекта.

В целом библиотерапия может определяться как сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

Библиотерапия — раздел психологической помощи, нацеленный на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным жизненным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный потенциал.

Важным моментом в становлении библиопсихологии как отдельной области исследований взаимодействия человека с книгой явились труды Н. А. Рубакина. В 20-х годах ХХ века он выступил с целой программой исследований — библиопсихологией.

Суть данной программы — системное изучение триады «читатель — книга (текст) — автор». Он полагал, что обычно каждая из частей триады рассматривается отдельно, тогда как наиболее существенно их взаимодействие и единство. При этом главный — читатель: неправомерно, когда изучается сначала текст, потом автор (или сначала автор, потом текст), а читатель — где-то на втором плане. Он подчеркивал, что каждый читатель по-своему, избирательно усваивает и осмысливает тексты, привнося в них свое.

Осмысление читателем книг и произведений при этом имеет свои индивидуально-природные особенности, поэтому взаимодействие читателя и книг нужно рассматривать в конкретном культурно-историческом контексте, и объективно, и субъективно. Поэтому библиопсихология, возникающая на пересечении разных наук, должна соединять в себе проблематику и методы как естествознания, так и гуманитарного знания.

При этом, согласно традиции Н. А. Рубакина и его школы, библиотерапия может пониматься не только как собственно психотерапия — лечение, но и как воспитание с помощью книг. Именно поэтому библиотерапия как таковая имеет отношение как к медицинской и психологической помощи, так и к социальной работе и педагогике. В педагогической деятельности развивающе-формирующий и корректирующий аспекты библиотерапии не могут не быть центральными.

При этом учитель в одних случаях практикует лишь подбор книг для чтения, в других — обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. В практике библиотерапии на сегодня востребованы подходы и методики, основанные на продолжении начала истории, включая сочинительство историй с опорой на дидактический материал (игрушки или карточки с изображением персонажей — сказочных и реальных людей и животных, предметов, мест действия и целых ситуаций).

Чтение книг признано за рубежом средством, помогающим людям справляться с серьезными проблемами. Отмечается, что оно может предлагать стратегии, специфичные для проблем развития:

  • проблемы жизни, которые влияют на психологическую стабильность, что, в свою очередь, может влиять на успеваемость и активность образования и труда;
  • иногда существуют проблемы с доверием и любовью, разочарований в прошлом и настоящем;
  • некоторые не могут справиться с проблемами власти из-за сложности своего семейного происхождения и воспитания;
  • у некоторых людей низкая самооценка, потому что окружающие на них смотрят свысока;
  • некоторые попали в ситуацию насилия со стороны незнакомцев или родственников;
  • некоторые потеряли своих любимых родителей и близких, стали жертвами нападения, столкнулись с болезнями;
  • некоторые люди чувствуют, что не могут стать великими в жизни, потому что они люди с «неправильным» происхождением, лишенные хорошей финансовой или материальной поддержки;
  • некоторые разочарованы в брачно-семейных отношениях, потому что их родители никогда не жили мирно и т. д.

Библиотерапия может быть описана как акт использования книг или других информационных ресурсов для того, чтобы помочь людям в решении их личных проблем. Это процесс использования книг, организованный и осуществляемый для того, чтобы помогать людям, независимо от их возраста или социального статуса, понимать и справляться с психологическими, социальными и нравственными проблемами.

Пользователь библиотеки не всегда может и должен рассказывать библиотекарю обо всем, что происходит, но он может просто запросить любой материал о чем-то, связанном с его проблемой, например, нарушенное чувство собственного достоинства, обиды, оскорбления и непрощение, любовь, дружба и брак, поощрение и академическое превосходство и т. д.

Библиотерапия помогает повысить общее качество жизни. Она может быть практичным и незаметным способом изучения новых способов решения жизненных проблем.

Занятие 2. Способы и методы применения библиотерапии

И. А. Столярова выделяет 7 основных подходов к исследованию и применению библиотерапии в современной социогуманитарной науке:

  • медицинский,
  • психотерапевтический,
  • информационный,
  • профилактический,
  • педагогический,
  • акмеологический,
  • аксиологический.

Медицинский и психотерапевтический подходы подразумевают организацию лечебного воздействия чтения на психосоматическое состояние пациента. В рамках данных подходов библиотерапия чаще всего рассматривается как вспомогательный инструмент лечения людей от достаточно серьезных психосоматических заболеваний, который применяется преимущественно в госпитальных условиях.

Следующие три подхода, которые во многом являются схожими между собой, – педагогический, профилактический и информационный. В основании всех трех подходов лежит стремление информировать личность об особенностях ее развития, ее потенциальных и актуальных жизненных проблемах, а также поддержание гармонии во внутреннем мире читателя. Их ключевая особенность – профилактическая работа. Но профилактического воздействия иногда недостаточно для достижения устойчивого позитивного эффекта.

Наконец, последние два подхода к изучению и использованию библиотерапии – аксиологический и акмеологический – рассматривают её как мощный инструмент работы с ценностно-духовным потенциалом личности (аксиологическое направление) и эффективное средство саморазвития человека в ситуации стресса (акмеологическое направление).

Библиотекари как эксперты по отбору информационных ресурсов используют библиографию, чтобы помочь людям следующими способами:

  • оценка потребностей детей и молодых людей посредством наблюдения, родительских конференций, письменных заданий учеников и анализа школьных записей;
  • установление контакта человека с нужными ему материалами, которые могут удовлетворить психологические и нравственные запросы и решить соответствующие проблемы, книгами, в которых рассказывается о разводе, смерти в семье и нуждах;
  • разработка плана действий, включая последующие после чтения действия, такие как обсуждение, написание сочинения, рисование и драматизация (постановка спектакля);
  • вовлечение учеников в чтение, просмотр или прослушивание, короткие дискуссии на протяжении всего чтения, осмысления краткого содержания того, что обсуждалось в книге;
  • помощь в завершении путем обсуждения и составления списка возможных решений или какой-либо другой деятельности.

Библиотерапия эффективна и продуктивна в работе с застойными нарушениями, при работе с делинквентностями и при терапии неврозов, соматических и психических заболеваний, где основным в возникновении и развитии нарушения является психологический конфликт внутриличностного или семейно-родового характер.

Занятие 3. Преимущества и недостатки библиотерапии

Преимущества библиотерапии разнообразны:

  • работа начинается немедленно, как только человек начинает читать книгу;
  • человек понимает, что не одинок в решении конкретной проблемы, что помогает разрушить изоляцию, переживание отчуждения и стигматизации и т. д.;
  • исследование проблемы, которое дает понимание, правильные слова, помощь в поиске дополнительной информации, необходимой для общения с друзьями, членами семьи, учителями, руководителями, консультантами;
  • помогает читателям по-новому взглянуть на сложную ситуацию, с которой люди сталкиваются, и на то, как ею можно управлять;
  • помогает студентам улучшить академическую успеваемость и компетенции;
  • некоторые книги доступны для читателей бесплатно и могут быть взяты ими навсегда;
  • библиотерапия помогает людям самостоятельно управлять своими проблемами без какого-либо вмешательства со стороны эксперта;
  • можно получить доступ к книгам в Интернете и дома, что гарантирует конфиденциальность читателя, если для него такая проблема существует;
  • книги охватывают практический опыт других людей, которые пережили подобные проблемы, чтение их историй помогает свести к минимуму или предотвратить превращение имеющейся проблемы в более сложную проблему;
  • библиотерапия помогает транслировать важные ценности и изменить отношение, вызванное проблемой.

Недостатки библиотерапии:

  • если читатель вовлечен в библиографический процесс в рамках самопомощи, он может выбрать неправильные материалы, которые способны лишь ухудшить ситуацию;
  • идеи и опыт, взятые из книг, особенно из зарубежной культуры или страны, могут противоречить нравственным нормам, применимым в стране, в которой он живет;
  • метод, который кто-то другой использовал при решении своих проблем, может на самом деле не иметь прямого отношения к проблеме читателя, учитывая различные факторы как внешние (возраст, религия, экономическое положение и технологические достижения), так и внутренние (особенности личности и ее жизненного опыта);
  • неспособность читателя напрямую применять идеи, полученные из историй успеха других людей, сильно отличающихся от него по своим внешним и внутренним ресурсам, может еще больше усугубить проблему, привести к разочарованию;
  • предлагаемые решения проблем, которые были получены человеком, могут заставить его отчаянно выйти из стоящей перед ним проблемной ситуации, не разрешив ее, что может повлечь рост амбициозности и гордыни, сверхчувствительности, чрезмерного реагирования и беспокойства из-за формирования уязвимого к травмам повторений «больного места»;
  • личные секреты, выдаваемые библиотекарям или библиотерапевту в процессе поиска решения проблемы, могут быть раскрыты, что может привести к недоверию и стать еще одной эмоциональной проблемой.

Поэтому библиотерапия — очень деликатная информационно-психологическая услуга, которая активно работает с переживаниями и представлениями людей.

Следовательно, существует несколько этических проблем, которые нужно понять и полностью рассмотреть, помогая людям преодолеть их проблемы посредством чтения книг:

  • важно информированное согласие: необходимо обеспечить, чтобы человек, которому нужно помочь, был полностью вовлечен на протяжении всего процесса;
  • опасности и преимущества работы должны быть рассмотрены до начала процесса или деятельности библиотерапии. Человек, пытающийся помочь, должен критически проанализировать и быть уверенным в том, что польза от его работы превзойдет опасности или проблемы, которые могут возникнуть в процессе;
  • конфиденциальность: библиотекарь/библиотерапевт должен гарантировать, что доступ третьим лицам к данным или информации пользователей не будет предоставлен. Необходимо приложить усилия для защиты информации о любом читателе, особенно о характере и степени его проблем. Это укрепляет доверие к библиотечно-информационным службам и лицам, предоставляющим эти услуги;
  • поставщики информационных услуг также должны гарантировать, что они не разглашают информацию о каком-либо пользователе без предварительного разрешения заинтересованного лица. Даже когда это разрешено, библиотекарь должен отметить, что он не может дать больше информации, чем ему разрешено выдавать, как указано лицом, которому необходимо помочь;
  • важно добровольное участие: использование библиотерапии как средства решения психологических, социальных и нравственных проблем является личным решением. Следовательно, пользователи не должны быть принуждены к этому. Это должно быть добровольное решение человека, которому нужна помощь.

Занятие 4. Развивающий, воспитывающий и обучающий эффекты библиотерапии в процессе обучения

Поскольку в библиотерапии обычно используются художественные произведения, она также относится к методам арт-терапии, или эстетотерапии, основанным на работах известных культурологов и филологов. Подбирая и рекомендуя ученикам книги,

учитель или преподаватель может и должен руководствоваться различными принципами:

  • в одном случае это книги, адекватные основным группам проблем ученика и тех нарушений и заболеваний, с которыми ученик столкнулся в процессе обучения и жизни в целом;
  • в другом случае выбор задан характером психотерапевтического воздействия произведения — преимущественно релаксивно-седативным, успокаивающим или, напротив, стимулирующим, побуждающим к действию;
  • в третьем — выбираются произведения, отвечающие особенностям психотравмирующей ситуации или этапу личностного и межличностного развития ученика.

В то же время функцией библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии в процессе индивидуальной и групповой библиотерапевтической работы.

Возможности библиотерапии в процессе обучения связаны с развивающим, воспитывающим и обучающим эффектами учебной и обучающей деятельности. Библиотерапия содержит как обучающий, так и воспитательный модусы, единство которых позволяет реализовывать психотерапевтические функции: функцию разрешения проблем и трудностей развития и функцию повышения качества жизни человека.

Библиотерапевтическое воздействие начинается с социально-психологического исследования личности обучающегося. Оно включает поиск конфликта, приведшего к нарушению.

Истоки межличностного и внутриличностного конфликта могут уходить так глубоко, быть настолько разными, что ученик, особенно если это ребенок, не способен оперативно и самостоятельно найти их, вычленить главные и второстепенные моменты. Он не может часто выделить и сформулировать, с чего все началось. Он может рассказывать о том, как ему в целом плохо и как велико отчаяние и непонимание. Он может также говорить о том, что ему и окружающим не видно выхода.

Очень часто обучающиеся озвучивают нахождение в состоянии тупика, перечисляя списки тех, кто когда-то и как-то их обидел и не понял («плач непонимания»), однако сама ситуация, спровоцировавшая, поддерживающая, активизировавшая, усугубляющая, консервирующая тот или иной конфликт или проблемные отношения, могла произойти в любое время и в любом месте. Часто люди о ней либо забывают, либо не замечают.

Однако о ней не забыла и ее заметила его душа. Жизнь же начала наслаивать на патогенный инцидент новые негативные впечатления патологизирующих и вполне нормальных отношений. Они преобразуются в патологизирующие нередко и просто потому, что субъективно так переживаются: так, склонные к обиде люди притягивают ситуации обиды, реинтерпретируя и интерпретируя все, что с ними случается в поисках необходимой им зацепки.

Аналогично можно сказать о людях, склонных к злопамятности и мстительности. В этой ситуации помощь учителю может оказать психолог, а после того, как конфликт обнаружен и определен, к процессу библиотерапии может подключиться библиограф — специалист по книгам, тогда выздоровление или реинтеграция личности и ее отношений с собой и миром будет зависеть от него больше, чем от педагога или психолога.

Как показывают имеющиеся исследования, предлагая ученику те или иные книги в библиотерапевтических целях, педагогу следует учитывать три основных принципа:

  • степень доступности изложения не должна быть ни чрезмерно большой, ни чрезмерно малой;
  • герои книги должны быть «по плечу», должен вызывать переживания близости, а не только желание равняться на них, лучше всего, если в книге есть и «сверстники», и «наставники» и «опекаемые» для читателя;
  • желательно значительное сходство (идентичность) ситуаций и проблем, описанных в книге и текущей ситуации.

