Внедрение Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: требования и особенности организации образовательного процесса

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: получение педагогами новой компетенции, необходимой для реализации адаптированных программ дошкольного образования в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования.

Объем:  72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  1. Содержание и особенности ФАОП ДО, сопутствующие нормативные документы и сроки.
  2. Принципы реализации образовательного процесса в соответствии с ФАОП ДО.

Уметь:

  1. Корректировать имеющиеся программы с учетом требований ФАОП ДО.
  2. Строить дорожную карту перехода на ФАОП ДО.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФАОП ДО.
  • Навыки построения дорожной карты перехода на ФАОП ДО в соответствии с законодательством.
  • Навыки корректировки имеющихся программ с учетом обновленных требований.

Программа

Занятие 1. Общие нормативные положения о ФАОП ДО

ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования) утверждена 24 ноября 2022 года и вступила в силу 7 февраля 2023 года.

Дошкольное образование должно быть реализовано в соответствии с ФАОП ДО с 1 сентября 2023 года.

Главное назначение ФОП ДО ОВЗ – дать целевые ориентиры и минимальное содержание для АОП ДО. Разработчики составили её по модульной структуре. Каждый подраздел содержит особенности по отдельной нозологии воспитанников. В итоге сады самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (АОП ДО) для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, а именно:

  • АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
  • АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
  • АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  • АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;
  • АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
  • АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Разработчики отмечают, что ФОП ДО ОВЗ носит рамочный характер. При этом модульный характер содержания ФАОП позволяет конструировать АОП с учетом особенностей воспитанников. Структура ФОП ДО традиционная и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) разработанной Организациями АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Программы.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.

Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ; определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная образовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать адаптированные основные образовательные программы дошкольной образовательной организации для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Занятие 2. Структура ФАОП ДО

ФАОП ДО состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.

Целевой раздел ФАОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет её цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел ФАОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. Кроме того, раздел включает информацию о формах, способах, методах и средствах реализации программы, которые отражают такие аспекты образовательной среды, как:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия с педагогическим работником;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношения ребенка к миру, к другим людям, к себе;
  • содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программа коррекционно-развивающей работы).

Организационный раздел ФАОП ДО содержит:

  • психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы;
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной организации.

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

  • предметная;
  • игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми);
  • познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).

А также с учетом таких видов активности ребенка, как:

  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.

Программа коррекционно-развивающей работы:

  1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.
  2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
  3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

Программа обеспечивает достижение планируемых результатов дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от её общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от её общего объема.

В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации основной образовательной программы Организации. Система оценки качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

Программы для разных нозологических групп должны разрабатываться с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся указанных групп.

Занятие 3. Целевой раздел Программы

Цель реализации Программы – обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

  • реализация содержания АОП ДО;
  • коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих общих принципах:

  1. Поддержка разнообразия детства.
  2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
  3. Позитивная социализация ребенка.
  4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и обучающихся.
  5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  6. Сотрудничество Организации с семьей.
  7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Целевой раздел включает ориентиры для групп обучающихся, исходя из особенностей психофизического развития:

  • для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
  • для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
  • для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для обучающихся с задержкой психического развития;
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
  • для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Занятие 4. Содержательный раздел Программы

В содержательном разделе Программы представлены:

  1. Описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ в пяти образовательных областях: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития обучающихся дошкольного возраста), представленные в комплексных и парциальных программах, на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе развивающей предметно-пространственной.
  2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.
  3. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ОВЗ.

Способы реализации образовательной деятельности определяются:

  • климатическими условиями;
  • социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации;
  • местом расположения Организации;
  • педагогическим коллективом Организации.

При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования обучающихся с ОВЗ и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития обучающихся с ОВЗ, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи обучающихся.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация АОП ДО для обучающихся, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности обучающихся в соответствии с их психофизическими особенностями, включая направления развития ребенка, представленные в пяти образовательным областях:

  • социально-коммуникативном развитии;
  • познавательном развитии;
  • речевом развитии;
  • художественно-эстетическом развитии;
  • физическом развитии.

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста обучающихся с ОВЗ, состава групп, особенностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей).

Занятие 5. Организационный раздел. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ

Раздел содержит психолого-педагогические условия достижения запланированных результатов развития и обучения ребенка с ОВЗ, исходя из его психофизических особенностей.

