Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: совершенствование профессиональной компетенции педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Объем: 72 часа.

Программа:

Занятие 1. Актуальность современного патриотического воспитания.

Занятие 2. Нормативно-правовые документы в области патриотического воспитания дошкольников.

Занятие 3. Условия реализации программ патриотического воспитания в ДОО.

Занятие 4. Принципы патриотического воспитания.

Занятие 5. Психолого-педагогическая модель патриотического воспитания: аксиологический, феноменологический и методологический элементы.

Занятие 6. Формирование патриотизма у дошкольников.

Занятие 7. Этапы патриотического воспитания.

Занятие 8. Средства патриотического воспитания дошкольников.

Занятие 9. Методы патриотического воспитания.

Занятие 10. Патриотическое воспитание дошкольников средствами фольклора.

Занятие 11. Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание.

Занятие 12. Виртуальный познавательный туризм как форма патриотического воспитания.

Занятие 13. Формирование патриотизма у дошкольников посредством физической культуры и спорта.

Занятие 14. Формы и методы работы с родителями дошкольников по патриотическому воспитанию.

Формируемые знания и компетенции:

  • Понимание актуальности и современного состояния патриотического воспитания в ДОУ;
  • Понимание требований ФГОС ДО к патриотическому воспитанию.
  • Овладение основными направлениями государственной политики в области патриотического воспитания детей.
  • Развитие навыков подбора методов и форм патриотического воспитания в соответствии с задачей.
  • Овладение современными методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Занятие 1. Актуальность современного патриотического воспитания

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность. Одной из важнейших задач современного образования является гражданское становление подрастающего поколения. Поэтому любовь к родине необходимо начать прививать как можно раньше. Дошкольный возраст идеально подходит для старта работы в данном направлении, т.к. в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и восприимчивы.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только формирование привязанности к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отношения к работнику и результатам его труда, к защитникам отечества, государственным символам, традициям и праздникам. Это важно, поскольку каждый ребенок в первую очередь является гражданином своей страны.

Формирование человека как гражданина начинается с осознания им своей малой родины. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что ребенок видит перед собой; чему он удивляется и что находит отклик в его душе. Пусть многое из этого и не признается ребенком сознательно, но уже оказывает огромное влияние на формирование его патриотического сознания.

В педагогическом энциклопедическом словаре дается такое определения патриотизму: «Патриотизм – это любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде». С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели.

Что же касается понятия и содержания патриотического воспитания, то здесь существует несколько точек зрения. Они представлены в Таблице 1 (см. Таблица 1).

В соответствии с основными нормативными документами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»)  патриотическое воспитание выступает одним из основных направлений в достижении  высокого уровня духовно-нравственного развития у детей, в формировании чувства причастности к историко-культурной общности российского народа, в развитии у подрастающего поколения уважения к символам страны (герб, флаг, гимн), к историческим символам и памятникам Отечества.

Занятие 2. Нормативно-правовые документы в области патриотического воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание должно носить плановый, системный, постоянный характер, а также быть одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
  • ФГОС ДО;
  • другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее – Концепция) – документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.).

В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях реализации программы патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому и традициям России; повышение престижа государственной (особенно военной) службы.
  • Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем.
  • Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни; создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.
  • Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
  • Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга.
  • Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни; активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества.
  • Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости; развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания; условий, в которых оно проводится; особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Занятие 3. Условия реализации программ патриотического воспитания в ДОО

Патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, а также одно из приоритетных направлений рабочей программы воспитания в дошкольной образовательной организации.

Задачи патриотического воспитания ориентированы на:

  • формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
  • воспитание уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
  • воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Достижение результатов в рамках патриотического воспитания возможно при соблюдении определенных условий.

Условия приобщения к культурно-историческому наследию края детей дошкольного возраста:

  • максимальное использование окружения региона;
  • создание развивающей среды в дошкольной организации (создание центра или мини-музея по краеведению: уголка родного края, города; уголка боевой славы, природных зон в группе и на участке; центра полезной деятельности), её вариативность;
  • выставки детского творчества в оформлении помещений;
  • подготовка детей к восприятию краеведческих сведений;
  • обогащение эмоциональной сферы (умение удивляться, восторгаться), развитие разных форм образной речи;
  • развитие патриотического видения: эмоциональное восприятие среды, отбор познавательного материала с выделением значимого для края, умение выделять характерное в окружающем для видения его ценностей;
  • организация развивающего обучения: разнообразные формы обучения и воспитания (проектно-исследовательская деятельность, проблемные обучающие ситуации, культурные практики, историко-познавательные беседы, акции и др.);
  • расширение воспитательного пространства с помощью занимательных игр и заданий на дом;
  • отбор, переработка и включение в образовательное пространство исторического материала (в привлекательной для детей форме), способного вызвать интерес и эмоциональный отклик;
  • работа с социумом, родителями, совместная поисково-исследовательская деятельность со взрослыми;
  • самостоятельная деятельность детей на основе интеграции образовательных областей и разных видов деятельности детей;
  • выстраивание обучения от более простых, близких дошкольнику форм работы, к постепенному усложнению, к знакомству с культурно-историческими фактами;
  • формирование личностного отношения к событиям истории, достопримечательностям, культуре родного края;
  • осуществление системно-деятельностного подхода в приобщении дошкольников к культурно-историческим ценностям;
  • использование интересных для детей видов деятельности (игра, рисование, экспериментирование и т.д.);
  • организация работы с родителями;
  • создание оптимальных условий, в которых каждый дошкольник сможет самовыражаться, с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку.

Занятие 4. Принципы патриотического воспитания

Для успешной реализации программ патриотического воспитания необходимо придерживаться определенных принципов, которые мы рассмотрим далее.

  1. Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
  1. Принцип адресного подхода в формировании патриотизма направлен на использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом.
  1. Принцип активности и наступательности предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России.
  1. Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания заключается в целостном и комплексном подходе к ним, необходимости использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков; национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества.
  1. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей означает пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью и любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.

Работа в рамках патриотического воспитания, отбор её форм и методов выстраивается, исходя из указанных принципов, взаимосвязанных и реализующихся в единстве.

Занятие 5. Психолого-педагогическая модель патриотического воспитания: аксиологический, феноменологический и методологический элементы

Вопросы знакомства ребенка с национальными традициями и культурой являются составной частью патриотического воспитания. Большое внимание уделяется процессу патриотической работы в учреждениях дошкольного образования.

При построении модели воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма, необходимо учитывать три основных элемента: аксиологический, феноменологический и методологический. Каждый из них соотносится с основными структурными элементами самого патриотизма.

Аксиологический элемент

Аксиологический элемент воспитания патриотизма позволяет раскрыть эмоциональный компонент данного явления. Мы должны четко понимать, на каких именно ценностях необходимо акцентировать внимание дошкольника в процессе патриотического воспитания. При этом следует помнить, что сейчас происходят изменения в общем подходе к ценностному содержанию патриотизма. В рамках системного подхода в философии образования (А. И. Уемов, И. В. Дмитревская) патриотизм рассматривается не как некое свойство, качество, присущее личности, а как отношение. И главным вопросом становится направленность этого отношения. Педагог выступает в качестве направляющего, его работа должна способствовать развитию у ребенка ценностных ориентиров, которые согласуются с общими приоритетами национальной политики и общественного запроса в аспекте патриотизма.

Преобразования, происходящие в обществе сегодня, создают тенденцию к переосмыслению национальных ценностей. Эмоциональный компонент патриотизма подразумевает воспитание у ребенка чувства любви к Родине, народу, традициям и культуре своего этноса, героическому прошлому, а также формирование общенациональной гордости.

Патриотизм играет важную роль в структуре нравственных (высших) чувств, которыми овладевает старший дошкольник. Как отмечает большинство детских психологов (А. Г. Ковалев, А. А. Люблинская, Т. А. Репина, П. М. Якобсон), основой для воспитания высших чувств служат положительные эмоции, которые закрепляются через постоянное повторение нравственных действий, поступков, ситуаций.

Феноменологический элемент

Важным аспектом патриотического воспитания является учет феноменологического элемента. Когда мы говорим о каком-либо явлении или чувстве, на которое направлен воспитательный процесс, мы должны четко понимать, что оно означает и какие трактовки имеет с позиции разных подходов. Это позволяет выстроить правильную модель психолого-педагогического воздействия с учетом всех особенностей и возможных трудностей.

Н. В. Ипполитова отмечает, что патриотизм можно расценивать с нескольких взаимосвязанных аспектов.

С позиции философии образования патриотизм – это общественно-историческое явление, которое обусловлено как естественной привязанностью человека к Родине, в том числе и малой, так и общественно-политическими, экономическими и иными особенностями общества, в котором развивается ребенок.

С точки зрения педагогики, под патриотизмом можно понимать социально-нравственную ценность, которая отражает эмоциональное отношение ребенка к Родине и Отечеству.

Психолого-педагогический подход трактует патриотизм как сложное нравственное качество, которое является частью духовной культуры человека и основным звеном нравственной культуры как базового состояния.

В свою очередь, Л. В. Кокуева отмечает, что патриотизм у дошкольника следует понимать как особую потребность в участии во всех делах на благо окружающих людей, во взаимодействии с живой природой, а также как развитие сострадания, чувства собственного достоинства и осознания себя как части окружающего мира.

Важно отметить, что аксиологический и феноменологический элементы в структуре патриотического воспитания объединяют в себе единую проблематику диагностических методик, которые направлены на изучение степени актуального развития чувства патриотизма у дошкольника. Современные исследования в данной области чаще всего опираются на опросные методики, которые позволяют фиксировать уровень познавательной сферы у ребенка в аспекте патриотизма (знания о России, городе, в котором живет и т.д.). Однако данный подход не позволяет оценить эмоциональное отношение ребенка. Таким образом, необходима разработка инструментария, который  охватывал бы все составляющие элементы патриотизма и позволял бы оценить патриотизм как комплексное явление.

Методологический элемент

Методологический элемент включает в себя те модели и формы воспитательной работы, которые направлены на воспитание патриотизма.

Методологический элемент акцентирует внимание на поведенческом компоненте патриотизма. Воспитание патриотизма ставит своей целью создание условий, которые направляли бы действия, поступки и суждения ребенка в определенное русло.

Педагогические эксперименты, ориентированные на изучение воспитания патриотизма у детей разного возраста, в том числе и у дошкольников, позволили выявить ряд основных принципов в данной работе.

Так, воспитание патриотизма и формирование представлений о Родине необходимо строить на основе первичного знакомства ребенка с близкими, знакомыми объектами, местами, с тем, что их окружает. И уже в дальнейшем, опираясь на метод сопоставления, формировать у дошкольника представления о далеком. При этом большое значение имеет метод сравнения, являющийся начальным этапом формирования представлений и углубления чувств.

Большое внимание при построении модели воспитания патриотизма необходимо уделять наиболее ценному – народным традициям, культуре и т.д. Это позволит сформировать правильное эмоционально-положительное отношение к окружающему и использовать это как базис для воспитательного процесса в патриотическом аспекте.

Экспериментальные работы Л. Я. Беляевой, И. Ч. Красовской, К. В. Назаренко, Л. Е. Никоновой, Э. К. Сусловой и др. показали, что сведения о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, а также людях можно считать важным условием воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Отдельное внимание необходимо уделять принципу учета регионального компонента. В. В. Канашенкова предлагает в патриотическом воспитании дошкольников опираться на произведения искусства местных художников, произведения поэтов родного края. Именно через этот стимульный материал возможно в полной мере передать красоту и колорит малой родины.

Развитие патриотизма в дошкольном образовании действительно является одной из ключевых задач, на решение которой должна быть направлена работа как педагогов, так и детских психологов. Важным является тот факт, что наиболее универсальной моделью может служить психолого-педагогическая модель патриотического воспитания, поскольку она охватывает три основных базисных элемента, которые составляют основу патриотизма как социального чувства. Использование такой модели позволит проводить работу и учитывать результаты проведенной работы патриотического воспитания, выделяя все структурные элементы.

Очень важно понимать, что, когда мы воспитываем патриотизм у дошкольника, мы в итоге развиваем общекультурные качества личности. И, наоборот, повышая культурный уровень ребенка, мы способствуем повышению у него чувства патриотизма. К. С. Силкова отмечает, что общая культура ребенка и чувство патриотизма находятся в прямой зависимости друг от друга. Патриотизм может проявляться в большей или меньшей степени, а иногда его может не быть вовсе. При этом формирование патриотизма очень трудный процесс, обусловленный сложностью самого социального чувства. Судить о наличии или отсутствии у человека патриотического чувства следует не по наличию у него знаний о стране, Родине, а по его эмоциональной оценке и его поступкам. Таким образом, патриотом следует считать не того, кто сам причисляет себя к патриотам, а того, о ком можно сказать, что он патриот.

Занятие 6. Формирование патриотизма у дошкольников

Дошкольное образование – небольшая, но важнейшая ступень в формировании чувства национальной идентичности современного поколения, в становлении привязанности к малой родине. Перед педагогами стоит ответственная задача помочь растущему человеку обрести чувство гордости за Родину, открывать его в том, что ему близко и дорого, например, в ближайшем окружении и в дорогих сердцу местах.

Первые эмоции ребенок способен ощущать сразу после рождения (физиологические потребности), негативные эмоции возникают на 1-2-м месяце жизни. Для 3 месяца характерно возникновение «комплекса оживления» – положительных эмоций, для 6-го – появление таких эмоций, как обида и недовольство. На первом году жизни появляется симпатия – предпосылка развития чувства долга, заботы, любви (Ю. Лысенко) и чувство удивления. Проявляется симпатия ребенка к людям, которые длительное время с ним общаются (общение со взрослыми и является условием возникновения положительных эмоций у ребенка). Эмоциональные реакции ребенка в довербальный период выступают главным средством взаимодействия.

Зарубежный психолог К. Бриджес определил в онтогенезисном развитии эмоций постепенную дифференциацию на основе первичного возбуждения: в 3 месяца – появление удовольствия, недовольства, гнева; в 4 месяца – появляется отвращение; в 5 месяцев – страх; в 9-11 месяцев – радость и привязанность.

Новообразованием, что формируется у ребенка в течение первых 3 лет жизни, является возникновение чувств к объектам, которых он не видит в данный момент (скучает по маме), а также отмечается развитие высших чувств. Первые моральные поступки проявляются в возрасте 4-5 лет, изменяется содержание аффектов – возникает синтония (реагирование ребенка на эмоциональное состояние других людей, что является основой сострадания), сопереживание, чувство долга, способность к осознанию своих поступков, чувства стыда и совести, что становится основой мотивации у дошкольников.

В этом возрастном периоде отмечается способность к идентификации. По исследованиям Д. Фельдштейна, ребенок учитывает не только свое мнение, но и чужое. Он способен подражать общественным функциям близких людей. Ж. Пиаже доказал это с помощью теста «что может видеть кукла из разных мест». Если у ребенка не развита способность к идентификации, он не сможет дать ответ. Результатом исследования было то, что в 3-4 года ребенок уже способен поставить себя на место другого, а к концу 5-го года жизни он достигает высокого уровня этого умения.

В формировании таких процессов важное значение приобретают не только близкие ребенку люди, но и персонажи литературных произведений, поведение которых он апробирует в своих поступках, пока чувства не становятся утвержденными и стабильными. Эти изменения, происходящие в психическом развитии старших дошкольников, определяют специфику данного возрастного периода.

Возраст 5-7 лет жизни ребенка характеризуется развитием эстетических, нравственных и интеллектуальных чувств. Ребенок способен оценивать хорошее и плохое, прекрасное и отвратительное в жизни, литературе и других видах деятельности.

Моральные чувства (по П. М. Якобсону) – это такие чувства, которые человек испытывает при восприятии явлений действительности под углом нравственного начала от категорий морали, выработанных обществом. Эти чувства проявляются в эмоциональных отношениях личности к своему поведению и поведению других. К моральным чувствам относят и чувство патриотизма, которое неразрывно связано с чувством национального достоинства, гордости, национального самосознания, чувства уважения, любви.

Нравственное воспитание определяет единство внешних и внутренних условий. Внешние условия становятся внутренними, преодолев ряд преобразований. Существует необходимость в определенном возбудителе, при котором внешние действия переходят во внутренние через обобщения. Эта внутренняя сила является определяющей в моральном поведении, независимо от внешних ситуаций. Для завершения процесса необходимо, чтобы внешние воздействия производили на ребенка сильное впечатление, вызывали глубокие эмоциональные переживания.

Исходя из вышеуказанного, сформулированы правила воспитания чувств:

  • жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы происходило столкновение раздражителей, между которыми возникает перенос внешнего ощущения на внутреннее;
  • представление информации должно производить впечатление на чувства ребенка;
  • эмоциональные реакции должны лежать в основе представления знаний, вызвать «живые чувства» – гнева, радости, гордости, т.к. через них легче влиять на поведение.

Одно из самых важных и высоких моральных чувств, формируемых у дошкольников, – это чувство патриотизма, являющееся существенным показателем нравственности личности. Моральный аспект патриотизма берет истоки из сущности понятия «патриотизм», что означает любовь к Родине. Термин «Родина» этимологически происходит от родных людей – родителей. Таким образом, патриотизм – это сложный комплекс чувств, который включает любовь к Родине, которая начинается с любви к матери, родной природе, родным местам, родному городу или селу. Свои истоки патриотические чувства берут из ближайшего окружения, с которым ребенок начинает взаимодействовать от рождения.

Наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств является дошкольный возраст, когда активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям. Сензитивность этого возрастного периода заключается еще и в приоритетности эмоциональной сферы дошкольника, который идет в своих поступках, в основном, за чувствами.

Патриотические чувства формируются в раннем детстве из восприятия родного края, близкого окружения. По П. М. Якобсону, патриотическое чувство – это первое из ярких проявлений морали, которое формируется и развивается, становится более зрелым и сознательным: «поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с её культурой, её прошлым, её духовным богатством порождали в нем глубокий эмоциональный отклик».

Существует еще одно средство воспитания патриотических чувств у ребенка – это активное использование государственного языка. Трудно представить француза, который любит свою Францию, но не любит и не использует в общении французский язык.

Можно не соглашаться со словами известных педагогов о значении языка в воспитании патриотических чувств, однако необходимо констатировать факт, что те регионы России, где меньше всего происходит общение на государственном, национальном языке, на сегодняшний день находятся либо в зоне отчуждения, либо в зоне военного конфликта. Это еще раз дает основания положительно говорить о важности национального языка в развитии патриотических чувств народа.

Важность воспитания патриотических чувств (прежде всего через песни, обычаи, традиции, язык народа, в которых раскрывается национальный характер) подчеркивал также И. Огиенко. Он отмечал: «в языке наша старая и новая культура, признак нашего национального признания». Центральным стержнем его системы является идея «воспитания историей», способствующая знанию ребенка о своем прошлом, своем роде.

Таким образом, для формирования у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к определенным событиям, родной местности, культуре и т.д. важно повлиять на эмоции ребенка.

Занятие 7. Этапы патриотического воспитания

В развитии патриотизма, согласно точке зрения выдающегося педагога К. Д. Ушинского,  можно  выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

Первый этап – инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «Люблю я Родину, за что не знаю сам». Принимая во внимание это утверждение, заметим, что речь идет о недостаточной осознанности детьми самого понятия и противопоставлении его сознательному патриотизму. Инстинктивный характер патриотизма как прирожденной склонности, на которую всегда может рассчитывать воспитание, отражен в идее народности К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Педагог полагал, что народность – единственный источник жизни государства, и всего его члены черпают в любви к Отечеству силы для своей общественной деятельности. Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

Второй этап – потребность в любви к ближним. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается к ним чувством благодарности, которое в дальнейшем должно объять все человечество. При этом любовь к близким людям переносится ребенком на предметы, привычки, понятия, присущие им. Данный этап Н. М. Карамзин охарактеризовал как привязанность к социальной среде – окружающим людям с их менталитетом, обычаям, взаимоотношениям, законами и т.д.

Третий этап – привязанность к физической среде с её горами, долинами, реками, теплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм первых лет жизни, вызывающим приятные воспоминания о детстве у взрослого человека. Д. И. Писарев называл это стремлением «любить и защищать совокупность тех предметов, которые составляют Родину».

Четвертый этап – привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный. В связи с этим перед родителями и образовательными учреждениями встает задача превращать воспитанников в здоровых и мыслящих людей. Сущность патриотизма как физической, социальной и духовной привязанности раскрыта в известной песне «С чего начинается Родина?»

Сознательный, глубоко коренящийся в сердце патриотизм, К. Д. Ушинский называл отрадной чертой народного характера, подчеркивая, что патриотизм проявляется не только в битвах с внешними врагами, но и в смелом слове истины, высказать которое опаснее, «чем подставить лоб под вражескую пулю, которая, «авось», пролетит мимо».

Несомненной заслугой К. Д. Ушинского является выделение родиноведческого направления, трактуемого как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения. Родиноведение он позаимствовал в швейцарских школах в качестве наглядного изучения того уголка природы, в котором живет ребенок, поскольку такое обучение сближает с великим наставником – природой. Он считал странным, что воспитательное влияние природы, которое каждый испытывал на себе, так мало оценено в педагогике, и настаивал на широком использовании в обучении и воспитании методов наблюдения и экскурсий.

Пятый этап – объективная оценка родного. Увлечение общими народными или государственными чертами требует их объективного оценивания. Приобретение новых понятий расширяет кругозор ребенка, приводит к различению хорошего и дурного в предмете, ранее казавшемся совершенным. Постепенно он отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд сначала на свое родное семейство, на свое село, свой уезд, потом на свою губернию, наконец, на столицу и т.д. В результате происходит отрешение от предрассудков местности и формирование общих народных или государственных черт.

Для раннего этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса А. Н. Острогорским о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

Е. Н. Водовозова, разделяя его точку зрения, рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних. Подчеркивая необходимость использования каждой возможности для управления ребенком в проявлении альтруистических склонностей и любви к окружающим, она рекомендовала родителям придерживаться с ранних лет трех правил воспитания детей в семье:

  • учить ребенка строго выполнять свои обязанности;
  • делиться всем своим имуществом с окружающими;
  • помогать окружающим и близким.

Выполнение этих правил, по ее мнению, формирует в детях ответственность за поступки и развивает их самостоятельность как необходимое условие жизнедеятельности свободного гражданина.

Шестой этап – изучение историко-культурного развития других народов и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение враждебности к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу. На эту особенность обращал внимание Д. И. Писарев, понимая патриотизм как союз между всеми людьми, исключающий слепое увлечение своим и гонение чужого, работу на благо человечества, но «теми средствами, которые находятся у нас под руками, в той сфере, где мы поставлены».

Седьмой этап – активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. Знание исторических законов развития народов, понимание общественных нужд и потребностей человечества вызывает у индивида желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности.

П. П. Блонский считал, что отсутствие деятельностной, плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных, будничных делах, составляет одно из главных препятствий для прогресса в России. «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для нее? Мы, может быть, необычайно способны к любви, и любим мы сильно и глубоко, но умеем ли мы любить, умеем ли мы воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь так, чтобы она согревала и оживляла тех, кого мы любим?».

Поскольку деятельность человека, его желания и силы не могут простираться одинаково на весь мир, он должен ограничить круг своей деятельности и, скорее всего, выберет Отечество. Ограничение человеком деятельности в пределах своей страны является следствием осознания, что здесь его настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен.

Важное значение на этом этапе приобретает умение человека трудиться, его трудолюбие. Социальная ценность труда человека состоит в установлении крепкой и надежной связи с обществом, на пользу которого он направлен. Как отмечал Д. И. Писарев, развивая в своих воспитанниках рабочие силы и любовь к труду, образовательные учреждения готовят из них превосходных патриотов.

Патриотическое видение мира детей зависит от личного материального и духовного вклада в процветание родной земли. Приоритетное значение в воспитании детей В. А. Сухомлинский отводил идее, что Родина для человека – самое дорогое и  священное, без чего человек перестает быть личностью. Размышление о судьбе Родины выводит ребенка за пределы удовлетворения собственных потребностей. При этом важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающее его личные интересы.

Краеведение служит средством преодоления беспочвенной индифферентности детей, а экскурсии являются «живой школой», которая стоит всех вместе взятых других форм воспитания. Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают начало патриотического воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – до родного города, страны, всего культурного мира.

Занятие 8. Средства патриотического воспитания дошкольников

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный, который не может проходить от случая к случаю.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Единой классификации воспитательных средств не существует, поскольку они слишком разнообразны.

Принимая за основу канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

  • аудиальный – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;
  • визуальный – предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;
  • кинестетический – ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из них наиболее эффективно.

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину; окружающая природа.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.).

Определены следующие направления внедрения ИКТ в образование:

  • создание презентаций;
  • демонстрация слайдов;
  • видео- и фотоматериал (экскурсии);
  • фотовыставки, посвященные родному городу;
  • странички группы на сайте ДОУ;
  • мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений;
  • работа с интернет-ресурсами;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

Безусловно, ИКТ должны быть использованы и в рамках патриотического воспитания.

Занятие 9. Методы патриотического воспитания

Метод воспитания – способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений.

Основные методы патриотического воспитания:

1) Методы воспитания патриотических убеждений:

  • доказательство;
  • поисковый метод;
  • дискуссионный метод.

2) Методы формировани привычного поведения и традиций патриотического поведения:

  • эпизодическое ситуационное упражнение;
  • приучение;
  • педагогическая организация жизнедеятельности;
  • общественное поручение.

3) Методы формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств:

  • личный пример воспитателя;
  • игровой подход к организации деятельности;
  • перспектива будущих дел;
  • требование;
  • сравнение;
  • соревнование;
  • доверие.

Занятие 10. Патриотическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Одним из наиболее эффективных способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста является фольклор.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими его видами.

Необходима углубленная и систематическая работа по воспитанию патриотизма дошкольников средствами фольклора, а не поверхностная, эпизодическая практика.

Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка. Он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.

Фольклор представлен широкой палитрой жанров:

  • прибаутки;
  • небылицы;
  • скороговорки;
  • игровые и плясовые песни;
  • загадки, игры и хороводы с напевами;
  • театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки.

Каждый из этих жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В русском фольклоре ярко проявляется единство русской земли. В сказках, былинах мы видим образ Матушки-земли, что способствует появлению у дошкольников любви к своей Родине.

Основной сюжет обычно продвигает богатыря, основного героя, в котором воплощена борьба с недругами русской земли. Богатырь побеждает огромные полчища врагов, является воином-патриотом.

Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам народного фольклора мы можем узнать, как наши предки пережили войну, чему они радовались, как они проводили время.

Ещё К. Д. Ушинский отмечал: «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Именно в фольклоре народный педагогический опыт тысячелетиями находит самые естественные и необходимые формы развития мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, представленных в художественной форме.

Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Самое первое представление о мире ребенок получает из колыбельных песен – небольших рифмованных произведений, очень близких к заговорам. Именно они как составляющие культуры народа являются мощным средством познания исторических особенностей его развития, духовности, его идеалов. Это и есть первые уроки духовности. Ведь именно духовность отличает человека от животного.

Последовательное ознакомление дошкольников с народным творчеством помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у ребенка проявляется интерес, любовь и уважение к своей нации, восхищение её талантом.

Во всех жанрах устного народного творчества заложен большой потенциал народной мудрости, национального колорита. В них сконцентрированы основные моральные чувства. Небольшие по объему произведения обладают высокой способностью эмоционального и многофункционального воздействия, они развлекают и удовлетворяют любознательность. Концентрация, ёмкость образа влияет на морально-эмоциональную сферу дошкольников.

Охарактеризуем пословицу как краткое поэтическое произведение афористической формы, поучительного содержания, бережно хранимое историей и передающееся от поколения к поколению. Народ издавна использовал малые жанры для обучения и воспитания детей, поскольку они имеют двойное влияние на ребенка по форме и содержанию. 

Каждая пословица или поговорка – это сжатая ёмкая мысль, которую под силу понять ребенку дошкольного возраста. Противоречия, лежащие в основе пословиц и поговорок, многовариантность интерпретаций создают проблемную ситуацию в контексте нравственности содержания, что требует найти пути её решение. Особую ценность для работы представляют пословицы о матери, родном крае, природе, Родине. Короткой сжатой фразой народ освещает свои глубокие патриотические чувства к родной земле, своему народу: «Россия мать – умей за нее постоять!», «Россия – твой родной край, об этом всегда помни!», «Где добрый край, там и под елью рай!», «Везде на свете хорошо, а в Отечестве лучше всего!».

Формирование предпосылок нравственного сознания детей в дошкольном детстве – это проблема, решаемая только через осознание противоречия между необходимостью воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине, усилением работы с дошкольниками в данном направлении с одной стороны, и отсутствием средств, способных соответствовать поставленным задачам, преобладанием традиционных форм в работе с дошкольниками, не отвечающим их запросам, с другой стороны.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 11. Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание

Среди средств, влияющих на становление патриотических чувств у дошкольников, ученые отмечают художественную литературу, поскольку она является ключом к сознательному восприятию ребенком окружающей среды. Художественная литература оказывает значительное воздействие на личность дошкольника, т.к. в доступной форме позволяет сформировать личностные качества, свое отношение к различным явлениям.

Литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь. Она рассказывает детям о большой любви русских писателей и поэтов к матери, Родине, о чувстве национального самосознания и вере в прекрасное будущее своей страны. Роль литературы – донести до детей мысль, что они и Россия – одно целое.

Мы уже отмечали, что первое представление о мире ребенок получает из колыбельных песен (см. Занятие 10). От первой колыбельной до сложного литературного произведения в духовный мир дошкольника постепенно приходят знания о сложном, разнообразном, многогранном мире, полном эмоций и чувств.

На примере художественных произведений происходит осознание ребенком нравственных ценностей. Он становится способным к положительному отношению к взрослым, детям, природе.

Используя художественные произведения, воспитатель выступает проводником в миры, создаваемые книгой, он становится партнером, который вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается. Ребенок учится решать логические задачи (как бы поступил я, если…), это позволяет ему сделать выбор способа поведения на основе жизненного опыта, что способствует развитию воображения и мышления.

Художественная литература знакомит с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь к воспитанию уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей, к этике межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Литература помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к факту существования разных народов, языков, культур; понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Важной составляющей патриотического воспитания в литературе является приобщение к родному слову, формирование у ребенка чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказать свои мысли, то с детства должны окружать их богатой, сочной, родной речью.

Задачи художественной литературы:

  1. Развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них; умение представить и вообразить картины, нарисованные писателем.
  2. Научить ребят оценивать поступки героев, их взаимоотношения, почувствовать то, что чувствуют герои сказок, рассказов, стихотворений.
  3. Учить понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью.
  4. Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка.
  5. Вызвать эмоциональный отклик на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля.
  6. Научить применять полученные на занятиях представления и навыки в самостоятельной деятельности.

Особое место в развитии ребенка занимает сказка. Народные сказки своей образностью не только возбуждают психические процессы, но и помогают в ролях лучше представить суть произведения, идейный замысел. Они насыщены художественными средствами (аллегории, гиперболизация, повторы, зачины и т.д.), которые усиливают эмоциональность («Жили-были дед и баба…», «Где-не-где-то в далеком царстве, далеком государстве жил-был царь и царица», «За семью горами, за семью реками жил царь…», «…и мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов вязка», «…и здесь нашей басне конец»).

Сказка является источником народной мудрости, которая в простой и доступной форме учит представлять, понимать, осмысливать. Невооруженным глазом видно, когда дошкольник реагирует сочувствием и переживанием за судьбу героя, вызывающего положительные эмоции. Ребенок таким образом учится различать характер поступков и стараться действовать в жизни, следуя добру.

Сказки с помощью образной речи, персонификации, дают примеры нравственных поступков, подчеркивают положительные и разоблачают отрицательные черты героев. Дети учатся подражать прекрасному: они не только искренне сочувствуют любимым персонажам сказок или рассказов, болеют за выигрыш или бурно реагируют на нарушения правил в игре, но и дольше остаются под влиянием своих переживаний. Способность детей к сопереживанию объясняет большое воспитательное влияние на них художественных образов.

Средства художественной литературы эффективно воздействуют на:

  • информационно-когнитивную сферу (дозированность представления информации, правдивость образов, соответствие описания художественных образов возрастным особенностям ребенка);
  • эмоционально-чувственную сферу (эмоциональная окраска слова, способность произведения вызвать эмоциональную взволнованность, образность произведения, насыщенность высоким идейным содержанием, краткость передачи содержания, вербальные символы);
  • потребительско-мотивационную сферу (альтруистическая мотивация поступков героев, преодоление трудностей главным героем, получение положительного результата);
  • регулятивно-поведенческую сферу (демонстрация принципов позитивной коммуникации, проявление героями моральных поступков, духовно-ценностные принципы взаимодействия главного героя).

Роль художественной литературы как средства воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными особенностями понимания ими содержания художественных произведений, стремлением к подражанию главному герою произведения, сопоставлением его поступков с собственным опытом, ориентацией на эмоциональность и вербалику произведений.

Занятие 12. Виртуальный познавательный туризм как форма патриотического воспитания

В качестве одного из воспитательных средств по формированию у дошкольников чувства национальной идентичности, любви и уважения к родному краю может быть выбран метод виртуального познавательного туризма. В педагогической практике образовательный туризм не относится к традиционным подходам. Это современный метод виртуального путешествия с целью получения новых знаний совместно с отдыхом. Как известно, туризм позволяет расширить кругозор, увидеть культуру своей страны далеко за пределами одной улицы, района, города.

Для педагога освоение данного метода представляет собой личностно-профессиональное развитие в аналитическом, краеведческом, техническом плане, а овладение приложениями Kolor Panotour Pro (v.2.5) и Tour Creator позволяют приобрести навыки создания 3D-студии. Помимо специализированных программ в целях виртуального туризма могут быть использованы уже имеющиеся виртуальные туры из открытого доступа сети Интернет. Например, тур «Московский Кремль. Виртуальный тур».

Также не менее эффективной альтернативой специализированным виртуальным турам могут выступать серии видеофрагментов с фото. Подобный тур может быть создан совместно педагогами, детьми и родителями.

Однако, какой бы ни был выбран географический, архитектурный, природно-ландшафтный объект для разработки и создания виртуальной экскурсии, важной и основной целью работы остается приобщение дошкольника к истории родного края. Разработка маршрутов виртуальных образовательных туров историко-краеведческой и культурно-художественной направленности способствует повышению осведомленности ребенка в вопросах истории родного города, закрепляет знания о символике, достопримечательностях, представляющих собой гордость города; пробуждает в детях чувства любви к своему городу, уважения к его архитектуре, традициям и обычаям, умение видеть прекрасное.

Виртуальный туризм востребован и актуален, он способствует вовлечению в образовательную деятельность семей воспитанников, повышает родительскую компетентность в области истории и культуры родного города, повышает пространственную ориентировку детей, помогает осваивать пространственные характеристики, формирует образное мышление и умение работать с информацией.

Занятие 13. Формирование патриотизма у дошкольников посредством физической культуры и спорта

Спортивно-патриотическое воспитание дети получают для формирования моральных и волевых качеств личности, развития дисциплинированности, мужества, выносливости, стойкости, силы, ловкости, приобретения опыта служения своему Отечеству и желания с гордостью защищать свою Родину.

Формирование патриотизма дошкольников реализуют в процессе организации и проведения разнообразных спортивных мероприятий (физкультурных сюжетных занятий, различных эстафет, спортивных праздников), а также в процессе организации досуга.

В отдельную категорию можно выделить народные и тематические подвижные игры, например, различные игры в «военных» (пограничников, моряков, танкистов, партизан и т.д.). Так, игра в «разведчиков» формирует навыки бега, прыжков, лазания и т.д.

Данные игры усиливают расположение к солдатам и порождают желание быть такими же, как они: сильными, смелыми, твердыми духом, упорными, выносливыми, готовыми прийти на помощь. То есть развиваются те нравственно-патриотические и физические качества, которые будут нужны защитникам Родины в будущем.

Максимальный педагогический эффект оказывают спортивные развлечения и праздники, которые помогают закрепить и обобщить знания и умения дошкольников в рамках патриотического воспитания.

От внешних атрибутов (красочности военной формы), от динамики военных ритуалов дошкольники могут прийти к пониманию патриотизма, к желанию защищать свою Родину.

Чтобы более красочно оформить занятия физкультурой и спортом по патриотическому направлению, можно обогащать развивающую предметно-пространственную среду такими элементами, как: интерактивная доска, подборка патриотической музыки и короткометражных фильмов, методические пособия, книги с произведениями на военную тематику, с которыми знакомят детей заранее; репродукции, картины, альбомы по истории России. Также перед проведением физкультурных и спортивных мероприятий можно организовать в группе встречи с ветеранами ВОВ, встречи с родителями, посещение парада Победы и «Бессмертного полка».

Целенаправленное воспитание патриотизма средствами физической культуры и спорта может обеспечить развитие не только знания о великом прошлом нашей страны, традициях её народов, но и патриотических чувств у дошкольников.

Формирование патриотизма можно проводить на основе спортивных мероприятий, таких как: «Веселые старты»; «Расту здоровым»; «Будущие защитники Родины»; «Гордимся своей Армией!»; «Служу Отечеству!»; «Наша Масленица»; «День Победы».

Такие спортивные праздники и развлечения в детском саду являются традиционными. Задачи, которые решаются при их проведении, способствуют воспитанию нравственно-патриотических качеств личности через занятия физической культурой.

Спортивные праздники и развлечения можно распределить по нескольким направлениям. Отдельным направлением формирования патриотизма посредством физической культуры и спорта в детском саду является военно-патриотическое воспитание. Основным средством выступает праздник, посвященный Дню воинской славы, который оказывает самое большое влияние на формирование патриотизма у дошкольников.

При подготовке к празднику, который посвящен Дню Защитника Отечества или Дню Победы на физкультурных занятиях, существенное внимание педагоги уделяют строевой подготовке детей в сопровождении военных маршей.

Можно организовать спортивные соревнования, в которых примут участие папы, дедушки, старшие братья, например: «Гордимся своей Армией!», «Служу Отечеству!». Данные мероприятия проводят для того, чтобы воспитать у дошкольников желание быть сильными, крепкими и выносливыми, как солдаты, которые защищают свою Родину.

Мероприятия проводят всем педагогическим коллективом. Патриотизм у дошкольников формируется благодаря общей работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и педагогов. Такие мероприятия помогают сформировать здоровую, физически развитую личность дошкольника; личность с активной гражданской позицией, которая обладает социальными, моральными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни; личность с развитым творческим потенциалом и способностью к самосовершенствованию.

Занятие 14. Формы и методы работы с родителями дошкольников по патриотическому воспитанию

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы в том числе и   на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Современный подход взаимодействия ДОУ и семьи характеризуется отношением к родителям как к партнерам и вовлечением их в жизнь детского сада.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование («Семейные традиции»);
  • консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);
  • совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);
  • поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;
  • беседы с детьми и родителями («Что означает слово «патриот»?»);
  • практикумы, проекты («Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»), мастер-класс («Изготовление народных обрядовых кукол»);
  • обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»);
  • музыкальная гостиная («О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»);
  • совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия («Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – …(название местности) семья»), вечер народных игр и забав («Как играли наши бабушки и дедушки»), посиделки, досуги («Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»);
  • родительские собрания.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход»), которые включают в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любви к родному краю, уважения традиций.

Примерные темы маршрута выходного дня:

  • «Семейный поход по памятным местам родного города»;
  • «Памятные места героического прошлого города»;
  • «Исторические достопримечательности города»;
  • «Любимый уголок»;
  • «Гордись своим именем, улица»;
  • «Улицы города» – обзорные экскурсии по улицам района (познакомить с новостройками и старой застройкой, социальными объектами, зонами отдыха).

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ:

  • журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей;
  • стенгазеты;
  • буклеты;
  • папки-передвижки;
  • фотовыставки и фотостенды;
  • памятки-рекомендации;
  • видеофильмы;
  • мини-библиотеки.

Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными. Использование средств ИКТ, конечно же, не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности; создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Рекомендации для педагогов и родителей

  1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
  2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  4. Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
  5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу – она наказуема!» и т. д.
  6. Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну; позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  7. Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
  8. Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.

Дополнительные материалы:

  1. Список рекомендованной литературы
  2. Примеры проектов по патриотическому воспитанию дошкольников:
  1. Вебинар «Духовно-нравственное развитие дошкольников»
  2. Вебинар «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с окружающим»
  3. Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
Задачи патриотического воспитания ориентированы на (2 правильных ответа):
Что НЕ относится к условиям приобщения к культурно-историческому наследию края?
Какой принцип предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации?
Какой элемент НЕ включает психолого-педагогическая модель патриотического воспитания?
Какой из элементов психолого-педагогической модели позволяет раскрыть эмоциональный компонент патриотизма?
В каком возрасте у детей проявляются первые моральные поступки?
Согласно К. Д. Ушинскому, потребность в любви к ближним возникает:
К аудиальным средствам патриотического воспитания относятся (2 правильных ответа):
К методам воспитания патриотических убеждений НЕ относится:
К методам формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств относится:

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов