Организация внеурочной деятельности с учащимися с ОВЗ в средней школе общеобразовательной организации

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС

В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение

Описание

Цель:  совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах организации внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Объем:  72 часа.

Формируемые знания и компетенции: 

  • Понимание основных принципов инклюзивного образования в системе общего образования.
  • Знание необходимых условий реализации внеурочной деятельности в рамках инклюзивного образования.
  • Овладение современными формами, приемами и направлениями, применяемыми во внеурочной деятельности инклюзивного класса.

Программа

Занятие 1. Содержание внеурочной деятельности

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны практических педагогов, методистов и ученых. В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования отводится федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ, которые рассматриваются как система требований к реализации соответствующей адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП).

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования. В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная, в основном, их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью не просматривается, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Занятия в художественных, театральных студиях, спортивных секциях проводятся во внеурочное время, но они могут быть связаны с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно. Поэтому понятие «внеурочная деятельность» можно рассматривать как любую организованную деятельность обучающихся во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и в личностном плане. В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание при отсутствии учебных задач можно говорить о внеучебной деятельности. А понятие «внеклассная работа» можно считать сходным с понятием «внеурочная деятельность».

Занятие 2. Модели организации внеурочной деятельности. Модель дополнительного образования

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы, проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

С опорой на данную базовую модель могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования (на базе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  • инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования

Эта модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как: факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении ребенку широкого выбора на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также через практико-ориентированную и деятельностную основу организации образовательного процесса, присущую дополнительному образованию детей.

Занятие 3. Другие модели организации внеурочной деятельности

Модель «школы полного дня»

Данную модель характеризует создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через:

  • поляризацию образовательной среды школы и выделение по-разному акцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опору на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, а также сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
  • организует социально значимую творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, в содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели происходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Занятие 4. Инклюзивное образование: содержание и принципы

Инклюзивным должен быть образовательный процесс в целом, в том числе внеурочная деятельность. Чтобы эффективно организовать инклюзивную внеурочную деятельность, необходимо понимать содержание инклюзивного образования и принципы его реализации.

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям – детей со стандартными возможностями, способных обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате получается, что дети с особыми образовательными потребностями часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников и выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.

В то же время каждый ребенок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребенок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться.

На современном этапе модернизации образования в России значительно вырос интерес к интеграции детей с «особыми образовательными нуждами» в общеобразовательную среду. Очевидно, что скоро произойдет переход от единичных случаев удачной интеграции к более широкому применению такого подхода в обучении и воспитании во всей системе образования. Данный подход в современном образовании получил название инклюзивного или включенного образования.

Инклюзия – термин, использующийся для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. Инклюзия является процессом реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделенность судьбой, это такой образ жизни, который при сложившихся обстоятельствах может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Мы всем здесь рады!». Инклюзивное образование признает, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении, но самое главное – в общении. Такие дети требуют особого внимания к процессу вхождения в социум. Отличные от других, они особо остро чувствуют это, когда попадают в мир «нормальных детей».

Инклюзивное образование старается разработать такой подход к преподаванию и межличностному общению детей с особыми потребностями, который будет более гибким в удовлетворении различных потребностей учащихся. Если преподавание и межличностное общение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Выделяются следующие принципы инклюзивного образования:

  • Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов.
  • Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.
  • Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.
  • Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.
  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
  • Различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
  • Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства.
  • Улучшение ситуации в школах в целом как для учеников, так и для педагогов.
  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей.
  • Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами, признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Занятие 5. Цели и задачи инклюзивной внеурочной деятельности

Целями организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ является:

  • создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
  • создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с ОВЗ;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей развитие социальных интересов обучающихся в свободное время.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся на уроке, направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

В качестве основных задач внеурочной деятельности в работе с обучающимися с ОВЗ можно определить следующие:

  • развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
  • обогащение общего кругозора, формирование у обучающихся с умственной отсталостью и с ОВЗ целостной, научно обоснованной картины мира;
  • создание условий для сознательного применения обучающимися базовых знаний и умений в ситуациях, отличных от учебных;
  • создание условий для закрепления и практического применения навыков, приобретенных учащимися на уроках трудового обучения различным трудовым профилям;
  • создание условий для овладения обучающимися с ОВЗ умениями в областях, смежных с профилями трудового обучения, которые осваивают учащиеся;
  • создание условий для профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ;
  • формирование у обучающихся умений планирования, контроля, коррекции и оценивания при выполнении действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
  • формирование у обучающихся с ОВЗ логических действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей и др.;
  • формирование у обучающихся с ОВЗ умений сотрудничества со сверстниками, а также в разновозрастных группах учащихся в различных социальных ситуациях;
  • формирование у обучающихся умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность на основе установки на здоровый, безопасный образ жизни;
  • приобщение учащихся с ОВЗ к базовым национальным ценностям и интеграция их на этой основе в современное общество;
  • социальное, культурное и профессиональное самоопределение, творческая самореализация обучающихся с ОВЗ;
  • формирование у обучающихся с ОВЗ навыков адаптации в социальной среде.

Занятие 6. Основные принципы организации внеурочной деятельности

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • учет возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • направленность на формирование активной жизненной позиции.

Специфические принципы системы воспитания:

  1. Коррекционно-развивающее сопровождение, которое предполагает коррекцию каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей и состоит во взаимосвязи обучения и воспитания посредством использования специальных методических приемов.
  2. Доступность воспитания как ведущий принцип организации воспитательного процесса на уровне реальных возможностей.
  3. Воспитание в труде, что означает совершенствование трудовых умений в процессе выполнения совместных трудовых поручений, которые формируют любовь к труду, аккуратность, уважение к товарищам.
  4. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании через изучение личности воспитанника и применение воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуальных и типологических особенностей.
  5. Решающая роль воспитателя в формировании личности, что предполагает опору на сохранные возможности, а также на интересы конкретного воспитанника.

Занятие 7. Направления, формы и виды внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление

Содержание внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на спортивно-оздоровительное,  нравственное, социальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять организационные формы с учетом её реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Содержательное наполнение спортивно-оздоровительного направления

Актуальность комплексного подхода к организации спортивно-оздоровительной работы в ОО заключается в том, что он позволяет реализовать право каждого обучающегося на получение образовательных услуг, а также создать средствами спортивно-оздоровительного воспитания предпосылки для успешной бытовой, учебной, трудовой, семейной и социальной адаптации ребенка.

Основные задачи спортивно-оздоровительной работы в ОО:

  • укрепление здоровья учащихся, повышение их работоспособности;
  • совершенствование у обучающихся двигательных и волевых умений и навыков, формирование у них чувства ритма, темпа, координации движений;
  • развитие у учащихся высших психических функций;
  • создание комфортных коррекционно-развивающих условий;
  • воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности, самостоятельности.

Основным принципом реализации спортивно-оздоровительной работы является коррекционная направленность, основанная на индивидуальном подходе к обучающимся и использовании средств физической культуры.

Как показывает практика, любому ребенку с ОВЗ в ОО можно обеспечить хотя бы минимальный уровень физической активности. При этом, конечно, нужно учитывать состояние его двигательных функций и координационных способностей, уровень его физической подготовки, способности и отношение к обучению, интересы, а также рекомендации врача. При организации занятий необходимо обращать особое внимание на их эмоциональную составляющую – музыкальное сопровождение, игровые методы, нетрадиционное оборудование. Всем детям с ОВЗ нужно подбирать посильные задания и создавать условия для их выполнения, применять методы поощрения и одобрения, оказывать помощь и поддержку, создавать атмосферу безопасности и комфорта, а также контролировать динамику результатов образовательной деятельности.

Основные направления спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности:

  1. Занятия в объединениях дополнительного образования.
  2. Занятия с элементами спорта, направленные на поддержание здоровья.
  3. Массовые мероприятия.
  4. Пропаганда здорового образа жизни.

Занятие 8. Рекомендуемые формы и содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления:

  • Привлечение учащихся в спортивные секции.
  • Работа спортивных секций.
  • Организация экскурсий, походов, подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Утренняя зарядка, применение на уроках игровых моментов, физкультминутки на уроках, прогулки на свежем воздухе.
  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
  • Ведение спортивного часа «Будь здоров» (ГПД).
  • Проведение мероприятия «День здоровья».

Примерные темы спортивно-оздоровительного направления внеклассной деятельности

  1. Русские народные игры: «У медведя во бору», «Филин и пташка», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч», «Зарница».
  1. Игры на развитие психических процессов:
    • Игры на развитие восприятия: «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
    • Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь – кулак»; игры: «Ищи безостановочно», «Заметь все», «Запомни порядок».
    • Игры на развитие памяти: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».
    • Игры на развитие воображения: «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».
    • Игры на развитие мышления и речи: «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку».
    • Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка: «Баба Яга», «Три характера».
  1. Общеразвивающие физические упражнения:
    • Большая игра с малым мячом: «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
    • Упражнения со скакалками.
    • Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
  1. Подвижные игры:
    • Игры: «Класс, смирно», «За флажками», «Море волнуется раз»; игра с мячом «Охотники и утки».
    • Веселые старты с мячом.
    • Игра «Волк во рву».
    • Веселые старты со скакалкой.
    • Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки».
    • Игры на свежем воздухе: «Два Деда Мороза», «Метко в цель», «Белки, волки, лисы», «Совушка», «Перемена мест», «Удочка», «Салки с мячом», «Прыгай через ров».
    • Строевые упражнения.
    • Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Гимнастические упражнения.
    • Эстафеты.
    • Игры с мячом: ловля, бросок, передача.
    • Катание на лыжах.
    • Метание снежков в цель.
  1. Подвижные игры разных народов:
    • Игры русского народа: «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
    • Игры белорусского народа: «Михасик», «Прела-горела».
    • Игры татарского народа: «Серый волк», «Скок-перескок».
    • Игры народов Востока: «Скачки», «Собери яблоки».
    • Игры украинского народа: «Высокий дуб», «Колдун».
    • Игры азербайджанского народа: «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
    • Игры чувашского народа: «Хищник в море», «Рыбки».
  1. Подвижные игры, основанные на элементах:
    • гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
    • легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
    • лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
    • спортивной игры: «Брось – поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
  1. Спортивные игры:
    • Футбол, баскетбол, броски в корзину.
    • Спортивный праздник.
    • Отработка игровых приемов.
    • Веселые минутки.
    • Эстафета.
    • Пятнашки.
    • Фанты.
    • Горелки.
    • Лапта.
    • Игры-эстафеты.
    • Эстафеты с мячами: «Бег по кочкам».
    • Большая игра с малым мячом: «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
    • Эстафеты с бегом и прыжками.
    • Эстафеты с преодолением препятствий.
    • Зимние забавы: «Зимой на воздухе», «Городки», «Скатывание шаров», «Гонки снежных комов».
    • Строительные игры из снега: «Клуб ледяных инженеров».
    • Эстафета на санках.
    • Лыжные гонки.
    • Спортивные игры на улице: «Казаки разбойники».
    • Ходьба на лыжах.
    • «Взятие снежного городка».
    • Спортивные игры в зале: волейбол, «Вышибалы», «Перестрелка».
  1. Игры в помещении: «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козел».

Игры в фанты: «Работа и забава», «Птичник», «Тяни – пускай», «Голуби».

Игры-шутки: «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

Занятие 9. Содержательное наполнение нравственного направления

Основная задача нравственного воспитания – это формирование нравственного сознания, нравственных убеждений и нравственных чувств и привычек общественного поведения.

Нравственное направление включает широкий спектр видов внеурочной деятельности. Цель нравственного направления состоит в формировании личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе нравственного воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задачей педагога является развитие у умственно отсталого ребенка и ребенка с ОВЗ способности наслаждаться искусством, развитие эстетических потребностей, интересов, умение довести это до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно этому процессу. Учитывая инертность психики ребенка с ОВЗ, необходимо увеличивать в 4-6 раз время экспозиции объекта восприятия.

Очень важна литература, которая включает в себя искусство художественного слова. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления – решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

В музыке все преподавание нацелено на такое воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливание знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство как комплексный предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Именно внеурочная работа дает детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности нравственного направления:

  1. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
  2. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
  3. Кружки «Умелые ручки», «Уроки общения», «Светофория».
  4. Работа театральной студии.
  5. Вокальная студия.
  6. Занятия в ДДТ, школе искусств, ДК.
  7. Выставки, конкурсы детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
  8. Игры нравственного содержания.
  9. Проведение тематических классных часов о культуре поведения и речи.
  10. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».
  11. Выставки рисунков.
  12. Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, жителей определенной местности.
  13. Тематические классные часы «Уроки гражданина РФ».
  14. Подготовка и проведение праздничного концерта «День Победы».
  15. Подготовка к участию в спортивной игре «А ну-ка, мальчики».
  16. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
  17. Конкурсы строевой, патриотической песни.
  18. Проведение концерта «День матери».
  19. Тематические классные часы, посвященные дню города.
  20. Проведение экскурсий «Мой город во время войны», презентаций, круглых столов, ролевых и интеллектуальных игр.
  21. Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, города, области.

Занятие 10. Содержательное наполнение социального и общекультурного направления

Содержательное наполнение социального направления

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В качестве конечной цели образования детей с ОВЗ выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. В сущности, весь процесс развития личности ребенка с ОВЗ направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно полезная деятельность. Образовательная среда является ведущим фактором в социализации детей с нарушением интеллекта.

Социальное направление внеурочной деятельности с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательной организации может быть представлено такими видами деятельности, как: социальное творчество, трудовая деятельность и др. Общественно полезная деятельность обучающихся уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Критерием оценки общественно полезной деятельности, например, умственно отсталого является не столько её продукт (он может быть минимален), сколько уровень развития ответственного отношения к общему делу.

Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности социального направления:

  1. Подготовка к праздникам, ролевые игры.
  2. Проведение субботников.
  3. Социально значимые проекты.
  4. Конкурс чтецов стихов о временах года.
  5. Конкурс рисунков «Наше здоровье в наших руках».
  6. Конкурс творческих работ «Человек среди людей».
  7. Акция «Поздравь пожилого человека».
  8. Акция «Подарок своими руками».

Содержательное наполнение общекультурного направления

Общекультурное направление во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ предполагает освоение:

  • культуры отношений человека с человеком;
  • культуры быта, поведения в семье и обществе;
  • культуры образования;
  • культуры труда.

Задачи:

  • развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей;
  • формирование коммуникативной, общекультурной компетенций;
  • овладение учащимися навыками продуктивной, индивидуальной и коллективной деятельности;
  • овладение навыками межличностного общения.

Рекомендуются следующие формы:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • культпоходы;
  • конкурсы, викторины;
  • этические беседы;
  • инсценировки;
  • проблемно-ценностная дискуссия;
  • праздники;
  • работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол;
  • предметные недели;
  • библиотечные уроки;
  • участие в ежегодной школьной ярмарке «Русские народные промыслы»;
  • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • работа театрального кружка «В гостях у сказки»;
  • участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

Занятие 11. Формирование правовой культуры подростков с ОВЗ через внеурочную деятельность

Правовая культура – это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Чтобы сформировать правовую культуру, педагогам, работающим с особыми ребятами, на занятиях нужно использовать проблемные задания. Они должны соответствовать возрастным, психологическим и интеллектуальным возможностям учащихся. Работа над проблемой – первый этап самостоятельной умственной деятельности подростка. В ней он видит противоречие между известными ему сведениями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний ему недостаточно. Такая работа служит стимулом к изучению юридических документов, к творческому усвоению знаний, активизирует деятельность учащихся.

Положительный эффект в усвоении правовых знаний имеет такая форма работы с детьми, как мозговой штурм. Он позволяет каждому высказывать свое мнение, аргументировано защищать свою точку зрения. На занятии «Права и обязанности» подросткам предлагается найти решение противоречия: «Конституция Р. Ф. ст. 23 дает право на частную жизнь, ст. 27 дает право свободно передвигаться, исходя из этого, является ли закон “О запрещении курения табака в общественных местах” нарушением прав человека?». Решение данной проблемы приводит подростков к выводу, что осуществление своих прав не должно нарушать права и интересы других людей.

Для развития навыков в применении полученных правовых знаний ощутимый эффект имеют задания, которые позволяют проигрывать типичные жизненные ситуации. Подростки с ОВЗ, используя правовые знания, подбирают наиболее приемлемый выход из ситуации: «Петя, Вадим и Коля – десятиклассники. В выходной день они решили посетить дискотеку в сельском клубе. По дороге Петя предложил им выпить спиртного, чтобы на дискотеке было весело, и вынул из пакета бутылку вина. Вадим ответил согласием, а Коля ответил: “Я не буду, т. к. …”. Как вы думаете, чем мотивировал свой отказ Коля?».

Положительный эффект оказывает и дискуссионный метод – дебаты. Он позволяет развивать логическое и критическое мышление, навыки в организации своих мыслей, устной речи; воспитывает эмпатию и толерантность к различным мнениям, уверенность в себе, способность концентрироваться на сути проблемы; развивает стиль публичного выступления.

Очень значима для детей-инвалидов тема о знании основ потребительского права. Есть дети, которые редко выходят из дома, а если и выходят, то в окружении родных. Многие из них не знают, как применить свои знания из этой отрасли права. Поэтому на занятиях подростки выполняют практические задания: определяют, какие товары из продуктовой корзины были приобретены с нарушением; по видеофильму анализируют правильность поведения покупателей в приобретении продуктов питания в магазине.

С помощью интерактивной формы «Аквариум» ребятам предлагается обсудить проблемы, которые возникают при приобретении в магазинах некачественных товаров.

Проблемное задание:

  1. «В июне Таня по скидке купила зимние полусапожки. В ноябре было холодно, Таня стала носить обувь. Через неделю она почувствовала, что правый сапожок начал протекать. Посмотрев на подошву, Таня увидела, что она треснула. Она принесла их обратно в магазин с целью вернуть и получить обратно деньги. Но ей в этом отказали, т. к. прошло больше месяца, т. е. гарантия на обувь закончилась».
  2. «Тоня во время акции в магазине бытовой техники при покупке холодильника получила в подарок плойку для завивки волос, но не прошло и двух недель, как она перестала работать. Тоня обратилась в магазин с целью заменить её. Но в магазине, мотивируя тем, что на подарки правила прав потребителей не распространяются, отказались поменять».

Правы ли работники магазинов? Что делать в таких ситуациях?

Обсуждение посредством метода «Аквариум» позволяет старшим подросткам закрепить теоретические знания, т.к они объясняют младшим, как надо поступить в данной ситуации с точки зрения «Закона о защите прав потребителей».

Занятие 12. Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с ОВЗ

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Главное – инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. Инноватика должна включать процесс выработки уверенности человека в себе, своих силах. Инновации в образовании – это использование новых, повышающих эффективность, способов и  средств передачи информации, проверки её адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля усвоения информации.

Инновации в образовании в первую очередь должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Рассмотрим на примере.

В старших классах школы-интерната проводят профориентационную работу с выпускниками.  Основная цель занятий из серии «Я выбираю профессию» заключается в формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору своего места в обществе. Цикл занятий лишен чрезмерной теоретической нагрузки. Он скорее рассматривается как практикум. На каждом занятии планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация, плюс к этому готовится компьютерная презентация профессии.

Компьютерные презентации профессий очень интересны учащимся, доступны, понятны. С их помощью в короткие сроки решаются такие задачи, как пополнение словарного запаса, расширение кругозора. Предполагаются последовательное расширение и углубление представлений как о себе, так и о будущей взрослой жизни, которая так страшит многих подростков. Тем более что многие из старшеклассников школы-интерната умеют обращаться с компьютерами и самостоятельно могут сделать презентации на заданную тему.

Программа «Я выбираю профессию» предполагает не только самопознание учащихся, она знакомит их с основными способами управления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта, помогает избежать формирования у выпускников школы-интерната таких личностных качеств, как материальное и моральное иждивенчество.

К сожалению, с каждым днем растет количество детей с особенностями поведения и развития: гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых. Причины множественные – неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности. Чтобы заинтересовать таких учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии.

В обучении таких детей, особенно на первых занятиях, возникает много трудностей. Почти все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы общения и поведения. Бедность активного словаря, слабое воображение и узкий кругозор приводят к затруднениям при выполнении заданий типа: «Скажи добрые слова соседу», «Опиши свое настроение» и т. д. Налицо проблемы при выполнении групповых рисунков или творческих работ (дети ругаются, могут специально испортить работу, порвать рисунок, обидеться и уйти). Поэтому первые занятия носят обучающий и адаптирующий характер. Впоследствии, изучив типовые задания, например: «Мое настроение», «Я в будущем» и др., дети проявляют творчество и воображение, изъявляют желание вторично выполнять задание, дабы получить хороший результат, ориентируясь на качество.

Дети очень любят музыку, поэтому следует на определенных этапах занятий стараться использовать музыкальное сопровождение. Обязательно нужно помнить, что фоновое музыкальное сопровождение должно быть дозированным. Необходимо учитывать психоэмоциональное настроение воспитанников и характерологические особенности членов группы. Бывают моменты, что фоновое музыкальное сопровождение способствует психовозбудимости детей: они начинают громко разговаривать, не слышат педагога, не могут «войти» в настроение мелодии.

Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.

Когда дети выступают, играют, трудятся, можно снимать их на видео или просто делать фото, чтобы потом вместе посмотреть и обсудить. Можно выпускать газеты с фото о прожитых моментах. Учащиеся с удовольствием будут рассматривать, вспоминать, обсуждать. Такой метод помогает детям увидеть себя со стороны, услышать мнение других о себе. Помогает увидеть как положительные моменты, так и недочеты. Совместные просмотры, обсуждения дают детям множество положительных эмоций и служат мотивацией для стремления к еще большей активности, раскрытию их талантов, участию в праздниках и конкурсах. Решаются задачи развития личностных качеств, эстетических переживаний, познавательных способностей.

Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий с учетом новых технологий, возможностей и психологических особенностей детей.

Занятия с применением инновационных технологий вносят в привычную структуру школьной жизни новизну и оригинальность, имеют определенные преимущества:

  • формируют познавательный интерес, повышают мотивацию, что способствует возрастанию уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • развивают речь, внимание, память и мышление учащихся еще в большей степени, чем обычные занятия;
  • закрепляют практические навыки и умения;
  • обладают большей информационной ёмкостью;
  • учат школьников использовать полученные знания в различных видах деятельности, жизненных ситуациях.

Все это позволяет педагогам и детям лучше понять друг друга, сблизиться и находить правильные пути для решения задач и достижения поставленных целей воспитания, дающих положительный результат.

Занятие 13. Внеурочная деятельность как средство социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная интеграция – это двусторонний процесс: необходима как готовность общества «принять» детей с различными нарушениями в развитии, так и способность детей с ОВЗ выстроить свои отношения с обществом. Поэтому одной из основных задач школы является подготовка детей к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности, которая нередко осуществляется совместно с другими людьми.

Традиционно одним из направлений внеурочной работы являются классные часы, которые в первую очередь направлены на сплоченность детского коллектива, налаживание взаимоотношений в классе, понимание своей значимости в общем деле.

Эффективное направление внеурочной деятельности – это кружки и секции. «Рукоделие», «Литературный клуб», «Керамика», «Ритмика», «Бочче» – вот неполный перечень тех секций, которые могут работать школе.

Цель таких занятий – развивать познавательный интерес, трудолюбие, готовить к выбору будущей профессии, воспитывать аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, укреплять здоровье.

Эффективным способом социализации детей является проектная деятельность. Она направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная деятельность нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.

Благодаря внеурочной деятельности учащиеся с ОВЗ получают возможность расширить свои социальные контакты, что является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы.

Кроме того, проведенная работа позволяет учащимся с ОВЗ приобрести навыки коммуникации со сверстниками, получить опыт межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, расширить знания о других людях и об окружающем мире в целом.

Эти формы работы повышают адаптационные возможности детей, которые им будут необходимы в дальнейшем. Школьники смогут выезжать на различные городские мероприятия, где им пригодятся навыки общения с незнакомыми людьми, полученные в результате проведения совместных мероприятий с учениками музыкальной школы, учащимися гимназии, работниками библиотеки, музеев и т.д.

Дополнительные материалы

Итоговое тестирование

В рамках внеурочной деятельности НЕ решаются задачи:
Организация внеурочной деятельности школьников по модели дополнительного образования реализуется на базе:
Какая модель организации внеурочной деятельности предполагает полноценное пребывание ученика в одном образовательном учреждении на протяжении всего дня?
Исходя из принципов реализации инклюзивного образования, различия между учениками – это:
Внеурочная деятельность направлена на (2 варианта ответа):
С целью изучения личности воспитанника и применения воспитательного воздействия во внеурочной деятельности НЕ задействуется:
Основным принципом этого направления внеурочной деятельности является коррекционная направленность, основанная на индивидуальном подходе к обучающимся и использовании средств физической культуры.
Задача развития эстетических потребностей решается в рамках:
Благодаря внеурочной деятельности учащиеся с ОВЗ получают возможность расширить свои социальные контакты. Верно ли это утверждение?
Сущность социализации состоит в сочетании _____ и обособления человека в условиях конкретного общества:

 

Оформление сертификата / удостоверения

Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:

Благодарим за участие!

Корзина