Направления представлены по группам:

  • для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
  • для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
  • для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для обучающихся с задержкой психического развития;
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
  • для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Также обязательным условием является соблюдение рекомендаций педиатра, сурдолога, офтальмолога, невролога, врача-ортопеда, инструктора ЛФК. Рекомендации специалистов учитываются при определении сенсорного и двигательного режима, позы (положения тела) ребенка на развивающих занятиях и во время свободной деятельности.

Образовательные цели, задачи и содержание обучения обсуждаются, утверждаются и реализуются с участием родителей (законных представителей). Активное включение семьи в образовательный процесс является необходимым условием полноценного психического развития ребенка с ОВЗ, поэтому особое значение имеет последовательное повышение у родственников педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания ребенка с целью оптимизации социальной ситуации развития.

Занятие 6. Общие принципы реализации программы воспитания

Программа воспитания Организации реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад Организации направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования, а именно:

  1. Обеспечение личностно-развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
  2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
  3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания.
  4. Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных).

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела Программы.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений, учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни Организации.

Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой Организации и быть принят всеми участниками образовательных отношений.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от педагогического работника», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;
  • «от совместной деятельности ребенка с ОВЗ и педагогического работника», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка с ОВЗ через специально организованное педагогическое взаимодействие ребенка с ОВЗ и педагогического работника, обеспечивающее достижение поставленных воспитательных целей;
  • «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой.

Занятие 7. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения и слуха

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха

  1. Налаживание сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с нарушениями слуха: организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации (далее – КИ); оказанию психолого-педагогической, сурдологической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профильные медицинские центры, центры реабилитации слуха, сурдологические кабинеты).
  2. Индивидуализация дошкольного образования глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обучающихся с КИ открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  3. Развивающее вариативное образование: содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и потенциальных возможностей ребенка.
  4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся тесно связано с двигательным, речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым. Содержание образования в каждой области тесно связано с другими областями.
  5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу, при этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения

  1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с нарушениями зрения: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, оказанию психолого-педагогической, тифлопедагогической и медицинской поддержки в случае необходимости (центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
  2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования слепых, слабовидящих, обучающихся с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  3. Развивающее вариативное образование: содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и потенциальных зрительных возможностей ребенка.
  4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся с нарушениями зрения посредством различных видов детской деятельности. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие слепых, слабовидящих, обучающихся с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) тесно связано с речевым, социально-коммуникативным, художественно-эстетическим, физическим развитием, предметно-пространственной ориентировкой, зрительным восприятием. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями.
  5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу, за ней остается право выбора способов достижения целей, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
  6. Принцип научной обоснованности и практического применения тифлопсихологических и тифлопедагогических изысканий в области особенностей развития обучающихся с нарушениями зрения, коррекционной, компенсаторно-развивающей, коррекционно-развивающей работы с данной категорией обучающихся: адаптированная программа определяет и раскрывает специфику образовательной среды во всех её составляющих в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями обучающихся с нарушениями зрения и их особыми образовательными потребностями:
  • развивающее предметное содержание образовательных областей, введение в содержание образовательной деятельности специфических разделов педагогической деятельности;
  • создание востребованной детьми с нарушениями зрения развивающей предметно-пространственной среды;
  • обеспечение адекватного взаимодействия зрячих педагогических работников с ребенком с нарушениями зрения;
  • коррекционно-развивающую работу.

Занятие 8. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР и НОДА

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР

  1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
  2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса ребенка и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  3. Развивающее вариативное образование предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
  4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста.
  5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с НОДА

  1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с нарушениями зрения: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профильные медицинские центры, неврологические и ортопедические клиники).
  2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с НОДА предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка (с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью), учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  3. Развивающее вариативное образование предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и потенциальных возможностей ребенка.
  4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком отдельно, в форме изолированных занятий по модели учебных предметов в школе. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с НОДА тесно связано с двигательным, речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с НОДА раннего и дошкольного возраста.
  5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Занятие 9. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР и РАС

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР

  1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
  2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития, различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
  3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка с ЗПР.
  4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.
  5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития.

Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями.

Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы, с одной стороны, опираются на возрастные нормативы развития, а с другой – выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности обучающихся с ЗПР.

