В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах организации внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Объем: 72 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны практических педагогов, методистов и ученых. В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования отводится федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ, которые рассматриваются как система требований к реализации соответствующей адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП).
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования. В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная, в основном, их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью не просматривается, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Занятия в художественных, театральных студиях, спортивных секциях проводятся во внеурочное время, но они могут быть связаны с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно. Поэтому понятие «внеурочная деятельность» можно рассматривать как любую организованную деятельность обучающихся во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и в личностном плане. В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание при отсутствии учебных задач можно говорить о внеучебной деятельности. А понятие «внеклассная работа» можно считать сходным с понятием «внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
С опорой на данную базовую модель могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
Эта модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как: факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении ребенку широкого выбора на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также через практико-ориентированную и деятельностную основу организации образовательного процесса, присущую дополнительному образованию детей.
Данную модель характеризует создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через:
Преимуществами данной модели являются создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, а также сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, в содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели происходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Инклюзивным должен быть образовательный процесс в целом, в том числе внеурочная деятельность. Чтобы эффективно организовать инклюзивную внеурочную деятельность, необходимо понимать содержание инклюзивного образования и принципы его реализации.
Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям – детей со стандартными возможностями, способных обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате получается, что дети с особыми образовательными потребностями часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников и выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.
В то же время каждый ребенок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребенок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться.
На современном этапе модернизации образования в России значительно вырос интерес к интеграции детей с «особыми образовательными нуждами» в общеобразовательную среду. Очевидно, что скоро произойдет переход от единичных случаев удачной интеграции к более широкому применению такого подхода в обучении и воспитании во всей системе образования. Данный подход в современном образовании получил название инклюзивного или включенного образования.
Инклюзия – термин, использующийся для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. Инклюзия является процессом реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделенность судьбой, это такой образ жизни, который при сложившихся обстоятельствах может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Мы всем здесь рады!». Инклюзивное образование признает, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении, но самое главное – в общении. Такие дети требуют особого внимания к процессу вхождения в социум. Отличные от других, они особо остро чувствуют это, когда попадают в мир «нормальных детей».
Инклюзивное образование старается разработать такой подход к преподаванию и межличностному общению детей с особыми потребностями, который будет более гибким в удовлетворении различных потребностей учащихся. Если преподавание и межличностное общение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Выделяются следующие принципы инклюзивного образования:
Целями организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ является:
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся на уроке, направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
В качестве основных задач внеурочной деятельности в работе с обучающимися с ОВЗ можно определить следующие:
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
Специфические принципы системы воспитания:
Содержание внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять организационные формы с учетом её реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Актуальность комплексного подхода к организации спортивно-оздоровительной работы в ОО заключается в том, что он позволяет реализовать право каждого обучающегося на получение образовательных услуг, а также создать средствами спортивно-оздоровительного воспитания предпосылки для успешной бытовой, учебной, трудовой, семейной и социальной адаптации ребенка.
Основные задачи спортивно-оздоровительной работы в ОО:
Основным принципом реализации спортивно-оздоровительной работы является коррекционная направленность, основанная на индивидуальном подходе к обучающимся и использовании средств физической культуры.
Как показывает практика, любому ребенку с ОВЗ в ОО можно обеспечить хотя бы минимальный уровень физической активности. При этом, конечно, нужно учитывать состояние его двигательных функций и координационных способностей, уровень его физической подготовки, способности и отношение к обучению, интересы, а также рекомендации врача. При организации занятий необходимо обращать особое внимание на их эмоциональную составляющую – музыкальное сопровождение, игровые методы, нетрадиционное оборудование. Всем детям с ОВЗ нужно подбирать посильные задания и создавать условия для их выполнения, применять методы поощрения и одобрения, оказывать помощь и поддержку, создавать атмосферу безопасности и комфорта, а также контролировать динамику результатов образовательной деятельности.
Основные направления спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности:
Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления:
Игры в фанты: «Работа и забава», «Птичник», «Тяни – пускай», «Голуби».
Игры-шутки: «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».
Основная задача нравственного воспитания – это формирование нравственного сознания, нравственных убеждений и нравственных чувств и привычек общественного поведения.
Нравственное направление включает широкий спектр видов внеурочной деятельности. Цель нравственного направления состоит в формировании личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе нравственного воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.
Задачей педагога является развитие у умственно отсталого ребенка и ребенка с ОВЗ способности наслаждаться искусством, развитие эстетических потребностей, интересов, умение довести это до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно этому процессу. Учитывая инертность психики ребенка с ОВЗ, необходимо увеличивать в 4-6 раз время экспозиции объекта восприятия.
Очень важна литература, которая включает в себя искусство художественного слова. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления – решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.
В музыке все преподавание нацелено на такое воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливание знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Изобразительное искусство как комплексный предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Именно внеурочная работа дает детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.
Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности нравственного направления:
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В качестве конечной цели образования детей с ОВЗ выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. В сущности, весь процесс развития личности ребенка с ОВЗ направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно полезная деятельность. Образовательная среда является ведущим фактором в социализации детей с нарушением интеллекта.
Социальное направление внеурочной деятельности с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательной организации может быть представлено такими видами деятельности, как: социальное творчество, трудовая деятельность и др. Общественно полезная деятельность обучающихся уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Критерием оценки общественно полезной деятельности, например, умственно отсталого является не столько её продукт (он может быть минимален), сколько уровень развития ответственного отношения к общему делу.
Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности социального направления:
Общекультурное направление во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ предполагает освоение:
Задачи:
Рекомендуются следующие формы:
Правовая культура – это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Чтобы сформировать правовую культуру, педагогам, работающим с особыми ребятами, на занятиях нужно использовать проблемные задания. Они должны соответствовать возрастным, психологическим и интеллектуальным возможностям учащихся. Работа над проблемой – первый этап самостоятельной умственной деятельности подростка. В ней он видит противоречие между известными ему сведениями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний ему недостаточно. Такая работа служит стимулом к изучению юридических документов, к творческому усвоению знаний, активизирует деятельность учащихся.
Положительный эффект в усвоении правовых знаний имеет такая форма работы с детьми, как мозговой штурм. Он позволяет каждому высказывать свое мнение, аргументировано защищать свою точку зрения. На занятии «Права и обязанности» подросткам предлагается найти решение противоречия: «Конституция Р. Ф. ст. 23 дает право на частную жизнь, ст. 27 дает право свободно передвигаться, исходя из этого, является ли закон “О запрещении курения табака в общественных местах” нарушением прав человека?». Решение данной проблемы приводит подростков к выводу, что осуществление своих прав не должно нарушать права и интересы других людей.
Для развития навыков в применении полученных правовых знаний ощутимый эффект имеют задания, которые позволяют проигрывать типичные жизненные ситуации. Подростки с ОВЗ, используя правовые знания, подбирают наиболее приемлемый выход из ситуации: «Петя, Вадим и Коля – десятиклассники. В выходной день они решили посетить дискотеку в сельском клубе. По дороге Петя предложил им выпить спиртного, чтобы на дискотеке было весело, и вынул из пакета бутылку вина. Вадим ответил согласием, а Коля ответил: “Я не буду, т. к. …”. Как вы думаете, чем мотивировал свой отказ Коля?».
Положительный эффект оказывает и дискуссионный метод – дебаты. Он позволяет развивать логическое и критическое мышление, навыки в организации своих мыслей, устной речи; воспитывает эмпатию и толерантность к различным мнениям, уверенность в себе, способность концентрироваться на сути проблемы; развивает стиль публичного выступления.
Очень значима для детей-инвалидов тема о знании основ потребительского права. Есть дети, которые редко выходят из дома, а если и выходят, то в окружении родных. Многие из них не знают, как применить свои знания из этой отрасли права. Поэтому на занятиях подростки выполняют практические задания: определяют, какие товары из продуктовой корзины были приобретены с нарушением; по видеофильму анализируют правильность поведения покупателей в приобретении продуктов питания в магазине.
С помощью интерактивной формы «Аквариум» ребятам предлагается обсудить проблемы, которые возникают при приобретении в магазинах некачественных товаров.
Проблемное задание:
Правы ли работники магазинов? Что делать в таких ситуациях?
Обсуждение посредством метода «Аквариум» позволяет старшим подросткам закрепить теоретические знания, т.к они объясняют младшим, как надо поступить в данной ситуации с точки зрения «Закона о защите прав потребителей».
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Главное – инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. Инноватика должна включать процесс выработки уверенности человека в себе, своих силах. Инновации в образовании – это использование новых, повышающих эффективность, способов и средств передачи информации, проверки её адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля усвоения информации.
Инновации в образовании в первую очередь должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Рассмотрим на примере.
В старших классах школы-интерната проводят профориентационную работу с выпускниками. Основная цель занятий из серии «Я выбираю профессию» заключается в формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору своего места в обществе. Цикл занятий лишен чрезмерной теоретической нагрузки. Он скорее рассматривается как практикум. На каждом занятии планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация, плюс к этому готовится компьютерная презентация профессии.
Компьютерные презентации профессий очень интересны учащимся, доступны, понятны. С их помощью в короткие сроки решаются такие задачи, как пополнение словарного запаса, расширение кругозора. Предполагаются последовательное расширение и углубление представлений как о себе, так и о будущей взрослой жизни, которая так страшит многих подростков. Тем более что многие из старшеклассников школы-интерната умеют обращаться с компьютерами и самостоятельно могут сделать презентации на заданную тему.
Программа «Я выбираю профессию» предполагает не только самопознание учащихся, она знакомит их с основными способами управления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта, помогает избежать формирования у выпускников школы-интерната таких личностных качеств, как материальное и моральное иждивенчество.
К сожалению, с каждым днем растет количество детей с особенностями поведения и развития: гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых. Причины множественные – неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности. Чтобы заинтересовать таких учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии.
В обучении таких детей, особенно на первых занятиях, возникает много трудностей. Почти все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы общения и поведения. Бедность активного словаря, слабое воображение и узкий кругозор приводят к затруднениям при выполнении заданий типа: «Скажи добрые слова соседу», «Опиши свое настроение» и т. д. Налицо проблемы при выполнении групповых рисунков или творческих работ (дети ругаются, могут специально испортить работу, порвать рисунок, обидеться и уйти). Поэтому первые занятия носят обучающий и адаптирующий характер. Впоследствии, изучив типовые задания, например: «Мое настроение», «Я в будущем» и др., дети проявляют творчество и воображение, изъявляют желание вторично выполнять задание, дабы получить хороший результат, ориентируясь на качество.
Дети очень любят музыку, поэтому следует на определенных этапах занятий стараться использовать музыкальное сопровождение. Обязательно нужно помнить, что фоновое музыкальное сопровождение должно быть дозированным. Необходимо учитывать психоэмоциональное настроение воспитанников и характерологические особенности членов группы. Бывают моменты, что фоновое музыкальное сопровождение способствует психовозбудимости детей: они начинают громко разговаривать, не слышат педагога, не могут «войти» в настроение мелодии.
Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.
Когда дети выступают, играют, трудятся, можно снимать их на видео или просто делать фото, чтобы потом вместе посмотреть и обсудить. Можно выпускать газеты с фото о прожитых моментах. Учащиеся с удовольствием будут рассматривать, вспоминать, обсуждать. Такой метод помогает детям увидеть себя со стороны, услышать мнение других о себе. Помогает увидеть как положительные моменты, так и недочеты. Совместные просмотры, обсуждения дают детям множество положительных эмоций и служат мотивацией для стремления к еще большей активности, раскрытию их талантов, участию в праздниках и конкурсах. Решаются задачи развития личностных качеств, эстетических переживаний, познавательных способностей.
Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий с учетом новых технологий, возможностей и психологических особенностей детей.
Занятия с применением инновационных технологий вносят в привычную структуру школьной жизни новизну и оригинальность, имеют определенные преимущества:
Все это позволяет педагогам и детям лучше понять друг друга, сблизиться и находить правильные пути для решения задач и достижения поставленных целей воспитания, дающих положительный результат.
Социальная интеграция – это двусторонний процесс: необходима как готовность общества «принять» детей с различными нарушениями в развитии, так и способность детей с ОВЗ выстроить свои отношения с обществом. Поэтому одной из основных задач школы является подготовка детей к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности, которая нередко осуществляется совместно с другими людьми.
Традиционно одним из направлений внеурочной работы являются классные часы, которые в первую очередь направлены на сплоченность детского коллектива, налаживание взаимоотношений в классе, понимание своей значимости в общем деле.
Эффективное направление внеурочной деятельности – это кружки и секции. «Рукоделие», «Литературный клуб», «Керамика», «Ритмика», «Бочче» – вот неполный перечень тех секций, которые могут работать школе.
Цель таких занятий – развивать познавательный интерес, трудолюбие, готовить к выбору будущей профессии, воспитывать аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, укреплять здоровье.
Эффективным способом социализации детей является проектная деятельность. Она направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная деятельность нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
Благодаря внеурочной деятельности учащиеся с ОВЗ получают возможность расширить свои социальные контакты, что является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы.
Кроме того, проведенная работа позволяет учащимся с ОВЗ приобрести навыки коммуникации со сверстниками, получить опыт межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, расширить знания о других людях и об окружающем мире в целом.
Эти формы работы повышают адаптационные возможности детей, которые им будут необходимы в дальнейшем. Школьники смогут выезжать на различные городские мероприятия, где им пригодятся навыки общения с незнакомыми людьми, полученные в результате проведения совместных мероприятий с учениками музыкальной школы, учащимися гимназии, работниками библиотеки, музеев и т.д.
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.