Учет последнего принципа особенно важен в работе с застойными нарушениями, при работе с делинквентностью и при библиотерапии неврозов, соматических и психических заболеваний, где основным в возникновении и развитии нарушения является психологический конфликт внутриличностного характера или семейно-родового, а также, если речь идет о ребенке, важно учитывать влияние родителей, педагогов и соучеников, окружающей среды в целом.

Методики современной библиотерапии крайне многообразны. Один из наиболее интересных вариантов — попросить рассказать или сочинить историю, подобную описанной в книге: «про то же самое». При таком повторном рассказе в авторской истории могут обнаружиться новые смысловые акценты и решения или проявится более важная тема.

В какой-то мере этого можно достичь, используя авторский пересказ произведения: человек рассказывает свою версию происходящего, делая акценты на том, что для него значимо. Это хорошо показано в исследованиях «предметности мышления» и в исследованиях чтения как такового.

В ходе библиотерапии учитель может также попросить ребенка вести читательский дневник. Анализ дневниковых записей дает возможность понять процесс осмысления художественных и иных книг, произведений, а также своей жизни в контексте изучаемых произведений. Он позволяет увидеть большую или меньшую пристрастность, включенность, внимательность и иные качества ученика как субъекта чтения и жизнедеятельности.

Дневник может использоваться в диагностических целях — для оценки нарушений в жизни ученика и далее для оценки процесса и эффективности библиотерапии и смежных с нею изменений. Чтобы показать ученику выход (точнее, чтобы он сам нашел для себя выход), учитель может дать ученику книгу, герой которой находится в такой же ситуации.

Главное, чтобы книга была «правильной»: в ней герой, несмотря ни на что, мобилизует душевные силы, собирает волю и иногда просто заставляет себя изменить себя и свое отношение к ситуации. «Неправильная» книга чаще всего ориентирована на утешение и не требует изменений героя к обстоятельствам: чудесным образом только что «все было плохо», но вдруг «все стало хорошо».

Но опасна и «героическая литература»: библиотерапевты предостерегают от использования в лечении серьезных нарушений произведений о том, что герой не осмысляет, а просто ломает саму ситуацию, создавая новые проблемы. При этом героический пример не просто углубляет переживания самонеэффективности и неполноценности читателя, но и способен побудить человека к агрессии, насилию над собой и окружающими как способу доказать свою способность совершить поступок.

«Правильная» книга, по представлениям современных специалистов, должна учить не просто изменять ситуацию, но изменять ее осмысленно, начиная с себя, с чем-то примиряясь в себе и мире, а с чем-то нет: понятия «выбор», «освобождение», «принятие» более корректны, чем «сражение», «уничтожение», «отказ» и так далее.

Специалисты, как правило, определяют для каждого ребенка или группы план чтения, рассчитанный на тот или иной срок обучения. План обычно состоит из трех частей: вводной, основной и закрепляющей.

  1. Сначала ученик читает литературу, отвлекающую от мрачных мыслей и способствующую выработке оптимистичного настроя и понимания себя и мира, в том числе книги о самоотверженности и помощи человеку со стороны педагогов, психологов, врачей.
  2. Вторая часть содержит книги, герои которых попадают в такие же, как и сам ученик, жизненные обстоятельства и находят — сами или с помощью окружающих — семьи, друзей, специалистов — достойный, продуктивный и эффективный, выход из них.

Следя за действиями героя, ученик сживается с ним, отождествляя себя с персонажем таким образом, что они вместе начинают искать выход. Человек при этом осознает, что он не неудачник, а такой же, как и все: у любого человека в жизни бывают проблемы и падения, но даже обыкновенный человек способен преодолеть их и отыскать решение. Тем более, если рядом есть помощники. Это — начало исцеления, но, для того, чтобы ученик не сорвался и не произошел рецидив, нужна следующая порция книг, доказывающих, что, хотя жизнь часто трудна и трагична, однако ничего прекраснее и удивительнее жизни на свете нет.

Даже если многое потеряно безвозвратно, даже если окружающие и семья не помогают, это не конец: в окружающем мире всегда достаточно того, ради чего стоит жить и бороться, надо лишь найти это «то». Когда человек находит для себя это «то», и педагог понимает, что к ребенку вернулись радость жизни и сознание уверенности в своих силах, чтение переходит к завершению.

  1. Цель этапа завершения — закрепить или восстановить ранее сформированные навыки к постоянному чтению художественной литературы. Здесь продуктивны книги об искусстве быть читателем, в том числе книги о библиотерапии. Здесь важная задача библиотерапевта — оградить ученика от ненужной ему литературы, к которой тот по тем или иным причинам стремится, и которая только усиливает негативное состояние.

Целенаправленная и системная библиотерапия и уроки литературы в целом, особенно в периоды возрастных и квазивозрастных кризисов, расширяют мир человека, позволяя через механизмы культурной трансмиссии насытить мир человека опытом решения проблем и опытом совершенствования, накопленным всем человечеством.

В медицинской, педагогической практике, социальной работе, практике психологической помощи и даже в деятельности библиотек давно сложилось, хотя и не всегда по заслугам оценивается, такое направление работы специалистов самых разных профилей и школ, как библиотерапия. К сожалению, в работе большинства учителей данное направление остается мало востребованным. Специалистов, практикующих библиотерапию, почти нет, а те, что есть, используют ее преимущественно в контексте педагогического (коррекционно-воспитательного) воздействия и взаимодействия с учащимися. Однако потенциал библиотерапии на уроках весьма велик и еще ждет, когда он будет целенаправленно и в полной мере востребован не только на уровне индивидуальных целей отдельных учителей, но и на уровне государственных программ и стандартов подготовки и работы педагогов.

Занятие 5. Книга как средство психологической адаптации личности

Психологическая адаптация — это процесс приспособления психической деятельности ребёнка к условиям и требованиям окружающей среды, позволяющий устанавливать оптимальные соотношения с окружающей средой и удовлетворять свои актуальные потребности.

Для мобилизации защитных сил психики в условиях стресса книга может быть использована в двух отношениях:

  • при дефиците общения — для расширения социальных контактов;
  • при переизбытке информации и дискомфорте общения, при скрытых конфликтах — в качестве защитного барьера, так как текст поглощает внимание ребёнка, отгораживая его во время чтения от окружающих.

Компенсаторные механизмы воздействия художественной литературы можно определить следующим образом:

  1. Чтение триллеров способствует:
  • устранению эмоционального дефицита;
  • освобождению читателя от душевного напряжения.
  1. Чтение боевиков может способствовать:
  • разрядке нервной энергии;
  • фиктивному самоутверждению;
  • опосредованному высвобождению агрессивной энергии.
  1. Чтение «дамских» романов может:
  • способствовать нейтрализации психологического стресса: эмоционального и информационного;
  • компенсировать ущемленное чувство личного достоинства;
  • компенсировать неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные социальные потребности;
  • компенсировать неумение или невозможность испытывать любовь в реальной жизни.

Таким образом, чтение художественной литературы в целом, способствует нормализации душевной (психической) жизни ребёнка.

Наличие у чтения компенсаторного значения подтверждается существованием такого метода библиосоциальной работы, как библиотерапия, которая изучает терапевтический эффект художественной литературы. Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих является выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблемы.

Лечение чтением входит в одно из звеньев системы психотерапии. Литература и искусство становятся все более мощными и перспективными средствами в психотерапии. В настоящее время библиотерапия — это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Перспективны для библиотечного обслуживания психотерапевтические знания, практические находки и методики.

В библиотерапии используется способность художественного текста передавать чувства и мысли человека, оказавшегося в трудной ситуации. Этот метод призван помочь понять и изучить типологию характеров в литературе, искусстве, чтобы найти себя как читателя, зрителя в человеческой культуре, утвердиться и таким образом в собственной духовной индивидуальности.

Есть списки произведений, которые рекомендуются при определенных пограничных состояниях, для коррекции отношений между родителями и детьми, для уменьшения подростковых фобий или неврозов, вызванных разводом родителей, для повышения самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования, для освобождения от наркотической и, в целом, химической зависимости.

Библиотерапия способствует психологической адаптации личности ребёнка. Причины конфликта ребёнка с окружающей действительностью:

  • семейная ссора;
  • неудачи в учебной деятельности;
  • непростые отношения с одноклассниками, друзьями;
  • неудовлетворенные амбиции.

И многое другое — обычное, повседневное, привычное — могут стать причиной того, что ребёнок, подросток закроется в себе, чтобы, не обращая внимания на окружающий его мир, переживать страх, безысходность.

Библиотерапевтическое лечение начинается с психологического исследования личности ребёнка и поиска конфликта: корни конфликта могут уходить так глубоко, что ребёнок не способен самостоятельно найти их и сформулировать, с чего все началось.

После того как конфликт обнаружен и определен, к процессу лечения подключается библиотечный специалист — специалист не по душам, а по книгам. Библиотечный специалист составляет для ребёнка план чтения, рассчитанный на три-четыре недели.

План содержит от семи до двенадцати названий книг и состоит из трех частей: вводной, основной и закрепляющей. Сначала ребёнок читает литературу тонизирующего характера, отвлекающую от мрачных мыслей и способствующую выработке оптимистичного видения мира (но опять: тексты не должны внушать необоснованный оптимизм, несбыточные надежды).

Вторая часть плана чтения содержит книги, герои которых попали в такой же, как и сам ребёнок, жизненный переплет и нашли из него выход. Следя за действиями героя, ребёнок постепенно сживается с ним, отождествляет себя с персонажем, и ближе к финалу романа они оба — читатель и персонаж — начинают искать выход вместе. Один, два, три персонажа, пережившие психологический кризис и вышедшие из сложной ситуации — и у ребёнка появляются силы противостоять собственной жизненной трагедии.

Основные цели библиотерапии:

  • дать читателю информацию о проблемах;
  • помочь проникнуть в их суть;
  • обсудить новые ценности и отношения;
  • сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.

В библиотерапии специалисты выделяют:

  • целенаправленную (способствующую воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя);
  • нецеленаправленную (служащую для того, чтобы поднять настроение, отвлечь от навязчивых мыслей о проблеме);
  • развивающую (библиотерапию чтением и интерактивную библиотерапию, то есть обсуждение прочитанного).

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью.

Дифференцированный подход является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя. Найти книгу для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе. Для человека, подверженного стрессу, чтение художественной литературы — порой единственный спасательный круг. На использование в библиотерапии именно художественной литературы указывает Ю.Н. Дрешер (массовое чтение в транспорте — наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии).

Библиотерапия может пониматься не только как лечение, но и как воспитание с помощью книг. Тем самым она имеет отношение, как к медицине, так и к педагогике. В одних случаях имеется в виду лишь подбор книг для чтения, в других — и обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. У библиотерапии могут быть разные цели: например, изменение эмоционального состояния или влияние на сами особенности личности. Она может выступать как руководство со стороны, а может — как средство самоанализа и самосовершенствования. Может применяться в индивидуальных и в групповых формах.

Библиотерапия — одно из перспективных направлений психотерапии, опирающееся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия.

Сегодня количество детей и подростков, нуждающихся в психологической и моральной поддержке, в библиотерапевтической помощи, увеличилось. И, если раньше библиотерапия использовалась в большей мере в специальных библиотеках, чаще в медицинских, в целях лечения и профилактики заболеваний, то теперь данное направление работы применяется в деятельности многих детских и юношеских библиотек, сотрудники которых осознали необходимость и пользу применяемого метода.

Занятие 6. Формирование читательских интересов средствами библиотерапии

Угасание у всех слоев населения интереса к чтению книг, равно как и падение общей грамотности, тревожит педагогическую общественность не только в России. Это явление с конца ХХ века отмечается во всех странах мира, о чем говорят международные исследования PIRLS и PISA.

В плане решения данной проблемы значимы разные формы и методы, исследования специалистов разных областей науки и практики, в частности психологии и психотерапии. Один из эффективных методов работы с книгой, который воспитывает читателя, вызывает интерес к тексту, помогая «заглянуть в глубь строки», – библиотерапия, то есть лечение направленным чтением. 

Формирование читательских интересов проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.

Из учебных предметов литературное чтение обладает возможностью решать целый комплекс задач:

  • формировать мировоззрение, нравственность,
  • развивать эстетические чувства, образное мышление, речь.

Несмотря на то, что значение этого предмета в общей системе школьного образования никогда никем не оспаривалось, приходится признать, что интерес к нему со стороны учащихся в настоящее время снижается.

Это явление имеет свое объяснение: засилье информационного поля школьников различными видами современных технологий, в частности, телевидением и компьютеризацией, недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам учащихся, направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников.

Следовательно, сегодня особенно остро встает вопрос о развитии читательского интереса учащихся и воспитании культуры чтения. Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки.

Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия и наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Именно поэтому формирование у ребенка читательского интереса становится важнейшей задачей.

Самое главное необходимо выделить особенности формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны, но условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Л.С. Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может, опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.

Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Особенностями формирования читательского интереса в начальной школе служат также такие черты, как интерес ко всему новому (объектам, людям, событиям), любопытство, любознательность, через которые может и должно осуществляться развитие читательского интереса.

Взрослый (педагог, родитель) должен научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтивом, но помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них учиться отличать плохое от хорошего и таким образом воспитывать в себе личность. Немаловажную роль в формировании читательского интереса имеет семья.

