Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Цель: развитие у педагогов навыков формирования финансовой грамотности школьников на уроках обществознания.

Объем: 56 часов.

Программа:

Занятие 1. Проблема формирования финансовой грамотности школьников: современное состояние в РФ.

Занятие 2. Содержание финансовой грамотности: подходы к определению.

Занятие 3. Структура финансовой грамотности.

Занятие 4. Стратегия формирования финансовой грамотности.

Занятие 5. Эффективные методы формирования финансовой грамотности школьника.

Занятие 6. Применение игровых технологий в формировании финансовой грамотности.

Занятие 7. Формирование финансовой грамотности у родителей школьников: программа мероприятий.

Занятие 8. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе.

Занятие 9. Внедрение сингапурской методики обучения на уроках обществознания с целью формирования финансовой грамотности.

Формируемые знания и компетенции:

  • Понимание роли и цели формирования финансовой грамотности школьников.
  • Овладение эффективными методами формирования финансовой грамотности школьника.
  • Овладение приёмами повышения уровня финансовой грамотности у родителей школьников.
  • Навыки внедрения игровых технологий в образовательный процесс с целью формирования финансовой грамотности.
  • Навыки интеграции тем финансовой грамотности в программу курса «Обществознание».
  • Навыки внедрения сингапурской методики обучения с целью формирования финансовой грамотности.

Занятие 1. Проблема формирования финансовой грамотности школьников: современное состояние в РФ

Последнее десятилетие XX века во всём мире ознаменовалось возникновением научного интереса к проблеме финансовой грамотности населения. В России тема финансовой грамотности стала актуальной в связи с переходом страны к рыночной модели экономики.

На сегодняшний день можно условно разделить страны по отношению к проблеме финансовой грамотности населения на три группы.

Первая группа – это страны с высокой степенью понимания значимости финансовой грамотности населения и масштабности финансового просвещения и образования: США (лидер развития финансового образования населения и решения проблем финансовой осведомленности на протяжении 12 лет), Великобритания, Франция, Германия, Канада, Сингапур, Новая Зеландия.

Ко второй группе относятся страны с государственным осознанием важности финансового просвещения, но с отсутствием достаточной проработки и должной поддержки со стороны общественности: Голландия, Польша, Италия, Чехия, Австрия, Индия.

К третьей группе относятся страны с приходящим осмыслением степени влияния финансовой грамотности граждан на экономическое развитие страны. Для этих стран характерно лишь начало процесса инициализации проектов и программ обеспечения финансового образования населения: Россия, Китай.

Можно констатировать лидирующую позицию государства в решения проблемы финансовой грамотности населения в нашей стране. Государство является и заказчиком, и исполнителем соответствующих работ, преимущественно через систему образования. В каком-то смысле подход к пониманию и определению финансовой грамотности «спускается сверху» и предлагается как эталон, желаемая модель финансовой грамотности человека, максимально эффективная в современных экономических реалиях.

Внедрение финансового образования в нашей стране происходит по каналам распространения знаний в системе образования – через образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты, институты повышения квалификации), которые обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний. Среди таких преимуществ – регулярность занятий, разнообразие педагогических технологий, внимательный подход к формированию образовательной среды внутри учреждения. Этот путь согласуется с мировым опытом, который прямо указывает на то, что распространение финансовых знаний через систему образования является ключевым источником финансовой грамотности населения страны.

Финансово грамотный выпускник школы – хороший результат работы системы образования как инструмента выполнения государственного заказа в решении этого вопроса.

С другой стороны, влияние семьи на финансовую грамотность ребёнка трудно переоценить. Финансово-экономические практики родителей осуществляются на глазах у детей и служат примером для подражания или критического осмысления в зависимости от возраста ребёнка.

Однако утверждение, что современные дети не «приватизируют» целиком и полностью модели финансового поведения родителей, а формируют свои, основываясь на личном опыте и наблюдениях за финансовой жизнью взрослых, требует экспериментального подтверждения или опровержения.

Реальность такова, что многие финансово-экономические модели поведения взрослых «морально» устарели и не обеспечивают их носителям финансового процветания в современных экономических условиях. Социальное расслоение и финансовое неравенство людей – очевидный факт, который позволяет давать оптимистический прогноз относительно формирования осознанной или неосознанной потребности в формировании финансовой грамотности внутри детской аудитории.

Так, в контексте финансовой грамотности школьников сделаем ряд обобщений:

  • государство занимает активную позицию в этом вопросе и задаёт высокую планку относительно финансовых знаний, умений, навыков и компетентностей выпускников школ;
  • на сегодняшний день система образования обладает локальным опытом решения проблемы формирования финансовой грамотности школьников и не занимается этим вопросом системно;
  • финансовая грамотность школьников формируется стихийно, методом проб и ошибок, под воздействием многих факторов, к важнейшим из которых относится влияние семьи;
  • уровень финансовой грамотности может быть различным: от хорошо сформированной функциональной финансовой грамотности до полной финансовой неграмотности;
  • идея возрастосообразности обучающих программ по финансовой грамотности, ориентация на потребности школьников в финансовых знаниях, соответствующих их финансовым практикам, позволит отказаться от общепринятой практики перегружать детей знаниями «впрок», которые они объективно не могут применить в жизни и поэтому трактуют как излишние.

Занятие 2.  Содержание финансовой грамотности: подходы к определению

Финансовая грамотность (ФГ) является объектом исследования с начала XX века. В Таблице 1 представлены трактовки определения «финансовая грамотность» с позиции экономики, в интересах экономического исследования.

Обобщая, отметим, что исследователи рассматривают финансовую грамотность как «комбинацию осведомленности, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения индивидуального финансового благополучия». Финансовая грамотность включает в себя и знания, и практические навыки, и установки людей в области личных финансов.

С точки зрения педагогики, понятие «финансовая грамотность» приобретает практико-ориентированное, прикладное значение.

Так, если в экономических и социологических исследованиях речь шла о способах повышения финансовой грамотности населения, то в педагогических исследованиях ставится вопрос о формирования финансовой грамотности школьников. В определении понятия «финансовая грамотность» акцент существенно смещается именно на грамотность.

Педагогика определяет финансовую грамотность как одну из ключевых компетентностей человека и представляет её как совокупность личностных характеристик, финансовых компетенций и социально-экономических ролей.

Финансовая грамотность может быть определена как совокупность знаний, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заёмщика, налогоплательщика и т. д.

Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности.

Занятие 3. Структура финансовой грамотности

В структуре финансовой грамотности выделяются базовая и специфическая составляющие, присущие конкретным социально-экономическим ролям.

Содержание базовой составляющей финансовой грамотности определяется формированием функциональной финансовой грамотности в следующих областях:

  • взаимодействие с финансовыми рынками и организациями;
  • краткосрочное финансовое планирование (повседневное поведение);
  • долгосрочное финансовое планирование;
  • личная ответственность при принятии финансовых решений;
  • страхование и управление рисками.

Специфическая (ролевая) составляющая финансовой грамотности как компетентности предполагает совершенствование личностных и социально значимых качеств и содержит в себе:

  • планирование карьеры как средства формирования личного финансового потенциала (работник);
  • кредиты и управление долгами (заёмщик);
  • разработка диверсифицированной инвестиционной стратегии, соответствующей личным целям (инвестор).

Рассмотрение финансовой грамотности как одной из ключевых компетентностей требует включения её в структуру и содержание межпредметных и предметных компетенций общего образования, которые могут реализоваться в модулях финансового содержания:

  • коммуникативная компетенция (владение специфическим финансовым языком);
  • информационная компетенция (владение специфическими финансовыми знаниями);
  • социально-гражданская компетенция (практические навыки финансового поведения).

О. Козлова и В. Москаленко выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента – когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный.

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации.

Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребёнок усвоил в определенный возрастной период.

Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребёнка к финансово-экономической реальности.

Составляющие процесса формирования финансовой грамотности отражают изменения, происходящие в детстве. Так, безразличное или негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитания, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к финансово-экономической действительности. Только позитивное восприятие финансово-экономической реальности может стать основой для дальнейшей экономической социализации.

Поведенческая переменная финансовой грамотности младших школьников зависит от того, какие условия создают взрослые для формирования потребительских и трудовых умений, воспитания положительного отношения к труду и экономике, от того, как воспринимает ребёнок экономическую реальность.

Негативное отношение не может быть основанием для успешной социализации, и наоборот, положительное – способствует развитию интереса и мотивации ребёнка к участию в экономической сфере жизнедеятельности.

Занятие 4. Стратегия формирования финансовой грамотности

Первый масштабный документ в сфере финансовой грамотности был принят в Российской Федерации 25 сентября 2017 года. Этот документ – «Стратегия повышения финансовой грамотности населения». Он рассчитан до 2023 года (включительно) и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Предполагается, что принятие «Стратегии» обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.

Характеристика Стратегии представлена ниже:

С полным текстом Стратегии можно ознакомиться по ссылке:

https://vashifinancy.ru/upload/docs/Strategy.pdf

Также более подробно узнать о том, как работает Стратегия финансовой грамотности, можно из видеоролика:

Занятие 5. Эффективные методы формирования финансовой грамотности школьника

Эффективными методами развития финансовой грамотности у школьников, помимо классических беседы и объяснения, являются:

  • методика матрицы идей;
  • методика вживания в роль;
  • метод аналогии;
  • метод ассоциации;
  • методика мозгового штурма;
  • методика синектики.

Рассмотрим  их подробнее.

Методика матрицы идей

Методика матрицы идей – это разработка различных вариантов решений на основе нескольких независимых переменных. Обычно создание социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный приём применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учёта интересов и желаний людей. Чтобы этого  достичь, проектировщику необходимо внимательно изучить условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.

Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчёт следующие обстоятельства:

  • чем больше известно общих признаков (Р1; Р2, …., Pn) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
  • чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • если предмет, в отношении которого осуществляется прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Метод ассоциации

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встаёт вопрос – как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.

С учётом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьёзно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приёмов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма

Методика мозгового штурма – связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики

Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование в сочетании с детским предпринимательством может выражаться в создании материальных продуктов (поделок, сувениров, игрушек и т. п.), организации школьных ярмарок и др. Полученные денежные средства разделяются на два потока: часть оставляется на приобретение расходных материалов, часть средств направляется на решение социальной проблемы. Это может быть материальная помощь остро нуждающимся, приобретение рассады для благоустройства территории, подарков для ветеранов и т.п.

Занятие 6. Применение игровых технологий в формировании финансовой грамотности

Под игротехнической деятельностью понимается особый вид педагогической организационно-управленческой деятельности, отличающийся системным использованием особых мыслетехнических, психотехнических, группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативных и других процедур, позволяющих в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей.

Компетенции лектора, преподавателя-игротехника и тьютора

Самое первое, на что нужно обратить внимание педагогу-игротехнику финансовой грамотности, – это то, что он работает не в рамках отдельной концептуально выделенной науки, не в отдельной области науки и не в рамках отдельного учебного предмета. Финансовая грамотность является областью социального опыта существования в мире денег, опыта строения сбалансированного семейного бюджета, опыта накопления, опыта создания «подушки безопасности», опыта обоснования формы, суммы и срока кредитования, опыта защиты своих сбережений и т.д.

Педагогом-игротехником в процессе реализации образовательной программы может выступить педагог основного или дополнительного образования, интересующийся интерактивными формами обучения и использующий их в своей практике, который хотел бы более глубоко освоить работу в данной форме. Такому педагогу должно быть уже понятно, что «в интерактиве» придётся частично изменить классические установки и способы работы. Следует отметить изменяющуюся роль преподавателя в системе интерактивного обучения.

Преподаватель-игротехник осуществляет управление процессом обучения и развития, организуя взаимодействие участников на основе творческого поиска эффективных решений для каждой конкретной ситуации.

Внедрение интерактивных методов обучения финансовой грамотности

Приведём пример внедрения интерактивных методов обучения финансовой грамотности на основе всем известной настольной игры «Морской бой», разработанной авторами, консультантами-методистами Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Весь рассматриваемый процесс сводится к четырем основным этапам.

Первый этап – подготовительный. В данный период разрабатывается сценарий игры, правила её проведения, обеспечивается информационная поддержка, приобретаются все необходимые материалы, формируется банк заданий или вопросов (таблица 2), вводятся необходимые корректировки и прорабатываются запасные варианты.

Таблица 2

Банк состоит из 72 вопросов, на каждую команду по 36. Безусловно, количество ячеек можно менять, увеличивая и уменьшая. Число кораблей, соответственно, тоже. Вопросы подбираются по уровню освоения школьниками компетенции «финансовая грамотность».

Важным элементом в подготовке интерактивной игры является интерактивная презентация (рисунок 2, 3).

После того, как участники обсудили вопрос и ответ, отметили количество баллов, которое они заработали, по гиперссылке в презентации можно перейти обратно на слайд с игровыми полями (рисунок 2) и делать следующий выстрел.

Второй этап – погружение. Участники игры делятся на команды и знакомятся со следующими правилами:

  1. На своём игровом поле 6×6 каждая команда расставляет по 4 однопалубных корабля.
  2. Если команда попадает в корабль, то она получает 10 баллов и имеет право сделать ещё один ход. Больше двух ходов делать нельзя.
  3. Если команда сделала ход и попала в клеточку, где нет корабля, ей предоставляется право заработать определённое количество очков.
  4. Если команда не отвечает, то баллы не получает, второй раз ходить нельзя, право ответа передаётся другой команде.
  5. В случае, если эта команда не отвечает, последовательность хода команд не нарушается.
  6. В конце игры подсчитывается общее количество баллов, и победителем является та команда, которая набрала большее количество баллов.

Третий этап – игровой. Состоит из ходов команд, ответов на вопросы, передачи хода и подсчёта полученных баллов. Преподаватель-игротехник организует процесс игрового взаимодействия, создаёт игровое пространство и решает возникшие по ходу игры проблемы.

Четвертый этап – заключительный. Это очень важный этап в игротехниках, т.к. здесь проводится анализ познавательного эффекта конкретной игры.

Существует несколько способов анализа проведенной игры:

  • Послеигровая дискуссия позволяет определить, какие проблемы были при прохождении игровых ситуаций, удалось ли реализовать ожидания, осуществить намерения; была ли какая некомпетентность и удалось ли её восполнить, появились ли новые знания и какие уроки можно извлечь для профессиональной деятельности.
  • Рефлексия – это наиболее сложный анализ (индивидуальный и коллективный), который проводится после того, как заканчивается имитационная или деловая игра. Участники вспоминают, что они чувствовали, что пережили, какие эмоции вызвали у них конкретные игровые действия.
  • Дебрифинг – это процесс извлечения информации и инсайтов из анализа игрового занятия или отдельного вида деятельности. Этот вид анализа даёт возможность определить чему научились участники игры.

Результаты анализа затем фиксируются преподавателем-игротехником в отчёте и используются для оценки образовательной результативности.

Занятие 7. Формирование финансовой грамотности у родителей школьников: программа мероприятий

Просвещение родителей школьников в вопросах финансовой грамотности – важный шаг в формировании финансово грамотных выпускников. Именно  поэтому работа должна проводиться и с родителями, и со школьниками. Внеклассные мероприятия могут быть запланированы совместные – дети и родители. 

Рассмотрим на конкретном примере. Проанализируем конспект внеклассного совместного мероприятия для родителей и учащихся с целью формирования финансовой грамотности.

При планировании и проведении данного мероприятия акцент был сделан на том, что деньги – это средство для жизни, удовлетворяющее потребности человека.

Этапы мероприятия:

I. Организационный этап. Участники были ознакомлены с темой, целью, задачами, правилами финансовой игры, присутствующие разделены на 5 команд.

II. Основной этап. Командам-участницам было предложено несколько заданий.

1. Разминка. Определите правдивость предложенных суждений о финансовой грамотности по принципу «ПРАВДА» или «ЛОЖЬ».

2. «Посмотрите мультипликационный фильм «Золушка» из сериала «Смешарики» 2D, «Азбука финансовой грамотности» (2018). Дайте ответы на вопросы.

А) Что такое финансовая грамотность в вашем понимании?

Б) Оцените поведение главной героини мультфильма. Поясните свою точку зрения.

В) Предложите несколько вариантов возможного поведения героини для решения её проблемы.

3. Решение финансовой задачи: «Матвей получает с сентября по май каждый месяц от родителей 3000 руб. карманных денег. Его расходы составляют 2000 рублей в месяц. Помогите Матвею составить личный финансовый план – учёт доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели – купить к следующему лету гироскутер. При этом цена гироскутера составляет 19000 рублей».

4. Творческое задание. Нарисуйте «образ финансово грамотного человека», поясните предложенный вами портрет.

III. Заключительный этап. Подведение итогов мероприятия, выявление команд, наиболее успешно справившихся с заданиями.

Родителям и обучающимся предложено задание подготовить к итоговой конференции «Основы финансовой грамотности» домашний мини-проект.

Темы мини-проектов родители и обучающиеся могут выбрать самостоятельно или из предложенного списка: «Деньги, их роль в жизни человека», «Электронные деньги, способы защиты от мошенников», «Энциклопедия монет», «Грамотное финансовое поведение», «Защита от потери денежных средств», «Семейный бюджет», «Создадим подарки своими руками» и др.

Мини-конференция проводилась через две недели после интерактивного мероприятия. Участниками было представлено 6 мини-проектов. В жюри входили как педагоги, так и родители обучающихся. Наиболее интересными, по мнению жюри, оказались работы, касающиеся защиты денег от мошенников, составления семейного и личного бюджета, домашней коллекции монет.

Занятие 8. Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе

Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе направлена на формирование способности обучающихся выполнять в будущем социально-экономические роли (владельца недвижимого и движимого имущества, заёмщика, налогоплательщика и т.д.) и позволяет с лёгкостью реализовывать на занятиях деятельностный подход. Также интеграция активно способствует модернизации содержания и методов преподавания обществознания в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (от 30 декабря 2018 года).

Обучающиеся средней школы, находясь в переходном возрасте, частично получают возможность самостоятельно организовывать своё финансовое поведение.

Находясь в состоянии «мнимой взрослости», постоянных исканий и самоутверждения в обществе сверстников, характерных для этого возрастного периода, они наиболее подвержены рискам принятия неверных решений. Поэтому темы финансовой грамотности, рассматривающие вопросы банковских карт, наличных денег, семейного бюджета, экономии и защиты от действий мошенников, в данный возрастной период особенно актуальны.

Вопросы финансовой грамотности для обучающихся старшей школы направлены на формирование представления о деньгах как источнике финансовой независимости, рассматривают возможности накопления и инвестирования, нацеливают обучающихся на финансовое планирование.

Материалы по финансовой грамотности в рамках урока «Обществознание» разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах. Согласно дидактической схеме преподавания финансовой грамотности, в обучении выделяют три стадии: вызов, осмысление и рефлексия.

Рассмотрим возможные варианты включения темы «Источники доходов» в курс «Обществознание» в 8 классе.

Тема «Источники доходов» рассматривается на уроке в качестве мотивационного задания, побуждающего к работе с новой информацией по теме «Распределение доходов» (Боголюбов Л. Н. Обществознание. § 24).

Текст задания: «Представьте, что мальчик из вашей школы, Иванов Иван, ученик 10 класса, занимается футболом и английским языком с репетитором. Все занятия платные, однако они очень важны для успешной учебы Ивана в будущем. Расходы семьи постоянно растут. Что можно посоветовать Ивановым в данной ситуации?»

Чтобы ответить на вопрос, обучающиеся пробуют перечислить всевозможные источники денежных поступлений (заработная плата, стипендия, пенсия, алименты, пособия, наследство и т. д.). После обсуждения обучающиеся приходят к обобщению, из чего складывается совокупный доход граждан. После этого учитель переходит непосредственно к теме урока «Распределение доходов». Обучающиеся обсуждают перечень товаров и услуг потребительской корзины, перераспределение доходов и экономические меры социальной поддержки населения.

На стадии закрепления изученного материала можно вновь использовать материалы по финансовой грамотности, вернувшись к ситуационной задаче, поставленной в начале урока. На этот раз задача дается с цифрами: «Представьте себе мальчика из вашей школы, Иванова Ивана, ученика 10 класса. На занятия с репетитором по английскому языку из семейного бюджета тратится 4 тысячи рублей в месяц. На занятия в футбольной секции – 5 тысяч рублей. В семье Ивана пять человек: мама, папа, бабушка, сам Иван и его старший брат. Бабушка получает пенсию 10 тысяч рублей в месяц. Папа работает частным предпринимателем, его доход составляет 40 тысяч в месяц. Мама Ивана работает кассиром в супермаркете и получает зарплату 25 тысяч рублей. Брат Ивана учится в университете и получает стипендию 1500 рублей. Сколько рублей составляет совокупный доход семьи Ивановых и сколько процентов от него семья тратит на дополнительные занятия Ивана?»

Таким образом, используя предметную область финансовой грамотности лишь на двух этапах урока (вызов и рефлексия), обучающиеся овладевают базовым уровнем компетенций финансовой грамотности. К таковым относятся: понимание, что такое личные расходы, знание общих принципов управления расходами, умение давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания, умение оценивать ежемесячные расходы.

Занятие 9. Внедрение сингапурской методики обучения на уроках обществознания с целью формирования финансовой грамотности

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых обучающими структурами (упражнениями), из которых, как из кубиков Лего, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.

Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название, всего структур около 250. Проведение урока по этой методике требует соответствующей организации пространства и соответствующей подготовки и обучающего, и обучающихся. Важно отметить, что у педагога должна быть сформирована мотивация преподавать финансовую грамотность, которая позволит преодолеть трудности на начальном этапе применения сингапурской методики.

Принципы технологии модерации и принципы командной работы из сингапурской методики совпадают и могут быть сформулированы следующим образом:

  • структурированность (разделение занятия на части, т.е. фазы);
  • систематичность (логика взаимосвязей между частями);
  • комплексность (обучение, воспитание, развитие и социализация через предмет);
  • прозрачность (деятельность каждого видна всем).

Цели технологии модерации и цели командной работы из сингапурской методики  тоже совпадают и могут быть сформулированы следующим образом:

  • максимально полное вовлечение всех участников в учебный процесс;
  • длительное поддержание высокой познавательной активности всех участников учебного процесса;
  • использование группового эффекта.

Позиция учителя меняется: учитель становится модератором процесса формирования финансовой грамотности в обучении.

В Таблице 1 наглядно показано соответствие фаз модерации и обучающих структур.

Приведение в соответствие ключевых процессов модерации с действиями обучающихся и педагога (модератора) на уроке осуществляется так, как показано в Таблице 2.

Специфика организации урока по модели формирования финансовой грамотности связана с необходимостью предварительной подготовки:

  • организации пространства класса: парты соединяются таким образом, чтобы обеспечить работу команды из 4-х обучающихся и 7-8 команд в зависимости от наполняемости класса;
  • расстояние между партами должно позволять участникам команд вслух обсуждать поставленный вопрос, не мешая друг другу, и давать возможность учителю свободно наблюдать за работой любой команды со всех ракурсов;
  • каждый из 4-х участников команды в соответствии со своим номером получает роль: № 1 записывает результаты командного обсуждения, № 2 получает и сдаёт задание учителю, № 3 следит за временем, № 4 готовит всё необходимое для выполнения заданий. Командный ответ обучающиеся озвучивают по очереди.

Обучающиеся самостоятельно формируют составы команд, ориентируясь на свои предпочтения. Каждый обучающийся имеет возможность получить несколько оценок за урок: индивидуальную (за работу на уроке, ответы при фронтальном опросе, за домашнее задание) и командную (результаты записываются на общем листе формата А3).

Дополнительные материалы

Научный интерес к проблеме финансовой грамотности населения в мире возник:
Финансовая грамотность включает:
Финансовая грамотность определяет:
В структуре финансовой грамотности выделяются:
Финансовая грамотность как компетентность интегрируется с (несколько вариантов ответа):
О. Козлова, В. Москаленко в структуре финансовой грамотности НЕ выделяют:
Стратегия формирования финансовой грамотности – государственный проект, нацеленный на увеличение численности финансово образованных граждан. Отметьте, два верных утверждения о Стратегии.
Эффективными методами развития финансовой грамотности у школьников являются (несколько вариантов ответа):
Особый вид педагогической организационно-управленческой деятельности, отличающийся системным использованием особых мыслетехнических, психотехнических, группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативных и других процедур, позволяющих в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей:
Требуется ли проведение работы с родителями в процессе формирования финансовой грамотности школьников?

 

Поздравляем! Вы успешно завершили этот курс!

Образцы документов