Цель: совершенствование профессиональных компетенций воспитателей ДОУ в области информационной безопасности детей.
Объем: 72 часа.
Нормативно-правовые документы в области информационной безопасности детей.
Основные механизмы защиты детей от информационных угроз.
Основы закономерностей поведения в социальных сетях.
Основные информационные угрозы.
Осуществлять просвещение родителей дошкольников по вопросам информационной безопасности детей, применяя различные формы и методы (консультации, собрания, школьный сайт, памятки и др.)
Анализировать интернет-контент с точки зрения его пользы/вреда для детей дошкольного возраста.
Использовать цифровой образовательный контент в обучении.
Владеть технологиями сопровождения детей в освоении ими интернета.
Навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.
Понимание основных принципов информационной безопасности.
Навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях.
Овладение технологиями сопровождения детей в освоении ими интернета.
Сегодня дети рано знакомятся с цифровым миром, который дает им огромные возможности для развития, общения и развлечений. В России 88% детей в возрасте от 7 до 10 лет уже имеют собственный смартфон или планшет. Детская аудитория – крайне уязвимая с точки зрения информационной безопасности.
Чем дети заняты в интернете? По данным исследования «Лаборатории Касперского» в 2022 году:
Особую обеспокоенность у специалистов вызывает сильная вовлеченность детей в социальные сети и онлайновую коммуникационную среду.
Эти показатели невольно заставляют задуматься о будущем подрастающего поколения, особенно в свете популярности TikTok, YouTube Shorts и прочих подобных сервисов, контент которых часто балансирует на грани дозволенного, лишен морально-нравственной составляющей и пропагандирует деструктивные ценности среди молодежи.
Почти каждый второй ребенок (49%) знакомится с новыми людьми в социальных сетях, а больше трети из них (36%) потом встречаются с новыми знакомыми в реальности. Общение с незнакомыми или подозрительными людьми в сети может представлять угрозу не только для психологической, но и для физической безопасности ребенка.
Еще одна проблема связана с тем, что в своей насыщенной онлайн-жизни дети редко уделяют внимание вопросам приватности. Исследование показало, что юные пользователи размещают в интернете довольно много личных данных. В частности:
Личная и семейная информация нередко используется злоумышленниками в противоправных целях. Немаловажный и тот факт, что треть родителей не знают, какая информация об их ребенке находится в открытом доступе не только в соцсетях, но и в целом в интернете.
Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Только 8% родителей знают, что их ребенок сталкивался со случаями кибербуллинга (в качестве свидетеля, жертвы или участника), в то время как среди детей эта цифра в три раза выше – 27%.
Еще одна проблема – это неподходящий по возрасту контент. Больше половины детей (53%) за последний год смотрели в сети видео с жестоким или взрослым содержанием.
Задача образовательных организаций и родителей так же, как и в реальном мире, – обеспечить юным пользователям безопасную и благоприятную среду в онлайн-пространстве. Достичь этого возможно благодаря современным техническим средствам, повышению цифровой грамотности.
Концепция информационной безопасности детей утверждена правительством Российской Федерации 28 апреля 2013 года. Стратегическая цель государственной политики в области информационной безопасности детей – развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Концепция определяет приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности, а именно:
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила информационной безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. В статье 2 закона дается определение понятий:
В законе конкретизируется, какая информация запрещена для распространения среди детей, либо распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
Анализ международного опыта показывает, что из существующих вариантов регулирования информационного потребления для обеспечения безопасности детей наиболее эффективный – сорегулирование медиа и государства.
Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, нравственное и культурное развитие детей – участников глобального информационного процесса.
Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на здоровье и психологическое благополучие детей показал свою эффективность. Возрастная маркировка информационного продукта сигнализирует родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка.
Проведение профилактической работы с детьми и их родителями – один из механизмов решения задач информационной безопасности. Необходимо на обязательной основе проводить мероприятия, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.
Важный элемент процесса решения задач информационной безопасности – привлечение журналистских сообществ и общественных организаций. Формированию безопасной информационной среды для детей будет способствовать поддержка средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных объединений и ассоциаций потребителей, осуществляющих функции общественного контроля.
Для формирования у детей безопасного алгоритма поведения в интернете необходимо на постоянной основе проводить просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми интернетом, разработать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей.
Работа с персональными данными регулируется законами Российской Федерации в сфере защиты персональных данных.
Закон «О персональных данных» создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц для реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется.
Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – это персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – такие персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен их субъектом.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Любой человек теперь сам может принять решение в отношении того, какие персональные данные могут использоваться публично. Субъект персональных данных имеет право обратиться к любому оператору персональных данных с требованием удалить его персональные данные из общего доступа. Важно обратить внимание, что субъект персональных данных вправе обратиться с таким требованием к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений законодательства.
