Цель: совершенствовать у педагогов навыки формирования функциональной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО и ФОП ООО.
Объем: 72 часа
Понятие и структуру функциональной грамотности.
Компоненты и уровни функциональной грамотности согласно PISA.
Структуру образовательного процесса, развивающего функциональную грамотность.
Виды заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.
Выбирать задания для формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства.
Оценивать уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся.
Включать в структуру урока задания по формированию функциональной грамотности.
Освоение понятия и структуры функциональной грамотности.
Освоение компонентов функциональной грамотности и ее уровней согласно PISA.
Навыки построения образовательного процесса с целью развития функциональной грамотности.
Навыки тьюторского сопровождения учителей, развивающих функциональную грамотность школьников.
Навыки подбора учебного материала, направленного на формирование функциональной грамотности.
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).
Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд), то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Примитивное представление о грамотности как некотором минимальном наборе знаний, умений и навыков (читать, писать, рисовать), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и обычно осваиваются в начальной школе, на сегодняшний день становится недостаточным для решения современных социальных проблем.
В.А. Ермоленко описывает следующие 4 этапа развития понятия о функциональной грамотности.
1-й этап (конец 1960-х – начало 1970-х гг.). Функциональная грамотность рассматривается как дополнение к традиционной, следствием чего является метод обучения грамотности, строящийся с учетом функционального знания, главным образом, экономического характера. Концепция и стратегия функциональной грамотности понимается как обеспечение связи процессов овладения чтением и письмом, а также повышения производительности труда и улучшения условий жизни работника и его семьи.
2-й этап (середина 1970-х – начало 1980-х гг.). Осознание функциональной грамотности как потребности развитых стран, обособление от традиционной грамотности, расширение состава и содержания функционального знания с учетом всех сторон общественной жизни (экономической, политической, гражданской, общественной, культурной). Введение ЮНЕСКО понятия «функционально неграмотный человек» — человек, который «не может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины». Возникновение представления об изменчивости функциональной грамотности в условиях общественных изменений.
3-й этап (середина 1980-х – конец 1990-х гг.). Установление связи функциональной грамотности с повышающимся уровнем общего образования и владения письменным словом, с изменениями в сфере труда. Включение в ее состав традиционной грамотности. Осознание двухуровневой структуры функциональной грамотности (глобальные и локальные составляющие), ее роли как основы становления личности и «пожизненного» образования.
4-й этап (начало ХХI века). Установление изменений в составе и содержании функциональной грамотности при переходе к постиндустриальному обществу. Осознание функциональной грамотности как гаранта жизнедеятельности человека, средства его успешного жизнеустроения в меняющемся мире. Акцентирование роли функционального чтения как средства развития функциональной грамотности.
По мнению С.А. Крупник, В.В. Мацкевича, «проблематика грамотности (функциональной грамотности) становится актуальной только тогда, когда страна должна наверстывать упущенное, догонять другие страны. Именно поэтому понятие функциональной грамотности используется как мера оценки качества жизни общества (своего рода культурный стандарт) при сопоставлении социально-экономической эффективности разных стран».
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.
Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.
Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями и т. д.
Функциональная грамотность в школе
Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment), направленные на оценку качества образования в различных странах через диагностику в том числе уровня функциональной грамотности выпускников основной школы, видят функциональную грамотность в трех составляющих:
1) грамотность в чтении – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
2) грамотность в математике – способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностном, общественном, профессиональном, научном). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину;
3) грамотность в области естествознания – способность человека:
Дополнительным видом выступает финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.
PISA понимает функциональную грамотность в широком смысле как совокупность знаний и умений граждан, обеспечивающую успешное социально-экономическое развитие страны, в узком смысле как ключевые знания и навыки, необходимые для полноценного участия гражданина в жизни современного общества.
PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания. Она также проверяет, насколько хорошо учащиеся могут экстраполировать то, что они узнали, могут применять полученные знания в незнакомых условиях, как в школе, так и за ее пределами. Этот подход отражает тот факт, что современная экономика вознаграждает людей не за то, что они знают, а за то, что они могут делать с тем, что они знают.
С середины XX века проблема развития функциональной грамотности приобрела глобальный характер, и связано это с тем, что функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом, о чем свидетельствуют данные исследований функциональной грамотности населения, в том числе взрослого, в различных странах.
Анализ данных исследования функциональной грамотности среди взрослого населения показал, что низкограмотные россияне гораздо чаще, чем низкограмотные жители других стран, имеют высшее образование и занимают должности высококвалифицированных специалистов. Также они характеризуются достаточно высоким стремлением повысить свою профессиональную компетентность (видимо, осознавая свои пробелы в профессиональной подготовке).
Высокограмотные россияне, по сравнению с высокограмотными гражданами других стран, отличаются гораздо меньшей образовательной активностью, они реже повышают уровень своей квалификации, не мотивированы на учебу, у них более выражено недоверие к окружающим людям. Вероятно, именно их пассивность приводит к тому, что они отстают по уровню подготовки от своих коллег, работающих в более развитых сферах, что делает их менее востребованными на отечественном и международном рынке труда.
Результаты исследования функциональной грамотности взрослых вполне соотносятся с результатами, полученными на 15-летних подростках (данные PISA). Так, в 2015 году по читательской грамотности россияне заняли 26-е место, по математической – 23-е место, по естественно-научной – 32-е место из 70 стран-участниц исследования.
В данной ситуации большая ответственность ложится на российскую школу, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающегося и формирует его мотивацию на учебу. Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью – это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.
PISA выделяет 6 уровней функциональной грамотности и описывает их следующим образом.
Задачи на этом уровне обычно требуют от читателя сделать несколько выводов, сравнений и различий, которые являются подробными и точными. Они требуют демонстрации полного и детального понимания одного или нескольких текстов и могут включать интеграцию информации из нескольких текстов.
Задачи могут потребовать, чтобы читатель имел дело с незнакомыми идеями в присутствии видимой конкурирующей информации и генерировал абстрактные категории для интерпретаций. Задачи рефлексии и оценки могут потребовать от читателя выдвинуть гипотезу или критически оценить сложный текст на незнакомую тему, принимая во внимание многочисленные критерии или точки зрения, используя сложное понимание, выходящее за пределы текста.
Важным условием для доступа и извлечения задач на этом уровне является точность анализа и тонкое внимание к деталям, которые незаметны в текстах.
Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочения нескольких фрагментов глубоко внедренной информации, делая вывод о том, какая информация в тексте является релевантной (необходимой).
Рефлексивные задачи требуют критической оценки или формулирования гипотез с опорой на специализированные знания. Как интерпретационные, так и рефлексивные задачи основываются на полном и детальном понимании текста, содержание или форма которого незнакомы.
Для всех аспектов чтения задачи на этом уровне, как правило, связаны с понятиями, которые противоположны ожиданиям.
Задачи этого уровня, связанные с извлечением информации, требуют от читателя поиска и упорядочения ряда заданных в тексте сведений. Некоторые задачи на этом уровне требуют смысловой интерпретации нюансов языка с учетом текста в целом.
Другие задачи интерпретации связаны с пониманием и применением категорий в незнакомом контексте. Рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели использовали формальное или общественное знание для выдвижения гипотезы или критической оценки текста.
Читатели должны продемонстрировать точное понимание длинных или сложных текстов, содержание или форма которых могут быть незнакомы.
Задачи этого уровня требуют от читателя поиска и в некоторых случаях распознавания связи между разными частями информации, которые должны удовлетворять ряду условий. Интерпретационные задачи на этом уровне включают объединение нескольких частей текста, чтобы выделить главную идею, понять отношение или истолковать значение слова или фразы.
Читатели должны учитывать многие особенности при сравнении, противопоставлении или классификации. Часто требуемая информация не видна, или имеется много конкурирующей информации, или есть другие текстовые препятствия, например, сформулированные через отрицание идеи.
Рефлексивные задачи на этом уровне могут потребовать от читателя нахождение связей, проведения сравнения или оценки особенностей текста. Для решения некоторых рефлексивных задач читателю необходимо продемонстрировать тонкое понимание текста с опорой на привычные, повседневные знания. Другие задачи не требуют подробного понимания текста, но требуют, чтобы читатель руководствовался более специализированными знаниями.
Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел один или несколько фрагментов информации, которые могут быть выведены и могут соответствовать нескольким условиям. Другие требуют выделения главной идеи в тексте, понимания отношений или интерпретации значения в пределах ограниченной части текста, когда информация не видна, и читатель должен сделать выводы.
Задачи на этом уровне могут включать сравнения или противоречия. Типичные рефлексивные задачи на этом уровне требуют, чтобы читатели сделали сравнение или установили несколько связей между текстом и внешним знанием, опираясь на личный опыт и текст.
Задачи на этом уровне требуют от читателя найти один или несколько независимых фрагментов информации, распознать основную тему или цель автора в тексте о знакомой теме или установить простую связь между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. Как правило, требуемая информация в тексте является заметной, и текст не содержит противоречивой информации.
Задачи на этом уровне требуют, чтобы читатель нашел единственный кусок четко заявленной информации в видном месте в коротком, синтаксически простом тексте со знакомым контекстом и типом текста, таким как повествование или простой список. Текст обычно включает повторение информации, картинок или знакомых символов. Противоречивая информация минимальна. В задачах, требующих интерпретации, от читателя может потребоваться установить простые связи между соседними фрагментами информации.
На этом уровне школьники могут концептуализировать, обобщать и использовать информацию на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций и готовы использовать свои знания в довольно нестандартных ситуациях. Они могут гибко связывать различные источники информации и представления, способны к продвинутому математическому мышлению и рассуждению.
Они демонстрируют мастерство символических и формальных математических операций, также могут разработать новые подходы и стратегии в незнакомых нестандартных ситуациях. Могут размышлять о своих действиях, обосновывать свои выводы.
Школьники могут разрабатывать модели сложных ситуаций и работать с ними, выявлять их ограничения и допущения. Они способны выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии для решения сложных проблем, связанных с этими моделями. Могут мыслить стратегически, используя хорошо развитые навыки мышления и умение рассуждать, вникать в суть ситуации. Они аргументируют свои решения, обосновывают выводы.
Школьники могут эффективно применять модели для разбора сложных, но конкретных ситуаций, которые могут включать ограничения или требовать выдвижения гипотез. Они могут выбирать и интегрировать различные представления, в том числе символические, связывая их непосредственно с аспектами реальных ситуаций. Могут использовать свой ограниченный диапазон навыков и рассуждать в простых контекстах. Они могут интерпретировать, аргументировать и объяснять свои решения.
Учащиеся могут выполнять четко описанные процедуры, в том числе те, которые требуют последовательных решений. Они способны построить простую модель и на ее основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем. Могут интерпретировать и использовать знания, полученные из различных источников информации, строить свои рассуждения с опорой на полученные знания. Они обычно демонстрируют способность работать с процентами, дробями и десятичными числами, а также с пропорциональными отношениями.
Школьники могут интерпретировать ситуации в контекстах, которые требуют не более чем прямого вывода. Они могут извлекать соответствующую информацию из одного источника и использовать один способ наглядного представления. Могут использовать основные алгоритмы, формулы, процедуры для решения проблем, связанных с целыми числами.
Школьники могут отвечать на вопросы, связанные со знакомыми контекстами, где присутствует вся соответствующая информация и вопросы четко определены. Они способны идентифицировать информацию и выполнять рутинные процедуры в соответствии с прямыми инструкциями в конкретных ситуациях. Они могут выполнять действия, которые почти всегда очевидны и следуют непосредственно из данных математических условий.
Учащиеся могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественно-научных идей и понятий из области физики, биологии, географии и астрономии и использовать знание содержания, процедур и методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формулирования прогнозов.
При интерпретации данных и использовании научных доказательств они способны различать относящуюся и не относящуюся к теме информацию и способны опираться на знания, полученные ими вне обычной школьной программы. Они могут различать аргументы, которые основаны на научных данных и теориях, и аргументы, основанные на других соображениях.
Учащиеся готовы дать оценку альтернативным способам проведения сложных экспериментов, исследований и компьютерного моделирования и обосновать свой выбор.
Учащиеся могут использовать абстрактные естественнонаучные идеи или понятия, чтобы объяснить незнакомые им и более сложные, комплексные явления, события и процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей. Они готовы применять более сложные знания, связанные с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор, а также способны использовать теоретические знания для интерпретации информации или формулирования прогнозов.
Учащиеся могут оценить с научной точки зрения различные способы исследования предложенного им вопроса и видеть ограничения при интерпретации данных, включая источники погрешностей и неопределенностей в научных данных.
Учащиеся могут использовать более сложные или более абстрактные знания, которые им либо предоставлены, либо они их вспомнили, для объяснения достаточно сложных или не совсем знакомых ситуаций и процессов. Они могут проводить эксперименты, включающие две или более независимые переменные, для ограниченного круга задач.
Они способны обосновать план эксперимента, опираясь на элементы знаний о процедурах и методах познания. Учащиеся могут интерпретировать данные, относящиеся к не слишком сложному набору данных, или в не вполне знакомых контекстах, получать выводы, вытекающие из анализа данных, приводя обоснование своих выводов.
Учащиеся могут опираться на не очень сложные знания для распознавания или построения объяснений знакомых явлений. В менее знакомых или более сложных ситуациях они готовы строить объяснения, используя подсказки.
Опираясь на элементы содержательных или процедурных знаний, они способны выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач. Учащиеся способны провести различие между научным и ненаучным вопросами и привести доказательства для научного утверждения.
Учащиеся могут опираться на знания повседневного содержания и базовые процедурные знания для научного объяснения, интерпретации данных, а также распознать задачу, решаемую в простом экспериментальном исследовании.
Они могут использовать базовые или повседневные естественнонаучные знания, чтобы сделать адекватный вывод из простого набора данных. Они демонстрируют базовые познавательные умения, распознавая вопросы, которые могут изучаться естественно-научными методами.
Учащиеся могут использовать повседневные содержательные и процедурные знания, чтобы распознавать объяснение простого научного явления. При поддержке они могут выполнять по заданной процедуре исследования не более чем с двумя переменными.
Они способны видеть простые причинно-следственные или корреляционные связи и интерпретировать графические и другие визуальные данные, когда для этого требуются умения низкого уровня. Они могут выбрать лучшее научное объяснение для представленных данных в знакомых ситуациях, относящихся к личному, местному и глобальному контекстам.
Существует несколько концепций формирования функциональной грамотности у школьников. Рассмотрим некоторые из них.
Ключевая идея: направленность процесса формирования функциональной грамотности на осознание школьником ее личностной значимости как образовательного результата для своей жизненной успешности, формирование знаний обучающегося о самом себе, своих интересах, особенностях, возможностях.
Средства реализации:
Ключевая идея: конструирование процесса формирования функциональной грамотности на основе прикладных знаний и универсальных учебных действий школьника.
Средства реализации:
Ключевая идея: при формировании происходит преобразование межпредметных знаний и умений в способы деятельности по решению разнообразных жизненных проблем за счёт организации контекста деятельности обучающихся как практики общественной жизни, продолжения образования, личной жизни, взаимодействия в социуме, будущей профессиональной деятельности.
Средства реализации:
Ключевая идея: акцент в формировании на субъектную позицию школьника, учёт его жизненного опыта, индивидуальных, культурных особенностей, индивидуального образовательного запроса.
Средства реализации:
Ключевая идея: процесс формирования функциональной грамотности ориентирован на решение задач разной предметности с возможностью делать выбор и находить нестандартные, многовариативные, творческие решения, применять оригинальные способы представления результатов.
Средства реализации:
В педагогике существует ряд технологий организации научно-методического сопровождения учителей (наставничество, взаимное обучение по принципу «равный – равному» [peer-to-peer learning], тьюторство, консультирование, супервизия), каждая из которых обладает определенными преимуществами и ограничениями.
Реализация программы тьюторского сопровождения педагогов предусматривает несколько этапов, реализуемых в течение учебного года: диагностико-мотивационный, проектировочный, этап реализации и рефлексивно-аналитический этап.
На диагностико-мотивационном этапе происходит формирование образовательных запросов и представлений о собственных профессиональных дефицитах, показателях развития функциональной грамотности своих обучающихся.
Тьюторант формирует и предъявляют тьютору свой образовательный запрос, рассказывая о себе, уровне развития функциональной грамотности своих обучающихся.
Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос, показывает значимость мотивации к восполнению профессиональных дефицитов и предлагает перспективные варианты совместной работы в данном направлении.
Проектировочный этап связан с подробным изучением профессиональных затруднений. Среди основных тьюторских техник – заполнение диагностических карт, проведение бесед и интервью, посещение и анализ уроков, методических материалов, разработанных педагогом для развития и оценки функциональной грамотности.
На основе уточнения дефицитов происходят их отбор и группировка с целью ранжирования, выстраивания последовательности работы с ними. Педагог самостоятельно или с группой коллег, имеющих схожие затруднения, собирает научно-методические, инструктивные, аналитические материалы, обобщает информацию по блокам затруднений.
Непосредственно этап реализации предполагает проектирование и апробацию методических решений, оформление результативных практик методических продуктов (презентации, выступления, публикации, комплекты методических материалов). Одним из эффективных способов создания условий для реализации задач данного этапа является использование интернет-технологий и организация онлайн-взаимодействия.
Деятельность виртуального объединения сопровождает научный руководитель, который осуществляет постановку целей и задач работы объединения, разработку плана проводимых мероприятий, руководство проведением сетевых мероприятий (семинаров, проектов, конкурсов, конференций), консультирование участников методического объединения. В конце каждого учебного года научные руководители объединений собирают от участников методических объединений предложения, на основе которых определяются темы дистанционных семинаров, мастер-классов, телекоммуникационных инициатив на следующий учебный год.
Специалисты выполняют техническое и информационное сопровождение, модерацию представленных интернет-ресурсов.
Участниками виртуального методического объединения являются учителя, представители администрации школы, студенты-стажеры, проходящие практику в школе, преподаватели педагогического университета.
Организация научно-методического сопровождения учителей в контексте формирования ими функциональной грамотности обучающихся предполагает проведение серии вебинаров:
Несмотря на то, что рефлексия и анализ осуществляются на каждом из этапов, подведение промежуточных итогов и анализ результатов составляют содержание отдельного, рефлексивно-аналитического, этапа научно- методического сопровождения.
На этом этапе анализируются достижения и трудности, проводится рефлексия с целью получения обратной связи о достигнутых результатах, их соответствии ожиданиям как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, тьюторов. В завершение аналитического этапа составляется план дальнейшей методической работы, обсуждаются формы, перспективные для развития готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.
Сопровождение как педагогический концепт рассмотрено во многих трудах педагогов. Сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого школьник совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия и корректирует действие ученика, если оно отклоняется от заданной нормы.
Однако, если норму устанавливает сам сопровождаемый на основе своего жизненного опыта, культурных и индивидуальных особенностей, то необходим особый вид сопровождения – тьюторское.
Под тьюторским сопровождением понимается особое педагогическое сопровождение, в ходе которого осознаются и реализуются школьником собственные нормы, образовательные цели и задачи. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации процесса формирования функциональной грамотности школьника на материале его реальной жизни (учебной, социальной), в расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения в образовании.
Выделяют три вектора тьюторского сопровождения:
В аспекте тьюторского сопровождения важным является понимание того, что формирование функциональной грамотности – это нелинейный процесс. Все «новые грамотности» современного человека формируются на основе его субъектности и возникающих в жизни затруднений, предпочтений, запросов, включая образовательные. Поэтому важным для формирования функциональной грамотности школьника является развитие навыков самообразования и пребывания в непрерывном образовании – selfskills.
Содержание этапов педагогической деятельности по развитию отдельных компонентов функциональной грамотности школьников, принимая во внимание её сущность и наиболее успешные образовательные практики, строится следующим образом.
Этап формирования (реализации) | Этапы технологии формирования функциональной грамотности школьников | |
1. | Опривычивание (хабитуализация) различных видов человеческой деятельности: любое действие, которое часто повторяется, становится образцом | Комплексная и последовательная работа с текстами различных форматов, типов, организационно-навигационных качеств и ситуаций функционирования, включающая восприятие, обработку, трансформацию, трансляцию текстовой информации, для формирования и развития способностей обучающихся к решению типовых задач (повседневного существования) |
2. | Типизация действий: рутинные действия постепенно классифицируются, «типизируются», а институт – это ни что иное, как «взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода» | Систематическая групповая работа школьников по решению типовых задач во внеурочной деятельности (квесты, кейсы, групповые исследования, специализированные тренинги) |
3. | Типизация деятелей, которая наряду с типизацией действий обеспечивает доступность понимания определенных действий членов социальной группы или общества в целом | Проведение конкурсов по решению задач среди школьников (по типу конкурсов компетенций), выявление лидеров, демонстрация их достижений школьному сообществу и социуму |
4. | Объективация: закрепленные при передаче новому поколению индивидов институциональные участки взаимодействий приобретают устойчивость и объективность | Привлечение наиболее успешных школьников к просветительской деятельности с обучающимися младших классов, сверстниками (равный учит равного), родителями. Закрепление словесных норм через трансляцию, объяснение логики решения жизненных задач |
5. | Легитимация: наложение логики на объективированный социальный мир производится с помощью языка, который выступает в качестве основного инструмента нормативного закрепления институционального порядка |
Рисование как учебная дисциплина впервые появилось в XVIII в. В этот период рисование стало рассматриваться как средство приобретения навыков, которые можно было применить в любой профессии.
В современном быстро развивающемся мире технологий и информации наиболее важной и ответственной функцией общества является воспитание здоровых и высоконравственных личностей. Стране нужны специалисты, способные мыслить оригинально, находить выход из нестандартных ситуаций и демонстрировать свою независимость. Значительное действие на улучшение образовательной системы в России, социального устройства общества оказывает творческая, активная и воспитанная личность, способная проявить себя гибко и самостоятельно в нестандартных условиях, используя полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Обсуждаемая в настоящее время концепция функциональной грамотности возникла более полувека назад, после ликвидации безграмотности в 1957 г., когда ЮНЕСКО ввела концепции «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности», первоначально разработанные для того, чтобы дать людям возможность жить и функционировать в обществе, а также в 1957 г., когда Программа отдавала приоритет основным навыкам чтения и письма для выполнения простых задач. Сегодня функциональная грамотность понимается как способность использовать знания и навыки, которыми обладают люди для выполнения различных жизненных задач. И чем больше этих задач и чем сложнее жизненная ситуация, тем больше разных навыков требуется для решения проблемы.
Эта тенденция характерна для родителей, бабушек и дедушек нынешнего поколения учащихся. Они обладают богатейшими школьными и университетскими знаниями, но не всегда знают, как использовать их на практике, как использовать знания, полученные в классе и в университетской аудитории, в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения сертификата или диплома всегда являются «переподготовкой», то есть «обучением» в условиях, когда они полностью погружены в свою профессию. Преодоление этого разрыва — одна из проблем функциональной грамотности. В области педагогического образования функциональная грамотность — важная тема, которая активно обсуждается в научном и профессиональном сообществе.
Современный мир интенсивно развивается и требует новых возможностей в этой области образования. Окружающий нас мир состоит из аналогово-текстового контекста, который ранее был преобразован в визуально-цифровой. В связи с этим изобразительному искусству в школе требуется повышенное внимание. Необходимо переосмыслить понятие «функциональная грамотность» в педагогическом образовании.
Исследователи определяют функциональную грамотность и связывают уровень формирования функциональной грамотности с уровнем благосостояния жителей страны в целом. Поэтому вопросам изучение процессов формирования и развития функциональной грамотности населения международные организации придают особое значение.
Исследователи концепции функциональной грамотности рассматривали ее с точки зрения обучения учащихся и образовательных результатов. В ходе анализа информации выявлены общие подходы в педагогике к формированию функциональной грамотности у школьников и учащихся. Результаты различных исследований показали,
что российская система общего образования закладывает у школьников высокий уровень знаний, умений и навыков, но не все они могут использовать свои умения и навыки в простых жизненных ситуациях, – данные PISA 2003, 2006, 2009 гг. это наглядно показывают.
Функциональная грамотность – способность личности использовать знания, полученные в течение жизни, для решения широкого спектра жизненных проблем в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Также ее значение заключается в метаисследовании, которое сознательно выходит за рамки конкретных тем или, точнее, объединяет знания по всем темам для решения конкретной проблемы.
В начальной школе у детей закладывается базовая функциональная грамотность, где интенсивно преподаются различные виды языковой деятельности, такие как письмо, чтение, развитие речи и рисование. Традиционно учитель изобразительного искусства проектирует учебный процесс для подачи новой информации в форме знаний, умений и навыков (рис. 1).
Современный учитель изобразительного искусства, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические и методические исследования, понимает и принимает ценность знания действия (рис. 2).
В стратегии преподавания изобразительного искусства акцент делается на рост и плодотворное расширение познавательных интересов и систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников, то есть практического применения знания. В современной школе главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести информацию или способ деятельности, которые он может применить в жизни.
Проектирование развития функциональной грамотности обучающихся исходит из идеи единства и целостности урочной и внеурочной формы образовательного процесса. На каждом уроке или внеурочном занятии по изобразительному искусству включены задания, которые способствуют развитию функциональной грамотности у школьников. В основной школе на первый план в жизни ребенка выходит линия смыслообразования, и образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте — личной инициативе и индивидуализации. Педагогу необходимо продумать, как он будет опираться в образовательном процессе на такую возрастную особенность подростка, как появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя.
Основой изобразительной грамотности является активное развитие предмета изобразительного искусства посредством рисования с натуры, рисования на тему, беседы об искусстве, рисование предметов декоративно-прикладного искусства, дизайна, проектирования – творческие виды деятельности. Учебная программа по изобразительному искусству подтверждает навыки и компетенции, необходимые для решения современных критических проблем: осмысленное чтение и понимание различных жанров – тексты (информационные, прикладные и художественные тексты), извлечение необходимой информации из разных источников. Он должен уметь идентифицировать и критически оценивать информацию, поступающую из СМИ и Интернета, уметь использовать ресурсы, ссылаться на них, уметь рисовать, анализировать изображения, понимать и использовать правила при создании собственных текстов.
Занятия живописью открывают ребенку мир гармонии, который существует на самом деле, мир, который заставляет его почувствовать красоту форм и цвета окружающей нас действительности, креативность, творческое мышление и воображение. Базовые профессиональные знания, необходимые для визуальной грамотности, не могут быть истинно
эстетическими без наслаждения искусством, поэтому детям следует предлагать курсы изобразительного искусства, прививая профессиональные знания и навыки вместе с эстетическим любованием. Визуальная грамотность должна преподаваться последовательно, это все равно что учиться читать и писать. Без такого целенаправленного обучения дети потеряют интерес к рисованию, когда станут старше.
Обучение основано на принципе все более сложных визуальных задач и грамотности, в зависимости от возраста ребенка. Цели обучения и конкретные цели устанавливаются на каждом уроке, критерием удобочитаемости детских рисунков должно быть то, насколько они реалистичны и близки к точным изображения.
На уроках изобразительного искусства у учащихся формируется функциональная грамотность, углубленное теоретическое освоение и методологические основы создания рисунка, живописи, композиции и черчения. В преподавании изобразительного искусства используется научный принцип, который в себя включает изучение основ изобразительной грамоты, законов линейной и воздушной перспективы, науке о тоне и цвете, графики, живописи, композиции и истории искусства. Принцип системности и последовательности обучения изобразительному искусству зависит в первую очередь от логики, содержания изучаемого материала. Каждое новое задание и упражнение необходимо логически правильно ставить, не основываясь не предыдущих результатах, в этом случае учебный материал будет тщательно изучен и понят.
Новый ФГОС ООО ставит четкие требования для формирования функциональной грамотности обучающегося. Средствами учебного предмета изобразительное искусство формируются следующие элементы функциональной грамотности у обучающихся:
изобразительная грамотность, пространственно-образное мышление, эмоционально-чувственная сфера, развитие мелкой моторики руки, проектная деятельность, графические навыки, живописные навыки. Рассмотрим их подробнее:
На уроках изобразительного искусства достаточно часто используется проектная деятельность – это одно из эффективных средств повышения функциональной грамотности школьников на уроке изобразительного искусства.
Сегодня проектный метод становится универсальным инструментом современной школы. Его содержание – стимулирование интереса и мотивации у обучающихся к различным задачам и проблемам, для решения которых необходимо владеть определенными компетенциями и через проектно-исследовательскую деятельность предполагает практическое применение полученного опыта. Проектный метод связывает теорию с практикой.
Принципы проектно-исследовательской деятельности заложены в методиках обучения изобразительному искусству. Обучение происходит во время изображения в реальности предметов быта, природы, людей, животных и т. Д., это помогает комплексному развитию творческих способностей школьников, их мыслительной деятельности, умению осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.
В системе образования на настоящий момент в приоритете компетентностный подход. Обозначим 7 самых важных образовательных компетенций: компетенция личностного совершенствования, ценностно-смысловая, информационная, общекультурная, социально-трудовая, учебно-познавательная, коммуникативная. Проектная деятельность без проблем позволяет формировать образовательные компетенции, необходимые для развития функциональной грамотности.
К показателям уровня функциональной грамотности школьников в изобразительном искусстве относятся:
1) постановка целей: осознание учащимся необходимости и способности к самореализации; самостоятельно проводить исследовать проблему, рассматривая ее с разных сторон; подбор наглядных материалов для формирования собственного замысла, сформулировать план творческого проекта;
2) планирование: знание приемов и технологий изобразительного искусства; выделение алгоритма поиска необходимой информации; выполнение эскизов и набросков основного замысла;
3) принятие решений: выбор из всех вариантов оптимального для реализации замысла, выбор техники и материалов для выразительного выполнения проекта;
4) исполнение: знания этапов выполнения творческой работы, знания и умения построения композиции, умение работать с эскизами и наглядными материалами, умение работать художественными материалами;
5) оценка результатов (он проходит по критериям): неудовлетворительный, удовлетворительный, хороший, отличный.
В процессе освоения изобразительной грамотности школьники усваивают графические, живописные и композиционные умения и навыки, учатся рисовать и наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира.
Изобразительное искусство — учебный предмет который является эффективным средством для познания школьниками окружающего мира, одновременно оно развивает и формирует зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, фантазию, память, чувства и другие психические процессы личности. Знания, умения и навыки, полученные в рамках учебного предмета изобразительного искусства, помогают школьникам в освоении других учебных предметах и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты, проектировать, видеть красоту нашего мира, быть патриотами своей страны,
необходимо во всех профессиях. Занятия изобразительным искусством положительно влияют на качество развития обучающихся во всех сферах деятельности. Изобразительное искусство имеет большой и уникальный потенциал для развития функциональной грамотности обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации концепции «Функциональной грамотности» на уроке изобразительное искусство:
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства предполагает системное изучения материала с постепенным усложнением учебных задач. Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства применяют творческие, наглядные, игровые методы: рисования с натуры, рисование на тему, беседы, лепка, декоративно-прикладное искусство, дизайн.
Взгляды на содержание понятия «грамотность» исторически менялись в зависимости от запросов времени. И сегодня под влиянием социальных факторов и тенденций развития современного образования появилась необходимость рассматривать возможности формирования функциональной грамотности у школьников в общении как важное личностное качество, определяющее вероятность успешного функционирования человека в современном обществе.
Потенциал курсов гуманитарных наук, на которые приходится около 30% успеваемости детей, определяет развитие функциональной коммуникативной грамотности молодежи как приоритетную цель обучения на данном этапе, а также раскрывает организационную и содержательную сложность этого процесса. Общение становится важным в подростковом возрасте, поскольку подростки готовы к новым формам общения, подростковый возраст рассматривается
в литературе по взаимодействию и сотрудничеству и педагогической психологии как важный период для развития функциональной коммуникативной грамотности.
Один из методов, используемых для развития функциональной коммуникативной грамотности, состоит из последовательного постепенного решения более сложных проблем обучения на основе диагностики коммуникативных трудностей учащегося. Эта методология обеспечивает целостность обучения, процесса, направленного на повышение уровня функциональной коммуникативной грамотности молодежи – формирование ее включает в себя традиционные методы оценки знаний и навыков учителя, а также оценку личных достижений учащихся-подростков. Изучение концепции функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства требует непрерывного изучения и несет большой потенциал в повышении уровня обучения и развития детей в целом.
Виды задания:
Пример 1. Освоение приемов выразительного изображения украшений Древнего Египта
Основным ремеслом Древнего Египта было ювелирное искусство. Египтяне верили, что драгоценности несут определённый магический смысл.
Основными украшениями были: подвески, ожерелья, браслеты, серьги. На них можно увидеть знаки-обереги, что есть и в башкирской культуре, древние символы богов и царей, выстроенные в узор с символическим значением.
Стилизация – декоративное обобщение, упрощение формы предмета. В результате стилизации предмет может быть изменен очень сильно, но должен оставаться узнаваемым.
Пользуясь полученными знаниями, срисуй и наряди Клеопатру. Перерисуй и укрась принцессу египетскими украшениями. Раскрась цветными карандашами.
На листе формата А4 нарисуйте изображение египетского украшения, раскрасьте цветными карандашами.
Чтобы удачно выполнить данное задание следуй инструкции:
Рассмотри украшения и выбери те, которые не относятся к эпохе Древнего Египта.
Что тебе помогло отличить египетские украшения от остальных?
Используя полученные вами знания, оцените рисунок «Клеопатра».
Согласен ли ты с художником? Свой ответ обоснуй
Перспективным в плане повышения функциональной грамотности является проектная и исследовательская деятельность. Это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает функциональную грамотность.
На уроках изобразительного искусства обучающиеся учатся работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, составлять кроссворды, а также сообщения, рефераты, доклады на темы, например: «Когда и где возник «Натюрморт» как самостоятельный жанр», «Портрет в работах советских художников»и т.д.
Урок изобразительного искусства помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Поэтому необходимо вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что изобразительное искусство не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни.
Задание «Граффити»
Проанализируйте высказывания обучающихся о граффити.
Вопросы:
Татьяна: «Я киплю от злости, потому что уже в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы избавиться от граффити. Творчество – это великолепно, но люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества».
Ольга: «О вкусах не спорят. Общество переполнено информацией и рекламой. Огромные навязчивые афиши на улицах. Они допустимы? Да, в большинстве своем. А граффити приемлемы? Тут мнения расходятся. Люди, которые устанавливали рекламные щиты, спрашивали вашего разрешения? Нет. А почему тогда люди, занимающиеся граффити, должны вас спрашивать?»
Задание «Картина Малевича»
Ниже представлена ветка форума, посвященная обсуждению картины Малевича «Черный квадрат». Изучите сообщения пользователей форума.
Вопросы:
Задание: по описанию картины вспомните название художественного полотна, подберите музыкальное произведение к нему.
Задание: вставьте пропущенное слово.
И любой предмет, какой бы то ни было формы, можно разложить на сумму основных __________________ фигур – прямоугольников, треугольников, кругов и овалов.
Творческое задание «Перспектива»
Добавьте подписи к изображениям.
Наиболее успешными для решения проблем формирования читательской грамотности являются задания следующего характера:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.