Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: овладение педагогами ДОУ профессиональными компетенциями в области формирования у дошкольников финансовой грамотности.

Объем: 72 часа.

Программа:

    • Входное тестирование. 
    • Занятие 1. Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО.
    • Занятие 2. Содержание финансовой грамотности: подходы к определению.
    • Занятие 3. Структура финансовой грамотности.
    • Занятие 4. Финансовая грамотность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.   
    • Занятие 5.  Принципы экономического воспитания дошкольников. 
    • Занятие 6. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО.
    • Занятие 7. Интеграция содержания курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность ДОО.
    • Занятие 8. Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности в ДОО. 
    • Занятие 9. Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности.
    • Занятие 10. Ожидаемые результаты работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
    • Занятие 11. Проектирование курса введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО.
    • Занятие 12. Диагностика элементарных финансовых знаний у детей дошкольного возраста.
    • Дополнительные материалы. 
    • Итоговая аттестация. 

Формируемые знания и компетенции:

  • Понимание роли, цели, принципов, требований ФГОС ДО к формированию финансовой грамотности дошкольников.
  • Овладение приемами модернизации РППС, способствующей формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
  • Овладение эффективными технологиями, формами и методами формирования финансовой грамотности дошкольника, навыками проектирования и интеграции программ финансовой грамотности.
  • Овладение приемами эффективного сотрудничества с семьями дошкольников в рамках формирования финансовой грамотности.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является:
Финансовая грамотность включает в себя (один или несколько вариантов ответа):
Содержание базовой составляющей финансовой грамотности НЕ определяется формированием функциональной финансовой грамотности в следующих областях:
В структуре финансовой грамотности выделяют следующие компоненты:
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать следующие зоны (один или несколько вариантов ответа):
При реализации программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников педагогом может проводиться оценка _______ (текущий мониторинг), а также оценка изменения поведения детей путем проведения обсуждений и анкетирования _____.
Согласно комплексному подходу к определению и содержанию финансовой грамотности, финансовая грамотность – это:
ФГОС ДО включает в себя требования к формированию общей культуры личности детей, включая основы финансовой грамотности, формирование нравственных качеств, самостоятельности и инициативности. Верно ли это утверждение?
К личностным результатам освоение программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников НЕ относится:
Педагогика определяет финансовую грамотность как:

 

Занятие 1. Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО

В соответствии с ФГОС ДО, главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре.

Именно экономическая жизнь общества включает финансовые отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. В то же время экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость; сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

И, конечно, дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Занятие 2. Содержание финансовой грамотности: подходы к определению

Финансовая грамотность (ФГ) является объектом исследования с начала XX века. В Таблице 1 представлены трактовки определения «финансовая грамотность» с позиции экономики, в интересах экономического исследования.

Обобщая, отметим, что исследователи рассматривают финансовую грамотность как «комбинацию осведомленности, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения индивидуального финансового благополучия». Финансовая грамотность включает в себя и знания, и практические навыки, и установки людей в области личных финансов.

С точки зрения педагогики, понятие «финансовая грамотность» приобретает практико-ориентированное, прикладное значение.

Так, если в экономических и социологических исследованиях речь идет о способах повышения финансовой грамотности населения, то в педагогических исследованиях ставится вопрос о формировании финансовой грамотности детей. В определении понятия «финансовая грамотность» акцент существенно смещается именно на грамотность.

Педагогика определяет финансовую грамотность как одну из ключевых компетентностей человека и представляет её как совокупность личностных характеристик, финансовых компетенций и социально-экономических ролей.

Финансовая грамотность может быть определена как совокупность знаний, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д.

Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности.

Занятие 3. Структура финансовой грамотности

В структуре финансовой грамотности выделяются базовая и специфическая составляющие, присущие конкретным социально-экономическим ролям.

Содержание базовой составляющей финансовой грамотности определяется формированием функциональной финансовой грамотности в следующих областях:

  • взаимодействие с финансовыми рынками и организациями;
  • краткосрочное финансовое планирование (повседневное поведение);
  • долгосрочное финансовое планирование;
  • личная ответственность при принятии финансовых решений;
  • страхование и управление рисками.

Специфическая (ролевая) составляющая финансовой грамотности как компетентности предполагает совершенствование личностных и социально значимых качеств и содержит в себе:

  • планирование карьеры как средства формирования личного финансового потенциала (работник);
  • кредиты и управление долгами (заемщик);
  • разработка диверсифицированной инвестиционной стратегии, соответствующей личным целям (инвестор).

О. Козлова и В. Москаленко выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента – когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный.

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации.

Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребенок усвоил в определенный возрастной период.

Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к финансово-экономической реальности.

Составляющие процесса формирования финансовой грамотности отражают изменения, происходящие в детстве. Так, безразличное или негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитания, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к финансово-экономической действительности. Только позитивное восприятие финансово-экономической реальности может стать основой для дальнейшей экономической социализации.

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно финансово и экономически компетентное поведение, так и во время финансово-экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия.

Негативное отношение не может быть основанием для успешной социализации, и наоборот, положительное – способствует развитию интереса и мотивации ребенка к участию в экономической сфере жизнедеятельности.

Занятие 4. Финансовая грамотность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО  

Основная цель реализации курса «Основы ФГ» в ДОО – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у дошкольников. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.

На уровне ДОО преподавание ОФГ позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО:

  1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, небольшие сказки, разбирать различные ситуационные задачи и т.д.

  1. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

  1. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности».

Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка.

  1. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования».

Поскольку в школах РФ повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, дошкольным организациям следует включить в образовательную деятельность основы финансовой грамотности в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

  1. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управления и контроля над ними, мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;
  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

  • стимулирование интереса к изучению мира финансов;
  • активизация коммуникативной деятельности детей;
  • формирование у детей положительной мотивации к овладению финансовой культурой и финансовой грамотностью;
  • повышение ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, навыков поиска наилучшего выхода из ситуации;
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Занятие 5. Принципы экономического воспитания дошкольников

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных  в пункте 1.4 ФГОС ДО:

  1. «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».

В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип  «не навреди».

  1. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать и о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.

Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время. 

  1. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».

После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей является полностью оправданной. 

  1. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения. 

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

  1. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей» означает, что при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.
  2. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная  в образовательную деятельность ДОО, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения,  на предприятия малого бизнеса и пр. 

  1. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеет выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.
  2. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

Это один из основных принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей.

  1. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, через приобщение к народному искусству.

Занятие 6. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО

Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

  • информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
  • занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
  • деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).

Актуальной остается задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, чтение и обсуждение книг по теме, создание педагогом презентаций по теме в различных форматах и совместное создание Google-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.

Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи.

Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег.

При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.

Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платежные и дисконтные карты, кошелек, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной деятельностью, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:

  • деньги, нарисованные детьми;
  • картотека загадок;
  • книги художественные и научно-популярные, комиксы;
  • аудиотека;
  • альбом: пословицы и поговорки в картинках;
  • медиатека из презентаций;
  • медиатека интерактивных игр;
  • медиатека мультфильмов;
  • альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
  • карточки о профессиях;
  • дидактические игры;
  • кроссворды;
  • ребусы;
  • лабиринты тематические;
  • игры-путешествия;
  • банковские карты;
  • ненастоящие деньги;
  • банкомат;
  • металлические устаревшие деньги;
  • альбом «Эволюция денег»;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на:

  • демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия);
  • аудиальные (для слухового восприятия);
  • аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
  • реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
  • коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);
  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Занятие 7. Интеграция содержания курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность ДОО

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (пункт 2.1 ФГОС ДО).

Любая образовательная программа дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.

Ведущим принципом включения формирования ОФГ у воспитанников в образовательную деятельность выступает интеграция содержания программы в основных видах деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечивать необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивацию и развитие способностей детей в различных видах деятельности, а также охватывать все образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую, физическое развитие.

Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать в образовательные области следующим образом:

  1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Практические занятия по формированию ОФГ должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев. Это, конечно же, и знакомство детей с новыми профессиями, и формирование у них понятия о качестве труда, особенно в момент зарабатывания денег (Гжель, купцы, брак, качественный товар и т.д.).

  1. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.), формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

Д. С. Чесноускене отмечала, что многие экономические представления, понятия и категории невозможно рассматривать вне математики, поэтому математическое содержание обеспечивает интеграцию процесса обучения основам финансовых знаний в курсе по математике для старших дошкольников.

Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей с денежными знаками и единицами, подведение детей к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков, знакомство с ценами некоторых вещей, различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомство детей с образованием цены и умением её составлять.

При изучении товарно-денежных отношений одновременно решаются задачи формирования математических представлений у детей:

  • раскрытие двузначности числа: конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной (число денежных единиц);
  • определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках);
  • обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка (при помощи монет);
  • углубление понятия о нуле;
  • развитие навыков счета десятками;
  • показ счета со сменой его основания;
  • раскрытие математической зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
  • расширение понимания действий сложения и вычитания;
  • закрепление умения решать арифметические задачи.

В наибольшей степени интеграция математического и финансового содержания может быть отражена в ознакомлении детей с арифметическими задачами на сложение и вычитание. Арифметическая задача рассматривается как упражнение, которое решается посредством вычисления с помощью знаков «+», «-», «=», а обучение детей решению арифметических задач – с позиций общего умственного развития, развития абстрактного мышления и формирования умения выполнять элементарные вычислительные операции сложения и вычитания.

В детском саду детей учат решать простые задачи (в одно действие) и составные (два и более действий). Наряду с задачами-драматизациями, иллюстрациями в практике работы детей знакомят с разными видами простых задач:

  • на нахождение суммы;
  • на нахождение остатка;
  • на увеличение числа на несколько единиц;
  • на уменьшение числа на несколько единиц;
  • на нахождение неизвестного слагаемого.
  1. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
  2. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.

Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций; в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

  1. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук; формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр; закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка).

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определении содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.

В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Следует учитывать, что игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.

Занятие 8. Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности в ДОО

Для реализации в ДОО рабочих Программ по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. Рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

  1. Игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Тематика таких игр может быть разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому и что нужно для работы» и пр.

Закрепление навыков составления и решения задач по схеме-формуле Ц = И + П происходит в процессе организации сюжетно-дидактических и ролевых игр, таких как «Прачечная», «Супермаркет», «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и др., в ходе которых дети назначают цену изготовленных товаров и услуг с учетом издержек и прибыли. В содержание игры включаются приобретенные детьми знания и умения.

Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:

  • достаточный уровень сформированных у детей основных программных знаний и умений;
  • оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками, условными мерками и т.д.);
  • умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т.д.).

Развитие ребенка эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, так как именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игровой деятельности проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в процессе игры, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

  1. Метод проблемных ситуаций. Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения, метод интенсификации обучения, реализуемый как развернутый поиск постановки и решения проблемы, включающий в себя все этапы, сочетающий ряд более компактных интерактивных форм, коллективно-распределенную и индивидуальную деятельность, занимающий от одного до нескольких дней.

Формы организации проблемного обучения:

  • проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?»);
  • проблемная задача («Папа дяди Федора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину, дяде Федору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»).

Ситуационная задача представляет собой один из видов интерактивного обучения, методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребенку захотелось найти на него ответ.

  1. Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках трудовой деятельности. Финансовое образование строго настаивает на качественном труде, т.к. от этого зависит выгода от реализации товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль «Купца» и оценивать товар за его качество. Для изготовления товара на продажу можно организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию» и пр.

Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность; влиять на речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

  1. Формы реализации продуктов труда. «Где продают и покупают товары? Как стимулировать продажу?» Это вопросы, касающиеся маркетинговой деятельности, направленной на реализацию продукции и удовлетворение потребности людей. Старшие дошкольники знакомятся с разными формами сбыта продукции. Организовываются сюжетные и сюжетно-дидактические игры: «Супермаркет», «МОЛЛ», «Рынок», «Ярмарка», «Аукцион», «Лесной рынок» (с включением проблемных ситуаций «Где купить мед?», «Удачная покупка», «Выгодный заказ» и пр.).

В этом направлении проводится и деятельность по созданию рекламы: «Если это ваш бизнес, то важно выгодно продать товар»; «Знаешь, что еще привлекает внимание покупателей? Реклама».

Реклама может быть любой – и кричалкой, и песней, и танцем. Тут же дети знакомятся с тем, откуда берется реклама (рекламные агентства), какова её цель, кто принимает участие в создании рекламы (писатели, художники, артисты, животные, дети).

  1. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей.

Чтение является основной формой восприятия художественной литературы.

Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.

Примерные темы:

    • труд – основа жизни;
    • работать и зарабатывать;
    • как придумали деньги;
    • какие бывают деньги;
    • как они выглядят и откуда берутся;
    • как деньги попадают к нам в дом;
    • как складывается стоимость товара;
    • реклама;
    • долги;
    • тратим разумно;
    • экономим;
    • все по плану;
    • жадность и пр.
  1. Проектное обучение – организация проектной деятельности воспитанников, тип деятельности, нацеленный на создание будущей новой системы (вещи, инструмента или организации работ) для решения какой-либо практически значимой задачи (проблемы), оканчивающийся созданием продукта (вещи, инструмента или организации работ). Предъявляемым результатом проектной деятельности является подробное описание решения какой-либо задачи или проблемы.

В организации проектной деятельности важны два аспекта: проектно-целевой и процессуальный.

Первый аспект – образ нового продукта (вещи, инструмента, организации работ), необходимого для решения проблемы.

Второй аспект – планирование, организация и осуществление деятельности от идеи до материального воплощения.

В ходе проектной деятельности дошкольники учатся на практике применять знания из одной или нескольких образовательных областей.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Почему полезно и почетно трудиться?», «Труд – наше богатство», «Что такое экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?»

  1. Технология «Ситуация месяца» (Гришаевой Н. П.) позволяет заложить базовые модели социальных ролей (я – член коллектива, я – горожанин (житель села), я – житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я – россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми; включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины, беседы, драматизацию и др.

Заключительные праздники по ситуации позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течение месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в …» могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

  1. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. В них происходит интеграция таких образовательных областей, как: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
  2. Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребенка; возможность для обсуждения и советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, планировать, занимать и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
  3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера. Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением ТРИЗовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Используются: метод проблемных ситуаций, метод исследовательских ситуаций, ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.

  1. Моделирование является одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Использование моделирования в формировании ОФГ: предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве с профессиями, изображение денег и т.д.; предметно-схематические модели по Т. А. Ткаченко; графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессии.

  1. Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя финансовые задания, например: трудовая деятельность для ярмарки, выполнение трудовых заданий, игровая деятельность на тему экономики и финансов (настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры – разновозрастное общение), чтение, пересказ, изобразительная деятельность (раскрасить, обвести и т.д.), конструирование по чертежу Банка, банкомата и т.д., нахождение в песочницах монет, мастер-классы. В конце предполагается обязательный рефлексивный круг (Где был? Что запомнилось? Хочешь ли еще сюда прийти? и т.д.). Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
  2. Технологии Н. А. Коротковой «Путешествие по карте-панно “Река времени”» и «Путешествие по карте». По карте-панно можно проследить историю денег, торговли, профессий, а по географической карте отправиться в разные страны и познакомиться там с финансовой жизнью, деньгами, финансовыми привычками и т.д.
  3. Технология Интеллект-карты Тони Бьюзена. Основной темой карты может быть: «Семейный бюджет», «Деньги», «Все работы хороши» и пр. Метод мыслительных (ментальных) карт Тони Бьюзена – это удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания.
  4. Коллекционирование. Собирая, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.). Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции, а также к уже действующей коллекции: вместе с ребенком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать.

Периодически коллекцию можно «переоформлять» – классифицировать по разным признакам. У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Рассказы о предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали.

  1. Создание мультфильмов в ДОУ. С появлением современных технологий увлекательный мир анимации стал доступен для всех, в том числе и для дошкольников. Во многих садах сейчас активно внедряется создание мультфильмов (пластилиновых, из рисунков, из лего-конструктора и т.д.) Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом подходе интерес к мультфильмам можно использовать и как средство формирования ОФГ – создавать мультфильмы по придуманным стихам и сказкам или по сказкам, предложенным в методической литературе.
  2. Фильмы познавательного содержания и мультфильмы. Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тетушки Совы», «Фиксики» и др.
  3. Виртуальные прогулки и экскурсии в детском саду. Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО – мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных средств позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать его внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные образы в виде схем, рисунков, графических композиций.

В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные объекты (музеи, учебные заведения). Наглядный материал в слайд-шоу позволяет выстроить объяснение логично, научно, при этом включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников.

С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке земного шара и не один раз. Провести экскурсию можно разными способами:

  • фотопутешествие (с каким-либо героем);
  • видеоэкскурсия, проводимая ребенком, членами его семьи (комментарии);
  • видеопутешествие (какой-либо семьи).

Во время виртуальных экскурсий необходимо использовать прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. Но ведущим видом деятельности является наблюдение.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

  1. Кейс-метод. С помощью кейсов старшие дошкольники самостоятельно изучают познавательный материал, финансовые ситуации и решают, как надо действовать. Материалы кейса должны не просто описывать реальные жизненные ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов её решения.

Кейсы могут содержать комплекты проблемных картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, настольно-печатные познавательные экономические игры, головоломки, ребусы.

Задача детей – самостоятельно найти решение кейса. Необходимо дать возможность детям анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь воспитанникам, можно задавать вопросы, например: «Что в кейсе? О чем пойдет речь? В чем состоит проблема? Что может произойти? Как вы можете решить эту проблему?»

Этапы работы с кейсом:

    1. Разработать проблемную ситуацию.
    2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
    3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.
    4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, озвучить задание.
    5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
    6. Поддержать дискуссию в группах, помочь оценить решение ситуаций, которые предлагали дети.
    7. Выслушать, посмотреть, проверить решения детей.
    8. Подвести итоги.
  1. Маленький блогер – маленький финансист. Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы с воспитанниками – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят подписчиков с финансовыми инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием денег трудом и прочими основами финансовой грамотности.

Цель такой формы – обучение старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по финансовой грамотности в сети.

Организация работы с блогерами:

1 этап: организационный. Составляется тематический план видеороликов по итогам бесед с родителями. Происходит обучение педагогов работе с контентом.

2 этап: практический. Проведение познавательного занятия по знакомству с профессией блогера. Разработка совместно с родителями сценария ролика. Проведение педагогом-психологом психологических упражнений для снятия напряжения перед камерой, расслабления, концентрации внимания. Выполнение упражнений для развития актерского мастерства. Организуется репетиция сценария.

3 этап: итоговый. Редактирование записанных видеороликов и размещение на видеохостинге Youtube и в социальных сетях.

Занятие 9. Современные практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) дошкольников. Это важно, поскольку семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создавать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначального знакомства ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

  • кто и как зарабатывает деньги в семье;
  • как формируется семейный бюджет;
  • как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое;
  • как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок;
  • как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

С этой целью ДОО должна:

  • быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
  • предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
  • разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
  • предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
  • по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания – это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду других людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Совместное планирование помогает облегчить основные процессы, связанные с общественным поведением, образованием и воспитанием детей. По мере того, как педагог готовится к обучению детей, важно, чтобы он осознавал тот факт, что обучение начинается не с того момента, когда ребенок приходит в группу. Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, станет основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения. Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является воспитание образованного ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

В содержание работы с родителями входят:

  1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.
  2. Изучение и учет интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Все это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
  3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.
  4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей и т.д. Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей.

    Важно, чтобы ребенок извлек из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.

  1. Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены. Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и на практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда осознается ребенком, не всегда интересен и понятен ему (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

  1. Гость во время встречи рассказывает обо всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
  2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
  3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

  • профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
  • домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п.;
  • труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.;
  • хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т.п.), увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.), занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.
  1. Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».
  2. Изготовление семейных экономических газет.
  3. Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т.д.
  4. Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».
  5. «Брейн-ринг». В игре принимают участие две команды. После того, как ведущий задает вопрос, начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает версию. В случае верного ответа он приносит одно очко команде, в случае неверного – очередь отвечать переходит к соперникам. Для победы необходимо набрать 5 очков.
  6. Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции интернет-технологий в образовательную деятельность.

В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путем выполнения заданий различных типов.

  1. Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия, собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и показать себя настоящим магистром семейного бюджета.

На каждом этапе жизни человек испытывает различные финансовые потребности. В детстве мы только узнаем, что такое деньги и откуда они берутся, в молодости задумываемся о получении образования, старте карьеры, а в зрелом возрасте важно знать, как сохранить накопления и приумножить сбережения. Все эти аспекты найдут свое отражение в бесплатных активностях.

На площадке мероприятия могут быть организованы следующие бесплатные активности на тему финансовой грамотности:

  • лекции и мастер-классы известных финансовых экспертов;
  • командные и семейные игры;
  • мастер-классы по изготовлению поделок;
  • ярмарка, где за фестивальную валюту можно будет выгодно их продать;
  • магазин с ассортиментом из подарков и сувениров, в котором можно потратить заработанные фестивальные деньги;
  • презентации лучших проектов Минфина России;
  • лекции с открытыми дискуссиями для родителей;
  • юридические консультации для взрослых;
  • образовательные спектакли для всей семьи, мюзиклы;
  • мультфильмы;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • выставка об истории денег и многое другое.

Участие в фестивале позволяет детям научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество.

Занятие 10. Ожидаемые результаты работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы, дошкольная образовательная организация должна придерживаться целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Личностные результаты

В итоге освоения Программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольник сможет:

  • разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
  • четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
  • обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладать чувством собственного достоинства, иметь начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
  • знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), уметь ценить результаты труда, делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
  • осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты

По завершении дошкольного этапа образования ребенок должен:

  • освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
  • научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия «хочу» и «могу». Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
  • освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары, книжки), денежные средства и пр.;
  • приобрести нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами;
  • овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
  • уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты.

Очень важно учитывать, что целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо принимать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Занятие 11. Проектирование курса введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО

Организация работы по курсу основ финансовой грамотности с учетом ФГОС ДО может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОО, и представляет собой целостную систему. Одним из условий успешного формирования экономических представлений у дошкольников является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально.

Наиболее эффективное воспитание финансовой культуры возможно при правильной организации познавательной деятельности детей.

Основные идеи курса:

  1. Общая культура личности дошкольника.
  2. Финансовая культура дошкольника. Первичные финансовые представления. Личностные качества: трудолюбие, желание учиться, ответственность, готовность принимать рациональные финансовые решения.
  3. Финансовая грамотность дошкольника: первичные финансовые представления.

Личностные качества: бережливость, смекалка, умение планировать, инициативность, дисциплинированность, грамотное финансовое поведение.

Критерии отбора материала:

  • финансово-экономическая направленность;
  • интегративность, доступность, наглядность, занимательность;
  • воспитательная и нравственная ценность;
  • возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Специфика организации занятий по курсу:

  • небольшая продолжительность занятия – 25-30 минут;
  • небольшая продолжительность в течение недели (1 занятие);
  • проведение физкультурных минуток и психогимнастических упражнений.

Основу организации образовательного процесса должны определять:

  • игра как ведущий вид деятельности ребенка;
  • обеспечение двигательной активности детей;
  • применение наглядности;
  • создание развивающей предметной среды;
  • широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение детей;
  • закрепление понятий в деятельности;
  • введение элементов проблемности;
  • диалогическая форма общения;
  • привлечение родителей к финансовому воспитанию детей.

Важным компонентом процесса формирования экономических представлений у детей является его содержание. Содержание включает систему экономических представлений из различных сфер рыночной экономики, таких как: производственно-технологическая, товарно-денежная, государственно-юридическая, нравственно-этическая, информационно-организаторская.

Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».

Занятие 12. Диагностика элементарных финансовых знаний у детей дошкольного возраста

При реализации программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей (текущий мониторинг), а также оценка изменения поведения детей путем проведения обсуждений и анкетирования с родителями.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий).

Знания основ финансовой грамотности детьми дошкольного возраста выражаются в их аналитико-синтетических умениях, способности к обобщениям и классификации, в умении решать занимательные задачи с экономическим содержанием и применять полученные знания в новой ситуации, т.е. в финансовой компетенции воспитанников.

Педагогическая диагностика К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой отражает систему четких оценочных параметров, которые соотнесены с задачами программы «Дошкольная экономика», и предназначена для анализа и оценки результатов освоения программного материала каждым ребенком.

Диагностика проводится на основании наблюдений за детьми в естественной среде группы – в играх, в ходе образовательных занятий, самостоятельной деятельности и реализации проектов совместно со взрослыми – и осуществляется в процессе:

  • бесед в русле проблемных ситуаций;
  • ролевого обыгрывания детьми жизненных ситуаций «Доход», «Расход», «Семейный бюджет»;
  • рассуждений ребенка с опорой на личный опыт в семье;
  • бесед по смысловому содержанию прочитанной детской художественной литературы;
  • дидактических игр;
  • экспериментов;
  • обсуждения проблемных вопросов, направленных на понимание ребенком смысла и значения элементарных экономических понятий и терминов;
  • отгадывания загадок;
  • ведения ребенком дневника «Семейный бюджет» (с привлечением родителей);
  • анализа продуктов детской деятельности.

Дополнительные материалы

Методические пособия и разработки

Детские видеоматериалы

Анимированные презентации для детей

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является:
Финансовая грамотность включает в себя (один или несколько вариантов ответа):
Содержание базовой составляющей финансовой грамотности НЕ определяется формированием функциональной финансовой грамотности в следующих областях:
В структуре финансовой грамотности выделяют следующие компоненты:
Предметно-пространственная экономическая среда должна включать следующие зоны:
При реализации программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников педагогом может проводиться оценка _______ (текущий мониторинг), а также оценка изменения поведения детей путем проведения обсуждений и анкетирования _____.
Согласно комплексному подходу к определению и содержанию финансовой грамотности, финансовая грамотность – это:
ФГОС ДО включает в себя требования к формированию общей культуры личности детей, включая основы финансовой грамотности, формирование нравственных качеств, самостоятельности и инициативности. Верно ли это утверждение?
К личностным результатам освоение программы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников НЕ относится:
Педагогика определяет финансовую грамотность как:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!