Курс для учителей-логопедов

Реализация требований ФГОС НОО ОВЗ в работе учителя-логопеда

Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей-логопедов в сфере реализации требований ФГОС НОО ОВЗ.

Объем: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Общие положения ФГОС НОО ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее – обучающиеся с ОВЗ).

АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования (далее – НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом:

    • Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов;
    • региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Стандарт включает в себя требования к:

    • структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
    • условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;
    • результатам освоения АООП НОО.

Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности. Стандарт выступает основой объективной оценки:

    • качества образования обучающихся с ОВЗ;
    • соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям.

В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

    • признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
    • признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
    • развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
    • разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
    • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
    • реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
    • разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Стандарт – основа для:

    • разработки федеральной АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
    • разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
    • определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе индивидуального учебного плана;
    • определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
    • разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
    • объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
    • проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
    • осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
    • разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:

    • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
    • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
    • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
    • формирование основ учебной деятельности;
    • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
    • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
    • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей.

Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).

Занятие 2. Требования к структуре ФГОС НОО

АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в Стандарте (см. Занятие 1).

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается (в соответствии со Стандартом и федеральной АООП НОО) и утверждается организацией.

АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

На основе Стандарта организация может разработать, в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности, один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.

АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.

АООП НОО реализуется образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Занятие 3. Требования к разделам АООП НОО

АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

    • пояснительную записку;
    • планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
    • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):

    • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий);
    • программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
    • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО;
    • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
    • программу коррекционной работы;
    • программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает:

    • учебный план НОО с предметными и коррекционно-развивающей областями, направлениями внеурочной деятельности;
    • систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта;
    • учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (Учебный план) – основной организационный механизм реализации АООП НОО.

Пояснительная записка должна раскрывать:

    • цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
    • принципы и подходы к формированию АООП НОО;
    • общую характеристику АООП НОО;
    • психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
    • описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Планируемые результаты освоения АООП НОО должны:

    • обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
    • являться основой для разработки АООП НОО организациями;
    • выступать содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны:

    • отражать требования Стандарта;
    • передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области);
    • соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).

АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.

Учебные планы обеспечивают возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.

Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет – более 3 821 часа, за 6 учебных лет – более 4 603 часов.

Обязательный элемент структуры Учебного плана – «Коррекционно-развивающая область».

Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

    • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
    • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
    • увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
    • введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
    • введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).

Занятие 4. Содержание программ ФГОС НОО ОВЗ

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна содержать:

    • описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
    • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
    • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ;
    • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
    • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при получении НОО должна быть определена на этапе завершения обучения.

В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

    • требований к результатам освоения АООП НОО;
    • программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

    • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
    • общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
    • описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
    • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
    • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса;
    • описание сущности учебного предмета, коррекционного курса;
    • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
    • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа духовно-нравственного развития

Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития), воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (далее – Программа духовно-нравственного развития) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества.

В основу Программы духовно-нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа духовно-нравственного (нравственного) развития должна обеспечивать:

    • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
    • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа духовно-нравственного развития должна включать:

    • цель;
    • задачи;
    • основные направления работы;
    • перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ);
    • формы организации работы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

    • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
    • пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
    • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
    • формирование установок на использование здорового питания;
    • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
    • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
    • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся;
    • формирование у обучающихся с ОВЗ потребности в обращении к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья;
    • развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
    • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
    • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

    • цели;
    • задачи;
    • планируемые результаты;
    • основные направления;
    • перечень организационных форм.

Программа внеурочной деятельности

В зависимости от варианта АООП НОО программа внеурочной деятельности включает направления развития личности.

Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления:

    • спортивно-оздоровительное;
    • нравственное;
    • социальное;
    • общекультурное.

Направления реализуются в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другие.

Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна:

    • учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
    • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
    • включать описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

Занятие 5. Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

    • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
    • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа коррекционной работы должна включать:

    • перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
    • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, в том числе психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся для выявления их особых образовательных потребностей;
    • мониторинг динамики развития обучающихся;
    • корректировку коррекционных мероприятий.

Занятие 6. Система условий реализации АООП НОО

Система условий реализации АООП НОО, в соответствии с требованиями Стандарта (далее – система условий), разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

    • описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
    • контроль состояния системы условий.

Разработанная организацией АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.

Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП НОО предусматриваются:

    • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
    • внеурочная деятельность.

АООП НОО должна учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.

Организация временного режима обучения детей с ОВЗ по АООП НОО должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения детей с ОВЗ.

Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Занятие 7. Условия реализации АООП НОО

Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ.

Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративный результат реализации указанных требований – создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает и гарантирует:

    • высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей);
    • духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся;
    • охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность:

    • достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
    • выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;
    • учета особых образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп;
    • расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
    • участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
    • поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;
    • эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;
    • использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;
    • обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования и с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации;
    • эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

Занятие 8. Требования к кадровым  условиям АООП НОО

В реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

В реализации АООП НОО могут также участвовать научные работники организации, иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП НОО.

Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Занятие 9. Требования к финансовым условиям АООП НОО

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом.

Финансовые условия реализации АООП НОО должны:

    • обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре АООП НОО;
    • обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;
    • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:

    • специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);
    • расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;
    • расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к интернету;
    • расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
    • иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП НОО, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации.

Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.

Занятие 10. Требования к материально-техническим условиям АООП НОО

Материально-техническое обеспечение реализации АООП НОО должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

    • организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП НОО, включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн;
    • организации временного режима обучения;
    • техническим средствам обучения;
    • специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников процесса образования. Все вовлеченные в процесс образования должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей:

    • электронные информационные ресурсы;
    • электронные образовательные ресурсы;
    • совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП НОО.

Организации вправе применять дистанционные образовательные технологии.

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям в области:

    • соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса;
    • обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
    • соблюдения пожарной и электробезопасности;
    • соблюдения требований охраны труда;
    • соблюдения сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и другого.

Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП НОО.

Занятие 11. Требования к результатам освоения АООП НОО

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО.

В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам.

Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществления разных видов деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют:

    • опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания;
    • достижения в усвоении знаний и умений;
    • возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.

Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов.

Занятие 12. Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма и чтения. Своевременная и эффективная коррекционно-логопедическая работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в:

    • разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ;
    • создании специальных условий для их воспитания и обучения;
    • составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В связи с постоянными изменениями в образовательных стандартах и методиках работы с детьми с нарушениями речи логопед должен постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы соответствовать современным требованиям образования.

Вариант образовательной программыДля кого предназначена Содержание логопедической работы с детьми с ОВЗ
1.1Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

➔   Развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи;

➔   развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

1.2

➔   Формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения;

➔   расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, на основе словесной речи.

1.3➔   Формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).
1.4➔   Слухоречевое развитие.
2.1

➔   Развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи;

➔   развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

2.2

➔   Поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения;

➔   расширение жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, на основе словесной речи.

2.3➔   Поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).
3.1Для слепых обучающихся➔   Овладение вербальными и невербальными средствами общения.
3.2, 3.3➔   Расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения.
3.4➔   Слухоречевое развитие.
4.1➔   Развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.
4.2Для слабовидящих обучающихся➔   Развитие умения использовать речевые и неречевые средства общения.
4.3

➔   Развитие умения использовать речевые и неречевые средства общения;

➔   расширение предметных представлений, коммуникативных навыков.

5.1Для обучающихся с ТНР

➔   Коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;

➔   развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях для реализации полноценных социальных контактов с окружающими;

➔   работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;

➔   работа по преодолению фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи;

➔   работа по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.

5.2

➔   Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В. К. Орфинской);

➔   коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

➔   формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);

➔   профилактика нарушений чтения и письма;

➔   развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;

➔   развитие дыхания и голоса;

➔   развитие чувства темпа и ритма в движении;

➔   воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;

➔   коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

6.2Для обучающихся с НОДА

➔   Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

➔   овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

➔   развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

6.3

➔   Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;

➔   развитие навыков связной устной речи;

➔   развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.

6.4

➔   Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;

➔   обучение чтению в доступных ребенку пределах;

➔   формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;

➔   копирование с образца отдельных букв, слогов или слов;

➔   развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;

➔   овладение чтением и письмом на доступном уровне.

7.1Для обучающихся с ЗПР➔   Коррекция нарушений устной и письменной речи.
7.2

➔   Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной);

➔   обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

➔   коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

➔   развитие общей и речевой моторики;

➔   развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной ориентировки.

8.1Для обучающихся с РАС

➔   Развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи;

➔   развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

8.2

➔   Поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения;

➔   развитие эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения;

➔   формирование жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.

8.3

➔   Развитие устной и письменной коммуникации;

➔   овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

➔   развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся;

➔   развитие умения использовать полученную информацию для решения жизненных задач;

➔   развитие умений вступать в коммуникацию и поддерживать её со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства.

8.4

➔   Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

➔   развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач;

➔   развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

➔   развитие умения использовать альтернативные средства коммуникации;

➔   формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге;

➔   обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка пределах.

Дополнительные материалы

Библиографический список

Нормативные документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598. – Текст : электронный // Гарант : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Электронные ресурсы:

Методические рекомендации по вопросам внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Самара : ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» : Факультет психологии и специального образования : ГБУ ДПО СО «Центр специального образования», 2016. – 31 с. – Текст : электронный // URL:   https://cde.sipkro.ru/cde/images/files/umo/metod/metod-rek-po-fgos-ovz-2016.pdf

Итоговое тестирование

Какой стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования?
Корзина