В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в сфере реализации федеральных рабочих программ по истории и обществознанию в соответствии с ФОП ООО, ФОП СОО.
Объем: 102 часа.
Планируемые результаты обучения:
Знать:
Уметь:
Формируемые знания и компетенции:
Федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Федеральные образовательные программы основного и среднего общего образования действуют с 25 июля 2023 г.
Переход образовательных организаций на ФОП ООО, СОО – с 1 сентября 2023 года.
Каждая Федеральная программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
В целевых разделах изложили в соответствии с требованиями ФГОС трех уровней:
В организационные разделы включили:
Характеристику условий реализации программы оставили описывать школам.
Содержательный раздел включает федеральные рабочие программы по учебным предметам.
На уровне ООО это программы по:
На уровне СОО представлены ФРП по предметам:
Дополнительно в трех ФОП есть программа формирования УУД и Федеральная рабочая программа воспитания.
Из содержания трех ФОП видно, что школам придется утвердить свои ООП, так как нужно разработать остальные части программы, которые требуют ФГОС. Поэтому не получится просто использовать ФОП и не разрабатывать ООП, как это описано в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ».
Также нельзя не обратить внимания на две близкие аббревиатуры – ФОП и ФООП – и не объяснить значение каждой из них во избежание путаницы.
ФОП используется как синоним ФООП.
Закон «Об образовании в РФ» требует, чтобы ООП разрабатывали в соответствии с ФГОС и ПООП, вводит определение ФООП (п. 10.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Понятия ФОП в законодательстве нет. Однако вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП по правилам, которые установили для ФООП (приказ Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Следовательно, считается, что ФОП можно применять в качестве ФООП.
Возможно, Министерство не стало утверждать ФООП, так как в нынешних Федеральных программах есть не все компоненты, которые требуют ФГОС для ООП. Кроме того, в ФОП сказано, что ряд деталей школы и детские сады должны указать самостоятельно с учетом своей и региональной специфики. В таком случае невозможно применять ФОП и не разрабатывать ООП, как предполагается в части 6.4 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ». Следовательно, Федеральная программа не может считаться основной.
Федеральным законом № 371-ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» (далее – ФЗ № 371-ФЗ) введены единые для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России. При этом, согласно статьям 1 и 2 ФЗ № 371-ФЗ, термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Закона «Об образовании в РФ».
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими Федеральными основными общеобразовательными программами.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральных основных общеобразовательных программ.
Важно отметить, что общеобразовательные организации, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в РФ», в обязательном порядке используют Федеральные рабочие программы по учебным предметам:
Федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.
При этом для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» по-прежнему могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий (Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (далее – ФГОС НОО), основного общего (далее – ФГОС ООО) и среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ Федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Содержательные разделы утвержденных Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО) и Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО) включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ остальных учебных предметов, являющихся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года.
В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения.
В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углубленном уровне за счет добавления учебных часов из части федерального учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов.
При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования на соответствующем уровне общего образования (переходный период).
Так, например, программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным планом в рамках как базового, так и углубленного уровня предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». ФОП ООО определено введение этого курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса «Вероятность и статистика» целесообразно организовать в рамках учебного курса «Алгебра». Для этого следует добавить в курс вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план.
Также возможно использование ресурса часов внеурочной деятельности, что позволило бы в большей степени реализовать деятельностный и практико-ориентированный подходы к овладению содержанием учебного курса «Вероятность и статистика». Необходимо обратить внимание и на организацию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу.
При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика», а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика» и проставляется оценка. Она рассчитывается как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника.
Если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», то при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса, помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 5-6 классы в течение одного учебного года.
В ФООП всех уровней образования содержится Федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания. Федеральная рабочая программа воспитания из ФООП будет основой для разработки рабочей программы воспитания. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. На её основе можно внести изменения во все разделы Федеральной рабочей программы воспитания, кроме целевого.
Цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех образовательных организаций одинаковы, а вот в содержательный и организационный разделы программы необходимо внести дополнения. Например, добавить к обязательным модулям воспитательной работы дополнительные. Описать вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или традиций образовательной организации.
Организационный раздел ООП к 01.09.2023 г. необходимо скорректировать полностью. Привести в соответствие с ФООП придется учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы.
Образовательная организация ежегодно уточняет и конкретизирует учебный план на соответствующий уровень общего образования в зависимости от своих потребностей. К 01.09.2023 г. все образовательные организации должны привести свои учебные планы в соответствие с федеральными.
ФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных планов. Учебные планы уровней ООО и СОО имеют особенности. В федеральном учебном плане ООО на физическую культуру отводится два часа. При этом третий час образовательная организация должна реализовать за счет часов внеурочной деятельности или спортивных секций. На уровне СОО учебный план универсального профиля предназначен для старшеклассников, чей выбор предметов для углубленного изучения не подходит под остальные профили. Универсальный профиль позволяет как ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, так и выбрать предметы для углубленного изучения.
При составлении учебных планов на 2023-2024 учебный год необходимо проконтролировать выполнение федеральных рабочих программ по обязательным предметам. На эти предметы часов должно быть не меньше, чем в федеральном учебном плане.
На уровне ООО и СОО образовательная организация вправе перераспределить часы учебного плана (Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ). Например, сократить количество часов по предметам, по которым не проводят ГИА, и организовать углубленное изучение отдельных предметов. Учебный план для СОО на 2023-2024 учебный год разрабатывается с учетом обновленного ФГОС СОО.
Федеральные календарные учебные графики в программах всех уровней образования представлены по учебным четвертям. Однако образовательным организациям оставили право организовать учебный год по триместрам.
Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года – 5-6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
В федеральном календарном учебном графике установили, что учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая.
Также зафиксировали продолжительность учебных четвертей и каникул для всех уровней образования.
Целесообразно составить календарные учебные графики для трех уровней образования – НОО, ООО и СОО. График включен в образовательную программу уровня образования (п. 9 ст. 2 Закона «Об образовании в РФ»), поэтому для каждой ООП, в том числе и по новым ФГОС НОО и ООО, нужно составить свой календарный учебный график на весь уровень образования. Для начального образования – на четыре года, для основного – на пять лет, на уровне среднего общего образования – на два года. Если подготовить один график сразу для всех ООП и утвердить приказом, но не внести в каждую ООП график, соответствующий уровню, есть риск столкнуться с претензиями от проверяющих органов. В результате может быть выписано предписание об устранении нарушения требований ФГОС.
Чтобы учесть все нормативные акты, нужно подготовить проект календарного учебного графика в апреле-мае. Окончательный график следует утвердить в составе ООП до 1 сентября нового учебного года.
Федеральный календарный план воспитательной работы содержит единый для всех образовательных организаций перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. Каждая образовательная организация вправе проводить и другие мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали Федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Рекомендуется сопоставить мероприятия с содержанием рабочей программы воспитания и проследить, чтобы каждое мероприятие решало воспитательную задачу. Необходимо также привлечь ресурсы других организаций в рамках сетевой формы реализации образовательных программ: совместные мероприятия, дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы. Форму проведения мероприятий следует зафиксировать в плане.
Необходимо осуществлять контроль над выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документации члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. Задача – проконтролировать, все ли требования ФООП соблюдает рабочая группа при обновлении ООП; выполнены ли требования федеральных учебно-методических документов.
Следующий этап – подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Отдельное выступление следует обязательно посвятить нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По её результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого нужно отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными.
Далее следует представить изменения в программах родителям. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца 2022-2023 учебного года. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей.
Завершающий этап – утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого директор утверждает изменения приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете, когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом. Утвердить изменения в ООП можно одним из способов:
Таким образом, ФООП – это программа возможностей, и она вовсе не означает унификацию программы. И программы, и школы, и педагоги – все могут быть разными. Но будут треки, обеспечивающие доступность всех программ, независимо от места проживания и доходов родителей, от местонахождения школы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ основные общеобразовательные программы (далее – ООП) всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
Согласно части 61 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ», образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП.
Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с ФОП СОО в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах образовательная организация может реализовывать в 11 классе учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план.
Еще раз обращаем внимание, что образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих ООП Федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение Федерального учебного плана и (или) Федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 ст. 12 Закона «Об образовании в РФ» федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация образовательной организацией не разрабатывается.
Данный подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогов.
При этом в соответствии с частью 62 статьи 12 Закона «Об образовании в РФ» образовательные организации вправе перераспределить время, предусмотренное в Федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов:
На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, которые обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ, а также сами Федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения России их разработало и опубликовало на официальном сайте.
Второй этап – определение перечня работ по переходу на ФООП в образовательной организации. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант – в виде таблицы, где указываются направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям:
Для каждого мероприятия необходимо отметить контрольные сроки и назначить ответственных. Отдельно следует сделать колонку для планируемых результатов мероприятия. Это может быть как отдельный документ, так и пакет документов. Например, пакет методических материалов по теме реализации ООП в соответствии с ФООП. Далее нужно утвердить дорожную карту приказом.
Третий этап – создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты перехода на ФООП. В состав рабочей группы чаще всего входят директор образовательной организации, заместители директора. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Можно создать одну рабочую группу, которая будет приводить в соответствие с ФООП программы всех уровней общего образования. Другой вариант – организовать работу трех групп, отдельно для каждого уровня общего образования. Но возглавлять рабочую группу будет директор. Другие члены группы – ответственные за определенный раздел дорожной карты. Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель. Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе.
Четвертый этап – подготовка основных общеобразовательных программ для каждого уровня образования в соответствии с ФООП. Можно выбрать один из вариантов: разработать новые ООП или внести изменения в действующие ООП.
Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать, что изменений будет много, и они будут присутствовать во всех разделах программы – целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую федеральную рабочую программу воспитания.
Образовательные организации обязаны использовать федеральные рабочие программы для ООО и СОО по следующим предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «ОБЖ». Тогда учебно-методическую документацию разрабатывать не нужно.
ФРП раскрывает:
Федеральные рабочие программы по истории на уровне основного и среднего общего образования составлены на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, и Федеральной программы воспитания. Они подлежат непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Федеральные рабочие программы учебного предмета «История» разработаны с целью оказания методической помощи учителю истории.
Согласно своему назначению, Федеральная рабочая программа учебного предмета «История» дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.
Учебный предмет на уровне основного общего образования включает изучение учебного модуля «Введение в Новейшую историю России». Учебный модуль тоже имеет Федеральную рабочую программу.
Важно отметить, что общеобразовательные организации, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в РФ», в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам:
Место учебного предмета «История» в системе основного общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде – от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Место учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в системе основного общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением для становления личности выпускника уровня основного общего образования. Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призваны реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества. Это позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях Новейшей истории России на уровне среднего общего образования.
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодежи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Программа модуля является основой планирования процесса освоения школьниками предметного материала до 1914 г. и установления его взаимосвязей с важнейшими событиями периода Новейшей истории России.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю; формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения учебного предмета «История» являются:
Согласно ФРП по истории, учебный модуль «Введение в Новейшую историю России», выступая составным компонентом учебного предмета «История», преследует в качестве целей задачи, выдвинутые ко всей учебной программе по истории на уровне основного общего образования.
Класс | Курсы в рамках учебного предмета «История» | Количество учебных часов |
5 | Всеобщая история. История Древнего мира. | 68 |
6 | 1. Всеобщая история. История Средних веков. 2. История России. От Руси к Российскому государству. | 23 45 |
7 | 1. Всеобщая история. История Нового времени: конец XV – XVII в. | 23 45 |
8 | 1. Всеобщая история. История Нового времени – XVIII в. | 23 45 |
9 | 1. Всеобщая история. История Нового времени: XIX – начало ХХ в. 2. История России. Российская империя в XIX – начале ХХ в. | 23 45 |
9 | Модуль «Введение в Новейшую историю России» | 14 |
№ | Темы курса | Количество учебных часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Российская революция 1917-1922 гг. | 3 |
3 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 4 |
4 | Распад СССР. Становление новой России (1992-1999 гг.) | 2 |
5 | Возрождение страны с 2000-х гг. Воссоединение Крыма с Россией | 3 |
6 | Итоговое повторение | 1 |
Направление | Личностные результаты ООО | Личностные результаты СОО |
Патриотическое воспитание | 1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. 2. Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. 3. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. | 1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. 2. Ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде. 3. Идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. |
Гражданское воспитание | 1. Осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей. 2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны. 3. Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде. | 1. Осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка. 2. Принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. 3. Готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях. 4. Умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности. |
Духовно-нравственное воспитание | 1. Представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора. 2. Готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм и с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков. | 1. Личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивающихся духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения. 2. Способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества. 3. Понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. |
Понимание ценности научного познания | 1. Осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма. 2. Формирование и сохранение интереса к истории как к важной составляющей современного общественного сознания. | 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире. 2. Осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений. 3. Овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории. |
Физическое воспитание | Планируемых результатов в области физического воспитания как личностных результатов на уровне ООО не выдвигается. | 1. Осознание ценности жизни и необходимости её сохранения (в том числе на основе примеров из истории). 2. Представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху. 3. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни. |
Эстетическое воспитание | 1. Представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации. 2. Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов. | 1. Представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства. 2. Осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества. 3. Эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений. |
Ценностное отношение к жизни и здоровью | 1. Осознание ценности жизни и необходимости её сохранения (в том числе на основе примеров из истории). 2. Представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху. | Не выдвигаются. |
Трудовое воспитание | 1. Понимание (на основе знания истории) значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества. 2. Представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека. 3. Определение сферы профессионально ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов. | 1. Понимание (на основе знания истории) значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества. 2. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий. 3. Формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы. 4. Мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. |
Экологическое воспитание | 1. Осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды. 2. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. | 1. Осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений. 2. Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем. 3. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной и социальной среде. |
Адаптация к меняющимся условиям социальной и природной среды | Представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. | Не выдвигаются. |
Направление | Метапредметные результаты ООО | Метапредметные результаты СОО |
Базовые логические действия | 1. Систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем). 2. Выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия. 3. Формулировать и обосновывать выводы. | 1. Формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения. 2. Определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях. 3. Разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям. |
Базовые исследовательские действия | 1. Определять познавательную задачу; намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта. 2. Систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий. 3. Соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.). | 1. Определять познавательную задачу; намечать пути её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта. 2. Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности. 3. Осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц, схем). 4. Выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы. 5. Соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие). 6. Объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте. |
Работа с информацией | 1. Осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать информацию из источника. 2. Различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). | 1. Осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.); извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию. 2. Различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям). 3. Рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их свидетельств; использовать средства современных информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности. |
Общение | 1. Представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок. 2. Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. | 1. Представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок. 2. Излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении. 3. Аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации. |
Совместная деятельность | 1. Осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей. 2. Планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале. 3. Определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды. 4. Оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. | 1. Осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей. 2. Планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале. 3. Определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе. 4. Оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. |
Самоорганизация | Владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения). | 1. Выявлять проблему, задачи, требующие решения. 2. Составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др. |
Самоконтроль | 1. Владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов. 2. Способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. | 1. Осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов. 2. Вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. |
Эмоциональный интеллект, принятие себя и других | 1. Выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми. 2. Ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности). 3. Регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. |
Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
Условием достижения каждого из предметных результатов изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования является усвоение обучающимися знаний и формирование умений, которые составляют структуру предметного результата.
Формирование умений, составляющих структуру предметных результатов, происходит на учебном материале, изучаемом в 10-11 классах. При этом необходимо учитывать, что достижение предметных результатов предполагает обращение не только к истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в., но и к важнейшим событиям, явлениям, процессам истории нашей страны с древнейших времен до начала XX в. Без знания достижений народов России, понимания духовных и материальных факторов поступательного развития российского общества в предшествующие эпохи невозможно глубокое понимание истории России XX – начала XXI в., осознание истоков наших достижений и потерь в этот исторический период.
При планировании уроков следует предусмотреть повторение изученных ранее исторических событий, явлений, процессов, деяний исторических личностей России, связанных с актуальным историческим материалом урока.
Требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:
Федеральные рабочие программы по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного и среднего общего образования составлены на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учетом Федеральной программы воспитания. Они подлежат непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
ФРП раскрывает:
Важно отметить, что общеобразовательные организации, согласно части 6.3 статьи 12 ФЗ «Об образовании в РФ», в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам:
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией функции интеграции молодежи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества в современных условиях, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
В соответствии с учебным планом учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс на уровне основного общего образования и в 10-11 классе на уровне среднего общего образования. Общее количество учебных часов на 2 года составляет 136 часов (10-11 класс), и весь срок с 6 по 9 классы.
Учебным планом на изучение обществознания отводится:
Целями обществоведческого образования на уровне среднего общего образования являются:
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования учебный предмет «Обществознание» раскрывает:
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику учебного предмета на уровне среднего общего образования:
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования от содержания предшествующего уровня заключается в:
Направление | Личностные результаты ООО | Личностные результаты СОО |
Гражданское воспитание | 1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны. 2. Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации. 3. Понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции. 4. Готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). | 1. Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий. 2. Готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. 3. Готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций. 4. Умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности. |
Патриотическое воспитание | 1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. 2. Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. 3. Уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. | 1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. 2. Ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде. 3. Идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. |
Духовно-нравственное воспитание | 1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. 2. Активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. | 1. Осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения. 2. Способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности. 3. Осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. |
Эстетическое воспитание | 1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства. 2. Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества. 3. Стремление к самовыражению в разных видах искусства. | 1. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений. 2. Способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства. 3. Убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества. 4. Стремление проявлять качества творческой личности. |
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | 1. Осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. 2. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде. 3. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. 4. Умение принимать себя и других, не осуждая. 5. Сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. | 1. Сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании. 2. Активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. |
Трудовое воспитание | 1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. 2. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. 3. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. | 1. Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность. 2. Интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы. 3. Мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни. |
Экологическое воспитание | 1. Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. 2. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. 3. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. | 1. Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем. 2. Планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. 3. Умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. |
Ценности научного познания | 1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой. 2. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. 3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. | 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире. 2. Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации. 3. Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. 4. Мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. |
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды | 1. Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды. 2. Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; к повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; к осознанию в совместной деятельности новых знаний, навыков и компетенции из опыта других. 3. Навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. 4. Умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития. 5. Умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики. 6. Умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. 7. Способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия. 8. Формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать при отсутствии гарантий успеха. | Не выдвигаются. |
Эмоциональный интеллект | Выдвигаются в рамках метапредметных результатов. | В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
|
Направление | Метапредметные результаты ООО | Метапредметные результаты СОО |
Базовые логические действия | 1. Выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа. 2. С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи. 3. Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях. 4. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев). | 1. Самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её всесторонне. 2. Устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов. 3. Определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их достижения. 4. Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах. 5. Вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности. 6. Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных. |
Базовые исследовательские действия | 1. Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное. 2. Формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. 3. Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования. 4. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений. 5. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. | 1. Развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем. 2. Проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов социального познания. 3. Осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. 4. Формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. 5. Выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения. 6. Анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт. 7. Уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей. 8. Выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. |
Работа с информацией | 1. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев. 2. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках. 3. Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. 4. Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. | 1. Владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления. 2. Создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе полученной из интернет-источников), её соответствие правовым и морально-этическим нормам. 3. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. |
Общение | 1. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах. 2. Распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры. 3. Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. 4. В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. 5. Публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. | 1. Осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты. 2. Владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации. 3. Развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. |
Совместная деятельность | 1. Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи. 2. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. 3. Уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.). 4. Выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. 5. Сравнивать результаты с исходной задачей и вкладом каждого члена команды в достижение результатов; разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. | 1. Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива. 2. Принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. 4. Предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости. 5. Осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. |
Самоорганизация | 1. Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе). 2. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. 3. Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. | Не выдвигаются. |
Самоконтроль | 1. Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. 2. Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. 3. Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. | Не выдвигаются. |
Эмоциональный интеллект | 1. Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций. 2. Ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. | Выдвигаются в рамках личностных результатов. |
Принятие себя и других | 1. Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. 2. Принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость к себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. | 1. Принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. 2. Признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. |
А также приобретение опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.
а) общество и его типы, социальный институт, общественный прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация, личность, социализация;
б) истина, мышление, духовная культура, духовные ценности, народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности и идеалы;
в) образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение;
г) экономическая система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов, общественные блага, валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного экономического роста;
а) виды и формы деятельности;
б) формы познания, культуры;
в) виды знания, науки, религий;
г) виды и уровни образования в Российской Федерации;
д) виды налоговых систем, издержек производства, безработицы, финансовых услуг;
е) типы и виды рыночных структур;
ж) факторы производства;
з) источники финансирования предприятий.
Классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие социальные явления и процессы, в том числе:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1200 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 700 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 550 до 950 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.