Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей-логопедов в сфере реализации требований ФГОС НОО ОВЗ.
Объем: 72 часа.
Содержание и особенности ФГОС НОО ОВЗ.
Особенности содержания и организации коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
Отличия и особенности реализации образовательных программ различных вариантов в соответствии с нозологическими группами.
Планировать коррекционную работу учителя-логопеда в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и вариантами образовательной программы.
Определять содержание коррекционных программ в соответствии с вариантами образовательной программы и нозологическими группами.
Реализовывать коррекционные программы в соответствии с требованиями и условиями ФГОС НОО ОВЗ.
Знание специфики, структуры и содержания ФГОС НОО ОВЗ.
Понимание основных функций и роли учителя-логопеда в реализации ФГОС НОО ОВЗ.
Навыки определения содержания и реализации коррекционных программ различных вариантов в соответствии с нозологическими группами.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее – обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования (далее – НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом:
Стандарт включает в себя требования к:
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности. Стандарт выступает основой объективной оценки:
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
Стандарт – основа для:
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).
АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в Стандарте (см. Занятие 1).
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается (в соответствии со Стандартом и федеральной АООП НОО) и утверждается организацией.
АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
На основе Стандарта организация может разработать, в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности, один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.
АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.
АООП НОО реализуется образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает:
Пояснительная записка должна раскрывать:
Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны:
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.
Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет – более 3 821 часа, за 6 учебных лет – более 4 603 часов.
Обязательный элемент структуры Учебного плана – «Коррекционно-развивающая область».
Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать:
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:
Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития), воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (далее – Программа духовно-нравственного развития) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества.
В основу Программы духовно-нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать:
Программа духовно-нравственного развития должна включать:
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:
В зависимости от варианта АООП НОО программа внеурочной деятельности включает направления развития личности.
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления:
Направления реализуются в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна:
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
Программа коррекционной работы должна включать:
Система условий реализации АООП НОО, в соответствии с требованиями Стандарта (далее – система условий), разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.
Система условий должна содержать:
Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.
Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП НОО предусматриваются:
АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
Организация временного режима обучения детей с ОВЗ по АООП НОО должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения детей с ОВЗ.
Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).
В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративный результат реализации указанных требований – создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает и гарантирует:
Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность:
В реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.
В реализации АООП НОО могут также участвовать научные работники организации, иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП НОО.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом.
Финансовые условия реализации АООП НОО должны:
Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:
Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников процесса образования. Все вовлеченные в процесс образования должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей:
Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям в области:
Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП НОО.
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО.
В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам.
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществления разных видов деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют:
Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов.
Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма и чтения. Своевременная и эффективная коррекционно-логопедическая работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.
Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в:
В связи с постоянными изменениями в образовательных стандартах и методиках работы с детьми с нарушениями речи логопед должен постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы соответствовать современным требованиям образования.
Вариант образовательной программы | Для кого предназначена | Содержание логопедической работы с детьми с ОВЗ |
1.1 | Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся | ➔ Развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи; ➔ развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. |
1.2 | ➔ Формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения; ➔ расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, на основе словесной речи. | |
1.3 | ➔ Формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение). | |
1.4 | ➔ Слухоречевое развитие. | |
2.1 | ➔ Развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи; ➔ развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. | |
2.2 | ➔ Поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения; ➔ расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, на основе словесной речи. | |
2.3 | ➔ Поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение). | |
3.1 | Для слепых обучающихся | ➔ Овладение вербальными и невербальными средствами общения. |
3.2, 3.3 | ➔ Расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения. | |
3.4 | ➔ Слухоречевое развитие. | |
4.1 | ➔ Развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения. | |
4.2 | Для слабовидящих обучающихся | ➔ Развитие умения использовать речевые и неречевые средства общения. |
4.3 | ➔ Развитие умения использовать речевые и неречевые средства общения; ➔ расширение предметных представлений, коммуникативных навыков. | |
5.1 | Для обучающихся с ТНР | ➔ Коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; ➔ развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях для реализации полноценных социальных контактов с окружающими; ➔ работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; ➔ работа по преодолению фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи; ➔ работа по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. |
5.2 | ➔ Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В. К. Орфинской); ➔ коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; ➔ формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения); ➔ профилактика нарушений чтения и письма; ➔ развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики; ➔ развитие дыхания и голоса; ➔ развитие чувства темпа и ритма в движении; ➔ воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки; ➔ коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики. | |
6.2 | Для обучающихся с НОДА | ➔ Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; ➔ овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач; ➔ развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка. |
6.3 | ➔ Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой; ➔ развитие навыков связной устной речи; ➔ развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. | |
6.4 | ➔ Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения; ➔ обучение чтению в доступных ребенку пределах; ➔ формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; ➔ копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; ➔ развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; ➔ овладение чтением и письмом на доступном уровне. | |
7.1 | Для обучающихся с ЗПР | ➔ Коррекция нарушений устной и письменной речи. |
7.2 | ➔ Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной); ➔ обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; ➔ коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; ➔ развитие общей и речевой моторики; ➔ развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной ориентировки. | |
8.1 | Для обучающихся с РАС | ➔ Развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи; ➔ развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. |
8.2 | ➔ Поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения; ➔ развитие эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения; ➔ формирование жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения. | |
8.3 | ➔ Развитие устной и письменной коммуникации; ➔ овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; ➔ развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся; ➔ развитие умения использовать полученную информацию для решения жизненных задач; ➔ развитие умений вступать в коммуникацию и поддерживать её со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства. | |
8.4 | ➔ Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; ➔ развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач; ➔ развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов; ➔ развитие умения использовать альтернативные средства коммуникации; ➔ формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге; ➔ обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка пределах. |
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598. – Текст : электронный // Гарант : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Электронные ресурсы:
Методические рекомендации по вопросам внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Самара : ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» : Факультет психологии и специального образования : ГБУ ДПО СО «Центр специального образования», 2016. – 31 с. – Текст : электронный // URL: https://cde.sipkro.ru/cde/images/files/umo/metod/metod-rek-po-fgos-ovz-2016.pdf
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.