  1. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
  2. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста. Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт).
  3. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему – с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При разработке Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
  4. Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей дошкольника.
  5. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с РАС

  1. Особенности восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик окружающего лежат в основе трудностей ориентировки во времени (вчера – сегодня – завтра, сначала – потом), искажения процессов формирования и использования опыта, процессов воображения (символизации). Впечатления накапливаются, но не становятся опытом в традиционном смысле этого слова, то есть основой для решения грядущих жизненных задач. Обладая информацией, иногда очень большой, человек с аутизмом не может выбрать (и тем более использовать) то, что соответствует заданному – потребности, необходимости, желанию.
  2. Основные проявления нарушений пространственно-временных характеристик окружающего у людей с РАС:
  • фрагментарность восприятия:

а) интрамодальная (трудности формирования мономодального сенсорного образа – зрительного, звукового);

б) межмодальная (трудности формирования полисенсорного образа);

в) в рамках феномена слабости центральной когеренции (фиксация на мелких деталях при трудности или невозможности формирования целостного образа);

  • симультанность восприятия;
  • трудности восприятия сукцессивно организованных процессов.

Коррекционная работа по каждому из этих пунктов (или их сочетанию) предполагает целый спектр методических решений:

  • специальные занятия, направленные на формирование целостного сенсорного образа;
  • организация сенсорного пространства и выбор стимульного и дидактического материала в соответствии с уровнем сензитивности по соответствующим сенсорным каналам.
  1. Развитие социального взаимодействия, коммуникации и её форм: большинство используемых методических подходов так или иначе преследует эти цели. Приемы и методы, включенные в этот перечень, ориентированы на обучающихся с разной степенью выраженности аутистических расстройств и разным их профилем, используют различную техническую базу, и для каждого существуют определенные показания к применению, условия использования, возможные и нежелательные сочетания с другими подходами.
  2. Важным аспектом и одновременно предпосылкой социального взаимодействия является нарушенная при РАС способность понимать мотивы поведения, причины поступков и действий других людей; способность предвосхищать, предугадывать их действия и поведение, предполагать их возможные последствия и результаты. Без таких возможностей другой человек становится для ребенка с РАС непредсказуемым, взаимодействие с ним может невольно индуцировать защитные реакции (включая страхи, агрессию, стереотипные формы поведения), что часто становится причиной тех или иных форм проблемного поведения и социальной дезадаптации.

Развитие способности к репрезентации психической жизни других людей происходит только параллельно с развитием социального взаимодействия и коммуникации. Это процесс постепенный, требующий постоянного учета возможностей ребенка с РАС на данный момент, особенностей его мотивационной сферы.

  1. Особенности проблемного поведения ребенка с РАС разнообразны: агрессия и аутоагрессия, аффективные вспышки, неадекватные смех, плач, крик, различного рода стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные, речевые). Такие поведенческие проявления препятствуют развитию ребенка, затрудняют (при резкой выраженности делают фактически невозможным) учебный процесс и само взаимодействие с другими людьми. Коррекция проблемного поведения – не только один из важнейших разделов комплексной коррекции аутистических расстройств, но часто и в значительной степени условие работы по другим направлениям.

Коррекция проблем поведения по возможности должна начинаться в наиболее раннем возрасте (желательно не позднее 2-3 лет), что позволяет в части случаев смягчить поведенческие проблемы, а в некоторых случаях, возможно, и предупредить развитие некоторых из них.

  1. Отмеченные особые образовательные потребности отражают специфические для РАС проблемы воспитания и обучения, однако, помимо них, трудности образовательного процесса могут быть связаны со следствиями особых образовательных потребностей (например, искажение и задержка речевого развития в силу невозможности восприятия сукцессивно организованных процессов), а также с коморбидными расстройствами. Это полностью согласуется с практикой: как правило, у ребенка с РАС помимо сугубо аутистических проявлений могут быть и другие, свойственные не только аутизму, расстройства (интеллектуальные, речевые, сенсорные, двигательные).
  2. Определение стратегии коррекционной работы затруднена и тем, что природа отдельных нарушений может быть сложной: например, мутизм может быть связан одновременно с аутистическим искажением речевого развития, выраженной умственной отсталостью и сенсомоторной алалией, а интеллектуальная недостаточность может включать в себя как обусловленный аутизмом синдром «олиго-плюс», так и классическую органически обусловленную умственную отсталость. Без учета структуры нарушений возможный уровень эффективности лечебно-коррекционной работы не может быть достигнут. Сложная структура нарушений при РАС требует от специалиста широких коррекционно-педагогических компетенций.
  3. Нарушения восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик ближе к основному нарушению (расстройствам функций тонического блока мозга). Соответственно, здесь могут использоваться методы и компенсации, и коррекции; чаще, чем при нарушениях более высокого уровня, возникает необходимость медикаментозной терапии. Из классических признаков РАС ближе всех к основному нарушению стереотипии компенсаторного и гиперкомпенсаторно-аутостимуляционного характера и, отчасти, кататонический вариант стереотипии.
  4. Другие формы проблемного поведения (агрессия, аутоагрессия, аффективные вспышки, неадекватные крик, смех, плач, негативизм) также различны по генезу, но чаще всего относятся к продуктивным расстройствам вторичного уровня клинико-психологической структуры РАС. Именно в связи с этим на первом плане в коррекции этих проявлений – психолого-педагогические методы, при необходимости в сочетании с психофармакотерапией.
  5. Нарушения коммуникации и социального взаимодействия – сложные психологические образования, их квалификация может быть самой разной и требует исключительно индивидуального подхода.

Подготовка к определению стратегии образовательных мероприятий должна включать:

  • выделение проблем ребенка, требующих комплексной коррекции;
  • квалификацию каждой из этих проблем как вида особой образовательной потребности, уровня нарушений в клинико-психологической структуре, характера коморбидности (случайная или патогенетически обусловленная);
  • выявление ведущего уровня нарушений в клинико-психологической структуре;
  • определение образовательной траектории (по содержательному, деятельностному и процессуальному направлениям);
  • мониторинг реализации принятой индивидуальной коррекционно-образовательной программы.

Занятие 10. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с УО и ТМНР

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с УО

  1. Принцип учета единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
  2. Принцип учета закономерностей развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде.
  3. Принцип определения базовых достижений ребенка с интеллектуальными нарушениями в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционной работы, направленной на раскрытие потенциальных возможностей его развития.
  4. Принцип учета развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка, на учете соотношения актуального уровня развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
  5. Принцип учета приоритетности формирования способов усвоения общественного опыта ребенком (в том числе и элементов учебной деятельности) как одной из ведущих задач обучения, которое является ключом к его развитию и раскрытию потенциальных возможностей и способностей.
  6. Принцип обогащения традиционных видов детской деятельности новым содержанием.
  7. Принцип стимуляции эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности обучающихся, общения и воспитания адекватного поведения.
  8. Принцип расширения форм взаимодействия педагогических работников с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
  9. Принцип учета роли родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогической работе.
  10. Принцип учета анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи.

Подходы к формированию адаптированных программ для обучающихся с УО:

  • деятельностный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы с ребенком;
  • личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

Содержание программы учитывает личностную направленность педагогического взаимодействия и приоритеты социализации ребенка. В связи с этим важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление социальной недостаточности ребенка.

Специфические принципы и подходы к АОП ДО для обучающихся с ТМНР

  1. Положение ведущей роли социальных условий среды и социальной ситуации развития для всех динамических изменений, происходящих в психическом развитии ребенка на любом возрастном этапе, когда социальные факторы рассматриваются как основные детерминанты детского развития.
  2. Идея о «смысловом строении сознания» – чувственный и практический опыт имеют ведущее значение в формировании сугубо индивидуального «смыслообраза мира» у ребенка.
  3. Теория комплексного сенсорного воздействия за счет использования специальных технических средств, методов и приемов для раздражения проводящих путей, чувствительных областей коры головного мозга и формирования межнейронных связей как основы развития высших психических функций.
  4. Теория имитации и подражания, а также последовательного формирования умственных действий.
  5. Теория деятельности с акцентом на ориентировочную и поисково-исследовательскую деятельность, в процессе которой формируется восприятие и осваиваются социальные способы действий с предметами, закладывается системная и полисенсорная основа познания.
  6. Стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности обучающихся, общения и воспитания адекватного поведения.
  7. Положение о социальной природе вторичных нарушений в развитии у обучающихся и теория социальной компенсации.
  8. Принцип комплексного воздействия, то есть научно обоснованное сочетание коррекционно-педагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР и медицинских мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).
  9. Принцип единства диагностики и содержания коррекционно-педагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР, когда основой содержания коррекционно-педагогической помощи становятся результаты всестороннего анализа состояния психического и физического развития.
  10. Этиопатогенетический принцип, при котором форма, методы и содержание коррекционно-педагогической работы подбираются с учетом этиологии (причины), патогенеза (механизмов), тяжести и структуры нарушений здоровья и психофизического развития ребенка.
  11. Принцип эмоциональной насыщенности и коммуникативной направленности, означающий, что коррекционно-развивающая работа должна быть ориентирована на закономерности коммуникативного процесса. Освоение средств общения для многих обучающихся со сложными нарушениями предполагает использование разнообразных невербальных и вербальных средств с постепенным усложнением различных форм символизации – от реальных предметов к предметам-символам, картинкам или барельефам, естественным и специальным жестам, табличкам с написанными словами и фразами, устной, дактильной речи.
  12. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, когда специальные средства, методы и приемы обучения используются как для формирования у обучающихся с ТМНР новых, более совершенных психологических достижений, механизмов компенсации, так и для развития функциональных возможностей анализаторов, коррекции нарушений поведения.
  13. Положение о совместно-разделенной деятельности педагогического работника и ребенка с ТМНР, что предполагает последовательную смену формы взаимодействия (при постепенной передаче инициативы от педагогического работника к ребенку) от совместной деятельности к совместно-разделенной, а затем самостоятельной деятельности ребенка с помощью или под контролем педагогического работника.
  14. Принцип социально адаптирующей направленности образования заключается в том, что коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ТМНР максимально возможной самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.
  15. Принцип организованного взаимодействия с семьей предполагает, что перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
  16. Принцип полноты содержания и интеграции отдельных образовательных областей заключается в том, что деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком отдельно, в форме изолированных занятий по модели учебных предметов в школе. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТМНР дошкольного возраста.
  17. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
  18. Принцип единства развивающих, профилактических и коррекционных задач в образовании ребенка с ТМНР.

Занятие 11. Особенности реализации воспитательного процесса

В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОУ отображены:

  • региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения Организации;
  • значимые в аспекте воспитания проекты и программы, в которых уже участвует Организация, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные;
  • значимые в аспекте воспитания проекты и программы, в которых Организация намерена принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные;
  • ключевые элементы уклада Организации;
  • наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий значимой в аспекте воспитания деятельности, потенциальных «точек роста»;
  • существенные отличия Организации от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
  • особенности значимого в аспекте воспитания взаимодействия с социальными партнерами Организации;
  • особенности Организации, связанные с работой с детьми с ОВЗ, в том числе с инвалидностью.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ОВЗ в процессе реализации Программы воспитания

В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения Организации.

Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада Организации, в которой строится воспитательная работа.

Разработчикам рабочей программы воспитания необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в Организации при построении сотрудничества педагогических работников и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы.

Занятие 12. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ОВЗ дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Стандарте, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Направления воспитания согласно ФАОП ДО

Направление воспитания КонцепцияОсобенности воспитательной работы
Патриотическое

Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия и её уклада, особенностей образа жизни, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, о духовных и культурных традициях и достижениях многонационального народа России;
  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Социальное

Семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок с ОВЗ открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника с ОВЗ заключается в формировании ценностного отношения обучающегося к семье, другому человеку; в развитии дружелюбия, в создании условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания:

  1. Формирование у ребенка с ОВЗ представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми; ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, её героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих обучающихся с ОВЗ в группе в различных ситуациях.
  2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
ПознавательноеЗначимым для воспитания ребенка с ОВЗ является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ совместно с педагогическим работником;
  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
Физическое и оздоровительное

Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.

Физическое развитие и освоение ребенком с ОВЗ своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнения бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, занятий спортом, прогулок (ценность – «здоровье»).

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания обучающихся с ОВЗ (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, создание условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
  • Направления деятельности воспитателя:
  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-педагогических проектов по здоровому образу жизни;
  • введение оздоровительных традиций в Организации.
ТрудовоеЦель: формирование ценностного отношения обучающихся к труду, трудолюбия, а также приобщение ребенка к труду (ценность – «труд»).

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Ознакомление обучающихся с ОВЗ с видами труда педагогических работников и воспитание положительного отношения к их труду, познание детьми явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности педагогических работников и труда самих обучающихся с ОВЗ.
  2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
  3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

  • показать детям с ОВЗ необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
  • воспитывать у ребенка с ОВЗ бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей (законных представителей), других людей), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
  • предоставлять детям с ОВЗ самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у обучающихся с ОВЗ соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
 Этико-эстетическоеЦель: формирование конкретных представлений о культуре поведения (ценности – «культура» и «красота»).

Чтобы формировать у обучающихся с ОВЗ культуру поведения, воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • учить обучающихся с ОВЗ уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
  • воспитывать культуру общения ребенка с ОВЗ, выражающуюся в общительности, этикете вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
  • воспитывать культуру речи: учить называть педагогических работников на «вы» и по имени и отчеству, не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
  • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом Организации;
  • развивать умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать её, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Занятие 13. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее – ППРОС) в Организации должна обеспечивать реализацию АОП ДО, разработанных в соответствии с Программой. Организация имеет право самостоятельно проектировать ППРОС с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

В соответствии со Стандартом ППРОС Организации должна обеспечивать и гарантировать:

  1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия обучающихся с ОВЗ, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям; формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии обучающихся друг с другом и в коллективной работе.
  2. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для осуществления образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  3. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и с педагогическими работниками, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
  4. Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов.
  5. Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания обучающихся, охраны и укрепления их здоровья, а также поддержку образовательных инициатив внутри семьи.
  6. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогических работников с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития обучающихся).

ППРОС Организации создается педагогическими работниками для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов через поддержку формирования его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета).

Для выполнения этой задачи ППРОС должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной и динамичной: включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики обучающихся с ОВЗ, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие обучающихся во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Игрушки должны обладать динамическими свойствами – подвижностью частей, возможностью собрать, разобрать, возможностью комбинирования деталей, возможностью самовыражения обучающихся.
  2. Трансформируемой: обеспечивать возможность изменений ППРОС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей обучающихся.
  3. Полифункциональной: обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
  4. Доступной: предоставлять обучающимся, в том числе обучающимся с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом уровня развития познавательных психических процессов ребенка, стимулировать познавательную и речевую деятельность обучающегося с ОВЗ, создавать необходимые условия для их самостоятельной, в том числе речевой, активности.
  5. Безопасной: все элементы ППРОС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. При проектировании ППРОС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации в заданных Стандартом образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
  6. Эстетичной: все элементы ППРОС должны быть привлекательны – так, игрушки не должны содержать ошибок в конструкции, должны способствовать формированию основ эстетического вкуса ребенка, приобщать его к миру искусства.

ППРОС в Организации призвана обеспечивать условия для эмоционального благополучия обучающихся различных нозологических групп, а также для комфортной работы педагогических кадров.

Занятие 14. Взаимодействие детей с ОВЗ с педагогическими работниками и предметно-пространственной средой

Спроектированная педагогическим работником образовательная ситуация является воспитательным событием. В каждом воспитательном событии педагогический работник продумывает смысл реальных и возможных действий обучающихся и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, любой режимный момент, традиции утренней встречи обучающихся, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты. Планируемые и подготовленные педагогическим работником воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Организации, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в Организации возможно в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры);
  • создание творческих детско-педагогических проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для обучающихся из соседней Организации).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогическому работнику создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами обучающихся, с каждым ребенком.

Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:

  • оформление помещений;
  • оборудование, в том числе специализированное оборудование для обучения и воспитания детей с ОВЗ;
  • игрушки.

Также ППС должна:

  • отражать ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком с ОВЗ;
  • включать знаки и символы государства, региона, города и организации;
  • отражать региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится Организация;
  • быть экологичной, природосообразной и безопасной;
  • обеспечивать ребенку с ОВЗ возможность общения, игры и совместной деятельности, отражать ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
  • обеспечивать ребенку с ОВЗ возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывать красоту знаний, необходимость научного познания, формировать научную картину мира;
  • обеспечивать ребенку с ОВЗ возможность посильного труда, а также отражать ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей обучающихся, героев труда, представителей профессий). Результаты труда ребенка с ОВЗ могут быть отражены и сохранены в среде;
  • обеспечивать ребенку с ОВЗ возможности для укрепления здоровья, раскрывать смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку с ОВЗ возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.

Занятие 15. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с детьми с ОВЗ

Инклюзия является ценностной основой уклада Организации и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

  1. На уровне уклада инклюзивное образование является нормой для воспитания, реализующей такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в Организации.
  2. На уровне воспитывающих сред ППС строится как максимально доступная для обучающихся с ОВЗ. Событийная воспитывающая среда Организации обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества, рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
  3. На уровне общности формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями (законными представителями), воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
  4. На уровне деятельностей педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах обучающихся, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
  5. На уровне событий проектирование педагогическим работником ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе обучающихся и педагогических работников.

Основными условиями реализации Программы воспитания в Организации являются:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
  • содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • формирование и поддержка инициативы обучающихся в различных видах детской деятельности;
  • активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях Организации являются:

  • формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей);
  • обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
  • расширение у обучающихся с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся с ОВЗ;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их эмоционального благополучия;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Занятие 16. Федеральный календарный план воспитательной работы

На основе Программы воспитания и Плана составляется календарный план воспитательной работы Организации. Организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания. План определяет перечень событий, которые могут стать основой для проведения воспитательных мероприятий с детьми.

Календарный план воспитательной работы разрабатывается в свободной форме с указанием:

  • содержания дел, событий, мероприятий;
  • участвующих дошкольных групп;
  • сроков проведения, в том числе сроков подготовки;
  • ответственных лиц.

Формы проведения избираются организацией самостоятельно в зависимости от задач воспитательной работы, возраста обучающихся, их погруженности в смысл праздника.

Дни рождения великих людей нашего Отечества включаются в календарь ситуативно, закрепляются в деятельности обучающихся (чтении, слушании музыки, проектной деятельности). Многие праздники могут включаться в календарь воспитательной работы регионально, опираясь на личный опыт ребенка дошкольного возраста, членов его семьи или историю региона.

Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.

Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами Организации.

Январь:

  • 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно).

Февраль:

  • 2 февраля: День победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
  • 8 февраля: День российской науки;
  • 21 февраля: Международный день родного языка;
  • 23 февраля: День защитника Отечества.

Март:

  • 8 марта: Международный женский день;
  • 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
  • 27 марта: Всемирный день театра.

Апрель:

  • 12 апреля: День космонавтики, День запуска СССР первого искусственного спутника Земли;
  • 22 апреля: Всемирный день Земли.

Май:

  • 1 мая: Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая: День Победы;
  • 13 мая: День основания Черноморского флота (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
  • 18 мая: День основания Балтийского флота (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
  • 19 мая: День детских общественных организаций России;
  • 24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь:

  • 1 июня: Международный день защиты детей;
  • 5 июня: День эколога;
  • 6 июня: День рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837), День русского языка;
  • 12 июня: День России.

Июль:

  • 8 июля: День семьи, любви и верности;
  • 30 июля: День Военно-морского флота (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно).

Август:

  • 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
  • 23 августа: День победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
  • 27 августа: День российского кино.

Сентябрь:

  • 1 сентября: День знаний;
  • 7 сентября: День Бородинского сражения (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
  • 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.

Октябрь:

  • 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
  • 5 октября: День учителя;
  • 16 октября: День отца в России.

Ноябрь:

  • 4 ноября: День народного единства;
  • 27 ноября: День матери в России;
  • 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

Декабрь:

  • 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и (или) ситуативно);
  • 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
  • 8 декабря: Международный день художника;
  • 9 декабря: День Героев Отечества;
  • 31 декабря: Новый год.

Занятие 17. Дорожная карта перехода на ФАОП ДО

План действий

I. Информационно-аналитический этап

  1. Прочитать текст построчно.
  2. Выделить смысловые блоки.
  3. Проанализировать преемственность задач (по возрастным группам) и их интеграцию (по образовательным областям).
  4. Сравнить имеющуюся адаптированную программу и Федеральную образовательную программу.
  5. Определить, какие разделы нуждаются в корректировке.
  6. Определить, потребуется ли новая программа.
  7. Составить индивидуальный план действий.

II. Этап разработки новой структуры АОП

  1. Включение «коллективного разума», создание рабочей группы перехода на ФАОП ДО.
  2. Отбор эффективных методик и технологий.
  3. Внесение изменений или разработка новой программы.

III. Защита или «общественная приемка» проекта программы

IV. Утверждение новой (скорректированной) адаптированной образовательной программы в ДОО (до 31 августа 2023 года)

V. Закупка методических и дидактических материалов

Дорожная карта ДОО по ознакомлению и введению ФАОП ДО

Цель разработки дорожной карты ДОУ: ознакомление педагогического состава с содержанием ФАОП ДО, подготовка и реализация перехода на работу по ФАОП ДО.

Структурные элементы дорожной карты:

  • Титульный лист.
  • Основные мероприятия.
  • Стандартные процедуры.
  • Сроки исполнения.
  • Ожидаемый результат.
  • Группа ответственных за исполнение.

Шаблон таблицы дорожной карты ДОО по ознакомлению и введению ФАОП ДО

№ п/пНаименование мероприятия, процедурыСроки исполненияОжидаемый результат Ответственный
     

Рекомендуемые этапы и процедуры дорожной карты ДОО:

I. Создание организационно-управленческих условий для ознакомления и внедрения ФАОП ДО

  1. Создание рабочей группы по ознакомлению и подготовке внедрения ФАОП ДО.
  2. Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по ознакомлению с Проектом ФАОП ДО.
  3. Ознакомление коллектива с Приказом Минобразования о внедрении ФАОП ДО и Проектом.
  4. Подготовка презентации по Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для показа на педагогическом совете.
  5. Предварительный анализ ресурсного обеспечения ФАОП ДО.
  6. Разработка плана методического сопровождения введения ФАОП ДО.
  7. Организация изучения, анализа и обсуждения членами Рабочей группы содержания Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
  8. Организация педагогического совета с целью ознакомления всего педагогического коллектива с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования.
  9. Организация методических совещаний, педагогических часов по изучению и проектированию ФАОП ДО.
  10. Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФАОП ДО.
  11. Организация работы по созданию адаптированной образовательной программы ДО в соответствии с ФАОП ДО.
  12. Обсуждение и утверждение адаптированной образовательной программы ДОУ.
  13. Обсуждение и утверждение рабочих программ педагогов ДОУ.
  14. Разработка и утверждение календарно-тематических планов педагогических работников на 2023-2024 учебный год.
  15. Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам педагогического сопровождения введения ФАОП ДО.
  16. Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОУ.
  17. Мониторинг введения ФАОП ДО.

II. Кадровое обеспечение внедрения ФАОП ДО

  1. Создание условий для прохождения педагогами курсов повышения квалификации по вопросам перехода на ФАОП ДО.
  2. Организация консультаций воспитателям по методическим проблемам, связанным с введением ФАОП ДО.
  3. Консультации специалистов ДОУ по вопросу Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
  4. Создание банка методических материалов по ФАОП ДО (содержание, традиции ДОО, региональный компонент, педагогические технологии, методы, средства, дидактический материал, верифицированные сервисы, диагностические материалы).
  5. Создание творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФАОП ДО.

III. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФАОП ДО

  1. Проведение диагностики готовности ДОУ к введению ФАОП ДО.
  2. Обеспечение обновления ДОУ в соответствии с требованиями ФАОП ДО к минимальной оснащенности учебного процесса.
  3. Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации АОП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.
  4. Обеспечение ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами АОП.
  5. Обеспечение педагогическим работникам, переходящим на ФАОП ДО, доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
  6. Создание на странице официального сайта ДОУ баннера, подраздела «ФАОП ДО» с методическими материалами.
  7. Создание банка полезных ссылок, сервисов.

IV. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФАОП ДО

  1. Скоростное подключение к интернету.
  2. Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФАОП ДО.
  3. Обновление технических средств обучения, программного обеспечения.
  4. Проведение родительских собраний по ознакомлению с ФАОП ДО.
  5. Обеспечение публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФАОП ДО.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

ФАОП ДО утверждена в ___ году:
Главное назначение Федеральной адаптированной образовательной программы:
Заполните пропуск: «_____ характер содержания ФАОП позволяет конструировать программу с учетом особенностей воспитанников».
Какой раздел НЕ включает ФАОП ДО?
Заполните пропуск: «Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, раскрыты в ____ разделе».
Программа коррекционно-развивающей работы является произвольной частью Федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ. Верно ли это утверждение?
Способы реализации образовательной деятельности определяются независимо от:
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО отображены:
Направления воспитания, согласно ФАОП ДО, не включают:
Заполните пропуск: «Организация ___ право самостоятельно проектировать ППРОС с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ».

 

Благодарим за участие!

Корзина