Курс для воспитателей

Обеспечение безопасности и развития детей дошкольного возраста в информационном пространстве в соответствии с ФГОС ДО

Цель: совершенствование профессиональных компетенций воспитателей ДОУ в области информационной безопасности детей.

Объем:  72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Модуль 1. Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности детей

Занятие 1. О состоянии информационной безопасности детей в России

Сегодня дети рано знакомятся с цифровым миром, который дает им огромные возможности для развития, общения и развлечений. В России 88% детей в возрасте от 7 до 10 лет уже имеют собственный смартфон или планшет. Детская аудитория – крайне уязвимая с точки зрения информационной безопасности.

Чем дети заняты в интернете? По данным исследования «Лаборатории Касперского» в 2022 году:

  • 74% – используют ресурсы глобальной сети для игр;
  • 71% – просмотр фото и видео/сериалов, слушают музыку;
  • 68% – общаются с друзьями;
  • 46% – учатся, делают уроки;
  • 35% – применяют для оперативного получения тех или иных интересующих сведений.

Особую обеспокоенность у специалистов вызывает сильная вовлеченность детей в социальные сети и онлайновую коммуникационную среду.

  • 58% школьников активно общаются во «ВКонтакте»;
  • 53% – смотрят YouTube-ролики;
  • 47% – увлечены просмотром коротких видео в TikTok;
  • 52% школьников имеют чат с одноклассниками или учениками других школ, о котором не знают учителя или родители.

Эти показатели невольно заставляют задуматься о будущем подрастающего поколения, особенно в свете популярности TikTok, YouTube Shorts и прочих подобных сервисов, контент которых часто балансирует на грани дозволенного, лишен морально-нравственной составляющей и пропагандирует деструктивные ценности среди молодежи.

Почти каждый второй ребенок (49%) знакомится с новыми людьми в социальных сетях, а больше трети из них (36%) потом встречаются с новыми знакомыми в реальности. Общение с незнакомыми или подозрительными людьми в сети может представлять угрозу не только для психологической, но и для физической безопасности ребенка.

Еще одна проблема связана с тем, что в своей насыщенной онлайн-жизни дети редко уделяют внимание вопросам приватности. Исследование показало, что юные пользователи размещают в интернете довольно много личных данных. В частности:

  • 50% – указывают в социальных сетях свой настоящий возраст и рассказывают о своих увлечениях;
  • 27% – отмечают номер школы;
  • 13% – выкладывают фотографии, на которых видно обстановку квартиры;
  • 12% – указывают имена родственников (родителей);
  • 10% – публикуют номер мобильного телефона.

Личная и семейная информация нередко используется злоумышленниками в противоправных целях. Немаловажный и тот факт, что треть родителей не знают, какая информация об их ребенке находится в открытом доступе не только в соцсетях, но и в целом в интернете.

Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Только 8% родителей знают, что их ребенок сталкивался со случаями кибербуллинга (в качестве свидетеля, жертвы или участника), в то время как среди детей эта цифра в три раза выше – 27%.

Еще одна проблема – это неподходящий по возрасту контент. Больше половины детей (53%) за последний год смотрели в сети видео с жестоким или взрослым содержанием.

Задача образовательных организаций и родителей так же, как и в реальном мире, – обеспечить юным пользователям безопасную и благоприятную среду в онлайн-пространстве. Достичь этого возможно благодаря современным техническим средствам, повышению цифровой грамотности.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 2. Государственная политика в области информационной безопасности детей и механизмы реализации 

Государственная политика в области информационной безопасности детей

Концепция информационной безопасности детей утверждена правительством Российской Федерации 28 апреля 2013 года. Стратегическая цель государственной политики в области информационной безопасности детей – развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Концепция определяет приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности, а именно:

  • проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности;
  • формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;
  • совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей;
  • защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия;
  • пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в Российской Федерации;
  • развитие творческих способностей детей;
  • повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила информационной безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. В статье 2 закона дается определение понятий:

  1. Информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
  2. Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, – информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В законе конкретизируется, какая информация запрещена для распространения среди детей, либо распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности

Анализ международного опыта показывает, что из существующих вариантов регулирования информационного потребления для обеспечения безопасности детей наиболее эффективный – сорегулирование медиа и государства.

Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, нравственное и культурное развитие детей – участников глобального информационного процесса.

Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на здоровье и психологическое благополучие детей показал свою эффективность. Возрастная маркировка информационного продукта сигнализирует родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка.

Проведение профилактической работы с детьми и их родителями – один из механизмов решения задач информационной безопасности. Необходимо на обязательной основе проводить мероприятия, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.

Важный элемент процесса решения задач информационной безопасности – привлечение журналистских сообществ и общественных организаций. Формированию безопасной информационной среды для детей будет способствовать поддержка средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных объединений и ассоциаций потребителей, осуществляющих функции общественного контроля.

Для формирования у детей  безопасного алгоритма поведения в интернете необходимо на постоянной основе проводить просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми интернетом, разработать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей.

Принципы реализации государственной политики в области обеспечения безопасности детей

  1. Укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей.
  2. Сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации.
  3. Приоритетность прав родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей.
  4. Повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию.
  5. Обучение детей вопросам информационной безопасности.
  6. Взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей.
  7. Безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях.

Занятие 3. Нормативные документы о защите персональных данных

Работа с персональными данными регулируется законами Российской Федерации в сфере защиты персональных данных.

Закон «О персональных данных» создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц для реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется.

Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – это персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – такие персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен их субъектом.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Любой человек теперь сам может принять решение в отношении того, какие персональные данные могут использоваться публично. Субъект персональных данных имеет право обратиться к любому оператору персональных данных с требованием удалить его персональные данные из общего доступа. Важно обратить внимание, что субъект персональных данных вправе обратиться с таким требованием к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений законодательства.

Владелец сайта и (или) страницы сайта в интернете обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), в частности не допускать размещение и распространение:

  • информации, несущей риск, связанный с причинением вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию граждан;
  • информации с целью опорочить гражданина;
  • информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
  • информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации.

С 27 марта 2023 года вступили в силу поправки об ужесточении ответственности за нарушение положений законодательства о персональных данных (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Штрафные санкции для граждан предусматривают штраф в размере от 6 тыс. до 10 тыс. руб.

Занятие 4. Ошибки детей в сети

Основные ошибки детей, связанные с размещением информации в сети, – это:

  • несоблюдение принципов «приватности» и «конфиденциальности» в интернете;
  • овершеринг.

Конфиденциальность – ситуация, когда доступ к информации имеют только определенные лица.

Приватность в интернете – это право человека на сохранение в секрете своей персональной информации.

Овершеринг – избыточная публикация информации о себе.

Разберемся, какая информация попадает в сеть. Конкретные действия самого пользователя:

  • заполнение анкеты при регистрации на сайте (возраст, номер мобильного телефона, номер школы, электронная почта);
  • участие в сомнительных онлайн-опросах;
  • публикация постов или сториз в социальных сетях, где пользователь рассказывает что-то о себе, отправляет данные в чатах;
  • публикация фотографий, на которые случайно попадает персональная информация, например, табличка с названием улицы и номером дома;
  • отметка геолокации.

Также есть способы размещения информации, не контролируемые пользователем. Например:

  1. Публикации других людей о нас. Например, друзья размещают совместную с вами фотографию без разрешения.
  2. Шерентинг – это регулярное использование родителями социальных сетей для обмена новостями, изображениями и другой информацией о детях. Публикуя посты о своих детях, родители сами создают цифровой портрет ребенка в интернете, тем самым вмешиваясь в его цифровую идентичность. Они также раскрывают конфиденциальную информацию о своих детях, которая может включать полное имя детей, дату рождения, вес, рост, геолокацию и другие данные.
  3. История наших поисковых запросов и посещенных сайтов. Её обычно собирают поисковые системы, чтобы предложить вам более подходящую рекламу.

Риски, связанные с размещением личной информации в сети

1. Кража, сбор и эксплуатация персональных данных

Это подразумевает доступ к личным данным детей и сбор этой информации незаконным способом, а также дальнейшее неправомерное использование. Чаще всего дети сами указывают личную информацию в интернете и свободно делятся ею с другими людьми. При этом они считают конфиденциальной информацией только контактные данные и не испытывают беспокойства за фото- и видеоконтент, который публикуют. Доступ к личным данным открывает возможности для онлайн-мошенничества и других правонарушений, связанных с опасностью для психического и физического здоровья жертвы.

2. Доксинг

Сбор и публикация личной информации ребенка без его согласия с целью запугать, шантажировать или иным образом навредить жертве.

Чтобы посторонние люди не имели доступ к информации на странице, нужно использовать настройки приватности. Настройки приватности – это способ установить, кто может видеть ваши записи, фото и другую информацию на вашей странице.

Также дети должны знать, что за распространение чужой личной информации без разрешения (например, фото своих одноклассников) и недостоверной информации в социальных сетях по законодательству установлена административная и уголовная ответственность.

Дети должны понимать, что в интернете действуют те же правила безопасности, что и в реальной жизни:

  • не размещай адрес и номер телефона;
  • не показывай фотографии с дорогими подарками, вещами;
  • не делись своим точным местоположением;
  • не публикуй компрометирующие снимки (себя, друзей, родственников) в открытом доступе.

Занятие 5. Сетевые угрозы безопасности детей

Исследование «Технологии защиты детей в интернете»

Ростелеком в 2021 – 2022 годах провел исследование, связанное с киберрисками. Команда специалистов компании проанализировала риски, с которыми сталкиваются дети и подростки в сети, изучила технологические меры по противодействию киберрискам, спрогнозировала угрозы, с которыми дети и подростки могут столкнуться в будущем. Было выявлено 23 риска, угрожающих безопасности детей и подростков в интернете.

Выделено 6 групп рисков (угроз):

  • криминализация, втягивание в криминальные практики;
  • личностная атака, психологическое насилие;
  • информационное давление, информация, не предназначенная для детей и подростков;
  • аддикция, формирование зависимости от интернет-среды;
  • цифровая эксплуатация, использование ребенка для создания цифрового контента;
  • маркетинговое давление, рискованные денежные отношения.

Классификация  киберрисков. Виды сетевых угроз

Подробно об угрозах, подстерегающих детей в интернете, можно прочитать в исследовании «Технологии защиты детей в интернете». Рассмотрим некоторые из них.

1. Интернет-зависимость

Выделяется 6 основных типов интернет-зависимости:

  • навязчивый веб-серфинг– бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации;
  • пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;
  • игровая зависимость– навязчивое увлечение компьютерными играми по сети;
  • пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день, не отрываясь, из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу;
  • киберсексуальная зависимость – навязчивое влечение к посещению порносайтов.

Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции.

При появлении указанных зависимостей следует обратиться за медицинской (психологической и (или) психиатрической) помощью, так как в запущенном состоянии интернет-зависимость и игромания значительно хуже поддаются коррекции.

2. Онлайн-мошенничество

Интернет-сервисы или программное обеспечение с доступом в интернет может использоваться для обмана жертв. К видам онлайн-мошенничества можно отнести фишинг, лотереи, подарочные акции, спам с заманчивыми предложениями, поддельные кошельки платежных систем и т. д. Дети и подростки наиболее подвержены внушению.

Онлайн-мошенничество имеет как финансовые, так и социально-психологические последствия, включающие в себя ощущение разочарования и несправедливости, стресс.

3. Кибербуллинг

Кибербуллинг подразумевает повторяющиеся эпизоды агрессивного поведения, направленные на то, чтобы напугать, унизить или разозлить человека. Такая форма поведения встречается в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и других онлайн-площадках. Кибербуллинг может совершаться и детьми, и взрослыми.

Кибербуллинг негативно влияет на поведение, психоэмоциональное и физическое здоровье жертвы. Изменения в эмоциональном состоянии характеризуются резкой переменой настроения в сторону негативных эмоций – злости, раздражительности, уныния, боязливости, одиночества.

4. Сталкинг

Сталкинг – паттерн поведения, проявляющийся в навязчивом преследовании, выслеживании и продолжительных домогательствах жертвы. Отличается высокой длительностью, пристальным вниманием к действиям жертвы. Сталкер может использовать широкий спектр тактик и подходов в своих домогательствах и слежке за жертвой. Например, обычные и электронные письма, звонки, сообщения и другие действия в соцсетях, установка программного обеспечения для мониторинга на устройства жертвы. Сталкинг вызывает у жертвы спектр негативных эмоций, главные из которых – страх и ощущение потери контроля над жизнью.

Занятие 6. Меры защиты

Эффективная защита детей от потенциальных угроз интернет-пространства может быть достигнута при условии скоординированных усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Ключевая роль в обеспечении интернет-безопасности заключается в содействии процессу формирования ребенка как осознанного и опытного субъекта, активно использующего цифровые ресурсы для своего развития.

Пути обеспечения безопасности детей в интернете

  1. Защита личной информации (Ф.И.О., домашний адрес, телефон, личные фото и видео, банковская карта, email, пароли).
  2. Правила безопасного поведения:
    • не встречаться с виртуальными знакомыми;
    • не переходить по рекламным ссылкам;
    • не сообщать незнакомым людям информацию о себе;
    • прекратить общение, если тебя оскорбили и др.
  3. Соглашение детей и взрослых об использовании интернета:
    • куда можно ходить и куда – нет;
    • сколько времени можно быть в интернете;
    • программы родительского контроля и др.
  4. Безопасный поиск:
    • программы родительского контроля и интернет-фильтры;
    • пользовательский поиск по избранным сайтам, детские поисковые системы.
  5. Защита компьютера (антивирусные программы, семейные фильтры, защита браузера, настройка учетных записей).

Технологические решения по защите детей в интернете

Выделено 8 кластеров технологических решений:

Подробнее с технологическими решениями можно ознакомиться, изучив материалы  исследования «Технологии защиты детей в интернете» (Ростелеком, 2022).

Занятие 7. Информационная безопасность образовательного учреждения

Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Информационная безопасность (ИБ) образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей:

  • защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц;
  • защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом об информации.

Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

К административным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:

  1. Издание локальных актов, определяющих процедуры обеспечения информационной безопасности детей.
  2. Ознакомление педагогических работников с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с локальными актами, изданными в образовательной организации.
  3. Назначение работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К организационным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:

  1. Размещение на информационных стендах в местах, доступных для детей и их родителей, сведений об изданных в образовательной организации  локальных актах по обеспечению информационной безопасности, информации о безопасном поведении и использовании интернета.
  2. Размещение на официальном сайте в интернете локальных актов о мерах обеспечения безопасности детей в интернете, изданных в образовательной организации; информационных материалов по обеспечению информационной безопасности детей в интернете, а также сведений о применении административных и организационных мер и обеспечение возможности свободного доступа к указанным документам.

К техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

  • средства ограничения доступа к техническим средствам доступа к интернету;
  • средства ограничения доступа к интернету с технических средств третьих лиц;
  • средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в интернете.

Модель организации безопасного интернета

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 8. ФГОС ДО и информационная безопасность детей

В стремительно меняющемся мире образование не всегда своевременно находит ответ на вызовы современности. Один из таких главных вызовов – информационная безопасность детей и их социализация в условиях глобализированной информационной среды.

Решение задач информационной безопасности в рамках реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО определяет задачи, которые в той или иной мере связаны с вопросами информационной безопасности и использования ИКТ в образовании (п. 1.6):

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

ФОП ДО о развитии ИКТ-компетенций дошкольников

Вопросы информационной безопасности также отражены в Федеральной образовательной программе (далее – ФОП) дошкольного образования.

В области социально-коммуникативного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности  по формированию безопасного поведения являются:

  • формирование представлений детей об основных источниках и видах опасности в интернете и способах безопасного поведения;
  • знакомство с основными правилами пользования интернетом, цифровыми ресурсами (п. 18.6);
  • воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям в интернете (п. 18.7.1).

В области познавательного развития ставятся задачи:

  • формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах безопасного их использования (п. 19.6.1);
  • развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования (п. 19.7.1).

ФОП ДО определяет следующие образовательные результаты в области использования цифровых средств и интернета:

  • ребенок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними (к шести годам);
  • ребенок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии (к концу дошкольного возраста).

Дополнительные материалы к занятию

Модуль 2. Организация обучения информационной безопасности школьников и их родителей (законных представителей)

Занятие 1. Подходы к организации обучения детей основам информационной безопасности в образовательной организации

Перед образовательными учреждениями стоит комплексная задача, связанная одновременно с безопасным включением онлайн-технологий в учебный процесс, реализацией образовательных программ, посвященных интернет-безопасности, а также цифровой социализацией детей.

Подходы к организации обучения детей информационной безопасности

Образовательная организация может реализовывать обучение детей информационной безопасности путем:

  • обращения внимания на вопросы обеспечения информационной безопасности в рамках реализуемой в образовательной организации основной образовательной программы;
  • организации соответствующих мероприятий в рамках дополнительного образования;
  • организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках программ воспитания и социализации обучающихся.

Алгоритм формирования системы непрерывного обучения информационной безопасности дошкольников

  1. Выявление уровней обучения информационной безопасности (далее – ИБ) дошкольников.
  2. Классификация угроз на каждом этапе обучения ИБ.
  3. Обеспечение непрерывности в изучении ИБ при переходе от одного этапа обучения к другому за счет четкого выделения понятийного аппарата на каждом этапе.
  4. Определение содержания обучения на каждом этапе.
  5. Согласование действий и распределение меры ответственности семьи, ДОУ, системы дополнительного образования по обеспечению ИБ школьников в учебно-воспитательном процессе.
  6. Определение форм внедрения мер по обеспечению ИБ в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей (законных представителей)

Образовательная организация, в соответствии с ФГОС ДО, должна обеспечить детям и их родителям (законным представителям) психолого-педагогическое сопровождение в вопросах информационной безопасности.

Психолого-педагогические условия реализации программы дошкольного образования должны обеспечивать (п. 3.2.1 ФГОС):

  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • защиту детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Образовательные ресурсы по формированию информационной грамотности педагогов, дошкольников и их родителей

Методические пособия

Методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» направлено на повышение цифровой компетенции педагогов и школьников. Педагоги ДОУ могут почерпнуть из этого пособия идеи, формы и методы проведения обучающих занятий для дошкольников. 

Интернет-ресурсы

  1. Образовательный ресурс «Альянс по защите детей в цифровой среде». На сайте представлены различные проекты и образовательные материалы по информационной безопасности для педагогов, детей и родителей: видеолекции, мультфильмы, уроки и методические рекомендации. Например, материалы проекта «Цифровой ликбез» представлены в виде видеороликов-мультфильмов и могут быть использованы для занятий с детьми, а также проведения родительских собраний.
  2. Урок Цифры – всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий, где представлены материалы для проведения уроков: видеолекции, тренажеры, методические материалы.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 2. Обучение дошкольников основам информационной безопасности

Особенности возраста

Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение.

Такие возрастные особенности детей, как неспособность критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей, но и создание условий для доступа к информации, способствующей их надлежащему развитию и воспитанию.

«Компьютерные игрушки» вытесняют из жизни детей все другие виды деятельности. Экранные образы воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя к печальным последствиям. Поэтому одна из основных задач  дошкольного образования – формирование информационной культуры дошкольника.

Выбор тем в работе с детьми  

Рекомендуемые темы:

  • «Информация и интернет»;
  • «Интернет и мой досуг»;
  • «Интернет-игры»;
  • «Социальные сети»;
  • «По ту сторону сети (угрозы для безопасности)»;
  • «Интернет и здоровье».

Ребенок должен научиться определенным навыкам безопасного использования интернет-ресурсов:

  • вести безопасный поиск информации в интернете;
  • осторожно обращаться с персональной информацией;
  • защищать информацию, создавая надежные пароли;
  • знать об угрозах, подстерегающих его в интернете.

Следует уделять больше внимания образовательной деятельности дошкольников, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды. Один из способов решения проблемы информационной безопасности – научить детей оценивать информацию в соответствии с моральными и культурными ценностями. И дети, и родители должны знать, что в виртуальном мире существует список правил, которые необходимо соблюдать.

Формы работы

В работе на занятиях по формированию информационной безопасности детей дошкольного возраста могут быть использованы следующие формы:

  • беседы;
  • театрализация;
  • встречи с интересными людьми;
  • выпуск газеты;
  • сочинение сказок;
  • офлайн- и онлайн-игры.

Занятия по формированию информационной безопасности могут проходить совместно с родителями.

Занятия должны проходить в формах, специфических для детей этой возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Модель урока по информационной безопасности

Тема урока: «Социальные сети» (6-7 лет)

Цель: формирование представлений о социальных сетях, обсуждение их возможностей для общения, установления связей с другими людьми.

Упражнение 1. Опутанные паутиной

Задачи:

  1. Введение в тему урока.
  2. Обсуждение особенностей социальных сетей.

Необходимые материалы: небольшой клубок ниток.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения

Упражнение проводится в кругу. Ведущий берет в одну руку клубок, другой рукой держит конец нитки. Не отпуская нитки, ведущий кидает клубок случайному участнику и говорит что-то, что его с ним связывает (например, «у нас с Васей Ивановым День рождения в один день» или «нам с Олей Петровой нравятся кошки»). Участники должны кидать друг другу клубок, держа нить в руке; получивший клубок называет, что их связывает. Каждый, получая клубок в руки, удерживает нить и бросает клубок следующему. Так продолжается, пока клубок не закончится. В итоге все должны оказаться запутанными в сети из ниток.

Обсуждение:

  • Можно ли сравнить эту паутину со Всемирной паутиной?
  • Легко ли освободиться из паутины?
  • В чем плюсы социальных сетей?
  • В чем минусы социальных сетей?

Подводя итоги

Социальная сеть представляет собой глобальное сообщество людей. Она открывает большие возможности для общения. Безопаснее общаться с теми, кого знаешь в реальной жизни.

После проведения занятий рекомендуется предусмотреть раздачу обучающимся наглядных материалов об основных аспектах информационной безопасности. Например, памятку к уроку:

 

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 3. Обучение основам информационной безопасности родителей и законных представителей дошкольников

Образовательные организации должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний детей в сфере информационной безопасности. Чтобы реализовать эту функцию, необходимо взаимодействовать с родителями и законными представителями обучающихся для повышения уровня их знаний в этой сфере.

Ключевая роль родителей в формировании навыков безопасного поведения в интернете у детей

Родителям принадлежит ключевая роль в печной социализации детей, организации их повседневных практик.

Во-первых, необходима вовлеченность родителей в виртуальную жизнь своих детей, проявление уважения и интереса к этой части социализации личности.

Во-вторых, следует использовать все возможности для повышения собственных компетенций в области цифровой грамотности и кибербезопасности.

В-третьих, необходимо делиться лучшими практиками организации интернет-активности детей, учитывающими баланс между их приватностью и контролем над действиями.

И, наконец, не стоит игнорировать доступные технологические инструменты информационной безопасности детей.

Нередко телевизор, компьютер воспринимаются родителями как помощники в воспитании детей: «Пока смотрит (играет) переделаю домашние дела». Главным для родителей во взаимоотношениях с информационным пространством детей должен стать вопрос «Что?»: «Что смотрит, читает, слушает, во что играет мой ребенок?» и «Что в результате просмотра, чтения, игры будет с моим ребенком?».

Формы работы

Образовательная организация может для повышения уровня знаний родителей и законных представителей обучающихся в вопросах обеспечения информационной безопасности детей предпринимать различные регулярные меры информационного и организационного характера, в частности:

  1. Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках проводимых родительских собраний, а также проведение тематических собраний для родителей с участием педагогических работников и представителей администрации образовательной организации, в том числе для демонстрации видеоматериалов по этим вопросам.
  2. Организация индивидуальных и групповых консультаций классными руководителями, специалистами психологической службы и администрации образовательной организации для обеспокоенных родителей и законных представителей обучающихся, находящихся в группе риска.
  3. Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей и законных представителей обучающихся.
  4. Раздача информационных материалов об обеспечении безопасности детей в интернете, в частности памяток, флаеров и других материалов.
  5. Проведение анкетирования родителей и законных представителей обучающихся по вопросам организации дома мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве.
  6. Размещение на сайте образовательной организации, в средствах массовой информации образовательной организации, сообществах в социальной сети и сервисе электронных дневников для родителей и законных представителей обучающихся информации по обеспечению информационной безопасности детей.

Основные темы для обучающих мероприятий

В ходе мероприятий для родителей и законных представителей обучающихся рекомендуется отметить следующие темы:

  1. Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей.
  2. Рекомендации и советы по обеспечению информационной безопасности детей как особо незащищенных пользователей интернета.
  3. Методы и функции родительского контроля.

Образовательные интернет-ресурсы по формированию информационной грамотности родителей

  1. Как защитить ребенка от рисков в интернете: онлайн-курс для родителей.

Курс состоит из 11 уроков. В видеоуроках взрослые погрузятся в особенности и специфику каждого риска (угрозы), услышат советы психолога, познакомятся с оценкой экспертов, мерами защиты и степенью их эффективности, реальными примерами столкновения детей с киберугрозами, а также узнают о рисках будущего.

  1. Советы психолога:
  1. Криминализация и втягивание в криминальные практики. Советы от психолога.
  2. Личностная атака, психологическое насилие. Советы от психолога.
  3. Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды. Советы от психолога.
  4. Как защитить ребенка от интернет-угроз? Общие рекомендации.

Дополнительные материалы к занятию

Модуль 3. Обеспечение развития детей в информационном пространстве

Занятие 1. Учимся в интернете

Наряду с вопросами информационной безопасности рекомендуется рассмотреть и вопросы практического использования интернета для развития и образования.

Компьютер становится средством обучения детей. Возникает вопрос: «Может ли компьютерная игра развивать личностные и интеллектуальные качества личности ребенка-дошкольника?».

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра – это показатель его зрелости и культуры. К используемым в дошкольных учреждениях играм, ставшим уже традиционными, присоединяются новейшие игровые технологии – компьютерные игры.

Преимущества игровой и познавательной деятельности с использованием компьютера

В ходе использования  компьютерных средств в игровой деятельности у дошкольника развивается теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером выступают стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых и обучающих задач.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо, в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важный момент подготовки детей к овладению письмом – формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Использование обучающих компьютерных  программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности, индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Мультипликационные фильмы стали для детей одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения.

Дозированное использование педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам».

Направления использования ресурсов интернета в обучении дошкольников:

  • коммуникация и сотрудничество;
  • творчество;
  • социально-драматические игры;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Виды учебных материалов

В интернете предлагаются следующие виды учебных материалов:

  • видео- и аудиолекции;
  • видеоуроки;
  • тренажеры;
  • тесты;
  • интерактивные задания;
  • интерактивные обучающие игры;
  • текстовые материалы.

Критерии отбора мультимедийных ресурсов для детей

При выборе для дошкольника ресурсов в интернете следует учитывать требования к мультимедийным ресурсам:

  • исследовательский характер;
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка;
  • развитие широкого спектра навыков и представлений;
  • высокий технический уровень;
  • соответствие возрасту;
  • занимательность.

«Плюсы» и «минусы» обучения детей в интернете

Плюсы

Минусы

1. Индивидуальный темп и график обучения.

2. Личная заинтересованность ребенка.

3. Разнообразие и большой объем доступных учебных ресурсов.

4. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

5. Психологический комфорт (индивидуальный темп занятий, нет страха перед вызовом к доске).

1. Нерегулярность занятий.

2. Сложность встраивания  мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы.

3. Отсутствие навыков самоорганизации.

4. Отсутствие живой коммуникации.

Общие рекомендации: как помочь детям

Родителям дошкольников нужно оказать ребенку помощь в поиске и выборе интернет-ресурсов.  Среднестатистический ребенок знает, как запустить компьютерную игру, но не знает, как и где найти нужную информацию, как использовать современные информационные ресурсы для решения конкретной задачи.

Есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям детей любого возраста:

  1. Определите с ребенком цель обучения: освоение школьной программы или  желание расширить свой кругозор и углубить знания.
  2. Окажите помощь детям в поиске нужного учебного ресурса, удобного и понятного.
  3. Сделайте закладки сайтов, чтобы дети быстро ориентировались.
  4. Организуйте физминутки.   
  5. Помните, что ребенку все дается не так легко. Покажите, что вы верите в него и в любой момент готовы прийти помогать. 
  6. Очень хорошо, если взрослые будут вместе с ребенком изучать какие-то тематические сайты. Старайтесь интересоваться успехами в онлайн-обучении на регулярной основе. Для многих детей именно проявление внимания со стороны родителей является лучшей мотивацией.
  7. Поддерживайте связь с педагогом. Он может дать рекомендации по поиску учебного материала.
  8. При необходимости помогите оборудовать рабочее место.

Образовательные интернет-ресурсы

  1. Детский портал «Солнышко» предлагает большую фильмотеку для дошкольников всех возрастов:
  • мультфильмы – интерактивные, развивающие, обучающие, социальные;
  • мультсериалы;
  • анимация;
  • развивающие видеоуроки, видеоролики.

  1. Дошкола Тилли – обучающая онлайн-платформа для занятий с дошкольниками. Имеет следующие преимущества:
  • всестороннее развитие: буквы и слоги, чтение и развитие речи, цифры и счет, логика и память, окружающий мир, логопедические задания, подготовка к школе;
  • интересные задания в игровой форме, яркие иллюстрации и качественная озвучка;
  • общение с новым другом – зайчиком Тилли;
  • подготовка к школе в игровом формате;
  • занятия разработаны по стандартам ФГОС ДО.
  1. Онлайн-экскурсии (путешествия) могут заинтересовать детей своей необычностью и красочностью. Например, интернет-ресурс «Музеи мира» предлагает посетить музеи в разных городах и странах. Есть очень необычные музеи: музей карет (Лиссабон), музей живых бабочек (Санкт-Петербург) и другие.
  2. Задачи на логику – это такая своеобразная «гимнастика для ума», средство для утоления естественной для каждого мыслящего человека потребности испытывать и упражнять силу собственного разума.

Решение задач, головоломок, разгадывание анаграмм и загадок – это и отдых, и тренировка памяти одновременно.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 2. Использование ресурсов интернета для развития детей

Говоря о развитии детей, мы будем иметь в виду дополнительное образование – развитие интеллектуальных и творческих способностей. Одна из главных задач ФГОС ДО – развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Развитие кругозора предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Саморазвитие детей в интернете

Что касается саморазвития, то и с этим Всемирная паутина справляется на «отлично». Для самосовершенствования здесь ежедневно размещаются сотни бесплатных материалов. Это могут быть видеоуроки по программированию, рисованию, музыке; обучающий канал для детей по шахматам или танцам. Можно принимать участие в различных конкурсах, тренингах и обучающих курсах. Выбора много. Если вам что-то не пришлось по вкусу, всегда можно отыскать более качественный вариант.

У детей интересы еще не сформированы, увлечений много, и они не могут решить, чем заняться основательно. Педагогам и родителям нужно разобраться, что нравится ребенку, и помочь определиться с выбором – хочется ему рисовать или вырезать лобзиком.

Направления развития

Обозначим основные направления развивающей деятельности:

  • проектная деятельность;
  • творческие конкурсы;
  • развитие определенных творческих способностей;
  • развитие в определенных областях знаний;
  • начальная профориентация;
  • развитие навыков soft skills.

Виды интернет-ресурсов

Рассмотрим некоторые виды ресурсов интернета для развития:

  1. Курсы и мастер-классы от профессионалов и известных людей.
  2. Онлайн-школы для развития в каких-то определенных областях знаний.
  3. Социальные сети. В социальных сетях много тематических групп, где можно получить новые знания, опыт, задать вопрос и получить разъяснения.
  4. Электронные библиотеки. Дети могут найти в электронных книгах и в периодике необходимую информацию для своей творческой деятельности или проекта.
  5. Использование досуговых сервисов (в том числе компьютерных игр). Сегодня уже разработан ряд мультимедийных игровых программ, предназначенных для познавательного и творческого развития. Например, существуют компьютерные обучающие игры «Мастерская художника», «Школа маленьких художников», в которых изучаются разнообразные техники: живопись, графика, коллаж, аппликация. Игрок сможет свободно творить и проявить фантазию в создании своих произведений. Также существуют приложения для развития воображения и пространственного мышления.

Мотивация детей

Детей важно мотивировать, чтобы у них не пропал интерес и желание достичь каких-то целей в своем развитии.

  1. Записывайте успехи ребенка! Это помогает мотивировать. Каждое небольшое достижение можно записывать на цветные листочки и прикалывать к пробковой доске. Наглядно видно, как ребенок поработал.
  2. Устраивайте домашние выставки.
  3. Ребенок может рассказать в классе о своем интересном занятии.
  4. Свои достижения дети могут освещать на своей странице в социальных сетях, а это – самопрезентация, внимание, признание.

Образовательные интернет-ресурсы

Приведем примеры интересных образовательных ресурсов интернета, которые предоставляют детям возможности развить свои познания, творчество, укрепить здоровье.

  1. Утренняя зарядка | Уроки тетушки Совы | Развивающий мультфильм для детей.
  2. 15 лучших упражнений для ребенка дома – гимнастика для осанки и тонуса мышц детей 7-10 лет.
  3. Видеоуроки рисования для детей. Не знаете, как научить ребенка рисовать, развить его способности? Простые поэтапные уроки рисования для детей помогут вам в этом. Доходчивые описания позволят быстро и без труда освоить технику рисунка и раскрашивания зверей, птиц, предметов. Уроки рассчитаны на детей от 2 до 10 лет.
  4. Сделай сам: 7 интересных игрушек из подручных средств. Делаем игрушки вместе с ребенком. Развитие творчества, фантазии и смекалки, мелкой моторики.
  5. Шахматный канал на YouTube. На этом канале вы сможете найти обучающие видео как для новичков, так и для тех, у кого уже есть шахматный разряд. Также есть возможность общаться с другими шахматистами – подписчиками канала.
  6. Физика для детей – Классная физика (class-fizika.ru). Это cтpaничкa для caмыx мaлeнькиx, нo oчeнь любoзнaтeльныx, пытливыx, глaзacтыx «пoчeмучeк», у кoтopыx eщe нeт уpoкoв физики. Эти aнимиpoвaнныe «aзы физики» будут интepecны и взpocлым для совместного просмотра с детьми.
  7. Онлайн-платформа для развития талантов. «Поколение М» – это бесплатный творческий благотворительный проект для детей всей России. На сайте любой школьник 6-18 лет может выбрать творческое направление, бесплатно обучаться у звездных наставников и загружать фото или видео своих работ на конкурс. Если ребенок хорошо рисует, танцует, поет, любит фотографировать, видит себя блогером или мечтает снимать кино – ему понравится «Поколение М», тем более, там можно участвовать одновременно в нескольких номинациях.

Курсы, которые реализуются в рамках проекта:

  • курс тележурналистики от Оксаны Федоровой – очень интересно будет ознакомиться с детскими работами, представленными на конкурс «Стань телеведущим»;
  • экспресс-курс по фотографии;
  • курс для вокалистов от Полины Гагариной;
  • танцевальный тренд из TikTok – мастер-класс «DANCE» от Никиты Мусатова и «Поколения М»;
  • мастер-классы по живописи;
  • мастер-классы от педагогов знаменитой фабрики талантов «Непоседы».

Дополнительные материалы

Библиографический список

  1. Боровских, В. А. Формирование безопасного поведения в интернете у младших школьников / В. А. Боровских, С. С. Петрова. – Текст : электронный // Научно-издательский центр «Открытое знание» : сайт. – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-v-internete-u-mladshikh-shkolnikov.html?ysclid=lihcrmoyh3776797222
  2. Информационная безопасноть несовершеннолетних : методические рекомендации для проведения занятий с обучающимися. – Текст : электронный // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A
  3. Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности. – Текст : электронный // URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/images/doc/metod/cyber.pdf?ysclid=li4qi837up507298369

Итоговое тестирование

Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется:
Информационная безопасность детей — это:
К информации, запрещенной для распространения среди детей, в соответствии с законодательством РФ НЕ относится информация:
Основными рисками информационной безопасности являются:
Когда получен спам по e-mail с приложенным файлом, следует:
Ребенок может стать потенциальной жертвой преступников, если на веб-странице поместит следующую информацию (выберите один ответ):
Существует ли у родителей возможность с помощью веб-обозревателя получать сведения о посещенных детьми веб-ресурсах?
Укажите понятие, синонимичное понятию «интернет-аддикция»:
Проанализируйте ситуацию и дайте рекомендацию родителю: Мама Ани увидела, что её дочь общается в интернете с незнакомой девочкой и эта девочка предлагает ей встретиться.
Кто несет ответственность за материал, который публикуется в Интернете?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Корзина