В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: расширить и углубить знания воспитателей дошкольных образовательных организаций о реализации информационно-коммуникационные технологии в формирование образовательного процесса.
Объем: 108 часов
Формируемые компетенции:
В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало практически неотъемлемой частью в работе современного педагога . В образовательных учреждениях есть мультимедийные проекторы, интерактивные доски, интерактивные столы, ноутбуки, уже невозможно представить мир без технологий.
В новых условиях информатизации системы дошкольного образования ИКТ-технологии становятся важнейшим инструментом профессиональной деятельности педагога. ИКТ представляют широкий арсенал возможностей для коммуникации, поэтому использование ИКТ в образовательной системе дошкольной образовательной организации способствует внедрению в педагогическую практику новых технологии.
Необходимо четко понимать, что такое информационно-коммуникационные технологии, и в какой конкретно работе в дошкольном учреждении их необходимо применять?
ИКТ расширяют понятие предоставления информации, дают возможность повысить мотивацию учащихся, активизируют познавательную активность, увеличивают влияние изучаемого материала, содействуют высокой подготовке детей к обучению в школе. Поэтому внедрение ИКТ в современном дошкольном образовании считается обязательной частью процесса обучения дошкольников.
Информационно-коммуникационные технологии в России – один из важнейших механизмов модернизации образовательной системы, затрагивающих все ее основные направления. Их основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:
В последнее время педагоги детских садов отмечают снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс общеобразовательной школы поступает 50-60 % дошкольников с низкой познавательной активностью, они хуже обучаются, практически не задают познавательные вопросы, не проявляют инициативу к самостоятельному получению новых знаний.
Среди, причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие форм и методов, которые используют педагоги в непосредственно-образовательной деятельности. Наиболее эффективное развитие ребенка возможно только при научно-обоснованном построении теории воспитания в учреждениях дошкольного образования.
Ключевыми направлениями использования ИКТ на уровне ДОО являются:
ИКТ-компетентность педагога понимается как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.
Один из ключевых критериев в работе педагога с ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОО — это понимание технических возможностей компьютера, умение работать с ним.
Педагогу необходимо соблюдать санитарные нормы, необходимо отлично ориентироваться в компьютерных программах, созданных для дошкольников, создавать такие программы самостоятельно, а также обладать способами приобщения детей к новым технологиям.
Не стоит забывать, что нынешние условия обязывают педагогов использовать в своей работе данные технологии, а также совершенствовать свои навыки работы и через различные онлайн-ресурсы. В своей работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют мультимедийные презентации, электронные образовательные ресурсы (готовые или созданные самостоятельно).
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет определенный сюжет и структуру для удобного восприятия информации.
Презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные анализаторы, что позволяет отложить информацию в память не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.
Готовые, грамотно составленные презентации позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность эмоциональной, яркой, с привлечением большого набора иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей, что значительно повышает познавательную активность детей.
В основном в дошкольных учреждениях для показа презентаций педагоги пользуются: проектором, компьютером, интерактивной доской.
Применение презентационных слайдов на занятиях имеет следующие достоинства:
Также, в своей работе педагоги используют готовые развивающие электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы — это комплексное средство обучения, обеспечивающее различные виды учебной деятельности и позволяющее осуществить индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в соответствующей предметной области.
Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет расширить возможности формирования типовых умений и навыков, а также позволяет повысить познавательную активность дошкольников. В плане образовательных результатов формируются организационно-практические способности обучаемых, рефлексивные умения и навыки.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дошкольников дает возможность понять современных детей, их потребности, запросы, а также значительно повышать познавательную активность. Однако, не смотря на все вышеперечисленные плюсы использования ИКТ в ДОУ, в дошкольных учреждениях возникают и следующие проблемы: отсутствует или недостаточно сформирована материальная база ДОО, низкая ИКТ-компетентность педагогов. Если педагогический коллектив решит эти проблемы, то информационно-коммуникационные технологии станут прекрасным помощником процесса обучения.
Современный ребёнок имеет неограниченный доступ к информации через интернет. Но чаще всего он нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между ребёнком и компьютером, а также между педагогом и ребёнком.
Дети проводят за компьютером гораздо больше времени, чем педагоги. Отсюда, противоречие между потребностями детей и ИКТ-компетентностью педагога.
Поэтому цель современного педагога: создать условия для активизации познавательной деятельности дошкольников средствами ИКТ на занятиях в детском саду.
Одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения в школе. Важность развития познавательного интереса у обучающихся в современных условиях обучения не вызывает сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остаётся открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес».
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Любознательный ребёнок посвящает свободное время предмету познавательного интереса.
Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.
Педагог дошкольного образования должен подготовить дошкольников к началу школьной жизни. К этому времени у ребёнка постепенно формируется внутренняя позиция школьника и учебная мотивация.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. На протяжении всего периода у ребенка развивается теоретическое мышление. Он получает знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.
В младшем школьном возрасте формируются следующие психологические новообразования:
При работе необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.
Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.
Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.
Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности — содержание обучения и воспитания должно быть развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.
Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.
Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.
Уже в дошкольном возрасте необходимо:
Использование программных продуктов на занятиях позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации дошкольников к получению новых знаний.
Каким должно быть современное занятие с дошкольниками? Интересным, познавательным, учитывающим интересы детей, побуждающим к творчеству, чтобы после занятия хотелось снова вернуться к нему.
В нашу жизнь вошли новые информационные технологии. Обучающиеся стали владельцами компьютеров. Поэтому учебно-воспитательный процесс строится так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на занятии.
Используя неподдельный интерес обучающихся к технике можно решить ряд проблем современного занятия.
Компьютер используется на разных этапах занятия: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, оценке.
Занятия с использованием ИКТ совершенствуют и активизируют учебно-воспитательный процесс, создают положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.
ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.
Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы даёт положительнее эмоции, повышает мотивацию и познавательный интерес в обучении.
Средства ИКТ используются:
Использование ИКТ на уроке упрощает инструктаж, появляется возможность визуально продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.
Мультимедийные программы (энциклопедии и обучающие программы) позволяют решить следующие задачи:
В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения. В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению дошкольников, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.
В жизнь детей больше проникает информации в электронном виде. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях является не только целесообразным использованием этих технологий, но и повышает интеллектуальную и личностную роль компьютера в развитии.
Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет:
Интерес детей к компьютеру позволяет рассматривать его как дополнительное (традиционное) средство развития речи детей. Однако возможности применения этого средства изучены недостаточно.
В последнее время появляются научные публикации, посвященные использованию информационно-коммуникационных технологий, в которых прямо или косвенно отмечается возможность развития речи дошкольников. Разрабатываются электронные средства непосредственного действия для развития речи детей.
Использование ИКТ в ДОO может быть использовано для пополнения словаря детей старших групп, ознакомления их с такими языковыми явлениями, как синонимы, антонимы, многозначность слова.
Воспитатели ДОУ используют ряд методик для того, чтобы заинтересовать детей изучением игровых программ из ИКТ. Дидактическая игра является наиболее эффективной. На самом деле дидактическая игра — явление многогранное и сложное. Он выполняет следующие функции в качестве метода обучения:
Целью внедрения ИКТ является:
В ИКТ воспитатель и дети являются основными участниками, выступающими в качестве наблюдателей, создают условия для самостоятельного поиска решений, изучения проблем.
В организации и проведении всего воспитательно-режимного процесса с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста существует несколько технологических и конструктивных особенностей:
Компьютерные обучающие игры в основном направлены на обучение детей, повторение и закрепление изученного материала. Они также выполняют задачи по пробуждению интереса к изучаемому материалу и стремлению к его познанию, увлечению.
Компьютерные игры также проводятся в рамках тематики, ориентированной на программу “Первый шаг”. К ним относятся, например, ознакомление с окружающим миром, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, рисование и другие темы.
Цель: совершенствовать навык называния слов с заданным звуком.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?
Ребёнок: На картинке нарисованы: «груша», «ножик», «шуба», «кошка». Лишний – «ножик», потому что в слове «жираф» нет звука [ш].
Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки. Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «жирафа» исчезает.)
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
По аналогии ребенок называет картинки, определяет лишнюю картинку, объясняя свой выбор.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «узел», «удочка», «утка», «облако», «ослик»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, с какого звука начинается это слово.
Ребёнок: На У начинаются: «узел», «удочка», «утка». Слова «облако», «ослик» начинаются на звук О.
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
Цель: совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию заданного звука в словах.
Ход игры: Воспитатель: Начинаем игру. (Появляется картинка «лиса»). Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.
Ребёнок: На картинке нарисована лиса (далее ребёнок произносит слово, выделяя заданный звук и дает ответ). В слове лиса звук [С] в середине слова.
Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки. Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину слова) Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука (Появляются картинки «самовар», «свекла», «слон», «песок», «ластик», «автобус», «лес»).
Цель: Развивать слоговой анализ, определяя по количеству хлопков слоговую структуру слова на картинке.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются по очереди картинки «велосипед», «куртка», «лист», «барабан» и др.). Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове. Ребёнок: Ве-ло-си-пед (хлопает в ладоши 4 раза), в этом слове 4 слога.
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
Если количество хлопков не соответствует количеству слогов в слове, то картинка пропадает. Игра продолжается по аналогии.
Счетная деятельность – это сложная система соподчиненных друг другу отдельных действий, сущностью которой является установление взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда. Цель и результат счетной деятельности представляет собой определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда.
Исследователи предлагают формировать счетную деятельность у детей дошкольного возраста с помощью различных средств. К ним относится организация предметно-развивающей среды, наполненной учебными пособиями, игровыми материалами, бытовыми предметами и предметами живой природы, мотивирующими детей к счету.
Средством формирования счетной деятельности являются разные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, игры с правилами. Ученые, которые занимаются исследованием математического развития дошкольников, обращают внимание на то, что формирование умений счета происходит успешно в практической деятельности: конструировании, моделировании, различных упражнениях. Эффективным средством формирования счетной деятельности, может стать мультимедийная система EduPlay.
Мультимедийная образовательная система для детей в возрасте от 3 до 7 лет, разработана для развития у ребенка аналитических, логических и созидательных навыков, эффективно развивает память и интуицию, а также ассоциативное и критическое мышление. Система разработана в соответствии с теорией когнитивного развития Пиаже.
Уникальная интеграция программного обеспечения EduPlay и дидактических материалов обеспечивает детям положительную среду для наилучшего развития целого спектра умений. Мультимедийная среда системы EduPlay и разнообразные виды деятельности способствуют развитию:
Модульность программы EduPlay обеспечивает большую гибкость и возможности применения системы, как для преподавателя, так и для детей. Работа с системой осуществляется в группах, что способствует развитию социальных и коммуникативных компетенций. Темы и задания системы с легкостью адаптируются к действующим учебным программам дошкольных учреждений. Все виды деятельности настраиваются в зависимости от возраста, уровня развития, подготовки ребенка или группы детей.
Система EduPlay наиболее эффективна при групповом обучении, поскольку наряду с развитием важных когнитивных умений направлена на развитие необходимых социальных и коммуникативных компетенций, что в комплексе способствует подготовке ребенка к школе, его личностному росту и разностороннему развитию.
Главная концепция системы EduPlay (Эдуплей) — перед тем, как перейти к работе на компьютере, преподаватель объясняет устно учебный материал, то есть дети поначалу занимаются с дидактическими материалами и различными учебными аксессуарами и только после этого переходят к работе на компьютере, чтобы закрепить полученные знания. Основными изучаемыми темами являются универсальные темы, такие как: цвета и словарь, алфавит и ориентация в пространстве, целое и части, мир природы и математика, которые помогают развивать в детях творческие способности, зрительную и слуховую память, внимательность и любопытство, и многое другое.
В процессе организации образовательной деятельности было выявлено, что использование мультимедийной системы EduPlay для решений задач формирования представлений о счетной деятельности у детей:
Система EduPlay идеально подходит для работы с детьми в возрасте от 2 до 5 лет и разработана с учетом целей и стандартов дошкольного образования. Дошкольное образование придает особое значение разностороннему развитию ребенка в основных предметных областях, а также формированию личных и социальных навыков.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста строится на поддержке взрослого, игровой деятельности и групповой работе. Образовательные программы дошкольных учреждений включают в себя развитие базовых умений и навыков, направленных на подготовку детей к школе и дальнейшей взрослой жизни.
Игровая деятельность и взаимодействие с предметной средой (кубики, пазлы, блоки, дидактические материалы) способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а также развитию целой группы умений. Под руководством преподавателя или взрослого посредством системы EduPlay дети в естественной игровой для них среде осваивают и развивают необходимые и важные умения и компетенции, направленные на разностороннее развитие ребенка.
Так что существует возможность использовать и другие интерактивные устройства. «Magium» – это система, которая с помощью проекции превращает пол в интерактивную поверхность. Программа реагирует на движения и рост человека, распознает цвет, форму и размер фигур.
Этот интерактивный комплекс помогает развивать творческое мышление и логику. Вместе с ним дети учатся конструировать и моделировать, формируют элементарные математические представления.
Как именно работает система? Она позволяет играть в несколько игр. Например, игра «Зеркало»: на одной части игрового поля показаны изображения фигур, а задача ребенка – отобразить фигуры в пустых окошечках в противоположном, зеркальном порядке. Эта игра содержит несколько уровней – можно постепенно переходить от простого варианта к более сложному. Несомненный плюс – возможность использования как при индивидуальной работе, так и в команде.
В отличие от аналогичных разработок, реагирующих только на нажатие, интерактивный комплекс Magium обладает уникальными возможностями: распознает движения, рост человека, фигуры, их размеры и цвета.
Оборудование, которое прекрасно чувствует детей и работает от их движений. Позитивные эмоции позволяют сделать образовательный процесс особенно эффективным, ведь не секрет, что, когда дошколятам интересно заниматься, у них появляется особая мотивация.
Работа с таким оборудованием интересна не только для детей, но и для педагогов и специалистов. Они могут самостоятельно создавать игры и адаптировать их под конкретные упражнения. Использование данного комплекса значительно облегчает работу педагогов. Интерактивный комплекс безопасен, применяется в коррекционной педагогике для детей с ограниченными возможностями.
Интерактивный пол Magium включает 4 образовательных блока: зазеркалье, развитие, творчество, логика. Таким образом, один комплекс покрывает целый ряд воспитательных и образовательных задач.
Комплекс Magium представляет собой инновационную интерактивную систему. Набор cоответствует ФГОС и СанПиН. Он учитывает учебный план в детском саду и способствует разностороннему развитию воспитанников. Одновременно могут заниматься до 16 детей.
В последние годы в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций активно внедряются инновации, одна из которых связана с информатизацией. Благодаря использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) совершенствуется качество воспитательно-образовательной деятельности, дошкольники лучше усваивают предлагаемый материал, их познавательная активность заметно возрастает, закладываются основы информационной культуры, определяющей поведение человека в информационном компьютеризованном обществе.
В настоящее время в ДОО наиболее востребованы мультимедийные технологии. Они представляют собой совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации (текстовой, аудиовизуальной, графической и др.) при интерактивном взаимодействии пользователя с информационной системой.
К средствам мультимедийных технологий, используемых в ДОО, можно отнести устройства аудио-, видео- ввода-вывода информации, звуковые видеоплаты, платы видеозахвата, акустические, видеовоспроизводящие системы со звуковыми колонками и большими видеоэкранами, сканеры, принтеры (т. к. они позволяют вводить и выводить в компьютеры тексты и рисунки). Мультимедиа активно используются педагогами в виде специальных компьютерных программ, презентаций, слайд-шоу, электронных энциклопедий и др.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством целесообразно применение мультимедийных технологий, которые заключают в себе большой потенциал. С их помощью расширяются возможности изучения материала, а обеспечение наглядности способствует его лучшему восприятию и запоминанию.
Применение мультимедиа в детских садах помогает расширить возможность интересно и доступно преподносить детям информацию, объединяя изображение, звук, анимацию, видео и т. д. Благодаря использованию этой технологии у дошкольников развиваются психические процессы, интеллектуальные и творческие способности.
В процессе реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» довольно широко используются мультимедийные презентации, создаваемые с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Применение мультимедийных презентаций в ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью способствует:
Презентации воспринимаются детьми как игра, развлечение, приобретают занимательный характер. Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, «доступ к недоступному». Например, знакомство с творчеством художника, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале.
Использование мультимедийных презентаций дает ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности.
Введение презентаций в структуру занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
Информация, которая преподносится посредством мультимедийной презентации, наиболее понятна ребенку, потому что ее можно рассмотреть, послушать и оценить. Презентация включает в себя совокупность ярких образов, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшем, а это значит, что задействованный процесс восприятия поможет зафиксировать предложенный материал в памяти и создать соответствующие ассоциации. Нельзя не отметить, что с помощью подобных технологий появляется возможность моделирования ситуаций, которые затруднительно или невозможно увидеть в повседневной жизни.
Все вышеперечисленные достоинства мультимедиа обуславливают целесообразность их использования в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью. Качественная наглядность, большой объем и спектр демонстрационного материала, специфические эффекты, музыкальное сопровождение — все это повышает интерес ребенка-дошкольника к искусству. При этом открываются новые возможности для формирования у воспитанников знаний о жанрах живописи, о творчестве художников различных эпох, изобразительно-выразительных средствах.
Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью при помощи мультимедийных презентаций будет эффективным, поскольку помогает перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью можно использовать компьютерные игры и упражнения, мультимедийные презентации, электронные словари и энциклопедии, видеоэкскурсии. Особый интерес представляют программные продукты «Образ ребенка в живописи», «Музеи России», которые привлекают детей за счет включения большого количества иллюстраций, фотографий, репродукций картин, портретов великих художников.
Включение мультимедиа в процесс формирования знаний о живописи у детей старшего дошкольного возраста значительно повышает интерес к учебному материалу, они лучше его усваивают и запоминают. Применение реалистичных и динамичных изображений, иллюстративных материалов, звуковых и видеозаписей способствует развитию у дошкольников психических функций и нравственно-эстетических качеств личности.
Одной из актуальных проблем, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школьном возрасте, является недостаточная развитость коммуникативных навыков. Это расходится с запросом современного школьного обучения, который ожидает, что ученик будет уметь сотрудничать и взаимодействовать с учителем и сверстниками в ходе образовательно-воспитательного процесса, будет уметь решать конфликтные ситуации, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, выпускник детского сада должен обладать следующими возможными возрастными характеристиками в области социально-коммуникативного развития:
У дошкольников с особенными потребностями в обучении есть определенные особенности развития коммуникативной компетенции:
На основании выше перечисленного следует, что детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья присущ низкий уровень освоения коммуникативными средствами и способами взаимодействия.
Поэтому для результативного освоения коммуникативных навыков детей с ОВЗ присутствуют различные виды совместной деятельности с взрослыми и детьми:
Эти методы и формы организации работы с детьми носят традиционный характер. Их могут дополнить информационно-коммуникационные технологии.
Основными базовыми положениями применения ИКТ в образовательном процессе являются:
Использование данных технологий в процессе обучения дошкольников с ОВЗ раскрывает возможности развития их коммуникативных навыков, поддерживает общение с участниками во время активного взаимодействия, что способствует более эффективной интеграции детей в общество, их социализации.
Образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей с ОВЗ необходимо организовывать с учетом здоровьесберегающих технологий для снижения утомляемости детей, гигиенической рациональной организации рабочего места:
Основные положения применения ИКТ в работе педагога сводятся к следующим:
Но при этом, следует сказать, что новые средства обучения, основанные на использовании ИКТ, должны использоваться наряду с традиционными средствами и быть обоснованным и продуманным на каждом этапе работы с ребенком с ОВЗ.
Компьютерные игровые программы не только способствуют развитию коммуникативных навыков. Они также отражают:
Эффективностью данных методов также является возможность организации непрерывного образовательного процесса в период отсутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении (период болезни, отпуска, карантина, перевод на домашнее обучение и т.п.), то есть позволит педагогам продолжить дальнейшую работу по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Таким образом, применяя интерактивные технологии в образовательном процессе при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, данный процесс становится более разнообразным: создаются новые формы обучения и эффективные способы решения поставленных задач, у детей с ОВЗ повышается мотивация в познавательной деятельности, обучение становиться более качественным. Благодаря индивидуализации обучения ребенок с ОВЗ испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, и каждый раз видит положительную оценку своего труда.
Коррекционные занятия с применением ИКТ в детском саду
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникационных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:
Цель дистанционных образовательных технологий:
Задачи дистанционных образовательных технологий:
Задача педагогов — наполнить жизнь детей в семье увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения с родителями и близкими людьми, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Кроме того, организовать непрерывность образовательного процесса.
Существует множество способов создания и реализации дистанционных обучающих программ. В работе используют следующие формы:
При организации удаленного обучения большое значение имеет грамотно составленный годовой и календарно-тематический план занятий и взаимодействие с родителями. Рекомендации родителям дошкольников по дистанционному обучению направляются по электронной почте или посредством Google-календаря.
Дистанционное обучение подразумевает организацию занятий по всем основным областям ФГОС ДО. Это и физкультура, и дистанционное обучение музыке для дошкольников, и тематические занятия, приуроченные к государственным праздникам или памятным датам.
Онлайн-обучение дошкольников имеет ряд весомых преимуществ как для семьи, так и для персонала дошкольных образовательных учреждений:
Выделяются 3 направления деятельности ДОО с использованием дистанционных технологий:
При организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещается:
При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями.
Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:
При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности:
Необходимо продумать и выбрать наиболее удобный способ доставки учебного материала. С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию.
Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий таковы, что при виртуальном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:
Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые чувства:
В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач:
Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:
Современные тенденции развития общества, науки и техники актуализируют необходимость использования в системе дошкольного образования новых средств обучения, так как дошкольный возраст становления личности ребенка – наиболее благоприятный для развития творческого потенциала и познавательной активности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают сильное влияние на современный мир. Они проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе и образуют глобальное информационное пространство. Внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учебном заведении — преобразовательный фактор, один из путей обновления содержания образования с учетом современных требований государства и общества. Перед современным воспитателем ДОО стоит проблема поиска нового педагогического инструмента. В этой связи в педагогической деятельности возникает потребность обращения к информационно-коммуникационным технологиям как к мощному инструменту развития мотивации образовательного процесса.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в современных условиях деятельности играет одну из важнейших ролей.
На основе анализа теоретических источников по изучаемой проблеме определим основные задачи, на решение которых направлено взаимодействие ДОУ с родителями. К таким задачам исследователи относят следующие:
ФГОС ДО раскрывает основные требования к взаимодействию учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников. В контексте данного взаимодействия учреждение образования должно:
Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:
Одним из условий эффективного взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи является расширение информационного пространства. В данном контексте информационное пространство выступает средством эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса: дошкольников, педагогов, родителей.
Организация эффективного сотрудничества семьи и учреждения дошкольного образования требует сегодня обращения к разнообразным инновационным педагогическим технологиям. При решении многовекторных проблем организации жизнедеятельности детского сада высоким педагогическим потенциалом обладают информационно-коммуникационные технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий направлено на решение следующих основных задач:
Одним из путей применения электронных средств информирования родителей дошкольников и построения взаимодействия между воспитателем и семьями детей является создание сайта образовательной организации. Наличие в учреждении официального сайта предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ребенка, группы детского сада в целом. Сайт предназначен для предоставления родителям и общественности информации об истории учреждения дошкольного образования, о педагогическом коллективе, происходящих событиях, мероприятиях, перспективах.
На сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Эффективным средством взаимодействия являются такие разделы сайта, как «Шпаргалки для родителей», на котором освещаются интересующие родителей проблемы и способы из разрешения.
Разработка и функционирование сайта учреждения дошкольного образования направлены на решение следующих задач:
У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме.
С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать краткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Газета группы может выходить каждую неделю. Содержание газеты определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы, как:
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. По электронной почте можно разослать текущую информацию: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др.
Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
В учебно-воспитательном процессе можно задействовать видеокамеру. Её могут использовать воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия).
Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.
Аудиоплеер сегодня есть в каждом доме. Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиоплееров для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).
Практические цели использования ИКТ в работе педагога с родителями и воспитанниками следующие:
Использование ИКТ в реализации воспитательной работы в дошкольном возрасте
Использование ИКТ в образовательной деятельности дошкольников: познавательное развитие
ИКТ в формировании математических представлений дошкольников
Использование ИКТ технологий в организации работы с родителями
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.