Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей литературы в оценке достижения планируемых предметных результатов освоения учебной дисциплины «Литература» на уровне ООО.
Объем: 72 часа.
Значение, функции и формы оценки достижения планируемых результатов.
Критерии и нормы оценивания устных ответов (выразительное чтение, пересказ).
Критерии и нормы оценивания письменных работ (изложения, сочинения и другие письменные работы).
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов при реализации проектной и исследовательской деятельности.
Особенности оценивания при тестировании, использовании методов самоконтроля и взаимоконтроля.
Применять различные виды и формы оценки достижения планируемых результатов.
Проводить оценку устных ответов обучающихся с опорой на планируемые результаты.
Проводить оценку письменных ответов учеников, соотнося с планируемыми результатами.
Оценивать достижение планируемых результатов при реализации проектной и исследовательской деятельности.
Проводить оценку достижения планируемых результатов с помощью тестирования, методов самоконтроля и взаимоконтроля.
Навыки оценивания устных и письменных ответов обучающихся на уроках литературы согласно планируемым предметным результатам.
Навыки в области оценки достижения планируемых предметных результатов при реализации исследовательской и проектной деятельности на занятиях по литературе.
Навыки оценки достижения планируемых предметных результатов на уроках по литературе при тестировании и применении методов самоконтроля и самооценивания.
Контроль учебных достижений школьников, включающий их проверку и оценку, – важная составляющая (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам (далее – ПР). Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.
Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций:
Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям, а также служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.
Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет в преподавании результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать действенные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения и, в конечном счете, повышению его качества.
Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.
Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). В документе указано, что система оценки достижения ПР освоения программы ООО должна:
Система оценки достижения ПР освоения программы ООО должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки создания ученических проектов.
Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения РФ, установленная в ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися ПР образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.
Одними из основных направлений обновления ФГОС ООО стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в Федеральный учебный план.
Реализация системно-деятельностного подхода обусловила двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий с полным основанием могут быть отнесены к универсальным учебным действиям (УУД), представленным в разделе Стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний: отмечаются достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов овладения образовательными программами.
Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата, в которых должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием.
Дальнейшая детализация планируемых предметных результатов (далее – ППР) нашла отражение в федеральных рабочих программах (ФРП) по учебным предметам. В каждой из них ППР распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность обоснованно выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде дисциплин ПР группируются также по крупным темам и содержательным блокам, что позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематических и промежуточных проверок.
Таблица 1
Виды оценивания | Объекты оценивания |
Тематическое | Планируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения. Если они не указаны в федеральной образовательной программе основного общего образования (далее – ФОП ООО), то определяются учителем самостоятельно на основе программы и тематического планирования). |
Промежуточное | ПР изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных УУД (указаны во ФГОС ООО и ФОП ООО), например:
|
Итоговое | ПР освоения курса конкретного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного изучения дисциплины). |
На всех уровнях общего образования выделяют две большие группы – внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание (государственная итоговая аттестация, всероссийские проверочные работы, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней). Они независимы друг от друга, но при этом должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся. Такая связь реализуется и по содержанию (единый объект оценивания – планируемые результаты обучения), и по форме (использование критериального подхода, тестовых форм проверки и др.) контроля.
Нас интересует внутришкольное оценивание. Оно предназначено для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением).
Внутришкольное оценивание позволяет:
Комплексный подход к оцениванию предполагает взаимосвязанное использование его разнообразных видов и форм.
К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), школа по определенным ею формам и установленному порядку проводит промежуточную аттестацию учеников. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании качества усвоения образовательной программы с учетом полученных результатов в организации учебной деятельности, а о принятии в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений.
В законе разъясняется, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую обучающийся должен ликвидировать. Если ученик по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал её, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на второй год в тот же класс или переводится на обучение по адаптивным образовательным программам либо по индивидуальному плану.
Таким образом, промежуточную аттестацию можно рассматривать как форму контроля достижения ПР в объеме определенного уровня обучения, т. е. проводимую образовательной организацией в конце 4-х, 9-х и 11-х классов. Во всех других в конце года проводится итоговое оценивание. Промежуточная итоговая аттестация по завершении основной школы не распространяется на обучающихся, которые решили сдавать основной государственный экзамен по предмету.
Итоговая аттестация, согласно Закону об образовании, завершает освоение образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию. Она выходит за рамки внутришкольного контроля.
Школьники показывают свои достижения с помощью устных ответов, письменных работ (сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и др.). В систему внутришкольной проверки знаний входит также оценка проектов, лабораторных, практических и творческих работ обучающихся.
При реализации различных форм внутреннего оценивания целесообразно применять критериальный подход.
Учителю он дает ясные ориентиры для:
Обучающимся заранее известные критерии оценивания помогают лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.
Родители получают:
Использование критериального подхода к описанию достижения ПР для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных заданий позволит повысить объективность традиционной 5-балльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений учеников по комплексу взаимосвязанных показателей. В этом отношении критериальное оценивание сходно с традиционным нормативным, при котором отметка выставляется с учетом степени достижения определенных требований (полнота изложения, выражение мысли своими словами, приведение примеров и т. п.). При этом критериальное оценивание осуществляется «методом прибавления», когда каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату, а нормативное – «методом вычитания» ошибок и промахов ученика из эталонного ответа на 5 баллов.
Условие критериального оценивания – предварительное ознакомление всех участников образовательного процесса, прежде всего обучающихся, с используемыми критериями. При этом и нормативная модель оценивания не утрачивает своего значения в современных условиях, особенно применительно к определенным видам и формам оценивания, например, устного ответа в ходе текущего контроля.
Уже накопленный опыт критериального оценивания показывает многообразие подходов к определению оснований, признаков, на основе которых принимается решение об оценке. Их диапазон колеблется от предельно обобщенных положений (знать, понимать, применять), служащих общим ориентиром в оценочной деятельности, до критериев выполнения отдельных заданий.
В методических рекомендациях критериальный подход реализован, в первую очередь, применительно к оценке интегрированных и практико-ориентированных результатов освоения программы:
Выработать обоснованные критерии оценивания позволила проведенная детализация (декомпозиция, операционализация) отдельных образовательных результатов.
В ряде случаев показан «балльный вес» каждой критериальной позиции, который затем переводится в привычные 5-балльные отметки. Чтобы оценивание было более дифференцированным и точным, выделяются возможные уровни достижения конкретного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Они относятся как к знаниевой (воспринимает, распознает, представляет в преобразованном виде и др.), так и к деятельностной (применяет по образцу и в измененной ситуации, понимает способ действий и преобразует их) составляющим ПР освоения образовательной программы.
В соответствии с ФГОС ООО федеральная рабочая программа по литературе определяет и конкретизирует предметные результаты, которых должны достичь ученики каждого класса по окончании основной школы. Уровень сформированности соответствующих им предметных умений проверяется с помощью организации и проведения различных форм текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. По результатам этих проверок проводится оценивание предметных достижений и выставляется отметка. При оценке ПР на уроках литературы в основной школе необходимо также учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры учеников, соответствующих каждому из этапов обучения.
Система контроля и оценивания достижения ППР по литературе в соответствии с ФГОС ООО должна отражать не только результат, но и сам процесс освоения ФОП ООО. Она представляет собой сочетание разных видов оценки, методов и форм проверки уровня этих достижений. При использовании этой системы контроля и оценки достигнутых ППР учитель литературы должен учитывать несколько факторов:
Виды контроля:
а) текущий;
б) тематический;
в) промежуточный;
г) итоговый.
Формы контроля:
Промежуточный контроль проходит в конце I и II полугодий. Его формат определяется по выбору образовательной организации (контрольное тестирование, письменные ответы на вопросы по изученному материалу, сочинение, защита группового и индивидуального проекта).
Итоговый контроль проводится в форме внутренней оценки по выбору образовательной организации (итоговая контрольная работа, защита проекта, портфолио по предмету). А выпускников 9 класса в конце учебного года ожидает внешняя оценка их знаний в форме ОГЭ (по выбору).
Оценка предметных результатов в ходе текущего и тематического контроля проводится в каждом классе в течение всего учебного года в различных формах по выбору учителя:
а) работу с текстом (чтение, комментирование, элементы анализа художественного произведения);
б) ответы на вопросы по изученному материалу;
в) пересказ и выразительное чтение изучаемых произведений или отрывков из них.
а) устно: ответы на вопросы, индивидуальные сообщения, доклады, презентации;
б) письменно: сочинения, аннотации, рецензии, творческие работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО к предметным результатам по литературе для проведения текущего и промежуточного (тематического) контроля рекомендуется выбор нескольких форм, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Формы текущего и тематического (промежуточного) контроля проверяемых предметных результатов ФГОС ООО по литературе
Проверяемые предметные результаты ФГОС ООО | Формы контроля |
1. Понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации. | Устный ответ, письменные работы и сочинения. |
2. Понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического. | Устный ответ, письменные работы и сочинения. |
3. Овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: а) умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; б) определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; в) выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; г) характеризовать авторский пафос; д) выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; е) овладение теоретико-литературными понятиями и использование их при анализе, интерпретации произведений, а также оформлении собственных оценок и наблюдений; ж) умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определенному литературному направлению); з) умение выявлять связь между важными фактами биографии писателей и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений; и) умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учетом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты, темы, проблемы, жанры, приемы, эпизоды текста; к) умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино). | I. Устный ответ, письменные работы и сочинения. II. Устный ответ, письменные работы и сочинения, тестирование. III. Устный ответ, письменные работы и сочинения, тестирование. IV. Устный ответ, письменные работы и сочинения. V. Устный ответ письменные работы и сочинения. VI. Письменные работы и сочинения, проектная и исследовательская деятельность. VII. Письменные работы и сочинения, проектная и исследовательская деятельность. |
4. Совершенствование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и/или фрагментов. | Выразительное чтение художественных произведений. |
5. Овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному и формулировать вопросы к тексту. | Пересказ художественных произведений. |
6. Развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную точку зрения с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному. | Устный ответ, проектная и исследовательская деятельность. |
7. Совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее 250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные виды цитирования; делать ссылки на источники информации; редактировать собственные и чужие письменные тексты. | Устный ответ, письменные работы и сочинения, проектная и исследовательская деятельность. |
8. Овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы, а также современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа). | Устный ответ, письменные работы и сочинения, проектная и исследовательская деятельность. |
9. Понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития. | Устный ответ, письменные работы и сочинения, проектная и исследовательская деятельность. |
10. Развитие умения планировать свое досуговое чтение, формировать и обогащать круг чтения, в том числе за счет произведений современной литературы. | Устный ответ, письменные работы и сочинения, проектная и исследовательская деятельность. |
11. Формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов). | Проектная и исследовательская деятельность. |
12. Овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, в том числе среди верифицированных электронных источников, включенных в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, для выполнения учебной задачи; применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), соблюдать правила информационной безопасности. | Письменные работы и сочинения, проектная и исследовательская деятельность. |
Для проведения итогового контроля образовательная организация может выбрать одну из форм, представленных в таблице 2:
Следует учитывать, что выпускники основной школы могут выбрать по желанию экзамен в форме ОГЭ по литературе, который будет внешней оценкой знаний. Он не может рассматриваться в контексте процедур внутришкольного оценивания достижений обучающихся.
Вместе с тем специфика заданий, включенных в ОГЭ, соотносима с некоторыми из форм для оценки ПР по литературе в процессе промежуточного и итогового внутришкольного контроля. В таблице 3 представлены в сопоставлении некоторые из возможных форм оценивания и примеры формулировок заданий.
Таблица 3
ОГЭ по литературе (внешняя оценка) | Итоговый контроль (внутришкольная оценка) |
Сочинение (одна из 5 тем по выбору экзаменуемого; рекомендуемый объем сочинения – 200-250 слов, минимально необходимый объем – 150 слов; оценивание по критериям). Примеры тем: 1. Против чего протестует Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)? 2. В чем схожи и в чем различны, с Вашей точки зрения, характеры Печорина и Вернера (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)? 3. Как в прозе Л. Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности», подмеченный филологом Н. К. Гудзием (на примере одного произведения)? 4. Как в отечественной лирике второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? 5. Какие сюжеты произведений отечественной и зарубежной литературы для Вас актуальны и почему (на основе анализа 1-2 произведений)? | Сочинение (одна из нескольких тем по выбору обучающегося; объем в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФРП ООО – не менее 250 слов; оценивание по нормам оценки). Примеры тем (9 класс): 1. Проблема цели и смысла жизни в произведениях русских писателей первой половины XIX века. 2. Тема взаимосвязи природы 3. «Герой времени» в произведениях отечественных писателей первой половины XIX века. 4. «Вечные темы» в произведениях русской и зарубежной литературы. 5. Какое произведение отечественной или зарубежной литературы я рекомендую прочитать и почему? |
ОГЭ по литературе (внешняя оценка) | Промежуточный (тематический) контроль (внутришкольная оценка) |
Письменный ответ на проблемный вопрос (приведен с указанием автора и названия произведения, фрагмента прозаического/лирического текста; одно из двух заданий на выбор, объем 3-5 предложений; оценивание по критериям). Пример заданий: 1. Кому, с Вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачеву или Гриневу (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)? 2. Какую роль в приведенном фрагменте играет прием контраста (по фрагменту из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)? 3. Как в стихотворении Н. А. Некрасова связаны тема войны и образ матери? 4. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты (по стихотворению Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…»)? | Письменный ответ на проблемный вопрос (указан автор и название произведения или только автор; один из нескольких вопросов по выбору обучающегося; объем от 1 до 3 страниц – в зависимости от класса; оценивание в соответствии с нормами оценки). Пример заданий (8 класс): 1. Почему Мцыри называет себя «тюремным цветком» (тематический контроль после изучения творчества М. Ю. Лермонтова)? 2. Какие романтические образы выделяются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (тематический контроль после изучения творчества М. Ю. Лермонтова)? 3. Как раскрыта тема «Человек и эпоха» в стихотворении поэта первой половины ХХ века? Ответ с примером приведенного в задании стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама или Б. Л. Пастернака (тематический контроль после изучения поэзии первой половины ХХ века). 4. Какие нравственные проблемы рассматриваются в произведении писателя второй половины XIX века? Рассуждение на примере произведения одного из писателей: И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого – по выбору (промежуточный контроль после изучения раздела «Литература второй половины XIX века). |
Оценивание учебных достижений по литературе в основной школе выполняет не только функцию контроля, но и ряд других важных для учебно-воспитательного процесса задач:
Следует учитывать, что на уровне основного общего образования ведущую роль играют мотивационная и воспитательная функции оценки учебных достижений детей, а это требует учета их индивидуальных особенностей. Потому наряду с различными видами и формами контроля необходимо проводить диагностические работы.
Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учеников и педагога для выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
Как известно, усвоение знаний и формирование умений происходит у школьников с разной скоростью, т. к. они отличаются уровнем возрастного психического развития. Поэтому учителю необходимо выстраивать дифференцированную работу, опирающуюся на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), оказывать помощь детям, испытывающим трудности в литературном образовании из-за медленного темпа учебной работы и более длительного формирования умений.
С выявлением затруднений связана и оценка учебных достижений. Для учеников, работающих в медленном темпе, важна педагогическая поддержка учителя, которая включает в себя разработку последовательности учебных действий и операций по решению учебных задач, прежде всего, направленных на развитие умений смыслового чтения, сопоставления, классификации, обобщения и др.
Поэтому диагностические работы необходимо проводить в течение всего учебного года. Это даст возможность учителю контролировать процесс усвоения учебного материала и целенаправленно проводить необходимые корректировки при возникновении затруднений у обучающихся. Количество и время проведения промежуточных диагностических работ определяется педагогом или образовательной организацией, но обязательны:
а) стартовая диагностика, которая проводится в начале учебного года и позволяет определить уровень освоения учебной программы предыдущего класса;
б) итоговая диагностика, которая дает возможность выявить трудности школьников, завершающих изучение материала программы по классу, в котором они учились в этом году.
Следует учитывать, что сложности в усвоении литературных знаний и их применении в учебной деятельности связаны не только с незнанием материала (литературных текстов, их авторов, произведений на заданную тему и т. п.), но и с неразвитыми метапредметными умениями, слабыми навыками самостоятельной работы. Между достижением предметных и метапредметных результатов есть устойчивые взаимосвязи, т. к. для достижения ПР необходимо развитие целого ряда метапредметных умений. А систематическое формирование и развитие предметных умений способствует повышению метапредметных результатов, что говорит об их двустороннем позитивном взаимовлиянии.
Поэтому в диагностические работы необходимо включать как репродуктивные задания на проверку наличия/отсутствия знаний, так и задания на проверку умения применять полученные знания в самостоятельной продуктивной деятельности учеников, используя при этом не только знакомые им ситуации, но и новые, требующие творческого подхода.
К первой группе диагностических заданий можно отнести, например, такие, которые проверяют знание содержания произведений, понимание литературных терминов, определенных для каждого класса в предметных результатах ФРП по литературе.
Так, в 5 классе программа предусматривает, что дети должны:
А. Понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий.
Б. Учиться использовать при анализе и интерпретации произведений такие теоретико-литературные понятиия, как:
В соответствии с этим в стартовую диагностику в 6 классе должны быть включены задания, направленные на выявление знания этих понятий и уровня владения ими. Они могут быть представлены в форме тестов или письменных заданий, показывающих, умеют ли ученики пользоваться теми или иными терминами при анализе произведения.
Термины: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.
Термин | Определение |
Красочное художественное определение предмета или явления, помогающее представить его и понять авторское отношение. | |
Уподобление неодушевленных предметов, явлений природы живому существу, наделение их человеческими свойствами. | |
Употребление слова или выражения в переносном значении, которое основано на сходстве одного предмета или явления с другим. | |
Изображение одного предмета или явления путем сопоставления его с другим, имеющим с ним общие признаки, выраженное с помощью союзов или творительного падежа. |
Последнее задание позволяет не только проверить усвоение предметных знаний по содержанию программы для 5 класса, но и выявить уровень сформированности умения проводить сопоставление по заданному в вопросе направлению, а также читательские интересы обучающихся. Это дает возможность обратиться как к изученным в школе произведениям, так и к тем, которые составляют круг досугового чтения учеников.
Такого рода комплексные задания обязательно должны присутствовать в стартовой диагностике в каждом классе, поскольку дают учителю возможность проследить динамику развития читательской культуры школьников.
В оценивании предметных результатов устный опрос достаточно значим. Эта форма оценки знаний – самая востребованная: редкий урок литературы обходится без опроса, беседы по прочитанному произведению или по изученной теме. Устные ответы используются для текущего и тематического контроля. Они позволяют определить, насколько хорошо ученики усвоили большинство предметных результатов (данные приведены в таблице 2 – см. Занятие 5). Для оценивания словесных ответов выбираются критерии, соответствующие им.
Примерные задания для текущего контроля:
Примерные задания для тематического контроля:
При оценке устных ответов учитель руководствуется несколькими основными критериями в пределах программы класса:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
а) прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
б) умение объяснять взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
в) умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;
г) свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает:
а) прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
б) умение объяснять взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
в) умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
г) умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
д) хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном:
а) о знании и понимании текста изучаемого произведения;
б) об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры, поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
в) о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться ими при анализе произведений;
г) об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для этого класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
а) незнание существенных вопросов содержания произведения;
б) неумение объяснить поведение, характеры основных героев и роль важных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
в) незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
г) слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения;
д) бедность выразительных средств языка.
Чтение – основной вид деятельности на уроке литературы. Один из предметных результатов – «совершенствование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и/или фрагментов». В основном выразительное чтение может быть видом текущего контроля.
В некоторых ситуациях, когда на тему отводится 1 час (например, тема «Литература народов Российской Федерации», где изучается одно стихотворение), выразительное чтение может быть тематическим контролем. Тогда после выразительного чтения рекомендуется задать несколько вопросов в зависимости уровня, на котором ученик выполнил это задание. Они должны проверить понимание темы, идеи, художественных особенностей прочитанного произведения.
Критерии оценки выразительного чтения эпических, лирических, драматических произведений и их фрагментов мы представим ниже.
Отметка «5» ставится, если ученик:
Отметка «4» ставится, если:
А. Текст произведения прочитан без ошибок или с 1-2 ошибками, которые ученик исправляет сам, без подсказки.
Б. В основном выполняются требования:
Отметка «3» ставится, если:
А. Текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3-5 в зависимости от размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя. Требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются.
Б. Текст произведения воспроизводится без ошибок. Ученик читает четко, внятно, но не владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает монотонно, неэмоционально.
Оценивание выразительности чтения должно сочетаться с принятыми нормами техники чтения. Например:
Это считается средней скоростью в последующих классах.
После выразительного чтения произведения целесообразно добавить дополнительные задания, нацеленные на достижение предметных результатов, к примеру, на понимание темы, идеи, авторской точки зрения, художественных особенностей произведения или его фрагмента. В зависимости от уровня выразительного чтения произведений в 5-6 классах можно задать 1 или 2 вопроса, в 7-8-х – не менее 2 вопросов, в 9-х – не менее 3 вопросов.
Примерные задания после выразительного чтения:
Оцениваются ответы на дополнительные вопросы как устные.
Один из предметных результатов, представленных в ФРП по литературе, – это «овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту». При проверке умения пересказывать прежде всего оценивается точная последовательная передача основного содержания произведения, понимание его темы, идеи, характеров героев, художественных особенностей.
Пересказ – это устное недословное воспроизведение текста или его фрагмента. Он может быть подробным, выборочным, кратким, художественным (творческим).
Виды пересказов:
А. Подробный – это пересказ близкий к тексту, в котором детально передается его содержание и отражаются художественные особенности.
Б. Выборочный – это точный, подробный пересказ выбранных фрагментов художественного текста, объединенных одной темой.
В. Краткий – схематический пересказ, в котором излагается основное содержание произведения, подробности опускаются, его тема раскрывается в главных чертах.
Г. Художественный (творческий) – это пересказ с творческой перестройкой текста или его дополнением, когда в процессе можно интерпретировать второстепенные детали, но фабула и основная мысль произвения не меняются. Например, пересказ события от имени другого героя.
В системе оценивания предметных результатов пересказ относится к устной форме оценивания и может быть видом текущего контроля.
Критерии оценки подробного пересказа:
Отметка «5» ставится, если:
а) содержание ответа полностью соответствует теме и заданию;
б) фактические ошибки отсутствуют;
в) содержание излагается последовательно;
г) ответ отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
д) достигнуто стилевое единство и выразительность речи.
Отметка «4» ставится, если:
а) содержание ответа в основном соответствует теме и заданию (имеются незначительные отклонения от темы);
б) содержание в основном достоверно, но есть единичные фактические неточности;
в) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
г) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
д) стиль речи отличается единством и достаточной выразительностью.
Отметка «3» ставится, если:
а) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
б) в ответе достигнута достоверность в главном, но имеются незначительные фактические неточности;
в) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
г) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
д) стиль речи не отличается единством и недостаточно выразителен.
Отметка «2» ставится, если:
а) ответ не соответствует теме и заданию;
б) допущено много фактических неточностей;
в) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях ответа, отсутствует связь между ними;
г) пересказ не соответствует плану;
д) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;
е) нарушено стилевое единство речи.
После пересказа можно задать вопросы по тексту (устный опрос, оценивание такое же).
Предметные результаты по литературе, оценка которых связана с письменными работами, представлены в таблице 2 (см. Занятие 5).
В соответствии с ФРП по литературе обучающиеся должны уметь создавать письменные высказывания разных жанров (ответ на вопрос, аннотация, отзыв, рецензия, конспект, эссе, сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, литературно-творческая работа), применяя различные виды цитирования, а также исправлять и редактировать собственные письменные тексты.
Письменные ответы каждого из перечисленных жанров используются для текущего и тематического (промежуточного) контроля, а отдельные виды письменных работ применяются в процедурах итогового контроля, о чем мы писали выше (см. таблицу 3). При этом любое высказывание обучающихся в письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Примеры письменных заданий:
В текущем и тематическом контроле важно использовать письменные задания, связанные с умениями сопоставительного анализа, формирование которых определяется предметными результатами ФГОС ООО и ФРП по литературе:
А. Овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты (с учетом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приемы, эпизоды текста.
Б. Овладение умением сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино).
В таких заданиях могут быть использованы как изученные произведения, так и тексты, незнакомые обучающимся. При этом сложность сопоставительного анализа повышается от класса к классу.
Примеры письменных заданий на сопоставление:
Для проведения текущего контроля также можно использовать творческие задания, которые позволяют выявить способности обучающихся делать креативные интерпретации на основе изученных произведений литературы.
Примеры творческих письменных заданий:
При оценивании письменных работ следует учитывать их жанр и требования ФРП ООО по литературе к предметным результатам для каждого класса, которые определяют такие параметры, как:
При оценивании письменных работ по литературе учитывается:
I. Соответствие работы теме и заданию.
II. Полнота и аргументированность ответа.
III. Правильность фактического материала.
IV. Последовательность и логичность изложения, наличие обобщений и выводов.
V. Речевое оформление, включающее:
Отметка «5» ставится, если:
а) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
б) ответ отличается полнотой и аргументированностью;
в) фактические ошибки отсутствуют;
г) содержание излагается логично и последовательно;
д) работа отличается стилевым единством, точностью и выразительностью языка.
Допускается не более 1-2 речевых недочетов, орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют или допущено не более 1 (каждого вида, суммарно – не более 2).
Отметка «4» ставится, если:
а) содержание работы в основном соответствует теме и заданию, но есть незначительные отклонения от темы;
б) ответ полный, но недостаточно аргументированный;
в) содержание в основном достоверно, но имеют место единичные фактические неточности;
г) есть незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
д) работа отличается стилевым единством и выразительностью языка.
Допущено не более 3 речевых недочетов, не более 2 орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 4).
Отметка «3» ставится, если:
а) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
б) ответ неполный и/или недостаточно аргументированный;
в) содержание достоверно в главном, но имеются фактические неточности;
г) допущены отдельные нарушения последовательности и логики изложения;
д) работа не отличается стилевым единством, речь недостаточно выразительна.
Допускается 4-5 речевых недочетов, не более 3-4 орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – не более 7).
Отметка «2» ставится, если:
а) работа не соответствует теме и заданию;
б) ответ крайне упрощенный и/или неаргументированный;
в) допущено много фактических неточностей и ошибок;
г) нарушена последовательность и логика изложения мыслей, отсутствует связь между ними;
д) нарушено стилевое единство текста, словарь беден, синтаксические конструкции однообразны.
Допущено более 5 речевых недочетов, 5 и более орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок (каждого вида, суммарно – 8 и более).
Среди всех видов письменных работ именно сочинение позволяет проверить и оценить уровень достижения практически всех предметных результатов по литературе – как со стороны знаниевых, так и деятельностных их компонентов (это отражено в таблице 2). Сочинение дает возможность проверить и уровень сформированности многих метапредметных умений, а также выявляет достижения обучающихся, связанные с личностными результатами. Неслучайно в ОГЭ и ЕГЭ по литературе сочинение включается как обязательный компонент контрольно-измерительных материалов.
Вместе с тем сочинение – самый сложный вид работы по литературе. Дети обучаются его писать долго, поэтому в основной школе этот вид письменной работы используется как форма тематического контроля с учетом динамики формирования умений в пределах программы того или иного класса. Для проведения итогового контроля по литературе в основной школе сочинение может использоваться не ранее 9 класса, поскольку в достаточной мере умения, связанные с этим видом письменной работы, формируются только к окончанию основной школы.
Хорошо известно, что сочинение часто вызывает затруднения даже у школьников, демонстрирующих высокий уровень учебных достижений по литературе, и требует особого внимания со стороны учителя как в процессе обучения и подготовки к нему, так и при оценивании ученических работ.
В разные периоды обучения на уроках литературы обучающиеся пишут разнообразные виды сочинений, для которых требуется опора на литературный опыт, знания и умения, приобретаемые при изучении школьного курса:
Некоторые из этих видов сочинений были представлены выше как разновидности творческих работ для проведения текущего контроля.
Но для процедур тематического и итогового контроля рекомендуется использовать сочинение на литературную тему – это размышления пишущего о конкретном вопросе, которое основывается на анализе и интерпретации изученного литературного произведения (или его фрагмента), выраженное в разной жанровой форме (близкой к литературно-критической или литературоведческой статье, публицистике, эссе и т. д.).
Среди сочинений на литературную тему принято выделять несколько видов:
I. Сочинения, основанные на анализе и интерпретации конкретного литературного произведения:
II. Сочинения, основанные на анализе определенной части творчества конкретного писателя (включая сопоставление с творчеством другого автора).
III Сочинения, близкие по жанру литературному обзору, требующие рассмотрения определенной части историко-литературного процесса.
IV. Сочинения, отражающие личностное восприятие учащимся определенного литературного явления (героя, произведения, творчества писателя и т. д.).
V. Сочинения, предполагающие творческую интерпретацию литературного произведения в заданном направлении.
Например, на начальном этапе основной школы многие умения, необходимые для написания сочинений на литературную тему, еще не сформированы, поэтому даже в объеме знаний, соответствующих программе 5 класса, далеко не все виды сочинений могут быть использованы для оценочных процедур.
ФРП по литературе для 5 класса выделяет такие предметные результаты:
Исходя из этого, на уровне 5 класса возможно предложить для тематического контроля сочинения лишь нескольких видов, связанные с:
а) характеристикой героев (в том числе сопоставительной);
б) темой, идеей и сюжетом произведения;
в) отдельными теоретико-литературными понятиями;
г) своими интерпретациями на элементарном уровне.
При этом следует учесть, что объем письменной работы невелик (но не менее 70 слов).
Примеры тем сочинений о литературных произведениях для тематического контроля в 5 классе:
Вместе с тем требования к сочинению как для 5-го, так и для других классов должны учитывать критерии, которые применяются к оценке любых видов и жанров сочинений.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
При оценивании сочинения учитывается его объем в соответствии с требованиями, определенными в ФРП по классам:
Отметка «5» ставится за сочинение:
а) глубоко и аргументированно раскрывающее тему;
б) свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других источников, необходимых для её раскрытия;
в) говорящее об умении целенаправленно анализировать произведение, уместно и правильно используя теоретико-литературные понятия, делать выводы и обобщения;
г) стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
д) написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
а) достаточно полно и убедительно раскрывающее тему;
б) обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения, умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей;
в) умение анализировать произведение с опорой на теоретико-литературные понятия, делать выводы и обобщения;
г) логичное и последовательное изложение содержания;
д) написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
а) в главном и основном раскрывается тема;
б) дан в целом верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на поставленный вопрос;
в) допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
г) проводится анализ произведения, но без опоры на теоретико-литературные понятия или с ошибками в их использовании;
д) обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
е) материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
ж) обнаруживается владение основами письменной монологической речи.
В работе имеется не более 4 неточностей в содержании и 5 речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
а) не раскрывает тему или освещает другой вопрос;
б) свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;
в) не свидетельствует об умении анализировать текст и знании теоретико-литературных понятий;
г) характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
д) отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Тестирование – один из современных методов контроля и оценивания учебных достижений школьников. Оно позволяет в краткой и четкой форме выявить их знания и умения по предмету. Широкая распространенность этой формы контроля связана также с возможностью стандартизации проверки тестовых заданий, поскольку они ориентированы на однозначный правильный ответ.
Но именно это ограничивает возможности использования тестирования для оценки познаний в литературе: специфика предмета обусловливает то, что в большинстве случаев однозначность ответа не соответствует требованиям к предметным результатам. Неслучайно в современные контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по литературе тестовые задания либо не включены (ОГЭ), либо их количество сокращено и составляет не более 12-14% от общей оценки (ЕГЭ).
Среди ПР, предусмотренных ФГОС ООО и ФРП по литературе, лишь отдельные позиции целесообразно проверять и оценивать с помощью тестов:
А. Знание содержания художественных произведений в рамках программы для того или иного класса, понимание их связи с исторической эпохой и её литературными тенденциями, а также творческой биографии писателя и его художественного метода.
Б. Знание теоретико-литературных понятий в рамках программы класса и умение определять художественные явления, связанные с использованием этих понятий, в литературных текстах.
В соответствии с этими позициями тесты рекомендуется использовать для текущего контроля, а также в составе комплексной работы для проведения тематического (промежуточного) и итогового контроля, включающей наряду с тестами письменный ответ на проблемный вопрос.
Оценка тестовых работ
Примерная шкала перевода балла в отметку (разрабатывается в образовательной организации):
I. Сопоставьте персонажей «Кавказского пленника» и их описание. В правом столбце таблицы укажите, какому из этих персонажей соответствует описание, приведенное в левом (5 класс).
Персонажи: Жилин, Костылин, отец Дины.
Персонаж | Описание |
Глаза черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо веселое. | |
Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. | |
Хоть невелик ростом, а удал был. |
II. Вспомните, какие эпические жанры (жанры эпоса) вы знаете. Заполните таблицу: в правый столбец впишите название произведения, которое относится к жанру, указанному в левом (7 класс).
Жанр | Название |
рассказ | |
повесть | |
сказ | |
роман | |
сказка |
III. Определите, какие из персонажей произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – лица исторические, а какие – вымышленные. Впишите в таблицу соответствующие им номера из списка персонажей (8 класс).
Список персонажей:
Исторические персонажи | Вымышленные персонажи |
9 класс (итоговый контроль)
I. Заполните таблицу. В правом столбце таблицы укажите, какому из русских поэтов принадлежит стихотворение из приведенного списка, вписав цифру, под которой это произведение стоит.
Список стихотворений:
Автор | Произведение |
М. В. Ломоносов | |
Г. Р. Державин | |
В. А. Жуковский | |
А. С. Пушкин | |
М. Ю. Лермонтов |
II. Сравните стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Напишите краткий ответ на поставленный вопрос, подтверждая свои выводы примерами-аргументами из этих произведений (приведите не менее двух). В чем различие образов пророка в стихотворениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?
III. Напишите развернутый ответ на один из предложенных вопросов:
А. Как в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» выражен конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»?
Б. Почему финал романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» называют открытым?
В. Что сближает автора и героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Г. К кому из героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» может быть обращен призыв автора: «Будьте не мертвые, а живые души»?
Д. В чем сходство образов «героев времени» в произведениях русских и зарубежных писателей?
В системе контроля и оценивания достижения предметных результатов реализуется заложенный в ФГОС ООО принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Самооценка и взаимооценивание – составляющие оценивания достигнутых предметных результатов на уроке литературы. Таким образом школьники включаются в процесс формирования оценки.
Обучающийся должен объективно оценивать собственную работу или достижения одноклассников и уметь обосновать свою оценку. Так школьники учатся самостоятельно оценивать результаты своих действий, находить и исправлять свои ошибки.
Использовать самооценку и взаимооценивание на уроках литературы рекомендуется в качестве текущего контроля.
Чтобы на уроке литературы обучающийся смог провести самооценку или оценить задания, выполненные одноклассниками, он должен знать алгоритм, по которому будет проводить оценивание. Критерии для самооценки и взаимооценивания должны соответствовать критериям форм устного или письменного контроля.
В лист самооценки или взаимооценивания обязательно заносятся:
а) фамилия, имя обучающегося, класс;
б) фамилия, имя проверяющего, класс (если лист взаимооценивания);
в) критерии оценки;
г) баллы за выполнение задания;
д) полученные баллы и обязательно комментарии оценки, чтобы ученик мог обосновать выставленные баллы.
Самооценка и взаимооценивание может проходить как в устной, так и в письменной форме. На уроках литературы ученикам можно предложить оценивание:
Критерии для самооценки или взаимооценивания обучающихся учитель может составить на основе представленных в этом занятии. Он заранее готовит листы самооценки или взаимооценивания в свободной форме.
Лист самооценки или взаимооценивания № 1
Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________
Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________
Форма контроля: устный ответ на вопрос: «Определите и сформулируйте тему и основную мысль прочитанной басни».
Критерии оценки | Баллы за выполнение задания | Полученные баллы | Комментарии | Оценка учителя |
1. Знание содержания басни. | 2 | |||
2. Названа тема басни. | 1 | |||
3. Сформулирована основная мысль басни. | 2 | |||
Всего баллов | 5 |
Лист самооценки или взаимооценивания № 2
Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________
Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________
Форма контроля: выразительное чтение отрывка художественного произведения.
Критерии оценки | Баллы за выполнение задания | Полученные баллы | Комментарии | Оценка учителя |
1. Чтение без ошибок в словах. | 1 | |||
2. Чтение четкое, внятное, с соблюдением норм орфоэпии. | 1 | |||
3. Верно расставлены логические ударения и паузы в тексте. | 1 | |||
4. Соблюден темп чтения (громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее). | 1 | |||
5. Переданы верно чувства в чтении. | 1 | |||
Всего баллов | 5 |
Лист самооценки или взаимооценивания № 3
Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________
Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________
Форма контроля: пересказ отрывка художественного произведения.
Критерии оценки | Баллы за выполнение задания | Полученные баллы | Комментарии | Оценка учителя |
1. Отсутствие фактических ошибок и искажений. | 1 | |||
2. Нет нарушений логической последовательности. | 1 | |||
3. Отсутствие затруднений в пересказе. | 1 | |||
4. Нет речевых ошибок. | 1 | |||
5. Пересказ выразительный. | 1 | |||
Всего баллов | 5 |
Лист самооценки или взаимооценивания № 4
Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________
Фамилия, имя проверяющего, класс___________________________
Форма контроля: сочинение.
Критерии оценки | Баллы за выполнение задания | Полученные баллы | Комментарии | Оценка учителя |
1. Соответствие работы теме сочинения. | 1 | |||
2. Полнота раскрытия темы. | 1 | |||
3. Правильность фактического материала. | 1 | |||
4. Нет нарушений логической последовательности. | 1 | |||
5. Отсутствие речевых ошибок. | 1 | |||
Всего баллов | 5 |
Если сочинение не соответствует теме, далее оценивание не производится.
Учитель может изменить, дополнить критерии, вынести на самооценку и взаимооценивание другие формы оценивания в соответствии с уровнем подготовленности класса.
Листы самооценки и взаимооценивания складываются в портфель достижений по литературе вместе со всем, что связано с успехами обучающихся в области предметных результатов, а именно с:
Раз в год или по необходимости, используя содержание портфеля с достижениями по литературе, ученики могут составить диаграмму или заполнить таблицу, чтобы самостоятельно оценить: какими предметными результатами они овладели, а над достижением каких еще надо поработать.
Например, данные заносятся в таблицу:
Для обозначения результата можно использовать технологию «Светофор»: зеленый цвет – «знаю», желтый – «не уверен», красный – «не знаю» или «хочу узнать». В графе «Комментарии» обучающиеся могут обосновать свои оценки.
Фамилия, имя обучающегося, класс___________________________
Предметные результаты | Оценка достижений предметных результатов | Комментарии |
1. Определять тему и главную мысль произведения. | ||
2. Характеризовать героев-персонажей. | ||
3. Понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений. | ||
4. Выразительно читать, в том числе наизусть. | ||
5. Пересказывать прочитанное произведение. | ||
6. Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного. | ||
7. Создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | ||
8. Владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений. | ||
9. Осознавать важность чтения. | ||
10. Планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения. |
Таким образом, школьники учатся самостоятельно:
а) оценивать свои предметные достижения по литературе и анализировать их;
б) планировать свою дальнейшую работу над достижением ПР;
в) находить, учитывать и восполнять пробелы в своем литературном образовании.
Проектная деятельность – это особая деятельность, ограниченная во времени, направленная на достижение заранее определенного результата/цели, создание уникального продукта или услуги.
В рамках занятий по литературе в соответствии с ФГОС ООО выполнение проектных работ предусмотрено в каждом классе. В таблице 2 (см. Занятие 5) представлено, какие предметные результаты оцениваются в проектной деятельности.
Следует также учитывать, что итогами проектной деятельности станет не только достижение ПР, но и личностное развитие школьников, уяснение специфики творческой исследовательской и проектной работы, формирование и развитие умений сотрудничать в коллективе и делать задание самостоятельно, поскольку проект может выполняться как индивидуально, так и в групповой форме.
Вместе с тем ФГОС ООО и ФРП по литературе как самостоятельное предметное требование выделяют умение, связанное с проектной деятельностью: участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов).
Поскольку проектная деятельность позволяет обобщить многие из предметных знаний и навыков учащихся, которые они приобретают в течение достаточно длительного времени, рекомендуется использовать проекты в качестве итогового, а также промежуточного контроля.
При этом необходимо учитывать динамику развития умений проектной деятельности, приобретения знаний и формирования предметных умений по литературе, необходимых для выполнения проекта на разных этапах обучения.
С этим связан и выбор темы проектной работы по литературе как формы оценки ПР. Он определяется с учетом:
Формы представления проекта по литературе разнообразны. Они должны соответствовать уровню знаний и умений учащихся. Например:
а) для 5-6 классов могут быть предложены поэтическая композиция с использованием творческих работ учеников (рисунки, фотографии, звукозаписи), страница к устному журналу или альманаху, инсценировка;
б) для 7-8 классов – тематическая стенгазета, календарь литературных дат, буклет, сценарий праздника;
в) в 9 классе – исследовательский проект, мультимедийная презентация, буктрейлер, школьный спектакль, организация заочной экскурсии по литературным местам и др.
К примеру, соответствии с ФРП по литературе учащиеся 5 класса должны уметь пользоваться библиотечным каталогом для поиска книг, поэтому одним из групповых проектов может стать создание каталога литературных произведений о животных русских и зарубежных писателей, что соответствует одной из тем в содержательном блоке программы для 5 класса.
На методологическом и концептуальном уровне предметы «Русский язык» и «Литература» имеют схожие подходы, поэтому требования к проектной деятельности и критерии её оценки повторяются.
Общие требования к проектам:
При оценивании результатов работы обучающихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание такие критерии, как:
а) значимость выдвинутой проблемы и её соответствие изучаемой тематике;
б) правильность выбора используемых методов исследования;
в) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
г) доказательность принимаемых решений;
д) наличие аргументации, выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента отмечается:
а) степень участия каждого исполнителя в работе над проектом;
б) характер взаимодействия участников проекта.
При оценке результативного компонента учитываются такие критерии, как:
а) качество предъявления и оформления проекта;
б) презентация проекта;
в) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
г) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
д) новизна представляемого проекта.
Рекомендуемое распределение баллов при оценивании каждого компонента проекта по литературе
Таблица 4
0 баллов | отсутствие компонента в проекте |
1 балл | наличие компонента в проекте |
2 балла | высокий уровень представления компонента в проекте |
Таблица 5
Компонент проектной деятельности | Критерии оценивания отдельных характеристик компонента | Баллы |
Содержательный | Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике. | 0-2 |
Правильность выбора используемых методов исследования. Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей. | 0-2 | |
Доказательность принимаемых решений. | 0-2 | |
Наличие аргументированных выводов и заключений. | 0-2 | |
Деятельностный | Степень индивидуального участия каждого исполнителя в выполнении проекта. | 0-2 |
Характер взаимодействия участников проекта. | 0-2 | |
Результативный | Качество предъявления проекта и его оформления. | 0-2 |
Презентация проекта. | 0-2 | |
Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов. | 0-2 | |
Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов. | 0-2 | |
Новизна представляемого проекта. | 0-2 | |
Максимальный балл | 24 |
Рекомендуемая шкала перевода баллов оценивания проектов по литературе в школьную отметку:
Тематическое планирование в ФРП ООО по литературе предлагает провести две итоговые контрольные работы (далее – ИКР) по литературе в 5-8 классах, в 9-ом – четыре.
В календарно-тематическом планировании контрольные работы рекомендуется разместить в конце I полугодия и в конце учебного года, если ИКР две. Если четыре – следует их проводить в конце каждой четверти.
ИКР по выбору образовательной организации могут заноситься в график контрольных работ. В процессе планирования итогового контроля важно помнить, что стоит проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще одного раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение их, не должен превышать 10% от всего объема часов на изучение этого учебного предмета в той или иной параллели в текущем учебном году.
Итоговая контрольная работа может проводиться в виде:
а) тестирования с выбором ответов и открытыми ответами;
б) письменных ответов на вопросы по изученному материалу;
в) сочинения.
Эти работы проверяют достижения планируемых результатов в четверти, полугодии или за учебный год.
ИКР в виде тестирования или письменных ответов на вопросы может содержать такие задания:
I. Установите соответствие между авторами и произведениями (представлен их список).
II. Определите жанры произведений (представлен список изученного), выберите одно и покажите его жанровые особенности.
III. По небольшому отрывку из произведения определите его автора и название.
IV. Прочитайте стихотворение, определите настроение лирического героя.
V. Прочитайте стихотворение, найдите изобразительно-выразительные средства, определите их функцию в произведении.
VI. Прочитайте стихотворение, определите вид рифмы, стихотворный размер произведения.
VII. Выберите одно произведение из перечня, определите его тему и идею.
VIII. Назовите главного героя произведения и дайте ему характеристику.
IX. Дайте сравнительную характеристику героев произведения.
X. Определите тему произведения, назовите другие знакомые вам художественные тексты на эту же тему.
XI. Дайте развернутый ответ на вопрос: какое произведение вам понравилось? Ответ обоснуйте.
Учитель формирует задания согласно пройденному материалу и предметным результатам, которых должны достичь обучающиеся при изучении курса литературы.
По выбору образовательной организации формой итогового контроля может быть сочинение. В этом случае его темы будут более обобщенными в соответствии с материалом, изученным за определенный период: четверть, полугодие или за год.
Примерные темы сочинений:
В ФРП по литературе на сочинения время отбирается из количества часов на уроки развития речи. Если этот вид писменной работы выбран формой ИКР, то на него учебные часы выделяют из отведенных на проведение итогового контроля.
Если заключительным заданием становится защита проекта, то необходимо выделить из резервных часов дополнительное время на подготовку и защиту работ.
Все итоговые контрольные работы обязательно должны быть внесены в календарно-тематическое планирование учителя литературы по каждому классу.
Нормативные документы:
Please wait...
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 630 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.