Press enter button on the keyboard computer Shield cyber Key lock security system abstract technology world digital link cyber security on hi tech Dark blue background, Enter password to log in. lock finger Keyboard

Обеспечение безопасности и развития обучающихся основной и средней школы в информационном пространстве в соответствии с ФГОС

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области информационной безопасности детей.

Объем:  72 часа.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Развитие навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
  • Понимание основных принципов информационной безопасности.
  • Формирование навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях.
  • Овладение технологиями сопровождения детей и подростков в освоении ими Интернета.

Программа

Модуль 1. Теоретические и практические аспекты обеспечения информационной безопасности детей

Занятие 1. О состоянии информационной безопасности детей в России

Сегодня дети рано знакомятся с цифровым миром, который дает им огромные возможности для развития, общения и развлечений. В России 88 % детей в возрасте от 7 до 10 лет уже имеют собственный смартфон или планшет. Детская аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности.

Чем дети заняты в сети Интернет? По данным исследования «Лаборатории Касперского» в 2022 году:

  • 74% — используют ресурсы глобальной сети для игр.
  • 71% — просмотр фото и видео/сериалы, слушают музыку.
  • 68% — общаются с друзьями.
  • 46 % — учатся, делают уроки.
  • 35% — применяют для оперативного получения тех или иных интересующих сведений.

Особую обеспокоенность у специалистов вызывает сильная вовлечённость детей в социальные сети и онлайновую коммуникационную среду.

  • 58% школьников активно общаются во «ВКонтакте».
  • 53% смотрят YouTube-ролики.
  • 47% — увлечены просмотром коротких видео в TikTok.
  • 52% школьников имеют чат с одноклассниками или учениками других школ, о котором не знают учителя или родители.

Данные показатели невольно заставляют задуматься о будущем подрастающего поколения, особенно в свете популярности TikTok, YouTube Shorts и прочих подобных сервисов, контент которых часто балансирует на грани дозволенного, лишён морально-нравственной составляющей и пропагандирует деструктивные ценности среди молодёжи.

Почти каждый второй ребёнок (49%) знакомится с новыми людьми в социальных сетях, и больше трети из них (36%) потом встречаются с новыми знакомыми в реальности. Общение с незнакомыми или подозрительными людьми в сети может представлять угрозу не только для психологической, но также и для физической безопасности ребенка.

Ещё одна проблема связана с тем, что в своей насыщенной онлайн-жизни дети редко уделяют внимание вопросам приватности. Исследование показало, что юные пользователи размещают в интернете довольно много личных данных. В частности:

  • 50% — указывают в социальных сетях свой настоящий возраст и рассказывают о своих увлечениях.
  • 27% — отмечают номер школы.
  • 13% — выкладывают фотографии, на которых видно обстановку квартиры.
  • 12% — указывают имена родственников (родителей).
  • 10% — публикуют номер мобильного телефона.

Личная и семейная информация нередко используется злоумышленниками в противоправных целях. Немаловажным является и тот факт, что треть родителей не знают, какая информация об их ребёнке находится в открытом доступе не только в соцсетях, но и в целом в интернете.

Кибербуллинг — это травля с использованием цифровых технологий. Только 8% родителей знают, что их ребенок сталкивался со случаями кибербуллинга (в качестве свидетеля, жертвы или участника), в то время как среди детей эта цифра в три раза выше (27%).

Еще одна проблема — это неподходящий по возрасту контент. Больше половины детей (53%) за последний год смотрели в сети видео с жестоким или взрослым содержанием.

Задача школы и родителей, так же как и в реальном мире — обеспечить юным пользователям безопасную и благоприятную среду в онлайн-пространстве. Достичь этого возможно благодаря современным техническим средствам, повышению цифровой грамотности.

Дополнительные материалы

Сиденко А. Взрослые и дети в интернете: цифровые привычки

Дети в Интернете — 2022

Занятие 2. Государственная политика в области информационной безопасности детей и механизмы реализации 

Государственная политика в области информационной безопасности детей

Концепция информационной безопасности детей утверждена правительством Российской Федерации 28 апреля 2023 г.

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.

Концепция определяет приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности, в частности:

  • проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;
  • совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей;
  • защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечения деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в российской Федерации;
  • развитие творческих способностей детей;
  • повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила информационной безопасности детей при обороте на территории России

продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. В статье 2 закона дается определение понятий:

  1. Информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
  2. Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В законе конкретизируется, какая информация запрещена для распространения среди детей,  либо распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности

Анализ международного опыта показывает, что из существующих вариантов регулирования информационного потребления в целях обеспечения безопасности детей наиболее эффективным является сорегулирование медиа и государства.

Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, нравственное и культурное развитие детей – участников глобального информационного процесса.

Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на здоровье и психологическое благополучие детей показал свою эффективность. Возрастная маркировка информационного продукта сигнализирует родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка.

Проведение профилактической работы с детьми и их родителями – один из механизмов решения задач информационной безопасности. Необходимо на обязательной основе проводить мероприятия, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.

Важным элементом процесса решения задач информационной безопасности является привлечение журналистских сообществ и общественных организаций. Формированию безопасной информационной среды для детей будет способствовать поддержка средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных объединений и ассоциаций потребителей, осуществляющих функции общественного контроля.

Формирование у детей  безопасного алгоритма поведения в сети Интернет. Для этого необходимо  проводить на постоянной основе просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми сетью Интернет, разработать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей.

Принципы реализации государственной политики в области обеспечения безопасности детей:

  • укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;
  • сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;
  • приоритетность прав родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;
  • повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;
  • обучение детей вопросам информационной безопасности;
  • взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей;
  • безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях.

Занятие 3. Нормативные документы о защите персональных данных

Работа с персональными данными регулируется законами Российской Федерации в сфере защиты персональных данных.