Владелец сайта и (или) страницы сайта в интернете обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), в частности не допускать размещение и распространение:
С 27 марта 2023 года вступили в силу поправки об ужесточении ответственности за нарушение положений законодательства о персональных данных (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Штрафные санкции для граждан предусматривают штраф в размере от 6 тыс. до 10 тыс. руб.
Основные ошибки детей, связанные с размещением информации в сети, – это:
Конфиденциальность – ситуация, когда доступ к информации имеют только определенные лица.
Приватность в интернете – это право человека на сохранение в секрете своей персональной информации.
Овершеринг – избыточная публикация информации о себе.
Разберемся, какая информация попадает в сеть. Конкретные действия самого пользователя:
Также есть способы размещения информации, не контролируемые пользователем. Например:
1. Кража, сбор и эксплуатация персональных данных
Это подразумевает доступ к личным данным детей и сбор этой информации незаконным способом, а также дальнейшее неправомерное использование. Чаще всего дети сами указывают личную информацию в интернете и свободно делятся ею с другими людьми. При этом они считают конфиденциальной информацией только контактные данные и не испытывают беспокойства за фото- и видеоконтент, который публикуют. Доступ к личным данным открывает возможности для онлайн-мошенничества и других правонарушений, связанных с опасностью для психического и физического здоровья жертвы.
2. Доксинг
Сбор и публикация личной информации ребенка без его согласия с целью запугать, шантажировать или иным образом навредить жертве.
Чтобы посторонние люди не имели доступ к информации на странице, нужно использовать настройки приватности. Настройки приватности – это способ установить, кто может видеть ваши записи, фото и другую информацию на вашей странице.
Также дети должны знать, что за распространение чужой личной информации без разрешения (например, фото своих одноклассников) и недостоверной информации в социальных сетях по законодательству установлена административная и уголовная ответственность.
Дети должны понимать, что в интернете действуют те же правила безопасности, что и в реальной жизни:
Ростелеком в 2021 – 2022 годах провел исследование, связанное с киберрисками. Команда специалистов компании проанализировала риски, с которыми сталкиваются дети и подростки в сети, изучила технологические меры по противодействию киберрискам, спрогнозировала угрозы, с которыми дети и подростки могут столкнуться в будущем. Было выявлено 23 риска, угрожающих безопасности детей и подростков в интернете.
Выделено 6 групп рисков (угроз):
Подробно об угрозах, подстерегающих детей в интернете, можно прочитать в исследовании «Технологии защиты детей в интернете». Рассмотрим некоторые из них.
1. Интернет-зависимость
Выделяется 6 основных типов интернет-зависимости:
Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции.
При появлении указанных зависимостей следует обратиться за медицинской (психологической и (или) психиатрической) помощью, так как в запущенном состоянии интернет-зависимость и игромания значительно хуже поддаются коррекции.
2. Онлайн-мошенничество
Интернет-сервисы или программное обеспечение с доступом в интернет может использоваться для обмана жертв. К видам онлайн-мошенничества можно отнести фишинг, лотереи, подарочные акции, спам с заманчивыми предложениями, поддельные кошельки платежных систем и т. д. Дети и подростки наиболее подвержены внушению.
Онлайн-мошенничество имеет как финансовые, так и социально-психологические последствия, включающие в себя ощущение разочарования и несправедливости, стресс.
3. Кибербуллинг
Кибербуллинг подразумевает повторяющиеся эпизоды агрессивного поведения, направленные на то, чтобы напугать, унизить или разозлить человека. Такая форма поведения встречается в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и других онлайн-площадках. Кибербуллинг может совершаться и детьми, и взрослыми.
Кибербуллинг негативно влияет на поведение, психоэмоциональное и физическое здоровье жертвы. Изменения в эмоциональном состоянии характеризуются резкой переменой настроения в сторону негативных эмоций – злости, раздражительности, уныния, боязливости, одиночества.
4. Сталкинг
Сталкинг – паттерн поведения, проявляющийся в навязчивом преследовании, выслеживании и продолжительных домогательствах жертвы. Отличается высокой длительностью, пристальным вниманием к действиям жертвы. Сталкер может использовать широкий спектр тактик и подходов в своих домогательствах и слежке за жертвой. Например, обычные и электронные письма, звонки, сообщения и другие действия в соцсетях, установка программного обеспечения для мониторинга на устройства жертвы. Сталкинг вызывает у жертвы спектр негативных эмоций, главные из которых – страх и ощущение потери контроля над жизнью.
Эффективная защита детей от потенциальных угроз интернет-пространства может быть достигнута при условии скоординированных усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Ключевая роль в обеспечении интернет-безопасности заключается в содействии процессу формирования ребенка как осознанного и опытного субъекта, активно использующего цифровые ресурсы для своего развития.
Выделено 8 кластеров технологических решений:
Подробнее с технологическими решениями можно ознакомиться, изучив материалы исследования «Технологии защиты детей в интернете» (Ростелеком, 2022).
Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Информационная безопасность (ИБ) образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей:
К административным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:
К организационным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:
К техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:
В стремительно меняющемся мире образование не всегда своевременно находит ответ на вызовы современности. Один из таких главных вызовов – информационная безопасность детей и их социализация в условиях глобализированной информационной среды.
ФГОС ДО определяет задачи, которые в той или иной мере связаны с вопросами информационной безопасности и использования ИКТ в образовании (п. 1.6):
Вопросы информационной безопасности также отражены в Федеральной образовательной программе (далее – ФОП) дошкольного образования.
В области социально-коммуникативного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности по формированию безопасного поведения являются:
В области познавательного развития ставятся задачи:
ФОП ДО определяет следующие образовательные результаты в области использования цифровых средств и интернета:
Перед образовательными учреждениями стоит комплексная задача, связанная одновременно с безопасным включением онлайн-технологий в учебный процесс, реализацией образовательных программ, посвященных интернет-безопасности, а также цифровой социализацией детей.
Образовательная организация может реализовывать обучение детей информационной безопасности путем:
Образовательная организация, в соответствии с ФГОС ДО, должна обеспечить детям и их родителям (законным представителям) психолого-педагогическое сопровождение в вопросах информационной безопасности.
Психолого-педагогические условия реализации программы дошкольного образования должны обеспечивать (п. 3.2.1 ФГОС):
Методические пособия
Методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» направлено на повышение цифровой компетенции педагогов и школьников. Педагоги ДОУ могут почерпнуть из этого пособия идеи, формы и методы проведения обучающих занятий для дошкольников.
Интернет-ресурсы
Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение.
Такие возрастные особенности детей, как неспособность критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей, но и создание условий для доступа к информации, способствующей их надлежащему развитию и воспитанию.
«Компьютерные игрушки» вытесняют из жизни детей все другие виды деятельности. Экранные образы воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя к печальным последствиям. Поэтому одна из основных задач дошкольного образования – формирование информационной культуры дошкольника.
Рекомендуемые темы:
Ребенок должен научиться определенным навыкам безопасного использования интернет-ресурсов:
Следует уделять больше внимания образовательной деятельности дошкольников, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды. Один из способов решения проблемы информационной безопасности – научить детей оценивать информацию в соответствии с моральными и культурными ценностями. И дети, и родители должны знать, что в виртуальном мире существует список правил, которые необходимо соблюдать.
В работе на занятиях по формированию информационной безопасности детей дошкольного возраста могут быть использованы следующие формы:
Занятия по формированию информационной безопасности могут проходить совместно с родителями.
Занятия должны проходить в формах, специфических для детей этой возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Тема урока: «Социальные сети» (6-7 лет)
Цель: формирование представлений о социальных сетях, обсуждение их возможностей для общения, установления связей с другими людьми.
Упражнение 1. Опутанные паутиной
Задачи:
Необходимые материалы: небольшой клубок ниток.
Время проведения: 10 минут.
Процедура проведения
Упражнение проводится в кругу. Ведущий берет в одну руку клубок, другой рукой держит конец нитки. Не отпуская нитки, ведущий кидает клубок случайному участнику и говорит что-то, что его с ним связывает (например, «у нас с Васей Ивановым День рождения в один день» или «нам с Олей Петровой нравятся кошки»). Участники должны кидать друг другу клубок, держа нить в руке; получивший клубок называет, что их связывает. Каждый, получая клубок в руки, удерживает нить и бросает клубок следующему. Так продолжается, пока клубок не закончится. В итоге все должны оказаться запутанными в сети из ниток.
Обсуждение:
Подводя итоги
Социальная сеть представляет собой глобальное сообщество людей. Она открывает большие возможности для общения. Безопаснее общаться с теми, кого знаешь в реальной жизни.
После проведения занятий рекомендуется предусмотреть раздачу обучающимся наглядных материалов об основных аспектах информационной безопасности. Например, памятку к уроку:
Образовательные организации должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний детей в сфере информационной безопасности. Чтобы реализовать эту функцию, необходимо взаимодействовать с родителями и законными представителями обучающихся для повышения уровня их знаний в этой сфере.
Родителям принадлежит ключевая роль в печной социализации детей, организации их повседневных практик.
Во-первых, необходима вовлеченность родителей в виртуальную жизнь своих детей, проявление уважения и интереса к этой части социализации личности.
Во-вторых, следует использовать все возможности для повышения собственных компетенций в области цифровой грамотности и кибербезопасности.
В-третьих, необходимо делиться лучшими практиками организации интернет-активности детей, учитывающими баланс между их приватностью и контролем над действиями.
И, наконец, не стоит игнорировать доступные технологические инструменты информационной безопасности детей.
Нередко телевизор, компьютер воспринимаются родителями как помощники в воспитании детей: «Пока смотрит (играет) переделаю домашние дела». Главным для родителей во взаимоотношениях с информационным пространством детей должен стать вопрос «Что?»: «Что смотрит, читает, слушает, во что играет мой ребенок?» и «Что в результате просмотра, чтения, игры будет с моим ребенком?».
Образовательная организация может для повышения уровня знаний родителей и законных представителей обучающихся в вопросах обеспечения информационной безопасности детей предпринимать различные регулярные меры информационного и организационного характера, в частности:
В ходе мероприятий для родителей и законных представителей обучающихся рекомендуется отметить следующие темы:
Курс состоит из 11 уроков. В видеоуроках взрослые погрузятся в особенности и специфику каждого риска (угрозы), услышат советы психолога, познакомятся с оценкой экспертов, мерами защиты и степенью их эффективности, реальными примерами столкновения детей с киберугрозами, а также узнают о рисках будущего.
Наряду с вопросами информационной безопасности рекомендуется рассмотреть и вопросы практического использования интернета для развития и образования.
Компьютер становится средством обучения детей. Возникает вопрос: «Может ли компьютерная игра развивать личностные и интеллектуальные качества личности ребенка-дошкольника?».
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра – это показатель его зрелости и культуры. К используемым в дошкольных учреждениях играм, ставшим уже традиционными, присоединяются новейшие игровые технологии – компьютерные игры.
В ходе использования компьютерных средств в игровой деятельности у дошкольника развивается теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ:
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо, в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важный момент подготовки детей к овладению письмом – формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Использование обучающих компьютерных программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности, индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Мультипликационные фильмы стали для детей одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения.
Дозированное использование педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам».
Направления использования ресурсов интернета в обучении дошкольников:
В интернете предлагаются следующие виды учебных материалов:
При выборе для дошкольника ресурсов в интернете следует учитывать требования к мультимедийным ресурсам:
Плюсы | Минусы |
1. Индивидуальный темп и график обучения. 2. Личная заинтересованность ребенка. 3. Разнообразие и большой объем доступных учебных ресурсов. 4. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории. 5. Психологический комфорт (индивидуальный темп занятий, нет страха перед вызовом к доске). | 1. Нерегулярность занятий. 2. Сложность встраивания мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы. 3. Отсутствие навыков самоорганизации. 4. Отсутствие живой коммуникации. |
Родителям дошкольников нужно оказать ребенку помощь в поиске и выборе интернет-ресурсов. Среднестатистический ребенок знает, как запустить компьютерную игру, но не знает, как и где найти нужную информацию, как использовать современные информационные ресурсы для решения конкретной задачи.
Есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям детей любого возраста:
Решение задач, головоломок, разгадывание анаграмм и загадок – это и отдых, и тренировка памяти одновременно.
Говоря о развитии детей, мы будем иметь в виду дополнительное образование – развитие интеллектуальных и творческих способностей. Одна из главных задач ФГОС ДО – развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Развитие кругозора предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Что касается саморазвития, то и с этим Всемирная паутина справляется на «отлично». Для самосовершенствования здесь ежедневно размещаются сотни бесплатных материалов. Это могут быть видеоуроки по программированию, рисованию, музыке; обучающий канал для детей по шахматам или танцам. Можно принимать участие в различных конкурсах, тренингах и обучающих курсах. Выбора много. Если вам что-то не пришлось по вкусу, всегда можно отыскать более качественный вариант.
У детей интересы еще не сформированы, увлечений много, и они не могут решить, чем заняться основательно. Педагогам и родителям нужно разобраться, что нравится ребенку, и помочь определиться с выбором – хочется ему рисовать или вырезать лобзиком.
Обозначим основные направления развивающей деятельности:
Рассмотрим некоторые виды ресурсов интернета для развития:
Детей важно мотивировать, чтобы у них не пропал интерес и желание достичь каких-то целей в своем развитии.
Приведем примеры интересных образовательных ресурсов интернета, которые предоставляют детям возможности развить свои познания, творчество, укрепить здоровье.
Курсы, которые реализуются в рамках проекта:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.