Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей информатики в области оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования.
Объем: 72 часа.
Значение, функции и формы оценки достижения планируемых результатов.
Критерии и нормы оценки в рамках текущего и тематического оценивания.
Критерии и нормы промежуточной и итоговой аттестации.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов при реализации проектной деятельности.
Применять различные виды и формы оценки достижения планируемых результатов.
Проводить текущую и тематическую оценку достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика».
Проводить итоговую и промежуточную аттестацию достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика».
Оценивать проектную деятельность в соответствии с планируемыми предметными результатами освоения учебного предмета «Информатика».
Навыки проведения текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика».
Навыки проведения оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика» при реализации проектной деятельности.
Овладение различными формами и методами проведения оценки достижения планируемых предметных результатов на уровне основного общего образования.
Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, – важнейшая составляющая (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.
Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций:
Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям. Они служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.
Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать эффективные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения, повышению его качества.
Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.
Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся во ФГОС ООО. В документе указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна:
а) проектов;
б) практических, командных, исследовательских, творческих работ;
в) самоанализа и самооценки;
г) взаимооценки;
д) наблюдения;
е) испытаний (тестов);
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках:
а) урочной и внеурочной деятельности;
б) оценки проектной деятельности обучающихся.
Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения Российской Федерации, установленная ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.
Одними из основных направлений обновления ФГОС ООО стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в Федеральный учебный план.
Согласно ФГОС ООО, «результаты освоения программы основного общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса, учебного модуля программы основного общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания».
Реализация системно-деятельностного подхода обусловила двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий можно отнести к универсальным учебным действиям (далее – УУД). УУД представлены в разделе Стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний. Иными словами, оцениваются достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов освоения образовательных программ.
Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата. В них должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием.
Дальнейшая детализация предметных результатов нашла отражение в федеральных рабочих программах (далее – ФРП) по учебным предметам. В каждой из них предметные планируемые результаты распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде предметов планируемые результаты группируются также по крупным темам и содержательным блокам. Такой подход позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематического и промежуточного контроля.
Виды оценивания | Объекты оценивания |
Тематическое | Планируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения. Если планируемые результаты не указаны в Федеральной образовательной программе основного общего образования (далее – ФОП ООО), учитель самостоятельно определяет их на основе программы и тематического планирования). |
Промежуточное | Планируемые результаты изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных УУД (указаны во ФГОС ООО и ФОП ООО), например:
|
Итоговое | Планируемые результаты освоения курса конкретного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного изучения курса). |
На всех уровнях общего образования выделяют две большие группы оценивания:
а) внутреннее (внутришкольное) оценивание;
б) внешнее оценивание:
Они независимы друг от друга, но при этом должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся. Такая связь реализуется:
а) по содержанию (единый объект оценивания – планируемые результаты обучения);
б) по форме (использование критериального подхода, тестовых форм проверки и др.) контроля.
Нас интересует внутришкольное оценивание. Оно предназначено для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (Положением).
Внутришкольное оценивание позволяет:
Комплексный подход к оцениванию предполагает взаимосвязанное использование его различных видов и форм.
К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация, в соответствии с определенными ею формами и установленным порядком, также проводит промежуточную аттестацию обучающихся. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании уровня усвоения обучающимися образовательной программы с последующим учетом полученных результатов в организации учебной деятельности. Под этим термином подразумевается и принятие в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений.
Закон разъясняет, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую школьник должен ликвидировать. Если обучающийся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал эту задолженность, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на повторное обучение или переводится на обучение по адаптивным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному плану.
Таким образом, промежуточную аттестацию можно рассматривать как форму контроля достижения планируемых результатов обучения в объеме определенного уровня обучения, проводимую образовательной организацией в конце 4, 9 и 11 классов. Во всех других классах в конце года проводится итоговое оценивание. Промежуточная итоговая аттестация по завершении основной школы не распространяется на тех обучающихся, которые выбрали сдачу основного государственного экзамена по предмету.
Итоговая аттестация, завершающая освоение аккредитованных образовательных программ, – это государственная итоговая аттестация. Поэтому итоговая аттестация выходит за рамки внутришкольного контроля.
Формами предъявления обучающимися своих достижений служат устные ответы, письменные работы – сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и т. п. В систему внутришкольного оценивания входит также оценка лабораторных и практических работ, проектов, творческих работ обучающихся.
При реализации различных форм внутреннего оценивания уместно применять критериальный подход. Учителю он дает ясные ориентиры для:
Заранее известные критерии оценивания помогают школьникам лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.
Родители при этом получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, а также возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку.
Использование критериального подхода при описании достижения планируемых результатов для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей. В этом отношении критериальное оценивание сходно с традиционным нормативным оцениванием, при котором отметка выставляется с учетом степени достижения определенных требований – полноты изложения, выражения мысли своими словами, приведения примеров и т. п.
При этом критериальное оценивание происходит «методом прибавления», когда каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату, а нормативное оценивание – «методом вычитания» из эталонного ответа на 5 баллов ошибок и промахов ученика.
Условие критериального оценивания – предварительное ознакомление всех участников образовательного процесса (прежде всего обучающихся) с используемыми критериями. При этом и нормативная модель оценивания не теряет своего значения относительно определенных видов и форм оценивания, например, устного ответа в ходе текущего контроля.
Накопленный опыт критериального оценивания показывает многообразие подходов к определению оснований, признаков, на основе которых принимается решение по оценке. Их диапазон колеблется от обобщенных положений – «знать», «понимать», «применять», служащих общим ориентиром в оценочной деятельности, до критериев выполнения отдельных заданий.
В методических рекомендациях критериальный подход реализован, в первую очередь, применительно к оценке интегрированных и практико-ориентированных результатов освоения программы – проектов, лабораторных и практических работ, работы с исторической и географической картой, историческим источником.
Выработать обоснованные критерии оценивания позволила детализация (декомпозиция, операционализация) отдельных образовательных результатов.
В ряде случаев показан «балльный вес» каждой критериальной позиции, который затем переводится в привычные пятибалльные отметки. Чтобы оценивание было более подробным и точным, выделяются возможные уровни достижения конкретного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Уровни относятся как к знаниевой («воспринимает», «распознает», «представляет в преобразованном виде» и т. п.), так и к деятельностной («применяет по образцу», «применяет в измененной ситуации», «понимает способ действий», «преобразует способ действий») составляющей планируемого результата освоения образовательной программы.
Требования к предметным результатам на базовом уровне изучения информатики, зафиксированные во ФГОС ООО и соотнесенные с тематическими разделами содержания обучения предмету, представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
№ п/п | Базовый уровень изучения информатики | Тематический раздел |
1. |
| Теоретические основы информатики |
2. |
| Теоретические основы информатики |
3. |
| Теоретические основы информатики |
4. |
| Теоретические основы информатики |
5. |
| Алгоритмы и программирование |
6. |
| Алгоритмы и программирование |
7. | Умения: а) записывать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое; б) проверять натуральное число на простоту; в) выделять цифры из натурального числа; г) искать максимумы, минимумы, суммы числовой последовательности. | Алгоритмы и программирование |
8. |
| Цифровая грамотность |
9. |
| Цифровая грамотность |
10. | Умения:
| Информационные технологии |
11. | Сформированность представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с: а) информатикой; б) программированием; в) современными ИКТ, основанными на достижениях науки и IT-отрасли. | Цифровая грамотность |
12. | Освоение и соблюдение требований безопасного пользования техническими средствами ИКТ. | Цифровая грамотность |
13. |
| Цифровая грамотность |
14. |
| Цифровая грамотность |
15. | Умение распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в т. ч. кибербуллинг, фишинг). | Цифровая грамотность |
В Федеральной рабочей программе представлено содержание обучения для базового уровня изучения информатики в основной школе, структурированное по тематическим разделам:
Также конкретизированы предметные результаты учебного предмета «Информатика» с разбивкой по годам обучения (представлены ниже в таблицах 5.2-5.5).
Этот раздел охватывает:
В таблице 5.2 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.
Рассмотрим предметные результаты изучения тематического раздела «Цифровая грамотность», извлеченные из ФРП.
Таблица 5.2
7 класс |
Приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики. |
Получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода). |
Соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью. |
Выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения. |
Ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по описанию файловой структуры некоторого информационного носителя). |
Работать с файловой системой с использованием графического интерфейса, а именно:
|
Оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов. |
|
|
9 класс |
Использовать современные интернет-сервисы (в т. ч. коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки) в учебной и повседневной деятельности). |
Приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов в интернете в учебной и повседневной деятельности. |
Использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от незаконного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учетом основных технологических и социально-психологических аспектов использования интернета (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода). |
Распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в т. ч. кибербуллинг, фишинг). |
Этот раздел включает в себя:
В таблице 5.3 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.
Таблица 5.3
Предметные результаты изучения тематического раздела «Теоретические основы информатики»
7 класс |
Пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации». |
|
|
8 класс |
Пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления. |
|
Раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение». |
|
Строить таблицы истинности для логических выражений. |
9 класс |
|
|
Выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных. |
Этот раздел направлен на:
В таблице 5.4 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.
Таблица 5.4
Предметные результаты изучения тематического раздела «Алгоритмы и программирование»
8 класс |
Раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике. |
Описывать алгоритм решения задачи различными способами, в т. ч. в виде блок-схемы. |
Составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями («Робот», «Черепашка», «Чертежник»). |
|
Использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними. |
Анализировать предложенные алгоритмы, в т. ч. определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений. |
Создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, школьный алгоритмический язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в т. ч. реализующие:
|
9 класс |
|
Составлять и настраивать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, школьный алгоритмический язык). |
Этот раздел охватывает:
В таблице 5.5 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.
Таблица 5.5
Предметные результаты изучения тематического раздела «Информационные технологии»
7 класс |
Представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций. |
9 класс |
а) встроенных арифметических функций (суммирование и подсчет значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения); б) абсолютной, относительной, смешанной адресации. |
Использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей. |
На базовом уровне речь идет, как правило, о:
а) формировании общих представлений об изучаемых понятиях и методах;
б) воспроизведении нескольких базовых алгоритмов;
в) практических навыках использования программного обеспечения.
Внешнее оценивание по информатике – государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Она инвариантна по отношению к уровню изучения информатики в основной школе. Тем не менее её оценивание связано с внутренним оцениванием (считается его основой). Поэтому, выстраивая внутреннюю систему оценивания, следует учитывать подходы, используемые во внешнем оценивании, в рамках которого проверяются следующие знания и умения.
На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:
На уровне применения своих знаний в стандартной ситуации проверяются умения:
На уровне применения знания в новой ситуации проверяются сложные умения:
Содержание обучения по информатике на уровне основного общего образования насыщенно, поэтому время, которое может быть выделено для оценивания предметных результатов, ограничено. По этой причине выбираются компактные и кратковременные форматы оценивания предметных результатов обучения. Предпочтения отдаются кратковременному устному или письменному опросу (чаще в тестовой форме) из-за возможности его оперативного использования.
Большая часть тем курса информатики рассчитана на формирование цифровых навыков на практике, поэтому практическая работа считается и формой обучения, и одним из видов оценивания. В конце изучения темы проводится контрольная работа или контрольная практическая работа.
Рассмотрим подробнее виды и формы оценивания предметных результатов на разных этапах образовательной деятельности в процессе обучения информатике:
1. В начале обучения:
2. В ходе образовательного процесса:
3. В конце обучения учебной дисциплине или в конце учебного года:
Стартовая диагностика (определяющее, предварительное или входное оценивание обучающихся) позволяет установить исходный уровень знаний и умений по информатике, его достаточность для освоения программы основного общего образования по информатике.
Цифровые компетенции обучающихся формируются не только в курсе информатики, но и в дополнительном образовании, внеурочной деятельности и в семье. Поэтому стартовая диагностика цифровых компетенций обучающихся поможет учителю в выборе:
Как правило, для стартовой диагностики используются материалы итогового оценивания по предмету за предыдущий год – контрольная работа, практическая работа или итоговый тест. Предварительное повторение перед стартовой диагностикой не проводится. Таким образом, учитель получает возможность оценить уровень остаточных знаний по информатике или их прирост из-за постоянного применения цифровых навыков в быту. Отметки за стартовую диагностику не ставятся. Выполненные работы обучающихся сохраняются до конца периода обучения (календарного года или окончания изучения предмета) для анализа индивидуальной динамики обучающихся.
Текущее оценивание (формирующее оценивание, тематическая диагностика, текущий контроль) проводится в ходе образовательного процесса. Оно встроено в образовательный процесс, поскольку может оценивать любую активность обучающегося, которую организует учитель на уроке для освоения теоретического содержания и формирования практических умений по предмету.
В обучении информатике для текущего оценивания чаще всего используют:
а) устный опрос;
б) письменный опрос;
в) тематическую контрольную или практическую работу.
Во всех видах оценивания предметных результатов по информатике предпочтение отдается тестовым формам заданий из-за их компактного формата, возможности многократного использования в бумажном и электронном виде и оперативности применения.
Устный опрос позволяет повторить изученный материал, структурировать его и оценить качество усвоения. Его можно использовать для повторения, систематизации, закрепления материала. Он позволяет оперативно скорректировать неточности и ошибки, развивать коммуникативные навыки.
Устный опрос бывает индивидуальным и фронтальным. Рекомендуется чередовать два этих вида. Индивидуальный опрос можно организовать в виде эстафеты, парного диалога. Фронтальный опрос обучающихся можно оперативно проводить, используя для каждого ученика цветные карточки – красные и зеленые или с написанными «0» и «1». Формулировки вопросов должны предполагать ответы «да» или «нет»: красная карточка или «0» используются для ответа «нет»; зеленая карточка или «1» – для ответа «да».
Устный опрос может использоваться на уроке многократно, после каждого нового блока темы. К устному опросу заранее готовятся критерии получения баллов и перевода набранных баллов в отметку. Для простоты в одном опросе используют 5 вопросов-заданий и дают по 1 баллу за каждый правильный ответ или используют максимум 10 вопросов-заданий и дают по 1 баллу за два правильных ответа. Тогда обучающимся очевидна полученная отметка по количеству набранных баллов. Учитель должен заранее озвучить обучающимся критерии накопления баллов и правила их перевода в отметку.
Письменный опрос дает возможность:
Он используется в текущем контроле, то есть в процессе обучения. Важно сразу проверить правильность выполнения заданий, чтобы у обучающихся не сформировались ложные знания.
Письменный опрос может использоваться на уроке многократно, после каждого нового блока по изучаемой теме. К нему заранее готовятся критерии получения баллов и перевода набранных баллов в отметку – такие же, как при устном опросе. Критерии получения баллов и перевод набранных баллов в отметку всегда указываются в инструкции перед заданием. Обучающиеся должны понимать критерии накопления баллов и правила их перевода в отметку.
Тест – совокупность стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
От других видов оценивания тест отличает:
Выбирая тестовую форму оценивания, надо отчетливо представлять её достоинства и недостатки. Рассмотрим пример в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Достоинства и недостатки тестирования
Достоинства тестирования | Недостатки тестирования |
1. Значительный объем разнообразного учебного материала может быть проверен за определенный отрезок времени. 2. Возможность контроля на необходимом, заранее установленном уровне. 3. Возможность предварительного самоконтроля для самооценки достигнутого уровня. 4. Возможность выставления объективной отметки путем простого подсчета количества правильных ответов. 5. Фиксация результатов контроля, а также номеров вопросов (заданий), на которые даны правильные или неправильные ответы. 6. Концентрация внимания в тесте не на составлении ответа, а на обдумывании его сути. 7. Большая экономия времени при проверке больших групп обучающихся. 8. Возникновение условий для корректировки учебных программ при использовании контроля в процессе обучения. 9. Возможность применения технических средств и устройств для контроля, что позволяет освободить учителя от рутинного проведения самого контроля. 10. Возможность реализации разработанных тестов и критериев уровня обучения в течение нескольких лет. 11. Конкретность заданий и способов их выполнения. 12. Однозначность оценки ответа, возможность статистической обработки результатов контроля. | 1. Возможность оценить главным образом знания и в меньшей степени умения ученика выполнять практические задания. 2. Возможность оценить лишь конечный результат – правильный или неправильный ответ. 3. Отсутствие «обратной связи» с учителем в ходе выполнения тестирования (частично снимается, если в процессе тестирования используются технические средства). 4. Невозможно оценить сам процесс формирования ответа, который привел к конкретному результату. 5. Недостаточный уровень контроля при использовании выборочной формы ответа. 6. Возможность запомнить ложный или неточный ответ. 7. Стандартизация мышления без учета свойств личности, невозможность оценить характер мышления. 8. Упрощение задачи, стоящей перед учащимся (вместо самостоятельного формулирования полного и содержательного ответа). 9. На поставленный вопрос требуется лишь выбрать, например, правильный ответ из числа имеющихся. 10. Необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов, составляющих задания. 11. Предвзятость преподавателей к этому методу контроля. 12. Невозможность определить одним инструментом оценки разные знания обучающихся. |
Тестирование позволяет оперативно выявить пробелы в знаниях и умениях обучающихся и скорректировать их на начальном этапе изучения темы. Его можно использовать для проверки теоретических знаний, вычислительных навыков и практических умений, а также функциональной грамотности. Тесты можно использовать как при текущем, так и при итоговом оценивании предметных и метапредметных результатов.
При подготовке или отборе материала для тестов следует помнить, что задания, входящие в тест для текущей проверки усвоения нового материала, должны проверять все изучаемые на уроке дидактические единицы – подробно, всё изученное. Задания в таком тесте нужно выстраивать последовательно с усложнением мыслительных или деятельностных операций или в соответствии с логикой изложения материала в используемом учебнике (учебном пособии), затрагивая в большей мере:
а) репродуктивный (способность воспроизвести и объяснить) уровень усвоения содержания обучения;
б) продуктивный (применить в знакомой или чуть измененной ситуации) уровень усвоения содержания обучения.
Соотношение проверяемых предметных и метапредметных результатов в тестах для текущей проверки немного больше в пользу предметных, поскольку процесс обучения, в ходе которого и идет формирование знаниевой основы будущих компетенций, не завершен – он продолжается.
Для подготовки итоговых тестов выбирают задания, проверяющие наиболее значимые дидактические единицы по теме (предметные результаты деятельности). Задания должны относиться в большей мере к продуктивному и творческому (функциональному) уровню усвоения материала. Соотношение проверяемых предметных и метапредметных результатов немного больше в пользу метапредметных.
Для подготовки тестов, как правило, используют четыре вида заданий (рис. 1):
а) с кратким ответом;
б) с развернутым ответом;
При сборке теста задания можно группировать по виду. Например, сначала идут задания с выбором ответа, затем – с открытой формой ответа (кратким ответом, затем – с развернутым) либо другого вида. Таким образом, тест будет разбит на несколько блоков с одинаковым видом заданий с небольшой инструкцией-предупреждением перед каждым блоком. Это делается для того, чтобы обучающиеся постепенно меняли вид деятельности при тестировании, не путались с разными видами заданий.
Другой способ наполнения формирующего тестирования заданиями – в соответствии с логикой изложения материала в используемом учебнике (учебном пособии).
Широко используется компьютерное тестирование. Один из бесплатных конструкторов онлайн-тестов – Online Test Pad. Он дает педагогу:
а) инструментарий для статистической обработки данных по результатам тестирования;
б) автоматическое формирование отчетов;
в) возможность пересылать их другим участникам образовательного процесса.
Контрольная работа – наиболее традиционный способ контроля знаний и умений, содержащий задания, выполняемые обучающимися. При проверке контрольной работы учитель может проследить за ходом мыслей и действий обучающегося.
Возможность помимо ответа проверить ход решения позволяет провести последующую коррекцию неточностей и отработать неосвоенный материал. Поскольку контрольная работа предполагает оценивание правильности выполняемых действий, она требует продолжительного времени не только на выполнение, но и на проверку. Поэтому контрольную работу следует использовать по завершении изучения темы целиком, а не отдельных подтем/блоков, изучаемых на уроках. Для контрольной работы отбирается самый значимый материал темы, имеющийся в предметных результатах, в связке с метапредметными умениями.
Практическая работа проводится на завершающем этапе изучения материала по отдельной теме, связанной с формированием навыков работы с различным программным обеспечением. Практическая работа, как правило, выполняется индивидуально. Практические работы по информатике выполняются с использованием соответствующего программного обеспечения. Например, школьники могут подготовить текстовый или графический документ по шаблону, использовать калькулятор или электронные таблицы для проведения расчетов.
Для выполнения практической работы нужно изучить среду и инструменты для работы. Поэтому в основной школе сначала используют практические упражнения. После этого ученикам предлагается практическая работа, состоящая из заданий на применение умений, отработанных при выполнении практических упражнений.
Практическое упражнение – кратковременная деятельность на отработку определенных навыков с использованием программного обеспечения. В условиях одного часа, отведенного на предмет, оптимальное решение состоит в использовании кратковременных практических упражнений на отработку отдельных навыков. В конце изучения темы возможна проверка всех освоенных навыков в практической работе.
Практические упражнения могут выполняться в режиме синхронной работы учителя и обучающихся в классе или могут быть предложены в качестве домашнего задания.
Критерии оценивания в практических упражнениях должны быть просты и понятны обучающимся. Например, за выполнение каждого практического шага можно присваивать 1 балл. В упражнениях, состоящих более чем из пяти шагов, можно корректировать критерии, присваивая 1 балл за два-три шага. Перед выполнением практических упражнений и практических работ учитель должен озвучить обучающимся критерии получения и перевода баллов в отметку.
Кейс («ситуационное задание» с альтернативными решениями) представляет собой описание определенной проблемной ситуации, подготовленной для образовательных целей. С помощью кейса формируются навыки:
Кейсы можно использовать как для обучения, так и для диагностики функциональной грамотности или компетенций. В курсе информатики основного общего образования присутствуют темы, которые лучше всего осваиваются с применением кейсов. Например, в тематическом разделе «Цифровая грамотность» есть предметный результат «соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети».
При подготовке ситуаций кейса можно сразу ориентироваться на заданные уровни сформированности функциональной грамотности.
К первому уровню относятся задания кейса, в которых анализируется ситуация и её решение. Ученик должен определить, подходит ли это решение, возможно ли использовать более рациональное решение.
Ко второму уровню относятся задания кейса, в которых проблема определена в явном виде, нужно самостоятельно найти решение проблемы и обосновать его.
К третьему уровню относятся кейсы с описанием ситуации, где проблему надо сформулировать явно, а затем найти её решение (возможно не одно).
В условиях ограниченного времени на изучение информатики на базовом уровне возможно включение использования кейсов. С использованием кейса можно изучить материал, а дополнительные вопросы к ситуации помогут диагностировать его усвоение.
Дополнительные сообщения по темам, выходящие за рамки программы
Иногда обучающиеся проявляют интерес к предмету и высказывают свое желание дополнительно подготовить сообщение/реферат. Такое желание может быть продиктовано индивидуальными особенностями обучающегося: занимается дополнительно предметом и готовится к олимпиадам, психологические проблемы в общении с одноклассниками, ОВЗ и т. п. Оценивание такого рода сообщений и рефератов относят к неформальному контролю, хотя к нему также можно применять критериальный подход. Учитель самостоятельно определяет критерии оценивания и озвучивает их обучающимся. Оценивание такого рода заданий близко к оцениванию проектных работ (см. далее Оценивание выполнения проекта).
Тематическое оценивание направлено на выявление и оценку достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной программы.
Промежуточное оценивание проводится по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающих несколько тем или формирование комплексного блока учебных действий – работу с различным программным обеспечением для обработки текста, графики, мультимедиа и т. п.
Эти виды оценивания приближают обучающихся к формату итогового оценивания, поскольку проверяются отдельные завершенные темы или крупные блоки практических умений по информатике. В них проверяются не все, а наиболее значимые дидактические единицы на уровне заданных в образовательной программе предметных результатов. При этом используются те же средства оценивания, что и в текущем оценивании.
В педагогических измерениях устоявшимися считаются два подхода к оцениванию образовательных достижений обучающихся:
а) нормативно-ориентированный;
б) критериально-ориентированный.
Содержание нормативных проверочных работ, которые относятся к тематическому или промежуточному оцениванию, состоит из заданий трех уровней сложности, которые могут быть выполнены большинством обучающихся.
При составлении заданий учитываются усредненные статистические нормы выполнения, которые зависят от уровня подготовленности определенной выборки обучающихся. Нормативы в разных образовательных организациях могут отличаться.
Нормативный подход лежит в основе использования пятибалльной отметки. Для присвоения высшего балла необходимо безошибочно решить все задачи. Далее из высшего балла вычитаются баллы за допущенные обучающимся ошибки. Оценивание считается «вычитательным». Такой подход к оценке негативно отражается на мотивации и получаемых отметках. Используемая в нормативном подходе шкала – ранговая, не позволяющая проводить математические преобразования с результатами оценивания, не вычисляет среднее значение.
Критериальный подход в оценивании образовательных достижений стали использовать с введением ФГОС и единой внешней оценки достижений требований стандарта. Тогда же произошел переход на более мощную интервальную шкалу. Именно результаты освоения основных образовательных программ (предметные, метапредметные, личностные) стали критериями для оценивания образовательных достижений обучающихся. Поскольку интервальная шкала позволяет применять математические преобразования к результатам оценивания, можно получить объективные нормы на конкретной выборке обучающихся.
Оценивание достижений каждого ученика ориентируется на усредненные нормы всех обучающихся. Оценивание становится накопительным – за каждый освоенный и показанный результат добавляется балл. В результате определения шкалы набранные баллы переводятся в школьную отметку.
Для критериального подхода важно точно описать критерии для внешнего оценивания и развернуть такое описание предметных и метапредметных результатов по годам изучения предмета для организации внутреннего оценивания.
Процессы цифровой трансформации характеризуются переходом от индивидуализации к персонализации образовательного процесса. Такой подход предусматривает не только персонализированный контент и траекторию его освоения, но и персонализированное оценивание, оценивание собственных приращений в обучении относительно своих прежних достижений. По сути мы получаем ориентацию на индивидуальные нормы конкретного обучающегося, его образовательные возможности в текущий момент времени.
Система внутреннего оценивания образовательной организации призвана предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся во всём многообразии образовательной деятельности. Стоит обратить внимание на то, что метапредметные результаты «встроены» в предметные результаты по информатике. Отчетливо это просматривается в заданиях. Таким образом, внутреннее оценивание учитывает особенности образовательного процесса, потребности каждого обучающегося. Внутреннее оценивание также позволяет выйти на достижение предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС ООО.
Промежуточное или тематическое оценивание проводится в конце изучения всего тематического раздела или большой темы из него, поэтому по используемым заданиям и критериям оценивания оно схоже с итоговым на этапе внешнего оценивания.
На завершающем этапе изучения темы проверяется освоение способов деятельности, которые свободно переносятся на решение актуальных задач, связанных с использованием цифрового окружения. Подразумевается, что обучающийся разбирается в функциональных связях между объектами изучения, освоил их и активно использует свои знания и навыки (например, в других темах или за пределами учебных ситуаций).
В конце изучения темы активно используются тестовые формы диагностики, где критерии также максимально приближены к тем, которые используются в ОГЭ.
В случае использования объемного теста, рассчитанного на весь урок, при переводе набранных баллов в отметку по предмету подсчитывается процентное соотношение правильных и неправильных ответов, при этом:
Итоговое оценивание по информатике (суммирующее оценивание, итоговая диагностика) учитель проводит в конце учебного года или в конце освоения учебной дисциплины. Им может быть итоговое тестирование или контрольная работа.
Для большего охвата изученных в учебном году тем необходимо использовать тестовый формат заданий. Содержание проверочных материалов и критерии оценивания учитель разрабатывает самостоятельно. При этом важно ориентироваться на материалы внешнего контроля – ОГЭ, Всероссийскую проверочную работу (ВПР) или мониторинговые проверки. Для содержательного наполнения итогового тестирования или итоговой контрольной работы можно использовать задания из открытого банка заданий ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).
Положительные результаты итогового оценивания позволяют выставить обучающемуся годовую отметку по предмету и перевести его в следующий класс в пределах одного уровня образования. Если результаты итогового оценивания неудовлетворительны, то обсуждается возможность повторной процедуры итогового оценивания или перехода обучающегося на индивидуальный учебный план, адаптивную образовательную программу. Эти варианты в случае неудовлетворительного результата итогового оценивания должны быть указаны в правилах проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – процедура, предусмотренная законодательством во внутришкольном оценивании, регулируемая правилами, утвержденными образовательной организацией. Она позволяет обучающемуся перейти на следующий уровень образования. Законом предусмотрено прохождение процедуры промежуточного оценивания не более двух раз, остальные пункты правил утверждает образовательная организация.
Следует различать понятия «промежуточное оценивание» и «промежуточная аттестация».
Промежуточное оценивание обучающегося проводится по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающих несколько тем или формирование комплексного блока учебных действий. Оно схоже с тематическим текущим оцениванием и считается частью внутреннего оценивания. Материалы для промежуточного оценивания и критерии проверки разрабатывает учитель по предмету. Возможно многократное прохождение промежуточного оценивания, количество, формы проведения, критерии оценивания не регламентированы.
Промежуточная аттестация также относится к процедуре внутреннего оценивания, но регламентирована локальным актом образовательной организации. На основании результатов промежуточной аттестации в форме итогового оценивания принимается решение о переводе обучающегося в следующий класс или на следующий уровень образования.
Образовательная организация принимает порядок проведения промежуточной аттестации по предметам на разных уровнях образования. Формы и виды проверочного материала для промежуточной аттестации определяются спецификой учебного предмета. Для информатики необходимо проводить итоговый тест по темам изучаемых разделов курса на уровне основного общего образования.
Вместе с тем школьник может улучшить свой итоговый результат по предмету за учебный год успешной защитой проекта или участием в предметной олимпиаде или творческом конкурсе. Можно предусмотреть накопительную систему баллов (индивидуальный рейтинг) по каждому предмету и прописать в правилах промежуточной аттестации образовательной организации.
Накопительная система баллов по каждому предмету должна учитывать дополнительную образовательную активность обучающихся. Как было указано, это проектная деятельность и участие в олимпиадах и конкурсах. Победители и призеры предметных олимпиад или конкурсов регионального и федерального уровней должны получить максимальный балл по предмету.
Проектная работа – это творческая продуктивная деятельность обучающихся, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность обучающихся. Проекты выполняются индивидуально, в группе, в паре в ограниченный период времени – от месяца до нескольких месяцев, по запланированным шагам и с ограниченными ресурсами.
Проект обычно охватывает большой тематический раздел и содержит несколько тем, объемных экспериментов или комплексных заданий. Проводится проект во внеурочное время. Отличается по степени самостоятельности работы. Тематика может быть задана, но цель, гипотезу большой исследовательской работы должны формулировать обучающиеся. Также обучающиеся сами подбирают оборудование и другое оснащение, составляют план работы и выполняют проектную работу. Роль учителя – консультационно-контролирующая.
Проектный подход в образовании гарантирует уникальный результат за определенное время с просчитанными ресурсами и технологичными этапами работы ограниченного круга исполнителей.
По ведущей деятельности и планируемому результату (таблица 9.1) школьные проекты можно разделить следующим образом.
Таблица 9.1
Тип проекта | Суть деятельности и получаемый результат |
Исследовательский (учебное исследование) | Предполагает характерные для исследования в научной сфере:
|
Практико-ориентированный | Получение конечного продукта в материальном воплощении для практического применения или демонстрации. |
Творческий (литература и искусство) | Такой проект отличает его продукт, который содержит в себе элементы культурно-массового значения:
|
Игровой (досуговый) | Основа – подготовка досугового мероприятия. Продуктом такого проекта могут стать спектакль, танцевальная постановка, викторина, конкурс или игры. |
Результаты проектной деятельности обязательно представляются на внутреннее и внешнее оценивание. Единых подходов к оцениванию проектов не сформировано. Но это два этапа оценивания, критерии которых должны быть известны обучающимся.
Для внутреннего оценивания предлагаем следующие критерии (таблица 9.2).
Таблица 9.2
Критерии оценки проекта | Баллы | |
Область проектных интересов. Интеграция учебных тем естественно-научных предметов | Тема из одной учебной дисциплины | 1 |
Тема связана с двумя учебными дисциплинами | 2 | |
Включаются три и более учебные дисциплины | 3 | |
Использование продукта проекта | Однократное использование (на одном уроке одного предмета) | 1 |
Неоднократное использование (на нескольких уроках одного предмета) | 2 | |
Неоднократное интегрированное использование (на нескольких уроках нескольких предметов) | 3 | |
Потенциал развития тематики и (или) уровня сложности проекта. Точки роста проекта | Уникальный (одна учебная тема одного предмета) | 1 |
Локальный (несколько учебных тем одного предмета в течение одного учебного года) | 2 | |
Продленный локальный (несколько учебных тем одного предмета в течение нескольких месяцев) | 3 | |
Одногодичный интегрированный (несколько учебных тем нескольких предметов в течение одного учебного года) | 4 | |
Универсальный интегрированный (несколько учебных тем нескольких предметов в течение нескольких учебных лет) | 5 | |
Варианты исполнения | Индивидуальный (неисследовательский) для одного ученика | 1 |
Индивидуальный исследовательский | 4 | |
Малая группа (два-три ученика) | 2 | |
Расширенная группа (более трех учеников) | 3 | |
Общеклассный (ученики одного класса) | 4 | |
Общешкольный (ученики разных классов) | 5 | |
Модульность/самостоятельность | Проект – часть (модуль) одного более крупного проекта | 1 |
Законченный самостоятельный проект | 2 | |
Доступность ресурсов (материальных и ментальных) | Нетиповые ресурсы с требованиями особой предварительной подготовки как исполнителей проекта, так и руководителя | 1 |
Общедоступные массовые ресурсы | 2 | |
Актуальность использования результатов проекта | В школе | 1 |
В школе и дома | 2 | |
Массовое использование | 3 |
Эти критерии можно использовать коллективно на презентации результатов проекта перед классом. При этом не требуется обладание специальными знаниями в определенной профессиональной или научной области.
Дадим обоснование каждого критерия.
1. Область проектных интересов. Интеграция учебных тем естественно-научных предметов
Чем больше исполнители проекта увидят связей с разными учебными дисциплинами, тем больший круг научного теоретического материал был охвачен, тем ценнее проект.
2. Использование продукта проекта
Полученный продукт должен быть достаточно универсальным, способным по-разному решать нетиповые задачи. Например: собранная робототехническая конструкция может:
а) перемещаться по заданной траектории;
б) выполнять задачи поиска, управления с заданными условиями;
в) использоваться для:
3. Потенциал развития тематики и (или) уровня сложности проекта:
4. Варианты исполнения в большей мере определяются сложностью проекта. Чем больше команда, тем сложнее управленческие задачи, больше ролей, содержательно сложнее этапы.
5. Самостоятельность или модульность позволяет понять, чем завершился проект: закрытием или интеграцией. Правильно организованный проект должен быть выполнен и закрыт. Но «пробная» деятельность и возможность учиться на ошибках дает ценный опыт обучающимся, поэтому тоже оценивается.
6. Доступность ресурсов проекта определяет пользователей его результатов. Чем доступнее ресурсы, тем более востребованными могут быть результаты.
7. Актуальность использования результатов проекта показывает широту распространения результата, его ценность.
Для оценивания проектных работ кроме их содержания важно учитывать качество презентации, качество выступления и взаимодействие со слушателями (таблица 9.3).
Таблица 9.3
Критерии оценки представления проекта
Область оценки | Оценка | Критерии |
Презентация | ||
Содержание презентации (наличие ключевых структурных элементов, соответствие контента) | 3 |
|
2 | Соблюден требуемый объем презентации, но недостаточно используется наглядный материал или несколько слайдов содержат лишнюю информацию. | |
1 | Требуемый объем презентации не соблюден или мало наглядного материала и практически все слайды перегружены информацией. | |
0 | Содержание презентации не соответствует теме проекта. | |
Визуальное оформление (представление наглядного материала) | 3 | Презентация хорошо оформлена, хорошо подобран цвет фона и шрифта, размер используемого шрифта удобен для восприятия. |
2 | Презентация в целом оформлена хорошо, но есть некоторые недостатки. В подборе цвета фона и шрифта и (или) размер шрифта на некоторых слайдах труден для восприятия. | |
1 | Презентация скудно оформлена, плохо подобран цвет фона и шрифта и (или) используемый на слайдах шрифт неудобен для восприятия. | |
0 | Оформление презентации мешает понять суть проекта. | |
Лексико-грамматическое оформление, орфография и пунктуация | 3 | В презентации допущено не более двух грамматических/лексических и трех орфографических/пунктуационных ошибок. |
2 | В презентации допущено не более четырех грамматических/лексических и четырех орфографических/пунктуационных ошибок. | |
1 | В презентации допущено не более шести грамматических/лексических и шести орфографических/пунктуационных ошибок. | |
0 | В презентации допущено более шести грамматических/лексических и шести орфографических/пунктуационных ошибок. | |
Выступление | ||
Представление работы (уровень владения материалом и регламент) | 3 | Выступающий уложился в отведенное для представления работы время; текст работы рассказывался в целом своими словами, время от времени с опорой на печатный текст. |
2 | Выступающий уложился в отведенное для представления работы время, однако текст работы больше читался с листа, чем рассказывался. | |
1 | Выступающий не уложился в отведенное для представления проектной работы время или текст работы полностью читался с листа. | |
0 | Выступающий не уложился в отведенное для представления проектной работы время и текст работы полностью читался с листа. | |
Лексико-грамматическое оформление речи | 3 | В речи использована разнообразная лексика, понятная аудитории; допущено не более двух языковых ошибок, не затрудняющих понимание. |
2 | В речи использована разнообразная лексика, в целом понятная аудитории; допущено не более четырех негрубых языковых ошибок. | |
1 | В речи использована разнообразная лексика, однако есть несколько слов, незнакомых для аудитории, которые затрудняют понимание сказанного; допущено не более шести негрубых языковых ошибок или две-три грубые ошибки. | |
0 | Речь бедна лексически, содержит более шести негрубых языковых ошибок или более трех грубых ошибок. | |
Взаимодействие с аудиторией (ответы на вопросы) | ||
Свобода владения материалом | 3 | Выступающий дал полные и точные ответы на все заданные аудиторией вопросы в соответствии с регламентом. |
2 | Выступающий дал неполные или неточные ответы на все заданные аудиторией вопросы в соответствии с регламентом. | |
1 | Выступающий ответил не на все вопросы и при этом дал неполные и неточные ответы на заданные аудиторией вопросы в соответствии с регламентом. | |
0 | Выступающий не ответил на вопросы аудитории. |
Вторым этапом или основным (единственным) может быть внешняя экспертная оценка проекта. Тогда это комплексная оценка выполнения всех этапов проекта человеком или группой лиц со специальной подготовкой по тематике проекта (таблицы 9.4, 9.5).
Таблица 9.4
Объект оценки | Этапы | Критерии | Баллы |
Тема | Инициирование проекта | Актуальность темы проекта (важность проблемы) | 0-10 |
Реалистичность результата (оптимальность решения и перспективы его использования, точки роста) | 0-10 | ||
Технологическая карта, паспорт проекта | Планирование работы. Опыт организации деятельности, управления проектом) | Корректность формулировок цели, результата, ресурсов, условий, рисков, времени | 0-10 |
Анализ проблемы, источников информации | 0-10 | ||
Обзор существующих решений | 0-10 | ||
Качество описания технологической карты или паспорта проекта (четкое разделение этапов) | 0-10 |
Таблица 9.5
Критерии комплексной оценки проекта (по видам)
Нормативные документы:
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 630 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 390 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.