В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствовать у педагогов навыки формирования финансовой грамотности школьников на уроках математики.
Объем: 72 часа.
Формируемые знания и компетенции:
Научный интерес к проблеме финансовой грамотности населения в мире возник в 90-х годах XX века. В России тема финансовой грамотности стала актуальной в связи с переходом страны к рыночной модели развития экономики.
На сегодняшний день можно условно разделить страны по отношению к проблеме финансовой грамотности населения на три группы.
Первая группа — это страны с высокой степенью понимания значимости финансовой грамотности населения и масштабности финансового просвещения и образования: США (лидер развития финансового образования населения и решения проблем финансовой осведомленности на протяжении 12 лет), Великобритания, Франция, Германия, Канада, Сингапур, Новая Зеландия.
Ко второй группе относятся страны с государственным осознанием важности финансового просвещения, но отсутствием достаточной проработки и должной поддержки со стороны общественности: Голландия, Польша, Италия, Чехия, Австрия, Индия.
К третьей группе относятся страны с приходящим осмыслением степени влияния финансовой грамотности граждан на экономическое развитие страны и только лишь началом процесса инициализации проектов и программ обеспечения финансового образования населения: Россия, Китай.
Можно констатировать лидирующую позицию государства в решения проблемы финансовой грамотности населения в нашей стране. Государство является и заказчиком, и исполнителем соответствующих работ через систему образования в частности. В каком-то смысле подход к пониманию и определению финансовой грамотности «спускается сверху» и предлагается как эталон, желаемая модель финансовой грамотности человека, максимально эффективная в современных экономических реалиях.
Финансовое образование в нашей стране внедряется по каналам распространения знаний в системе образования — через образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты, институты повышения квалификации), которые обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний. Например, регулярностью занятий, разнообразием педагогических технологий, внимательному подходу к формированию образовательной среды внутри учреждения. Этот подход согласуется с мировым опытом, который прямо указывает на то, что распространение финансовых знаний через систему образования является ключевым источником финансовой грамотности населения страны.
Финансово грамотный выпускник школы — это хороший результат работы системы образования как инструмента выполнения государственного заказа в решении этого вопроса.
С другой стороны, влияние семьи на финансовую грамотность ребенка трудно переоценить. Финансово-экономические практики родителей осуществляются на глазах у детей и служат примером для подражания или критического осмысления в зависимости от возраста ребенка.
Требует экспериментального подтверждения или опровержения утверждение о том, что современные дети не «приватизируют» целиком и полностью модели финансового поведения родителей, а формируют свои, основываясь на личном опыте и наблюдениях за финансовой жизнью взрослых. Реальность такова, что многие финансово-экономические модели поведения взрослых «морально» устарели и не обеспечивают их носителям финансового процветания в современных экономических условиях.
Социальное расслоение и финансовое неравенство людей — очевидный факт, который позволяет давать оптимистический прогноз относительно формирования осознанной или неосознанной потребности в формировании финансовой грамотности внутри детской аудитории. Так, в контексте финансовой грамотности школьников можно сделать ряд обобщений.
Прежде всего, государство занимает активную позицию в этом вопросе и задает высокую планку относительно финансовых знаний, умений, навыков и компетентностей выпускников школ. На сегодняшний день система образования обладает локальным опытом решения проблемы формирования финансовой грамотности школьников и не занимается этим вопросом системно.
Тем не менее, финансовая грамотность школьников формируется стихийно, методом проб и ошибок, под воздействием многих факторов, к важнейшим из которых относится влияние семьи.
Уровень финансовой грамотности может быть различным: от хорошо сформированной функциональной финансовой грамотности до полной финансовой неграмотности.
Идея возрастосообразности обучающих программ по финансовой грамотности, ориентация на потребности школьников в финансовых знаниях, соответствующих их финансовым практикам, позволит отказаться от общепринятой практики перегружать детей знаниями «впрок», которые они объективно не могут применить в жизни и поэтому трактуют как излишние.
Финансовая грамотность (ФГ) является объектом исследования с начала XX века. В Таблице 1 представлены трактовки определения «финансовая грамотность» с позиции экономики, в интересах экономического исследования.
Обобщая, отметим, что исследователи рассматривают финансовую грамотность как «комбинацию осведомленности, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения индивидуального финансового благополучия». Финансовая грамотность включает в себя и знания, и практические навыки, и установки людей в области личных финансов.
С точки зрения педагогики, понятие «финансовая грамотность» приобретает практико-ориентированное, прикладное значение.
Так, если в экономических и социологических исследованиях речь шла о способах повышения финансовой грамотности населения, то в педагогических исследованиях ставится вопрос о формирования финансовой грамотности школьников. В определении понятия «финансовая грамотность» акцент существенно смещается именно на грамотность. Педагогика определяет финансовую грамотность как одну из ключевых компетентностей человека и представляет ее как совокупность личностных характеристик, финансовых компетенций и социально-экономических ролей.
Финансовая грамотность может быть определена как совокупность знаний, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д..
Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности.
В структуре финансовой грамотности выделяются базовая и специфическая составляющие, присущие конкретным социально-экономическим ролям.
Содержание базовой составляющей финансовой грамотности определяется формированием функциональной финансовой грамотности в области:
Специфическая (ролевая) составляющая финансовой грамотности как компетентности предполагает совершенствование личностных и социально-значимых качеств и содержит в себе:
Рассмотрение финансовой грамотности как одной из ключевых компетентностей требует включения ее в структуру и содержание межпредметных и предметных компетенций общего образования, которые могут реализоваться в модулях финансового содержания:
Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации.
Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребенок усвоил в определенный возрастной период.
Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к финансово-экономической реальности.
Составляющие процесса формирования финансовой грамотности, отражают изменения, происходящие в детстве. Так, индифферентное, возможно, негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитание, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к финансово-экономической действительности. Отметим, что именно позитивное восприятие финансово-экономической реальности станет основой для дальнейшей экономической социализации.
Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно финансово-экономически компетентное поведение, так и во время финансово-экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия. Когнитивная переменная финансовой грамотности младших школьников характеризуется зависимостью осведомленности детей от сложности финансово-экономических понятий, ограниченной возможностью непосредственного ознакомления с его проявлениями в реальности.
Поведенческая переменная финансовой грамотности младших школьников зависит от того, какие условия создают взрослые для формирования потребительских и трудовых умений, воспитания положительного отношения к труду и экономике, от того, как воспринимает ребенок экономическую реальность. Негативное отношение не может быть основанием для успешной социализации, и наоборот, положительное – способствует развитию интереса и мотивации ребенка к участию в экономической сфере жизнедеятельности. Процесс формирования финансовой грамотности носит стадиальный характер.
25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.
Дополнительный материал
Стратегия повышения финансовой грамотности
Петякшева М.Г. Стратегия повышения финансовой грамотности. Как заставить бюджет работать на вас
Эффективными методами развития финансовой грамотности у школьников являются: беседа, объяснение, методика матрицы идей, методика вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методика мозгового штурма, методика синектики.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Методика матрицы идей предполагает составление различных вариантов решений на основе нескольких независимых переменных. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.
Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:
При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.
С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
Методика мозгового штурма – связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Социальное проектирования в сочетании с детским предпринимательством может выражаться в создании материальных продуктов (поделок, сувениров, игрушек и т. п.), организации школьных ярмарок и др. Полученные денежные средства разделяются на два потока: часть оставляется на приобретение расходных материалов, часть средств направляется на решение социальной проблемы. Это может быть материальная помощь остро нуждающимся, приобретение рассады для благоустройства территории, подарков для ветеранов и т.п.
Игротехническую деятельность будем понимать, как особый вид педагогической организационно-управленческой деятельности, отличающийся системным использованием особых мыслетехнических, психотехнических, группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативных и других процедур, позволяющих в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей.
Самое первое, на что нужно обратить внимание педагогу-игротехнику финансовой грамотности – это то, что он работает не в рамках отдельной концептуально выделенной науки, не в отдельной области науки и не в рамках отдельного учебного предмета. Финансовая грамотность является областью социального опыта существования в мире денег, опыта строения сбалансированного семейного бюджета, опыта накопления, опыта создания «подушки безопасности», опыта обоснования формы, суммы и срока кредитования, опыта защиты своих сбережений и т.д.
Педагогом-игротехником в процессе реализации образовательной программы может выступить педагог основного или дополнительного образования, интересующийся интерактивными формами обучения и использующий их в своей практике, который хотел бы более глубоко освоить работу в такой форме. Такому педагогу должно быть уже понятно, что «в интерактиве» придется частично изменить классические установки и способы работы. Следует отметить изменяющуюся роль преподавателя в системе интерактивного обучения.
Преподаватель-игротехник осуществляет управление процессом обучения и развития, организуя взаимодействие участников на основе творческого поиска эффективных решений для каждой конкретной ситуации.
Приведем пример реализации внедрения интерактивных методов обучения финансовой грамотности, на основе всем известной настольной игры «Морской бой», разработанной авторами, консультантами-методистами Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Весь рассматриваемый процесс сводится к четырем основным этапам.
Первый этап – подготовительный. В данный период разрабатывается сценарий игры, правила её проведения, обеспечивается информационная поддержка (ПРЕЗЕНТАЦИЯ), приобретаются все необходимые материалы, формируется банк заданий или вопросов (таблица 1), вводятся необходимые корректировки и прорабатываются запасные варианты.
Банк состоит из 72 вопросов, на каждую команду по 36. Безусловно количество ячеек можно менять, увеличивая и уменьшая. Число кораблей, соответственно, тоже. Вопросы подбираются по уровню освоения школьниками компетенции «финансовая грамотность».
Важным элементом в подготовке интерактивной игры является интерактивная презентация (рисунок 2).
После того, как участники обсудили вопрос и ответ, отметили количество баллов, которое они заработали, по гиперссылке в презентации можно перейти обратно на слайд с игровыми полями (рисунок 2) и делать следующий выстрел.
Второй этап – погружение. Участники игры делятся на команды и знакомятся со следующими правилами:
Третий этап – игровой. Состоит из ходов команд, ответов на вопросы, передаче хода и подсчета полученных баллов. Преподаватель-игротехник организует процесс игрового взаимодействия, создает игровое пространство и решает возникшие по ходу игры проблемы.
Четвертый этап – заключительный. Это очень важный этап в игротехниках, т.к. здесь проводится анализ познавательного эффекта конкретной игры.
Способы анализа проведённой игры
Послеигровая дискуссия позволяет определить, какие проблемы были при прохождении игровых ситуаций, какие были ожидания и удалось ли их реализовать, какие были намерения и удалось ли их осуществить, была ли ка- кая некомпетентность и удалось ли ее восполнить, появились ли новые знания и какие уроки можно извлечь для профессиональной деятельности.
Рефлексия – это наиболее сложный анализ (индивидуальный и коллективный), который проводится после того, как заканчивается имитационная или деловая игра. Участники вспоминают, что они чувствовали, что пережили, какие эмоции вызвали у них конкретные игровые действия.
Дебрифинг – это процесс извлечения информации и инсайтов из анализа игрового занятия или отдельного вида деятельности. Этот вид анализа дает возможность определить, чему научились участники игры.
Результаты анализа затем фиксируются преподавателем-игротехником в отчете и используются для оценки образовательной результативности.
Просвещение родителей школьников в вопросах финансовой грамотности – важный шаг в формировании финансово грамотных выпускников. Именно поэтому работа должна проводиться и с родителями, и со школьниками. Внеклассные мероприятия могут быть запланированы совместные, дети и родители. Рассмотрим конспект внеклассного совместного мероприятия для родителей и учащихся с целью формирования финансовой грамотности.
Акцент сделан на том, что деньги – это средство для жизни, удовлетворяющее потребности человека.
А) Что такое финансовая грамотность в вашем понимании?
Б) Оцените поведение главной героини мультфильма. Поясните свою точку зрения.
В) Предложите несколько вариантов возможного поведения героини для решения ее проблемы.
III. Заключительный этап. Подведение итогов мероприятия, выявление команд, наиболее успешно справившихся с заданиями.
Родителям и обучающимся предлагается задание подготовить к итоговой конференции «Основы финансовой грамотности» домашний мини-проект.
Темы мини-проектов родители и обучающиеся могут выбрать самостоятельно или из предложенного списка:
Мини-конференцию можно провести через две недели после интерактивного мероприятия. В жюри могут входить как педагоги, так и родители обучающихся.
Математические навыки необходимы для решения ключевых финансовых задач: решение практико-ориентированных задач позволяет сопоставить теорию школьного курса математики и разнообразные задачи с жизненными ситуациями, с которыми приходится действительно сталкиваться школьникам, коммерческие вычисления помогают ученику видеть практическую направленность математики. Знания математических формул и законов нередко не подкрепляются основами применения их при решении практических задач, и математические знания зачастую оказываются формальными и невостребованными в жизни. Возникает потребность формирования экономических знаний на уроках математики.
На уроках математики учащиеся решают задачи, имеющие экономическое содержание, учатся строить и исследовать графики, вычислять процент. Данные познания, безусловно пригодятся, когда человек будет брать кредит, осуществлять вклад и другое.
В учебниках школьной программы 5-9- х классов обычно не включены задания для формирования финансовой грамотности и не содержатся задания, которые «связаны» с современной жизнью общества, например, такие:
Эти вопросы сама жизнь ставит перед гражданами России. Задача педагога – дать знания, сформировать стереотипы поведения и посодействовать подготовке учащихся к самостоятельной взрослой жизни, в какой-то мере застраховать их от финансовых ошибок. Первичные представления о финансах формируются у детей уже в дошкольном возрасте, а в возрасте 10-12 лет у детей начинают формироваться осмысленные экономические представления. Именно поэтому начинать формировать финансовые компетентности учащихся нужно, начиная с 5-го класса.
Игры по финансовой грамотности на уроках математики
Использование основ финансовой грамотности на уроках математики
К методологическим подходам формирования финансовой грамотности относятся:
Знания ключевых математических приемов расчетов экономических показателей ученикам необходимо получать уже в средней школе.
Например, тема «Проценты» может быть применена при изучении планирования личных сбережений и инвестиций. Также учащихся можно познакомить с формулами простого и сложного процентов, с процентной ставкой банка, научить рассчитывать временную стоимость денег с учетом инфляции и т.д.
Эффективным способом формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения математики является применение контекстных задач. В качестве примера можно привести сюжет такой задачи: «Три подружки Света, Оля и Таня решили купить в школьной столовой пирожные. Стоимость одного пирожного 24 рубля. Как им поступить, если у Светы оказалось при себе 20 рублей, у Оли – 16 рублей, а у Тани оказалось лишь 12 рублей?».
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.