Чтение — это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга».

Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.

С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям интереса к книге, чтению. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.

Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.  Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения.

Ведущая роль в решении проблемы культуры чтения отводится системе приобщения детей к регулярному чтению, чтобы постепенно сформировать у них потребность.

Можно сделать вывод, работа с родителями — трудное дело, но важное. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а затем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души. Чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Считалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти».

Приемы формирования читательского интереса

Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса наиболее значимые для младших школьников — увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.

Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С их помощью возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс обучения развивающей средой. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение.

1. Прием «Толстые и тонкие вопросы».

Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

2. Прием «Чтение с остановками».

Данный прием содержит все стадии технологии:

  • 1 стадия — вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
  • 2 стадия — осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
  • 3 стадия — рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

3. Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы:

  • О чем может пойти речь на уроке?
  • Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «—-»?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

4. Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Приемы по развитию читательского интереса могут быть разнообразны: литературный праздник, литературная игра, литературная гостиная, театральный фестиваль, диспут, концерт, интервью, эссе, кружок, олимпиады, конкурсы, викторины, экскурсии, дискуссии, состязание чтецов.

Кроме перечисленных выше приёмов организации и видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе есть щё одна эффективная форма работы с младшими школьниками – это сочинительство.

Таким образом, в целях формирования устойчивого читательского интереса учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически. Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:

  • формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;
  • умению работать с литературой определенного рода;
  • умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;
  • формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Занятие 7. Опыт использования библиотерапии в Клубе семейного чтения

Опыт библиотерапии в группах семейной логопсихотерапии был использован при создании Клуба семейного чтения в одной из московских общеобразовательных школ. Работа Клуба включала проведение групповых и индивидуальных занятий с его членами (учащимися 1–7-х классов и их семьями), а также исследование проблем семейного чтения.

Всем участникам были последовательно предложены для прочтения, написания отзыва и последующего группового обсуждения пять литературных произведений из уже многократно проверенного списка логопсихотерапии: сказка «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена, повесть «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, рассказ «Рыжая» И. Хургиной, сказка «Яблоня» Н. Уманской, роман «Поллианна» Э. Портер (их тематика связана с вопросами детско-родительских отношений, проблемами преодоления сложных ситуаций, а также нравственными аспектами выбора жизненной позиции).

На знакомство с каждым художественным текстом и написание письменного отзыва отводилось 2–3 недели. После индивидуальной работы психолога с каждым отзывом были организованы встречи членов Клуба (с периодичностью, как правило, раз в месяц), целью которых являлась библиотерапевтическая работа – групповое обсуждение прочитанного и дискуссия по центральным темам, освещенным в отзывах.

Дополнительно проводилась психологическая диагностика детско-родительских отношений (опросники заполняли члены семей и дети, достигшие 10-летнего возраста; полученные данные разглашению не подлежали).

Итогом работы Клуба семейного чтения стало:

  • поддержание интереса к семейному чтению, побуждение членов семьи к проведению совместного читательского досуга;
  • формирование основных механизмов дистанционного взаимодействия с членами клуба путем использования компьютерных технологий;
  • отработка индивидуальной и групповой форм работы в рамках читательского клуба.

Библиотерапевтический метод обладает большим потенциалом, поскольку позволяет использовать работу с литературными произведениями не только в целях диагностики и терапии. Использование библиотерапии в семейной групповой логопсихотерапии и при работе со школьниками и их родителями содействует возрождению интереса к семейному чтению как таковому, развивает рефлексию и способствует профилактике и преодолению трудностей межличностных отношений в семье и в обществе в целом.

Занятие 8. Библиотерапия как психосоциальная помощь детям “группы риска”

Проблема оказания помощи детям «группы риска» сегодня мало изучена. Бывает трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как дети не могут справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из благополучных семей.

Дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от сделанной работы. Поэтому проделанная работа остается неэффективной.

В число эффективных видов и форм работы с детьми “группы риска” входит библиотерапия.

Фундаментальные положения, определяющие сущность теории чтения:

  • Чтение является растущей общественной потребностью, обусловленной в своих проявлениях социально-экономическими факторами;
  • Чтение является развернутой социально-коммуникативной системой, активно влияющей на формирование общественного сознания и на социально-экономический прогресс общества.

В процессе чтения складывается система «читатель-книга», которая определяется термином «литературная культура». Литературная культура формирует определенную систему ориентаций и предполагает наличие у читателей:

  • знания об известных литературных произведениях и совокупности приобретенных умений правильного понимания и оценки произведений;
  • вкуса того, что детерминирует выбор произведений определенного типа;
  • литературной компетентности, то есть совокупности способностей, которые позволяют читателю применять накопленный им литературный опыт в ситуациях выбора.

Библиотерапия прежде всего связана с общей психологией и такими ее отраслями, как:

  • психология обучения, которая рассматривает закономерности формирования и развития психологических изменений у детей в ходе обучения. Библиотерапия изучает мотивацию учебного чтения, психологические механизмы контроля и оценки (самоконтроля и самооценки) в процессе чтения, их влияние на понимание и усвоение прочитанного;
  • психология воспитания, изучающая психологические закономерности воспитания. Библиотерапия исследует психологические механизмы формирования нравственных и этических основ личности в процессе развития;
  • социальная психология, постигающая закономерности в поведении и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным социальным группам. В ходе библиотерапевтических мероприятий используются анализы читательских групп и аудиторий, социализации личности в процессе чтения, влияния социальных установок в системе взаимодействия «автор — книга — читатель».
  • возрастная психология, исследующая динамику психики, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому. Наблюдая за читателем на разных возрастных этапах, библиотерапевт учитывает общие тенденции изменения психики, выявляет резервы представителей различных возрастных категорий, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной читательской деятельности в условиях библиотерапевтических мероприятий;
  • медицинская психология, предметом изучения которой являются психологические аспекты профилактики, диагностики заболеваний и их лечения. Речь идет о роли медицинской психологии – пограничной между психологией и медициной отрасли знаний, где предметом изучения являются психологические аспекты диагностики, профилактики и лечения больных.

