ldzhlzhld

Формирование финансовой грамотности у обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов в соответствии с обновленными ФГОС и ФОП

Описание

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области формирования финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Объем:  72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  1. Содержание и методику преподавания финансовой грамотности учащимся.
  2. Эффективные методы и приемы обучения школьников финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Уметь:

  1. Реализовывать программы по финансовой грамотности.
  2. Организовывать занятия по финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области содержания и методики преподавания финансовой грамотности учащимся.
  • Овладение эффективными методами формирования финансовой грамотности школьника с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
  • Организация занятий по финансовой грамотности с использованием современных технологий обучения.

Программа

Занятие 1. Проблема формирования финансовой грамотности школьников: современное состояние в РФ

В последнее десятилетие в России акцентируется внимание на вопросах, связанных с повышением уровня финансовой грамотности населения. Именно от финансовой грамотности напрямую зависит  экономический рост государства, благосостояние домашних хозяйств и повышение качества жизни населения.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, умений и навыков, а также установок в области финансового поведения гражданина, которые приводят к росту благосостояния и повышению качества жизни человека, его семьи и общества в целом.

Индекс финансовой грамотности населения России

Рассмотрим некоторые результаты исследования 2022 года аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) по определению индекса финансовой грамотности населения России.

Индекс финансовой грамотности отражает способность человека к разумному управлению личными финансами. Индекс рассчитывается как сумма значений трех частных индексов: финансовые знания, финансовые навыки, финансовые установки.

Индекс финансовой грамотности россиян в 2022 году составил 12,79 балла при возможном максимуме в 21 балл. В динамике наблюдается небольшой рост показателя по сравнению со значением 2018 года.

Самый высокий уровень финансовой грамотности демонстрируют опрошенные 45 лет и старше (средний балл по этой группе участников исследования составляет 13,20). Более низкие значения индекса – у представителей молодежи 18-34 лет (средний балл по этой группе опрошенных составляет 12,13).

Динамика ключевых индикаторов финансовой грамотности

Результаты исследования отражают динамику ключевых индикаторов финансовой грамотности россиян: знания, поведение и установки (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Динамика ключевых индикаторов

Частный индекс «Финансовые знания» демонстрирует негативную динамику и сдерживает общий  рост индекса финансовой грамотности в России.

Частный индекс «Знания» в 2022 году составил 4,19 балла из 7 возможных.

15% жителей России демонстрируют высокий уровень финансовой грамотности, 57% – средний, а 28% – низкий.

Частный индекс «Финансовые установки» показывает незначительную положительную динамику.

Значение этого частного индекса в 2022 году составило 2,86 балла из 5 возможных, что лишь немногим выше значений прошлых лет.

В настоящее время менее половины россиян (45%) стремятся к финансовому планированию и исходят из принципа «жить одним днем».

Частный индекс «Финансовое поведение/навыки» в 2022 году составил 5,75 балла из 9 возможных, что является максимальным значением за весь период исследования.

Динамика этого частного индекса свидетельствует о некотором росте финансовой осознанности населения. Прежде всего, эта осознанность проявляется в стремлении все большего числа россиян к формированию накоплений, ведению бюджета, контролю своих расходов.

Обозначим существующие проблемы с финансовой грамотностью у населения:

    • люди не имеют навыков финансового планирования, а также создания «денежной подушки», которая может потребоваться в непредвиденных ситуациях;
    • письменный учет расходов и доходов ведется только в каждом 4-м домохозяйстве, что не позволяет выявлять так называемые дыры в бюджете и своевременно их закрывать;
    • только треть граждан заботится о своем пенсионном обеспечении и выбирает способы сохранения сбережений.

Исследования показывают: хоть россияне и стали лучше понимать базовые вещи, до приемлемого уровня финансовых знаний им еще далеко.

Динамика результатов оценки финансовой грамотности российских школьников в международном исследовании PISA

Исследование PISA в области финансовой грамотности ставит задачу диагностики степени сформированности способности 15-летних подростков получать, понимать и оценивать информацию, необходимую для принятия решений в области финансов с учетом их возможных финансовых последствий. В рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA состоялось три цикла исследования финансовой грамотности (в 2012, 2015 и 2018 годах). Средний балл российских учащихся по международной 1000-балльной шкале в 2018 году составил 495 баллов.

На рис. 1 представлена линия тренда для оценки динамики результатов российских школьников по финансовой грамотности за период с 2012 по 2018 годы.

Анализ динамики результатов российских учащихся в разных циклах исследования с 2012 по 2018 год показывает, что в этот период зафиксировано повышение уровня их финансовой грамотности. Значительный прирост наблюдался в период с 2012 по 2015 год. Однако позитивные изменения носили неустойчивый характер, и к 2018 году результаты снизились по сравнению с 2015 годом, хотя по сравнению с 2012 годом  отмечаются позитивные изменения.

Приведем результаты опроса российских учащихся об их опыте ведения семейного и личного бюджета:

    • 35% учащихся 15-летнего возраста знакомы с практикой ведения семейного бюджета;
    • еще 35% вообще не знают, ведется ли учет доходов и расходов в семье;
    • около 26% точно знают, что учет средств дома не ведется;
    • доля учащихся, которые ведут учет своих личных средств, составила около 1/3.

Учащиеся хотели бы узнать больше о ведении семейного бюджета, о банковских пластиковых картах, о защите прав потребителей финансовых услуг.

Около 18% учащихся самостоятельно сформулировали аспекты управления личными финансами, о которых они хотели бы узнать. Это:

    • как правильно распределять финансы;
    • об экономии денежных средств;
    • как следить за деньгами;
    • как завести свое дело;
    • о создании фирмы;
    • о правах на имущество;
    • об ипотеке;
    • о работе на лето;
    • о программе финансовой помощи для студентов.

Причины низкого уровня финансовой грамотности

В качестве одной из причин снижения уровня финансовой грамотности российских учащихся в 2018 году (по сравнению с 2015 годом) можно рассматривать снижение их результатов по читательской грамотности, зафиксированное в последнем цикле исследования. По математической грамотности также наблюдалось небольшое снижение результатов. В сравнении с 2012 и 2015 гг., в 2018 году усилилась связь финансовой грамотности с читательской и математической грамотностью, а также связь читательской и математической грамотности между собой.

Кроме того, система образования обладает локальным опытом решения проблемы формирования финансовой грамотности школьников и не занимается этим вопросом системно.

Финансовая грамотность школьников формируется стихийно, методом проб и ошибок, под воздействием многих факторов, к важнейшим из которых относится влияние семьи.

Занятие 2. Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.

С 2011 г. Минфин России совместно с Международным банком реконструкции и развития реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В рамках проекта проводится мониторинг уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп обучающихся образовательных организаций. Создана сеть федеральных и региональных методических центров по обучению и повышению квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности.

С 2012 года Центральный банк Российской Федерации ведет системную работу по:

    • выработке и реализации образовательных моделей повышения уровня финансовой грамотности населения;
    • обобщению лучших инициатив в сфере финансового образования;
    • доработке учебников для образовательных организаций;
    • созданию учебных пособий по основам финансовой грамотности.

Специальные модули по финграмотности включены в целый ряд общеобразовательных предметов: математика, обществознание, география, окружающий мир.

С 2019 г. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» реализует инновационный проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Основная цель этого проекта – разработка национального инструментария и технологий, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации

В 2017 г. в России принята «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» (далее – Стратегия), что явилось актуальной и необходимой мерой для стимулирования экономически рационального поведения населения.

Предполагается, что принятие Стратегии обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.

В Стратегии термин «финансовая грамотность» трактуется следующим образом: финансовая грамотность – результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

Обучающиеся образовательных организаций выделены в отдельную целевую группу по ряду причин:

    • у молодежи недостаточно знаний и опыта по управлению личными финансами и оценке финансовых рисков;
    • выпускники детских домов, интернатов и некоторые другие группы молодежи испытывают особенные сложности в социализации;
    • молодежная культура пропагандирует высокую потребительскую активность, а не сбережение и инвестирование;
    • молодые люди доверчиво относятся к рекламе финансовых услуг, особенно если она размещена на популярных в их среде интернет-ресурсах, не анализируют и не перепроверяют информацию.

С полным текстом Стратегии можно ознакомиться по ссылке: Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 3. Требования обновленных ФГОС ООО и СОО в части формирования основ финансовой грамотности

Обновленные ФГОС о преподавании финансовой грамотности в школе

С сентября 2022 года в России осуществляется внедрение обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ФГОС ООО), с сентября 2023 года – реализация Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) с изменениями от 2022 года. Стандарты выдвигают базовые требования к достижению результатов  освоения образовательных программ по финансовой грамотности.

Формирование основ финансовой грамотности – целенаправленная образовательная деятельность по созданию психолого-педагогических и организационных условий для освоения учащимися культуры финансовой грамотности (преодоления финансовой безграмотности).

С 1 сентября 2022 года преподавание финансовой грамотности стало обязательным в 1-11 классах школ. При этом обучение проходит не в виде отдельной дисциплины, которая бы увеличила нагрузку на детей, а в рамках привычных учебных предметов. ФГОС дает возможность образовательным организациям включать модули и темы по финансовой грамотности в обучение по общеобразовательным предметам, входящим в состав обязательной части образовательной программы общеобразовательной организации (математика, обществознание, география, ОБЖ, информатика), а также вести курсы «Финансовая грамотность» как внеурочную деятельность, факультатив/электив.

Изучение базовых тем по финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе формирует навыки освоения обучающимися компетенций финансовой грамотности, являющихся составной частью функциональной грамотности, на формирование которой нацелена реализация ФГОС НОО, ООО и СОО.

Основной посыл обновленных ФГОС общего образования – ориентир на применение полученных знаний в практической жизни, в собственном поведении личности, а именно:

    • выстраивание личного финансового поведения;
    • освоение моделей рационального финансового поведения;
    • выстраивание поведения в типичных жизненных ситуациях, связанных с финансовыми вопросами;
    • учет возможных альтернатив при принятии решения.

Требования обновленного ФГОС ООО в части формирования основ финансовой грамотности

На уровне основного общего образование стандартом предусмотрено:

    • освоение знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни (ФГОС ООО п. 4);
    • формирование функциональной грамотности обучающихся – способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности (п. 35.2).

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО финансовая грамотность включена:

    • в предметные результаты общеобразовательных предметов «Обществознание», «Математика», «География», «Информатика»;
    • в состав универсальных учебных действий: «формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности…» (п. 32.2).

В составе планируемых результатов по предмету «Обществознание» предусмотрено «…приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана…» (ФГОС ООО п. 45.6.2).

По предмету «География» планируемые результаты включают «…умение решать практические задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия…» (ФГОС ООО п. 45.6.3).

В планируемые результаты по предмету «Математика» заложено «…умение решать задачи на проценты, цену товаров и стоимость покупок и услуг, налоги; задачи из области управления личными и семейными финансами…» (ФГОС ООО пп. 45.5.1-45.5.2).

Требования обновленного ФГОС СОО в части формирования основ финансовой грамотности

В связи с тем, что к концу обучения в старшей школе молодые люди начинают взрослую жизнь либо как наемные работники, либо как студенты вузов или СПО, обучение финансовой грамотности на этом этапе должно выходить на уровень, который специалисты именуют уровнем «полной компетентности».

ФГОС СОО содержит ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности на уроках математики и информатики, истории и географии, обществознания, экономики и права, русской и зарубежной литературы.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО (приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732) овладение универсальными учебными познавательными действиями предусматривает формирование у обучающихся умений:

    • «…оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности (базовые исследовательские действия)…»;
    • «…владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности (работа с информацией)…» (ФГОС СОО п. 8.1).

По учебному предмету «Математика» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать «…умение решать текстовые задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, на движение, работу, стоимость товаров и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами)» (ФГОС СОО п. 9.7).

По учебному предмету «Информатика» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать «…понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных» (ФГОС СОО п. 9.8).

По учебному предмету «Обществознание» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса обществознания должны отражать:

    • сформированность знаний «…об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; о роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений»;
    • «…готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения»;
    • «…сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства»;
    • готовность «…оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности» (ФГОС СОО п. 9.11).

Отметим, что Федеральные государственные образовательные стандарты в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.

Изучение финансовой грамотности в рамках обязательных учебных предметов школьной программы

По ряду предметов (обществознание, математика, география, экономика) некоторые темы финансовой грамотности включены в содержание образования, и их изучение является обязательным. По ряду других предметов (география, ОБЖ, литература, история, иностранные языки) могут быть сделаны акценты на изучение тем с позиции финансовой грамотности.

Например, на уроках литературы при изучении таких произведений, как «Мертвые души», «Вишневый сад», «Анна Каренина» или при изучении иностранного языка включаются темы финансовой грамотности про грамотные походы в магазин, ведение домашнего хозяйства, посещение банка, страховой компании, совершении обмена валюты и т. д. В Таблице 3.1 показаны содержательные возможности обязательных предметов по включению в них финансовой грамотности.

Учителю-предметнику рекомендуется изучить УМК по финансовой грамотности для соответствующего класса и использовать в своей работе по обучению конкретному предмету. Кроме того, необходимо использовать Модули по финансовой грамотности, специально разработанные для ряда обязательных предметов (математика, обществознание, ОБЖ, география, английский язык). Материалы размещены на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

Занятие 4. Модель формирования финансовой грамотности в общеобразовательных организациях

Существует несколько вариантов внедрения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность обучающихся общеобразовательных организаций, которые и определяют так называемую модель реализации финансовой грамотности в школе.

  1. В рамках учебных предметов, определенных ФГОС ООО

Финансовая грамотность может формироваться не только на уроках математики, географии и обществознания в основной школе, но и на уроках литературы, истории, ОБЖ.

Например, на уроках литературы можно организовать обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации.

На уроках истории возможна реализация исследовательских проектов.

В уроки ОБЖ целесообразно включить изучение вопросов, связанных с финансовой безопасностью и финансовым мошенничеством.

  1. В рамках отдельного предмета в части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса
  2. В рамках внеурочной деятельности (кружки, факультативы, разовые мероприятия)

Внеурочная деятельность – неотъемлемая и обязательная часть основной образовательной программы, направленная на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.

На внеурочную деятельность на уровне ООО в неделю отводится 10 часов. Из них:

    • 1 час – на функциональную грамотность;
    • 1 час – на профориентационную работу/финансовую грамотность/предпринимательство.
  1. В рамках проектной деятельности
  2. В рамках дополнительного образования

Формы реализации требований обновленных ФГОС:

    • создание отдельных программ по обучению финансовой грамотности в части образовательной программы;
    • дополнение рабочих программ;
    • внесение изменений в предметное содержание.

Пример модели формирования финансовой грамотности школьников

Содержательно-функциональная модель формирования финансовой грамотности школьников

  1. Систематические курсы для разных учебных профилей 9-11 классов формируют целостное представление о финансовой грамотности у школьников 9-11 классов.
  2. Программы внеурочной деятельности, предпрофильной подготовки и дополнительного образования выполняют пропедевтическую роль, а также дополняют и расширяют содержание систематических курсов.
  3. Деятельность экономического клуба «ЭКОНОМИКС» мотивирует школьников на освоение финансовой грамотности, дает возможности для проявления учебной и внеучебной активности школьников.
  4. Работа педагогического коллектива с родителями создает условия для привлечения внимания родителей к вопросам финансовой грамотности и позволяет повысить их соответствующую компетентность.
  5. Внеурочная работа (деловые игры, учебные фирмы, мастер-классы, неделя экономики для младших классов) формирует устойчивый интерес к проблемам финансовой грамотности, в неформализованной ситуации позволяет выявить познавательные возможности школьников, их приоритеты и готовность к разным видам финансовой деятельности.

Алгоритм деятельности общеобразовательных организаций по внедрению основ финансовой грамотности

  1. Разработка и утверждение рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной деятельности, соответствующих требованиям обновленных ФГОС.
  2. Определение списка учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленных ФГОС.
  3. Обеспечение доступности использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений.
  4. Обновление и комплектация библиотечно-информационного фонда общеобразовательной организации учебной и учебно-методической литературой по финансовой грамотности.
  5. Организация сетевых форм взаимодействия общеобразовательной организации с организациями дополнительного образования в реализации основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС.
  6. Разработка плана работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в реализации обновленных ФГОС, формирование методической группы по финансовой грамотности.
  7. Обеспечение повышения квалификации управленческих и педагогических кадров по введению обновленных ФГОС в части финансовой грамотности.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 5. Структура и содержание финансовой грамотности

Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует учителей на формирование функциональной грамотности, одним из компонентов которой является финансовая грамотность. В этой связи становится актуальным определение структуры и содержания финансовой грамотности, описание системы образовательных результатов в новой предметной области.

Структура и содержание финансовой грамотности представлены в  формате «Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых» (далее – Единая рамка), разработанной в ходе реализации совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Единая рамка – это нечто среднее между требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам и тематическим содержанием рабочей программы по учебному предмету или внеурочному курсу. Единая рамка раскрывает результаты процесса повышения уровня финансовой грамотности, то есть конкретные характеристики, которые приобретает человек для решения повседневных финансовых задач.

Структура финансовой грамотности

В Единой рамке компетенций финансовая грамотность описана через финансовые знания и практические навыки, стратегии действий, мотивы и установки, что вполне соотносимо с личностными, метапредметными и предметными действиями, на которые указывает обновленный ФГОС ООО.

Структура финансовой грамотности представлена тремя компонентами – финансовыми знаниями, финансовыми навыками, финансовыми установками.

Рассмотрим смысловое содержание каждого из указанных компонентов.

Финансовые знания – это  знания в сфере поступления, расходования, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовые навыки – умение человека принимать взвешенные повседневные финансовые решения (планировать и вести семейный бюджет, решать финансовые проблемы и пр.).

Под финансовыми установками можно понимать предрасположенность человека определенным образом реагировать на те или иные явления в финансовой сфере;  ориентацию человека на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдения разумного баланса расходов и сбережений.

Совокупность элементов финансовой грамотности можно определить как векторы образовательного процесса, связанные с изучением финансовых институтов.

Содержание финансовой грамотности

В Единой рамке выделено четыре предметных области в содержании финансовой грамотности:

  1. Деньги и операции с ними.
  2. Планирование и управление личными финансами.
  3. Риск и доходность.
  4. Финансовая среда.

Несомненное достоинство Единой рамки состоит в том, что она четко выделяет в содержании финансовой грамотности 20 тематических разделов, из которых 12 разделов – самостоятельные темы, распределенные по 4 предметным областям.

Разделы «Финансовая безопасность» и «Цифровая среда» имеют так называемый сквозной характер, то есть эти разделы включены во все предметные области, но их наполнение различается и обусловлено спецификой содержания каждой предметной области.

Такое описание содержания финансовой грамотности позволяет обеспечить единый подход к финансовому образованию на всех его уровнях и в то же время гибко варьировать степень сложности и глубину изучения каждой темы, а также набор компетенций, предметных учебно-познавательных и учебно-практических действий в зависимости от психолого-возрастных особенностей и образовательных потребностей учащихся.

Пользователям Единой рамки следует учитывать, что существует ряд важных компетенций и возможностей, которые поддерживают уровень финансовой грамотности. К ним относятся читательская, математическая и цифровая грамотность, а также определенный уровень развития финансовой инфраструктуры, позволяющий получить потенциальным пользователям доступ к соответствующим финансовым продуктам.

Теоретическим основанием для проектирования содержания рабочих программ, тематического планирования, уроков и внеурочных занятий по финансовой грамотности в основной школе являются выделенные в Единой рамке тематические разделы, распределенные по предметным областям. Учитель самостоятельно выполняет детализацию предметной тематики в зависимости от:

    • года обучения (в диапазоне с 5-го по 9-й классы);
    • формата обучения (уроки или внеурочные занятия);
    • объема обучения (количество учебных часов);
    • образовательных потребностей и особенностей учащихся.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 6. Подходы к описанию образовательных результатов в области финансовой грамотности

Образовательные результаты в области финансовой грамотности

Кроме описания содержания финансовой грамотности в Единой рамке компетенций по финансовой грамотности сформулированы три группы образовательных результатов, которые соответствуют описанной выше структуре финансовой грамотности.

  1. Осведомленность, знания и понимание

Эта группа результатов относится к информации, которая получена лицом и которую он может воспроизвести самостоятельно или актуализировать путем несложного для себя поиска. Образовательные результаты этой категории формулируются с помощью глаголов «Знать», «Понимать» и словосочетания «Иметь представление».

  1. Умения, навыки и поведение

Эта группа результатов описывает образовательные результаты, имеющие отношение как к привычным действиям, необходимым для достижения положительных результатов, так и к моделям поведения, которые, скорее всего, приведут к финансовому благополучию. Они формулируются с помощью общего глагола «Уметь» или глаголов и словосочетаний, характеризующих конкретные действия («Обращаться за советом», «Проверять», «Использовать», «Оценивать» и др.).

  1. Личностные характеристики и установки (включая уверенность и мотивацию)

Группа результатов «Личные характеристики и установки (включая уверенность и мотивацию)» содержит сложившиеся, устойчивые для конкретного индивида внутренние психологические механизмы и убеждения, которые могут способствовать принятию правильных решений и достижению благополучия. Образовательные результаты этой категории формулируются с помощью слов и словосочетаний «Признавать», «Уважать», «Стремиться», «Быть убежденным», «Быть нацеленным», «Быть мотивированным», «Быть готовым» и др.

Несмотря на отсутствие прямого соответствия между группами образовательных результатов, которые указаны в Единой рамке, и группами образовательных результатов (личностными, метапредметными и предметными), требования к которым устанавливает обновленный ФГОС ООО, они, безусловно, «отвечают духу» методологии системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных требований к образовательному процессу в основной школе.

Уровневый подход в определении образовательных результатов

Огромную практическую ценность для учителя имеет такой значимый ориентир в Единой рамке, как описание образовательных результатов в области финансовой грамотности на двух уровнях – базовом и продвинутом.

Рассмотрим на примере тематического раздела «Цены на товары и услуги» (Таблица 6.1).

 Таблица 6.1

Группа результатовБазовый уровеньПродвинутый уровень
Осведомленность, знание и пониманиеЗнать, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у разных продавцов.Понимать, что цены отражают целый ряд факторов, включающих конкуренцию между различными поставщиками, а также наличие альтернативных товаров.
Умения, навыки и поведениеУметь сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой.Уметь делать выбор товаров и услуг с учетом их цен, качества товара и конкурентных предложений.
Личные характеристики и установки (включая уверенность и мотивацию)Быть мотивированным на сравнение цен при покупке повседневных товаров и их покупку по приемлемой для себя цене.Быть мотивированным на приобретение товаров и услуг на основе оптимального сочетания их цены и важных для себя качеств.

Рассмотрим, чем отличаются представленные пары результатов по каждой группе тематического раздела «Цены на товары и услуги». Сравнение образовательных результатов показывает, что в основе их различения лежит способность учащихся переносить финансовые термины и понятия в контексты, имеющие отношение к реальной жизни, в том числе использовать финансовые знания для принятия личных финансовых решений в конкретных жизненных ситуациях. Уровни достижения учащимися образовательных результатов в области финансовой грамотности различаются не по сложности финансовых знаний и умений как таковых, а по способности учащихся применять их для решения жизненных задач, переносить в жизненные ситуации.

В целом, Единая рамка представляет собой, на наш взгляд, новый и гибкий инструмент проектирования не только содержания, но и результатов в области финансовой грамотности применительно к широкому кругу учебных предметов и внеурочных курсов.

Конкретизация образовательных результатов в области финансовой грамотности  для основной школы

Использование Единой рамки в работе учителей основной школы затрудняется тем, что в ней указаны образовательные результаты для учащихся 15-18 лет, в то время как средний возраст учащихся основной школы составляет от 10-11 лет (5 класс) до 14-15 лет (9 класс).

Как показывают исследования, значительные трудности у учителей основной школы вызывает конкретизация образовательных результатов.

АНО «Научно-образовательный центр “Открытые инновации”» (г. Барнаул) конкретизировала и дополнила содержание Единой рамки в части описания целей и состава компетенций, личностных, метапредметных и предметных учебно-познавательных и учебно-практических результатов, которые осваиваются учащимися на уровне основного общего образования. Была разработана система образовательных результатов в области финансовой грамотности для основной школы, построенная на основе интеграции подходов к описанию образовательных результатов, представленных в Единой рамке и в обновленном ФГОС ООО. Описание образовательных результатов дано с использованием терминологии обновленных ФГОС ООО. Ознакомиться с предлагаемой системой образовательных результатов можно, изучив статью  Е. М. Белоруковой «Проблемы структуры и содержания финансовой грамотности в основной школе».

Занятие 7. Основные подходы к оценке финансовой грамотности

Показатели и критерии сформированности функциональной финансовой грамотности

В основе оценки уровня сформированности функциональной финансовой грамотности обучающихся лежит Система (рамка) финансовой компетентности для обучающихся школьного возраста.

Для определения показателей и критериев оценивания функциональной финансовой грамотности (далее – ФГ) обучающихся следует учитывать четыре выделенные  сферы (предметных области) финансовой грамотности:

    • деньги и операции с ними;
    • планирование и управление финансами;
    • риски и вознаграждения;
    • финансовая среда.

Образовательные результаты для каждой темы/раздела сгруппированы в соответствии с тремя следующими категориями:

    • осведомленность, знания и понимание;
    • умения, навыки и поведение;
    • личностные характеристики и установки (включая уверенность и мотивацию).

Выделенные Рамкой предметные области, а также составляющие областей финансовой грамотности (знание и понимание, умения и поведение, личные установки) лежат в основе измерительных материалов и выделения показателей и критериев оценивания сформированности ФГ.

Следует отметить, что в определении показателей оценивания учитываются уровни компетенций (базовый и продвинутый), выделенные в Рамке.

При отнесении компетенций к базовому уровню в рамке для учащихся школьного возраста применялся принцип «everyday knowledge» (повседневное знание), который представляет собой основу, обеспечивающую базовую систему представлений человека об окружающей его реальности. Такое знание применительно к финансовой грамотности служит для человека ориентиром при принятии решений в сфере личных финансов. При этом особое место в повседневном знании отводится практическим знаниям.

Таким образом, компетенции, которые необходимы учащимся школьного возраста в повседневной жизни, отнесены к базовому уровню финансовой грамотности, а компетенции, которые не входят в область «everyday knowledge», но при этом являются важными с точки зрения социального взросления, изменения социальных ролей, сфер взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами,  отнесены к продвинутому уровню.

Также в основе определения критериев для оценки функциональной финансовой грамотности лежат уровни сформированности компетенций по финансовой грамотности. В Таблице 7.1 указаны уровни сформированности финансовой грамотности, которые применяются в исследованиях PISA.

Таблица 7.1

Уровни сформированности компетенций по финансовой грамотности

УровеньЧто обычно делают учащиеся
1 (базовый уровень)Учащиеся могут выявить общеэкономические термины и основные финансовые продукты, анализировать информацию, связанную с основными финансовыми понятиями. Они могут распознать разницу между потребностями и желаниями, могут принимать простые решения о повседневных расходах. Они понимают назначение распространенных финансовых документов, таких как счет на оплату, и выполняют базовые математические операции (сложение, вычитание или умножение) в финансовых контекстах, с которыми они могли столкнуться в повседневной жизни.
2Учащиеся начинают применять свои знания об основных финансовых продуктах и общеэкономических терминах и понятиях. Они могут использовать эту информацию для принятия финансовых решений в жизненных ситуациях. Также они понимают назначение простого бюджета и могут анализировать основные черты распространенных финансовых документов. Учащиеся выполняют базовые математические операции, включая деление, для решения финансовых вопросов. Они понимают взаимосвязь между различными финансовыми элементами, такими как объем потребления и расходы, полезность и стоимость.
3Учащиеся могут применить свое понимание основных финансовых понятий, терминов и продуктов к повседневным ситуациям. Они начинают понимать последствия финансовых решений и могут составлять простые финансовые планы в привычных ситуациях. Учащиеся могут выполнять простые интерпретации ряда финансовых документов и производить ряд основных математических операций, включая расчет процентов, могут выбирать математические операции, необходимые для решения повседневных финансовых проблем, таких как расчет бюджета.
4Учащиеся могут применять свое понимание менее распространенных финансовых понятий и терминов к повседневным ситуациям, с которыми они встретятся в старшем возрасте, таким как управление банковскими счетами, сложный процент и сберегательные счета. Они могут анализировать и оценивать ряд сложных финансовых документов, таких как банковские выписки, и объяснять функции менее распространенных финансовых продуктов. Также учащиеся могут принимать финансовые решения с учетом более долгосрочных последствий, таких как понимание общих затрат, связанных с погашением кредита в течение более длительного периода; могут решать финансовые проблемы в менее распространенных повседневных ситуациях.
5Учащиеся могут использовать свое знание большого количества финансовых терминов и понятий к контекстам, с которыми они столкнутся в долгосрочной перспективе. Они могут анализировать сложные финансовые продукты и учитывать значительные, но не очевидные особенности финансовых документов, например, транзакционные издержки. Помимо этого, учащиеся могут успешно выполнять трудные задания и решать нестандартные финансовые задачи. Также они могут описывать потенциальные результаты финансовых решений, демонстрируя понимание более сложной финансовой среды. Например, учащиеся понимают, что существует подоходный налог.

Подразумевается, что решению рядовых финансовых задач в повседневной жизни соответствует третий уровень финансовой грамотности.

Для исследования финансовой грамотности были установлены четыре компетентностные области (виды познавательной деятельности/умения):

    • выявление финансовой информации;
    • анализ информации в финансовом контексте;
    • оценка финансовых проблем;
    • применение финансовых знаний и понимание.

Третье измерение оценки финансовой грамотности включает контексты (ситуации), в которых применяются знания, навыки и понимание – от личностных до глобальных.

Ситуации, которые используются в исследовании финансовой грамотности 15-летних, включают следующие:

    • образование и работа (образовательный и профессиональный контекст);
    • дом и семья (домашний и семейный контекст);
    • личные траты, досуг и отдых (личностный контекст);
    • общество и гражданин (общественный контекст).

Трехмерная модель оценки финансовой грамотности, применяемая в исследованиях PISA

Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки финансовой грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.

При разработке заданий, ориентированных на развитие и оценку финансовой грамотности, применяется трехмерная модель, используемая в исследовании PISA:

Пример диагностического задания для 5 класса

Рассмотрим пример комплексного задания по финансовой грамотности по модели PISA: СМАРТ-ЧАСЫ. Семья Феди задумалась о покупке детских смарт-часов для сына, которые позволяют всегда быть на связи с ребенком и знать, где именно он находится в любой момент дня.

Комплексное задание включает четыре отдельных задания, каждое из которых направлено на оценку определенной компетенции. План задания представлен в Таблице 7.2.

Таблица 7.2

№ заданияСодержательная областьКомпетентностная областьОбъект оценки
1

Доходы и расходы, семейный бюджет.

Выявление финансовой информации.

Определить, с какой финансовой проблемой столкнулась семья, решив купить смарт-часы для Феди.

2

Доходы и расходы, семейный бюджет.

Оценка финансовой проблемы.

Определить, какие полезные функции необходимы для детских смарт-часов.

3

Доходы и расходы, семейный бюджет.

Анализ информации в финансовом контексте.Определить модель смарт-часов для покупки с наличием всех необходимых функций.
4

Доходы и расходы, семейный бюджет.

Применение финансовых знаний и понимания.

Определить, через сколько месяцев семья накопит 4 800 рублей на смарт-часы, если будет откладывать по 600 рублей каждую неделю.

По заказу Минфина России в 2018 году Институтом стратегии развития образования Российской академии образования был разработан Инструментарий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы на основе компетентностного подхода. При его создании учитывался международный опыт создания диагностических материалов PISA, Рамка финансовой компетентности, созданные в рамках Проекта Минфина России учебно-методические комплекты. Главный продукт этого Инструментария – измерительные материалы, которые существуют в форме ЦОР (цифрового образовательного ресурса).

Измерительные материалы «Дружи с финансами» размещены на сайте Института стратегии развития образования РАО по адресу. На сайте организовано тестирование учащихся на основе составленных измерительных материалов.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 8. Системно-деятельностный подход как методологическая база обучения финансовой грамотности

Системно-деятельностный подход к обучению финансовой грамотности

Изучение основ финансовой грамотности предполагает использование практико-ориентированных образовательных технологий. В этом заключается следование требованиям ФГОС, в которых ведущим назван деятельностный подход.

Использование деятельностного подхода предполагает частичный отказ от традиционных форм работы на уроке (рассказ учителя, чтение учебника, пересказ текста) и активное вовлечение ребят в осмысленную работу с учебным материалом. Таким образом, текст учебника из цели образования превращается в средство достижения. Учителю необходимо продумать виды деятельности ученика на каждом этапе урока, максимально избегая пассивных видов (слушание, запоминание, воспроизведение).

Проектная деятельность как пример деятельностного подхода в обучении

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся основной школы наиболее эффективным способом формирования финансовой грамотности представляется вовлечение подростков в работу с проектными задачами, построенными на понятных и близких им жизненных ситуациях. Примером может служить выполнение «живых» учебных и социальных проектов, в которых подростки учатся инициативно и ответственно решать финансовые проблемы, учитывая широкий контекст ситуации и выстраивая отношения сотрудничества с другими.

Проектная деятельность предполагает наличие значимой для учащегося проблемы, самостоятельные действия для её решения и получение продукта в конце. Во время изучения модуля по финансовой грамотности учащимся предлагаются актуальные и интересные темы проектов. При этом наряду с общими темами даются конкретизирующие вопросы. В этом подробном перечне каждый школьник найдет для себя то, что его заинтересует. Выполнение проекта приведет как к лучшему усвоению теоретического материала по рассматриваемому вопросу, так и к формированию конкретных практических навыков.

По финансовой грамотности могут быть предложены следующие проекты для 5-6 классов:

    • «Зачем нужны деньги?»;
    • «Откуда берется цена?»;
    • «Национальные валюты»;
    • «Процентные расчеты»;
    • «Распределение семейного бюджета».

Темы проектов для 7-10 классов:

    • «Способы зарабатывания денег»;
    • «Роль функций в решении финансовых задач»;
    • «Азартные игры и вероятность выигрыша»;
    • «Карманные деньги»;
    • «Смс-мошенничество».

Темы творческого характера:

    • «История звонкой монеты»;
    • «Жизнь в кредит: за и против»;
    • «Необычные виды страхования».

Формы организации учебных занятий

Реализация педагогических технологий системно-деятельностного подхода возможна через следующие формы организации учебных занятий (Таблица 8.1).

Таблица 8.1

Формы организации учебных занятий на основе системно-деятельностного подхода

1. Учебная дискуссия

●     Обмен взглядами по конкретной проблеме;

●     упорядочение и закрепление материала;

●     определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента.

2. Деловые и ролевые игры

 

●     Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
3. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый  метод

●     Развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

●     активация познавательной активности.

4. Экскурсионная деятельность (музеи)

●     Экспозиции предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;

●     предприятия и объекты инфраструктуры города;

●     учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.

5. Формы текущего контроля

●     Эссе;

●     тестирование;

●     деловая игра;

●     ролевая игра;

●     устное собеседование.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 9. Интерактивные форматы преподавания финансовой грамотности

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения  интерактивных технологий в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения

Интерактивным называют обучение, которое подразумевает постоянное взаимодействие педагога с учащимися, учащихся друг с другом или учащихся с образовательной средой. В интерактивном обучении происходит взаимный обмен информацией, а действия разных участников образовательного процесса влияют друг на друга.

Интерактивные технологии обучения – это организация учебного процесса, в котором участники обязательно взаимодействуют друг с другом в коллективном, взаимодополняемом процессе познания.

Именно вклад других участников и отличает интерактивное обучение от прочих видов. Например, во время дискуссии такой взаимный обмен дает важные преимущества:

    • собеседник может дать учащемуся новые фрагменты информации, помочь ему взглянуть на проблему под другим углом, побудить к размышлению над сложным вопросом, дать конструктивную обратную связь. Все это обогащает опыт школьника;
    • общее понимание, достигнутое в процессе диалога, может быть более глубоким и уникальным для всех участников. То есть, обмениваясь мыслями и идеями, они могут прийти к результату, которого не достигли бы по отдельности.

Дидактические принципы интерактивного обучения

Основные дидактические принципы интерактивного обучения – это:

    • принцип проблемности – представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение обучающихся в совместный анализ и поиск их решений;
    • принцип игровой деятельности;
    • принцип диалогового общения;
    • принцип совместной коллективной деятельности.

Интерактивные технологии позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Задачей учителя при использовании интерактивных технологий является фасилитация (поддержка) – направление и помощь в процессе обмена информацией.

Использование ИКТ в организации интерактивного обучения

Поскольку интерактивные технологии являются дидактической основой работы в цифровой образовательной среде, проектирование цифровых образовательных ресурсов с использованием интерактивной обратной связи повышает качество образования.

Пример деловой игры «Приключения Робинзона» (Образовательные проекты ПАКК) демонстрирует возможности применения цифровых ресурсов в реализации интерактивного обучения.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, проектор, ноутбук, планшет, стали неотъемлемой частью современного учебного процесса (рис. 1.).

Примеры форм и методов интерактивного обучения

Практика преподавания экономических и финансовых дисциплин доказывает высокую эффективность применения интерактивных форматов при преподавании этих предметов школьникам на разных ступенях обучения. Учащиеся активно включаются в работу при использовании таких форм и методов интерактивного обучения, как решение кейсов, мозговой штурм, деловая игра и др. (Таблица 9.1).

Таблица 9.1

Примеры форм и методов интерактивного обучения

НаименованиеХарактеристика
Мастер-классИнтерактивное занятие, на котором ученик получает знания и навыки в формате практической работы.
Мозговой штурмМетод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений.
Деловая или ролевая играИмитация конкретной ситуации (в случае деловой игры – из профессионального контекста), в которой учащиеся занимают определенные роли с разными целями, полномочиями, интересами и решают задачи, приближенные к реальной жизни.
Решение кейсовВ этом методе интерактивного обучения берется конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения.
ДискуссияОбсуждая какой-либо открытый вопрос или проблему, участники приводят аргументы в защиту своей позиции и ищут ошибки в рассуждениях друг друга, учатся конструктивно критиковать и воспринимать критику, находить компромисс.

Игра-квест (от английского слова quest – «поиск»)

Интерактивная сюжетная игра, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий.

Форматы различаются:

    • образовательными задачами;
    • механикой;
    • особенностями организации и проведения.

Анализ и решение задач с помощью «дерева решений»

Приведем пример внедрения интерактивных методов обучения финансовой грамотности на основе метода построения «дерева решений».

Метод построения «дерева решений» используется при обучении выбору наилучшего решения из всех возможных, например, при выборе варианта семейного отдыха. Цель применения метода заключается в формировании умений вырабатывать разные способы решения финансовых задач и выбирать лучший из них по заранее определенным критериям. Метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. «Дерево решений» обычно строится вершиной вниз.

Пример приведен на рисунке ниже:

При реализации метода выполняют следующие действия:

  1. Постановка цели (например, найти способ наиболее интересного отдыха в каникулы, выходные или праздничные дни в имеющейся финансовой ситуации).
  2. Сбор информации (поиск возможных вариантов: дача, поход, поездка с семьей на море, заграничный тур; выяснение стоимости каждого из вариантов и т. п.).
  3. Совместный поиск критериев оценки выбора решения (экономичность, интерес и удовлетворенность каждого члена семьи, финансовая обеспеченность).
  4. Оценка каждого варианта решения согласно выработанным критериям.
  5. Выбор оптимального решения.
  6. Анализ процесса и результатов своей работы.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 10. Применение цифровых образовательных продуктов и ресурсов в обучении школьников финансовой грамотности

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы – это внедрение в практику новых методов и форм финансового образования на основе передовых информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии дают педагогу «пять новых педагогических инструментов»:

    • интерактив;
    • мультимедиа;
    • моделинг;
    • коммуникативность;
    • производительность.

Использование ЦОР на занятиях по финансовой грамотности

Использование ЦОР на занятиях по финансовой грамотности направлено на:

    • визуализацию основного содержания учебных пособий, входящих в УМК, разработанных в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения»;
    • организацию разных форм групповой/парной работы на занятиях;
    • демонстрацию проблемных ситуаций, которые требуют принятия грамотных финансовых решений, и моделей этих решений;
    • рассмотрение типичных ошибок потребителей финансовых услуг;
    • формирование у школьников универсальных учебных действий;
    • повышение мотивации учащихся за счет разнообразия форм работы, интерактивности и необычного формата ЦОР.

Основные методы применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности

В Таблице 10.1 представлены основные методы применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности.

Таблица 10.1

Основные методы применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности

Метод/приемОписаниеПримерПреимущества
Использование собственного гаджетаУченик должен принести свои собственные гаджеты в класс для использования в рамках учебной деятельности.Мобильный телефон используется для просмотра видео в интернете как часть исследовательской деятельности.Диапазон наиболее доступных технологий и снижение затрат для учреждения.
Перевернутый классУчащиеся знакомятся с новым материалом еще до урока из онлайн-видео или других онлайн-ресурсов, а затем применяют эти знания в практической работе в классе.Учащиеся смотрят дома видео о том, как осадочные породы трансформируются в метаморфические. В классе они работают в группах, чтобы совместно создать схему, объясняющую этот процесс.Больше времени для деятельности, которая способствует более глубокому пониманию учебного материала.
E-портфельУчащиеся и учителя создают электронный каталог работ, в котором отслеживается динамика обучения. Обычно это делают онлайн, и часто используют мультимедийные файлы.Портфолио с работами представлено онлайн. Сюда входят отсканированные рисунки, фотографии посещенных выставок и галерей, письменные размышления, проектные работы и др.Позволяет быстро и беспрепятственно представить широкий спектр материалов в различных форматах, включая детали процесса.
Интерактивные цифровые ресурсы (игры, тренажеры, тесты, аудио- и видеоресурсы)Учитель организует индивидуальную/групповую работу с интерактивными ресурсами (игра, тренажер). Дети в процессе  прохождения игры знакомятся с учебными понятиями или выполняют задания на тренажере. Выполнение индивидуальных заданий с автоматической проверкой.

При просмотре сериала «Сказка о деньгах» дети на примере поведения героев видят, что, если не планировать расходы, деньги разойдутся по мелочам, и на необходимые покупки средств уже не будет.

Сюжет фильма иллюстрирует типичную финансовую ситуацию.

Дети видят и возможные модели поведения, в том числе ошибочные, переносят их на себя, делают выводы. Интерактивные задания требуют осмысленного знакомства с тематикой. Индивидуальные траектории обучения,  повышение мотивации.
Виртуальная среда обучения (ВСО)ВСО – электронное обучение в системе образования, которая подобна обычным очным занятиям. ВСО обеспечивает доступ к курсам, их содержанию, оценкам, домашним заданиям, ссылкам на внешние ресурсы.Виртуальная платформа, например, ЯКласс, Дневник.ру.Простой способ сопоставления и организации курсов, а также гибкость доступа к информации. Осуществление удаленного общения, обмен данными между учителями и/или учащимися.

Занятие 11. Проектирование занятия по формированию финансовой грамотности с использованием ЦОР

Цель проектирования занятия по финансовой грамотности заключается в том, чтобы после педагогического воздействия на обучающегося у него были сформированы знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений. Такая деятельность направлена на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечение участие в экономической жизни в пределах его возрастных возможностей и потребностей в финансовом просвещении.

Этапы проектирования:

  1. Постановка целей и планируемых результатов в контексте программы обучения (в рамках отдельного курса финансовой грамотности или обязательного предмета, программы воспитания и др.) и возраста обучающихся.
  2. Отбор содержания образования по финансовой грамотности.
  3. Анализ имеющихся психолого-педагогических, организационно-технических условий проведения занятия.
  4. Подбор образовательной технологии, методов обучения, педагогических приемов и образовательных ресурсов по финансовой грамотности, методов контроля и оценки образовательных результатов.
  5. Проработка структуры и наполнение планируемого занятия описанием деятельности педагога и обучающихся в заданных методическим инструментарием рамках.
  6. Подготовка презентации, дидактических материалов и технических средств.

Цель – это модель конечного результата.

Относительно занятий по финансовой грамотности – это формирование:

а) ценностей финансовой грамотности, установки на грамотное финансовое поведение (личностные характеристики и установки);

б) базовые умения, связанные с расчетами и поиском, обработкой финансовой информации, в том числе на сайтах финансовых и государственных организаций (умения и навыки);

в) финансовых понятий и знаний об этой сфере в пределах взаимодействия потребителя с миром финансов (осведомленность, знания и понимание);

г) компетенций финансовой грамотности, базовая из которых – умение решать практические жизненные задачи на управление личными финансами (познавательные действия).

Результаты проектирования должны отражаться в технологической карте занятия и его  сценарии (плане).

При разработке технологической карты используется педагогическая система:

«Цели – Содержание – Образовательная деятельность – Система оценки»

Технологическая карта занятия – это содержательно-методическая рамка, которая определяет цели, содержание и форму образовательной деятельности педагога, задает основу, конструкцию занятия.

Сегодня существует большое количество различных видов технологических карт, разработанных разными авторами и по различным методологическим и предметно-содержательным основаниям. В рамках реализации программ по финансовой грамотности используется один из видов технологической карты, отражающей все описанные выше компоненты проектирования (Таблица 11.1).

Таблица 11.1

Форма для подготовки Технологической карты занятия

Сценарий занятия – это подробное описание деятельности педагога по проведению занятия во времени с характеристикой используемых средств обучения, включая цифровые образовательные ресурсы.

Как разработать сценарий занятия по финансовой грамотности:

  1. Определить основные этапы занятия.
  2. Определить базовую технологию.
  3. Описать каждый этап, где необходимо:

а) подобрать методы и приемы, оборудование и дидактический материал;

б) описать деятельность учителя и учеников.

Таблица 11.2

Форма для разработки сценария

№ слайда, презентации, используемые СОДеятельность учителяДеятельность обучающихсяОбразовательный эффект
ШАГ 1. …
     
     
ШАГ 2. …
     
     

Базовая схема занятий по финансовой грамотности:

  1. Предъявление практической финансовой задачи.
  2. Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в задаче.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Освоение учебного материала по финансовой грамотности (решение учебной задачи).
  5. Решение практической финансовой задачи.
  6. Рефлексия, перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи и по возможности другой класс задач.

Подбор дидактического материала к занятию

Важнейший элемент проектирования занятия – подбор дидактического материала. Для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал, в том числе и цифровые образовательные ресурсы. Это дает педагогу возможность включать в занятия игры, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации и др., делая эти занятия интересными, разнообразными и эффективными.

Дидактический материал – это все дополнительные образовательные инструменты, которые могут быть использованы в ходе обучения.

Принципы использования дидактических материалов:

    • целесообразность;
    • уместность;
    • дозированность.

По качеству дидактические материалы должны:

    • соответствовать возрасту обучающихся;
    • быть безопасными в психологическом и физическом плане;
    • отражать логику занятия и выступать в качестве помощника для педагога.

Виды дидактических материалов:

а) учебные пособия, таблицы, схемы, графики;

б) учебные фильмы, мультфильмы, видеоролики;

в) сайты, образовательные порталы;

г) мобильные приложения, приложения для ПК.

Базовым ресурсом для обучения финансовой грамотности учащихся 2-11 классов является линейка учебно-методических комплектов (УМК) по финансовой грамотности, созданных в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Они размещенных на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций.

Также на этом сайте размещены видеоматериалы для обучения школьников финансовой грамотности (анимированные презентации, короткометражные художественные и мультипликационные фильмы).

Здесь же размещены Сборники специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике, общественно-научным дисциплинам, географии, английскому языку, ОБЖ.

В рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» разработаны комплексы заданий по финансовой грамотности для обучающихся 5-9 классов.

В банке заданий представлены пять компетентностных областей:

    • выявление финансовой информации;
    • анализ информации в финансовом контексте;
    • оценка финансовой проблемы;
    • применение финансовых знаний и понимания;
    • обоснование выбора (решения).

Задания внутри одного и того же комплекса отличаются уровнем сложности (низкий, средний и высокий), что дает возможность использовать их с учетом уровня финансовой грамотности обучающихся.

Формат заданий носит классический характер (задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания с выпадающим меню, со свободным ответом и др.).

В 2022 году банк заданий пополнился заданиями с интерактивными элементами (внешние калькуляторы, аудиофайлы и др.). Разноуровневый состав комплексных заданий в сочетании с большим количеством заданий внутри комплекса позволяет использовать их как «задания-трансформеры», меняющие свой состав на основе выбора, осуществляемого педагогом, в зависимости от уровня финансовой грамотности обучающегося, которому тот или иной подбор заданий предназначается.

Материалы размещены на сайте Института стратегии развития образования Финансовая грамотность.

Дополнительные материалы к занятию

Занятие 12. Рекомендации по отбору образовательных ресурсов по финансовой грамотности, разработанных в рамках Проекта Минфина России

Существует очень большое количество просветительских и образовательных ресурсов по финансовой грамотности. Значительная часть из них создана Минфином России в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее – Проект Минфина России).

Выделим несколько типов ресурсов по характеру и форме представления информации (Таблица 12.1).

Таблица 12.1

Виды образовательных ресурсов по финансовой грамотности

Вид образовательного ресурсаПример
Учебное пособие, брошюры, плакаты УМК по финансовой грамотности; плакаты сайта УМК (печать типографии); брошюры, плакаты (бумажный вариант).

УМК по финансовой грамотности; плакаты сайта «Мои финансы».

Учебное пособие, брошюры, плакаты, (электронный вариант); презентации, слайд-конспект.

УМК по финансовой грамотности; плакаты сайта «Мои финансы».

Аудиовизуальные продукты (фильмы, мультфильмы, анимированные презентации).Анимированная презентация для 2-4 классов «История денег: от куниц до бумажных».
Цифровые образовательные ресурсы (электронный учебник, мобильные и компьютерные приложения, образовательные сайты, браузерные учебные игры, учебные онлайн-игры).Мобильное приложение «Монеткины», ЭУММ для истории, браузерная игра «Первые шаги в мире финансов».
Электронные тренажеры и инструменты мониторинга и оценки учебных достижений.Инструментарий для мониторинга учебных достижений учащихся 4-ого и 9-го классов.

Использование образовательных ресурсов всегда имеет определенные преимущества и ограничения. Для некоторых из них нужно создание специальных технических условий. Поэтому каждый педагог должен знать технические возможности своей образовательной организации и, исходя из этого, подбирать ресурсы. Также важно понимать, что современным детям не очень интересно читать только бумажный вариант учебного пособия, и по возможности нужно стараться включать все современные образовательные ресурсы, особенно мобильные приложения, онлайн-игры и анимированные презентации.

Кроме того, педагог должен уделять большое внимание качеству используемых основных и вспомогательных образовательных ресурсов. Образовательные ресурсы, созданные в рамках Проекта Минфина России, прошли экспертизу, не содержат прямой или скрытой рекламы, отражают основные содержательные линии обучения финансовой грамотности, принятые на международном уровне, а также в Российской Федерации (см. Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.).

Кроме того, значительная часть качественных образовательных ресурсов создана в рамках региональных программ повышения финансовой грамотности регионов-участников Проекта Минфина России, а также регионов-партнеров. Банк России уделяет большое внимание созданию различных просветительских материалов.

Как понять, можно ли доверять тому или иному просветительскому/образовательному ресурсу? В Таблице 12.2 определены некоторые критерии отбора ресурсов по финансовой грамотности.

Кроме того, лучше воспользоваться просветительскими и образовательными ресурсами, которые прошли апробацию и экспертизу Минфина России.

Выделим ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России:

  1. Банк заданий по финансовой грамотности для учащихся 5-9 классов на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования Финансовая грамотность.
  2. Материалы, представленные на портале центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», можно использовать в качестве учебно-методического обеспечения обучения финансовой грамотности школьников разных возрастных групп.
    • Сборники специальных учебных модулей по финансовой грамотности к УМК разных общеобразовательных предметов:

а) специальные модули по математике, общественно-научным дисциплинам (обществознанию, экономике и праву), английскому языку, географии, ОБЖ – Сборники специальных модулей по математике;

б) всеобщей истории и истории России – Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 5-11 классов на уроках всеобщей истории и истории России.

  1. Информационно-просветительский проект «Мои финансы»

Учебные пособия, методички, онлайн-курсы, брошюры, буклеты, памятки, плакаты, игры и квесты, мультфильмы, видеоролики и многое другое, что поможет учителю лучше подготовиться к уроку, расположены на сайте «Моифинансы.рф» в разделе «Библиотека»: Библиотека по финансовой грамотности.

  1. Образовательные проекты ПАКК

На сайте «Образовательные проекты ПАКК» представлены материалы для самообучения педагогов, библиотека материалов по финансовой грамотности, а также материалы для повышения финансовой грамотности школьников в рамках изучения отдельных предметов: математики, информатики, литературы.

В рамках Проекта Минфина России было создано три типа видеоматериалов: анимированные презентации, короткометражные, художественные и мультипликационные фильмы.

  1. Проекты Банка России
  1. Онлайн-уроки финансовой грамотности Банка России.
  2. Онлайн-проект «Игры по финансовой грамотности»: ДОЛ-игра.

Кроме всех указанных ресурсов, если педагогу необходимо подобрать ресурсы, программы обучения, познакомиться с результатами Проекта, можно воспользоваться интерактивным Каталогом основных результатов Проекта.

В Каталоге можно найти максимально полную информацию о том, что сделано за время реализации Проекта. Для педагога наиболее интересными будут две рубрики – «Учим» и «Просвещаем». Кроме того, интерес может вызвать и рубрика «Информируем», в которой представлено описание различных информационных просветительских источников.

Очень полезно для педагога, что описание созданных программ, просветительских и образовательных ресурсов сопровождается активными ссылками. Это позволяет педагогу прочитать описание в самом Каталоге, а также, при наличии доступа в интернет, сразу же перейти на описываемый ресурс и познакомиться с ним, при необходимости скачать, например, УМК, приложения или плакаты. Все созданные в рамках Проекта продукты предоставляются бесплатно, являются общественным благом и могут использоваться в просветительских и образовательных целях.

Дополнительный материал к занятию

Занятие 13. Включение в занятия по финансовой грамотности учебных фильмов, мультфильмов и анимированных презентаций

Один из факторов повышения эффективности формирования финансовой грамотности обучающихся – использование учебных видеоматериалов.

В рамках Проекта Минфина России создали три типа видеоматериалов: анимированные презентации, короткометражные художественные и мультипликационные фильмы. Организатором и модератором этой работы выступила консультационная компания «ПАКК». Познакомиться с видеоматериалами можно на сайте «Образовательные проекты ПАКК».

Потенциал использования видеоматериалов в образовательной деятельности – актуальное и перспективное направление в педагогической практике. В специальной педагогической литературе можно встретить понятие «CINEMA-технология». Этим термином обозначается образовательная технология, включающая методы, помогающие воспринимать обучающимся реальное представление о сложном мире с помощью кинематографических произведений.

Типы видеоматериалов

Мультипликационные фильмы

Мультипликационные фильмы предназначены для учащихся начальной школы. У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они лучше воспринимают и усваивают учебный материал через визуальные образы. С их помощью они составляют представление о возникающих финансовых ситуациях, о разных моделях поведения, формируют свое отношение к происходящему. Методически грамотное использование мультипликационных фильмов на занятиях по финансовой грамотности может стать действенным педагогическим инструментом для достижения планируемых результатов обучения.

Короткометражные художественные фильмы

Для обучающихся основной и старшей школы созданы три учебных сериала:

    • «Сказка о деньгах» для 5-7 классов;
    • «Моя семья и другие проблемы» для 8-9 классов;
    • «Любовь. Дружба. Экономика» для 10-11 классов.

Герои каждого сериала – ровесники школьников, которые, попадая в различные непростые ситуации, демонстрируют примеры правильного и неправильного финансового поведения. Каждый сериал состоит из самостоятельных короткометражных художественных фильмов, объединенных конкретной темой по финансовой грамотности.

Анимированные презентации для уроков в 5-7 классах

Каждая презентация кратко объясняет одну из тем по финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Презентации различаются по уровню сложности, поэтому могут успешно использоваться на занятиях в начальной, основной и старшей школе. Анимированные презентации предназначены для оживления восприятия материалов занятий, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования учебной информации. К каждой презентации прилагаются методические рекомендации для учителя.

Методические особенности использования видеоматериалов на занятии

Мультипликационные и короткометражные художественные фильмы предлагаем использовать, в первую очередь делая акцент на выявлении ключевых идей и установок. Сюжеты мультипликационных фильмов иллюстрируют типичные ситуации и возможные модели поведения – как правильные, так и ошибочные.

Педагогам надо понимать, что все видеоматериалы должны использоваться в качестве поддерживающих учебных материалов к учебно-методическим комплектам (УМК).

Использование видеоматериалов на занятиях по финансовой грамотности направлено на:

    • визуализацию основного содержания учебных пособий, входящих в УМК, разработанных в рамках Проекта Минфина России;
    • акцентирование внимания на наиболее важных вопросах содержания тем по финансовой грамотности;
    • создание учебных ситуаций (проблемных), организацию разных форм групповой/парной работы на занятиях;
    • наглядное, интерактивное представление новой информации;
    • демонстрацию проблемных ситуаций, которые требуют принятия грамотных финансовых решений, и моделей этих решений;
    • рассмотрение типичных ошибок потребителей финансовых услуг;
    • формирование у школьников универсальных учебных действий.

Технологическая схема включения видеоматериала в занятие

Технологическая схема включения видеоматериала в занятие состоит из двух этапов: до и после просмотра.

На первом этапе – мотивация, акцентирование внимания учеников на конкретных вопросах, ответы на которые они должны получить в ходе просмотра.

На втором – анализ, рефлексия, оценка финансовых решений и моделей этих решений.

Оба этапа включения видеоматериала в занятие очень важны. Системная работа педагога будет способствовать формированию метапредметных результатов обучения финансовой грамотности, а именно:

    • умений контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (регулятивные УУД);
    • умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы (коммуникативные УУД);
    • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную (познавательные УУД).

Просмотр видеоматериала обязательно должен сопровождаться выполнением учебных заданий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и направленных на достижение планируемых результатов обучения. Задания должны быть разнообразны; их выполнение предполагает включение обучающихся в разные виды деятельности, позволяющие организовать групповую работу и коммуникацию.

Использование видеоматериалов предполагает включение их в занятие на конкретном, заранее запланированном, этапе занятия, которое сопровождается организацией разнообразных видов познавательной деятельности обучающихся.

Общая продолжительность видеоматериалов не превышает 7 минут: мультфильмов – 3-4 минут, короткометражных фильмов и анимированных презентаций – 5-7 минут. Все типы видеоматериалов состоят из определенного количества относительно законченных, целостных фрагментов. В каждой сцене раскрываются базовые понятия по финансовой грамотности и решаются конкретные педагогические задачи.

Короткометражные художественные фильмы и анимированные презентации могут демонстрироваться в разных форматах – по частям и целиком – в зависимости от образовательных целей занятия и планируемых результатов обучения.

Пример анимированной презентации: «Структура расходов семьи» (5-7 класс).

Рекомендации для педагога по применению видеоматериала на занятии

В работе с видеоматериалом рекомендуется использовать следующие виды задач:

  1. Преобразование увиденной информации из одной формы в другую (из визуального образа в схему или рисунок). Например, задание типа «Дострой диаграмму связей».
  2. Применение имеющихся знаний по финансовой грамотности для объяснения практических ситуаций, которые возникают у героев видеоматериала.
  3. Формулирование разных вариантов решения проблем героев видеосюжетов.
  4. Решение коммуникативных задач (например, краткий рассказ одноклассникам или родителям о вопросах по финансовой грамотности, на которые надо обратить внимание в видеофрагменте, которые являются основными и т. д.).
  5. Проведение анализа и оценки своей работы в соответствии с учебной задачей, выявление показателей, которые можно улучшить.
  6. Формулирование собственного мнения, суждения по моделям поведения героев фильма в ситуациях, в которые они попадают.

Педагогически обоснованное и методически грамотное включение видеоматериалов в образовательный процесс способствует повышению эффективности формирования финансовой грамотности обучающихся.

Библиографический список

Электронные ресурсы:

  1. Белорукова Е. М. Проблемы структуры и содержания финансовой грамотности в основной школе. THEORIA: педагогика, экономика, право, 2022. Режим доступа: для авториз. пользователей. – DOI: 10.51635/27129926_2022_1_14. [Текст] : электронный // URL: https://doi.org/10.51635/27129926_2022_1_14
  2. Белорукова Е. М. Современные подходы к повышению квалификации учителей в области формирования и оценки функциональной грамотности школьников. Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы II Международных педагогических чтений. – Минск, 2019. [Текст] : электронный // URL: https://akademy.by/files/documents/Publications/2019_Nepreruvnoe_obrazovanie.pdf
  3. 3. Винникова И. С., Полякова Ю. О., Леонтьева Д. А. Особенности применения цифровых образовательных ресурсов на уроках финансовой грамотности. – Нижний Новгород, 2021. [Текст] : электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-tsifrovyh-tehnologiy-na-urokah-finansovoy-gramotnosti?ysclid=lmnwwmid7k951110655
  4. Ковалева Г. С., Рутковская Е. Л., Колачев Н. И., Баранова В. Ю. Динамика результатов оценки финансовой грамотности российских учащихся в международном исследовании PISA. – Москва, 2021. [Текст] : электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-rezultatov-otsenki-finansovoy-gramotnosti-rossiyskih-uchaschihsya-v-mezhdunarodnom-issledovanii-pisa?ysclid=lmggvjyjp0904498963
  5. Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении финансовой грамотности. – Москва, 2021. [Текст] : электронный // URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/07/15/1597297482/МР%20для%20ПЕДАГОГОВ.pdf?ysclid=lmkfb310uk999186618
  6. 6. Методические рекомендации по реализации требований обновленных ФГОС в части формирования основ финансовой грамотности у обучающихся на уровне начального, основного и среднего общего образования : официальный сайт. – Ставрополь. [Текст] : электронный // URL: https://staviropk.ru/attachments/article/121/Методические%20рекомендации%20по%20ФГ.pdf
  7. Модель формирования финансовой грамотности в школе и комплект методических материалов по её реализации : программный комплекс. – Санкт-Петербург, 2018. [Текст] : электронный // URL:

https://school249.spb.ru/docs/innovac/innovac_produkt.pdf?ysclid=lmgggjn6m7912091606:

  1. Пояснительный комментарий к Единой рамке компетенций по финансовой грамотности в Российской Федерации. – Москва, 2021. [Текст] : электронный // URL: https://app-dev.xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/storage/18932/metodpoyasnenie-k-edinoi-ramke.pdf
  2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р. [Текст]: электронный // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/02/main/25.09.2017_N_2039-r.pdf
  3. Трусова Л. А. Применение интерактивных форматов обучения на уроках финансовой грамотности // Актуальные исследования. – Белгород, 2021. [Текст] : электронный // URL: https://apni.ru/article/2707-primenenie-interaktivnikh-formatov-obucheniya
  4. Финансовая грамотность Россиян : исследование НАФИ. – Москва, 2023. [Текст] : электронный // URL: http://nafi.ru:8080/upload/iblock/b34/b3472e3a7037f1dc5cbacc9d7b2a25c6.pdf?ysclid=lmahgbimuf138871363

Интернет-ресурсы:

  1. Образовательные проекты ПАКК / [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – URL: https://edu.pacc.ru/
  2. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» / [Электронный ресурс] // Проект. – URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/
  3. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования / [Электронный ресурс] // Официальный сайт. – URL: https://fmc.hse.ru/5-7forms

Итоговое тестирование

Финансовая грамотность – это:
При создании инструментария для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы на основе компетентностного подхода учитывались (два варианта ответа):
Укажите, какие возможности для обучения финансовой грамотности может использовать общеобразовательная организация (несколько вариантов ответа):
Рамка финансовой компетентности школьников разработана с участием (два варианта ответа):
Умение проявлять активность в отстаивании своих прав потребителя, согласно Рамке финансовой компетентности, относится:
Согласно «возрастной матрице», финансовые риски стоит изучать, начиная:
Выберите верные утверждения (несколько вариантов ответа).
Выберите верные суждения о минимуме навыков для финансово грамотного гражданина (несколько вариантов ответа):
Суть компетентностного подхода к формированию финансовой грамотности выражается в следующем положении:
Каким образом применение интерактивных форматов может повысить качество и эффективность обучения (по сравнению с традиционным обучением)? Несколько вариантов ответа:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина