Курс для учителей русского языка

Система оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» в соответствии с ФГОС ООО

Цель:  совершенствование профессиональных компетенций учителей русского языка в области оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования.

Объем:  72 часа. 

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Значение оценочной деятельности и её функции

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, – важнейшая составляющая (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.

Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций:

    • информационную;
    • образовательную;
    • воспитательную;
    • мотивационно-стимулирующую;
    • ориентирующую и др.

Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям, а также служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.

Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет в преподавании результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения и, в конечном счете, повышению его качества.

Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.

Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). В документе указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна:

    • отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
    • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
    • предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов);
    • предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
    • обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся.

Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения РФ, установленная ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.

Занятие 2. Предметные результаты как объект проверки и оценивания

Одними из основных направлений обновления ФГОС ООО стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в Федеральный учебный план.

Реализация системно-деятельностного подхода обусловила двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий с полным основанием могут быть отнесены к универсальным учебным действиям (УУД), представленным в разделе Стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний: оцениваются достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов освоения образовательных программ.

Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата, в которых должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием.

Дальнейшая детализация предметных результатов нашла отражение в федеральных рабочих программах (ФРП) по учебным предметам. В каждой из них предметные планируемые результаты распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность обоснованно выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде предметов планируемые результаты группируются также по крупным темам и содержательным блокам, что позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематических и промежуточных проверок.

Виды оценивания Объекты оценивания
ТематическоеПланируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения (если не указаны в ФОП ООО, то определяются учителем самостоятельно на основе программы и тематического планирования)
Промежуточное

Планируемые результаты изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных УУД (указаны во ФГОС ООО и ФОП ООО), например:

●     работа с информацией;

●     смысловое чтение;

●     финансовая грамотность и др.

ИтоговоеПланируемые результаты освоения курса конкретного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного изучения курса)

Занятие 3. Многообразие видов и форм оценивания

Комплексный подход к оцениванию предполагает взаимосвязанное использование его разнообразных видов и форм.

К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:

    • стартовая диагностика, направленная на оценку общей готовности школьников к обучению на этом уровне образования;
    • текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение обучающегося в освоении программы учебного предмета;
    • тематическое оценивание, направленное на выявление и оценку достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной программы;
    • промежуточное оценивание по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающей несколько тем, или формирование комплексного блока учебных действий (работа с информацией, аудирование и др.);
    • итоговое оценивание результатов освоения образовательной программы за учебный год.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), образовательная организация, в соответствии с определенными ею формами и установленным порядком, также проводит промежуточную аттестацию обучающихся. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании уровня усвоения обучающимися образовательной программы с последующим учетом полученных результатов в организации учебной деятельности, а о принятии в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений.

В законе разъясняется, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую обучающийся должен ликвидировать. Если обучающийся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал эту задолженность, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на повторное обучение или переводится на обучение по адаптивным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному плану.

Таким образом, промежуточную аттестацию можно рассматривать как форму контроля достижения планируемых результатов обучения в объеме определенного уровня обучения, т. е. проводимую образовательной организацией в конце 4, 9 и 11 классов. Во всех других классах в конце года проводится итоговое оценивание. Промежуточная итоговая аттестация по завершении основной школы не распространяется на тех обучающихся, которые избрали сдачу основного государственного экзамена по предмету.

Итоговая аттестация, завершающая, согласно Закону об образовании, освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, – это государственная итоговая аттестация и, следовательно, выходит за рамки внутришкольного контроля.

Формами предъявления обучающимися своих достижений служат устные ответы, письменные работы (сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и другие). В систему внутришкольного оценивания входит также оценка лабораторных и практических работ, проектов, творческих работ обучающихся.

Занятие 4. Критериальное оценивание

При реализации различных форм внутреннего оценивания целесообразно применять критериальный подход.

Учителю он дает ясные ориентиры для:

    • организации учебного процесса;
    • оценки усвоения учебного материала обучающимися;
    • коррекции методических процедур для достижения высокого качества обучения.

Обучающимся заранее известные критерии оценивания помогают лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.

Родители получают:

    • объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
    • возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку.

Использование критериального подхода к описанию достижения планируемых результатов для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.

Критериальное оценивание – процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей. В этом отношении критериальное оценивание сходно с традиционным нормативным оцениванием, при котором отметка выставляется с учетом степени достижения определенных требований (полнота изложения, выражение мысли своими словами, приведение примеров и т. п.). При этом критериальное оценивание осуществляется «методом прибавления», когда каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату, а нормативное оценивание – «методом вычитания» из эталонного ответа на 5 баллов ошибок и промахов ученика.

Условие критериального оценивания – предварительное ознакомление всех участников образовательного процесса, прежде всего обучающихся, с используемыми критериями. При этом и нормативная модель оценивания не утрачивает своего значения в современных условиях, особенно применительно к определенным видам и формам оценивания, например, устного ответа в ходе текущего контроля.

Уже накопленный опыт критериального оценивания показывает многообразие подходов к определению оснований, признаков, на основе которых принимается решение по оценке. Их диапазон колеблется от предельно обобщенных положений (знать, понимать, применять), служащих общим ориентиром в оценочной деятельности, до критериев выполнения отдельных заданий.

В методических рекомендациях критериальный подход реализован, в первую очередь, применительно к оценке интегрированных и практико-ориентированных результатов освоения программы:

    • проекту;
    • лабораторным и практическим работам;
    • работе с исторической и географической картой, историческим источником.

Выработать обоснованные критерии оценивания позволила проведенная детализация (декомпозиция, операционализация) отдельных образовательных результатов.

В ряде случаев показан «балльный вес» каждой критериальной позиции, который затем переводится в привычные пятибалльные отметки. Чтобы оценивание было более дифференцированным и точным, выделяются возможные уровни достижения конкретного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Уровни относятся как к знаниевой (воспринимает, распознает, представляет в преобразованном виде и др.), так и к деятельностной (применяет по образцу, применяет в измененной ситуации, понимает способ действий, преобразует способ действий) составляющим планируемого результата освоения образовательной программы.

Занятие 5. Единые подходы к оцениванию предметных результатов по русскому языку на уровне основного общего образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) учебный предмет «Русский язык» – обязательный для изучения и входит в предметную область «Русский язык и литература».

Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Федеральной рабочей программе (далее – ФРП), соответствует ФГОС ООО и Федеральной образовательной программе основного общего образования (далее – ФОП ООО).

Оценивание предметных умений, тесно связанных с метапредметными умениями, проводится по предмету «Русский язык» на:

    • внутреннем (внутришкольном) уровне (стартовое, текущее, тематическое, итоговое оценивание);
    • внешнем уровне в формате ОГЭ (устное собеседование, комплексная аттестационная работа, включающая сжатое изложение, тестовые задания, сочинение-рассуждение).

Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из:

    • внутренней оценки (предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки, и результаты выполнения итоговой работы по предмету);
    • внешней оценки (ОГЭ).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании) образовательные организации имеют право разрабатывать положения о текущем оценивании.

В статье 28 Закона об образовании говорится о компетенции образовательных организаций в области системы оценивания. Образовательные организации:

    • осуществляют текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, устанавливают их формы, периодичность и порядок проведения;
    • ведут индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ;
    • хранят в архивах информацию об этих результатах на бумажных и(или) электронных носителях.

Введение обновленных ФГОС ООО и ФОП ООО актуализировало необходимость введения единых требований к организации оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования.

Основа для разработки системы объективного текущего оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на уровне ООО – это:

  1. Единые подходы к организации оценочной деятельности, направленные на достижение целей обучения русскому языку, объективности оценивания.
  2. Учет специфики и статуса предмета «Русский язык» в системе основного общего образования.
  3. Ориентация оценки на планируемые результаты, распределенные по годам обучения, как системообразующий компонент ФОП ООО.
  4. Объекты контроля – планируемые результаты обучения, формируемые на основе содержания обучения, зафиксированного в ФОП ООО.
  5. Использование оценочных заданий, соотнесенных с:
    • целями изучения русского языка;
    • содержанием курса;
    • ведущими видами деятельности, сформулированными в ФОП ООО;
    • современными методическими подходами, в том числе реализованными в учебно-методическом комплекте (УМК).
  1. Согласованное внешнее и внутреннее оценивание:
    • единые объекты оценки;
    • согласованные критерии;
    • инструментарий оценивания.
  1. Сбалансированный объем процедур внешнего и внутреннего оценивания.

Система текущего оценивания достижения планируемых предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» отражает не только результат, но и сам процесс достижения результатов освоения ФОП ООО и представляет собой сочетание разных видов оценивания, методов и форм оценки уровня предметных достижений.

При определении содержания оценки предметных результатов необходимо обратить внимание на компоненты содержания учебного предмета «Русский язык» и на обязательные планируемые предметные результаты на конец каждого учебного года, сформулированные во ФГОС ООО и ФОП ООО. Это отражено в тематическом планировании в ФРП и поддерживается инструментально возможностями Конструктора рабочих программ.

Принципиально важный подход к организации системы текущей оценки предметных результатов – обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это предполагает вовлеченность педагогов в оценочную деятельность, а самих обучающихся – в деятельность по самооценке и взаимооценке.

Основным объектом системы внутреннего оценивания, его содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых предметных результатах освоения обучающимися ФОП по учебному предмету «Русский язык».

Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования ФГОС ООО, а также учет назначения каждой из процедур помогут представить элементы единой системы оценки предметных образовательных результатов обучающихся.

При организации оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» целесообразно использовать разные виды контроля с учетом:

    • этапа освоения и содержательной специфики раздела;
    • темы курса (стартовый, тематический, итоговый контроль);
    • оперативной проверки уровня восприятия, понимания, воспроизведения учебного материала по мере его прохождения на каждом уроке (текущий контроль).
Форма текущего оцениванияЦельИспользование полученных результатовВиды заданий

Стартовый (диагностический) контроль

1. Определение уровня:

●  сформированности предметных умений;

●  овладения универсальными учебными действиями;

●  читательской функциональной грамотности по русскому языку в начале изучения раздела, темы.

2. Выявление типичных и индивидуальных трудностей обучающихся.

Планирование, корректировка процесса обучения, планирование способов дифференцированного обучения

1. Специально смоделированные тестовые диагностические задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

2. Диктант, изложение, сочинение, ответ на вопрос, анализ текста, языковой анализ.

Поурочный текущий контроль

1. Оперативная оценка уровня понимания учебного материала как обязательный компонент урока или нескольких уроков.

2. Фиксирование динамики становления предметных и метапредметных умений.

Планирование и корректировка индивидуальных образовательных траекторий, направленных на преодоление выявленных трудностей при усвоении учебного материала

1. Устные и письменные задания небольшого объема, соотнесенные с целями и содержанием урока, ведущими видами деятельности на уроке.

2. Сочинения небольшого объема, изложения, диктанты разных видов, осложненное списывание, ответ на вопрос, мини-проект, тестовое задание, анализ текста.

Тематический контроль

1. Оценка уровня:

●  освоения раздела, темы;

●  сформированности предметных умений.

2. Выявление трудностей при завершении изучения раздела, темы.

Планирование и корректировка индивидуальных образовательных траекторий, направленных на преодоление выявленных трудностей при усвоении темы

1. Устные и письменные проверочные работы, соотнесенные с целями изучения и содержанием темы, ведущими видами деятельности при освоении раздела, темы.

2. Задания на формирование самооценки и рефлексии.

Итоговый контрольОценка уровня достижения предметных результатов за определенный временной период обучения (четверть, триместр, год)

1. Анализ трудностей, связанных с формированием предметных результатов.

2. Планирование и корректировка индивидуальных образовательных траекторий, направленных на преодоление выявленных трудностей.

1. Устные и письменные проверочные работы, соотнесенные с целями и содержанием учебного курса на определенном этапе, ведущими видами деятельности.

2. Итоговая контрольная работа, проект.

При планировании оценочных процедур на уровне образовательной организации необходимо учитывать информацию, получаемую в ходе федеральных оценочных процедур, и избегать дублирования их содержания.

Необходимо принимать во внимание различия в специфике текущего оценивания предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» и внешнего оценивания предметных результатов по русскому языку в рамках ГИА. При организации и планировании внутреннего (внутришкольного) оценивания планируемых предметных результатов по русскому языку целесообразно использовать оценочный инструментарий форм внешнего оценивания. В перспективе возможно более широкое применение метода критериального оценивания на этапе текущего контроля, что позволит обеспечить преемственность в системе оценивания.

Занятие 6. Предметные результаты по русскому языку как объект внутришкольного оценивания

Оценивание предметных результатов по русскому языку осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФРП ООО. Требования к предметным результатам по русскому языку включают знаниевые и деятельностные компоненты, в соответствии с чем определяются формы контроля.

Согласно требованиям ФГОС ООО к предметным результатам по учебному предмету «Русский язык», для поведения оценочных процедур текущего, тематического и итогового контроля рекомендуется выбор следующих форм, представленных в таблице 6.1.

Таблица 6.1. Формы текущего и тематического контроля проверяемых предметных результатов ФГОС ООО по русскому языку

Проверяемые предметные результаты ФГОС ОООФормы контроля с учетом видов деятельности

1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма).

2. Формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).

●  Устный ответ на поставленный вопрос;

●  устное монологическое высказывание;

●  устное сочинение на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы;

●  выступление с научным сообщением;

●  участие в диалоге (создание не менее шести реплик);

●  аудирование;

●  чтение (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое);

●  анализ текста (формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них);

●  подробное, сжатое и выборочное изложение;

●  составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного);

●  представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;

●  представление содержания таблицы, схемы в виде текста;

●  комментирование текста или его фрагмента;

●  сочинение-рассуждение;

●  сочинение-описание;

●  сочинение-повествование;

●  устный пересказ;

●  извлечение информации из различных источников, в том числе из лингвистических словарей, справочной литературы, в том числе из информационно-справочных систем в электронной форме;

●  создание письменных текстов различных функциональных стилей и функционально-смысловых типов речи;

●  оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика);

●  составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата.

Понимание:

●  определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

●  важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознание богатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире;

●  различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка.

●  Изложение;

●  сочинение;

●  проект;

●  устный и письменный ответы на вопрос;

●  комментирование фрагмента текста;

●  выступление с сообщением на определенную тему;

●  творческая работа.

1. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях.

2. Осознание взаимосвязи его уровней и единиц.

3. Освоение базовых понятий лингвистики.

●  Языковой анализ (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический);

●  орфографический анализ слова, словосочетания, текста или его фрагмента;

●  пунктуационный анализ предложения, текста или его фрагмента;

●  смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте;

●  использование средств выразительности (в рамках изученного);

●  анализ текста с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, к определенной функциональной разновидности языка (в рамках изученного);

●  тестовое задание;

●  выступление с сообщением на определенную тему;

●  устный ответ на основе схемы, таблицы;

●  пересказ текста;

●  составление плана текста;

●  сочинение на лингвистическую тему;

●  изложение;

●  проект.

Формирование умений проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста
Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения

●  Чтение и анализ словарной статьи;

●  чтение и смысловой анализ текста;

●  сочинение;

●  изложение;

●  выразительное чтение художественного произведения.

1. Овладение основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета.

2. Соблюдение их в речевой практике.

●  Чтение и анализ словарной статьи;

●  чтение и анализ лингвистического текста;

●  редактирование предложения, фрагмента текста;

●  редактирование собственных и чужих текстов;

●  сочинение;

●  изложение (подробное, сжатое, выборочное);

●  диктант;

●  списывание текста (простое и осложненное);

●  проект;

●  устный ответ на поставленный вопрос;

●  устное монологическое высказывание;

●  устное сочинение;

●  выступление с научным сообщением;

●  участие в диалоге (создание не менее шести реплик);

●  комментирование текста или его фрагмента;

●  создание письменных текстов различных функциональных стилей и функционально-смысловых типов речи;

●  оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика);

●  составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата.

Для проведения итогового контроля учитель может выбрать одну из форм, представленных в таблице, с учетом проверяемых предметных умений.

Целесообразно в качестве внутреннего (внутришкольного) итогового контроля по русскому языку использовать формы, соотносимые с применяемыми для оценивания предметных результатов по русскому языку в процессе внешнего контроля (ОГЭ). В таблице 6.2 представлены в сопоставлении некоторые из возможных форм оценивания и примеры формулировок заданий.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 7. Виды и формы оценивания предметных результатов по русскому языку: стартовая и текущая образовательная диагностика

Общая цель педагогической диагностики обучающихся основной школы – фиксация уровня планируемых предметных результатов обучающихся для выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения, установления основных трудностей, нарушающих успешность учения.

Диагностические работы, направленные на фиксацию уровня сформированности предметных результатов обучения русскому языку учащихся основной школы, нацелены не только на установление трудностей усвоения основных содержательных линий учебного предмета, принципиально важных для понимания научных основ изучаемого курса, его целей и назначения, но и на установление уровня функциональной грамотности обучающихся:

    • умения применять полученные знания в знакомых (стандартных) учебных ситуациях, а также в незнакомых (нестандартных) ситуациях, с которыми обучающийся не встречался в процессе учебной деятельности;
    • сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД):

а) логических УДД (анализ, сравнение, обобщение);

б) работы с информацией по её интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях;

    • сформированности коммуникативных универсальных учебных действий – навыков построения текста-рассуждения, текста-доказательства (объяснения);
    • способности к творческой переработке полученных знаний на конкретном предметном содержании.

Диагностические задания должны соответствовать основным линиям учебного курса, отражать содержание, важное для понимания целей, назначения и сущности этого учебного курса, его научных основ.

Диагностические работы необходимо проводить не только в начале, но и в течение всего учебного года, что даст возможность учителю управлять образовательным процессом, своевременно корректировать индивидуальные программы преодоления трудностей в обучении. Количество диагностических работ должно быть педагогически обусловлено этапами освоения учебного предмета, уровнем подготовки обучающихся.

Образовательная организация, учителя вправе самостоятельно определять время проведения и количество диагностических работ, но стартовая диагностика, которая проводится в начале учебного года и позволяет определить уровень освоения учебной программы предыдущего класса, и итоговая диагностика, дающая возможность выявить трудности обучающихся, завершающих изучение материала программы по конкретному классу, – обязательны.

Содержание диагностических заданий определяется устойчивыми трудностями в достижении предметных результатов, которые во многом обусловлены невысоким уровнем сформированности метапредметных умений. Поэтому система диагностических заданий должна обеспечить выявление уровня:

    • познавательных логических умений (синтеза, сравнения, обобщения);
    • коммуникативных умений (конструировать тексты-рассуждения, включающие необходимые доказательства выполненного учебного действия, готовности целесообразно выполнять мыслительные операции анализа и др.).

Как показали результаты диагностики, обучающиеся 4, 6 и даже 8 классов совершали ошибки в классификации объектов, неправильно анализировали предложенные признаки, заменяли существенные признаки несущественными.

Устойчивая трудность в достижении школьниками предметных результатов по русскому языку связана с:

    • низким уровнем осознанного владения базовой научной терминологией;
    • отсутствием системных знаний по трудным темам курса, несформированностью умения применять полученные знания при решении учебных и практических задач;
    • низким уровнем развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;
    • недостаточным уровнем развития умений контрольно-оценочной деятельности.

В соответствии с этим в стартовую диагностику должны быть включены задания, направленные на выявление уровня владения терминологией. Целесообразно использовать тестовые задания, задания, смоделированные на основе текста, позволяющие комплексно охарактеризовать уровень сформированности предметных результатов.

Диагностические задания необходимо проверять, но не оценивать в соответствии с нормами. Возможна лишь качественная характеристика выполненных обучающимися диагностических заданий.

Примеры заданий

6 КЛАСС

  1. Найдите верные утверждения. Запишите номера правильных ответов:

1) имя существительное – это часть речи, которая не только обозначает предмет, но и выражает грамматическое значение предметности, в отличие, например, от имен прилагательных и глаголов, которые выражают грамматические значения признака или действия;

2) все имена существительные в русском языке можно разделить на существительные мужского, женского и среднего рода;

3) имена существительные общего рода – это слова, которые в разных предложениях могут обозначать как лиц мужского, так и лиц женского пола;

4) все имена прилагательные имеют краткую форму;

5) имя прилагательное в форме сравнительной степени в предложении является сказуемым, в форме превосходной степени – как правило, определением;

6) местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их;

7) местоимения в предложениях бывают подлежащими;

8) возвратное местоимение «себя» не изменяется.

  1. Ученик прочитал текст о мороженом и начал составлять словарную статью о слове «мороженое». Продолжите текст словарной статьи, используя информацию из прочитанного текста.

«Мороженое – это…»

8 КЛАСС

  1. Проанализируйте словосочетания. Назовите основание для деления их по группам. Распределите словосочетания по группам.

Заглянуть внутрь, затянуто паутиной, наше наследие, свежее дыхание, замереть от восторга, удивительно добрый, рисунки детей, сделать по-новому.

  1. Подчеркните в приведенном предложении все его члены. Используя существующие в русском языке слова, составьте и запишите предложение такой же конструкции.

«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».

Стартовая и текущая диагностика в каждом классе необходимы для полноценного образовательного процесса, поскольку дают информацию для реализации дифференцированного подхода в обучении русскому языку, помогают проследить динамику формирования ведущих предметных и метапредметных умений.

Занятие 8. Рекомендации по оцениванию устной речи

В ФОП ООО названы умения обучающихся, которые подлежат оцениванию. К ним, в частности, относятся умения:

    • подготовить монологическое высказывание на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;
    • принять участие в диалоге на лингвистические темы и темы на основе жизненных наблюдений;
    • подготовить пересказ, сделать научное сообщение.

В оценивании предметных результатов устный ответ занимает важное место. Эта форма используется на каждом уроке, поскольку позволяет вовлечь обучающихся в речевую деятельность, что отражает специфику обучения русскому языку: создается учебная ситуация диалога, монолога, обсуждения вопросов в связи с изучаемой темой. Устные ответы обучающихся позволяют оценить достижения предметных результатов.

Устный ответ проверяет такие предметные результаты, как:

    • владение устной связной речью;
    • умение свободно выражать свои мысли и чувства в соответствии с ситуацией и сферой общения;
    • умение аргументировать, делать выводы, использовать информацию для подтверждения своего тезиса.

Для оценивания устных ответов можно использовать разработанные критерии и нормы оценивания.

Примерные задания для текущего контроля

  1. Прочитайте текст. Почему знамёна, особенно военные, всегда берегли как святыню? Своё мнение обоснуйте (5 класс).
  2. Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении второго абзаца (6 класс).
  3. В каком предложении использован союз, а в каком – союзное слово? Обоснуйте свой ответ (8 класс).
  4. Рассмотрите схему. Вспомните, что вы знаете о словосочетании. Заполните пустые прямоугольники. Опираясь на схему, расскажите о типах связи слов в словосочетании (9 класс).
  5. Вы беседуете с друзьями о путешествиях. Расскажите о том месте на карте нашей страны или на карте мира, куда вы хотели бы отправиться (5 класс).

Примерные задания для тематического контроля

  1. Внимательно прочитайте текст. Правильно ли вы определили проблему текста в процессе ознакомительного чтения? Каково коммуникативное намерение автора? Сформулируйте главную мысль текста (7 класс).
  2. Найдите в предисловии романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» бессоюзные сложные предложения. Выпишите их и объясните постановку знаков препинания. Охарактеризуйте функции этих предложений в тексте (9 класс).
  3. Подготовьте небольшое выступление о каком-либо физическом или химическом явлении. Для наглядности используйте в своем рассказе сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными (9 класс).

Оценка устных ответов

При оценке устного ответа прежде всего рекомендуется руководствоваться общими критериями оценивания:

    • содержательностью ответа;
    • соответствием языковым нормам;
    • выразительностью речи.

Подобные задания могут быть оценены и на основе разработанных в образовательной организации критериев. Примером могут служить критериальные системы оценивания устных ответов при проведении устного собеседования в ГИА 9-го класса. Вариант перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу также может быть разработан образовательной организацией с учетом общих рекомендаций.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

    • полнотой и правильностью ответа;
    • степенью осознанности, понимания изученного;
    • языковым оформлением ответа.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

    • полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
    • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
    • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положении темы, но:

    • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
    • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
    • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

    • обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала;
    • допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл;
    • беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые выступают серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться как за один ответ на уроке, так и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Занятие 9. Рекомендации по оцениванию письменной речи

В соответствии с ФРП по русскому языку обучающиеся должны овладеть умениями:

    • создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в письменной форме;
    • создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт, на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль);
    • создавать классные сочинения объемом не менее 280 слов (объем для 9 класса) с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы;
    • грамотно, в соответствии с нормами современного русского литературного языка и правилами орфографии и пунктуации, списывать текст, записывать текст словарного диктанта, диктанта, выполнять контрольные и проверочные работы;
    • создавать письменные высказывания разных жанров (ответ на вопрос, тезисы, конспект, рецензия, реферат, аннотация, отзыв, подробное/сжатое/выборочное изложение, сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину, в том числе сочинения-миниатюры);
    • создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, текст электронной презентации с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ней, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
    • исправлять и редактировать собственные письменные тексты.

Письменные работы из перечисленных жанров используются для текущего и тематического контроля, а отдельные виды письменных работ применяются в процедурах итогового контроля.

Письменные работы обучающихся следует оценивать с учетом жанровой специфики, содержания высказывания, логического (композиционного) построения, речевого оформления.

При оценивании сочинений, изложений, диктантов следует учитывать объем слов исходных текстов, определенный в ФРП по классам.

Примеры письменных заданий

  1. Напишите выборочное изложение на тему «Малая родина в жизни писателя» (8 класс, текущий контроль).
  2. Напишите отзыв на произведение одного из современных писателей-фантастов (6 класс, тематический контроль).
  3. Перепишите предпоследний абзац текста, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (5 класс, текущий контроль, оценочный ресурс УМК).
  4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Николая Максимовича Шанского: «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер русского языка». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из текста предыдущего упражнения (9 класс, тематический контроль, оценочный ресурс УМК).
  5. Напишите сочинение-рассуждение по тексту. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Я очень хотела бы увидеть человека, который честно признает, что он обычный. Самый обычный – не герой, не великий поэт, художник, актер или мыслитель, а просто обычный хороший человек». Приведите в сочинении аргументы из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения (9 класс, тематический контроль, оценочный ресурс УМК).
  6. Напишите расписку в получении книг в школьной библиотеке (9 класс, текущий контроль).

В текущем и тематическом контроле важно использовать письменные задания, связанные с оценкой:

    • познавательных универсальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
    • функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);
    • умений информационно-смысловой переработки текста, логико-смыслового анализа текста (понимания назначения, общего смысла текста, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств).

Формирование этих универсальных умений – одно из важнейших условий достижения предметных результатов ФГОС ООО и ФРП по русскому языку, поэтому подобные оценочные задания необходимо чаще использовать при текущем оценивании.

Примеры заданий текущего оценивания

  1. Сравните простые и сложные предложения по самостоятельно сформулированному основанию.
  2. Найдите основания для тематической группировки слов, сгруппируйте слова по тематическому признаку.
  3. Представьте содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представьте содержание таблицы, схемы в виде текста.
  4. Проведите информационную переработку текста: составьте план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) для дальнейшего воспроизведения содержания текста в письменной форме.

В таких заданиях сложность повышается от класса к классу.

Примеры письменных заданий

  1. Подумайте, как могут быть представлены правила, которые важно соблюдать в письменном или устном общении: с помощью текста, с помощью схемы и рисунков. Сформулируйте и запишите одно правило (5 класс).
  2. Прочитайте текст о российских путешественниках. Придумайте и запишите три вопроса, которые вы задали бы одному из них для возможного диалога (5 класс).
  3. Прочитайте группы слов. Объясните, почему слова даны группами. В чем сходство и различие этих слов? (5 класс)

[лиса] – леса – лиса

[развиваица] – (флаг) развевается – (мозг) развивается

[каса] – коса длинная – коса острая

  1. Прочитайте, как объясняется происхождение слова на сайте «Русский древослов». Соотнесите два объяснения: из прочитанного текста и из словарной статьи. Подтверждает ли словарная статья размышления автора? (5 класс, оценочный ресурс УМК)

Для проведения текущего контроля также могут быть использованы творческие задания, которые позволяют выявить способности обучающихся создавать оригинальные тексты на основе собственного коммуникативного намерения, замысла.

Примеры творческих письменных заданий

  1. Напишите своим друзьям поздравительные письма, которые вы отправите по электронной почте. Пожелайте каждому, чтобы все его мечты сбылись. Постарайтесь при этом никого не обидеть (5 класс).
  2. Рассмотрите рисунки, в которых содержится информация о правилах поведения в музее. Напишите небольшое сочинение-инструкцию «Как нужно вести себя в музее». Если сочтете нужным, добавьте и другие правила, попробуйте их изобразить (5 класс).

При оценке творческих работ учитываются:

    • оригинальность реализации замысла;
    • степень самостоятельности обучающегося;
    • этап обучения;
    • объем работы.

Занятие 10. Рекомендации по оцениванию сочинений и изложений

Среди всех видов письменных работ изложение и сочинение разных видов традиционны в практике развития связной речи на уроках русского языка. Изложение и сочинение как обучающие упражнения нацелены на формирование коммуникативных умений, но используются и как оценочные задания, которые рекомендуется применять на всех этапах обучения русскому языку. В зависимости от года обучения различается рекомендуемый объем исходного текста для изложения и сочинения на основе исходного текста, что указано в ФОП ООО.

В процессе текущего оценивания целесообразно использовать ресурс УМК, включенного в Федеральный перечень учебников. В учебнике русского языка изложения и сочинения включены в методическую систему, соотнесены с разделом, темой изучения. При подборе текстов авторы учитывают возрастные особенности восприятия информации.

Изложение и сочинение позволяют комплексно оценить планируемые результаты обучения – личностные, метапредметные, предметные, и в этом огромный оценочный потенциал этих работ.

Изложение и сочинение – составная часть контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ). Критерии для внешнего оценивания изложения и сочинения можно использовать при текущем оценивании, но в этом случае образовательная организация должна разработать систему перевода первичных баллов в отметку, скорректировать критерии с учетом вида и объема сочинения или изложения. Сегодня в практике текущего оценивания критерии, разработанные для ГИА, применяются нечасто.

  1. Критерии оценивания содержания сочинения и изложения:
    • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
    • полнота раскрытия темы;
    • правильность фактического материала;
    • последовательность изложения.
  1. Критерии оценивания речевого оформления сочинений и изложений:
    • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
    • стилевое единство и выразительность речи;
    • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка «5» ставится, если:

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускаются 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускаются не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится, если:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2» ставится, если:

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допускаются 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Отметка «1» ставится, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Занятие 11. Рекомендации по оцениванию диктанта

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся. Эта традиционная письменная форма контроля используется на разных этапах обучения как эффективное средство получения объективных показателей владения правилами правописания.

В качестве текущей формы контроля используются разные виды диктантов, в том числе диктанты с предварительной подготовкой обучающихся и предоставлением возможности получить информацию о правильном выборе написания слов и пунктуационном оформлении предложений в процессе записи текста. Выделим несколько видов диктантов с разной степенью подготовки обучающихся.

  1. Диктант по памяти. Обучающиеся учат наизусть текст диктанта и записывают в тетрадь в течение выделенного учителем в соответствии с объемом текста времени.
  2. Разученный диктант. Перед записью текста или ряда словосочетаний ученики самостоятельно или при участии учителя проводят орфографический и пунктуационный анализ соответствующего языкового материала.
  3. Диктант «Проверяю себя». Обучающиеся получают возможность в процессе записи текста задавать вопросы о написании отдельных слов и расстановке знаков препинания и получать соответствующие разъяснения, а также пользоваться словарем.

Помимо оценочной функции, связанной с определением уровня сформированности умений обучающихся применять орфографические и пунктуационные правила, эти виды диктантов обладают большим обучающим потенциалом.

Текущий контроль направлен на:

    • выявление пробелов в усвоении обучающимися соответствующих тем;
    • своевременное восполнение этих пробелов для эффективной подготовки к тематическому, итоговому контролю;
    • выявление учителем своих недочетов в организации обучения;
    • корректировку, обновление использованных методических приемов в соответствии с уровнем подготовленности учеников.

В задачи учителя входят правильная организация подготовки обучающихся к написанию диктантов и оказание педагогической поддержки для формирования положительной мотивации к овладению правилами правописания. Оценивание этих видов работ учитель осуществляет с учетом задач и объема проведенной подготовительной работы.

Таблица 11.1. Объем словарного диктанта

КлассОбъем словарной работы
515-20 слов
620-25 слов
725-30 слов
830-35 слов
935-40 слов

Таблица 11.2. Оценивание словарного диктанта

ОценкаКритерии оценки
«5»Ошибки в написании слов отсутствуют
«4»Допущены 1-2 ошибки
«3»Допущены 3-4 ошибки
«2»Допущено 5 и более ошибок

В качестве материала для проведения текстового диктанта используют соответствующие возрастным особенностям и уровню обученности школьников относительно законченные фрагменты текстов художественных произведений или специально составленные тексты художественно-публицистического, публицистического, учебно-научного, делового стиля (подстиля), включающие изученные в рамках раздела или широкой темы орфограммы и пунктограммы.

Текст прочитывается учителем полностью, чтобы обучающиеся получили представление о его объеме и содержании. После этого учитель приступает к диктовке. Каждое предложение прочитывается сначала полностью, чтобы обеспечить обучающимся возможность восприятия высказывания. Затем учитель диктует предложение и предоставляет ученикам возможность проверить запись. Если предложение представляет собой сложную конструкцию, оно прочитывается третий раз. После записи всех предложений учитель предлагает обучающимся проверить работу и еще раз читает текст диктанта.

Орфограммы и пунктограммы, изучаемые в рамках разделов, по итогам освоения которых проводится контрольный диктант, должны быть представлены не менее чем тремя примерами. Текст диктанта должен быть составлен с учетом ранее изученных правил правописания: основные из этих правил должны быть представлены 1-3 примерами. Не допускается включение в текст контрольного диктанта слов с неизученными орфограммами, предложений с неизученными пунктограммами.

Со словами из контрольного диктанта, включающими трудные для запоминания непроверяемые написания, на уроках, предшествующих проведению контроля, должна быть проведена специальная работа: каждое из слов должно быть неоднократно записано обучающимися в составе различных языковых и речевых единиц не менее чем на трех предыдущих уроках русского языка. Диктанты для 5 класса должны включать не более пяти таких слов, диктанты для 6-7 классов – не более семи, диктанты для 8-9 классов – не более десяти слов с трудными для запоминания непроверяемыми написаниями.

Примерный объем контрольного диктанта и допустимое общее количество проверяемых орфограмм и пунктограмм приведены в таблице 11.3.

Таблица 11.3. Объем и содержание контрольного диктанта

КлассПримерный объем текстаДопустимое общее количество проверяемых орфограмм и пунктограмм
590* – 100 слов 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы
6100 – 110 слов 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы
7110 – 120 слов 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм
8120 – 140 слов 24 различные орфограммы и 10 пунктограмм
9140 – 160 слов 24 различные орфограммы и 15 пунктограмм

Для обеспечения преемственности между уровнями общего образования и сохранения мотивации учеников к обучению в 5 классе до конца первого полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный в 4 классе: не более 80 слов. В 6-9 классах объем текста, рекомендованный в предыдущем классе, сохраняется до конца первой четверти.

При проверке диктанта учитель исправляет все ошибки и искажения графического облика слова, но при оценивании учитываются только орфографические ошибки, связанные с применением изученных правил и допущенные в тех словах, с которыми на уроках проводилась специальная работа. Ошибки в словах, написание которых регулируется еще не изученными или не изучаемыми в школе правилами, не учитываются. Также не учитываются искажения графического облика слова, не связанные с орфографической грамотностью.

При подсчете количества ошибок необходимо учитывать их повторяемость и однотипность. Повторяющейся считается ошибка, допущенная в слове, используемом в тексте неоднократно, или в корне однокоренных слов. Два и более неправильных написания в одном слове, так же, как и повторяющаяся ошибка, учитываются при подсчете как одна ошибка.

Однотипными считаются ошибки, связанные с применением правила, не требующего анализа семантики слов. Так, однотипными являются ошибки:

    • допущенные в падежных окончаниях разных имен существительных, имен прилагательных, использованных в тексте;
    • в личных окончаниях разных глаголов;
    • в написании букв «о» – «ё» после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных и отыменных имен прилагательных, так как выбор написания в перечисленных группах слов определяется умением применять соответствующее правило, связанное с грамматическими или фонетическими особенностями слов.

Три первые однотипные ошибки учитываются как одна, каждая следующая ошибка считается самостоятельной.

Ошибки, допущенные в разных словах с безударной проверяемой гласной в корне слова, с проверяемой согласной в корне слова, не считаются однотипными, поскольку при определении написания каждого из слов с этими орфограммами обучающимся необходимо провести его семантический анализ для подбора проверочного однокоренного слова или проверочной словоформы.

Если в контрольном диктанте допущено более пяти исправлений написания, оценка снижается на балл; при наличии более двух исправлений неправильного написания на правильное отметка «5» не выставляется. Критерии оценивания контрольного диктанта приведены в таблице 11.4.

Таблица 11.4. Оценивание контрольного диктанта

ОценкаКритерии оценки
«5»Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют
«4»Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических
«3»

Допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.

В 5 классе оценка «3» выставляется, если допущено 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок.

«2».Допущено более четырех орфографических и более 4 пунктуационных ошибок, в 5 классе – более 5 орфографических и более 5 пунктуационных ошибок

За контрольный диктант выставляется одна оценка. Если контрольная работа включает диктант и дополнительные задания, например, проведение грамматического анализа отдельных слов, словосочетаний и предложений, выполнение комплекса этих заданий оценивается по критериям, приведенным в таблице 11.5.

Таблица 11.5. Оценивание выполнения дополнительных заданий

ОценкаКритерии оценки
«5»Все задания выполнены правильно
«4»Не выполнена или выполнена неправильно четверть заданий, три четверти заданий выполнены правильно
«3»Не выполнена или выполнена неправильно половина заданий, половина заданий выполнена правильно
«2»Более половины заданий не выполнено или выполнено неправильно

Занятие 12. Возможности тестирования для проведения оценочных процедур по русскому языку

Тестирование – один из современных стандартизированных методов контроля и оценивания учебных достижений обучающихся. Оно позволяет оперативно оценить знания и умения по предмету. Разные формы тестовых заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом, на соответствие) позволяют оценить планируемые предметные достижения обучающихся по русскому языку, учесть специфику предмета.

В соответствии с этими позициями тесты рекомендуется использовать для текущего контроля, а также в составе комплексной работы для проведения тематического (промежуточного) и итогового контроля, включающей, наряду с тестами, письменный ответ на проблемный вопрос.

Оценка тестовых работ

Для текущего оценивания можно использовать:

    • дихотомическое тестовое задание (0-1 балл в случае верного выполнения);
    • политомическое задание (0-2 балла, 0-3 балла).

Если тестовая работа проводится в формате ОГЭ, можно воспользоваться шкалой, разработанной в Федеральном институте педагогических измерений. Расположенные на сайте ФИПИ тестовые задания (Открытый банк оценочных средств по русскому языку) рекомендуется использовать для текущего оценивания.

Примерная шкала перевода балла в отметку (разрабатывается в образовательной организации):

    • отметка «5»: 84 – 100%;
    • отметка «4»: 66 – 83%;
    • отметка «3»: 50 – 65%;
    • отметка «2» – менее 51%;
    • отметка «1» – не выполнено ни одного задания/не приступал.

Примеры тестовых заданий для проведения текущего контроля по русскому языку

  1. Каким членом предложения является выделенный оборот: «Улыбаясь всем прохожим подряд, Митя шёл по улице»?

а) Сказуемым.

б) Определением.

в) Дополнением.

г) Обстоятельством.

  1. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является метафора.

1) А тут летний вечер ещё только начинал обволакивать город.

2) Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка.

3) В сырой темноте мы наугад нащупывали ступени.

4) В подвале мы присели на какие-то холодные, мокроватые трубы.

5) И в тот же миг дом вздрогнул, сотрясся от громового удара.

  1. Найдите в первом абзаце текста антонимы к слову «ОСТАВАТЬСЯ». Выпишите один из этих антонимов.
  2. В каком примере допущена ошибка при выполнении морфологического анализа слова: «Ёлочка не меняет зеленый наряд»?

а) Наряд – сущ., н. ф. – наряд, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., В. п., ед. ч., в предложении является дополнением.

б) Не – частица.

в) Меняет – глагол, н. ф. – менять, несов. в., невозв., 1 спр., наст. вр., ед. ч., 3 л., ж. р., в предложении является сказуемым.

г) Зеленый (наряд) – прил., н. ф. – зеленый, качеств, в полной ф., м. р., ед. ч., В. п., в предложении является определением.

Примеры тестовых заданий в составе комплексной работы для проведения тематического и итогового контроля

Занятие 13. Система оценивания проектной и исследовательской деятельности по русскому языку

В рамках учебного предмета «Русский язык», в соответствии с ФГОС ООО, в каждом классе предусмотрено выполнение проектных и исследовательских работ. Следует учитывать, что итоги проектной деятельности – это не только достижение предметных и метапредметных результатов, но и личностное развитие обучающихся, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, поскольку проект может выполняться как индивидуально, так и в групповой форме.

Формы представления проекта по русскому языку разнообразны и также должны соответствовать уровню знаний и умений обучающихся.

Примеры проектных заданий для текущего оценивания

5 КЛАСС

Упр. Проект-1

Словари – это накопители мудрости, научно доказанных истин, свидетели изменений в языке с течением времени. Словари описывают слово с разных сторон: с точки зрения лексики, орфографии, орфоэпии, морфемного строения слов и др. Подготовьте сообщение об одном из лингвистических словарей.

Упр. Проект-2

Есть языки, в которых ударение закреплено за каким-либо одним слогом. Например, во французском и армянском оно всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, а в чешском и финском – на первый. Подготовьте сообщение об особенностях ударения в иностранном языке, который вы изучаете.

6 КЛАСС

Проект

Подготовьте сообщение на тему «Русский язык – государственный язык Российской Федерации». Используйте материалы параграфа, а также информацию Справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ (Атлас «Русский язык»).

7 КЛАСС

Проект «Пословица не просто молвится»

Подберите самостоятельно 10 пословиц, являющихся по строению обобщенно-личными предложениями. Объясните смысл каждой пословицы или опишите кратко ситуацию, в которой пословица была бы уместна.

Сделайте иллюстрацию к каждой пословице, к той ситуации, которую вы видите.

Из иллюстраций и текстов, объясняющих смысл пословиц, соберите продукт вашего проекта – альбом. Продумайте его обложку. Этот альбом может быть в электронном виде. Подарите свои альбомы младшим школьникам, школьной библиотеке.

На методологическом и концептуальном уровне учебные предметы «Русский язык» и «Литература» имеют одни подходы, поэтому требования к проектной деятельности и критерии её оценки повторяются.

Общие требования к проектам:

    • наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
    • теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
    • самостоятельная деятельность учащихся;
    • структурирование содержательной части проекта;
    • использование исследовательских методов;
    • форма представления проекта.

Критерии оценки проектной деятельности

При оценивании результатов работы обучающихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

    • содержательный компонент;
    • деятельностный компонент;
    • результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

    • значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике;
    • новизна представляемого проекта;
    • правильность выбора используемых методов исследования;
    • глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
    • доказательность принимаемых решений;
    • наличие аргументации, выводов и заключений.

Оценивая деятельностный компонент, необходимо принимать во внимание:

    • степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта;
    • характер взаимодействия участников проекта.

При оценке результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

    • качество формы предъявления и оформления проекта;
    • презентация проекта;
    • содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
    • грамотность изложения хода исследования и его результатов.

Таблица 13.1. Рекомендуемое распределение баллов при оценивании каждого компонента  проекта по русскому языку

0 балловотсутствие этого компонента в проекте
1 баллналичие этого компонента в проекте
2 баллавысокий уровень представления этого компонента в проекте
Компоненты проектной деятельности Критерии оценивания отдельных характеристик компонентаБаллы
СодержательныйЗначимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике0-2
Правильность выбора используемых методов исследования0-2
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей0-2
Доказательность принимаемых решений0-2
Наличие аргументированных выводов и заключений0-2
ДеятельностныйСтепень индивидуального участия каждого исполнителя в выполнении проекта0-2
Характер взаимодействия участников проекта0-2
РезультативныйФорма предъявления проекта и качество его оформления0-2
Презентация проекта0-2
Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов0-2
Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов0-2
Новизна представляемого проекта0-2
Максимальный балл24

Примерная шкала перевода баллов оценивания проектов по русскому языку в отметку (разрабатывается в образовательном учреждении):

    • 0 – 6 баллов – «неудовлетворительно»;
    • 7 – 12 баллов – «удовлетворительно»;
    • 13 – 18 баллов – «хорошо»;
    • 19 – 24 балла – «отлично».

Занятие 14. Самооценка и взаимооценивание в процессе изучения русского языка

В системе контроля и оценивания достижения предметных результатов реализуется заложенный во ФГОС ООО принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.

Самооценка и взаимооценивание – составляющие процесса оценивания достижения предметных результатов на уроке русского языка. Таким образом школьники включаются в процесс формирования оценки.

Использовать самооценку и взаимооценивание на уроках русского языка рекомендуется в качестве текущего контроля. Обучающийся должен объективно оценивать собственную работу или достижения одноклассников и уметь обосновать свою оценку. Такая работа способствует развитию у ребенка навыков рефлексии результатов своих действий, умений находить и исправлять собственные ошибки.

Учитель может изменить, дополнить критерии, вынести на самооценку и взаимооценивание другие формы оценивания в соответствии с уровнем подготовленности класса.

Листы самооценки и взаимооценивания фиксируются в «Портфеле достижений по учебному предмету “Русский язык”» вместе с письменными ответами на вопросы, сочинениями и другими творческими работами, с результатами тестирования и контрольных работ – всем, что связано с оцениванием достижений обучающихся в области предметных результатов.

Раз в год или по необходимости, используя содержание «Портфеля достижений», обучающиеся могут составить диаграмму или заполнить таблицу, чтобы самостоятельно оценить, какими предметными результатами они овладели, а над достижением каких предметных результатов еще надо поработать.

Организация работы по само- и взаимооцениванию позволяет учителю:

    • увидеть траекторию движения обучающихся в течение учебного года;
    • оценить динамику их успешности;
    • определить приоритеты в выборе видов деятельности;
    • продумать возможные варианты проектной деятельности с учетом предпочтений, интересов к той или иной проблеме.

Организация такой работы – это возможность:

  1. Для учителя:
    • обеспечивать преемственность разных этапов обучения, развивать коммуникативные связи обучающегося с другими участниками образовательного процесса;
    • диагностировать возможности обучающихся: наблюдая за процессом выполнения заданий, учитель складывает картинку-мнение о возможностях и направлениях роста каждого;
    • мотивировать активную познавательную деятельность обучающихся, развивать умения адекватной самооценки собственной деятельности, формировать рефлексивные умения;
    • анализировать уровень учебно-познавательной деятельности обучающегося на уроках, оценивать его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;
    • формировать с большой вероятностью такие ключевые умения, как самостоятельное целеполагание, рефлексия, самоконтроль, которые остаются часто вне поля зрения при традиционном способе оценки планируемых результатов;
    • дополнить традиционные контрольно-оценочные средства;
    • учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
  1. Для обучающегося:
    • собрать все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, презентации – всё, что было сделано в течение определенного периода;
    • выбрать те достижения (выраженные в одной из предложенных форм) по конкретным темам учебной программы, которые он захочет положить в свой портфель достижений;
    • контролировать свои достижения, ставить реальные задачи, уметь правильно реагировать на ошибки, корректировать их, находить оптимальные варианты решения проблем.

В лист самооценки или взаимооценивания обязательно заносятся:

    • фамилия, имя обучающегося, класс;
    • фамилия, имя проверяющего, класс (если лист взаимооценивания);
    • критерии оценки;
    • баллы за выполнение задания;
    • полученные баллы и обязательно комментарии к оценке, чтобы обучающийся мог обосновать выставленные баллы.

Самооценка и взаимооценивание может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Учитель готовит заранее листы самооценки или взаимооценивания в свободной форме.

Примеры листов самооценки и взаимооценивания

Пример листа самооценки (взаимооценивания) после изучения темы «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация» (5 класс)

Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________

Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________

Оцени свои достижения:

    • 0 – не получается;
    • 1 – получается не всегда;
    • 2 – получается отлично!
Мои умения и навыки (покажи свои умения на предложенных примерах)СамооценкаОценка, поставленная моим другом (соседом по парте)Оценка учителя

Умею выделять словосочетания из предложения:
По вечерам ребята дружной компанией отправляютсяна тренировку.___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

   
Умею определять в предложении грамматическую основу   
Умею находить в предложении однородные члены   
Умею строить предложения с однородными членами   
Умею находить обращение в предложении и строить такие предложения (запиши предложение с обращением) ___________________________ ___________________________ ___________________________   
Умею строить предложения с прямой речью (запиши такое предложение) ___________________________ ___________________________ ___________________________   
Умею строить сложные предложения (запиши такое предложение) ___________________________ ___________________________ ___________________________   
Умею выполнять синтаксический разбор предложения:
От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени. ___________________________ ___________________________ __________________________
   

Пример листа самооценки (взаимооценивания) после изучения темы «Текст», «Функциональные разновидности языка» (5 класс)

Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________

Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________

Оцени свои достижения:

    • 0 – не получается;
    • 1 – получается не всегда;
    • 2 – получается отлично!
Что я умеюСамооценкаОценка одноклассникаВпиши нужные термины
1-е  полугодие2-е полугодие 1-е  полугодие2-е полугодие
Определяю тему текста    Чтобы определить тему текста, надо задать вопрос: «__________________?»
Формулирую вопросы к прочитанному тексту     
Определяю ключевые слова текста    __________ – это главные слова в тексте
Определяю главную (основную) мысль текста    Главная (основная) мысль текста – ____________________
Составляю план текста    

План может быть ____________________

и ____________________

Умею определять принадлежность текста к определенной функциональной разновидности    

Стили, функциональные разновидности языка:

●  разговорная речь;

●  ___________________;

●  ___________________;

●  ___________________;

●  язык художественной литературы.

Могу передать настроение произведения при выразительном чтении    При выразительном чтении важна не только техника чтения (правильное произношение, дикция, ударения), но и ____________________

Занятие 15. Фиксация контрольных и проверочных работ в календарно-тематическом планировании по русскому языку

Оценочные процедуры – контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее 30 минут.

Контрольная/проверочная работа – форма текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, реализуемая в рамках образовательного процесса в образовательной организации. Она нацелена на оценку достижения каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т. д.) требований к предметным и/или метапредметным результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ООО, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Диагностическая работа – форма оценки или мониторинга результатов обучения, реализуемая в рамках учебного процесса в образовательной организации. Она нацелена на выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся, включая достижение каждым обучающимся и/или группой обучающихся (классом, всеми классами образовательной организации, всеми образовательными организациями муниципалитета или субъекта Российской Федерации и т. д.) требований к предметным и/или метапредметным, и/или личностным результатам обучения в соответствии с ФГОС ООО, а также факторы, обусловливающие выявленные результаты обучения.

В соответствии с тематическим планированием как частью Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» предлагается проведение:

    • в 5 классе – 12 оценочных процедур (включая сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы);
    • в 6 классе – 14 оценочных процедур;
    • в 7 классе – 10 оценочных процедур;
    • в 8 классе – 9 оценочных процедур.
    • в 9 классе – 9 оценочных процедур.

В процессе планирования видов контроля по русскому языку важно помнить, что целесообразно проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета в этой параллели в текущем учебном году.

Следует иметь в виду, что в 5 и 8 классах есть ряд работ обучающего характера.

Все виды контроля обязательно должны быть внесены в календарно-тематическое планирование индивидуальной рабочей программы учителя по каждому классу.

Может быть составлен примерный график проведения оценочных процедур: Таблица 15.1.pdf

Дополнительные материалы

Библиографический список

Нормативные документы:

  1. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 / Текст : электронный // Информационно-правовой портал : [Гарант.ру]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405064233/
  2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 / Текст : электронный // Информационно-правовой портал : [Гарант.ру]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
  3. Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего образования : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 / Текст : электронный // URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2023/05/prikaz-minprosv.-rf-ob-utv.-fop-ooo-16.01.2022-g..pdf
  4. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» : методические рекомендации / [О. М. Александрова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина]. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 69 с. – Текст : электронный // URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/mp_russkij-yazyk_na-sajt-1.pdf
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» для 5-9 классов образовательных организаций. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2022. – 129 с. – Текст : электронный // URL:  https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_5-9-классы.pdf

Итоговое тестирование

Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Верно ли это утверждение?
При тематическом оценивании объектом оценки выступают:
Какие процедуры НЕ входят в группу внутренней оценки, согласно общепринятой классификации? (два правильных ответа)
Какой вид оценивания направлен на оценку общей готовности обучающихся к обучению на определенном (предстоящем) уровне образования?
Промежуточная аттестация проводится:
Устное сочинение на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы как форма контроля – более предпочтительна для следующей группы проверяемых предметных результатов по русскому языку:
Согласно требованиям ФГОС ООО и ФРП ООО к итоговому контролю (внутренний контроль), объем исходного текста для сжатого изложения должен составлять не менее ____ слов.
Общая цель педагогической диагностики обучающихся основной школы – это:
В соответствии с ФРП по русскому языку обучающиеся должны овладеть умениями (два правильных ответа):
Какой объем словарной работы рекомендован для 9 класса?

 

Корзина