На занятиях по библиотерапии ребенок должен овладеть определенным набором умений и навыков, открыть в себе новые способности:

  • умение отличать одного персонажа от другого, дифференцировать характеры, распознавать особенности личности, видеть в них живых людей;
  • видеть многогранность каждого характера, замечать борьбу света и тени во внутренней жизни человека, уметь характеризовать персонаж на основе учета всех особенностей его поведения, мыслей и чувств. Распознавать в человеке доминирующее, что определяет его поведение в плане личном и социальном;
  • умение наблюдать за эмоциональной жизнью персонажа, пробуждать интерес к ней, улавливать всю гамму переживаний, находить термины для характеристики этих состояний, сопереживать, включаться в рефлексию героя;
  • выработать умение сопоставлять начала и концы произведений, обращать внимание на развитие характеров и судеб персонажей, выяснять общую тенденцию их развития, и чем она обусловлена. Отличать подлинное развитие от кажущегося, когда персонаж в разных ситуациях проявляет одну и ту же черту;
  • искать побудительные силы поведения персонажей, их поступков. Разгадывать скрытые мотивы высказываний и действий людей, проникать в тайны внутренней жизни персонажей;
  • умение читать язык жестов, мимики, взглядов, движений рук, наполнять содержанием монопаузы. Различать внешнюю и внутреннюю активность персонажей: в бездействии видеть действие, а во внешней суете – пустоту;
  • умение соотносить внешний облик человека с его сутью, видеть несоответствие или совпадение, пристально приглядываться к человеку, ценить внутреннее богатство личности, различать мнимое и действительное. Распознавать ложь и лицемерие. Выяснять личины, в которые прячется человек. Пытаться докопаться до причин;
  • умение находить аналогии, видеть сходство между персонажами и собой. Устанавливать ассоциативные связи в системах: книга – читатель – жизнь и книга – другая книга (кино, спектакль). Будить «эффект узнавания», развивать способность к перевоплощению, к осознанию своего «Я».

Библиотерапевтический процесс имеет определённую структуру:

  • Самоподготовка психокорректора. На данном этапе психокорректор знакомится со списком литературы, рекомендуемым для прочтения учащимся, а также с самими книгами, которые имеются в библиотеке школы. Также на данном этапе рекомендуется составлять для себя краткие аннотации с выписками, как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы произведений, личностные особенности авторов. Кроме того, можно создать отдельную библиотеку из книг, в которых учащемуся разрешается делать пометки на полях, что облегчает его диагностику.
  • Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров. На данном этапе в рамках первого занятия с учащимися можно использовать следующие формы работы:
  • подготовка и знакомство учащихся с книжной выставкой;
  • анализ рассказа «Заветное желание» с целью изучения мотивации общения;
  • тренинговые упражнения на знакомство и сплочение;
  • беседа по вопросам, например: «Назовите пять ваших любимых книг», «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?», «Какие книги оказали на вас наибольшее влияние?», «Какие авторы (персонажи книг), по вашему мнению, наиболее на вас похожи, или на кого хотели бы быть похожими вы?» и др.
  • Составление списка произведений. Опираясь на информацию, полученную от учащихся на втором этапе, составляется и утверждается (учителем литературы, психологом школы) тематический план, представленный перечнем произведений и мероприятий.
  • Выработка системы чтения. Данный этап включает в себя работу согласно тематическому плану, утверждённому на предыдущем этапе.

При разработке и дальнейшей реализации занятий используются различные библиотерапевтические техники:

  • громкие чтения литературных произведений (небольшие по объему произведения или отдельные главы зачитываются во время групповых занятий, что облегчает процесс восприятия произведения);
  • работа в формате «киноклуба». Экранизация произведений способствует максимальному восприятию информации, вызывает интерес как к самому произведению, так и к автору.

При организации групповых занятий с использованием метода библиотерапии рекомендуется учитывать читательские интересы всех участников группы. Кроме этого, группа, которой ведущий подбирает небольшие по объему произведения, должна состоять из 5 — 8 человек.

После прочтения текста в группе проводится дискуссия, в результате которой определяется отношение участников к прочитанному произведению, выявляются особенности межличностных отношений, пробуждается познавательный интерес. Особое место в обсуждении занимает то, что участники, рассуждая над поведением литературных героев, проецируют свое отношение к целому ряду проблем.

К формам групповой библиотерапии относятся:

  • литературные встречи,
  • викторины и вечера,
  • библиотечные уроки,
  • театрализованные мероприятия,
  • кружки громкого чтения.

Среди основных библиотерапевтических техник можно выделить:

  • громкое чтение литературного произведения,
  • пересказ прочитанного произведения от первого лица и от имени различных персонажей,
  • иллюстрирование литературного произведения,
  • коллажи,
  • письма,
  • стихотворения,
  • рассказы на заданную тему,
  • сочинение,
  • проигрывание сцен.

Рекомендации для педагогов, психологов и родителей по организации занятий с элементами библиотерапии:

  • Проанализируйте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотрев на ситуацию с детской точки зрения.
  • Сформулируйте основную идею литературного произведения. Определите, какие мысли вы хотите сообщить ребенку.
  • Начните занятие с представления героя, с рассказа о его проблемах, которые должны быть похожими на проблемы ребенка.
  • Расскажите об общих положительных чертах характера, присущих как героям книги, так и непосредственно самому ребенку.
  • После прочтения книги (отрывка, главы) вместе с ребенком проанализируйте конфликт, делая акцент на успешных способах решения данной ситуации.
  • Наблюдайте за реакцией ребенка, которая может быть различной: от полной отстраненности и потери интереса, до активного участия и постоянного желания задавать вопросы, подсказывать, комментировать.
  • Стремитесь говорить понятно, а длительность чтения определяйте устойчивостью внимания и интересом ребенка.
  • По завершению занятия обязательно подчеркните то, что литературный герой, несмотря на различные обстоятельства, нашел выход из затруднительного положения, а всё его окружение очень гордилось тем, что он проявлял настойчивость и терпеливо шел к победе.

Чтение правильно подобранных книг способствует обретению конструктивности в представлениях, последовательности в мыслях, целесообразности и успешности в действиях человека.

Для разного возраста подходят соответственно разные книги. Психолог А.И. Косогорова провела опрос и разработала список актуальных книг для разного возраста:

Для детей от 3-7 лет:

  1. Имаи А. Приключения Честера. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2011. – 24 с.
  2. Теллеген Т. Приключения В. Швыршвырма. – М.: Захаров, 2008. – 144 с.
  3. Шаров А. Приключение Еженьки и других нарисованных человечков. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2010. – 80 с.
  4. Уильямс М. Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими. – М.: Розовый жираф, 2011. – 48 с.

Для детей 8-12 лет:

  1. Геласимов А. Кольцо белого волка. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с.
  2. Мур У. Дом зеркал. – М.: Рипол-Классик, 2011. – 256 с.
  3. Мурашова Е. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2007. – 192 с.
  4. Пеннак Д. Маленькая торговка прозой. – СПб.: Амфора, 2005. – 464 с.

Для подростков 13-16 лет:

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» — уникальная книга о детстве, которая представляет взрослый мир, репродуцированный сознанием ребенка. Отношение к повести неоднозначно. С одной стороны, ее называют «лучшей книгой о детстве», а с другой – местью родственникам, испортившим детство автору книги.

Чтение – это не просто удовольствие. Чтение – это самовыражение, свобода выбирать то, что хочется, а не то, что навязывают другие люди.

Разрабатывая рекомендации, делайте акцент на том, что чтение должно стать для детей естественным и радостным занятием. Прежде всего, следует понять, что есть множество способов познания мира и развития воображения, например, игра, музыка, живопись. Поэтому важно, совмещать книгу с другими видами деятельности.

Занятие 9. Практика использования библиотерапевтических подходов в работе педагога-библиотекаря

Формы и методы работы с читателями в школьной библиотеке разнообразны. Это экскурсии по библиотеке для первоклассников, книжные выставки, презентации новых книг, библиотечные уроки, викторины, литературные игры, праздники, тематические вечера.

Чтобы изучить уровень читательского развития и библиотерапевтических потребностей можно использовать методы наблюдения, доверительных бесед, блиц-опросов, тестирования «Книга, которую я хотел бы прочитать», «Лучшая десятка».

Важна индивидуальная работа с читателями. Особенно первый контакт с ребёнком. От того, как пройдёт первая встреча, зависит многое: и настроение читателя, и желание посетить библиотеку вновь.

Важно с первой же минуты расположить ребёнка к себе. Для этого необходимы доброжелательный тон, приветливая улыбка, доверительный взгляд, добрые слова – всё это убедит ребёнка в том, что здесь он интересен, здесь его всегда поймут и поддержат. То есть крайне важен климат в библиотеке.

Читателям неуверенным в себе, стеснительным, внутренне зажатым рекомендуется литература автобиографического характера (книги М.Горького, А.Толстого, Б.Полевого, В.Астафьева и др.). Она побуждает к развитию в себе положительных качеств, способствует избавлению от комплексов, учит находить выход из самых затруднительных положений.

Избавиться от эмоционального стресса, переживаний помогает детективная и приключенческая литература, кроме этого она способствует развитию интуиции и аналитического мышления. Пищей для воображения служит и научная фантастика и фэнтези. Она даёт возможность представить себя в нетипичной ситуации.

Прекрасную библиотерапевтическую роль играет юмористическая литература, ведь она учит видеть смешное в любых жизненных явлениях, совершенствует общение, создаёт оптимистический настрой. Младшим школьникам можно предложить посмеяться вместе с героями книг В. Драгунского, Н. Носова, Э. Успенского. Читателям постарше рекомендуются книги М. Зощенко, А. Аверченко, О. Генри.

Особое внимание заслуживает весёлая детская поэзия. Она отвечает насущным потребностям детской души, снимает агрессивное возбуждение ребёнка и направляет его энергию на освоение стихии слова. Дети любят читать стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского.

Благотворное влияние оказывают на детей книги о животных. Они пробуждают в них чувства любви, сострадания и бережного отношения ко всему живому. Ребятам всегда интересны произведения В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Б. Жидкова, М. Пришвина.

Хороший лечебный эффект оказывают на детей сказки. Они учат добру, дружбе, взаимовыручке, смелости, находчивости, помогают увидеть прекрасное, повышают интерес к окружающему миру, формируют чувство защищённости и оптимистический взгляд на мир.

С целью привлечения младших школьников к чтению и развития у них навыков чтения проводятся библиотечные уроки. Привлечь внимание учащихся помогают книжные выставки с рекомендациями литературы, на которую следует обратить внимание. Они расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. На выставке также выставляются книги к определённым датам или юбилею какого-либо писателя.

Занятие 10. Сказкотерапия в работе с дошкольниками и младшими школьниками

В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используется метод терапии в жанре волшебства, или сказкотерапии. Работу со сказками объединяют в цикл мероприятий «Сказка добрая рядом живёт».

Дети знакомятся с русскими народными сказками, сказками народов мира, авторскими сказками. Формы мероприятий разнообразны и увлекательны с обязательным присутствием игротерапии.

Во время игры дети чувствуют себя естественно, не ощущают давления со стороны взрослого, психологически больше раскрепощены. Это литературно-игровые программы и эрудит-викторины, сказочные лото и аукционы, литературные утренники.

Особенно детям нравится состязания юных фантазёров «Расскажи сказку на новый лад», когда детям предлагается изменённое начало известной сказки, а они должны придумать дальнейшее развитие сказочных событий. Весело проходят турниры внимательных читателей «Найди ошибку в сказке».

В рамках развивающего чтения и терапии собственным творчеством проводятся различные конкурсы: творческий конкурс иллюстраций «Книжке новая одёжка», конкурс рисунков любимых героев «Литературный карнавал», конкурс юных поэтов «Капели звонкие стихов».

Нравятся детям и творческие занятия «Я сочиняю сказку», «Сочиним сказку вместе».

В первом случае детям предлагаются иллюстрации с изображением сказочных персонажей. Ребёнок выбирает картинку по своему усмотрению и сочиняет по ней свою сказочную историю. Общение происходит в виде занимательного диалога.

Во втором случае придумывается начало сказки, а дети по очереди сочиняют продолжение. Условие одно – у сказки должен быть счастливый конец. Такое совместное творчество даёт возможность детям «вытащить» из глубин подсознания психологические проблемы и комплексы. Гармонизация сочиняемой истории ведёт к гармонизации внутреннего мира.

Все дети прирождённые актёры и с удовольствием участвуют в литературно-игровых представлениях «Поиграем в сказку». Детям раздаются листочки с готовыми ролями, зачитывается текст и когда называют имя героя, каждый участник представления читает свои слова. Наиболее удачно сыгранные роли вызывают смех и веселье.

Такой приём комплексного сочетания сказкотерапии, игротерапии, смехотерапии и терапии собственным творчеством помогает детям успокоиться, отвлечься от проблем и тревог, учит общаться и развивать свои творческие способности.

Так же для детей младшего возраста успешно используют такую форму работы как часы библиотерапевтического чтения с обсуждением прочитанного «Задушевное слово». Исходным материалом для этого служат небольшие рассказы и сказки, которые содержат размышления о добре и зле, чёрствости и сострадания, искренности и фальши, бедности и богатстве, щедрости и жадности, лени и трудолюбия.

В процессе обсуждения разговор о книге сливается с разговором о жизни. Этот метод получил название «метод дельфина»: обсуждение книги устремляется то в глубину произведения, то выныривает на поверхность к жизненным реалиям. Таким образом, ребёнок, открывая дверь в мир книги, одновременно познаёт самого себя и окружающих людей. На примере художественных произведений ребёнок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире духовно-нравственных ценностей.

Старших детей можно заинтересовать классической литературой, которая побуждает, воспитывает и укрепляет в восприимчивой детской душе способность сопереживать, сострадать, сочувствовать. Это книги В.Короленко, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Куприна, А.Чехова.

Работа библиотеки всегда строится так, чтобы юным читателям было интересно с книгой, чтобы они поняли, что именно книга является незаменимым инструментом развития души, и чтобы им хотелось возвращаться к чтению снова и снова.

Приобщая ребёнка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело: защищаем его душу, питаем ум и сердце, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Занятие 11. Методика библиотерапии в работе педагога-библиотекаря

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов.

Самоподготовка психокорректора

Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, то есть списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения.

Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг.

Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.

В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы можно было легко найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать делать пометки на полях, что облегчает диагностику.

Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров

Во время очередной беседы задается ряд вопросов. Например:

  • Назовите пять ваших любимых книг;
  • Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?
  • Какие оказали на вас наибольшее влияние?
  • Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?
  • Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?

Составление списка

Далее идет составление списка литературы, большого и малого. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие таких списков позволяет корректировать другие методы воздействия.

Выработка системы чтения

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочитанного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность.

Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

При групповой форме библиотерапии кроме требований, которые учитываются при создании любой психокоррекционной группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам.

Составляется группа из 5-8 человек, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению.

Люди, высказывая свое отношение к персонажам, проецируют свое отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме.

Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.

Специфические и неспецифические психокоррекционные процессы

Психокоррекционные процессы при библиотерапии условно можно разделить на неспецифические и специфические.

Неспецифические процессы характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение, удовольствие, радость, чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой,  достаточно общая психическая активность.

  1. Успокоение. Человека может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит в состояние покоя, умиротворения.
  2. Удовольствие. Люди с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, дает необходимое дополнительное удовольствие.
  3. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой, тем не менее, с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.
  4. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Этот вид библиотерапии используется в качестве дополнения к другим методам, применяемым в работе. Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определенный, хорошо известный список малых книг, достаточно простых, гарантирующих ясное и легкое понимание проблемы.

Из произведений художественной литературы и публицистики подбираются книги, пронизанные чувствами гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности.

Для большей эффективности воздействия рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме «к улучшенным» вариантам книг или глав. В зависимости от проблемы психолог либо рекомендует строго определенный набор книг, либо только ограничивает и обращает внимание на определенную область литературы.

Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Они более просты, конкретны и легче регулируются. Это контроль, эмоциональная проработка, тренировка, разрешение конфликта.

Контроль над психическими процессами осуществляется путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменять воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях.

Контроль можно разделить на несколько степеней:

  • понимание своего положения, воздействие на него гетеро- и аутопсихогенных факторов;
  • понимание роли собственной личности в развитии своего состояния;
  • осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам.

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, человек может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны.

Литература дает возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог, — основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.

Эмоциональная проработка. Основное значение — помогает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога. Это позволяет научиться более оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или измененных эмоциональных реакций.

Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности (недостаточный опыт, застенчивость), человек получает знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни, позволяет видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта.

Этот вид библиотерапии отличается большей интенсивностью, более активным руководством со стороны психолога. Практически это выглядит следующим образом: психолог составляет список литературы, наиболее актуальной для пациента, в соответствии с его проблемами, трудностями, целями, личностными особенностями; литературы, стимулирующей осознание характера затруднений, причин трудностей, вызвавших дисгармонию.

Занятие 12. Анализ жанров литературы с точки зрения их использования в библиотерапии

Специальная литература по медицине, психологии и педагогике

Имеет первостепенное значение для стимуляции успокоения. Эта литература наиболее авторитетна.

Основные задачи этой литературы — давать достаточные для правильной оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о себе, ориентировать в процессе преодоления имеющихся нарушений, стимулировать общую активность.

Научно-популярная литература

Выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее подготовленных читателей, для людей с не очень высоким культурно-образовательным уровнем.

Ее задача — дать наиболее общее представление о сложных областях знания по тем проблемам, которые испытывает пациент.

Философская литература

Ее предназначение — помочь получить более цельное, разностороннее представление о себе, о других, о мире в целом. Понять неизбежность разницы определенного конфликта между внешним реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть, и тем, что есть.

Это понимание приносит успокоение, удовлетворение. К части философской литературы может быть отнесена литературная критика, публицистика, история литературы, история философии.

Биографическая и автобиографическая литература

Описанные в ней яркие личности, их выдающиеся достижения и жизненные трудности помогают быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации. Нередко они действуют сильнее, чем беллетристика, потому что описываются реальные факты и реальные события. Наиболее эффективны краткие яркие биографии, объемом 50-70 страниц.

Документальная литература благодаря своему фактографическому характеру и уменьшенному смягчающему фактору художественного творчества очень сильно воздействует на многих людей.

Классическая литература

Обладает огромными возможностями самого различного воздействия и поэтому отличается сложностью практического применения.

Рекомендуется пользоваться небольшими произведениями, избегая наиболее популярных, поскольку с ними связаны определенные ассоциации, трудности (типа: изучались в школе), которые приходится преодолевать.

Юмористическая и сатирическая литература

Учит более широкому и объективному взгляду на жизнь. Суть юмора — обнаружение смешных сторон в любых явлениях и преображение их. Юмор позволяет более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера, учит техникам общения, дает возможность укреплять уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции, дефицит которых является очень актуальным.

Афористическая литература

Находящиеся в ней наиболее ясные образы, отточенные идеи, парадоксальные, противоречивые, но всегда совершенные в своей законченности категорические образы раздвигают границы кругозора. Такая литература легко усваивается, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику.

Фольклор, сказочная литература

В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей.

Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Используется в специфической работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями, в женской терапии.

Научно-фантастическая литература

Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение.

Детективы и приключенческая литература

Детективы и приключенческая литература занимает особое место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей, таких как популярность, легкость, доходчивость, обобщение многих обыденных жизненных явлений.

Ребёнок — та же жертва, для него также конденсируются многие обыденные явления.

В детективе большое внимание уделяется негативным чувствам, тренировке интуиции. Большое значение имеет таинственность как способ поддержания интереса.

Детектив побуждает читателя к риску, аналитическому мышлению, находчивости, позволяет выключить его из реальной ситуации и включить в фантастическую, где испытывает особое чувство защищенности.

Драматургия

При чтении пьесы нередко приходится в большей степени отождествлять себя с действующим лицом, чем при чтении книги. Пьеса может научить диалогу, правилам общения, особенно тех, кто испытывает проблему в личностном общении. Пьеса оставляет больше свободы для творчества, самостоятельности, развития воображения.

Педагогическая литература

Широко применяется наряду со специальной научной литературой для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с людьми младше их в поколении.

Юридическая литература

Дает возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения.

Узкопрофессиональная литература

Такая литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации.

Случайная литература

В процессе диагностики выявляются книги, которые произвели особое впечатление по тем или иным причинам. Такие книги являются особо диагностичными. Анализ с психологом причины их высокого воздействия может привести к осознанию собственных проблем.

Назовите компенсаторные механизмы художественной литературы: (2 верных ответа)
Психокоррекция используется для решения таких проблем, как: (2 верных ответа)
Принципы выбора библиотерапевтической книги: (2 верных ответа)
Сказки классифицируются на: (2 верных ответа)
Положения, определяющие сущность теории чтения: (2 верных ответа)
Литературное чтение решает такие задачи, как: (2 верных ответа)
К формам групповой библиотерапии относятся: (2 верных ответа)
Подходы к применению библиотерапии: (2 верных ответа)

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов