Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей русского языка в области оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования.
Объем: 72 часа.
Значение, функции и формы оценки достижения планируемых результатов.
Критерии и нормы оценивания устной речи в соответствии с планируемыми результатами по учебному предмету «Русский язык».
Критерии и нормы оценивания письменной речи как предметного результата в соответствии с планируемыми результатами по учебному предмету «Русский язык».
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов при реализации проектной и исследовательской деятельности.
Особенности оценивания с помощью тестирований и методов самоконтроля и взаимоконтроля.
Применять различные виды и формы оценки достижения планируемых результатов.
Проводить стартовую и текущую оценку устной речи в соответствии с планируемыми результатами по учебному предмету «Русский язык».
Проводить стартовую и текущую оценку письменной речи как предметного результата в соответствии с планируемыми результатами по учебному предмету «Русский язык».
Проводить оценку достижения планируемых результатов при реализации проектной и исследовательской деятельности.
Проводить оценку достижения планируемых результатов с помощью тестирования, методов самоконтроля и взаимоконтроля.
Навыки проведения стартовой и текущей образовательной диагностики достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык».
Навыки проведения оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» при реализации исследовательской и проектной деятельности.
Навыки проведения оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» с помощью тестирований и методов самоконтроля и взаимооценивания.
Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, – важнейшая составляющая (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.
Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций:
Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям, а также служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.
Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет в преподавании результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения и, в конечном счете, повышению его качества.
Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.
Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). В документе указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся.
Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения РФ, установленная ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.
Одними из основных направлений обновления ФГОС ООО стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в Федеральный учебный план.
Реализация системно-деятельностного подхода обусловила двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий с полным основанием могут быть отнесены к универсальным учебным действиям (УУД), представленным в разделе Стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний: оцениваются достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов освоения образовательных программ.
Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата, в которых должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием.
Дальнейшая детализация предметных результатов нашла отражение в федеральных рабочих программах (ФРП) по учебным предметам. В каждой из них предметные планируемые результаты распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность обоснованно выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде предметов планируемые результаты группируются также по крупным темам и содержательным блокам, что позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематических и промежуточных проверок.
Виды оценивания | Объекты оценивания |
Тематическое | Планируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения (если не указаны в ФОП ООО, то определяются учителем самостоятельно на основе программы и тематического планирования) |
Промежуточное | Планируемые результаты изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных УУД (указаны во ФГОС ООО и ФОП ООО), например: ● работа с информацией; ● смысловое чтение; ● финансовая грамотность и др. |
Итоговое | Планируемые результаты освоения курса конкретного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного изучения курса) |
Комплексный подход к оцениванию предполагает взаимосвязанное использование его разнообразных видов и форм.
К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), образовательная организация, в соответствии с определенными ею формами и установленным порядком, также проводит промежуточную аттестацию обучающихся. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании уровня усвоения обучающимися образовательной программы с последующим учетом полученных результатов в организации учебной деятельности, а о принятии в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений.
В законе разъясняется, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую обучающийся должен ликвидировать. Если обучающийся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал эту задолженность, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на повторное обучение или переводится на обучение по адаптивным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному плану.
Таким образом, промежуточную аттестацию можно рассматривать как форму контроля достижения планируемых результатов обучения в объеме определенного уровня обучения, т. е. проводимую образовательной организацией в конце 4, 9 и 11 классов. Во всех других классах в конце года проводится итоговое оценивание. Промежуточная итоговая аттестация по завершении основной школы не распространяется на тех обучающихся, которые избрали сдачу основного государственного экзамена по предмету.
Итоговая аттестация, завершающая, согласно Закону об образовании, освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, – это государственная итоговая аттестация и, следовательно, выходит за рамки внутришкольного контроля.
Формами предъявления обучающимися своих достижений служат устные ответы, письменные работы (сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и другие). В систему внутришкольного оценивания входит также оценка лабораторных и практических работ, проектов, творческих работ обучающихся.
При реализации различных форм внутреннего оценивания целесообразно применять критериальный подход.
Учителю он дает ясные ориентиры для:
Обучающимся заранее известные критерии оценивания помогают лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.
Родители получают:
Использование критериального подхода к описанию достижения планируемых результатов для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей. В этом отношении критериальное оценивание сходно с традиционным нормативным оцениванием, при котором отметка выставляется с учетом степени достижения определенных требований (полнота изложения, выражение мысли своими словами, приведение примеров и т. п.). При этом критериальное оценивание осуществляется «методом прибавления», когда каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату, а нормативное оценивание – «методом вычитания» из эталонного ответа на 5 баллов ошибок и промахов ученика.
Условие критериального оценивания – предварительное ознакомление всех участников образовательного процесса, прежде всего обучающихся, с используемыми критериями. При этом и нормативная модель оценивания не утрачивает своего значения в современных условиях, особенно применительно к определенным видам и формам оценивания, например, устного ответа в ходе текущего контроля.
Уже накопленный опыт критериального оценивания показывает многообразие подходов к определению оснований, признаков, на основе которых принимается решение по оценке. Их диапазон колеблется от предельно обобщенных положений (знать, понимать, применять), служащих общим ориентиром в оценочной деятельности, до критериев выполнения отдельных заданий.
В методических рекомендациях критериальный подход реализован, в первую очередь, применительно к оценке интегрированных и практико-ориентированных результатов освоения программы:
Выработать обоснованные критерии оценивания позволила проведенная детализация (декомпозиция, операционализация) отдельных образовательных результатов.
В ряде случаев показан «балльный вес» каждой критериальной позиции, который затем переводится в привычные пятибалльные отметки. Чтобы оценивание было более дифференцированным и точным, выделяются возможные уровни достижения конкретного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Уровни относятся как к знаниевой (воспринимает, распознает, представляет в преобразованном виде и др.), так и к деятельностной (применяет по образцу, применяет в измененной ситуации, понимает способ действий, преобразует способ действий) составляющим планируемого результата освоения образовательной программы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) учебный предмет «Русский язык» – обязательный для изучения и входит в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Федеральной рабочей программе (далее – ФРП), соответствует ФГОС ООО и Федеральной образовательной программе основного общего образования (далее – ФОП ООО).
Оценивание предметных умений, тесно связанных с метапредметными умениями, проводится по предмету «Русский язык» на:
Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании) образовательные организации имеют право разрабатывать положения о текущем оценивании.
В статье 28 Закона об образовании говорится о компетенции образовательных организаций в области системы оценивания. Образовательные организации:
Введение обновленных ФГОС ООО и ФОП ООО актуализировало необходимость введения единых требований к организации оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования.
Основа для разработки системы объективного текущего оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на уровне ООО – это:
Система текущего оценивания достижения планируемых предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» отражает не только результат, но и сам процесс достижения результатов освоения ФОП ООО и представляет собой сочетание разных видов оценивания, методов и форм оценки уровня предметных достижений.
При определении содержания оценки предметных результатов необходимо обратить внимание на компоненты содержания учебного предмета «Русский язык» и на обязательные планируемые предметные результаты на конец каждого учебного года, сформулированные во ФГОС ООО и ФОП ООО. Это отражено в тематическом планировании в ФРП и поддерживается инструментально возможностями Конструктора рабочих программ.
Принципиально важный подход к организации системы текущей оценки предметных результатов – обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это предполагает вовлеченность педагогов в оценочную деятельность, а самих обучающихся – в деятельность по самооценке и взаимооценке.
Основным объектом системы внутреннего оценивания, его содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых предметных результатах освоения обучающимися ФОП по учебному предмету «Русский язык».
Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования ФГОС ООО, а также учет назначения каждой из процедур помогут представить элементы единой системы оценки предметных образовательных результатов обучающихся.
При организации оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» целесообразно использовать разные виды контроля с учетом:
Форма текущего оценивания | Цель | Использование полученных результатов | Виды заданий |
Стартовый (диагностический) контроль | 1. Определение уровня: ● сформированности предметных умений; ● овладения универсальными учебными действиями; ● читательской функциональной грамотности по русскому языку в начале изучения раздела, темы. 2. Выявление типичных и индивидуальных трудностей обучающихся. | Планирование, корректировка процесса обучения, планирование способов дифференцированного обучения | 1. Специально смоделированные тестовые диагностические задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом). 2. Диктант, изложение, сочинение, ответ на вопрос, анализ текста, языковой анализ. |
Поурочный текущий контроль | 1. Оперативная оценка уровня понимания учебного материала как обязательный компонент урока или нескольких уроков. 2. Фиксирование динамики становления предметных и метапредметных умений. | Планирование и корректировка индивидуальных образовательных траекторий, направленных на преодоление выявленных трудностей при усвоении учебного материала | 1. Устные и письменные задания небольшого объема, соотнесенные с целями и содержанием урока, ведущими видами деятельности на уроке. 2. Сочинения небольшого объема, изложения, диктанты разных видов, осложненное списывание, ответ на вопрос, мини-проект, тестовое задание, анализ текста. |
Тематический контроль | 1. Оценка уровня: ● освоения раздела, темы; ● сформированности предметных умений. 2. Выявление трудностей при завершении изучения раздела, темы. | Планирование и корректировка индивидуальных образовательных траекторий, направленных на преодоление выявленных трудностей при усвоении темы | 1. Устные и письменные проверочные работы, соотнесенные с целями изучения и содержанием темы, ведущими видами деятельности при освоении раздела, темы. 2. Задания на формирование самооценки и рефлексии. |
Итоговый контроль | Оценка уровня достижения предметных результатов за определенный временной период обучения (четверть, триместр, год) | 1. Анализ трудностей, связанных с формированием предметных результатов. 2. Планирование и корректировка индивидуальных образовательных траекторий, направленных на преодоление выявленных трудностей. | 1. Устные и письменные проверочные работы, соотнесенные с целями и содержанием учебного курса на определенном этапе, ведущими видами деятельности. 2. Итоговая контрольная работа, проект. |
При планировании оценочных процедур на уровне образовательной организации необходимо учитывать информацию, получаемую в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования их содержания.
Необходимо принимать во внимание различия в специфике текущего оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» и внешнего оценивания предметных результатов по русскому языку в рамках ГИА. При организации и планировании внутреннего (внутришкольного) оценивания планируемых предметных результатов по русскому языку целесообразно использовать оценочный инструментарий форм внешнего оценивания. В перспективе возможно более широкое применение метода критериального оценивания на этапе текущего контроля, что позволит обеспечить преемственность в системе оценивания.
Оценивание предметных результатов по русскому языку осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФРП ООО. Требования к предметным результатам по русскому языку включают знаниевые и деятельностные компоненты, в соответствии с чем определяются формы контроля.
Согласно требованиям ФГОС ООО к предметным результатам по учебному предмету «Русский язык», для поведения оценочных процедур текущего, тематического и итогового контроля рекомендуется выбор следующих форм, представленных в таблице 6.1.
Таблица 6.1. Формы текущего и тематического контроля проверяемых предметных результатов ФГОС ООО по русскому языку
Проверяемые предметные результаты ФГОС ООО | Формы контроля с учетом видов деятельности |
1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма). 2. Формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации). | ● Устный ответ на поставленный вопрос; ● устное монологическое высказывание; ● устное сочинение на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; ● выступление с научным сообщением; ● участие в диалоге (создание не менее шести реплик); ● аудирование; ● чтение (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое); ● анализ текста (формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них); ● подробное, сжатое и выборочное изложение; ● составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного); ● представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; ● представление содержания таблицы, схемы в виде текста; ● комментирование текста или его фрагмента; ● сочинение-рассуждение; ● сочинение-описание; ● сочинение-повествование; ● устный пересказ; ● извлечение информации из различных источников, в том числе из лингвистических словарей, справочной литературы, в том числе из информационно-справочных систем в электронной форме; ● создание письменных текстов различных функциональных стилей и функционально-смысловых типов речи; ● оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика); ● составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата. |
Понимание: ● определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; ● важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознание богатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире; ● различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка. | ● Изложение; ● сочинение; ● проект; ● устный и письменный ответы на вопрос; ● комментирование фрагмента текста; ● выступление с сообщением на определенную тему; ● творческая работа. |
1. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях. 2. Осознание взаимосвязи его уровней и единиц. 3. Освоение базовых понятий лингвистики. | ● Языковой анализ (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический); ● орфографический анализ слова, словосочетания, текста или его фрагмента; ● пунктуационный анализ предложения, текста или его фрагмента; ● смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; ● использование средств выразительности (в рамках изученного); ● анализ текста с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, к определенной функциональной разновидности языка (в рамках изученного); ● тестовое задание; ● выступление с сообщением на определенную тему; ● устный ответ на основе схемы, таблицы; ● пересказ текста; ● составление плана текста; ● сочинение на лингвистическую тему; ● изложение; ● проект. |
Формирование умений проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста | |
Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения | ● Чтение и анализ словарной статьи; ● чтение и смысловой анализ текста; ● сочинение; ● изложение; ● выразительное чтение художественного произведения. |
1. Овладение основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета. 2. Соблюдение их в речевой практике. | ● Чтение и анализ словарной статьи; ● чтение и анализ лингвистического текста; ● редактирование предложения, фрагмента текста; ● редактирование собственных и чужих текстов; ● сочинение; ● изложение (подробное, сжатое, выборочное); ● диктант; ● списывание текста (простое и осложненное); ● проект; ● устный ответ на поставленный вопрос; ● устное монологическое высказывание; ● устное сочинение; ● выступление с научным сообщением; ● участие в диалоге (создание не менее шести реплик); ● комментирование текста или его фрагмента; ● создание письменных текстов различных функциональных стилей и функционально-смысловых типов речи; ● оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика); ● составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата. |
Для проведения итогового контроля учитель может выбрать одну из форм, представленных в таблице, с учетом проверяемых предметных умений.
Целесообразно в качестве внутреннего (внутришкольного) итогового контроля по русскому языку использовать формы, соотносимые с применяемыми для оценивания предметных результатов по русскому языку в процессе внешнего контроля (ОГЭ). В таблице 6.2 представлены в сопоставлении некоторые из возможных форм оценивания и примеры формулировок заданий.
Общая цель педагогической диагностики обучающихся основной школы – фиксация уровня планируемых предметных результатов обучающихся для выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения, установления основных трудностей, нарушающих успешность учения.
Диагностические работы, направленные на фиксацию уровня сформированности предметных результатов обучения русскому языку учащихся основной школы, нацелены не только на установление трудностей усвоения основных содержательных линий учебного предмета, принципиально важных для понимания научных основ изучаемого курса, его целей и назначения, но и на установление уровня функциональной грамотности обучающихся:
а) логических УДД (анализ, сравнение, обобщение);
б) работы с информацией по её интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях;
Диагностические задания должны соответствовать основным линиям учебного курса, отражать содержание, важное для понимания целей, назначения и сущности этого учебного курса, его научных основ.
Диагностические работы необходимо проводить не только в начале, но и в течение всего учебного года, что даст возможность учителю управлять образовательным процессом, своевременно корректировать индивидуальные программы преодоления трудностей в обучении. Количество диагностических работ должно быть педагогически обусловлено этапами освоения учебного предмета, уровнем подготовки обучающихся.
Образовательная организация, учителя вправе самостоятельно определять время проведения и количество диагностических работ, но стартовая диагностика, которая проводится в начале учебного года и позволяет определить уровень освоения учебной программы предыдущего класса, и итоговая диагностика, дающая возможность выявить трудности обучающихся, завершающих изучение материала программы по конкретному классу, – обязательны.
Содержание диагностических заданий определяется устойчивыми трудностями в достижении предметных результатов, которые во многом обусловлены невысоким уровнем сформированности метапредметных умений. Поэтому система диагностических заданий должна обеспечить выявление уровня:
Как показали результаты диагностики, обучающиеся 4, 6 и даже 8 классов совершали ошибки в классификации объектов, неправильно анализировали предложенные признаки, заменяли существенные признаки несущественными.
Устойчивая трудность в достижении школьниками предметных результатов по русскому языку связана с:
В соответствии с этим в стартовую диагностику должны быть включены задания, направленные на выявление уровня владения терминологией. Целесообразно использовать тестовые задания, задания, смоделированные на основе текста, позволяющие комплексно охарактеризовать уровень сформированности предметных результатов.
Диагностические задания необходимо проверять, но не оценивать в соответствии с нормами. Возможна лишь качественная характеристика выполненных обучающимися диагностических заданий.
6 КЛАСС
1) имя существительное – это часть речи, которая не только обозначает предмет, но и выражает грамматическое значение предметности, в отличие, например, от имен прилагательных и глаголов, которые выражают грамматические значения признака или действия;
2) все имена существительные в русском языке можно разделить на существительные мужского, женского и среднего рода;
3) имена существительные общего рода – это слова, которые в разных предложениях могут обозначать как лиц мужского, так и лиц женского пола;
4) все имена прилагательные имеют краткую форму;
5) имя прилагательное в форме сравнительной степени в предложении является сказуемым, в форме превосходной степени – как правило, определением;
6) местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их;
7) местоимения в предложениях бывают подлежащими;
8) возвратное местоимение «себя» не изменяется.
«Мороженое – это…»
8 КЛАСС
Заглянуть внутрь, затянуто паутиной, наше наследие, свежее дыхание, замереть от восторга, удивительно добрый, рисунки детей, сделать по-новому.
«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».
Стартовая и текущая диагностика в каждом классе необходимы для полноценного образовательного процесса, поскольку дают информацию для реализации дифференцированного подхода в обучении русскому языку, помогают проследить динамику формирования ведущих предметных и метапредметных умений.
В ФОП ООО названы умения обучающихся, которые подлежат оцениванию. К ним, в частности, относятся умения:
В оценивании предметных результатов устный ответ занимает важное место. Эта форма используется на каждом уроке, поскольку позволяет вовлечь обучающихся в речевую деятельность, что отражает специфику обучения русскому языку: создается учебная ситуация диалога, монолога, обсуждения вопросов в связи с изучаемой темой. Устные ответы обучающихся позволяют оценить достижения предметных результатов.
Устный ответ проверяет такие предметные результаты, как:
Для оценивания устных ответов можно использовать разработанные критерии и нормы оценивания.
При оценке устного ответа прежде всего рекомендуется руководствоваться общими критериями оценивания:
Подобные задания могут быть оценены и на основе разработанных в образовательной организации критериев. Примером могут служить критериальные системы оценивания устных ответов при проведении устного собеседования в ГИА 9-го класса. Вариант перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу также может быть разработан образовательной организацией с учетом общих рекомендаций.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положении темы, но:
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые выступают серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться как за один ответ на уроке, так и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
В соответствии с ФРП по русскому языку обучающиеся должны овладеть умениями:
Письменные работы из перечисленных жанров используются для текущего и тематического контроля, а отдельные виды письменных работ применяются в процедурах итогового контроля.
Письменные работы обучающихся следует оценивать с учетом жанровой специфики, содержания высказывания, логического (композиционного) построения, речевого оформления.
При оценивании сочинений, изложений, диктантов следует учитывать объем слов исходных текстов, определенный в ФРП по классам.
В текущем и тематическом контроле важно использовать письменные задания, связанные с оценкой:
Формирование этих универсальных умений – одно из важнейших условий достижения предметных результатов ФГОС ООО и ФРП по русскому языку, поэтому подобные оценочные задания необходимо чаще использовать при текущем оценивании.
В таких заданиях сложность повышается от класса к классу.
Примеры письменных заданий
[лиса] – леса – лиса
[развиваица] – (флаг) развевается – (мозг) развивается
[каса] – коса длинная – коса острая
Для проведения текущего контроля также могут быть использованы творческие задания, которые позволяют выявить способности обучающихся создавать оригинальные тексты на основе собственного коммуникативного намерения, замысла.
Примеры творческих письменных заданий
При оценке творческих работ учитываются:
Среди всех видов письменных работ изложение и сочинение разных видов традиционны в практике развития связной речи на уроках русского языка. Изложение и сочинение как обучающие упражнения нацелены на формирование коммуникативных умений, но используются и как оценочные задания, которые рекомендуется применять на всех этапах обучения русскому языку. В зависимости от года обучения различается рекомендуемый объем исходного текста для изложения и сочинения на основе исходного текста, что указано в ФОП ООО.
В процессе текущего оценивания целесообразно использовать ресурс УМК, включенного в Федеральный перечень учебников. В учебнике русского языка изложения и сочинения включены в методическую систему, соотнесены с разделом, темой изучения. При подборе текстов авторы учитывают возрастные особенности восприятия информации.
Изложение и сочинение позволяют комплексно оценить планируемые результаты обучения – личностные, метапредметные, предметные, и в этом огромный оценочный потенциал этих работ.
Изложение и сочинение – составная часть контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ). Критерии для внешнего оценивания изложения и сочинения можно использовать при текущем оценивании, но в этом случае образовательная организация должна разработать систему перевода первичных баллов в отметку, скорректировать критерии с учетом вида и объема сочинения или изложения. Сегодня в практике текущего оценивания критерии, разработанные для ГИА, применяются нечасто.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка «5» ставится, если:
В целом в работе допускаются 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
В целом в работе допускаются не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Отметка «3» ставится, если:
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Отметка «2» ставится, если:
В целом в работе допускаются 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Отметка «1» ставится, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся. Эта традиционная письменная форма контроля используется на разных этапах обучения как эффективное средство получения объективных показателей владения правилами правописания.
В качестве текущей формы контроля используются разные виды диктантов, в том числе диктанты с предварительной подготовкой обучающихся и предоставлением возможности получить информацию о правильном выборе написания слов и пунктуационном оформлении предложений в процессе записи текста. Выделим несколько видов диктантов с разной степенью подготовки обучающихся.
Помимо оценочной функции, связанной с определением уровня сформированности умений обучающихся применять орфографические и пунктуационные правила, эти виды диктантов обладают большим обучающим потенциалом.
Текущий контроль направлен на:
В задачи учителя входят правильная организация подготовки обучающихся к написанию диктантов и оказание педагогической поддержки для формирования положительной мотивации к овладению правилами правописания. Оценивание этих видов работ учитель осуществляет с учетом задач и объема проведенной подготовительной работы.
Таблица 11.1. Объем словарного диктанта
Класс | Объем словарной работы |
5 | 15-20 слов |
6 | 20-25 слов |
7 | 25-30 слов |
8 | 30-35 слов |
9 | 35-40 слов |
Таблица 11.2. Оценивание словарного диктанта
Оценка | Критерии оценки |
«5» | Ошибки в написании слов отсутствуют |
«4» | Допущены 1-2 ошибки |
«3» | Допущены 3-4 ошибки |
«2» | Допущено 5 и более ошибок |
В качестве материала для проведения текстового диктанта используют соответствующие возрастным особенностям и уровню обученности школьников относительно законченные фрагменты текстов художественных произведений или специально составленные тексты художественно-публицистического, публицистического, учебно-научного, делового стиля (подстиля), включающие изученные в рамках раздела или широкой темы орфограммы и пунктограммы.
Текст прочитывается учителем полностью, чтобы обучающиеся получили представление о его объеме и содержании. После этого учитель приступает к диктовке. Каждое предложение прочитывается сначала полностью, чтобы обеспечить обучающимся возможность восприятия высказывания. Затем учитель диктует предложение и предоставляет ученикам возможность проверить запись. Если предложение представляет собой сложную конструкцию, оно прочитывается третий раз. После записи всех предложений учитель предлагает обучающимся проверить работу и еще раз читает текст диктанта.
Орфограммы и пунктограммы, изучаемые в рамках разделов, по итогам освоения которых проводится контрольный диктант, должны быть представлены не менее чем тремя примерами. Текст диктанта должен быть составлен с учетом ранее изученных правил правописания: основные из этих правил должны быть представлены 1-3 примерами. Не допускается включение в текст контрольного диктанта слов с неизученными орфограммами, предложений с неизученными пунктограммами.
Со словами из контрольного диктанта, включающими трудные для запоминания непроверяемые написания, на уроках, предшествующих проведению контроля, должна быть проведена специальная работа: каждое из слов должно быть неоднократно записано обучающимися в составе различных языковых и речевых единиц не менее чем на трех предыдущих уроках русского языка. Диктанты для 5 класса должны включать не более пяти таких слов, диктанты для 6-7 классов – не более семи, диктанты для 8-9 классов – не более десяти слов с трудными для запоминания непроверяемыми написаниями.
Примерный объем контрольного диктанта и допустимое общее количество проверяемых орфограмм и пунктограмм приведены в таблице 11.3.
Таблица 11.3. Объем и содержание контрольного диктанта
Класс | Примерный объем текста | Допустимое общее количество проверяемых орфограмм и пунктограмм |
5 | 90* – 100 слов | 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы |
6 | 100 – 110 слов | 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы |
7 | 110 – 120 слов | 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм |
8 | 120 – 140 слов | 24 различные орфограммы и 10 пунктограмм |
9 | 140 – 160 слов | 24 различные орфограммы и 15 пунктограмм |
Для обеспечения преемственности между уровнями общего образования и сохранения мотивации учеников к обучению в 5 классе до конца первого полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный в 4 классе: не более 80 слов. В 6-9 классах объем текста, рекомендованный в предыдущем классе, сохраняется до конца первой четверти.
При проверке диктанта учитель исправляет все ошибки и искажения графического облика слова, но при оценивании учитываются только орфографические ошибки, связанные с применением изученных правил и допущенные в тех словах, с которыми на уроках проводилась специальная работа. Ошибки в словах, написание которых регулируется еще не изученными или не изучаемыми в школе правилами, не учитываются. Также не учитываются искажения графического облика слова, не связанные с орфографической грамотностью.
При подсчете количества ошибок необходимо учитывать их повторяемость и однотипность. Повторяющейся считается ошибка, допущенная в слове, используемом в тексте неоднократно, или в корне однокоренных слов. Два и более неправильных написания в одном слове, так же, как и повторяющаяся ошибка, учитываются при подсчете как одна ошибка.
Однотипными считаются ошибки, связанные с применением правила, не требующего анализа семантики слов. Так, однотипными являются ошибки:
Три первые однотипные ошибки учитываются как одна, каждая следующая ошибка считается самостоятельной.
Ошибки, допущенные в разных словах с безударной проверяемой гласной в корне слова, с проверяемой согласной в корне слова, не считаются однотипными, поскольку при определении написания каждого из слов с этими орфограммами обучающимся необходимо провести его семантический анализ для подбора проверочного однокоренного слова или проверочной словоформы.
Если в контрольном диктанте допущено более пяти исправлений написания, оценка снижается на балл; при наличии более двух исправлений неправильного написания на правильное отметка «5» не выставляется. Критерии оценивания контрольного диктанта приведены в таблице 11.4.
Таблица 11.4. Оценивание контрольного диктанта
Оценка | Критерии оценки |
«5» | Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют |
«4» | Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических |
«3» | Допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе оценка «3» выставляется, если допущено 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. |
«2» | .Допущено более четырех орфографических и более 4 пунктуационных ошибок, в 5 классе – более 5 орфографических и более 5 пунктуационных ошибок |
За контрольный диктант выставляется одна оценка. Если контрольная работа включает диктант и дополнительные задания, например, проведение грамматического анализа отдельных слов, словосочетаний и предложений, выполнение комплекса этих заданий оценивается по критериям, приведенным в таблице 11.5.
Таблица 11.5. Оценивание выполнения дополнительных заданий
Оценка | Критерии оценки |
«5» | Все задания выполнены правильно |
«4» | Не выполнена или выполнена неправильно четверть заданий, три четверти заданий выполнены правильно |
«3» | Не выполнена или выполнена неправильно половина заданий, половина заданий выполнена правильно |
«2» | Более половины заданий не выполнено или выполнено неправильно |
Тестирование – один из современных стандартизированных методов контроля и оценивания учебных достижений обучающихся. Оно позволяет оперативно оценить знания и умения по предмету. Разные формы тестовых заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом, на соответствие) позволяют оценить планируемые предметные достижения обучающихся по русскому языку, учесть специфику предмета.
В соответствии с этими позициями тесты рекомендуется использовать для текущего контроля, а также в составе комплексной работы для проведения тематического (промежуточного) и итогового контроля, включающей, наряду с тестами, письменный ответ на проблемный вопрос.
Для текущего оценивания можно использовать:
Если тестовая работа проводится в формате ОГЭ, можно воспользоваться шкалой, разработанной в Федеральном институте педагогических измерений. Расположенные на сайте ФИПИ тестовые задания (Открытый банк оценочных средств по русскому языку) рекомендуется использовать для текущего оценивания.
Примерная шкала перевода балла в отметку (разрабатывается в образовательной организации):
а) Сказуемым.
б) Определением.
в) Дополнением.
г) Обстоятельством.
1) А тут летний вечер ещё только начинал обволакивать город.
2) Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка.
3) В сырой темноте мы наугад нащупывали ступени.
4) В подвале мы присели на какие-то холодные, мокроватые трубы.
5) И в тот же миг дом вздрогнул, сотрясся от громового удара.
а) Наряд – сущ., н. ф. – наряд, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., В. п., ед. ч., в предложении является дополнением.
б) Не – частица.
в) Меняет – глагол, н. ф. – менять, несов. в., невозв., 1 спр., наст. вр., ед. ч., 3 л., ж. р., в предложении является сказуемым.
г) Зеленый (наряд) – прил., н. ф. – зеленый, качеств, в полной ф., м. р., ед. ч., В. п., в предложении является определением.
В рамках учебного предмета «Русский язык», в соответствии с ФГОС ООО, в каждом классе предусмотрено выполнение проектных и исследовательских работ. Следует учитывать, что итоги проектной деятельности – это не только достижение предметных и метапредметных результатов, но и личностное развитие обучающихся, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, поскольку проект может выполняться как индивидуально, так и в групповой форме.
Формы представления проекта по русскому языку разнообразны и также должны соответствовать уровню знаний и умений обучающихся.
5 КЛАСС
Упр. Проект-1
Словари – это накопители мудрости, научно доказанных истин, свидетели изменений в языке с течением времени. Словари описывают слово с разных сторон: с точки зрения лексики, орфографии, орфоэпии, морфемного строения слов и др. Подготовьте сообщение об одном из лингвистических словарей.
Упр. Проект-2
Есть языки, в которых ударение закреплено за каким-либо одним слогом. Например, во французском и армянском оно всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, а в чешском и финском – на первый. Подготовьте сообщение об особенностях ударения в иностранном языке, который вы изучаете.
6 КЛАСС
Проект
Подготовьте сообщение на тему «Русский язык – государственный язык Российской Федерации». Используйте материалы параграфа, а также информацию Справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ (Атлас «Русский язык»).
7 КЛАСС
Проект «Пословица не просто молвится»
Подберите самостоятельно 10 пословиц, являющихся по строению обобщенно-личными предложениями. Объясните смысл каждой пословицы или опишите кратко ситуацию, в которой пословица была бы уместна.
Сделайте иллюстрацию к каждой пословице, к той ситуации, которую вы видите.
Из иллюстраций и текстов, объясняющих смысл пословиц, соберите продукт вашего проекта – альбом. Продумайте его обложку. Этот альбом может быть в электронном виде. Подарите свои альбомы младшим школьникам, школьной библиотеке.
На методологическом и концептуальном уровне учебные предметы «Русский язык» и «Литература» имеют одни подходы, поэтому требования к проектной деятельности и критерии её оценки повторяются.
Общие требования к проектам:
При оценивании результатов работы обучающихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
Оценивая деятельностный компонент, необходимо принимать во внимание:
При оценке результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
Таблица 13.1. Рекомендуемое распределение баллов при оценивании каждого компонента проекта по русскому языку
0 баллов | отсутствие этого компонента в проекте |
1 балл | наличие этого компонента в проекте |
2 балла | высокий уровень представления этого компонента в проекте |
Компоненты проектной деятельности | Критерии оценивания отдельных характеристик компонента | Баллы |
Содержательный | Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике | 0-2 |
Правильность выбора используемых методов исследования | 0-2 | |
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей | 0-2 | |
Доказательность принимаемых решений | 0-2 | |
Наличие аргументированных выводов и заключений | 0-2 | |
Деятельностный | Степень индивидуального участия каждого исполнителя в выполнении проекта | 0-2 |
Характер взаимодействия участников проекта | 0-2 | |
Результативный | Форма предъявления проекта и качество его оформления | 0-2 |
Презентация проекта | 0-2 | |
Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов | 0-2 | |
Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов | 0-2 | |
Новизна представляемого проекта | 0-2 | |
Максимальный балл | 24 |
Примерная шкала перевода баллов оценивания проектов по русскому языку в отметку (разрабатывается в образовательном учреждении):
В системе контроля и оценивания достижения предметных результатов реализуется заложенный во ФГОС ООО принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Самооценка и взаимооценивание – составляющие процесса оценивания достижения предметных результатов на уроке русского языка. Таким образом школьники включаются в процесс формирования оценки.
Использовать самооценку и взаимооценивание на уроках русского языка рекомендуется в качестве текущего контроля. Обучающийся должен объективно оценивать собственную работу или достижения одноклассников и уметь обосновать свою оценку. Такая работа способствует развитию у ребенка навыков рефлексии результатов своих действий, умений находить и исправлять собственные ошибки.
Учитель может изменить, дополнить критерии, вынести на самооценку и взаимооценивание другие формы оценивания в соответствии с уровнем подготовленности класса.
Листы самооценки и взаимооценивания фиксируются в «Портфеле достижений по учебному предмету “Русский язык”» вместе с письменными ответами на вопросы, сочинениями и другими творческими работами, с результатами тестирования и контрольных работ – всем, что связано с оцениванием достижений обучающихся в области предметных результатов.
Раз в год или по необходимости, используя содержание «Портфеля достижений», обучающиеся могут составить диаграмму или заполнить таблицу, чтобы самостоятельно оценить, какими предметными результатами они овладели, а над достижением каких предметных результатов еще надо поработать.
Организация работы по само- и взаимооцениванию позволяет учителю:
Организация такой работы – это возможность:
В лист самооценки или взаимооценивания обязательно заносятся:
Самооценка и взаимооценивание может проходить как в устной, так и в письменной форме.
Учитель готовит заранее листы самооценки или взаимооценивания в свободной форме.
Пример листа самооценки (взаимооценивания) после изучения темы «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация» (5 класс)
Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________
Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________
Оцени свои достижения:
Мои умения и навыки (покажи свои умения на предложенных примерах) | Самооценка | Оценка, поставленная моим другом (соседом по парте) | Оценка учителя |
Умею выделять словосочетания из предложения: ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |||
Умею определять в предложении грамматическую основу | |||
Умею находить в предложении однородные члены | |||
Умею строить предложения с однородными членами | |||
Умею находить обращение в предложении и строить такие предложения (запиши предложение с обращением) ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |||
Умею строить предложения с прямой речью (запиши такое предложение) ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |||
Умею строить сложные предложения (запиши такое предложение) ___________________________ ___________________________ ___________________________ | |||
Умею выполнять синтаксический разбор предложения: От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. ___________________________ ___________________________ __________________________ |
Пример листа самооценки (взаимооценивания) после изучения темы «Текст», «Функциональные разновидности языка» (5 класс)
Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________
Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________
Оцени свои достижения:
Что я умею | Самооценка | Оценка одноклассника | Впиши нужные термины | ||
1-е полугодие | 2-е полугодие | 1-е полугодие | 2-е полугодие | ||
Определяю тему текста | Чтобы определить тему текста, надо задать вопрос: «__________________?» | ||||
Формулирую вопросы к прочитанному тексту | |||||
Определяю ключевые слова текста | __________ – это главные слова в тексте | ||||
Определяю главную (основную) мысль текста | Главная (основная) мысль текста – ____________________ | ||||
Составляю план текста | План может быть ____________________ и ____________________ | ||||
Умею определять принадлежность текста к определенной функциональной разновидности | Стили, функциональные разновидности языка: ● разговорная речь; ● ___________________; ● ___________________; ● ___________________; ● язык художественной литературы. | ||||
Могу передать настроение произведения при выразительном чтении | При выразительном чтении важна не только техника чтения (правильное произношение, дикция, ударения), но и ____________________ |
Оценочные процедуры – контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее 30 минут.
Контрольная/проверочная работа – форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, реализуемая в рамках образовательного процесса в образовательной организации. Она нацелена на оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т. д.) требований к предметным и/или метапредметным результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ООО, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Диагностическая работа – форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в образовательной организации. Она нацелена на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т. д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС ООО, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.
В соответствии с тематическим планированием как частью Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» предлагается проведение:
В процессе планирования видов контроля по русскому языку важно помнить, что целесообразно проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета в этой параллели в текущем учебном году.
Следует иметь в виду, что в 5 и 8 классах есть ряд работ обучающего характера.
Все виды контроля обязательно должны быть внесены в календарно-тематическое планирование индивидуальной рабочей программы учителя по каждому классу.
Может быть составлен примерный график проведения оценочных процедур: Таблица 15.1.pdf
Нормативные документы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.