В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в сфере реализации Федеральных рабочих программ начального общего образования.
Объем: 72 часа.
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Федеральные образовательные программы введены в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации.
Федеральная образовательная программа начального общего образования действует с 24 июля 2023 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ) основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех общеобразовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
Согласно части 6.1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. При этом содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся 1-11 классов всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Содержание ФОП НОО представлено учебно-методической документацией, в состав которой входят:
Эта учебно-методическая документация определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
ФООП состоят из трех разделов:
а) федеральные рабочие программы учебных предметов;
б) программу формирования универсальных учебных действий;
в) федеральную рабочую программу воспитания;
а) федеральный учебный план;
б) план внеурочной деятельности;
в) федеральный календарный учебный график;
г) федеральный календарный план воспитательной работы.
Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы.
При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных основных общеобразовательных программ. Соответствующий раздел основных общеобразовательных программ, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации образовательных программ, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают:
В ФОП НОО представлены пять вариантов федерального учебного плана с учетом режима работы школы, языка обучения, возможности изучения родного языка/родной литературы.
Также необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – Гигиенические нормативы), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – Санитарно-эпидемиологические требования), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573).
Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г., Федеральному закону № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами.
В марте-апреле 2023 года прошли окружные и всероссийские совещания по вопросам введения ФООП.
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представил методические рекомендации по реализации федеральных рабочих программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического планирования.
На портале Единого содержания общего образования доработан и обновлен конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам.
Конструктор рабочих программ обновлен в соответствии с ФООП в части шаблонов учебных программ по предметам непосредственного применения для начальной школы – Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП учитель или руководитель образовательной организации может получить, обратившись через ресурс «Единое содержание общего образования» на горячую линию по вопросам содержания образования.
Также в открытом доступе находятся материалы Всероссийских просветительских мероприятий «Федеральные основные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”».
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.
ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Цели ФОП НОО:
Задачи ФОП НОО:
ФОП учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивный срок освоения ООП НОО – четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса и учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объем дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочный мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
ФОП НОО базируется на следующих принципах:
ФОП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивный срок освоения ООП НОО – четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса и учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Планируемые результаты освоения ФОП НОО соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития; формированию внутренней позиции личности.
Личностные результаты сформулированы к овладению следующими предметными областями:
I. «Русский язык» – в результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
II. «Литературное чтение» – в результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
Важно отметить, что планируемые личностные результаты обеспечиваются не только за счет вышеуказанных областей («Русский язык» и «Литературное чтение»), но и интегрировано – в других предметных областях, а также в рамках воспитательной работы и внеурочной деятельности.
Например, задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
В рамках ФОП НОО планируется достижение предметных результатов (по областям), утвержденных в рамках ФГОС НОО (с учетом последних изменений в связи с внедрением ФОП НОО).
Целевой раздел ФОП НОО включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.
Основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, установленным требованиям является ФГОС НОО, независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения. Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Система оценки выполняет следующие функции:
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются:
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка | Внешняя оценка |
Стартовая диагностика | Независимая оценка качества подготовки обучающихся |
Текущая и тематическая оценки | Итоговая аттестация |
Итоговая оценка | — |
Промежуточная аттестация | — |
Психолого-педагогическое наблюдение | — |
Внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся | — |
В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Подход | Реализация |
Системно-деятельностный | Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. |
Уровневый | Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала. |
Комплексный | Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
|
Система оценки включает оценку нескольких групп результатов.
Группа результатов | Цель оценки |
Личностные | Получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и её влиянии на коллектив обучающихся. |
Метапредметные результаты | Определение сформированности:
|
Познавательные универсальные учебные действия | Определение сформированности:
|
Регулятивные универсальные учебные действия | Определение сформированности:
|
Предметные результаты | Определение сформированности:
|
Содержательный раздел ФОП НОО включает Федеральные рабочие программы по таким предметам, как:
Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:
Федеральная рабочая программа включает:
Федеральный учебный план фиксирует:
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирование программы начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Федеральный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Объем обязательной части программы составляет 80%, объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, – 20% от общего объема.
Обязательная часть Федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, а также учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам обучения).
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы начального общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Для начального уровня общего образования представлено пять вариантов Федерального учебного плана:
Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций служит основой для разработки рабочей программы воспитания ООП НОО. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
Программа воспитания включает три раздела:
Цели воспитания обучающихся в образовательной организации:
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
Ориентиры воспитания на уровне начального общего образования включают следующие направления:
Федеральная программа воспитания включает виды, форму и содержание воспитательной деятельности, разбитые по модулям.
В Программе воспитания представлено описание воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другое). Раздел можно дополнить описанием дополнительных (вариативных) модулей, если такая деятельность реализуется в общеобразовательной организации (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность (волонтерство), школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество), а также описанием иных модулей, разработанных образовательной организацией.
Последовательность описания модулей является ориентировочной, в рабочей программе воспитания образовательной организации их можно расположить в последовательности, соответствующей значимости в воспитательной деятельности образовательной организации по самооценке педагогического коллектива.
Модули федеральной программы воспитания:
ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
Продолжительность каникул составляет:
Продолжительность урока составляет:
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предметной области «Русский язык и литературное чтение» (далее соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку, тематическое планирование.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами русского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования (далее – НОО).
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне НОО, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Программа по русскому языку на уровне НОО составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне НОО изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
Класс | Содержание учебного предмета | Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) |
1 класс | 1. Обучение грамоте. 2. Развитие речи. 3. Слово и предложение. 4. Фонетика. Графика. 5. Чтение. Письмо. 6. Орфография и пунктуация. Систематический курс: 1. Общие сведения о языке. 2. Фонетика. Графика. 3. Орфоэпия. 4. Лексика. 5. Синтаксис. 6. Орфография и пунктуация. 7. Развитие речи. | 1. Познавательные УУД:
2. Коммуникативные УУД. 3. Регулятивные УУД:
|
2 класс | 1. Общие сведения о языке. 2. Фонетика и графика. 3. Орфоэпия. 4. Лексика. 5. Состав слова (морфемика). 6. Морфология. 7. Синтаксис. 8. Орфография и пунктуация. 9. Развитие речи. | |
3 класс | ||
4 класс |
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение» (далее соответственно – программа по литературному чтению, литературное чтение) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, тематическое планирование.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне НОО. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне НОО.
Программа по литературному чтению на уровне НОО составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который, наряду с достижением предметных результатов, обеспечивает:
1 КЛАСС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская)
Произведения для чтения: народные сказки о животных, например, «Лисица и тетерев», «Лиса и рак»; литературные (авторские) сказки, например, К. Д. Ушинский «Петух и собака», сказки В. Г. Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Произведения о детях
Произведения для чтения: К. Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», Е. А. Пермяк «Торопливый ножик», В. А. Осеева «Три товарища», А. Л. Барто «Я – лишний», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе
Устное народное творчество
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (три-четыре автора по выбору)
Произведения для чтения: В. В. Бианки «Лис и Мышонок», Е. И. Чарушин «Про Томку», М. М. Пришвин «Ёж», Н. И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме
Произведения для чтения: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», А. Л. Барто «Мама», А. В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трех произведений)
Произведения для чтения: Р. С. Сеф «Чудо», В. В. Лунин «Я видел чудо», Б. В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой)
2 КЛАСС
О нашей Родине
Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трех произведений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева и других).
Произведения для чтения: И. С. Никитин «Русь», Ф. П. Савинов «Родина», А. А. Прокофьев «Родина» и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество)
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России (1-2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года
Произведения для чтения: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…»; А. А. Плещеев «Осень», А. К. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад…», М. М. Пришвин «Осеннее утро», Г. А. Скребицкий «Четыре художника», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится»; И. С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С. А. Есенин «Поет зима – аукает…», И. З. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе
Произведения для чтения: Л. Н. Толстой «Филиппок», Е. А. Пермяк «Две пословицы», Ю. И. Ермолаев «Два пирожных», В. А. Осеева «Синие листья», Н. Н. Носов «На горке», «Заплатка»; А. Л. Барто «Катя», В. В. Лунин «Я и Вовка», В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору).
Мир сказок
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; народная сказка «Морозко», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В. И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших
Произведения для чтения: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л. Н. Толстой «Лев и мышь», М. М. Пришвин «Ребята и утята», Б. С. Житков «Храбрый утенок», В. Д. Берестов «Кошкин щенок», В. В. Бианки «Музыкант», Е. И. Чарушин «Страшный рассказ», С. В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору).
О наших близких, о семье
Произведения для чтения: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», А. А. Плещеев «Песня матери», В. А. Осеева «Сыновья», С. В. Михалков «Быль для детей», С. А. Баруздин «Салют» и другие (по выбору).
Зарубежная литература
Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и другие).
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)
3 КЛАСС
О Родине и её истории
Произведения для чтения: К. Д. Ушинский «Наше отечество», М. М. Пришвин «Моя Родина», С. А. Васильев «Россия», Н. П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество)
Круг чтения – малые жанры фольклора: пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки (по выбору).
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил.
Круг чтения: народная песня.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина
Произведения для чтения: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова
Произведения для чтения: И. А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков
Произведения для чтения: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А. А. Фет «Кот поет, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…»; А. Н. Майков «Осень», С. А. Есенин «Береза», Н. А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А. А. Блок «Ворона», И. А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого
Произведения для чтения: Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.
Литературная сказка
Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и других.
Произведения для чтения: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных
Круг чтения (по выбору, не менее четырех произведений): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова.
Произведения для чтения: Б. С. Житков «Про обезьянку», К. Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» и другие (по выбору).
Произведения о детях
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения
Произведения для чтения: В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н. Н. Носов «Веселая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору).
Зарубежная литература
Круг чтения (произведения двух-трех авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории
Круг чтения: народная и авторская песня – понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С. Д. Дрожжин «Родине», В. М. Песков «Родине», А. Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С. Т. Романовский «Ледовое побоище», С. П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество)
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина
Произведения для чтения: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова
Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова.
Произведения для чтения: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Квартет»; И. И. Хемницер «Стрекоза», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова
Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трех).
Произведения для чтения: М. Ю. Лермонтов «Утес», «Парус», «Москва, Москва! … Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка
Произведения для чтения: П. П. Бажов «Серебряное копытце», П. П. Ершов «Конек-Горбунок», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ‒ХХ веков
Круг чтения – лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковского, И. С. Никитина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, А. А. Блока, К. Д. Бальмонта и других.
Произведения для чтения: В. А. Жуковский «Загадка», И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А. А. Фет «Весенний дождь», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», И. А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого
Круг чтения (не менее трех произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Произведения для чтения: Л. Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе
Круг чтения (не менее трех авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и других.
Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы как тема произведений литературы.
Произведения для чтения: В. П. Астафьев «Капалуха», М. М. Пришвин «Выскочка» и другие (по выбору).
Произведения о детях
Произведения для чтения: А. П. Чехов «Мальчики», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М. М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса
Произведения для чтения: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения
Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина.
Произведения для чтения: В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения по выбору), Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)
Изучение литературного чтения в начальной школе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
Формирование происходит по следующим направлениям:
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» предметной области «Математика и информатика» (далее соответственно – программа по математике, математика) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по математике, тематическое планирование.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне НОО. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами математики с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне НОО, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося:
На уровне начального общего образования школьники применяют математические знания и умения при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчеты и прикидка, использование графических форм представления информации).
Приобретенные обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приемы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешности дальнейшего обучения на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения математики, – 540 часов:
Основное содержание обучения в программе по математике представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Изучение математики в начальной школе способствует также освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
Формирование происходит по следующим направлениям:
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» (далее соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне НОО.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и Федеральной рабочей программе воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нем, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
Центральная идея конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру – это раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшая составляющая всех указанных систем – содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценить возникшую ситуацию.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлен на основе следующих ведущих идей:
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 270 часов (два часа в неделю в каждом классе):
Изучение окружающего мира в начальной школе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
Формирование происходит по следующим направлениям:
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» (далее соответственно – программа по изобразительному искусству, искусство) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству, тематическое планирование.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне НОО, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
При разработке рабочей программы по изобразительному искусству образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Программа по изобразительному искусству на уровне НОО составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путем освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, на понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных):
Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшая задача – формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающей действительности).
Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется, прежде всего, в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1-4 классах обязательно.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 135 часов:
Изучения изобразительных искусств в начальной школе включает 7 модулей:
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология» предметной области «Технология» (далее соответственно – программа по технологии, технология) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по технологии.
Программа по технологии на уровне НОО составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель программы по технологии – успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
Содержание программы по технологии включает характеристику основных структурных единиц (модулей), общих для каждого года обучения.
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами:
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии – 135 часов:
Предметная область «Иностранный язык» предусматривает изучение следующих языков и включает федеральные рабочие программы по ним:
Федеральная рабочая программа по каждому из иностранных языков включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по иностранному языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения иностранного языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по иностранному языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне НОО, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Программа по иностранному языку на уровне НОО составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по иностранному языку раскрывает цели образования, развития и воспитания обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» на уровне НОО, определяет обязательную (инвариантную) часть содержания по изучаемому иностранному языку, за пределами которой остается возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования по иностранному языку.
Построение программы по иностранному языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В процессе обучения усвоенные на определенном этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Цели обучения иностранному языку на уровне начального общего образования можно условно разделить на образовательные, развивающие, воспитывающие.
Образовательные цели программы по иностранному языку на уровне начального общего образования включают:
Развивающие цели программы по иностранному (английскому) языку на уровне начального общего образования включают:
а) планирование последовательных шагов для решения учебной задачи;
б) контроль процесса и результата своей деятельности;
в) установление причины возникшей трудности и (или) ошибки, корректировка деятельности;
Влияние параллельного изучения родного языка и языка других стран и народов позволяет:
Изучение иностранного (английского) языка обеспечивает:
Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного (одного из) языка, – 204 часа: по 68 часов во 2-4 классе (2 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметной области «Искусство» (далее соответственно – программа по музыке, музыка) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по музыке.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для изучения на уровне начального общего образования. Содержание обучения завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами музыки с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне НОО.
Планируемые результаты освоения программы по музыке включают личностные, метапредметные и предметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения музыки, сгруппированы по учебным модулям.
Программа по музыке позволит учителю:
Музыка – неотъемлемая часть культурного наследия, универсальный способ коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода НОО необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества.
В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие).
Наиболее эффективная форма освоения музыкального искусства – практическое музицирование: пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несет в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения – уникальный психологический механизм для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путем. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приемов и методов, внутренне присущих самому искусству, – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
а) слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах);
б) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
в) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование);
г) исследовательские и творческие проекты;
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями).
1. Инвариантные:
2. Вариативные:
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счет внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение темы, увеличивается за счет внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 135 часов:
При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другими.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (далее соответственно – программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по основам религиозных культур и светской этики.
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору:
Выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, представленные в ФГОС НОО, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты обучения представляются за этот период.
Цель программы по ОРКСЭ – формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Российской Федерации, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
Основной методологический принцип реализации программы по ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), о российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в РФ.
Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнера по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и др.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ являются психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на уровне НОО: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Естественная открытость обучающихся уровня начального общего образования, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению.
Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм; обсуждению конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
В содержательный раздел ФОП НОО входят программы по родным языкам субъектов РФ с разделением на родной и государственный языки, а также по литературному чтению на родном языке субъектов РФ.
Федеральные рабочие программы по учебному предмету «Родной язык» включают программы следующих языков:
Содержание программы по родному языку направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы НОО в части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Содержание обучения алтайскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В содержании программы по родному языку выделяются следующие содержательные линии:
Изучение родного языка направлено на достижение следующих целей:
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного языка, – 260 часов:
Программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, а именно:
Программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» призвана ввести обучающегося в мир художественной литературы и обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой. С учетом этого программа направлена на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающихся, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Специфика литературного чтения на родном языке определяется его ведущей ролью в формировании компетенций в сфере чтения и приобщения личности к родной национальной культуре. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами.
В содержании программы по литературному чтению на родном языке выделяются следующие содержательные линии:
Изучение литературного чтения на родном языке направлено на достижение следующих целей:
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном языке, – 112 часов:
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» предметной области «Физическая культура» (далее соответственно – программа по физической культуре, физическая культура) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по физической культуре.
Программа по физической культуре на уровне НОО составлена на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности современного российского общества в воспитании здорового поколения, государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория физической культуры, представляющая закономерности двигательной деятельности человека. Здоровье закладывается в детстве, и качественное образование в части физического воспитания, физической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста определяет образ жизни на многие годы.
Основными составляющими в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт.
Предметные результаты по учебному предмету «Физическая культура», в соответствии с ФГОС НОО, должны обеспечивать умение использовать основные гимнастические упражнения для формирования и укрепления здоровья, физического развития, физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности.
Программа по физической культуре обеспечивает сформированность:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.