Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: расширить и углубить знания воспитателей дошкольных образовательных организаций о реализации информационно-коммуникационные технологии в формирование образовательного процесса.

Объем: 108 часов

Формируемые компетенции:

  • Создание и эффективное использование в образовательном процессе современной и безопасной цифровой образовательной среды.
  • Формирование информационной среды в группе воспитанников с целью развития у детей основ информационной культуры личности.
  • Консультирование родителей (законных представителей) с учетом их актуальных потребностей, проблем, интересов в области воспитания своего ребенка.
  • Методическое сопровождение деятельности педагогов в цифровой образовательной среде в ходе реализации образовательных программ дошкольного образования.

Программа

Занятие 1. Роль информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

В настоящее  время использование  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало практически неотъемлемой частью в работе  современного педагога . В образовательных учреждениях есть мультимедийные  проекторы, интерактивные  доски, интерактивные столы, ноутбуки, уже невозможно представить мир без технологий.

В новых условиях информатизации системы дошкольного образования ИКТ-технологии становятся важнейшим инструментом профессиональной деятельности педагога. ИКТ представляют широкий арсенал возможностей для коммуникации, поэтому использование ИКТ в образовательной системе дошкольной образовательной организации способствует внедрению в педагогическую практику новых технологии.

Необходимо четко понимать, что такое  информационно-коммуникационные  технологии, и в какой конкретно работе  в дошкольном учреждении их необходимо применять?

ИКТ расширяют понятие предоставления информации, дают возможность повысить мотивацию учащихся, активизируют познавательную активность, увеличивают влияние изучаемого материала, содействуют высокой подготовке детей к обучению в школе. Поэтому внедрение ИКТ в современном дошкольном образовании считается обязательной частью процесса обучения дошкольников.

Информационно-коммуникационные технологии в России – один из важнейших механизмов модернизации образовательной системы, затрагивающих все ее основные направления. Их основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

В последнее время педагоги детских садов отмечают снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс общеобразовательной школы поступает 50-60 % дошкольников с низкой познавательной активностью, они хуже обучаются, практически не задают познавательные вопросы, не проявляют инициативу к самостоятельному получению новых знаний.

Среди, причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие форм и методов, которые используют педагоги в непосредственно-образовательной деятельности. Наиболее эффективное развитие ребенка возможно только при научно-обоснованном построении теории воспитания в учреждениях дошкольного образования.

Ключевыми направлениями использования ИКТ на уровне ДОО являются:

  1. Организационное:
  • модернизация методической службы;
  • совершенствование материально-технической базы;
  • создание определенной информационно-коммуникационной среды.
  1. Педагогическое:
  • повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОО;
  • внедрение ИКТ в образовательное пространство ДОО.

ИКТ-компетентность педагога понимается как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

Один из ключевых критериев в работе педагога с ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОО — это понимание технических возможностей компьютера, умение работать с ним.

Педагогу необходимо соблюдать санитарные нормы, необходимо отлично ориентироваться в компьютерных программах, созданных для дошкольников, создавать такие программы самостоятельно, а также обладать способами приобщения детей к новым технологиям.

Не стоит забывать, что нынешние условия обязывают педагогов использовать в своей работе данные технологии, а также совершенствовать свои навыки работы и через различные онлайн-ресурсы. В своей работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют мультимедийные презентации, электронные образовательные ресурсы (готовые или созданные самостоятельно).

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет определенный сюжет и структуру для удобного восприятия информации.

Презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные анализаторы, что позволяет отложить информацию в память не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

Готовые, грамотно составленные презентации позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность эмоциональной, яркой, с привлечением большого набора иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей, что значительно повышает познавательную активность детей.

В основном в дошкольных учреждениях для показа презентаций педагоги пользуются: проектором, компьютером, интерактивной доской.

Применение презентационных слайдов на занятиях имеет следующие достоинства:

  • Позволяет демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном виде;
  • Позволяет стимулировать познавательную активность детей;
  • Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Также, в своей работе педагоги используют готовые развивающие электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы — это комплексное средство обучения, обеспечивающее различные виды учебной деятельности и позволяющее осуществить индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования профессиональных компетенций в соответствующей предметной области.

Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет расширить возможности формирования типовых умений и навыков, а также позволяет повысить познавательную активность дошкольников. В плане образовательных результатов формируются организационно-практические способности обучаемых, рефлексивные умения и навыки.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения дошкольников дает возможность понять современных детей, их потребности, запросы, а также значительно повышать познавательную активность. Однако, не смотря на все вышеперечисленные плюсы использования ИКТ в ДОУ, в дошкольных учреждениях возникают и следующие проблемы: отсутствует или недостаточно сформирована материальная база ДОО, низкая ИКТ-компетентность педагогов. Если педагогический коллектив решит эти проблемы, то информационно-коммуникационные технологии станут прекрасным помощником процесса обучения.

Занятие 2. Формирование познавательного интереса дошкольников с помощью ИКТ

Современный ребёнок имеет неограниченный доступ к информации через интернет. Но чаще всего он нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между ребёнком и компьютером, а также между педагогом и ребёнком.

Дети проводят за компьютером гораздо больше времени, чем педагоги. Отсюда, противоречие между потребностями детей и ИКТ-компетентностью педагога.

Поэтому цель современного педагога: создать условия для активизации познавательной деятельности дошкольников средствами ИКТ на занятиях в детском саду.

Одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения в школе. Важность развития познавательного интереса у обучающихся в современных условиях обучения не вызывает сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остаётся открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес».

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Любознательный ребёнок посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.

Педагог дошкольного образования должен подготовить дошкольников к началу школьной жизни. К этому времени у ребёнка постепенно формируется внутренняя позиция школьника и учебная мотивация.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. На протяжении всего периода у ребенка развивается теоретическое мышление. Он получает знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте формируются следующие психологические новообразования:

  • Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребёнок во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных: повторение, внимательное длительное рассмотрение материала, — в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
  • В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка – дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.
  • Также в этом возрасте у детей формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах. Это способствует развитию воли. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины.
  • Мышление школьника начинает приобретать абстрактный и обобщенный характер. В процессе обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.)

При работе необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности — содержание обучения и воспитания должно быть развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.

Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

Уже в дошкольном возрасте необходимо:

  • начать знакомить детей с достижениями в области информатизации общества и формирования современного научного мировоззрения;
  • учить видеть взаимосвязь между предметными дисциплинами и изучать проблемные вопросы с помощью ИКТ;
  • повышать интерес к овладению знаниями;
  • организовывать и стимулировать самостоятельную работу, активный поиск решений;
  • формировать новую информационную культуру дошкольника и его поведение в обществе ХХI века;
  • формировать потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Использование программных продуктов на занятиях позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации дошкольников к получению новых знаний.

Каким должно быть современное занятие с дошкольниками? Интересным, познавательным, учитывающим интересы детей, побуждающим к творчеству, чтобы после занятия хотелось снова вернуться к нему.

В нашу жизнь вошли новые информационные технологии. Обучающиеся стали владельцами компьютеров. Поэтому учебно-воспитательный процесс строится так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на занятии.

Используя неподдельный интерес обучающихся к технике можно решить ряд проблем современного занятия.

Компьютер используется на разных этапах занятия: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, оценке.

Занятия с использованием ИКТ совершенствуют и активизируют учебно-воспитательный процесс, создают положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.

ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.

Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы даёт положительнее эмоции, повышает мотивацию и познавательный интерес в обучении.

Средства ИКТ используются:

  • при изучении нового материала для иллюстрации и повышения наглядности;
  • при выполнении устных упражнений, чтобы оперативно показывать задание и корректировать результаты их выполнения;
  • при отрабатывании навыка, чтобы каждый ребёнок проверил свои силы и исправил ошибки;
  • при проведении физкультминуток, чтобы быстро переключиться с одного вида деятельности на другой;
  • При осуществлении рефлексии своей деятельности на занятии.

Использование ИКТ на уроке упрощает инструктаж, появляется возможность визуально продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.

Мультимедийные программы (энциклопедии и обучающие программы) позволяют решить следующие задачи:

  • повышение мотивации к обучению;
  • достижение уровня дифференциации в обучении;
  • нетрадиционная подача материала;
  • формирование навыка самоконтроля;
  • усвоение базовых знаний по предмету;
  • систематизация усвоенных знаний;
  • повышение познавательной активности обучающихся

Занятие 3. Использование компьютерных игр в развитии речи дошкольников

В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения. В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению дошкольников, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.

В жизнь детей больше проникает информации в электронном виде. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях является не только целесообразным использованием этих технологий, но и повышает интеллектуальную и личностную роль компьютера в развитии.

Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет:

  • развивать психофизиологические функции, определяющие готовность ребенка к школе;
  • формировать учебную мотивацию;
  • развивать компоненты познавательной деятельности (самостоятельности, познавательной активности);
  • стимулировать соответствующие возрасту способности;
  • создавать благоприятную для развития социальную и предметно-пространственную среду.

Интерес детей к компьютеру позволяет рассматривать его как дополнительное (традиционное) средство развития речи детей. Однако возможности применения этого средства изучены недостаточно.

В последнее время появляются научные публикации, посвященные использованию информационно-коммуникационных технологий, в которых прямо или косвенно отмечается возможность развития речи дошкольников. Разрабатываются электронные средства непосредственного действия для развития речи детей.

Использование ИКТ в ДОO может быть использовано для пополнения словаря детей старших групп, ознакомления их с такими языковыми явлениями, как синонимы, антонимы, многозначность слова. 

Воспитатели ДОУ используют ряд методик для того, чтобы заинтересовать детей изучением игровых программ из ИКТ. Дидактическая игра является наиболее эффективной. На самом деле дидактическая игра — явление многогранное и сложное. Он выполняет следующие функции в качестве метода обучения:

  • Образовательная – способствует формированию мировоззрения ребенка, приобретению теоретических знаний и практических навыков, самовоспитанию, расширению речи и мышления детей.
  • Развивающая – развивает познание, любознательность, память, мышление, умение выражать свои мысли.
  • Мотивация – проявление инициативы, самостоятельности, сотрудничества в коллективе, поощряет применение полученных знаний и умений.
  • Воспитательная – дружелюбие и уважение в сотрудничестве во время игры обеспечивает взаимодействие.

Целью внедрения ИКТ является:

  • Активизация познавательной деятельности и развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание основ информационной культуры личности.
  • Повышение мотивации детей при проведении компьютерных игр.
  • Повышение познавательной активности детей.
  • Способствование развитию познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.

В ИКТ воспитатель и дети являются основными участниками, выступающими в качестве наблюдателей, создают условия для самостоятельного поиска решений, изучения проблем.

В организации и проведении всего воспитательно-режимного процесса с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста существует несколько технологических и конструктивных особенностей:

  • В подготовительный период — проведение бесед, помогающих решить поставленную задачу.
  • Участие в деятельности психических процессов ребенка: памяти,внимания, мышления, речи, воображения, является основным этапом.
  • Необходимо на заключительном этапе проводить процедуры для снятия зрительного напряжения (гимнастика для глаз), мышечного тонуса и нервного напряжения (физическая, музыкальная минута).

Компьютерные обучающие игры в основном направлены на обучение детей, повторение и закрепление изученного материала. Они также выполняют задачи по пробуждению интереса к изучаемому материалу и стремлению к его познанию, увлечению.

Компьютерные игры также проводятся в рамках тематики, ориентированной на программу “Первый шаг”. К ним относятся, например, ознакомление с окружающим миром, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, рисование и другие темы.

Примеры игр

Игра «Четвертый лишний»

Цель: совершенствовать навык называния слов с заданным звуком.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?

Ребёнок: На картинке нарисованы: «груша», «ножик», «шуба», «кошка». Лишний – «ножик», потому что в слове «жираф» нет звука [ш].

Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки. Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «жирафа» исчезает.)

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

По аналогии ребенок называет картинки, определяет лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

Игра «Назови первый звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «узел», «удочка», «утка», «облако», «ослик»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, с какого звука начинается это слово.

Ребёнок: На У начинаются: «узел», «удочка», «утка». Слова «облако», «ослик» начинаются на звук О.

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

Игра «Угадай, где звук [С]?»

Цель: совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию заданного звука в словах.

Ход игры: Воспитатель: Начинаем игру. (Появляется картинка «лиса»). Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.

Ребёнок: На картинке нарисована лиса (далее ребёнок произносит слово, выделяя заданный звук и дает ответ). В слове лиса звук [С] в середине слова.

Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки. Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину слова) Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука (Появляются картинки «самовар», «свекла», «слон», «песок», «ластик», «автобус», «лес»).

Игра «Сколько слогов»

Цель: Развивать слоговой анализ, определяя по количеству хлопков слоговую структуру слова на картинке.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются по очереди картинки «велосипед», «куртка», «лист», «барабан» и др.). Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове. Ребёнок: Ве-ло-си-пед (хлопает в ладоши 4 раза), в этом слове 4 слога.

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

Если количество хлопков не соответствует количеству слогов в слове, то картинка пропадает. Игра продолжается по аналогии.

Занятие 4. Использование интерактивных систем в формировании представлений о счётной деятельности у дошкольников

Счетная деятельность – это сложная система соподчиненных друг другу отдельных действий, сущностью которой является установление взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда. Цель и результат счетной деятельности представляет собой определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда.

Исследователи предлагают формировать счетную деятельность у детей дошкольного возраста с помощью различных средств. К ним относится организация предметно-развивающей среды, наполненной учебными пособиями, игровыми материалами, бытовыми предметами и предметами живой природы, мотивирующими детей к счету.

Средством формирования счетной деятельности являются разные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, игры с правилами. Ученые, которые занимаются исследованием математического развития дошкольников, обращают внимание на то, что формирование умений счета происходит успешно в практической деятельности: конструировании, моделировании, различных упражнениях. Эффективным средством формирования счетной деятельности, может стать мультимедийная система EduPlay.

Мультимедийная образовательная система для детей в возрасте от 3 до 7 лет, разработана для развития у ребенка аналитических, логических и созидательных навыков, эффективно развивает память и интуицию, а также ассоциативное и критическое мышление. Система разработана в соответствии с теорией когнитивного развития Пиаже.

Уникальная интеграция программного обеспечения EduPlay и дидактических материалов обеспечивает детям положительную среду для наилучшего развития целого спектра умений. Мультимедийная среда системы EduPlay и разнообразные виды деятельности способствуют развитию:

  • творческого потенциала,
  • умения решать поставленные задачи,
  • зрительной и слуховой памяти,
  • понимания причинно-следственных связей,
  • зрительно-моторной координации,
  • самооценки,
  • любознательности.

Модульность программы EduPlay обеспечивает большую гибкость и возможности применения системы, как для преподавателя, так и для детей. Работа с системой осуществляется в группах, что способствует развитию социальных и коммуникативных компетенций. Темы и задания системы с легкостью адаптируются к действующим учебным программам дошкольных учреждений. Все виды деятельности настраиваются в зависимости от возраста, уровня развития, подготовки ребенка или группы детей.

Система EduPlay наиболее эффективна при групповом обучении, поскольку наряду с развитием важных когнитивных умений направлена на развитие необходимых социальных и коммуникативных компетенций, что в комплексе способствует подготовке ребенка к школе, его личностному росту и разностороннему развитию.

Главная концепция системы EduPlay (Эдуплей) — перед тем, как перейти к работе на компьютере, преподаватель объясняет устно учебный материал, то есть дети поначалу занимаются с дидактическими материалами и различными учебными аксессуарами и только после этого переходят к работе на компьютере, чтобы закрепить полученные знания. Основными изучаемыми темами являются универсальные темы, такие как: цвета и словарь, алфавит и ориентация в пространстве, целое и части, мир природы и математика, которые помогают развивать в детях творческие способности, зрительную и слуховую память, внимательность и любопытство, и многое другое.

В процессе организации образовательной деятельности было выявлено, что использование мультимедийной системы EduPlay для решений задач формирования представлений о счетной деятельности у детей:

  • вызывает у них чувство удовлетворения, удовольствия, радости и создает положительное эмоциональное настроение, являющееся основой формирования интереса к математике;
  • применение разнообразной наглядности в виде презентаций в определенном сочетании позволяет педагогу делать процесс обучения занимательным, интересным, выделять в нем именно те стороны, которые привлекают внимание детей, заставляют их с увлечением работать над познавательной задачей;
  • при организации компьютерных игр дети овладевают поисковыми способами действий при решении разнообразных проблемных ситуаций, что способствует активности, самостоятельному применению знаний и умений, развитию устойчивого познавательного интереса;
  • содержательный, интересный и значимый для дошкольников сюжет, заложенный в компьютерных программах, способствует развитию интереса к математике, активности, самостоятельности, инициативности.

Система EduPlay идеально подходит для работы с детьми в возрасте от 2 до 5 лет и разработана с учетом целей и стандартов дошкольного образования. Дошкольное образование придает особое значение разностороннему развитию ребенка в основных предметных областях, а также формированию личных и социальных навыков.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста строится на поддержке взрослого, игровой деятельности и групповой работе. Образовательные программы дошкольных учреждений включают в себя развитие базовых умений и навыков, направленных на подготовку детей к школе и дальнейшей взрослой жизни.

Игровая деятельность и взаимодействие с предметной средой (кубики, пазлы, блоки, дидактические материалы) способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а также развитию целой группы умений. Под руководством преподавателя или взрослого посредством системы EduPlay дети в естественной игровой для них среде осваивают и развивают необходимые и важные умения и компетенции, направленные на разностороннее развитие ребенка.

Так что существует возможность использовать и другие интерактивные устройства. «Magium» – это система, которая с помощью проекции превращает пол в интерактивную поверхность. Программа реагирует на движения и рост человека, распознает цвет, форму и размер фигур.

Этот интерактивный комплекс помогает развивать творческое мышление и логику. Вместе с ним дети учатся конструировать и моделировать, формируют элементарные математические представления.

Как именно работает система? Она позволяет играть в несколько игр. Например, игра «Зеркало»: на одной части игрового поля показаны изображения фигур, а задача ребенка – отобразить фигуры в пустых окошечках в противоположном, зеркальном порядке. Эта игра содержит несколько уровней – можно постепенно переходить от простого варианта к более сложному. Несомненный плюс – возможность использования как при индивидуальной работе, так и в команде.

В отличие от аналогичных разработок, реагирующих только на нажатие, интерактивный комплекс Magium обладает уникальными возможностями: распознает движения, рост человека, фигуры, их размеры и цвета.

Оборудование, которое прекрасно чувствует детей и работает от их движений. Позитивные эмоции позволяют сделать образовательный процесс особенно эффективным, ведь не секрет, что, когда дошколятам интересно заниматься, у них появляется особая мотивация.

Работа с таким оборудованием интересна не только для детей, но и для педагогов и специалистов. Они могут самостоятельно создавать игры и адаптировать их под конкретные упражнения. Использование данного комплекса значительно облегчает работу педагогов. Интерактивный комплекс безопасен, применяется в коррекционной педагогике для детей с ограниченными возможностями.

Интерактивный пол Magium включает 4 образовательных блока: зазеркалье, развитие, творчество, логика. Таким образом, один комплекс покрывает целый ряд воспитательных и образовательных задач.

Комплекс Magium представляет собой инновационную интерактивную систему. Набор cоответствует ФГОС и СанПиН. Он учитывает учебный план в детском саду и способствует разностороннему развитию воспитанников. Одновременно могут заниматься до 16 детей.

Занятие 5. Использование мультимедийных технологий на занятиях изобразительным искусством с дошкольниками

В последние годы в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций активно внедряются инновации, одна из которых связана с информатизацией. Благодаря использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) совершенствуется качество воспитательно-образовательной деятельности, дошкольники лучше усваивают предлагаемый материал, их познавательная активность заметно возрастает, закладываются основы информационной культуры, определяющей поведение человека в информационном компьютеризованном обществе.

В настоящее время в ДОО наиболее востребованы мультимедийные технологии. Они представляют собой совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации (текстовой, аудиовизуальной, графической и др.) при интерактивном взаимодействии пользователя с информационной системой.

К средствам мультимедийных технологий, используемых в ДОО, можно отнести устройства аудио-, видео- ввода-вывода информации, звуковые видеоплаты, платы видеозахвата, акустические, видеовоспроизводящие системы со звуковыми колонками и большими видеоэкранами, сканеры, принтеры (т. к. они позволяют вводить и выводить в компьютеры тексты и рисунки). Мультимедиа активно используются педагогами в виде специальных компьютерных программ, презентаций, слайд-шоу, электронных энциклопедий и др.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством целесообразно применение мультимедийных технологий, которые заключают в себе большой потенциал. С их помощью расширяются возможности изучения материала, а обеспечение наглядности способствует его лучшему восприятию и запоминанию.

Применение мультимедиа в детских садах помогает расширить возможность интересно и доступно преподносить детям информацию, объединяя изображение, звук, анимацию, видео и т. д. Благодаря использованию этой технологии у дошкольников развиваются психические процессы, интеллектуальные и творческие способности.

В процессе реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» довольно широко используются мультимедийные презентации, создаваемые с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Применение мультимедийных презентаций в ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью способствует:

  • развитию основ визуальной культуры;
  • представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме;
  • познанию в процессе экспериментирования и игры;
  • переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.

Презентации воспринимаются детьми как игра, развлечение, приобретают занимательный характер. Использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, «доступ к недоступному». Например, знакомство с творчеством художника, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале.

Использование мультимедийных презентаций дает ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности.

Введение презентаций в структуру занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.

Информация, которая преподносится посредством мультимедийной презентации, наиболее понятна ребенку, потому что ее можно рассмотреть, послушать и оценить. Презентация включает в себя совокупность ярких образов, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшем, а это значит, что задействованный процесс восприятия поможет зафиксировать предложенный материал в памяти и создать соответствующие ассоциации. Нельзя не отметить, что с помощью подобных технологий появляется возможность моделирования ситуаций, которые затруднительно или невозможно увидеть в повседневной жизни.

Все вышеперечисленные достоинства мультимедиа обуславливают целесообразность их использования в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью. Качественная наглядность, большой объем и спектр демонстрационного материала, специфические эффекты, музыкальное сопровождение — все это повышает интерес ребенка-дошкольника к искусству. При этом открываются новые возможности для формирования у воспитанников знаний о жанрах живописи, о творчестве художников различных эпох, изобразительно-выразительных средствах.

Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью при помощи мультимедийных презентаций будет эффективным, поскольку помогает перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью можно использовать компьютерные игры и упражнения, мультимедийные презентации, электронные словари и энциклопедии, видеоэкскурсии. Особый интерес представляют программные продукты «Образ ребенка в живописи», «Музеи России», которые привлекают детей за счет включения большого количества иллюстраций, фотографий, репродукций картин, портретов великих художников.

Включение мультимедиа в процесс формирования знаний о живописи у детей старшего дошкольного возраста значительно повышает интерес к учебному материалу, они лучше его усваивают и запоминают. Применение реалистичных и динамичных изображений, иллюстративных материалов, звуковых и видеозаписей способствует развитию у дошкольников психических функций и нравственно-эстетических качеств личности.

Занятие 6. Формирование коммуникативных навыков дошкольников с помощью ИКТ

Одной из актуальных проблем, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школьном возрасте, является недостаточная развитость коммуникативных навыков. Это расходится с запросом современного школьного обучения, который ожидает, что ученик будет уметь сотрудничать и взаимодействовать с учителем и сверстниками в ходе образовательно-воспитательного процесса, будет уметь решать конфликтные ситуации, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, выпускник детского сада должен обладать следующими возможными возрастными характеристиками в области социально-коммуникативного развития:

  • инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении;
  • любознательность, любопытство, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственным связям;
  • активность при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, участие в организованных и спонтанных совместных мероприятиях (игровых ситуациях, играх);
  • способность договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия;
  • адекватность при проявлении своих чувств, адекватность самооценки, стремление разрешать конфликты с помощью речи;
  • хорошее владение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

У дошкольников с особенными потребностями в обучении есть определенные особенности развития коммуникативной компетенции:

  • отсутствие или снижение потребности в общении;
  • речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей и вызывают трудности у собеседников понимания речи ребенка с ОВЗ;
  • трудности или отсутствие употребления невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов;
  • в общении могут не учитывать точку зрения участников, проявлять агрессию или повышенную эмоциональность;
  • в процессе взаимодействия проявляют эгоцентризм;
  • могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своей позиции.

На основании выше перечисленного следует, что детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья присущ низкий уровень освоения коммуникативными средствами и способами взаимодействия.

Поэтому для результативного освоения коммуникативных навыков детей с ОВЗ присутствуют различные виды совместной деятельности с взрослыми и детьми:

  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры);
  • исследовательско-познавательная деятельность (беседа, обсуждение, словесные игры и упражнения, экспериментирование, игровые образовательные ситуации);
  • творческая деятельность (проекты, театрализованные игры, психогимнастические этюды).

Эти методы и формы организации работы с детьми носят традиционный характер. Их могут дополнить информационно-коммуникационные технологии.

Основными базовыми положениями применения ИКТ в образовательном процессе являются:

  • Индивидуализация обучения. Индивидуальный путь развития ребенка: узко поставленная задача, индивидуальный темп и длительность работы, результат максимально возможного развития.
  • Использование во время образовательной деятельности только то средство ИКТ-технологии, которое позволяет в процессе обучения воздействовать на необходимую область коммуникации.
  • Информационно-коммуникационные технологии открывают возможность постановки новых дидактических задач и их эффективного решения, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.

Использование данных технологий в процессе обучения дошкольников с ОВЗ раскрывает возможности развития их коммуникативных навыков, поддерживает общение с участниками во время активного взаимодействия, что способствует более эффективной интеграции детей в общество, их социализации.

Образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей с ОВЗ необходимо организовывать с учетом здоровьесберегающих технологий для снижения утомляемости детей, гигиенической рациональной организации рабочего места:

  • соответствие мебели росту ребенка,
  • достаточный уровень освещенности, влажности и температуры воздуха в помещении,
  • необходимо чередовать умственную и физическую нагрузки, осуществляя смену видов деятельности сохранных анализаторов.

Основные положения применения ИКТ в работе педагога сводятся к следующим:

  • Мотивационно-познавательная сторона обучения.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Создание принципиально новых путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

Но при этом, следует сказать, что новые средства обучения, основанные на использовании ИКТ, должны использоваться наряду с традиционными средствами и быть обоснованным и продуманным на каждом этапе работы с ребенком с ОВЗ.

Компьютерные игровые программы не только способствуют развитию коммуникативных навыков. Они также отражают:

  • аспекты логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматической структуры речи;
  • развивают познавательные способности: способствуют расширению кругозора детей с ОВЗ, учат размышлять и анализировать, принимать решение.

Эффективностью данных методов также является возможность организации непрерывного образовательного процесса в период отсутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении (период болезни, отпуска, карантина, перевод на домашнее обучение и т.п.), то есть позволит педагогам продолжить дальнейшую работу по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Таким образом, применяя интерактивные технологии в образовательном процессе при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, данный процесс становится более разнообразным: создаются новые формы обучения и эффективные способы решения поставленных задач, у детей с ОВЗ повышается мотивация в познавательной деятельности, обучение становиться более качественным. Благодаря индивидуализации обучения ребенок с ОВЗ испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, и каждый раз видит положительную оценку своего труда.

Дополнительный материал

Коррекционные занятия с применением ИКТ в детском саду

Занятие 7. Дистанционные формы обучения в дошкольном образовании

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникационных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и  выполняют  задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

  • принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
  • принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

Цель дистанционных образовательных технологий:

  • оказание педагогической поддержки родителям и воспитанникам в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации;
  • вовлечение родителей и детей в образовательный процесс;
  • организация продуктивно провождения досуга с детьми;
  • предоставление возможности получить образование на дому;

Задачи дистанционных образовательных технологий:

  • Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
  • Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
  • Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
  • Усиление личностной направленности образовательного процесса
  • Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции

Задача педагогов — наполнить жизнь детей в семье увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения с родителями и близкими людьми, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Кроме того, организовать непрерывность образовательного процесса.

Существует множество способов создания и реализации дистанционных обучающих программ. В работе используют следующие формы:

  • познавательные онлайн-игры, позволяющие родителям проводить занятия с детьми в простой и приятной игровой форме;
  • видео-презентации, фотогалереи и виртуальные экскурсии, просмотреть которые можно в удобное время;
  • групповые интерактивные занятия и мастер-классы в режиме реального времени;
  • дистанционные конкурсы;
  • интернет-платформы Zoom, Учи.ру;
  • мессенджер Telegram.

При организации удаленного обучения большое значение имеет грамотно составленный годовой и календарно-тематический план занятий и взаимодействие с родителями. Рекомендации родителям дошкольников по дистанционному обучению направляются по электронной почте или посредством Google-календаря.

Дистанционное обучение подразумевает организацию занятий по всем основным областям ФГОС ДО. Это и физкультура, и дистанционное обучение музыке для дошкольников, и тематические занятия, приуроченные к государственным праздникам или памятным датам.

Онлайн-обучение дошкольников имеет ряд весомых преимуществ как для семьи, так и для персонала дошкольных образовательных учреждений:

  • Гибкость. Родители могут самостоятельно планировать свое время, место и продолжительность занятия с ребенком.
  • Технологичность. Родители знакомятся и используют в домашнем образовательном процессе новейшие достижения ИКТ. Активное развитие у детей мышления.
  • Креативность. У родителя и ребенка появляются комфортные условия для творческого самовыражения.
  • Самообразование. Ребенок учится самообразовываться (под контролем родителя), что актуально в современном мире.
  • Соучастие. Родители стали активными участниками образовательного процесса ребенка. Появилось больше времени и возможности для взаимодействия ребенка с членами его семьи, что благотворно влияет на отношения родителей и детей и помогает им сблизиться.
  • Психологические особенности. Стеснительные и неуверенные в себе дети энергично проявляются на дистанционном обучении.

Выделяются 3 направления деятельности ДОО с использованием дистанционных технологий:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью повышения уровня их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и образования детей.
  • Практические рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения воспитанниками ДОО содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
  • Оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в области реализации мероприятий коррекционной направленности.

При организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещается:

  • требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей;
  • размещать на сайте и в специальных группах в социальных сетях информацию, содержащую персональные данные участников образовательного процесса.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

  • обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
  • дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
  • самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями.

Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:

  • выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала и согласовать его с заказчиком;
  • разработать конспекты занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации;
  • организовать щадящий режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером;
  • разработать и осуществить социальную программу работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения.

При разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности:

  • сложность оказания эмоционально-волевого влияния на обучающегося (суггестивные способности);
  • сложность в умении определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям (перцептивные способности);
  • невозможность встретиться глазами с собеседником через веб-камеру;
  • сложность в пояснении словами запахов, вкуса и т. д.

Необходимо продумать и выбрать наиболее удобный способ доставки учебного материала. С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данному занятию.

Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий таковы, что при виртуальном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:

  • неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении;
  • установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса;
  • создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.

Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые чувства:

  • психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
  • изолированность от сверстников;
  • желание скрыть истинные чувства

В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач:

  • обучиться преодолению информационных барьеров;
  • обучиться сетевому этикету;
  • повысить мотивацию обучающегося;
  • применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.

Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

  • Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).
  • Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
  • Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
  • Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.
  • Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.

Занятие 8. Организация взаимодействия с родителями с использованием ИКТ

Современные тенденции развития общества, науки и техники актуализируют необходимость использования в системе дошкольного образования новых средств обучения, так как дошкольный возраст становления личности ребенка – наиболее благоприятный для развития творческого потенциала и познавательной активности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают сильное влияние на современный мир. Они проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе и образуют глобальное информационное пространство. Внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учебном заведении — преобразовательный фактор, один из путей обновления содержания образования с учетом современных требований государства и общества. Перед современным воспитателем ДОО стоит проблема поиска нового педагогического инструмента. В этой связи в педагогической деятельности возникает потребность обращения к информационно-коммуникационным технологиям как к мощному инструменту развития мотивации образовательного процесса.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в современных условиях деятельности играет одну из важнейших ролей.

На основе анализа теоретических источников по изучаемой проблеме определим основные задачи, на решение которых направлено взаимодействие ДОУ с родителями. К таким задачам исследователи относят следующие:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
  • установление единства в воспитании детей

ФГОС ДО раскрывает основные требования к взаимодействию учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников. В контексте данного взаимодействия учреждение образования должно:

  • информировать семью о целях образования, содержании образовательной программы;
  • обеспечить вовлечение родителей в учебно-воспитательную деятельность, в том числе путем создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки ее образовательных инициатив;
  • создавать условия по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

  • сайт детского сада;
  • сотовая связь;
  • газета группы,
  • редакционно-издательская деятельность: электронная газета, журнал;
  • электронная консалтинговая служба; (электронная почта)
  • создание медиатеки;
  • электронная рекламная деятельность;
  • телемост;
  • использование личной веб-страницы,
  • телекоммуникационный проект;
  • дистанционные конференции.

Одним из условий эффективного взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи является расширение информационного пространства. В данном контексте информационное пространство выступает средством эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса: дошкольников, педагогов, родителей.

Организация эффективного сотрудничества семьи и учреждения дошкольного образования требует сегодня обращения к разнообразным инновационным педагогическим технологиям. При решении многовекторных проблем организации жизнедеятельности детского сада высоким педагогическим потенциалом обладают информационно-коммуникационные технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий направлено на решение следующих основных задач:

  • привлекать родителей к участию в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации;
  • предоставлять возможность получать информацию о развитии своего ребенка более удобным способом коммуникации (информационные стенды, сайты);
  • пропагандировать систему педагогических знаний через использование ИКТ

Одним из путей применения электронных средств информирования родителей дошкольников и построения взаимодействия между воспитателем и семьями детей является создание сайта образовательной организации. Наличие в учреждении официального сайта предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ребенка, группы детского сада в целом. Сайт предназначен для предоставления родителям и общественности информации об истории учреждения дошкольного образования, о педагогическом коллективе, происходящих событиях, мероприятиях, перспективах.

На сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Эффективным средством взаимодействия являются такие разделы сайта, как «Шпаргалки для родителей», на котором освещаются интересующие родителей проблемы и способы из разрешения.

Разработка и функционирование сайта учреждения дошкольного образования направлены на решение следующих задач:

  • формирование целостного позитивного имиджа образовательной организации;
  • совершенствование уровня информированности родителей о качестве образовательных услуг в учреждении;
  • создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров учреждения дошкольного образования;
  • осуществление обмена педагогическим опытом;
  • стимулирование творческой активности педагогов, детей и родителей.

У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме.

С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать краткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Газета группы может выходить каждую неделю. Содержание газеты определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы, как:

  • советы по организации семейного праздника,
  • интересные факты о происхождении народных традиций,
  • информацию о содержании деятельности воспитателя с детьми в течение тематической недели и др.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. По электронной почте можно разослать текущую информацию: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др.

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

В учебно-воспитательном процессе можно задействовать видеокамеру. Её могут использовать воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия).

Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.

Аудиоплеер сегодня есть в каждом доме. Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиоплееров для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).

Практические цели использования ИКТ в работе педагога с родителями и воспитанниками следующие:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а быстро набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Дополнительные материалы

Использование ИКТ в реализации воспитательной работы в дошкольном возрасте

Использование ИКТ в образовательной деятельности дошкольников: познавательное развитие

ИКТ в формировании математических представлений дошкольников

Использование ИКТ технологий в организации работы с родителями

Итоговое тестирование

Мультимедийные программы решают следующие задачи: (2 верных ответа)
EduPlay способствуют развитию: (2 верных ответа)
Использование средств ИКТ на различных этапах занятия: (2 верных ответа)
Направления деятельности ДОО с использованием дистанционных технологий: (2 верных ответа)
Достоинства применения презентационных слайдов: (2 верных ответа)
Задачи педагогического опыта: (2 верных ответа)
Ключевыми направлениями использования ИКТ на уровне ДОО являются: (2 верных ответа)
Виды совместной деятельности с взрослыми и детьми для детей с ОВЗ: (2 верных ответа)
Дидактические игры выполняют следующие функции: (2 верных ответа)
ИКТ используют следующие преимущества: (2 верных ответа)

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина