В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: формирование у педагогов компетенций по внедрению технологии проблемного обучения на уроках иностранных языков.
Объем: 20 часов.
Формируемые навыки и компетенции:
В современном мире очень чётко выражается зависимость общества от тех качеств и способностей личности, которые формируются и развиваются в процессе образования. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости приобретения обучающимися навыков решения проблемных задач, повышения умственной самостоятельности и творческой активности учеников. Неудивительно, что всё более актуальным становится активное использование технологии проблемного обучения в преподавании.
Нельзя сказать, что эта технология новая, поскольку она зародилась и начала динамично развиваться в преподавании медицины ещё в конце 1960-х годов. Родиной PBL (Proplem-based Learning) является Медицинский университет Макмэстера. Позже, в 80-х годах прошлого столетия, университет Нью-Мексико разработал учебный план PBL для небольшой группы учащихся, а затем новую технологию в обучении приняла и Медицинская школа Гарвардского университета. После этого PBL стали применять для преподавания других дисциплин, таких как архитектура, экономика, педагогика, музыка, юриспруденция, политология и др. На сегодняшний день технология PBL прочно вошла в современную методику преподавания по всему миру и используется для обучения всевозможным наукам.
Проблемный метод в педагогической теории и практике рассматривается как стратегия организации учебно-коммуникативной деятельности, нацеленная на стимулирование самостоятельного изучения материала с помощью решения проблемных задач. Внедрение в учебную деятельность обучающихся проблемности организуется через разработку проблемных вопросов, задач и заданий, через проблематизацию определенных аспектов обучения.
Проблемное обучение способствует развитию самостоятельной работы и творческой деятельности учащихся. Но эффективно это только в том случае, если учитываются потенциальные возможности учеников, а решение возникшей на уроке проблемной ситуации им по силам.
Также проблемное обучение представляет собой систему приёмов, обеспечивающих целенаправленные действия учителя по организации мыслительной деятельности учащихся с помощью создания и решения различных проблемных ситуаций.
Проблемное обучение – понятие многогранное и по-разному трактуется в трудах отдельных учёных.
В. Оконь, например, под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям учебного заведения».
Т. С. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения понимает как выдвижение перед учащимися дидактических проблем, их решение и овладение учащимися обобщёнными знаниями и принципами проработки проблемных задач.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М. И. Махмутов даёт следующее определение понятия: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Суть технологии проблемного обучения заключается в том, что она переводит учащихся с выслушивания предметного материала на самостоятельную учебную работу, способствующую становлению их мышления. При проблемном обучении итогом усвоения является не воспроизведение образцов, данных педагогом, а их самостоятельный поиск. Обучающиеся становятся участниками процесса поиска решения, начинают понимать причины его появления, а не просто заучивают этапы получения результата.
Структуру проблемного обучения можно представить как систему проблемных ситуаций. Каждая ситуация состоит из соответствующей задачи, системы средств обучения и деятельности по преобразованию условий задачи и получению ожидаемых результатов.
Проблемный подход в обучении имеет большие возможности активизации обучения на всех стадиях учебного процесса с целью повышения сознательности и прочности освоения знаний учащимися, формирования мышления, выработки собственного активного взаимоотношения с окружающей реальностью.
При применении данной технологии значительно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Он осознанно идёт на творческое сотрудничество с учащимися при выполнении учебных задач, что подразумевает коллективное обсуждение разных подходов к решению, столкновение точек зрения, борьбу мнений. Преподаватель и обучающиеся становятся равноправными участниками совместной деятельности.
Преподаватель рассказывает, демонстрирует, показывает, но многое из этого для обучающихся является незначимым. Они заняты совсем другой деятельностью: мечтают, думают о своём. Чтобы включить учеников в учебную деятельность, необходимо отвлечь их от ненужной работы и создать мотив для начала процесса мышления по теме урока. Одним из самых распространённых стимулов, которые вызывают процесс мышления, является создание учебно-проблемных ситуаций.
Рассмотрим основные стадии урока, построенного по технологии проблемного обучения.
Проблему на уроке иностранного языка можно создать различными способами:
Учащиеся генерируют идеи, которые помогли бы им решить проблему на уроке, строят общий план или алгоритм решения проблемы. Это можно сделать, например, через метод «мозгового штурма».
Учащиеся определяют, какие знания у них уже есть, а каких не хватает. Чётко ставят перед собой задачу добыть необходимую информацию.
На этом этапе учащиеся самостоятельно, в паре или же в мини-группе ищут информацию и узнают новые факты, после чего суммируют знания.
Это может быть решение изначально поставленной задачи, ответ на вопрос или выполнение упражнения.
На этой стадии ученики размышляют о проделанной работе, выявляют, решили ли они поставленную проблему, осуществляют анализ процесса решения, полученных знаний.
Если сравнить технологию проблемного обучения с традиционным методом, то можно увидеть основные особенности изменения ролей «преподаватель» – «ученик» и трансляции знаний.
Можно выделить следующие особенности технологии проблемного обучения:
Среди преимуществ проблемного метода обучения можно выделить следующие:
К недостаткам следует отнести:
Для реализации проблемного обучения учитель использует следующие приёмы:
Для реализации проблемного метода необходимы:
Существует четыре уровня проблемности в обучении:
Проблемным изложением дидакты называют такое введение нового материала, в процессе которого путь решения проблемы показывает учитель или учебник.
Предположим, необходимо ввести английские слова: accord, bizarre, collaboration, consist, constant, disposition, intervention, permanent, positive, proclamation. Прежде всего в этом списке учащимся предлагается найти слова, которые напоминают им по звучанию или написанию русские слова. К таким словам обычно относят constant (постоянный, константа, постоянная величина), positive (позитивный).
Кроме того, учитель может напомнить русские слова перманентный и прокламация, которые без труда ассоциируются с английскими permanent и proclamation. Так устанавливаются связи между русскими и новыми английскими словами.
Далее учащихся знакомят с примерами их употребления в речи (например: This book consist of two parts).
После определения слов, близких по значению, школьникам предлагается найти среди них те лексические единицы, которые напоминают им уже изученные английские слова. Так disposition с position. Употребление новых английских слов в контексте позволяет уточнить их значение.
Слово bizarre объясняется на английском языке в процессе его употребления в речи: You have used a bizarre method in this task, it’s very interesting.
Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно и улучшает запоминание новых слов.
Проблемная задача
Как правило, задание может быть выполнено, если известны цель, которую следует достичь; предмет действия, которым следует манипулировать, и наконец, способ действия – как следует его решать.
Так, например, когда выполняются имитационные упражнения, то целью является отработка какого-либо грамматического явления (например, артикли a, an some, the), запоминание новой лексики или формирование произносительных навыков.
Предметом этих упражнений могут быть грамматические структуры, новые слова или произношение тех или иных звуков. Способ действия – повторение. Если же в задании отсутствует хотя бы один из компонентов (цель, предмет, способ действия), то оно превращается в задачу и получает название «проблемная задача». Например, «сгруппируйте слова по признакам, положительно или отрицательно характеризующим человека: kind, clever, strong, ugly, foolish, greedy».
Проблематизация требуется для использования традиционных заданий в рамках технологии проблемного обучения и характеризуется как процесс построения целостной системы учебно-познавательных задач, направленных на развитие мышления учащихся.
Проблематизация выделяется в понятийном аппарате проблемного обучения как механизм вскрытия проблемности, существующей в конкретной проблемной задаче.
Проблемная задача, которая в образовательном процессе материализуется в устной или письменной формулировке учебного текста и заданий к нему, является средством создания проблемной ситуации. Именно проблемная задача является наиболее важным звеном, занимающим центральное место в проблемном обучении, так как именно проблемная задача одновременно является и средством создания проблемной ситуации, и, как следствие, влечёт за собой проблематизацию – решение проблемы.
Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимо вести проблематизацию материала учебников в двух направлениях:
Способами проблематизации учебных заданий являются:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 610 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 590 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.