Цель: совершенствование у педагогов ДОО компетенции в области осуществления работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Объем: 36 часов.
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Одна из серьезнейших проблем любого города и области – дорожно-транспортный травматизм. В 2022 году в России было зафиксировано 15 854 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет. В каждой второй аварии пострадали дети-пешеходы.
Пешеходы, а в особенности несовершеннолетние дети, – самая уязвимая группа среди всех участников дорожного движения. По неосторожности, незнанию и несоблюдению базовых основ безопасности происходит большинство аварий, которых можно было избежать.
За последние 3-4 года уровень детского травматизма в России находится на стабильных цифрах. Он составляет от 103 до 106 детей на тысячу детского населения по всей территории РФ. Единственное исключение – уровень травматизма у подростков. Он возрастает до 174-176 случаев на тысячу детского населения.
По итогам девяти месяцев 2022 года общее количество ДТП на российских дорогах, в которых погибли или пострадали люди, снизилось на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А число ДТП с участием детей-пассажиров уменьшилось на 3,5%, – сообщила Госавтоинспекция России.
Несмотря на то, что наблюдается положительная динамика, ситуация остается тревожной. Более чем в 40% случаев ДТП с детьми-пешеходами произошли на пешеходных переходах.
ДТП с участием детей возникают из-за их собственной неосторожности, удельный вес таких происшествий составляет 27,4%. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:
Для исправления ситуации на дорогах Госавтоинспекция России в тесном взаимодействии с Минпросвещения России обучают детей и подростков навыкам безопасного поведения. Госавтоинспекция России выступает ответственным исполнителем Федерального проекта «Безопасность дорожного движения». В пятом разделе этого проекта поставлена задача по совершенствованию обучения детей основам правил дорожного движения и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах. Ежегодно (в сентябре) в рамках проекта во всех школах страны проводится «Неделя безопасности».
Организуются массовые мероприятия с участием детей, такие как:
Также школьники вступают в отряды Юных инспекторов движения.
Проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро. Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребенка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.
Не случайно одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме (п. 2.6 ФГОС ДО).
Для понимания особенностей формирования навыков безопасного поведения у дошкольников обратимся к понятиям «безопасность», «безопасное поведение», «безопасный образ жизни».
В научной литературе существует огромное количество различных определений понятия «безопасность».
В словаре С. И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности.
В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз».
В психологии под безопасностью понимается «состояние человека или характеристика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно комфортно, не боится говорить то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени».
С понятием «безопасность» тесно связано понятие «безопасное поведение». Согласно Н. Ю. Марчук, «поведение – это особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных)».
По мнению М. Л. Звездиной, «безопасный образ жизни человека представляет собой совокупность реализуемых им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально-нравственных установок, личностных качеств, определяющих безопасный стиль поведения».
Структура безопасного образа жизни включает в себя ряд компонентов (по К. Ю. Белой):
Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы безопасного поведения, потребность соблюдать основы безопасного поведения, служить наглядным примером безопасного поведения для окружающих.
Когнитивный компонент формируется за счет знаний о человеке, об окружающей среде (природной, микро- и макросоциальной) и представлений о факторах риска, профилактике заболеваний и культуре безопасного образа жизни. К. Ю. Белая считает: «Этот компонент характеризуется степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями в области культуры безопасного образа жизни».
Деятельностный компонент оценивается по реализации элементов здоровьесберегающего и безопасного поведения на практике. Содержание деятельностного компонента составляют умения и навыки в области безопасного образа жизни.
Рефлексивный компонент характеризуется, по мнению К. Ю. Белой, «способностью оценивать себя как субъекта безопасности жизнедеятельности, владением методами самооценки, самоконтроля и самокоррекции образа жизни».
Креативный компонент – способность к активной, творческой деятельности в сфере безопасного образа жизни, к составлению и реализации собственных программ сохранения и укрепления здоровья.
Л. В. Моисеева, М. В. Погодаева описывают модель безопасного поведения, которая включает в себя:
Анализ существующих подходов к безопасности позволил выделить психологические механизмы, формирование и развитие которых обеспечивает безопасность жизни. Это:
Итак, безопасность следует рассматривать не столько как отсутствие реальной опасности, но как результат адекватной оценки среды, способность занять наиболее благоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды. Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.
Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста принадлежит системе дошкольного образования.
Сегодня программы дошкольного образования призваны сформировать у детей основные понятия о рисках, угрозах, профилактике вреда и предупреждении опасности; выработать у них умение прогнозировать их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях на основе имеющегося дидактического материала.
Возможность, необходимость и эффективность воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте определяются появлением у детей ряда качеств. В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, а также расширение границ жизненного опыта. Старшие дошкольники проявляют самостоятельный интерес, наблюдательны, с удовольствием воспринимают любую новую информацию. Дети могут самостоятельно применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации.
Во все сферы жизни старшего дошкольника (отношение к себе окружающих, свое отношение к другим людям и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты деятельности и т. д.) включается осознание.
У старшего дошкольника, подчеркивает Е. И. Чепенева, «…развивается словесно-логическое мышление, которое помогает усваивать жизненные ситуации и сохранять ассоциативные связи между поступками и их последствиями».
Формирование безопасного поведения старших дошкольников включает следующие аспекты:
Ощущение своего взросления старший дошкольник способен связывать с проявлениями безопасного поведения, если такая модель ему знакома. Для этого, подчеркивает И. М. Ережепова, «очень важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках ребенка продемонстрировать безопасное поведение».
Безопасное поведение старших дошкольников – результат полученных знаний и усвоенных навыков, а также результат воспитания личностных характеристик, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность.
Для понимания особенностей формирования навыков безопасного поведения у дошкольников обратимся к понятиям «навык», «навык безопасного поведения».
К. Ю. Белая утверждает, что навык представляет собой «…упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия».
Формирование навыков безопасного поведения у старших дошкольников подчиняется ряду закономерностей:
В. А. Дергунская ставит такую цель работы по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста: «Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения».
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Индивидуальный опыт безопасного поведения формируется через приобщение к общественно-историческому опыту, усвоение и присвоение этого опыта. По мнению Е. В. Кузьминой, Е. А. Бырыловой, «такое усвоение осуществляется через ряд этапов:
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающего безопасную жизнедеятельность. М. Т. Курбанов отмечает: «Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников во многом опирается на формирование и закрепление ассоциативных связей между потенциальной опасностью и навыками безопасного поведения».
Важное условие успешного обучения детей правилам безопасного поведения – создание соответствующей материальной базы и развивающей среды.
Согласно требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, сформулированным в ФГОС ДО, в группе необходимо создать условия, благоприятные для развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. В её состав входят материальные объекты и средства деятельности ребенка.
Уголок безопасности (тематическая зона) – элемент РППС и необходимое условие эффективного обучения детей основам безопасности. Уголок безопасности должен быть оснащен универсальными (многотемными) макетами, с помощью которых дошкольник может организовать различные игры.
Например, макеты «Перекресток», «Дорога» позволяют устроить игру с участием нескольких автомобилей. Макет «Пожарная часть» позволяет включить в игру технику спасателей и пожарно-техническое вооружение. Макет «Заправочная станция» дает возможность использовать в игре разные постройки: бензозаправочные станции, гаражи.
Также в Уголок безопасности важно включить игрушки-модели: велосипеды, самокаты, автомобили разных марок. Необходимы действующие модели: управляемая железная дорога, механический подъемный кран, машинки на пульте управления.
Ценный материал для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника представляют сборные модели машин. Кроме этого, следует обратить внимание на модели специальной техники: полицейские машины, пожарные машины, кареты скорой помощи. Большое значение имеет наличие строительных конструкторов с блоками различного размера.
Особое внимание нужно обратить на атрибуты, с помощью которых организовываются и проводятся сюжетно-ролевые игры по формированию основ безопасности. Это модели одежды врача, полицейского, спасателя-пожарного; куклы, отображающие перечисленные профессии; инструменты врача, жилеты, каски, пожарные «рукава».
Кроме перечисленного, в Уголок безопасности важно поместить крупные мягкие модули машин «Полиция», «Пожарная машина», «Скорая помощь». Дошкольники используют их в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Также эти модули применяются при организации непосредственно образовательной деятельности, в процессе работы воспитателя по темам безопасности жизнедеятельности.
Обязательно должны присутствовать дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», лото «Дорожные знаки» и т. п. Настольно-печатные игры: «Поучительные истории», «Опасные ситуации в доме», «Позовем на помощь» и др. Все перечисленные игры используют для формирования у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации по вопросам безопасности жизнедеятельности.
В Уголок безопасности нужно поместить пазлы, разрезные картинки по теме безопасности, альбомы для рассматривания: «Моя безопасность», «Виды транспорта», «Улицы нашего города», ребусы «Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы «Безопасный переход», кроссворды «Дорога», «Безопасность».
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детей дошкольного возраста должна отвечать требованиям доступности, разнообразия, рациональности размещения центров развития, функциональности пособий и материалов.
Наглядные пособия:
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр во всех группах:
Дорожные знаки (нагрудные и переносные):
Дополнительный материал:
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.
Безопасность жизнедеятельности на дорогах (далее – БЖДД) – интегральное понятие. Оно объединяет в себе теоретические знания и практические навыки. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция ребенка дошкольного возраста имеет два компонента: теоретический и практический. Теоретический компонент включает в себя усвоение правил безопасного поведения на дорогах и связанных с ними основных терминов, а практический – готовность ребенка к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах.
Рассмотрим содержание теоретического компонента компетенции БЖДД ребенка дошкольного возраста. Правила безопасного поведения на дорогах – адаптированный к возрастным особенностям детей дошкольного возраста компонент ПДД, включающий правила безопасного поведения пешехода и пассажира:
Указанные правила безопасного поведения на дорогах и в маршрутных транспортных средствах для пешехода и пассажира позволяют научить детей безопасному поведению при составлении и движении по маршруту «дом – детский сад – дом».
Практический компонент компетенции БЖДД для детей дошкольного возраста сосредоточен на готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах, которая диагностируется в старшем дошкольном возрасте. Готовность детей старшего дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах является индикатором успешности эффективного обучения.
Выделим компетенции, составляющие содержание готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», а также с учетом возрастных особенностей развития дошкольников каждой возрастной группы.
Воспитанники второй младшей группы (дошкольники в возрасте 3-4 лет):
Воспитанники средней группы (дошкольники в возрасте 4-5 лет):
Воспитанники старшей группы (дошкольники в возрасте 5-6 лет):
Воспитанники подготовительной к школе группы (дошкольники в возрасте 6-7 лет):
На основании перечисленных компетенций выделим группу взаимосвязанных с ними навыков, которые должны быть сформированы у компетентного участника дорожного движения от 3 до 7 лет:
В процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и принятие детьми смысла безопасного поведения.
С 3-4 лет ребенок начинает отличать движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он еще представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
В 6 лет ребенок всё еще имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые. Большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина. Они еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного: мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
Лишь в возрасте 7 лет дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
С 8 лет дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик. Они уже наполовину опытные пешеходы. Дети развивают основные навыки езды на велосипеде: теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты. Они могут определить, откуда доносится шум. Учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится. Могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения (ПДД).
Разделы программы по обучению дошкольников ПДД (программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»):
Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Или можно привести другой случай, как однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно.
Может быть поучителен и третий пример: дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги. Вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.
Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети её оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?»
Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами.
Младших детей следует учить различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а также тому, что они обозначают. Педагог объясняет, что светофор устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного транспортного движения.
Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину, а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев.
Закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком, игрушечные автомобили, кукол-пешеходов.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:
Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Список дорожных знаков, с которыми знакомят детей, может быть шире или уже в зависимости от личного опыта детей, места нахождения дошкольного учреждения. В летнее время занятия можно дополнить играми на участке. Хорошо, если территория детского сада оборудована «автогородком» или «площадкой ГАИ» – это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе в форме самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного детского транспорта.
Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде:
Детям следует предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках; рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Полезно разыграть сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».
Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».
Детям демонстрируются картинки с изображениями патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД (в зависимости от возраста дошкольников).
Педагог рассказывает детям о работе полицейских-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды: кому стоять, кому идти или ехать.
Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх – это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной к движению – это соответствует красному сигналу. Повернулся боком – можно идти, как на зеленый свет светофора.
Желательно показать детям настоящий жезл или его изображение на картинке, прочитать соответствующие художественные произведения («Дядя Степа – милиционер»). Можно организовать экскурсию к ближайшему перекрестку и вместе с детьми понаблюдать за работой полицейского-регулировщика.
Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:
Педагог проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поедем на автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли:
Возможны также следующие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?»; «Ты с другом громко смеялся в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?»; «Ты с бабушкой вошел в трамвай. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?»
Детям необходимо объяснить, что в случае, если кто-то из них потерялся на улице, ему следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в магазине) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона. Для этого дети должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. Чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные (например, «У меня пропал щенок…»); разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).
Выделим три группы методов по классификации, предложенной группой отечественных педагогов (Е. Я. Голант, И. Т. Огородников, С. И. Перовский). По источниками передачи и характеру восприятия информации методы подразделяются на:
В Таблице 7.1 представлен обобщенный вариант традиционных методов, используемых педагогами детских садов при формировании основ безопасного поведения у дошкольников, и их разновидностей.
Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших школьников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей.
Таблица 7.1
Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников
Методы | Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-8 лет) |
Наглядные | Образец поведения взрослых и старших дошкольников | Образец поведения взрослых |
Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий | Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий | |
Просмотр мультфильмов | Просмотр обучающих мультфильмов, фильмов | |
Показ мультимедийных презентаций | Показ мультимедийных презентаций, демонстрационных фрагментов электронных энциклопедий | |
Показ кукольных представлений по проблемным ситуациям | Показ кукольных представлений и драматических спектаклей по проблемным ситуациям (дети смотрят) | |
Простейшие наблюдения | Простейшие наблюдения, экскурсии | |
Словесные | Ситуационное индивидуальное общение | Ситуационное индивидуальное и групповое общение |
Объяснения, напоминание | Объяснения, напоминание, словесная инструкция | |
Чтение художественной литературы, загадывание загадок | Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок | |
Рассказ, рассказ-пояснение | Рассказ, составление рассказов из личного опыта детей | |
Беседы, обсуждение проблемных ситуаций | Беседы, решение проблемных ситуаций | |
Практические | Игры с правилами, игровые упражнения | Игровые упражнения, игры с правилами, компьютерные игры, игры-придумывания |
Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами) | Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами) | |
Ситуационно-имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода | Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке | |
Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера | Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр | |
Совместное изготовление газет, книжек-самоделок | Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов. Изготовление книжек-самоделок, электронных книг, съемка мультфильмов | |
Игры-инсценировки | Подготовка и показ спектаклей (дети готовят и показывают) | |
Изготовление классификационных таблиц | ||
Проведение тренингов | ||
Встречи с сотрудниками ГИБДД |
(Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет)
Широкое внедрение цифровизации в обществе обусловливает смену как парадигмы обучения в целом, так и смену модели, форм, методов и средств обучения. Электронные учебные пособия постепенно вытесняют бумажные учебники, классную доску сменила интерактивная, в характерном для традиционной образовательной системы диалоге «педагог – обучаемый» появились новые действующие лица – другие обучаемые, виртуальные собеседники и т. д.
Интерактивная модель обучения нивелирует понимание обучающегося и как объекта, и как субъекта обучения, создавая своеобразный сплав – активную субъект-объектную форму участия в образовательном процессе, собственный образовательный маршрут.
Сегодня интерактивная модель обучения прочно ассоциируется с информационными технологиями и ресурсами, электронными учебными пособиями, видеоматериалами, позволяющими обучаемому самостоятельно регулировать интенсивность процесса обучения, что крайне важно при изучении ПДД и правил безопасного поведения на дорогах. Однако «обучение через диалог», «обучение через опыт», «процесс познания в совместной деятельности» должны происходить не просто в информационном поле, в виртуальной реальности, а в специально организованной информационно-обучающей среде, которая мотивирует к обучению, формируя знания и опыт безопасного поведения на дорогах.
Рассмотрим внедрение интерактивной модели обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах на примере портала по обучению правилам безопасного поведения в дорожной среде «Сакла».
Такую информационно-обучающую среду разрабатывает и выпускает объединение «Татармультфильм» на портале «Сакла». Портал «Сакла» представляет собой систему инновационных образовательных проектов, позволяющих сделать обучение правилам безопасного поведения на дорогах доступным, увлекательным, игровым и интересным. Яркое и запоминающееся оформление, доступный интерфейс, обширный контент, включающий в себя видеокомиксы, мультфильмы, игры, привлекают маленьких пользователей. Популярность портала среди детей подтверждается аналитикой зарегистрированных пользователей – их более 17 тысяч человек, и эта цифра постоянно растет. Однако портал может быть полезен и взрослым, как правило, родителям и педагогам. Контент портала содержит блок видеоматериалов (видеоуроки, мультфильмы, видеокомиксы, видеожурнал «Свет фар»), электронную библиотеку, многопользовательскую интерактивную онлайн-игру «Город безопасного детства», караоке «Песни про безопасность».
Блок видеоматериалов направлен на формирование готовности детей к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Так, при просмотре эпизодов мультфильма «Дозорные дорог» пользователям в ненавязчивой форме транслируются не только правила безопасного поведения на дорогах, но и паттерны безопасного участия в дорожном движении.
При просмотре серии обучающих видеоуроков юные пользователи получают знания о том, как безопасно вести себя на зимней дороге («Зимняя безопасность»), в темное время суток и условиях ухудшенной видимости («Будь заметен на дороге»), в условиях загородной местности («Лето в деревне»). Юные водители немеханических и механических транспортных средств получают знания о безопасном поведении на дорогах, просматривая видеоуроки «Велокультура», «Мотоцикл, мопед, квадрицикл, трицикл», «Нарушения ПДД», «Юные водители», «Руль и алкоголь».
Видеожурнал «Свет фар» в формате «муви» представляет собой тематические видеоролики, в которых рассказывается о правилах дорожного движения в процессе проигрывания персонажами дорожных ситуаций и бытовых ситуаций, с которыми дети сталкиваются ежедневно – это и передвижение по загородной дороге, и знание дорожных знаков, и знание правил безопасного поведения для велосипедистов, и построение безопасного маршрута, и использование световозвращающих элементов. Отвечая на вопросы персонажей в процессе просмотра видеожурнала или помогая им выбрать безопасный маршрут, юные пользователи приобретают знания и опыт безопасного поведения на дорогах.
Электронная библиотека «Сакла» содержит 21 мультимедийный иллюстрированный озвученный модуль для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Это мультимедийные модули по темам «Пешеходные переходы», «Мой друг – велосипед», «Будь заметен на дороге», «Внимание – перекресток!», «Я – пассажир», «Маршрутное транспортное средство».
Многопользовательская интерактивная онлайн-игра «Город безопасного детства» для детей дошкольного и младшего школьного возраста повышает у детей мотивацию к усвоению правил безопасного поведения на дорогах путем использования игровых технологий. У игры два языка: русский и татарский. Игра – увлекательное средство проверки своих знаний правил безопасного поведения на дорогах для школьников и дошкольников.
На портале размещен комплект инфоуроков: «Дорожные знаки», «Пешеходные переходы», «Обязанности пешехода», «Маршрутные транспортные средства» и другие.
Структура видеоурока состоит из шести этапов:
Время прохождения этапов инфоурока – 20 минут. Учитывая возрастные особенности пользователей портала, разработчики спланировали структуру инфоурока так, что требующие сосредоточенности этапы, к примеру, просмотр обучающего видеокомикса и проверка знаний, чередуются с этапами, несущими рекреационную функцию, – игрой, просмотром мультфильма, сборкой пазла и пением караоке.
Кроме обучающей задачи, каждый этап несет дополнительную функцию. Так, просмотр обучающего видеокомикса прививает пользователям необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дорогах. Игра несет рекреативную функцию и позволяет выявить пробелы в знаниях пользователей по таким темам, как «Знаки дорожного движения», «Специальные автомобили», «Защитные средства, применяемые при катании на велосипеде».
Просмотр пятого эпизода мультфильма «Дозорные дорог» под названием «Безопасный путь» позволяет закрепить в сознании пользователей правила безопасного поведения на дорогах при переходе через дорогу по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам и по подземным и надземным пешеходным переходам.
Собрав пазл «Велосипедист на пешеходном переходе», пользователи получают рекомендацию, как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу. Таким образом, в процессе игры-развлечения усваивается одно из важных правил безопасного поведения на дорогах.
Образовательно-воспитательный портал «Сакла» позволяет пройти полный цикл интерактивного обучения, поскольку:
Таким образом, образовательно-воспитательный портал «Сакла» является эффективной интерактивной моделью обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, в выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
В первой младшей группе детей учат различать красный и зеленый цвета. Детям при этом можно пояснить, что эти цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем – с человечками).
При проведении игры «Красный – зеленый» воспитатель поясняет: если он показывает красный кружок – надо стоять, а если зеленый – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.
Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты».
Здесь уместно отработать умение ребенка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия, важно научить детей самим находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем – в ходе практических занятий – выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему.
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен:
Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей и в подготовительной группе дети должны получить четкие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.
Ниже приведен пример фрагмента плана мероприятий по формированию основ безопасного поведения у детей старшей и подготовительной группы (Таблица 9.1).
Таблица 9.1
Направление работы по формированию основ безопасного поведения | Содержание и формы деятельности |
Ребенок на улице | 1. Беседа: «Правила безопасного поведения на улице и в транспорте», «Осторожно, гололед!». 2. Сюжетно-ролевые игры: «Дорога и пешеход», «Водитель и пассажиры», «Путешествие в автобусе» и т. п. 3. Игра-тренинг «Я потерялся». 4. Просмотр презентаций по ПДД, обучающих мультфильмов из серии: «Город дорожных знаков», «Уроки тетушки Совы», «Азбука безопасности на дорогах», «Внимание, дорога» и т. п. 5. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме. 6. Экскурсия к перекрестку. 7. Продуктивная деятельность: моделирование автобуса из картонных коробок. 8. Досуги и развлечения: «Знатоки ПДД», «Наш друг – светофор», «Приключения автомобиля», «Страна дорожных знаков». 9. Тематическая беседа по ПДД. |
Цель: получить и закрепить знания о светофоре.
Воспитатель задает вопросы с использованием модели светофора, фланелеграфа.
– Что значит красный, желтый, зеленый сигналы светофора?
– Какой сигнал светофора запрещает переходить улицу?
– При каком сигнале можно переходить улицу?
Пример стихотворения «Светофор»:
Где ты был до сих пор?
Задержал светофор.
Красный – ясно –
Путь опасный,
Желтый – то же,
Что и красный,
А зеленый впереди –
Проходи!
Дети из цветной бумаги или картона конструируют модель светофора на фланелеграфе, делают рисунки с изображением светофора.
Значимое место в работе воспитателей подготовительной группы принадлежит сюжетно-ролевой игре.
Например, в сюжетно-ролевой игре «Знаки дорожного движения» воспитатель становится инструктором автошколы, а дети – учениками автошколы. Под руководством «инструктора» дошкольники проходят курс обучения в автошколе и сдают экзамены. Лучшие «выпускники» берут на себя роль членов комиссии автошколы и инспекторов ГИБДД.
Важно отметить, что «ученики автошколы» должны знать не только знаки дорожного движения, но также иметь знания по вопросам различных ситуаций на дороге. «Ученики автошколы», успешно освоившие обучающий курс, получают «водительские удостоверения». Остальные дошкольники приглашаются на повторное обучение и становятся пешеходами.
Методика работы в рамках обучения правилам дорожного движения (ПДД) должна быть построена с учетом интегрированного подхода.
Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения в непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах. Это игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность, чтение художественной литературы, а также интеграция этих видов деятельности.
Все виды взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности (п. 24.4 ФОП ДО).
Интеграция как метод обучения представляет собой процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования для формирования целостного представления о мире, ориентированного на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Наиболее востребована в применении межпредметная интеграция, которая не только позволяет создать целостное представление о мире, но и дать представление об изучаемых предметах как об определенной системе.
Межпредметная интеграция рассматривается как одно из направлений развивающего обучения, поскольку, помимо форсированного развития таких качеств, как оригинальность, креативность, логичность, гибкость мышления, использование этого метода обучения ведет к формированию у детей универсальных понятий и умений, активизирует и стимулирует их познавательный интерес, что в будущем позволит достигать высоких результатов на всех ступенях обучения.
Однако в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования межпредметная интеграция осуществляется в образовательных областях. Так происходит ввиду отсутствия в ФГОС ДО предметов обучения как таковых, но при наличии пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», содержание которых должно быть в полном объеме усвоено детьми.
Следует отметить, что интеграция понимается нами как объединение, взаимопроникновение содержания вариативного модуля «Обучение детей в ДОО правилам безопасного поведения на дорогах» в программный материал образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Такой подход к обучению детей основам безопасного поведения позволяет, во-первых, вести эту работу системно, непрерывно, планово; во-вторых, охватить все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Выполняя задания, дети дошкольного возраста ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании ребенка, помогает ему закрепить полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребенок быстрее поймет и усвоит ПДД, преподнесенные не только в обыкновенной беседе, но и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, в занятиях художественным творчеством – в рисовании, создании композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Рассмотрим на примере темы «Знакомство детей с дорожными знаками» совместную деятельность детей и педагогов по пяти образовательным областям.
Совместно с руководителем физического воспитания для детей организуются спортивные мероприятия, например, «Дорожные знаки – наши друзья», проводятся эстафеты с использование дорожных знаков в виде полосы препятствий и т. д.
Интегративный подход в обучении детей Правилам дорожного движения помогает быстрее и качественнее донести до дошкольников нужную информации, а им – усвоить её.
Создавая интегративные занятия, педагогам следует помнить, что между интегрируемыми областями должны обязательно прослеживаться и логически выверяться интегративные связи. В противном случае хаотичное объединение содержания образовательных областей не только не даст положительного результата в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах, но и приведет вначале к потере интереса к обучению, а затем – к формированию негативного отношения у детей к интегрируемым областям.
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города, поселка должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья – важнейшая сфера, определяющая развитие личности ребенка в дошкольные годы.
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предупреждения. Поэтому родители не должны:
Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается.
Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице, постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом. Родителям следует помнить, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, роликах, самокате в пределах двора, не выезжая на дорогу.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т. п., дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены правила взаимодействия участников дорожного движения.
Все это должны знать и родители.
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля» перехода проезжей части. Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьезность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить, в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Пример оформления уголка для родителей
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
Электронные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.