Закон «О персональных данных» создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется.

Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения — такие персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен их субъектом.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Любой человек теперь сам может принять решение в отношении того, какие персональные данные могут использоваться публично. Субъект персональных данных имеет право обратиться к любому оператору персональных данных с требованием удалить его персональные данные из общего доступа. Важно обратить внимание, что субъект персональных данных вправе обратиться с таким требованием к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений законодательства.

Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет»  обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), в частности:

  • не допускать размещение информации несущей риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию граждан;
  • не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина;
  • информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
  • информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации.
  • информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.

С 27 марта 2023 г. вступили в силу поправки об ужесточении ответственности за нарушение положений законодательства о персональных данных (Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Штрафные санкции для граждан предусматривают штраф в размере от 6 тыс. до 10 тыс. руб.

Занятие 4. Ошибки детей в сети

Основные ошибки детей, связанные с размещением информации в сети – это 1) несоблюдение принципов «приватности» и «конфиденциальности»  в Интернете; 2) овершеринг.

  • Конфиденциальность – доступ к информации имеют только определенные лица.
  • Приватность в Интернете — это право человека на сохранение в

секрете своей персональной информации.

  • Овершеринг – избыточная публикация информации о себе.

Разберемся, какая информация попадает в сеть. Конкретные действия самого пользователя:

  • Заполняем анкету при регистрации сайте (возраст, номер мобильного телефона, номер школы, электронная почта);
  • Участвуем в сомнительных онлайн-опросах;
  • Публикуем посты или сториз в социальных сетях, где рассказываем

что-то о себе, отправляем данные в чатах;

  • Выкладываем фотографии, на которые случайно попадает персональная информация, например, табличка с названием улицы и номером дома;
  • Оставляем геолокацию.

Также есть способы размещения информации, не контролируемые пользователем. Например:

  • Публикации других людей о нас. Например, друзья размещают совместную с вами фотографию без разрешения.
  • Шерентинг — это регулярное использование родителями социальных сетей для обмена новостями, изображениями и другой информацией о детях. Публикуя посты о своих детях, родители сами создают цифровой портрет ребенка в интернете, тем самым вмешиваясь в его цифровую идентичность. Они также раскрывают конфиденциальную информацию о своих детях, которая может включать полное имя детей, дату рождения, вес, рост, геолокацию и другие данные.
  • История наших поисковых запросов и посещенных сайтов. Ее обычно собирают поисковые системы, чтобы предложить вам более подходящую рекламу.

Риски, связанные с размещением личной информации в сети:

  • Кража, сбор и эксплуатация персональных данных.

Это подразумевает доступ к личным данным детей и сбор этой информации незаконным способом и дальнейшее неправомерное использование. Чаще всего дети сами указывают личную информацию в интернете и свободно делятся ею с другими людьми. При этом они считают конфиденциальной информацией только контактные данные и не испытывают беспокойства за фото- и видеоконтент, который публикуют. Доступ к личным данным открывает возможности для онлайн-мошенничества и других правонарушений, связанных с опасностью для психического и физического здоровья жертвы.

  • Доксинг.

Сбор и публикация личной информации ребенка без его согласия с целью запугать, шантажировать или иным образом навредить жертве.

Чтобы посторонние люди не имели доступ к информации на странице, нужно использовать настройки приватности. Настройки приватности — это способ установить, кто может видеть ваши записи, фото и другую информацию на вашей странице.

Также дети должны знать, что за распространение чужой личной информации без разрешения (например, фото своих одноклассников) и недостоверной информации в социальных сетях по законодательству установлена административная и уголовная ответственность.

Дети должны понимать, что в Интернете действуют те же правила безопасности, что и в реальной жизни:

  • Не размещай адрес и номер телефона.
  • Не показывай фотографии с дорогими подарками, вещами.
  • Не делись своим точным местоположением.
  • Не публикуй компрометирующие снимки (себя, друзей, родственников) в открытом доступе.

Занятие 5. Сетевые угрозы безопасности детей

Ростелеком в 2021-2022 г. провел исследование, связанное с киберрисками. Команда специалистов компании проанализировала риски, с которыми сталкиваются дети и подростки в сети, изучила технологические меры по противодействию киберрискам, спрогнозировала угрозы, с которыми дети и подростки могут столкнуться в будущем. Было выявлено 23 риска, угрожающих безопасности детей и подростков в интернете.

Выделено 6 групп рисков (угроз):

  • Криминализация, втягивание в криминальные практики.
  • Личностная атака, психологическое насилие.
  • Информационное давление, информация не предназначенная для детей и подростков.
  • Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды.
  • Цифровая эксплуатация, использование ребенка для создания цифрового контента.
  • Маркетинговое давление, рискованные денежные отношения.

Подробно об угрозах, подстерегающих детей в сети Интернет можно прочитать в исследовании «Технологии защиты детей в интернете». Рассмотрим некоторые из них.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ. Выделяется 6 основных типов интернет-зависимости:

  1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  4. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
  5. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции.

При появлении указанных зависимостей следует обратиться за медицинской (психологической и (или) психиатрической) помощью, так как в запущенном состоянии.

Интернет-зависимость и игромания значительно хуже поддаются коррекции.

ОНЛАЙН-МОШЕННИЧЕСТВО. Интернет-сервисы или программное обеспечение

с доступом в интернет может использоваться для обмана жертв. К видам онлайн-мошенничества можно отнести фишинг, лотереи, подарочные акции, спам с заманчивыми предложениями, поддельные кошельки платежных систем и т.д. Дети и подростки наиболее подвержены внушению. Последствия онлайн-мошенничества имеют как финансовые, так и социально-психологические последствия, включающие в себя ощущение разочарования и несправедливости, стресс.

КИБЕРБУЛЛИНГ. Кибербуллинг подразумевает повторяющиеся эпизоды агрессивного поведения, направленные на то, чтобы напугать, унизить или разозлить человека. Такая форма поведения встречается в социальных сетях, мессенджерах, игровых платформах и других онлайнплощадках. Кибербуллинг может совершаться и детьми, и взрослыми. Кибербуллинг негативно влияет на поведение, психоэмоциональное и физическое здоровье жертвы. Изменения в эмоциональном состоянии характеризуются резкой переменой настроения в сторону негативных эмоций — злости, раздражительности, уныния, боязливости, одиночества.

СТАЛКИНГ. Сталкинг — паттерн поведения, проявляющийся в навязчивом преследовании, выслеживании и продолжительных домогательствах до жертвы. Отличается высокой длительностью, пристальным вниманием к действиям жертвы. Сталкер может использовать широкий спектр тактик и подходов в своих домогательствах и слежке за жертвой. Например, обычные и электронные письма, звонки, сообщения и другие действия в соцсетях, установка программного обеспечения для мониторинга на устройства жертвы. Сталкинг вызывает у жертвы спектр негативных эмоций, главными из которых являются страх и ощущение потери контроля над жизнью.

Занятие 6. Меры защиты

Эффективная защита детей от потенциальных угроз интернет-пространства может быть достигнута при условии скоординированных усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Ключевая роль в обеспечении интернет-безопасности заключается в содействии процессу формирования ребенка как осознанного и опытного субъекта, активно использующего цифровые ресурсы для своего развития.

Пути обеспечения безопасности детей в Интернете:

  • Защита личной информации (ФИО, домашний адрес, телефон, личные фото и видео, банковская карта, e-mail, пароли)
  • Правила безопасного поведения (не встречаться с виртуальными знакомыми; не переходить по рекламным ссылкам; не сообщать незнакомым людям информацию о себе; прекратить общение, если тебя оскорбили и др.)
  • Соглашение детей и взрослых об использовании Интернета (куда можно ходить и куда нет; сколько времени можно быть в Интернете; программы родительского контроля и др.)
  • Безопасный поиск (программы родительского контроля и интернет-фильтры; пользовательский поиск по избранным сайтам, детские поисковые системы)
  • Защита компьютера (антивирусные программы, семейные фильтры, защита браузера, настройка учетных записей)

Технологические решения по защите детей в интернете

Выделено 8 кластеров технологических решений:

Подробнее с технологическими решениями можно ознакомиться, изучив материалы  исследования «Технологии защиты детей в интернете» (Ростелеком, 2022).

Занятие 7. Информационная безопасность образовательного учреждения

В соответствии с ФГОС ООО «Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию«).

Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей:

  • защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц;
  • защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

К административным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:

  • Издание локальных актов, определяющих процедуры обеспечения информационной безопасности детей.
  • Ознакомление педагогических работников с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с локальными актами, изданными в образовательной организации.
  • Назначение работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К организационным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся следующие:

  • Размещение на информационных стендах в местах, доступных для детей, их родителей сведений об изданных в образовательной организации локальных актах об обеспечении информационной безопасности, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет.
  • Размещение на официальном сайте в сети «Интернет» локальных актов о мерах обеспечения безопасности детей в сети интернет, изданных в образовательной организации, информационных материалов по обеспечению информационной безопасности детей в Интернете, а также сведений о применении административных и организационных мер, и обеспечение возможности свободного доступа к указанным документам.

К техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

  • Средства ограничения доступа к техническим средствам доступа к сети «Интернет».
  • Средства ограничения доступа к сети «Интернет» с технических средств третьих лиц.
  • Средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет».

Модель организации безопасного интернета в школе

Дополнительные материалы

  1. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 июня 2014 г. N 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
  2. Основы психолого-педагогического сопровождения детей в процессе киберсоциализации.

Занятие 8. ФГОС ООО и информационная безопасность детей

В области образования вопросы обучения детей информационной безопасности также нашли свое отражение.

ФГОС ООО в части предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (ООП) подчеркивает важность обучения детей навыкам и знаниям в сфере информационной безопасности.

Личностные результаты освоения ООП основного общего образования (ООО) должны отражать формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в интернет-среде (п.42.1.5 ФГОС).

Программа развития универсальных учебных действий у обучающихся при получении основного общего образования должна обеспечивать формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, построением и передачей информации, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ  и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, формирование культуры пользования ИКТ (п.32.2 ФГОС).

Соответствующие предметные умения отражены в учебном предмете  «Информатика» (п.45.5.3 ФГОС):

9) владение навыками создания личного пространства; владение умениями цифровыми сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами;

13) умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы этики и права при работе в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;

14) умение использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, умение обеспечивать личную безопасность при использовании ресурсов сети Интернет, в том числе умение защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, утраты данных) с учетом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, опасность вредоносного кода, аутентичность субъектов и ресурсов);

15) умение распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9 кл.) предусматривает включение в содержание модуля «Безопасность в информационном пространстве». В рамках данного модуля обучающиеся изучают следующие вопросы, связанные с информационной безопасностью:

  • риски и угрозы сети Интернет;
  • общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
  • приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
  • противоправные действия в Интернете;
  • основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки;
  • правила цифрового поведения, необходимые для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы, вовлечения в различную деструктивную деятельность).

Занятие 9. ФГОС СОО и информационная безопасность детей

Согласно приказу Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»  в требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (далее – ООП) внесены изменения. ФГОС СОО в части результатов освоения ООП подчеркивает важность обучения детей навыкам и знаниям в сфере информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения ООП СОО отражают формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ компетенции):

  • оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности (п. 8.1 ФГОС)

Соответствующие предметные умения отражены в учебном предмете  «Информатика» (п.9.8 ФГОС):

4) понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ работы в интернете;

12) умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов.

Соответствующие предметные умения отражены в учебном предмете  «Основы безопасности жизнедеятельности» (п. 9.16 ФГОС):

2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в цифровой среде;

7) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им.

Дополнительные материалы

  1. Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
  2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).

Модуль 2. Организация обучения информационной безопасности школьников и их родителей (законных представителей)

Занятие 1. Подходы к организации обучения детей основам информационной безопасности в образовательной организации

Перед образовательными учреждениями стоит комплексная задача, связанная одновременно с безопасным включением онлайн-технологий в учебный процесс, реализацией учебных программ и дисциплин, посвященных интернет-безопасности,

а также цифровой социализацией детей и подростков.

Образовательные модули по кибербезопасности и цифровой грамотности должны стать сквозным направлением в образовании детей и подростков на всех этапах обучения.

Подходы к организации обучения школьников информационной безопасности

Образовательная организация может организовать обучение школьников информационной безопасности путем:

  • Обращения внимания вопросам обеспечения информационной безопасности в рамках действующих в образовательной организации учебных дисциплин;
  • Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличения количества учебных часов на изучение данной проблематики при изучении учебных предметов в рамках вариативной части учебного плана образовательной программы;
  • Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках тематической внеурочной деятельности и дополнительного образования:
  • Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках программ воспитания и социализации обучающихся.

Алгоритм формирования системы непрерывного обучения информационной безопасности школьников

  1. Выявление уровней обучения информационной безопасности (далее – ИБ) школьников
  2. Классификация угроз на каждом этапе обучения ИБ.
  3. Обеспечение непрерывности в изучении ИБ при переходе от одного этапа обучения к другому. Обеспечение непрерывного обучения за счет четкого выделения понятийного аппарата на каждом этапе.
  4. Определение содержания обучения на каждом этапе.
  5. Согласование действий и распределение меры ответственности семьи, школы, системы дополнительного образования по обеспечению ИБ школьников в учебно-воспитательном процессе.
  6. Определение форм внедрения мер по обеспечению ИБ в учебно-воспитательный процесс школы.

Образовательные ресурсы по формированию информационной грамотности педагогов, школьников и их родителей

Методическое пособия

  1. Методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность»

Методическое пособие направлено на повышение цифровой компетенции учителей и подростков.

  1. Примерная образовательная программа учебного курса «Информационная безопасность» для образовательных организаций, реализующих программы среднего (полного) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 26 октября 2020 г. № 4/20)

Интернет-ресурсы

  1. Образовательный ресурс «Альянс по защите детей в цифровой среде». На сайте представлены различные проекты и образовательные материалы по информационной безопасности для преподавателей, детей и родителей (видеолекции, мультфильмы, уроки и методические рекомендации). Например, материалы проекта «Цифровой ликбез» представлены в виде видеороликов-мультфильмов и могут быть легко интегрированы в учебный процесс на уроках ОБЖ, информатики или родительских собраниях.
  2. Урок цифры – всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Материалы для проведения уроков (видеолекции, тренажеры, методические материалы).

Дополнительные материалы

Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018  N 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере  образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»)

Занятие 2. Обучение основам информационной безопасности детей 10-13 лет

Особенности возраста

Дети определенной возрастной категории имеют свои особенности восприятия информации. Поэтому необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.

Данный возраст является очень чувствительным для освоения моральных, культурных норм. Рассмотрим следующий пример, который доказывает необходимость системной просветительской и воспитательной работы с детьми и их родителями по вопросам использования Интернета.

Представим себе школьника, который смотрит неприемлемую для него информацию, что произойдет дальше? Он изучает и наблюдает сцены насилия, жестокости (при этом не разбирается в сюжете), в память переходят основные яркие, особо запомнившиеся моменты. Итак, изо дня в день. К какому-то времени у него в памяти накапливается банк определенных жизненных ситуаций, которые он когда-то видел, но значение и смысл ему никто не объяснил и другого он не знает.

Если у ребенка нет собственного опыта решения каких-то проблем по взаимодействию с другими и нет значимого взрослого рядом, то он начнет использовать именно тот сценарий, который отложился у него в памяти.

Выбор тем в работе с детьми

В возрасте 10-13 лет дети уже активно пользуются Интернетом. Они активно играют в интернет-игры, пробуют себя в социальных сетях в качестве блогеров, делают покупки в интернет-магазинах, в какой-то степени используют интернет для учебы. Но, мало задумываются о подстерегающих их угрозах и последствиях их действий в интернете.

При планировании проведения  занятий и мероприятий  по вопросам обеспечения безопасного пребывания обучающихся в сети Интернет следует обратить внимание на ряд актуальных вопросов, которые следует обсудить с обучающимися:

  • Персональные данные.
  • Угрозы личной безопасности в сети Интернет (кибербуллинг, мошенничество, вредоносные программы, опасные знакомства и др.).
  • Мой профиль в сети Интернет.
  • Безопасность в социальной сети.
  • Безопасное общение в сети Интернет. Сетевой этикет.
  • Как построить личную безопасность в сети Интернет.

Формы работы

Дети возраста 10-13 лет любознательные, подвижные, любят общаться, поэтому желательно выбирать активные, творческие, игровые формы деятельности.

Непосредственно виды деятельности по вопросам информационной безопасности возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

  • Подготовка обучающимися тематических плакатов, памяток, комиксов  и других материалов.
  • Анкетирование и опросы.
  • Викторины.
  • Компьютерные игры и тренажеры.
  • Демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока.
  • Обсуждения вопросов.

Основным видом деятельности школьника является учебная  деятельность, и процесс развития информационной безопасности важно организовать как процесс обучения. Занятия должны строится на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС.

Модель урока по информационной безопасности

Тема урока: Социальные сети

Цель: обсуждение особенностей интернет-сообществ и их возможностей для общения, сотрудничества, поиска нужных людей, установления связей с другими людьми.

Упражнение 1. Опутанные паутиной

Задачи:

  1. Введение в тему урока;
  2. Обсуждение особенностей социальных сетей.

Необходимые материалы: небольшой клубок ниток, карточка с рассказом о человеке в маске.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения

Упражнение проводится в кругу. Ведущий берет в одну руку клубок, другой рукой держит конец нитки. Не отпуская нитки, ведущий кидает клубок случайному участнику и говорит что-то, что его с ним связывает (например, «у нас с Васей Ивановым день рождения в один день» или «нам с Олей Петровой нравятся кошки»). Участники должны кидать друг другу клубок, держа нить в руке, получивший клубок называет, что их связывает. Каждый, получая клубок в руки, удерживает нить и бросает клубок следующему. Так продолжается, пока клубок не закончится. В итоге все должны оказаться запутанными в сети из ниток.

Далее появляется фигура в маске (незнакомец) и подает клубок одному из детей и говорит, почему он хочет с ним общаться (например, «Коля, я тоже коллекционирую марки», или «Миша, ты увлекаешься велогонками. Я хочу пригласить тебя на велопрогулку»). Ребенок должен решить, брать ему клубок от незнакомца или нет.

Обсуждение

  • Можно ли сравнить эту паутину со Всемирной паутиной?
  • Легко ли освободиться из паутины?
  • Легко ли было принять предложение незнакомца? Если сомневались, то почему? (После обсуждения вопроса учитель достает карточку и рассказывает о человеке в маске).
  • В чем плюсы социальных сетей?
  • В чем минусы социальных сетей?

Подводя итоги

Социальная сеть представляет собой глобальное сообщество людей. Представляет большие возможности для общения. Знакомясь с человеком онлайн, никогда нельзя быть полностью уверенным, что он тот, за кого себя выдает. Безопаснее общаться с теми, кого знаешь в реальной жизни.

Рекомендуется предусмотреть после проведения занятий раздачу обучающимся наглядных материалов об основных аспектах информационной безопасности. 

Например, памятка к уроку:

Дополнительные материалы: проект «Цифровой ликбез».

Занятие 3. Обучение основам информационной безопасности школьников 14-17 лет

Особенности возраста

Школьники в возрасте 14-17 лет уже знают об интернете значительно больше своих родителей, которым часто уже весьма сложно контролировать своих детей.

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

В подростковом и юношеском возрасте самосознание человека находится в активной стадии формирования. Подростки ищут себя в этом мире и поэтому все время пробуют что-то новое. Интернет для них представляет собой совершенно уникальное пространство для личностного и социального самоопределения. Подросток в социальных сетях стремится найти формы самовыражения и утверждения  своего «Я».

Именно поэтому этот возраст становится очень уязвимым и чувствительным к самоубийствам. Страшнее еще то, что в информационном мире все больше и больше появляются интернет-ресурсы, специально созданные для осуществления этого акта насилия.

Содержание профилактической работы

Для обучающихся данного возраста вопросы информационной безопасности могут быть расширены за счет изучения следующих вопросов:

  • психологические и технические аспекты информационной безопасности,
  • вопросы законодательства и ответственности,
  • правила и условия получения, изготовления и распространения информации,
  • источники и принципы работы сетевых рисков,
  • меры защиты,
  • деятельность неформальных молодежных организаций и сообществ, в том числе в образовательной организации,
  • сохранение своей репутации в сети,
  • возможности реализации себя в публичном пространстве.

Формы работы

Непосредственно уроки и занятия по вопросам информационной безопасности возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

  • дискуссии или дебаты,
  • деловые игры,
  • подготовка обучающимися тематических буклетов, плакатов и других материалов,
  • квесты, конкурсы и олимпиады,
  • анкетирование, исследования и опросы,
  • тесты и викторины,
  • демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока,
  • семинар, вебинар или занятие с приглашенным экспертом.

При проведении уроков и занятий можно использовать следующие игровые методики:

  1. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
  2. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, органы власти, патентное бюро, ученый совет и т.д.
  3. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественнокультурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

Рекомендуется предусмотреть после проведения уроков и занятий раздачу обучающимся листовок об основных аспектах информационной безопасности.

Образовательные ресурсы

Рассмотрим примеры образовательных ресурсов для формирования навыков безопасного поведения в сети Интернет у старших школьников:

Интерактивный проект «Изучи интернет – управляй им!».

Проект направлен на повышение уровня цифровой грамотности школьников, поможет узнать устройство цифровых технологий, стать опытным интернет-пользователем и научиться безопасному серфингу в интернете.  В рамках проекта школьники имеют возможность проявить себя и реализоваться творчески в различных мероприятиях. Это – конкурс юных блогеров, различные ИТ-конференции, семейные ИТ-марафоны, игры и тренажеры. 

 Проект «Цифровой ликбез» —  просветительский проект, который поможет повысить цифровую грамотность и узнать больше о кибербезопасности в сети. Видеоролики для детей и взрослых от ведущих цифровых компаний.

Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.2. Практикум. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 137 с.                                                                                             

Дополнительные материалы

  1. Примерная образовательная программа учебного курса «Информационная безопасность» для образовательных организаций, реализующих программы среднего (полного) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 26 октября 2020 г. № 4/20)
  2. Информационная безопасность несовершеннолетних. Методическое пособие.
  3. Кибербезопасность в сети. Урок безопасного интернета.

Занятие 4. Обучение основам информационной безопасности родителей и законных представителей обучающихся

Образовательные организации должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности, а для реализации данной функции также взаимодействовать с их родителями и законными представителями обучающихся для повышения их уровня знаний в данной сфере.

Ключевая роль родителей в формировании навыков безопасного поведения в Интернете у детей

Родителям принадлежит ключевая роль в первичной социализации детей, организации их повседневных практик. Во-первых, необходима вовлеченность родителей в виртуальную жизнь своих детей, проявление уважения и интереса к этой части социализации личности. Во-вторых, следует использовать все возможности для повышения собственных компетенций в области цифровой грамотности и кибербезопасности. В-третьих, необходимо делиться лучшими практиками организации интернет-активности детей, учитывающих баланс между их приватностью и контролем над действиями. И наконец, не стоит игнорировать доступные технологические инструменты информационной безопасности детей и подростков.

Формы работы

Образовательная организация может для повышения уровня знаний родителей и законных представителей обучающихся в вопросах обеспечения информационной безопасности детей предпринимать различные регулярные меры информационного и организационного характера, в частности:

  • Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках проводимых родительских собраний и проведение тематических собраний для родителей с участием педагогических работников и представителей администрации образовательной организации, в частности для демонстрации видеоматериалов по данным вопросам.
  • Организация индивидуальных и групповых консультаций классными руководителями, специалистами психологической службы и администрации образовательной организации для обеспокоенных родителей и законных представителей обучающихся, находящихся в группе риска.
  • Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей и законных представителей обучающихся.
  • Раздача информационных материалов об обеспечении безопасности детей в сети «Интернет», в частности памятки, флаеры и другие материалы;
  • Проведение анкетирования родителей и законных представителей обучающихся по вопросам организации дома мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве.
  • Размещение на сайте образовательной организации, средствах массовой информации образовательной организации, сообществах в социальной сети и сервисе электронных дневников для родителей и законных представителей обучающихся информации по обеспечению информационной безопасности детей.

Основные темы для обучающих мероприятий

В ходе мероприятий для родителей и законных представителей обучающихся рекомендуется отметить следующие темы:

  1. Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей и подростков;
  2. Рекомендации и советы по обеспечению информационной безопасности детей как особо незащищенных пользователей сети Интернет;
  3. Методы и функции родительского контроля.

Образовательные интернет-ресурсы по формированию информационной грамотности

Как защитить ребенка от рисков в интернете: онлайн-курс для родителей. Курс состоит из 11 уроков. В видеоуроках взрослые погрузятся в особенности и специфику каждого риска (угрозы), услышат советы психолога, познакомятся с оценкой экспертов, мерами защиты и степенью их эффективности, реальными примерами столкновения детей с киберугрозами, а также узнают о рисках будущего.

Советы психолога

  1. Криминализация и втягивание в криминальные практики. Советы от психолога.
  2. Личностная атака, психологическое насилие. Советы от психолога.
  3. Аддикция, формирование зависимости от интернет-среды. Советы от психолога.
  4. Как защитить ребенка от интернет-угроз? Общие рекомендации.

Дополнительные материалы

  1. Методические рекомендации по работе с родителями старших подростков по вопросам информационной безопасности детей.
  2. Чек-лист: Готов ли мой ребенок к использованию своего собственного смартфона?

Модуль 3. Обеспечение развития детей в информационном пространстве

Занятие 1. Учимся в Интернете

При преподавании и изучении обучающимися вопросов информационной безопасности рекомендуется не только рассмотреть информационные, потребительские, технические и коммуникативные аспекты информационной безопасности, но и вопросы практического использования сети Интернет для развития и образования.

Сегодня у школьников есть уникальная возможность — учиться не только с помощью

книг, но, и задействуя различные интерактивные ресурсы в интернете.

Можно подстраивать дополнительное обучение в Интернете под индивидуальные амбиции и запросы. Школьник хочет поступить на мехмат МГУ? Не проблема — делаете акцент на физику и математику. Школьника интересуют гуманитарные науки? Концентрируетесь на языках, истории, праве.

Направления использования детьми ресурсов сети Интернет в учебе

Учебная деятельность детей в интернете:

  • Помощь с домашним заданием.
  • Ликвидация пробелов в знаниях путем прочтения и прослушивания уроков по предмету.
  • Школьные проекты.
  • Поиск дополнительной информации по предметам.
  • Подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
  • Профильное и предпрофессиональное обучение.
  • Новости науки и в учебных областях.

Виды учебных материалов

В сети Интернет предлагаются следующие виды учебных материалов:

  • Видео- и аудио-лекции.
  • Видеоуроки.
  • Тренажеры.
  • Тесты.
  • Интерактивные задания.
  • Интерактивные обучающие игры.
  • Текстовые материалы.

Особенности интернет-ресурсов для учебы

Электронное обучение для школьников может быть очень интересным.

Современные сервисы для удаленного обучения детей активно используют геймификацию. Разнообразные развивающие и интеллектуальные игры не только позволят снять напряжение и заинтересовать учеников. Они помогают осваивать новый материал в активной и интересной форме. Играть любят не только младшие школьники возраста 10-13 лет, эти сайты с тренажерами, обучающими играми и интерактивными задачами можно рекомендовать и ученикам постарше.

Видеолекции и видеоуроки по учебным предметам дают возможность ликвидировать пробелы в знаниях или подготовиться к контрольной работе, экзамену. Существуют специальные сервисы, которые предлагают материалы для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

«Плюсы» и «минусы» обучения детей в Интернете

Плюсы:

  • Индивидуальный темп и график обучения.
  • Личная заинтересованность ребенка.
  • Разнообразие и большой объем доступных учебных ресурсов.
  • Выстраивание индивидуальной образовательной траектории.
  • Психологический комфорт (индивидуальный темп занятий, нет страха перед вызовом к доске, травли и буллинга).

Минусы:

  • Нерегулярность занятий.
  • Сложность встраивания  мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы.
  • Отсутствие навыков самоорганизации.
  • Отсутствие живой коммуникации.

Общие рекомендации: как помочь детям

Если подростки сами способны найти в интернете интересующую их информацию, специальные тематические сайты, сообщества, то родителям детей 10-13 лет нужно оказать ребенку помощь. Выбор ресурсов очень широкий, поэтому ребенку нетрудно запутаться в их  многообразии.

Дети и подростки используют интернет по-разному и для разных целей по мере взросления. Однако есть набор общих рекомендаций, которые следует помнить родителям детей и подростков любого возраста:

  • Определите с ребенком цель обучения: освоение школьной программы или желание расширить свой кругозор и углубить знания.
  • Окажите помощь детям в поиске нужного учебного ресурса, удобного и понятного.
  • Сделайте закладки на сайты, чтобы дети быстро ориентировались.
  • Организуйте физминутки.
  • Помните, что ребенку все дается не так легко. Покажите, что Вы верите в него и в любой момент готовы прийти помогать. 
  • Очень хорошо, если взрослые будут вместе с ребенком изучать какие-то тематические сайты. Старайтесь интересоваться успехами в онлайн-обучении на регулярной основе. Для многих детей (особенно младших классов) именно проявление внимания со стороны родителей является лучшей мотивацией.
  • Поддерживайте связь с учителем. Он может дать рекомендации по поиску учебного материала.
  • При необходимости помогите оборудовать рабочее место.

Образовательные интернет-ресурсы

Приведем примеры интересных образовательных ресурсов сети Интернет, которые предоставляют детям возможности закрепить или углубить знания по школьной программе, получить или развить свои познания в каких-то других областях.

Учи.ру (UCHi.RU)  Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа разработана для изучения школьных предметов в интерактивной форме для 1-11 классов. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном темпе с необходимым количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки. Учи.ру строит диалог с учеником и реагирует на действия ученика: в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Важной особенностью контента является его практико-ориентированная направленность, позволяющая ребенку погружаться в ситуации, смоделированные с реальных жизненных задач, и решать их.

Класс!ная физика (class-fizika.ru). «Класс!ная физика» — это сайт для тех, кто любит физику, учится сам и учит других. Интересные материалы по физике для школьников, учителей и всех любознательных. На сайте размещены материалы по физике для 7-11 классов, астрономии. Также присутствует физика в картинках, играх, загадках и опытах для любознательных младших школьников.

ЦОРы и ресурсы по физике.  Учeбныe мaтepиaлы пo физикe для учaщиxcя, пpeпoдaвaтeлeй и вcex любитeлeй физики: мeдиaмaтepиaлы, уpoки физики, тecты, учeбники физики, дoмaшниe зaдaния. Диафильмы по физике для всех возрастов школьников.

Видеоуроки математики — YouTube. Видеоуроки математики для школьников и абитуриентов, которые помогут ликвидировать пробелы в знаниях, подготовиться к контрольным, тестам, экзаменам, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, вспомнить ранее изученный материал и систематизировать имеющиеся знания.

Библиотекарь.Ру  Электронная библиотека: история, литература, искусство, научная литература.

ГРАМОТА.РУ – Справочно-информационный портал – русский язык для всех. Универсальный интернет-проект, посвященный русскому языку и адресованный всем, кто его знает, изучает или хочет выучить, а главное – любит. Библиотека, словари, новости о русском языке, игры, учебный класс.

Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия».

Сайт предназначен для самостоятельной учебно-тренировочной работы по изучению органической химии.  Учебный материал представлен в структурированном виде, облегчающем поиск необходимой информации. Для наглядности и лучшего восприятия теории представлены графические, анимационные и интерактивные иллюстрации, виртуальные 3D-модели молекул, видеоопыты и фрагменты научно-популярных фильмов. Более активному осмыслению и закреплению теории способствуют контрольные вопросы, тестовые задания и тематические химические игры.

Дополнительные материалы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  социально- педагогической направленности  «Развитие творческих способностей детей посредством дистанционных образовательных технологий».

Занятие 2. Использование ресурсов сети Интернет для развития детей

Говоря о развитии детей мы будем иметь в виду дополнительное образование: развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Каждый ребенок по-своему талантлив. Кто-то проявляет талант в учебе, кто-то — в различных творческих объединениях или спортивных секциях. В интернете любой человек может продемонстрировать свой творческий потенциал и стать популярным; заниматься любимым делом. Главное в этом деле  — желание и настойчивость.

Саморазвитие детей в сети Интернет

Что касается саморазвития, то и с этим Всемирная паутина справляется на «отлично». Для самосовершенствования здесь ежедневно размещаются сотни бесплатных материалов. Это могут быть видеоуроки по программированию, рисованию, музыке, обучающий канал для детей по шахматам или танцам. Можно принимать участие в различных конкурсах, тренингах и обучающих курсах. Выбора много. Если Вам что-то не пришлось по вкусу, всегда можно отыскать более качественный вариант.

У детей 10-13 лет интересы ещё не сформированы, увлечений много и они не могут решить, чем заняться основательно. Педагогам и родителям нужно разобраться, что нравится ребенку и помочь определить с выбором.

Старшие подростки тоже нуждаются в помощи в выборе направлений и ресурсов для решения своих задач и целей. Рассмотрим следующую ситуацию.

Подростки ищут способы самопрезентации в социальных сетях, снимают собственные клипы и публикуют их. На их страницах можно увидеть экстремальное видео (например, зацепинг), видео в стиле  «пляжная одежда». Но, эти публикации могут «не так понять» — и репутация среди знакомых «съедет в ноль».

Родители должны отслеживать публикуемый подростком контент, и в такой ситуации предложить ему пройти курс дополнительного образования, например «Я — блогер» или «Создание крутых видеороликов», что впоследствии поможет создавать качественный контент и стать интересным для аудитории.

А если вы выберете для своего ученика еще и занятия, направленные на получение интересной профессии с отличной перспективой на будущее, то он с гораздо большей долей вероятности достигнет успеха в карьере.

Направления развития

Обозначим основные направления развивающей деятельности:

  • Научно-исследовательская деятельность.
  • Олимпиадное движение.
  • Творческие конкурсы.
  • Развитие определенных творческих способностей.
  • Развитие в определенных областях знаний.
  • Профессиональное обучение.
  • Развитие навыков soft skills.

Виды интернет-ресурсов

Рассмотрим некоторые ресурсы сети интернет для развития подростков:

  1. Курсы и мастер-классы от профессионалов и известных людей.
  2. Онлайн-школы для развития в каких-то определенных областях знаний.
  3. Социальные сети. В социальных сетях очень много тематических групп, где можно получить новые знания, опыт, задать вопрос и получить разъяснения.
  4. Электронные библиотеки. Подросток может найти в электронных книгах и в периодике необходимую информацию для своей творческой деятельности или проекта.
  5. Подписка на новости медийной интернет-среды. Подросток имеет возможность получать необходимую информацию из обновляющихся источников (например, подписка на  электронный журнал «Модное рукоделие», подписка на обновления в сообществах, посвященных декоративно-прикладному творчеству). Медиаобразование способствует формированию творческих и коммуникативных способностей, умений, полноценного восприятия и критического мышления, интерпретации, анализа и оценки предоставляемых материалов.
  6. Участие в онлайн-форумах, чатах, которые играют важнейшую роль в деятельности научно-исследовательских и творческих сообществ и организаций. Например, творческий форум «Объединение творческих людей», на котором можно узнать о творческих конкурсах. Подростки имеют возможность получить консультацию от сверстников и экспертов, обмена опыта, взаимного обучения.
  7. Использование досуговых сервисов (в том числе компьютерных игр). В данное время уже разработан ряд мультимедийных игровых программ, предназначенных для познавательного и творческого развития. Например, существуют компьютерные обучающие игры «Мастерская художника», «Школа маленьких художников», в которых изучаются разнообразные техники: живопись, графика, коллаж, аппликация. Игрок сможет свободно творить и проявить фантазию в создании своих произведений. Также существуют приложения для развития воображения и пространственного мышления.

Мотивация детей

Детей важно мотивировать, чтобы у них не пропал интерес и желание достичь каких-то целей в своем развитии.

  • Записывайте успехи ребенка! Это помогает мотивировать. Каждое небольшое достижение можно записывать на цветные листочки и прикалывать к пробковой доске. Наглядно видно, как ребенок поработал.
  • Устраивайте домашние выставки.
  • Ребенок может рассказать в классе о своем интересном занятии.
  • Свои достижения дети могут освещать на своей странице в социальных сетях, а это – самопрезентация, внимание, признание.

Образовательные интернет-ресурсы

Приведем примеры интересных перспективных образовательных ресурсов сети Интернет, которые предоставляют детям возможности развить свои познания, творчество, профессиональные навыки.

ФОКСФОРД — это онлайн-школа для учеников с 1 по 11 класс, учителей и родителей. Школа предоставляет услуги по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых. Ребята попробуют себя в любых науках и направлениях — и смогут найти то, что им по-настоящему интересно.

Онлайн-курс «ШКОЛА БЛОГЕРОВ» для детей 8-16 лет. Предлагается  детям и подросткам 8−16 лет освоить блогинг на практике, попробовать себя в профессии блогера и понять, куда развиваться.

Онлайн-курс «Разработка игр для детей и подростков».  Предлагается детям и подросткам 5−16 лет освоить разработку игр на практике, попробовать себя в профессии разработчика игр и понять, куда развиваться. Очень перспективное направление.

ШАХМАТНЫЙ КАНАЛ на YouTube. На данном канале вы сможете найти обучающие видео как для новичков, так и для тех, у кого уже есть шахматный разряд. Также есть возможность общаться с другими шахматистами – подписчиками канала.

ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА для развития талантов. «Поколение М» – это бесплатный творческий благотворительный проект для детей всей России. На сайте любой школьник 6-18 лет может выбрать творческое направление, бесплатно обучаться у звездных наставников и загружать фото или видео своих работ на конкурс. Если ребенок хорошо рисует, танцует, поет, любит фотографировать, видит себя блогером или мечтает снимать кино – ему понравится «Поколение М», тем более, там можно участвовать одновременно в нескольких номинациях

Курсы, которые реализуются в рамках проекта:

  • Курс тележурналистики от Оксаны Федоровой. Очень интересно будет ознакомиться с детскими работами, представленными на конкурс «Стань телеведущим» (11-18 лет);
  • Экспресс-курс по фотографии;
  • Курс для вокалистов от Полины Гагариной;
  • Танцевальный тренд из TikTok. Мастер-класс «DANCE» от Никиты Мусатова и «Поколения М»;
  • Мастер-классы по живописи;
  • Мастер-классы от педагогов знаменитой фабрики талантов «Непоседы».

Дополнительные материалы к курсу

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями).
  2. Концепция информационной безопасности детей в российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р).
  3. Закон «О персональных данных».
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287).

Итоговое тестирование

Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется:
Информационная безопасность детей это:
К информации, запрещенной для распространения среди детей, в соответствии с законодательством РФ НЕ относится информация:
Основными рисками информационной безопасности являются:
Когда получен спам по e-mail с приложенным файлом, следует:
Ребенок может стать потенциальной жертвой преступников, если на веб-странице поместит следующую информацию:
Существует ли у родителей возможность с помощью веб-обозревателя получать сведения о посещенных детьми веб-ресурсах?
Укажите понятие, синонимичное понятию «интернет-аддикция»:
Проанализируйте ситуацию и дайте рекомендацию родителю: Мама Ани увидела, что её дочь общается в интернете с незнакомой девочкой и эта девочка предлагает ей встретиться.
Кто несет ответственность за материал, который публикуется в Интернете?

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина