107f0e5b-ccd2-58f3-8f86-e2cf2f3e87c4~2

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах в условиях реализации ФГОС ДО

Описание

Цель: совершенствование у педагогов ДОО компетенции в области осуществления работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.

Объем:  36 часов.

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  1. Сущность и содержание процесса формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
  2. Направления и способы совместной деятельности ребенка и взрослого при формировании основ безопасного поведения.
  3. Методы и технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Уметь:

  1. Организовывать совместную деятельность детей, детей и взрослых по формированию основ безопасного поведения на дорогах.
  2. Применять эффективные формы и методы обучения детей дошкольного возраста  правилам дорожного движения.
  3. Создавать уголки безопасности дорожного движения для детей и родителей.
  4. Реализовывать интерактивную модель обучения в дорожной среде «Сакла».

Формируемые знания и компетенции: 

  • Способность применять современные формы и технологии обучения детей дошкольного возраста навыкам безопасного участия в дорожном движении в соответствии с ФГОС ДО.
  • Умение применять интегрированный подход к обучению детей основам безопасного поведения на дорогах.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды для формирования навыков безопасного поведения на дорогах в условиях ДОУ.

Программа

Занятие 1. Актуальность формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статистика ДТП с участием детей

Одна из серьезнейших проблем любого города и области – дорожно-транспортный травматизм. В 2022 году в России было зафиксировано 15 854 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет. В каждой второй аварии пострадали дети-пешеходы.

Пешеходы, а в особенности несовершеннолетние дети, – самая уязвимая группа среди всех участников дорожного движения. По неосторожности, незнанию и несоблюдению базовых основ безопасности происходит большинство аварий, которых можно было избежать.

За последние 3-4 года уровень детского травматизма в России находится на стабильных цифрах. Он составляет от 103 до 106 детей на тысячу детского населения по всей территории РФ. Единственное исключение – уровень травматизма у подростков. Он возрастает до 174-176 случаев на тысячу детского населения.

По итогам девяти месяцев 2022 года общее количество ДТП на российских дорогах, в которых погибли или пострадали люди, снизилось на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А число ДТП с участием детей-пассажиров уменьшилось на 3,5%, – сообщила Госавтоинспекция России.

Несмотря на то, что наблюдается положительная динамика, ситуация остается тревожной. Более чем в 40% случаев ДТП с детьми-пешеходами произошли на пешеходных переходах.

ДТП с участием детей возникают из-за их собственной неосторожности, удельный вес таких происшествий составляет 27,4%. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

    • неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте;
    • выход из-за стоящего транспорта;
    • неподчинение сигналам светофора;
    • нарушение правил езды на велосипедах и т. д.

Государственная политика в области профилактики детского травматизма

Для исправления ситуации на дорогах Госавтоинспекция России в тесном взаимодействии с Минпросвещения России обучают детей и подростков навыкам безопасного поведения. Госавтоинспекция России выступает ответственным исполнителем Федерального проекта «Безопасность дорожного движения». В пятом разделе этого проекта поставлена задача по совершенствованию обучения детей основам правил дорожного движения и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах. Ежегодно (в сентябре) в рамках проекта во всех школах страны проводится «Неделя безопасности».

Организуются массовые мероприятия с участием детей, такие как:

    • Всероссийский конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо»;
    • профильные смены по безопасности дорожного движения во Всероссийских детских центрах «Океан», «Орленок», «Смена».

Также школьники вступают в отряды Юных инспекторов движения.

Проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро.  Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребенка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Не случайно одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме (п. 2.6 ФГОС ДО).

Дополнительный материал к занятию

Занятие 2. Сущность формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

Подходы к определению понятий «безопасность», «безопасное поведение», «безопасный образ жизни»

Для понимания особенностей формирования навыков безопасного поведения у дошкольников обратимся к понятиям «безопасность», «безопасное поведение», «безопасный образ жизни».

В научной литературе существует огромное количество различных определений понятия «безопасность».

В словаре С. И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности.

В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз».

В психологии под безопасностью понимается «состояние человека или характеристика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боится говорить то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени».

С понятием «безопасность» тесно связано понятие «безопасное поведение». Согласно Н. Ю. Марчук, «поведение – это особая форма  деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных)».

По мнению М. Л. Звездиной, «безопасный образ жизни человека представляет собой совокупность реализуемых им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, личностных качеств, определяющих безопасный стиль поведения».

Структура безопасного образа жизни

Структура безопасного образа жизни включает в себя ряд компонентов (по К. Ю. Белой):

    • ценностно-мотивационный;
    • деятельностный;
    • когнитивный;
    • рефлексивный;
    • креативный.

Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы безопасного поведения, потребность соблюдать основы безопасного поведения, служить наглядным примером безопасного поведения для окружающих.

Когнитивный компонент формируется за счет знаний о человеке, об окружающей среде (природной, микро- и макросоциальной) и представлений о факторах риска, профилактике заболеваний и культуре безопасного образа жизни. К. Ю. Белая считает: «Этот компонент характеризуется степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями в области культуры безопасного образа жизни».

Деятельностный компонент оценивается по реализации элементов здоровьесберегающего и безопасного поведения на практике. Содержание деятельностного компонента составляют умения и навыки в области безопасного образа жизни.

Рефлексивный компонент характеризуется, по мнению К. Ю. Белой, «способностью оценивать себя как субъекта безопасности жизнедеятельности, владением методами самооценки, самоконтроля и самокоррекции образа жизни».

Креативный компонент – способность к активной, творческой деятельности в сфере безопасного образа жизни, к составлению и реализации собственных программ сохранения и укрепления здоровья.

Л. В. Моисеева, М. В. Погодаева описывают модель безопасного поведения, которая включает в себя:

    • идентификацию опасности;
    • принятие когнитивной ориентации;
    • реактивность в определенной ситуации.

Анализ существующих подходов к безопасности позволил выделить психологические механизмы, формирование и развитие которых обеспечивает безопасность жизни. Это:

    • рефлексия;
    • восприятие;
    • систематизация знаний об объекте;
    • осознание возможных последствий опасного явления и возможностей предупреждения опасности;
    • волевая мобилизация;
    • автоматизация реакции в опасной ситуации (Л. Л. Тимофеева).

Итак, безопасность следует рассматривать не столько как отсутствие реальной опасности, но как результат адекватной оценки среды, способность занять наиболее благоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды. Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

Сущность формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста принадлежит системе дошкольного образования.

Сегодня программы дошкольного образования призваны сформировать у детей основные понятия о рисках, угрозах, профилактике вреда и предупреждении опасности; выработать у них умение прогнозировать их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях на основе имеющегося дидактического материала.

Возможность, необходимость и эффективность воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте определяются появлением у детей ряда качеств. В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, а также расширение границ жизненного опыта. Старшие дошкольники проявляют самостоятельный интерес, наблюдательны, с удовольствием воспринимают любую новую информацию. Дети могут самостоятельно применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации.

Во все сферы жизни старшего дошкольника (отношение к себе окружающих, свое отношение к другим людям и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты деятельности и т. д.) включается осознание.

У старшего дошкольника, подчеркивает Е. И. Чепенева, «…развивается словесно-логическое мышление, которое помогает усваивать жизненные ситуации и сохранять ассоциативные связи между поступками и их последствиями». 

Формирование безопасного поведения старших дошкольников включает следующие аспекты:

    • общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т. д.);
    • формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);
    • психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску);
    • развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т. д.) как основы безопасности человека и общества (М. Р. Югова, Е. В. Лихаузова).

Ощущение своего взросления старший дошкольник способен связывать с проявлениями безопасного поведения, если такая модель ему знакома. Для этого, подчеркивает И. М. Ережепова, «очень важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках ребенка продемонстрировать безопасное поведение».

Безопасное поведение старших дошкольников – результат полученных знаний и усвоенных навыков, а также результат воспитания личностных характеристик, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность.

Занятие 3. Содержание формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

Для понимания особенностей формирования навыков безопасного поведения у дошкольников обратимся к понятиям «навык», «навык безопасного поведения».

К. Ю. Белая утверждает, что навык представляет собой «…упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия».

Формирование навыков безопасного поведения у старших дошкольников подчиняется ряду закономерностей:

    • целенаправленность формирования предполагает необходимость сосредоточения усилий на формировании определенного конкретного навыка в рамках одной образовательной ситуации;
    • внутренняя мотивация обеспечивается пониманием необходимости этого навыка в обеспечении безопасности;
    • внешняя инструкция выполнения действия с описанием условий успешности и ошибок реализации;
    • понимание ориентировочной основы действия (почему нужно делать именно так, а не иначе);
    • правильное распределение упражнений во времени – для закрепления навыка необходимо повторять действие многократно в течение нескольких дней (в зависимости от сложности);
    • включение тренируемого навыка в значимую деятельность – при этом научение протекает эффективнее, а закрепление идет успешнее;
    • влияние ранее усвоенных знаний и навыков, которые лежат в основе тренируемого умения, могут облегчать формирование навыка.

В. А. Дергунская ставит такую цель работы по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста: «Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения».

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

    • формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;
    • воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
    • развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;
    • учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;
    • использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Индивидуальный опыт безопасного поведения формируется через приобщение к общественно-историческому опыту, усвоение и присвоение этого опыта. По мнению Е. В. Кузьминой, Е. А. Бырыловой, «такое усвоение осуществляется через ряд этапов:

    • ознакомление (связано с узнаванием знакомого);
    • осмысление (характеризуется присвоением – “это мое знание, умение”);
    • запоминание (связано с переосмыслением);
    • применение на практике (это не только результат, но и способ усвоения)».

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающего безопасную жизнедеятельность. М. Т. Курбанов отмечает: «Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников во многом опирается на формирование и закрепление ассоциативных связей между потенциальной опасностью и навыками безопасного поведения».

Дополнительный материал к занятию

Занятие 4. Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования навыков безопасного поведения на дорогах в условиях ДОУ

Важное условие успешного обучения детей правилам безопасного поведения – создание соответствующей материальной базы и развивающей среды.

Согласно требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, сформулированным в ФГОС ДО, в группе необходимо создать условия, благоприятные для развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. В её состав входят материальные объекты и средства деятельности ребенка.

Уголок безопасности как элемент РППС

Уголок безопасности (тематическая зона) – элемент РППС и необходимое условие эффективного обучения детей основам безопасности. Уголок безопасности должен быть оснащен универсальными (многотемными) макетами, с помощью которых дошкольник может организовать различные игры.

Например, макеты «Перекресток», «Дорога» позволяют устроить игру с участием нескольких автомобилей. Макет «Пожарная часть» позволяет включить в игру технику спасателей и пожарно-техническое вооружение. Макет «Заправочная станция» дает возможность использовать в игре разные постройки: бензозаправочные станции, гаражи.

Также в Уголок безопасности важно включить игрушки-модели: велосипеды, самокаты, автомобили разных марок. Необходимы действующие модели: управляемая железная дорога, механический подъемный кран, машинки на пульте управления.

Ценный материал для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника представляют сборные модели машин. Кроме этого, следует обратить внимание на модели специальной техники: полицейские машины, пожарные машины, кареты скорой помощи. Большое значение имеет наличие строительных конструкторов с блоками различного размера.

Особое внимание нужно обратить на атрибуты, с помощью которых организовываются и проводятся сюжетно-ролевые игры по формированию основ безопасности. Это модели одежды врача, полицейского, спасателя-пожарного; куклы, отображающие перечисленные профессии; инструменты врача, жилеты, каски, пожарные «рукава».

Кроме перечисленного, в Уголок безопасности важно поместить крупные мягкие модули машин «Полиция», «Пожарная машина», «Скорая помощь». Дошкольники используют их в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Также эти модули применяются при организации непосредственно образовательной деятельности, в процессе работы воспитателя по темам безопасности жизнедеятельности.

Обязательно должны присутствовать дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», лото «Дорожные знаки» и т. п. Настольно-печатные игры: «Поучительные истории», «Опасные ситуации в доме», «Позовем на помощь» и др. Все перечисленные игры используют для формирования у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации по вопросам безопасности жизнедеятельности.

В Уголок безопасности нужно поместить пазлы, разрезные картинки по теме безопасности, альбомы для рассматривания: «Моя безопасность», «Виды транспорта», «Улицы нашего города», ребусы «Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы «Безопасный переход», кроссворды «Дорога», «Безопасность».

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детей дошкольного возраста должна отвечать требованиям доступности, разнообразия, рациональности размещения центров развития, функциональности пособий и материалов.

Наглядные пособия, оборудование и инвентарь по обучению основам безопасности на дороге

Наглядные пособия:

    • наглядная агитация для родителей и детей;
    • макет близлежащих улиц;
    • игра на закрепление знаков дорожного движения;
    • светофоры, игрушки транспортные;
    • переносной действующий механический светофор;
    • фланелеграфы, тематические плакаты, сюжетные картинки;
    • конструкторы (строительный, металлический).

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр во всех группах:

    • жезлы, свистки, фуражки полицейского;
    • игрушки транспортные;
    • флажки для перехода улицы;
    • планшеты с перекрестком.

Дорожные знаки (нагрудные и переносные):

    • «Пешеходный переход»;
    • «Движение пешехода запрещено»;
    • «Круговое движение»;
    • «Остановка автобуса»;
    • «Осторожно – дети»;
    • «Телефон»;
    • «Пункт медицинской помощи»;
    • «Пункт питания»;
    • «Движение направо (налево)».

Дополнительный материал:

    • диапозитивы;
    • раздаточный материал по теме;
    • детская художественная, методическая литература, видеоматериалы.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 5. Безопасность жизнедеятельности на дорогах: компоненты

Безопасность жизнедеятельности на дорогах (далее – БЖДД) – интегральное понятие. Оно объединяет в себе теоретические знания и практические навыки. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция ребенка дошкольного возраста имеет два компонента: теоретический и практический. Теоретический компонент включает в себя усвоение правил безопасного поведения на дорогах и связанных с ними основных терминов, а практический – готовность ребенка к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах.

Теоретический компонент компетенции БЖДД

Рассмотрим содержание теоретического компонента компетенции БЖДД ребенка дошкольного возраста. Правила безопасного поведения на дорогах – адаптированный к возрастным особенностям детей дошкольного возраста компонент ПДД, включающий правила безопасного поведения пешехода и пассажира:

    • разрешается переходить дорогу только за руку с сопровождающим взрослым;
    • разрешается переходить дорогу только по пешеходному переходу, убедившись, что транспортные средства остановились и пропускают вас;
    • подойдя к дороге, следует остановиться, обязательно посмотреть по сторонам: сначала – налево, направо, еще раз налево, а дойдя до середины дороги – направо;
    • разрешается переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора;
    • разрешается передвигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине;
    • запрещается играть на проезжей части дороги и тротуаре;
    • разрешается ожидать маршрутное транспортное средство только в месте остановки маршрутных транспортных средств;
    • запрещается громко разговаривать и кричать во время поездки в маршрутном транспортном средстве;
    • разрешается выходить из легкового автомобиля и из маршрутного транспортного средства только в сторону тротуара и др.

Указанные правила безопасного поведения на дорогах и в маршрутных транспортных средствах для пешехода и пассажира позволяют научить детей безопасному поведению при составлении и движении по маршруту «дом – детский сад – дом».

Практический компонент компетенции БЖДД

Практический компонент компетенции БЖДД для детей дошкольного возраста сосредоточен на готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах, которая диагностируется в старшем дошкольном возрасте. Готовность детей старшего дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах является индикатором успешности эффективного обучения.

Выделим компетенции, составляющие содержание готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», а также с учетом возрастных особенностей развития дошкольников каждой возрастной группы.

Воспитанники второй младшей группы (дошкольники в возрасте 3-4 лет):

    • умеют ориентироваться в пространстве, определяя направление своего движения или движения какого-либо предмета;
    • различают элементы дороги: проезжую часть дороги, тротуар, трамвайные пути;
    • понимают значение сигналов светофора;
    • имеют представление об элементарных правилах безопасного поведения на дорогах (например, что дорогу следует переходить только по пешеходным переходам, держась за руку взрослого человека);
    • имеют представление о профессии водителя.

Воспитанники средней группы (дошкольники в возрасте 4-5 лет):

    • знают понятия «улица», «дорога», «перекресток», «место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
    • понимают необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дорогах;
    • понимают сигналы светофора и регулировщика;
    • определяют виды и назначение различных транспортных средств;
    • понимают значение знаков дорожного движения «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
    • имеют представление о безопасном поведении пассажира автобуса/троллейбуса/трамвая/метро/легкового автомобиля.

Воспитанники старшей группы (дошкольники в возрасте 5-6 лет):

    • знают элементы дороги (проезжая часть, тротуар, трамвайные пути);
    • имеют представление о назначении светофора;
    • знают названия ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых проживают;
    • знают правила безопасного поведения на дорогах для пешеходов и велосипедистов;
    • знают значение знаков дорожного движения «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Дети», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Парковка», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Воспитанники подготовительной к школе группы (дошкольники в возрасте 6-7 лет):

    • знают группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные, знаки сервиса;
    • способны осознавать и аргументировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дорогах;
    • имеют элементарные представления о профессии сотрудника дорожно-патрульной службы;
    • имеют представление о безопасном поведении пешехода и пассажира;
    • умеют свободно ориентироваться в пределах ближайшей к детскому саду местности, умеют находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

На основании перечисленных компетенций выделим группу взаимосвязанных с ними навыков, которые должны быть сформированы у компетентного участника дорожного движения от 3 до 7 лет:

    • навык переключения внимания на дорогу и движущиеся транспортные средства (уметь различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в детском саду, семье, быту, и начинается транспортная среда);
    • навык спокойного, достаточно уверенного поведения при передвижении по дороге и поездке в маршрутном транспортном средстве (спокойно ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения);
    • навык наблюдения (видеть и анализировать дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и возможное направление их движения);
    • навык предвидения опасности в условиях ограниченной и недостаточной видимости: видеть все предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья, а также предвидеть появление возможных опасностей – транспортных средств из-за этих предметов или в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки, уметь их «вычислять»;
    • навык переключения внимания на самоконтроль (умение следить за своим поведением и контролировать его).

В процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и принятие детьми смысла безопасного поведения.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 6. Содержание обучения дошкольников основам безопасности на дороге

Поведение на дорогах: уровень развития ребенка

С 3-4 лет ребенок начинает отличать движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он еще представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

В 6 лет ребенок всё еще имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые. Большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина. Они еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного: мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

Лишь в возрасте 7 лет дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

С 8 лет дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик. Они уже наполовину опытные пешеходы. Дети развивают основные навыки езды на велосипеде: теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты. Они могут определить, откуда доносится шум. Учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится. Могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар.

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

    • ребенок – пешеход;
    • ребенок – пассажир городского транспорта;
    • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Содержание обучения дошкольников основам безопасности на дорогах

Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения (ПДД).

Разделы программы по обучению дошкольников ПДД (программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»):

  1. Устройство проезжей части.
  2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
  3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
  4. Правила езды на велосипеде.
  5. О работе ГИБДД.
  6. Милиционер-регулировщик.
  7. Правила поведения в транспорте.
  8. Если ребенок потерялся на улице.
  1. Устройство проезжей части

Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Или можно привести другой случай, как однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно.

Может быть поучителен и третий пример: дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги. Вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.

Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?»

  1. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов

Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами.

Младших детей следует учить различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а также тому, что они обозначают. Педагог объясняет, что светофор устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного транспортного движения.

Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину, а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев.

Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком, игрушечные автомобили, кукол-пешеходов.

  1. Дорожные знаки для водителей и пешеходов

Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:

    • с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);
    • с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);
    • с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);
    • с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).

Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Список дорожных знаков, с которыми знакомят детей, может быть шире или уже в зависимости от личного опыта детей, места нахождения дошкольного учреждения. В летнее время занятия можно дополнить играми на участке. Хорошо, если территория детского сада оборудована «автогородком» или «площадкой ГАИ» – это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе в форме самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного детского транспорта.

  1. Правила езды на велосипеде

Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде:

    • ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах);
    • маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых;
    • детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

Детям следует предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках; рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Полезно разыграть сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

  1. О работе ГИБДД

Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».

Детям демонстрируются картинки с изображениями патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД (в зависимости от возраста дошкольников).

  1. Милиционер-регулировщик

Педагог рассказывает детям о работе полицейских-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды: кому стоять, кому идти или ехать.

Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх – это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной к движению – это соответствует красному сигналу. Повернулся боком – можно идти, как на зеленый свет светофора.

Желательно показать детям настоящий жезл или его изображение на картинке, прочитать соответствующие художественные произведения («Дядя Степа – милиционер»). Можно организовать экскурсию к ближайшему перекрестку и вместе с детьми понаблюдать за работой полицейского-регулировщика.

  1. Правила поведения в транспорте

Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:

    • входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить – через переднюю;
    • маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;
    • маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
    • разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
    • нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров;
    • нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;
    • принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Педагог проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поедем на автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли:

    • водитель ведет автобус, объявляет остановки;
    • контролер проверяет билеты;
    • пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

Возможны также следующие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?»; «Ты с другом громко смеялся в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?»; «Ты с бабушкой вошел в трамвай. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?»

  1. Если ребенок потерялся на улице

Детям необходимо объяснить, что в случае, если кто-то из них потерялся на улице, ему следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в магазине) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона. Для этого дети должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. Чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные (например, «У меня пропал щенок…»); разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).

Занятие 7. Формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения

Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

Выделим три группы методов по классификации, предложенной группой отечественных педагогов (Е. Я. Голант, И. Т. Огородников, С. И. Перовский). По источниками передачи и характеру восприятия информации методы подразделяются на:

    • словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.)
    • наглядные (показ, демонстрация и пр.)
    • практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.)

В Таблице 7.1 представлен обобщенный вариант традиционных методов, используемых педагогами детских садов при формировании основ безопасного поведения у дошкольников, и их разновидностей.

Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших школьников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей.

Таблица 7.1

Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

МетодыМладший и средний дошкольный возраст (3-5 лет)Старший дошкольный возраст (5-8 лет)
НаглядныеОбразец поведения взрослых и старших дошкольниковОбразец поведения взрослых
Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособийРассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных и мультимедийных  пособий
Просмотр мультфильмовПросмотр обучающих мультфильмов, фильмов
Показ мультимедийных презентацийПоказ мультимедийных презентаций, демонстрационных фрагментов электронных энциклопедий
Показ кукольных представлений по проблемным ситуациямПоказ кукольных представлений и драматических спектаклей по проблемным ситуациям (дети смотрят)
Простейшие наблюденияПростейшие наблюдения, экскурсии
СловесныеСитуационное индивидуальное общениеСитуационное индивидуальное и групповое общение
Объяснения, напоминаниеОбъяснения, напоминание, словесная инструкция
Чтение художественной литературы, загадывание загадокЧтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок
Рассказ, рассказ-пояснениеРассказ, составление рассказов из личного опыта детей
Беседы, обсуждение проблемных ситуацийБеседы, решение проблемных ситуаций
ПрактическиеИгры с правилами, игровые упражненияИгровые упражнения, игры с правилами, компьютерные игры, игры-придумывания
Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами)Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами)
Ситуационно-имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обиходаИгровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке
Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характераВыполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр
Совместное изготовление газет, книжек-самоделокСовместное изготовление газет, плакатов, буклетов. Изготовление книжек-самоделок, электронных книг, съемка мультфильмов
Игры-инсценировкиПодготовка и показ спектаклей (дети готовят и показывают)
Изготовление классификационных таблиц
Проведение тренингов
Встречи с сотрудниками ГИБДД

(Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет) 

Дополнительный материал к занятию

Занятие 8. Внедрение интерактивной модели обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах

Влияние цифровизации общества на образовательный процесс

Широкое внедрение цифровизации в обществе обусловливает смену как парадигмы обучения в целом, так и смену модели, форм, методов и средств обучения. Электронные учебные пособия постепенно вытесняют бумажные учебники, классную доску сменила интерактивная, в характерном для традиционной образовательной системы диалоге «педагог – обучаемый» появились новые действующие лица – другие обучаемые, виртуальные собеседники и т. д.

Интерактивная модель обучения нивелирует понимание обучающегося и как объекта, и как субъекта обучения, создавая своеобразный сплав – активную субъект-объектную форму участия в образовательном процессе, собственный образовательный маршрут.

Сегодня интерактивная модель обучения прочно ассоциируется с информационными технологиями и ресурсами, электронными учебными пособиями, видеоматериалами, позволяющими обучаемому самостоятельно регулировать интенсивность процесса обучения, что крайне важно при изучении ПДД и правил безопасного поведения на дорогах. Однако «обучение через диалог», «обучение через опыт», «процесс познания в совместной деятельности» должны происходить не просто в информационном поле, в виртуальной реальности, а в специально организованной информационно-обучающей среде, которая мотивирует к обучению, формируя знания и опыт безопасного поведения на дорогах.

Рассмотрим внедрение интерактивной модели обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах на примере портала по обучению правилам безопасного поведения в дорожной среде «Сакла».

Информационно-обучающая среда «Сакла»

Такую информационно-обучающую среду разрабатывает и выпускает объединение «Татармультфильм» на портале «Сакла». Портал «Сакла» представляет собой систему инновационных образовательных проектов, позволяющих сделать обучение правилам безопасного поведения на дорогах доступным, увлекательным, игровым и интересным. Яркое и запоминающееся оформление, доступный интерфейс,  обширный контент, включающий в себя видеокомиксы, мультфильмы, игры, привлекают маленьких пользователей. Популярность портала среди детей подтверждается аналитикой зарегистрированных пользователей – их более 17 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет. Однако портал может быть полезен и взрослым, как правило, родителям и педагогам. Контент портала содержит блок видеоматериалов (видеоуроки, мультфильмы, видеокомиксы, видеожурнал «Свет фар»), электронную библиотеку, многопользовательскую интерактивную онлайн-игру «Город безопасного детства», караоке «Песни про безопасность».

Блок видеоматериалов направлен на формирование готовности детей к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Так, при просмотре эпизодов мультфильма «Дозорные дорог» пользователям в ненавязчивой форме транслируются не только правила безопасного поведения на дорогах, но и паттерны безопасного участия в дорожном движении.

При просмотре серии обучающих видеоуроков юные пользователи получают знания о том, как безопасно вести себя на зимней дороге («Зимняя безопасность»), в темное время суток и условиях ухудшенной видимости («Будь заметен на дороге»), в условиях загородной местности («Лето в деревне»). Юные водители немеханических и механических транспортных средств получают знания о безопасном поведении на дорогах, просматривая видеоуроки «Велокультура», «Мотоцикл, мопед, квадрицикл, трицикл», «Нарушения ПДД», «Юные водители», «Руль и алкоголь».

Видеожурнал «Свет фар» в формате «муви» представляет собой тематические видеоролики, в которых рассказывается о правилах дорожного движения в процессе проигрывания персонажами дорожных ситуаций и бытовых ситуаций, с которыми дети сталкиваются ежедневно – это и передвижение по загородной дороге, и знание дорожных знаков, и знание правил безопасного поведения для велосипедистов, и построение безопасного маршрута, и использование световозвращающих элементов. Отвечая на вопросы персонажей в процессе просмотра видеожурнала или помогая им выбрать безопасный маршрут, юные пользователи приобретают знания и опыт безопасного поведения на дорогах.

Электронная библиотека «Сакла» содержит 21 мультимедийный иллюстрированный озвученный модуль для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Это мультимедийные модули по темам «Пешеходные переходы», «Мой друг – велосипед», «Будь заметен на дороге», «Внимание – перекресток!», «Я – пассажир», «Маршрутное транспортное средство».

Многопользовательская интерактивная онлайн-игра «Город безопасного детства» для детей дошкольного и младшего школьного возраста повышает у детей мотивацию к усвоению правил безопасного поведения на дорогах путем использования игровых технологий. У игры два языка: русский и татарский. Игра – увлекательное средство проверки своих знаний правил безопасного поведения на дорогах для школьников и дошкольников.

На портале размещен комплект инфоуроков: «Дорожные знаки», «Пешеходные переходы», «Обязанности пешехода», «Маршрутные транспортные средства» и другие.

Структура видеоурока состоит из шести этапов:

    • просмотр обучающего видеокомикса;
    • игра;
    • просмотр мультфильма;
    • сборка пазла;
    • проверка знаний посредством тестирования и пения караоке.

Время прохождения этапов инфоурока – 20 минут. Учитывая возрастные особенности пользователей портала, разработчики спланировали структуру инфоурока так, что требующие сосредоточенности этапы, к примеру, просмотр обучающего видеокомикса и проверка знаний, чередуются с этапами, несущими рекреационную функцию, – игрой, просмотром мультфильма, сборкой пазла и пением караоке.

Кроме обучающей задачи, каждый этап несет дополнительную функцию. Так, просмотр обучающего видеокомикса прививает пользователям необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дорогах. Игра несет рекреативную функцию и позволяет выявить пробелы в знаниях пользователей по таким темам, как «Знаки дорожного движения», «Специальные автомобили», «Защитные средства, применяемые при катании на велосипеде».

Просмотр пятого эпизода мультфильма «Дозорные дорог» под названием «Безопасный путь» позволяет закрепить в сознании пользователей правила безопасного поведения на дорогах при переходе через дорогу по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам и по подземным и надземным пешеходным переходам.

Собрав пазл «Велосипедист на пешеходном переходе», пользователи получают рекомендацию, как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу. Таким образом, в процессе игры-развлечения усваивается одно из важных правил безопасного поведения на дорогах.

Образовательно-воспитательный портал «Сакла» позволяет пройти полный цикл интерактивного обучения, поскольку:

    • во-первых, включает в себя переживание участниками конкретного опыта (при просмотре обучающих видеокомиксов и др.);
    • во-вторых, позволяет осмыслить полученный опыт (при просмотре мультимедийных иллюстрированных озвученных модулей электронной библиотеки);
    • в-третьих, пользователи обобщают полученные знания и воспроизводят их (при выполнении заданий, в игровой форме или проходя тестирование);
    • в-четвертых, применяют знания на практике в реальной дорожной ситуации.

Таким образом, образовательно-воспитательный портал «Сакла» является эффективной интерактивной моделью обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Занятие 9. Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге

Обучение основам безопасного поведения в рамках воспитательной работы

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, в выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

    1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.
    2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

Обучение детей разных возрастных групп

В первой младшей группе детей учат различать красный и зеленый цвета. Детям при этом можно пояснить, что эти цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем – с человечками).

При проведении игры «Красный – зеленый» воспитатель поясняет: если он показывает красный кружок – надо стоять, а если зеленый – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты».

Здесь уместно отработать умение ребенка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия, важно научить детей самим находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем – в ходе практических занятий – выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему.

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен:

    • подойти к пешеходному переходу;
    • остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем – направо;
    • убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход;
    • при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.

Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей и в подготовительной группе дети должны получить четкие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.

Ниже приведен пример фрагмента плана мероприятий по формированию основ безопасного поведения у детей старшей и подготовительной группы (Таблица 9.1).

Таблица 9.1

Направление работы по формированию основ безопасного поведенияСодержание и формы деятельности

 

 

 

 

 

Ребенок на улице

1. Беседа: «Правила безопасного поведения на улице и в транспорте», «Осторожно, гололед!».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Дорога и пешеход», «Водитель и пассажиры», «Путешествие в автобусе» и т. п.

3. Игра-тренинг «Я потерялся».

4. Просмотр презентаций по ПДД, обучающих мультфильмов из серии: «Город дорожных знаков», «Уроки тетушки Совы», «Азбука безопасности на дорогах», «Внимание, дорога» и т. п.

5. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

6. Экскурсия к перекрестку.

7. Продуктивная деятельность: моделирование автобуса из картонных коробок.

8. Досуги и развлечения: «Знатоки ПДД», «Наш друг – светофор», «Приключения автомобиля», «Страна дорожных знаков».

9. Тематическая беседа по ПДД.

Пример занятия по теме «Светофор»

Цель: получить и закрепить знания о светофоре.

    1. «Светофор и его сигналы»

Воспитатель задает вопросы с использованием модели светофора, фланелеграфа.

– Что значит красный, желтый, зеленый сигналы светофора?

– Какой сигнал светофора запрещает переходить улицу?

– При каком сигнале можно переходить улицу?

    1. Разучивание стихов

Пример стихотворения «Светофор»:

Где ты был до сих пор?

Задержал светофор.

Красный – ясно –

Путь опасный,

Желтый – то же,

Что и красный,

А зеленый впереди –

Проходи!

    1. Практическое задание

Дети из цветной бумаги или картона конструируют модель светофора на фланелеграфе, делают рисунки с изображением светофора.

Пример сюжетно-ролевой игры

Значимое место в работе воспитателей подготовительной группы принадлежит сюжетно-ролевой игре.

Например, в сюжетно-ролевой игре «Знаки дорожного движения» воспитатель становится инструктором автошколы, а дети – учениками автошколы. Под руководством «инструктора» дошкольники проходят курс обучения в автошколе и сдают экзамены. Лучшие «выпускники» берут на себя роль членов комиссии автошколы и инспекторов ГИБДД.

Важно отметить, что «ученики автошколы» должны знать не только знаки дорожного движения, но также иметь знания по вопросам различных ситуаций на дороге. «Ученики автошколы», успешно освоившие обучающий курс, получают «водительские удостоверения». Остальные дошкольники приглашаются на повторное обучение и становятся пешеходами.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 10. Интегрированный подход для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Суть интегрированного подхода в обучении

Методика работы в рамках обучения правилам дорожного движения (ПДД) должна быть построена с учетом интегрированного подхода.

Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения в непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах. Это игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность, чтение художественной литературы, а также интеграция этих видов деятельности.

Все виды взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности (п. 24.4 ФОП ДО).

Интеграция как метод обучения представляет собой процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования для формирования целостного представления о мире, ориентированного на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Наиболее востребована в применении межпредметная интеграция, которая не только позволяет создать целостное представление о мире, но и дать представление об изучаемых предметах как об определенной системе.

Межпредметная интеграция рассматривается как одно из направлений развивающего обучения, поскольку, помимо форсированного развития таких качеств, как оригинальность, креативность, логичность, гибкость мышления, использование этого метода обучения ведет к формированию у детей универсальных понятий и умений, активизирует и стимулирует их познавательный интерес, что в будущем позволит достигать высоких результатов на всех ступенях обучения.

Однако в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования межпредметная интеграция осуществляется в образовательных областях. Так происходит ввиду отсутствия в ФГОС ДО предметов обучения как таковых, но при наличии пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», содержание которых должно быть в полном объеме усвоено детьми.

Следует отметить, что интеграция понимается нами как объединение, взаимопроникновение содержания вариативного модуля «Обучение детей в ДОО правилам безопасного поведения на дорогах» в программный материал образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Такой подход к обучению детей основам безопасного поведения позволяет, во-первых, вести эту работу системно, непрерывно, планово; во-вторых, охватить все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Выполняя задания, дети дошкольного возраста ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании ребенка, помогает ему закрепить полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребенок быстрее поймет и усвоит ПДД, преподнесенные не только в обыкновенной беседе, но и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, в занятиях художественным творчеством – в рисовании, создании композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т.  д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.

Пример интеграции темы «Безопасность дорожного движения» и образовательных областей

Рассмотрим на примере темы «Знакомство  детей с дорожными знаками» совместную деятельность детей и педагогов по пяти образовательным областям.

  1. Образовательная область (далее – ОО) «Социально-коммуникативное развитие»:
    • дети знакомятся с понятием «дорожный знак», группами и видами знаков, их назначением, учатся их различать;
    • изготавливают совместно с родителями макеты дорожных знаков из подручного материала.
  1. ОО «Познавательное развитие»:
    • дети учатся ориентироваться в пространстве посредством дорожных знаков;
    • принимают участие в проектах по этой теме;
    • совершают целевые прогулки к проезжей части;
    • моделируют дорожные ситуации, используя макеты дорог, конструкторы, игровые модели;
    • закрепляют полученные знания через игру (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) и т. д.
  1. ОО «Речевое развитие»:
    • активизация словарного запаса детей (названия дорожных знаков);
    • обсуждение дорожных ситуаций, связанных с дорожными знаками;
    • составление рассказов, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.
  1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
    • изготовление поделок, рисунков по теме «Дорожные знаки»;
    • совместно с музыкальным руководителем разучиваются песенки, мини-сценки про дорожные знаки.
  1. ОО «Физическое развитие»:

Совместно с руководителем физического воспитания для детей организуются спортивные мероприятия, например, «Дорожные знаки – наши друзья», проводятся эстафеты с использование дорожных знаков в виде полосы препятствий и т. д.

Интегративный подход в обучении детей Правилам дорожного движения помогает быстрее и качественнее донести до дошкольников нужную информации, а им – усвоить её.

Создавая интегративные занятия, педагогам следует помнить, что между интегрируемыми областями должны обязательно прослеживаться и логически выверяться интегративные связи. В противном случае хаотичное объединение содержания образовательных областей не только не даст положительного результата в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах, но и приведет вначале к потере интереса к обучению, а затем – к формированию негативного отношения у детей к интегрируемым областям.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 11. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников в области воспитания безопасного поведения на дорогах

Роль родителей в обучении детей правилам дорожного движения

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города, поселка должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья – важнейшая сфера, определяющая развитие личности ребенка в дошкольные годы.

Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предупреждения. Поэтому родители не должны:

    • допускать спешки на проезжей части;
    • бежать через дорогу к автобусу;
    • разговаривать о постороннем во время перехода дороги;
    • допускать движения на красный сигнал светофора.

Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается.

Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться  получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице, постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании  личным и общественным транспортом. Родителям следует помнить, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, роликах, самокате в пределах двора, не выезжая на дорогу.

Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами  улиц и т. п., дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены правила  взаимодействия участников дорожного движения.

Все это должны знать и родители.

Формы работы с родителями

  1. Информационные стенды, папки-передвижки, памятки на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю-водителю», «Как ездить в общественном транспорте» и др.
  2. Семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора, пешеходный переход «Зебра», обязанности пешеходов и пассажиров).
  3. Устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.
  4. Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
  5. «Открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте.
  6. Анкетирование.
  7. Встречи с инспектором ГИБДД.
  8. Совместные праздники и развлечения.

Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения

Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля» перехода проезжей части. Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьезность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить, в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Пример оформления уголка для родителей

  1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
  2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
  3. Книжка-раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

    • «Цена спешки – жизнь вашего ребенка»;
    • «Внимание – мы ваши дети!»;
    • «Ребенок имеет право жить!».

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

    • информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе;
    • причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
    • рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
    • перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения;
    • рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.

Пример плана-графика работы с родителями (подготовительная группа)

Библиографический список

Электронные ресурсы:

  1. Ковалева Т. Г. Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Челябинск: ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2018. [Текст] : электронный // URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2A4.pdf?isAllowed=y&sequence=1.
  2. Мингазеева Г. Г. Формирование навыков безопасного поведения у старших дошкольников. Лесосибирск: ЛПИ – филиал СФУ, 2019. [Текст] : электронный // URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/8_7.pdf?ysclid=lmu6bbpnpw684422018.
  3. Савикова М. А. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах города и села через игру: метод. рекомендации. [Текст] : электронный // URL: https://ds3nkz.edu.yar.ru/metodicheskaya_razrabotka_savikova.pdf.

Интернет-ресурсы:

  1. Белякова Е. А. Интегративный подход в обучении детей ПДД / [Электронный ресурс] // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/integrativnyi-podkhod-k-obucheniiu-detei-pdd.html?ysclid=lnbppzsuhi462546863.
  2. Благодаря чему удалось снизить детский травматизм на дорогах России / [Электронный ресурс] // Комсомольская правда : [сайт]. — URL: https://www.kp.ru/daily/27467/4673835/.
  3. Максимова Е. В. Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста / [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/12/formirovanie-bezopasnogo-povedeniya-u-detey-starshego.

Итоговое тестирование

Структурные компоненты безопасного образа жизни (несколько вариантов ответа):
Элементы уголка безопасности дорожного движения (несколько вариантов ответа):
Информационный стенд по пропаганде Правил дорожного движения – это ____ безопасности дорожного движения:
Основные формы работы по обучению дошкольников Правилам дорожного движения (несколько вариантов ответа):
Основные направления работы с детьми по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении (несколько вариантов ответа):
Основные направления работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении (несколько вариантов ответа):
Какие формы обучения целесообразно использовать при обучении дошкольников Правилам дорожного движения? (два варианта ответа)
Какие ситуации на дороге считаете опасными? (несколько вариантов ответа)
Место пересечения улиц – это:
К словесным методам обучения относятся:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина