Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в методике преподавания учебного предмета «Математика» в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ.
Объём: 18 часов.
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.
Применять современные методики преподавания для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Основы методики преподавания, основные и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.
Разрабатывать (осваивать) и применять практико-ориентированный подход в обучении математике.
Владеть формами и методами практико-ориентированного обучения.
Объективно оценивать знания на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся.
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ.
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
Планирование и проведение учебных занятий с применением практико-ориентированного подхода в обучении математике.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Для современного образования важно формирование и развитие успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, но и способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике.
Перед российской школой поставлена конкретная задача – повышение качества образования и воспитания, совершенствование учебного процесса, методов обучения, развитие индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, широкое использование передового педагогического опыта.
Школьникам надо дать не просто сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, стойкость убеждений, умение творчески применять знания и использовать их в новой ситуации, привлечь интерес к предмету, научить думать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Чтобы возбудить интерес, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели.
Современная школа предполагает не только простое усвоение знаний, но и общее развитие учащихся. Именно поэтому в последнее время все больше разрабатывается новых технологий образовательного процесса, одной из которых является практико-ориентированное обучение.
Однако инновационные направления реализуются медленно, имея некоторые проблемы. Главная из них – отрыв учебных занятий от практики и анализа ситуаций повседневной жизни. Вследствие этого у учащихся теряется позитивное отношение к изучаемому материалу, он становится трудным для усвоения. Возникает необходимость организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, а знания – востребованными. Только тогда деятельность учащихся станет успешной. На решение этой задачи как раз и направлено практико-ориентированное обучение.
В настоящее время актуальным является внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. Одной из таких технологий является практико-ориентированное обучение.
Актуальность практико-ориентированного обучения заключается в значительном повышении эффективности обучения. Этому способствует система отбора учебного материала, помогающего обучающимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений, создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности.
Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.
Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.
В рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. Практико-ориентированное обучение заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем в разнообразных сферах жизни и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.
Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:
Математика является одним из основных изучаемых предметов. Математические знания необходимы практически во всех направлениях, связанных с естественными науками, техническими и инженерными профессиями, экономикой. Выпускник должен не только освоить предметные знания, но и уметь с их помощью решать практические задачи в условиях реальной жизни. В связи с этим одна из основных задач школьного образования – усилить практическую направленность в том числе математики. В Концепции развития математического образования одной из проблем указана проблема содержательного характера. Существует необходимость расширения связи математики с другими школьными предметами, усиления прикладной направленности школьного курса математики.
Прикладная направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.
С другой стороны, усиление прикладной направленности обучения математике имеет положительное влияние на качество обучения самой математике.
Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности. На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала так, чтобы школьники понимали его значимость и перспективу его использования.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное, поэтому эффективно использование таких приемов, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель, и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность.
С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять следующие методы и приёмы:
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
В рамках практико-ориентированного обучения необходимо организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умений думать и действовать. На разных этапах уроков можно использовать различные приемы практико-ориентированного обучения:
Для формирования практических навыков на уроках математики эффективно использовать уроки-практикумы. Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающейся. Это зависит от числа обучающихся. Управление уроком-практикумом осуществляется при помощи плана (для учителя) и инструкций (для учеников), в которых прописываются действия участников.
В следующих случаях стоит отдавать предпочтение уроку-практикуму:
Формы урока-практикума:
Типы урока-практикума:
Виды урока-практикума:
Что дают уроки-практикумы учителю:
Что дают уроки-практикумы обучающемуся:
Структура уроков-практикумов:
Уроки-практикумы способствуют формированию практико ориентированных знаний, умений, навыков, способствуют развитию школьников способности ориентироваться в окружающей действительности.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
Экскурсия, какой бы дисциплине она ни соответствовала, способствует развитию у школьников интереса к знаниям, росту мотивации к учению, расширяет кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи; сравнивать их между собой, делать обобщения, выводы и т.д.
Учебные экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
К проведению экскурсий предъявляются те же самые требования, что и к любому современному уроку. Она должна развивать у учащихся самостоятельное творческое мышление, воспитывать, отвечать требованиям общественного развития, соответствовать возрастным особенностям учащихся, иметь свою внутреннюю логику и организацию, то есть быть «частицей» педагогического процесса. Наряду с повторением и совершенствованием знаний, умений и навыков на экскурсиях проводится исследовательская работа, учащиеся приобретают новые представления, вырабатывают умения, получают новые знания.
Математические экскурсии:
Наряду с тем, что экскурсия имеет огромную воспитательную ценность, это весьма привлекательная форма сообщения знаний потому, что в высшей степени конкретна. Здесь школьники видят не рисунки или таблицы, не световые картины или кинокадры, а подлинную предметную наглядность, поэтому их знания приобретают конкретность.
Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей.
К таким факторам относятся:
Прогулка во время образовательной экскурсии освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает физическое здоровье, снижает шансы развития гиподинамии, открывает возможности для проявления эмоций, делает наглядным и доступным программный математический материал, поскольку нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт.
Экскурсия – это особая форма проведения урока, работа с учебной информацией, но без учебника. Занятия математикой во время экскурсии не должны быть неудобным подобием занятий в классе, но только на свежем воздухе и с плохими условиями. Не надо брать на улицу лишний дидактический материал, которым обычно пользуются в кабинете, так как важно использовать дидактические возможности окружающего материала: и того, что создано природой, и того, что сделано человеком.
Экскурсия по математике начинается с вводной беседы учителя.
Основная часть образовательной экскурсии – самостоятельная работа учащихся.
Завершается экскурсия презентацией результатов самостоятельной работы учащихся, которая выполнялась в группах или индивидуально, и подведением итогов (таблица 1).
Таблица 1. Структура и этапы урока-экскурсии
Подготовка учителя и учащихся | Проведение экскурсии | Оформление полученного материала |
Вступление | Основная часть | Заключение |
а) Объясняет учащимся цель экскурсии; б) знакомит в общих чертах с объектом; в) сообщает учащимся знания, необходимые для понимания экскурсионного материала; г) знакомит с планом экскурсии; д) сообщает учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии; е) разъясняет правила техники безопасности. | Содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения. | В заключение подводятся итоги экскурсии, делаются общие выводы по теме. Заключительный этап экскурсии состоит в оформлении и презентации результатов экскурсии (рисунки, макеты, документы и др.). |
Вся подготовительная работа должна строиться так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии. | Строится на сочетании показа, рассказа и практической исследовательской части. Без показа экскурсия превращается в лекцию или беседу. Без рассказа остается просто осмотром достопримечательностей. | Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного учащимися на экскурсии, еще раз поясняет тему. |
Проведение математических экскурсий в основной школе позволяет обучающимся приобрести практические навыки работы вне класса, направленные на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала. В процессе урока экскурсии учитель организует наблюдения и самостоятельную работу учащихся, консультирует их. Дети ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, выполняют практическую работу, измерения, собирают задачный материал и т.д. Завершаются экскурсии обработкой собранных сведений и материалов. Школьники анализируют и обобщают полученные данные; составляют задачи, графики и диаграммы; готовят проекты и доклады; оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, рукописные журналы; выпускают любительские кинофильмы.
Можно выделить несколько вариантов математической экскурсии:
По месту проведения:
По содержанию:
Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением какой-либо темы или раздела предмета. Эта экскурсия по своему содержанию полностью соответствует только одной теме, которой посвящена. Комплексные экскурсии в пределах одного предмета могут служить нескольким темам или разделам.
По учебным целям:
Предварительные экскурсии весьма полезны для возбуждения интереса к изучению определенного раздела или темы предмета. Они имеют своей целью дать общее представление об объекте, особенности которого будут изучаться на занятиях, накопить факты, объяснение и содержание которых раскроется позднее. Обычно предварительная экскурсия начинается введением в новый раздел предмета или в новый для учащихся предмет.
Текущие экскурсии проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения.
Заключительные экскурсии проводятся в конце изучаемого раздела или темы. Эти экскурсии обычно очень продуктивны с педагогической точки зрения: учащиеся уже имеют определенный запас знаний, полученных на уроках, а экскурсия углубляет и конкретизирует эти знания, обогащает новыми фактами, расширяет кругозор ребят. Таким образом закрепляются знания, успешно завершается изучение раздела или темы, обеспечивается связь их содержания с реальной действительностью.
По характеру деятельности учащихся:
На уроках математики наиболее часто используются исследовательские экскурсии. Структура исследовательской экскурсии:
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
Школа развивает способности детей самостоятельно определять учебные цели, намечать пути их реализации, адекватно оценивать достижения, работать с источниками информации, формулировать собственные мнения. Для решения этих задач учителя формируют универсальные учебные действия. Самое эффективное средство – метод проектов. Он реализует потенциал личности, развивает способности, обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками, формирует основы нравственного поведения.
Слово «проект» происходит от латинского «projectus», что означает «брошенный вперёд». Словосочетание «практико-ориентированный» означает: нацеленный на конкретные практические аспекты деятельности.
Практико-ориентированные проекты – способ организации самостоятельной деятельности, позволяющий школьникам максимально использовать свои возможности, проявить себя, свои знания и показать публично достигнутый результат, имеющий важное прикладное значение, значимый и интересный и для самих обучающихся.
Именно метод практико-ориентированных проектов и исследовательской деятельности позволяет:
Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая атмосфера, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, неизученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека.
Чем ближе к реальной жизни проектная и исследовательская деятельность обучающихся, тем больше интереса, желания творить возникает у детей.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
Одним из эффективных способов развития предметной грамотности являются практико-ориентированные задачи, которые раскрывают приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомят с ее использованием в технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Развитие у школьников умений решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения математике следует рассматривать как один из способов формирования у них функциональной грамотности. Данный подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные задачи – это вид сюжетных задач, требующих в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.
Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Важными отличительными особенностями практико-ориентированных задач от стандартных математических (предметных, межпредметных, прикладных) являются:
Этапы учебной деятельности по решению задач с практическим содержанием:
. Оценка практической значимости решения задачи.
Решение практико-ориентированных задач в большей степени строится на построении модели реальной ситуации, описанной в конкретной задаче. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения, который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным).
Часть задач, содержащихся в школьных учебниках, может быть отнесена к задачам с практическим содержанием. Однако ни один учебник не может раскрыть все многообразие связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике упражнения составленными задачами.
Каждая составляющая практико-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Предлагая такое задание, преподаватель должен, во-первых, предварительно убедиться (например, с помощью теста), что знания учащимися усвоены, во-вторых, перечислить, на какие предметные знания обучающийся должен опираться при выполнении задания.
В качестве источника практико-ориентированных задач можно использовать задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы. В современных учебниках немного практико-ориентированных задач, но на базе имеющихся заданий можно разработать свои, т.е. «преобразовать» математическую задачу.
«Преобразовать» задачу можно следующим образом:
Сложнее составить новую задачу. Сконструированная новая задача должна соответствовать определению практико-ориентированной задачи и содержать в себе несколько отличительных особенностей, которые отличают ее от стандартных математических задач.
Алгоритм составления практико-ориентированных задач:
Решение практико-ориентированных задач на уроке означает использование дополнительных возможностей изучаемого материала, адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.
Для применения на уроке практико-ориентированных задач учителем могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
Можно выделить три группы практико-ориентированных задач:
1 группа – задачи профориентационного направления.
2 группа – геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3 группа – задачи семейно-практического содержания.
Решать задачи с практическим применением можно на разных этапах урока и во внеурочное время.
Систематическая работа по решению практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов дают положительные результаты. Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывает повышенный интерес учащихся, способствует развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Поиск способов организации учебного процесса по математике в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта привел нас к мысли о необходимости определения роли и места технологии практико-ориентированного обучения в процессе формирования у обучающихся основной и средней школы ключевых компетенций.
При практико-ориентированном обучении важно применять активные и интерактивные методы на уроках, организовывать работу в парах, индивидуально, коллективно, используя раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрировать иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей в формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.
Работа по формированию у обучающихся универсальных учебных действий средствами практико-ориентированных заданий позволяет повысить уровень учебной мотивации и сформировать у обучающихся готовность к взаимодействию с объектами природы, производства и быта.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 700 до 1200 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.