Курс повышения квалификации (72 ч.)

Система оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика» в соответствии с ФГОС ООО

Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей информатики в области оценки достижения планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования.

Объем: 72 часа.

Планируемые результаты обучения:

Программа

Занятие 1. Значение оценочной деятельности и её функции

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, – важнейшая составляющая (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение о ценности, уровне, значении выявленного результата. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.

Оценивание как компонент контроля выполняет ряд значимых функций:

    • информационную;
    • образовательную;
    • воспитательную;
    • мотивационно-стимулирующую;
    • ориентирующую и др.

Точность, объективность и полнота оценки обеспечивают выявление успешности движения к намеченным целям.  Они служат основанием корректировки педагогических и управленческих решений.

Оценивание – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога. Учет результатов оценочной деятельности помогает отбирать и использовать эффективные методические средства и приемы, способствует индивидуализации обучения, повышению его качества.

Ориентированная на образовательные результаты система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь, предполагающую вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся.

Основные цели и характеристики системы оценивания содержатся во ФГОС ООО. В документе указано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна:

    • отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
    • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий проводить оценку предметных и метапредметных результатов;
    • предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе:

а) проектов;

б) практических, командных, исследовательских, творческих работ;

в) самоанализа и самооценки;

г) взаимооценки;

д) наблюдения;

е) испытаний (тестов);

    • предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся;
    • обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках:

а) урочной и внеурочной деятельности;

б) оценки проектной деятельности обучающихся.

Как отмечается в «Методических рекомендациях по системе оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Министерства просвещения Российской Федерации, установленная ФГОС ООО система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.

Занятие 2. Предметные результаты как объект проверки и оценивания

Одними из основных направлений обновления ФГОС ООО стали уточнение и конкретизация требований к результатам освоения образовательных программ по всем предметам, входящим в Федеральный учебный план.

Согласно ФГОС ООО, «результаты освоения программы основного общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса, учебного модуля программы основного общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания».

Реализация системно-деятельностного подхода обусловила двойственный характер этих требований: они включают как опорные знания, так и учебные действия по их использованию. Многие из этих действий можно отнести к универсальным учебным действиям (далее – УУД). УУД представлены в разделе Стандарта, отражающем требования к метапредметным результатам освоения образовательных программ. Таким образом, система оценивания выходит за рамки контроля знаний. Иными словами, оцениваются достижения как предметных, так и большей части метапредметных результатов освоения образовательных программ.

Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, а также к определению критериев оценки достигнутого результата. В них должны найти отражение как полнота, глубина и другие характеристики приобретенных знаний, так и степень овладения необходимым учебным действием.

Дальнейшая детализация предметных результатов нашла отражение в федеральных рабочих программах (далее – ФРП) по учебным предметам. В каждой из них предметные планируемые результаты распределены по годам обучения в соответствии с логикой развертывания учебного содержания. Это дает возможность выделять объекты проверки для итогового оценивания. В ряде предметов планируемые результаты группируются также по крупным темам и содержательным блокам. Такой подход позволяет определять компоненты оценивания в рамках тематического и промежуточного контроля.

Виды оценивания Объекты оценивания
Тематическое

Планируемые результаты освоения отдельных тем курса каждого года обучения.

Если планируемые результаты не указаны в Федеральной образовательной программе основного общего образования (далее – ФОП ООО), учитель самостоятельно определяет их на основе программы и тематического планирования).

Промежуточное

Планируемые результаты изучения крупного блока содержания, включающего несколько тем, или комплекса взаимосвязанных УУД (указаны во ФГОС ООО и ФОП ООО), например:

    • работа с информацией;
    • смысловое чтение;
    • финансовая грамотность и др.
ИтоговоеПланируемые результаты освоения курса конкретного года обучения (указаны в ФОП ООО как итог годичного изучения курса).

Группы оценивания достижения образовательных результатов

На всех уровнях общего образования выделяют две большие группы оценивания:

а) внутреннее (внутришкольное) оценивание;

б) внешнее оценивание:

    • государственная итоговая аттестация;
    • Всероссийские проверочные работы;
    • мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.

Они независимы друг от друга, но при этом должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся. Такая связь реализуется:

а) по содержанию (единый объект оценивания – планируемые результаты обучения);

б) по форме (использование критериального подхода, тестовых форм проверки и др.) контроля.

Нас интересует внутришкольное оценивание. Оно предназначено для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (Положением).

Внутришкольное оценивание позволяет:

    • выявлять степень соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО;
    • определять учебные затруднения школьников, устанавливать их причины и на этой основе намечать пути устранения этих затруднений;
    • мотивировать обучающихся к систематическому учебному труду;
    • информировать родителей об успехах, трудностях, особых способностях обучающегося.

Занятие 3. Многообразие видов и форм оценивания

Комплексный подход к оцениванию предполагает взаимосвязанное использование его различных видов и форм.

К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения образовательных программ, развертываемых по периодам обучения, относятся:

    • стартовая диагностика, направленная на оценку общей готовности школьников к обучению на конкретном уровне образования;
    • текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение обучающегося в освоении программы учебного предмета;
    • тематическое оценивание, направленное на выявление и оценку достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной программы;
    • промежуточное оценивание по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающей несколько тем, или формирование комплексного блока учебных действий через работу с информацией, аудирование и т. п.;
    • итоговое оценивание результатов освоения образовательной программы за учебный год.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация, в соответствии с определенными ею формами и установленным порядком, также проводит промежуточную аттестацию обучающихся. Использование термина «аттестация», т. е. подтверждение уровня, говорит о том, что речь идет не просто об оценивании уровня усвоения обучающимися образовательной программы с последующим учетом полученных результатов в организации учебной деятельности. Под этим термином подразумевается и принятие в отношении каждого аттестуемого определенных обязывающих решений.

Закон разъясняет, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую школьник должен ликвидировать. Если обучающийся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования не ликвидировал эту задолженность, он по усмотрению родителей (законных представителей) отправляется на повторное обучение или переводится на обучение по адаптивным образовательным программам либо на обучение по индивидуальному плану.

Таким образом, промежуточную аттестацию можно рассматривать как форму контроля достижения планируемых результатов обучения в объеме определенного уровня обучения, проводимую образовательной организацией в конце 4, 9 и 11 классов. Во всех других классах в конце года проводится итоговое оценивание. Промежуточная итоговая аттестация по завершении основной школы не распространяется на тех обучающихся, которые выбрали сдачу основного государственного экзамена по предмету.

Итоговая аттестация, завершающая освоение аккредитованных образовательных программ, – это государственная итоговая аттестация. Поэтому итоговая аттестация выходит за рамки внутришкольного контроля.

Формами предъявления обучающимися своих достижений служат устные ответы, письменные работы – сочинение, изложение, самостоятельные и контрольные работы, тестирование и т. п. В систему внутришкольного оценивания входит также оценка лабораторных и практических работ, проектов, творческих работ обучающихся.

Занятие 4. Критериальное оценивание

При реализации различных форм внутреннего оценивания уместно применять критериальный подход. Учителю он дает ясные ориентиры для:

    • организации учебного процесса;
    • оценки усвоения учебного материала обучающимися;
    • коррекции методических процедур для достижения высокого качества обучения.

Заранее известные критерии оценивания помогают школьникам лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.

Родители при этом получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, а также возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку.

Использование критериального подхода при описании достижения планируемых результатов для оценки предметных и метапредметных результатов при выполнении типовых контрольных оценочных заданий позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.

Критериальное оценивание – процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей. В этом отношении критериальное оценивание сходно с традиционным нормативным оцениванием, при котором отметка выставляется с учетом степени достижения определенных требований – полноты изложения, выражения мысли своими словами, приведения примеров и т. п.

При этом критериальное оценивание происходит «методом прибавления», когда каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату, а нормативное оценивание – «методом вычитания» из эталонного ответа на 5 баллов ошибок и промахов ученика.

Условие критериального оценивания – предварительное ознакомление всех участников образовательного процесса (прежде всего обучающихся) с используемыми критериями. При этом и нормативная модель оценивания не теряет своего значения относительно определенных видов и форм оценивания, например, устного ответа в ходе текущего контроля.

Накопленный опыт критериального оценивания показывает многообразие подходов к определению оснований, признаков, на основе которых принимается решение по оценке. Их диапазон колеблется от обобщенных положений – «знать», «понимать», «применять», служащих общим ориентиром в оценочной деятельности, до критериев выполнения отдельных заданий.

В методических рекомендациях критериальный подход реализован, в первую очередь, применительно к оценке интегрированных и практико-ориентированных результатов освоения программы – проектов, лабораторных и практических работ, работы с исторической и географической картой, историческим источником.

Выработать обоснованные критерии оценивания позволила детализация (декомпозиция, операционализация) отдельных образовательных результатов.

В ряде случаев показан «балльный вес» каждой критериальной позиции, который затем переводится в привычные пятибалльные отметки. Чтобы оценивание было более подробным и точным, выделяются возможные уровни достижения конкретного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Уровни относятся как к знаниевой («воспринимает», «‎распознает», «‎представляет в преобразованном виде» и т. п.), так и к деятельностной («применяет по образцу», «‎применяет в измененной ситуации», «‎понимает способ действий», «‎преобразует способ действий») составляющей планируемого результата освоения образовательной программы.

Занятие 5. Предметные результаты учебного предмета «Информатика»

Требования к предметным результатам на базовом уровне изучения информатики, зафиксированные во ФГОС ООО и соотнесенные с тематическими разделами содержания обучения предмету, представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

№ п/пБазовый уровень изучения информатикиТематический раздел
1.
  • Владение основными понятиями: «информация»‎, «передача, хранение и обработка информации»‎, «алгоритм»‎, «модель»‎, «цифровой продукт»‎ и их использование для решения учебных и практических задач;
  • умение оперировать единицами измерения информационного объема и скорости передачи данных.
Теоретические основы информатики
2.
  • Умение пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
  • записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1 024 в различных позиционных системах счисления с основаниями 2, 8, 16, выполнять арифметические операции над ними.
Теоретические основы информатики
3.
  • Умение кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;
  • понимание основных принципов кодирования информации различной природы: текстовой (на углубленном уровне – в различных кодировках), графической, аудио.
Теоретические основы информатики
4.
  • Владение понятиями: «‎высказывание»‎, «‎логическая операция»‎, «‎логическое выражение»‎;
  • умение записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
  • записывать логические выражения на изучаемом языке программирования.
Теоретические основы информатики
5.
  • Развитие алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном обществе;
  • понимание сущности алгоритма и его свойств.
Алгоритмы
и программирование
6.
  • Умение составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы для управления исполнителями («‎Черепашка», «‎Чертежник»);
  • создавать и настраивать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, школьный алгоритмический язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений;
  • умение разбивать задачи на подзадачи, использовать константы, переменные и выражения различных типов (числовых, логических, символьных);
  • анализировать предложенный алгоритм, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений.
Алгоритмы
и программирование
7.

Умения:

а) записывать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое;

б) проверять натуральное число на простоту;

в) выделять цифры из натурального числа;

г) искать максимумы, минимумы, суммы числовой последовательности.

Алгоритмы
и программирование
8.
  • Сформированность представлений о назначении основных компонентов компьютера;
  • использование различных программных систем и сервисов компьютера, программного обеспечения;
  •  умение соотносить информацию о характеристиках компьютера с решаемыми задачами;
  • представление об истории и тенденциях развития информационных технологий, в т. ч. глобальных сетей;
  • умение ориентироваться в иерархической структуре файловой системы, работать с файловой системой компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги.
Цифровая грамотность
9.
  • Применение умений и навыков использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации;
  • владение навыками создания личного информационного пространства;
  • умение использовать цифровые сервисы государственных услуг, цифровые образовательные сервисы.
Цифровая грамотность
10.

Умения:

  • выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формализовать и структурировать информацию, используя электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в т. ч. с выделением диапазона таблицы и сортировкой его элементов;
  • применять в электронных таблицах формулы для расчетов, используя встроенные функции, абсолютную, относительную, смешанную адресацию;
  • использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей.
Информационные технологии
11.

Сформированность представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с:

а) информатикой;

б) программированием;

в) современными ИКТ, основанными на достижениях науки и IT-отрасли.

Цифровая грамотность
12.Освоение и соблюдение требований безопасного пользования техническими средствами ИКТ.Цифровая грамотность
13.
  • Умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в интернете;
  • умение выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
Цифровая грамотность
14.
  • Умение использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения;
  • умение обеспечивать личную безопасность при использовании ресурсов интернета, в т. ч. защищать персональную информацию от незаконного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учетом основных технологических и социально-психологических аспектов использования интернета (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода).
Цифровая грамотность
15.Умение распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в т. ч. кибербуллинг, фишинг).Цифровая грамотность

В Федеральной рабочей программе представлено содержание обучения для базового уровня изучения информатики в основной школе, структурированное по тематическим разделам:

    • «Цифровая грамотность»;
    • «Теоретические основы информатики»;
    • «Алгоритмы и программирование»;
    • «Информационные технологии».

Также конкретизированы предметные результаты учебного предмета «Информатика» с разбивкой по годам обучения (представлены ниже в таблицах 5.2-5.5).

Раздел «Цифровая грамотность»

Этот раздел охватывает:

    • вопросы устройства компьютеров и других элементов цифрового окружения (включая компьютерные сети);
    • аспекты использования средств операционной системы;
    • правила работы в интернете и использования интернет-сервисов;
    • информацию об информационной безопасности.

В таблице 5.2 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.

Рассмотрим предметные результаты изучения тематического раздела «Цифровая грамотность», извлеченные из ФРП.

Таблица 5.2

7 класс
Приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики.
Получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода).
Соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью.
Выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения.
Ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по описанию файловой структуры некоторого информационного носителя).

Работать с файловой системой с использованием графического интерфейса, а именно:

    • создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги;
    • использовать антивирусную программу.
Оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов.
  • Искать информацию в интернете (в т. ч. по ключевым словам, по изображению);
  • критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в т. ч. числе экстремистского и террористического характера.
  • Понимать структуру адресов веб-ресурсов;
  • использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
  • соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ.
9 класс
Использовать современные интернет-сервисы (в т. ч. коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки) в учебной и повседневной деятельности).
Приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов в интернете в учебной и повседневной деятельности.
Использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от незаконного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учетом основных технологических и социально-психологических аспектов использования интернета (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода).
Распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в т. ч. кибербуллинг, фишинг).

Раздел «Теоретические основы информатики»

Этот раздел включает в себя:

    • понятийный аппарат информатики;
    • вопросы кодирования информации, измерения информационного объема данных;
    • основы алгебры, логики и информационного моделирования.

В таблице 5.3 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.

Таблица 5.3

Предметные результаты изучения тематического раздела «Теоретические основы информатики»

7 класс
Пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации».
  • Кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;
  • демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы: текстовой, графической, аудио.
  • Сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах;
  • оперировать единицами измерения информационного объема и скорости передачи данных.
8 класс
Пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления.
  • Записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1 024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16);
  • выполнять арифметические операции над ними.
Раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение».
  • Записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания;
  • определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных.
Строить таблицы истинности для логических выражений.
9 класс
  • Раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование»;
  • определять виды моделей;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.
  • Использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры;
  • находить кратчайший путь в графе.
Выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Раздел «Алгоритмы и программирование»

Этот раздел направлен на:

    • развитие алгоритмического мышления;
    • разработку алгоритмов;
    • формирование навыков реализации программ на языках программирования высокого уровня.

В таблице 5.4 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.

Таблица 5.4

Предметные результаты изучения тематического раздела «Алгоритмы и программирование»

8 класс
Раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике.
Описывать алгоритм решения задачи различными способами, в т. ч. в виде блок-схемы.
Составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями («Робот», «Черепашка», «Чертежник»).
  • Использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения;
  • использовать оператор присваивания.
Использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними.
Анализировать предложенные алгоритмы, в т. ч. определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений.

Создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, школьный алгоритмический язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в т. ч. реализующие:

    • проверку делимости одного целого числа на другое;
    • проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
9 класс
  • Разбивать задачи на подзадачи;
  • составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями («Робот», «Черепашка», «Чертежник»).
Составлять и настраивать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, школьный алгоритмический язык).

Раздел «Информационные технологии»

Этот раздел охватывает:

    • вопросы применения информационных технологий, реализованных в прикладных программных продуктах и интернет-сервисах;
    • использование баз данных и электронных таблиц для решения прикладных задач.

В таблице 5.5 представлена динамика формирования предметных результатов по этому тематическому разделу в процессе освоения информатики в 7-9 классах.

Таблица 5.5

Предметные результаты изучения тематического раздела «Информационные технологии»

7 класс
Представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций.
9 класс
  • Использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в т. ч. с выделением диапазона таблицы и сортировкой его элементов;
  • создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием:

а) встроенных арифметических функций (суммирование и подсчет значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения);

б) абсолютной, относительной, смешанной адресации.

Использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей.

На базовом уровне речь идет, как правило, о:

а) формировании общих представлений об изучаемых понятиях и методах;

б) воспроизведении нескольких базовых алгоритмов;

в) практических навыках использования программного обеспечения.

Внешнее оценивание

Внешнее оценивание по информатике – государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Она инвариантна по отношению к уровню изучения информатики в основной школе. Тем не менее её оценивание связано с внутренним оцениванием (считается его основой). Поэтому, выстраивая внутреннюю систему оценивания, следует учитывать подходы, используемые во внешнем оценивании, в рамках которого проверяются следующие знания и умения.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

    • единицы измерения информации;
    • принципы кодирования информации;
    • моделирование;
    • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
    • основные алгоритмические конструкции – ветвление, циклы;
    • основные элементы математической логики;
    • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях;
    • принципы организации файловой системы.

На уровне применения своих знаний в стандартной ситуации проверяются умения:

    • подсчитывать информационный объем сообщения;
    • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
    • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
    • создавать и преобразовывать логические выражения;
    • оценивать результат работы известного программного обеспечения;
    • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

На уровне применения знания в новой ситуации проверяются сложные умения:

    • разработки технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
    • разработки алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.

Занятие 6. Этапы, виды и формы текущего оценивания предметных результатов

Содержание обучения по информатике на уровне основного общего образования насыщенно, поэтому время, которое может быть выделено для оценивания предметных результатов, ограничено. По этой причине выбираются компактные и кратковременные форматы оценивания предметных результатов обучения. Предпочтения отдаются кратковременному устному или письменному опросу (чаще в тестовой форме) из-за возможности его оперативного использования.

Большая часть тем курса информатики рассчитана на формирование цифровых навыков на практике, поэтому практическая работа считается и формой обучения, и одним из видов оценивания. В конце изучения темы проводится контрольная работа или контрольная практическая работа.

Рассмотрим подробнее виды и формы оценивания предметных результатов на разных этапах образовательной деятельности в процессе обучения информатике:

1. В начале обучения:

    • определяющая (стартовая) диагностика;
    • предварительное (входное) оценивание.

2. В ходе образовательного процесса:

    • формирующее (текущее) оценивание;
    • промежуточное (тематическое) оценивание.

3. В конце обучения учебной дисциплине или в конце учебного года:

    • суммирующее оценивание;
    • итоговая диагностика;
    • итоговое оценивание.

Стартовая диагностика

Стартовая диагностика (определяющее, предварительное или входное оценивание обучающихся) позволяет установить исходный уровень знаний и умений по информатике, его достаточность для освоения программы основного общего образования по информатике.

Цифровые компетенции обучающихся формируются не только в курсе информатики, но и в дополнительном образовании, внеурочной деятельности и в семье. Поэтому стартовая диагностика цифровых компетенций обучающихся поможет учителю в выборе:

    • темпа обучения в конкретном классе или группе;
    • оптимального уровня сложности изучаемого материала;
    • соответствующих цифровых образовательных ресурсов;
    • современных образовательных технологий для удовлетворения запросов конкретной группы обучающихся или индивидуальных запросов обучающихся.

Как правило, для стартовой диагностики используются материалы итогового оценивания по предмету за предыдущий год – контрольная работа, практическая работа или итоговый тест. Предварительное повторение перед стартовой диагностикой не проводится. Таким образом, учитель получает возможность оценить уровень остаточных знаний по информатике или их прирост из-за постоянного применения цифровых навыков в быту. Отметки за стартовую диагностику не ставятся. Выполненные работы обучающихся сохраняются до конца периода обучения (календарного года или окончания изучения предмета) для анализа индивидуальной динамики обучающихся.

Текущее оценивание

Текущее оценивание (формирующее оценивание, тематическая диагностика, текущий контроль) проводится в ходе образовательного процесса. Оно встроено в образовательный процесс, поскольку может оценивать любую активность обучающегося, которую организует учитель на уроке для освоения теоретического содержания и формирования практических умений по предмету.

В обучении информатике для текущего оценивания чаще всего используют:

а) устный опрос;

б) письменный опрос;

в) тематическую контрольную или практическую работу.

Во всех видах оценивания предметных результатов по информатике предпочтение отдается тестовым формам заданий из-за их компактного формата, возможности многократного использования в бумажном и электронном виде и оперативности применения.

Опрос как форма оценивания

Устный опрос позволяет повторить изученный материал, структурировать его и оценить качество усвоения. Его можно использовать для повторения, систематизации, закрепления материала. Он позволяет оперативно скорректировать неточности и ошибки, развивать коммуникативные навыки.

Устный опрос бывает индивидуальным и фронтальным. Рекомендуется чередовать два этих вида. Индивидуальный опрос можно организовать в виде эстафеты, парного диалога. Фронтальный опрос обучающихся можно оперативно проводить, используя для каждого ученика цветные карточки – красные и зеленые или с написанными «0» и «1». Формулировки вопросов должны предполагать ответы «да» или «нет»: красная карточка или «0» используются для ответа «нет»; зеленая карточка или «1» – для ответа «да».

Устный опрос может использоваться на уроке многократно, после каждого нового блока темы. К устному опросу заранее готовятся критерии получения баллов и перевода набранных баллов в отметку. Для простоты в одном опросе используют 5 вопросов-заданий и дают по 1 баллу за каждый правильный ответ или используют максимум 10 вопросов-заданий и дают по 1 баллу за два правильных ответа. Тогда обучающимся очевидна полученная отметка по количеству набранных баллов. Учитель должен заранее озвучить обучающимся критерии накопления баллов и правила их перевода в отметку.

Письменный опрос дает возможность:

    • охватывать всех обучающихся, оценивать и корректировать не только освоение теории, но и вычислительные навыки;
    • позволяет ученику работать в собственном темпе и менять последовательность выполнения заданий.

Он используется в текущем контроле, то есть в процессе обучения. Важно сразу проверить правильность выполнения заданий, чтобы у обучающихся не сформировались ложные знания.

Письменный опрос может использоваться на уроке многократно, после каждого нового блока по изучаемой теме. К нему заранее готовятся критерии получения баллов и перевода набранных баллов в отметку – такие же, как при устном опросе. Критерии получения баллов и перевод набранных баллов в отметку всегда указываются в инструкции перед заданием. Обучающиеся должны понимать критерии накопления баллов и правила их перевода в отметку.

Тестирование как форма оценивания

Тест – совокупность стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

От других видов оценивания тест отличает:

    • обязательное наличие подробной инструкции по выполнению заданий;
    • наличие в комплекте ключей правильных ответов или критериев проверки и критериев присвоения баллов.

Выбирая тестовую форму оценивания, надо отчетливо представлять её достоинства и недостатки. Рассмотрим пример в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Достоинства и недостатки тестирования

Достоинства тестированияНедостатки тестирования

1. Значительный объем разнообразного учебного материала может быть проверен за определенный отрезок времени.

2. Возможность контроля на необходимом, заранее установленном уровне.

3. Возможность предварительного самоконтроля для самооценки достигнутого уровня.

4. Возможность выставления объективной отметки путем простого подсчета количества правильных ответов.

5. Фиксация результатов контроля, а также номеров вопросов (заданий), на которые даны правильные или неправильные ответы.

6. Концентрация внимания в тесте не на составлении ответа, а на обдумывании его сути.

7. Большая экономия времени при проверке больших групп обучающихся.

8. Возникновение условий для корректировки учебных программ при использовании контроля в процессе обучения.

9. Возможность применения технических средств и устройств для контроля, что позволяет освободить учителя от рутинного проведения самого контроля.

10. Возможность реализации разработанных тестов и критериев уровня обучения в течение нескольких лет.

11. Конкретность заданий и способов их выполнения.

12. Однозначность оценки ответа, возможность статистической обработки результатов контроля.

1. Возможность оценить главным образом знания и в меньшей степени умения ученика выполнять практические задания.

2. Возможность оценить лишь конечный результат – правильный или неправильный ответ.

3. Отсутствие «обратной связи» с учителем в ходе выполнения тестирования (частично снимается, если в процессе тестирования используются технические средства).

4. Невозможно оценить сам процесс формирования ответа, который привел к конкретному результату.

5. Недостаточный уровень контроля при использовании выборочной формы ответа.

6. Возможность запомнить ложный или неточный ответ.

7. Стандартизация мышления без учета свойств личности, невозможность оценить характер мышления.

8. Упрощение задачи, стоящей перед учащимся (вместо самостоятельного формулирования полного и содержательного ответа).

9. На поставленный вопрос требуется лишь выбрать, например, правильный ответ из числа имеющихся.

10. Необходимость высокой квалификации преподавателей и экспертов, составляющих задания.

11. Предвзятость преподавателей к этому методу контроля.

12. Невозможность определить одним инструментом оценки разные знания обучающихся.

Тестирование позволяет оперативно выявить пробелы в знаниях и умениях обучающихся и скорректировать их на начальном этапе изучения темы. Его можно использовать для проверки теоретических знаний, вычислительных навыков и практических умений, а также функциональной грамотности. Тесты можно использовать как при текущем, так и при итоговом оценивании предметных и метапредметных результатов.

При подготовке или отборе материала для тестов следует помнить, что задания, входящие в тест для текущей проверки усвоения нового материала, должны проверять все изучаемые на уроке дидактические единицы – подробно, всё изученное. Задания в таком тесте нужно выстраивать последовательно с усложнением мыслительных или деятельностных операций или в соответствии с логикой изложения материала в используемом учебнике (учебном пособии), затрагивая в большей мере:

а) репродуктивный (способность воспроизвести и объяснить) уровень усвоения содержания обучения;

б) продуктивный (применить в знакомой или чуть измененной ситуации) уровень усвоения содержания обучения.

Соотношение проверяемых предметных и метапредметных результатов в тестах для текущей проверки немного больше в пользу предметных, поскольку процесс обучения, в ходе которого и идет формирование знаниевой основы будущих компетенций, не завершен – он продолжается.

Для подготовки итоговых тестов выбирают задания, проверяющие наиболее значимые дидактические единицы по теме (предметные результаты деятельности). Задания должны относиться в большей мере к продуктивному и творческому (функциональному) уровню усвоения материала. Соотношение проверяемых предметных и метапредметных результатов немного больше в пользу метапредметных.

Для подготовки тестов, как правило, используют четыре вида заданий (рис. 1):

    • с выбором одного правильного ответа из предложенных (нескольких правильных ответов из предложенных);
    • с открытой формой ответа (правильный ответ необходимо вписать в отведенное для него место):

а) с кратким ответом;

б) с развернутым ответом;

    • на установление соответствия (каждому элементу первого множества ставится в соответствие один или несколько элементов второго множества);
    • на установление правильной последовательности.

При сборке теста задания можно группировать по виду. Например, сначала идут задания с выбором ответа, затем – с открытой формой ответа (кратким ответом, затем – с развернутым) либо другого вида. Таким образом, тест будет разбит на несколько блоков с одинаковым видом заданий с небольшой инструкцией-предупреждением перед каждым блоком. Это делается для того, чтобы обучающиеся постепенно меняли вид деятельности при тестировании, не путались с разными видами заданий.

Другой способ наполнения формирующего тестирования заданиями – в соответствии с логикой изложения материала в используемом учебнике (учебном пособии).

Широко используется компьютерное тестирование. Один из бесплатных конструкторов онлайн-тестов – Online Test Pad. Он дает педагогу:

а) инструментарий для статистической обработки данных по результатам тестирования;

б) автоматическое формирование отчетов;

в) возможность пересылать их другим участникам образовательного процесса.

Контрольная работа как форма оценивания

Контрольная работа – наиболее традиционный способ контроля знаний и умений, содержащий задания, выполняемые обучающимися. При проверке контрольной работы учитель может проследить за ходом мыслей и действий обучающегося.

Возможность помимо ответа проверить ход решения позволяет провести последующую коррекцию неточностей и отработать неосвоенный материал. Поскольку контрольная работа предполагает оценивание правильности выполняемых действий, она требует продолжительного времени не только на выполнение, но и на проверку. Поэтому контрольную работу следует использовать по завершении изучения темы целиком, а не отдельных подтем/блоков, изучаемых на уроках. Для контрольной работы отбирается самый значимый материал темы, имеющийся в предметных результатах, в связке с метапредметными умениями.

Практическая работа как форма оценивания

Практическая работа проводится на завершающем этапе изучения материала по отдельной теме, связанной с формированием навыков работы с различным программным обеспечением. Практическая работа, как правило, выполняется индивидуально. Практические работы по информатике выполняются с использованием соответствующего программного обеспечения. Например, школьники могут подготовить текстовый или графический документ по шаблону, использовать калькулятор или электронные таблицы для проведения расчетов.

Для выполнения практической работы нужно изучить среду и инструменты для работы. Поэтому в основной школе сначала используют практические упражнения. После этого ученикам предлагается практическая работа, состоящая из заданий на применение умений, отработанных при выполнении практических упражнений.

Практическое упражнение – кратковременная деятельность на отработку определенных навыков с использованием программного обеспечения. В условиях одного часа, отведенного на предмет, оптимальное решение состоит в использовании кратковременных практических упражнений на отработку отдельных навыков. В конце изучения темы возможна проверка всех освоенных навыков в практической работе.

Практические упражнения могут выполняться в режиме синхронной работы учителя и обучающихся в классе или могут быть предложены в качестве домашнего задания.

Критерии оценивания в практических упражнениях должны быть просты и понятны обучающимся. Например, за выполнение каждого практического шага можно присваивать 1 балл. В упражнениях, состоящих более чем из пяти шагов, можно корректировать критерии, присваивая 1 балл за два-три шага. Перед выполнением практических упражнений и практических работ учитель должен озвучить обучающимся критерии получения и перевода баллов в отметку.

Кейс-технология как форма оценивания

Кейс («ситуационное задание» с альтернативными решениями) представляет собой описание определенной проблемной ситуации, подготовленной для образовательных целей. С помощью кейса формируются навыки:

    • анализа информации;
    • обобщения информации;
    • выявления и формулирования проблемы;
    • выработки различных альтернатив решения проблемы.

Кейсы можно использовать как для обучения, так и для диагностики функциональной грамотности или компетенций. В курсе информатики основного общего образования присутствуют темы, которые лучше всего осваиваются с применением кейсов. Например, в тематическом разделе «Цифровая грамотность» есть предметный результат «соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети».

При подготовке ситуаций кейса можно сразу ориентироваться на заданные уровни сформированности функциональной грамотности.

К первому уровню относятся задания кейса, в которых анализируется ситуация и её решение. Ученик должен определить, подходит ли это решение, возможно ли использовать более рациональное решение.

Ко второму уровню относятся задания кейса, в которых проблема определена в явном виде, нужно самостоятельно найти решение проблемы и обосновать его.

К третьему уровню относятся кейсы с описанием ситуации, где проблему надо сформулировать явно, а затем найти её решение (возможно не одно).

В условиях ограниченного времени на изучение информатики на базовом уровне возможно включение использования кейсов. С использованием кейса можно изучить материал, а дополнительные вопросы к ситуации помогут диагностировать его усвоение.

Оценивание заданий с неформальным контролем

Дополнительные сообщения по темам, выходящие за рамки программы

Иногда обучающиеся проявляют интерес к предмету и высказывают свое желание дополнительно подготовить сообщение/реферат. Такое желание может быть продиктовано индивидуальными особенностями обучающегося: занимается дополнительно предметом и готовится к олимпиадам, психологические проблемы в общении с одноклассниками, ОВЗ и т. п. Оценивание такого рода сообщений и рефератов относят к неформальному контролю, хотя к нему также можно применять критериальный подход. Учитель самостоятельно определяет критерии оценивания и озвучивает их обучающимся. Оценивание такого рода заданий близко к оцениванию проектных работ (см. далее Оценивание выполнения проекта).

Занятие 7. Тематическое, промежуточное (рубежное) оценивание

Тематическое оценивание направлено на выявление и оценку достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных тем образовательной программы.

Промежуточное оценивание проводится по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающих несколько тем или формирование комплексного блока учебных действий – работу с различным программным обеспечением для обработки текста, графики, мультимедиа и т. п.

Эти виды оценивания приближают обучающихся к формату итогового оценивания, поскольку проверяются отдельные завершенные темы или крупные блоки практических умений по информатике. В них проверяются не все, а наиболее значимые дидактические единицы на уровне заданных в образовательной программе предметных результатов. При этом используются те же средства оценивания, что и в текущем оценивании.

Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся

В педагогических измерениях устоявшимися считаются два подхода к оцениванию образовательных достижений обучающихся:

а) нормативно-ориентированный;

б) критериально-ориентированный.

Содержание нормативных проверочных работ, которые относятся к тематическому или промежуточному оцениванию, состоит из заданий трех уровней сложности, которые могут быть выполнены большинством обучающихся.

При составлении заданий учитываются усредненные статистические нормы выполнения, которые зависят от уровня подготовленности определенной выборки обучающихся. Нормативы в разных образовательных организациях могут отличаться.

Нормативный подход лежит в основе использования пятибалльной отметки. Для присвоения высшего балла необходимо безошибочно решить все задачи. Далее из высшего балла вычитаются баллы за допущенные обучающимся ошибки. Оценивание считается «вычитательным». Такой подход к оценке негативно отражается на мотивации и получаемых отметках. Используемая в нормативном подходе шкала – ранговая, не позволяющая проводить математические преобразования с результатами оценивания, не вычисляет среднее значение.

Критериальный подход в оценивании образовательных достижений стали использовать с введением ФГОС и единой внешней оценки достижений требований стандарта. Тогда же произошел переход на более мощную интервальную шкалу. Именно результаты освоения основных образовательных программ (предметные, метапредметные, личностные) стали критериями для оценивания образовательных достижений обучающихся. Поскольку интервальная шкала позволяет применять математические преобразования к результатам оценивания, можно получить объективные нормы на конкретной выборке обучающихся.

Оценивание достижений каждого ученика ориентируется на усредненные нормы всех обучающихся. Оценивание становится накопительным – за каждый освоенный и показанный результат добавляется балл. В результате определения шкалы набранные баллы переводятся в школьную отметку.

Для критериального подхода важно точно описать критерии для внешнего оценивания и развернуть такое описание предметных и метапредметных результатов по годам изучения предмета для организации внутреннего оценивания.

Процессы цифровой трансформации характеризуются переходом от индивидуализации к персонализации образовательного процесса. Такой подход предусматривает не только персонализированный контент и траекторию его освоения, но и персонализированное оценивание, оценивание собственных приращений в обучении относительно своих прежних достижений. По сути мы получаем ориентацию на индивидуальные нормы конкретного обучающегося, его образовательные возможности в текущий момент времени.

Система внутреннего оценивания образовательной организации призвана предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся во всём многообразии образовательной деятельности. Стоит обратить внимание на то, что метапредметные результаты «встроены» в предметные результаты по информатике. Отчетливо это просматривается в заданиях. Таким образом, внутреннее оценивание учитывает особенности образовательного процесса, потребности каждого обучающегося. Внутреннее оценивание также позволяет выйти на достижение предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС ООО.

Промежуточное или тематическое оценивание проводится в конце изучения всего тематического раздела или большой темы из него, поэтому по используемым заданиям и критериям оценивания оно схоже с итоговым на этапе внешнего оценивания.

На завершающем этапе изучения темы проверяется освоение способов деятельности, которые свободно переносятся на решение актуальных задач, связанных с использованием цифрового окружения. Подразумевается, что обучающийся разбирается в функциональных связях между объектами изучения, освоил их и активно использует свои знания и навыки (например, в других темах или за пределами учебных ситуаций).

В конце изучения темы активно используются тестовые формы диагностики, где критерии также максимально приближены к тем, которые используются в ОГЭ.

В случае использования объемного теста, рассчитанного на весь урок, при переводе набранных баллов в отметку по предмету подсчитывается процентное соотношение правильных и неправильных ответов, при этом:

    • 85-100% правильных ответов – «отлично»;
    • 65-84% правильных ответов – «хорошо»;
    • 50-64% правильных ответов – «удовлетворительно»;
    • ˂50% правильных ответов – «неудовлетворительно».

Занятие 8. Промежуточная аттестация и итоговое оценивание

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание по информатике (суммирующее оценивание, итоговая диагностика) учитель проводит в конце учебного года или в конце освоения учебной дисциплины. Им может быть итоговое тестирование или контрольная работа.

Для большего охвата изученных в учебном году тем необходимо использовать тестовый формат заданий. Содержание проверочных материалов и критерии оценивания учитель разрабатывает самостоятельно. При этом важно ориентироваться на материалы внешнего контроля – ОГЭ, Всероссийскую проверочную работу (ВПР) или мониторинговые проверки. Для содержательного наполнения итогового тестирования или итоговой контрольной работы можно использовать задания из открытого банка заданий ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

Положительные результаты итогового оценивания позволяют выставить обучающемуся годовую отметку по предмету и перевести его в следующий класс в пределах одного уровня образования. Если результаты итогового оценивания неудовлетворительны, то обсуждается возможность повторной процедуры итогового оценивания или перехода обучающегося на индивидуальный учебный план, адаптивную образовательную программу. Эти варианты в случае неудовлетворительного результата итогового оценивания должны быть указаны в правилах проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация – процедура, предусмотренная законодательством во внутришкольном оценивании, регулируемая правилами, утвержденными образовательной организацией. Она позволяет обучающемуся перейти на следующий уровень образования. Законом предусмотрено прохождение процедуры промежуточного оценивания не более двух раз, остальные пункты правил утверждает образовательная организация.

Следует различать понятия «промежуточное оценивание» и «промежуточная аттестация».

Промежуточное оценивание обучающегося проводится по итогам изучения крупных блоков образовательной программы, включающих несколько тем или формирование комплексного блока учебных действий. Оно схоже с тематическим текущим оцениванием и считается частью внутреннего оценивания. Материалы для промежуточного оценивания и критерии проверки разрабатывает учитель по предмету. Возможно многократное прохождение промежуточного оценивания, количество, формы проведения, критерии оценивания не регламентированы.

Промежуточная аттестация также относится к процедуре внутреннего оценивания, но регламентирована локальным актом образовательной организации. На основании результатов промежуточной аттестации в форме итогового оценивания принимается решение о переводе обучающегося в следующий класс или на следующий уровень образования.

Образовательная организация принимает порядок проведения промежуточной аттестации по предметам на разных уровнях образования. Формы и виды проверочного материала для промежуточной аттестации определяются спецификой учебного предмета. Для информатики необходимо проводить итоговый тест по темам изучаемых разделов курса на уровне основного общего образования.

Вместе с тем школьник может улучшить свой итоговый результат по предмету за учебный год успешной защитой проекта или участием в предметной олимпиаде или творческом конкурсе. Можно предусмотреть накопительную систему баллов (индивидуальный рейтинг) по каждому предмету и прописать в правилах промежуточной аттестации образовательной организации.

Накопительная система баллов по каждому предмету должна учитывать дополнительную образовательную активность обучающихся. Как было указано, это проектная деятельность и участие в олимпиадах и конкурсах. Победители и призеры предметных олимпиад или конкурсов регионального и федерального уровней должны получить максимальный балл по предмету.

Занятие 9. Оценивание проектной деятельности обучающихся

Проектная работа – это творческая продуктивная деятельность обучающихся, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность обучающихся. Проекты выполняются индивидуально, в группе, в паре в ограниченный период времени – от месяца до нескольких месяцев, по запланированным шагам и с ограниченными ресурсами.

Проект обычно охватывает большой тематический раздел и содержит несколько тем, объемных экспериментов или комплексных заданий. Проводится проект во внеурочное время. Отличается по степени самостоятельности работы. Тематика может быть задана, но цель, гипотезу большой исследовательской работы должны формулировать обучающиеся. Также обучающиеся сами подбирают оборудование и другое оснащение, составляют план работы и выполняют проектную работу. Роль учителя – консультационно-контролирующая.

Проектный подход в образовании гарантирует уникальный результат за определенное время с просчитанными ресурсами и технологичными этапами работы ограниченного круга исполнителей.

По ведущей деятельности и планируемому результату (таблица 9.1) школьные проекты можно разделить следующим образом.

Таблица 9.1

Тип проекта Суть деятельности и получаемый результат
Исследовательский (учебное исследование)

Предполагает характерные для исследования в научной сфере:

    • постановку проблемы (или выдвижение гипотезы);
    • изучение теории по исследуемому вопросу;
    • подбор методов исследования и практическое овладение ими через проведение экспериментов или их моделирование для научного обоснования подлинности полученных результатов);
    • собственные выводы.
Практико-ориентированныйПолучение конечного продукта в материальном воплощении для практического применения или демонстрации.
Творческий (литература и искусство)

Такой проект отличает его продукт, который содержит в себе элементы культурно-массового значения:

    • литературное или музыкальное произведение;
    • произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства;
    • мультфильм или кинофильм;
    • фотоэкспозицию и др.
Игровой (досуговый)Основа – подготовка досугового мероприятия. Продуктом такого проекта могут стать спектакль, танцевальная постановка, викторина, конкурс или игры.

Результаты проектной деятельности обязательно представляются на внутреннее и внешнее оценивание. Единых подходов к оцениванию проектов не сформировано. Но это два этапа оценивания, критерии которых должны быть известны обучающимся.

Критерии внутренней оценки проекта

Для внутреннего оценивания предлагаем следующие критерии (таблица 9.2).

Таблица 9.2

Критерии оценки проекта Баллы
Область проектных интересов.
Интеграция учебных тем естественно-научных предметов
Тема из одной учебной дисциплины1
Тема связана с двумя учебными дисциплинами2
Включаются три и более учебные дисциплины3
Использование продукта проектаОднократное использование (на одном уроке одного предмета)1
Неоднократное использование (на нескольких уроках одного предмета)2
Неоднократное интегрированное использование (на нескольких уроках нескольких предметов)3
Потенциал развития тематики и (или) уровня сложности проекта. Точки роста проектаУникальный (одна учебная тема одного предмета)1
Локальный (несколько учебных тем одного предмета в течение одного учебного года)2
Продленный локальный (несколько учебных тем одного предмета в течение нескольких месяцев)3
Одногодичный интегрированный (несколько учебных тем нескольких предметов в течение одного учебного года)4
Универсальный интегрированный (несколько учебных тем нескольких предметов в течение нескольких учебных лет)5
Варианты исполненияИндивидуальный (неисследовательский) для одного ученика1
Индивидуальный исследовательский4
Малая группа (два-три ученика)2
Расширенная группа (более трех учеников)3
Общеклассный (ученики одного класса)4
Общешкольный (ученики разных классов)5
Модульность/самостоятельностьПроект – часть (модуль) одного более крупного проекта1
Законченный самостоятельный проект2
Доступность ресурсов (материальных
и ментальных)
Нетиповые ресурсы с требованиями особой предварительной подготовки как исполнителей проекта, так и руководителя1
Общедоступные массовые ресурсы2
Актуальность использования результатов проектаВ школе1
В школе и дома2
Массовое использование3

Эти критерии можно использовать коллективно на презентации результатов проекта перед классом. При этом не требуется обладание специальными знаниями в определенной профессиональной или научной области.

Дадим обоснование каждого критерия.

1. Область проектных интересов. Интеграция учебных тем естественно-научных предметов

Чем больше исполнители проекта увидят связей с разными учебными дисциплинами, тем больший круг научного теоретического материал был охвачен, тем ценнее проект.

2. Использование продукта проекта

Полученный продукт должен быть достаточно универсальным, способным по-разному решать нетиповые задачи. Например: собранная робототехническая конструкция может:

а) перемещаться по заданной траектории;

б) выполнять задачи поиска, управления с заданными условиями;

в) использоваться для:

    • изучения разных разделов физики;
    • демонстрации возможностей разных систем программирования;
    • тестирования эффективности используемого алгоритма и т. д.

3. Потенциал развития тематики и (или) уровня сложности проекта:

    • мотивация дальнейшего развития проекта;
    • точки роста проекта;
    • насколько актуально конкретное использование полученного продукта;
    • расширяется ли контекст проектной деятельности;
    • можно ли усложнить задачу под современный уровень или популярный контекст;
    • пройден ли полный цикл реализации идеи.

4. Варианты исполнения в большей мере определяются сложностью проекта. Чем больше команда, тем сложнее управленческие задачи, больше ролей, содержательно сложнее этапы.

5. Самостоятельность или модульность позволяет понять, чем завершился проект: закрытием или интеграцией. Правильно организованный проект должен быть выполнен и закрыт. Но «пробная» деятельность и возможность учиться на ошибках дает ценный опыт обучающимся, поэтому тоже оценивается.

6. Доступность ресурсов проекта определяет пользователей его результатов. Чем доступнее ресурсы, тем более востребованными могут быть результаты.

7. Актуальность использования результатов проекта показывает широту распространения результата, его ценность.

Критерии оценки представления проекта

Для оценивания проектных работ кроме их содержания важно учитывать качество презентации, качество выступления и взаимодействие со слушателями (таблица 9.3).

Таблица 9.3

Критерии оценки представления проекта

Область оценкиОценкаКритерии
Презентация
Содержание презентации
(наличие ключевых структурных элементов, соответствие контента)
3
  • Соблюден требуемый объем презентации;
  • используется разнообразный наглядный материал: фото, картинки, карты, таблицы;
  • на слайдах отсутствует лишняя информация.
2Соблюден требуемый объем презентации, но недостаточно используется наглядный материал или несколько слайдов содержат лишнюю информацию.
1Требуемый объем презентации не соблюден или мало наглядного материала и практически все слайды перегружены информацией.
0Содержание презентации не соответствует теме проекта.
Визуальное оформление (представление наглядного материала)3Презентация хорошо оформлена, хорошо подобран цвет фона и шрифта, размер используемого шрифта удобен для восприятия.
2Презентация в целом оформлена хорошо, но есть некоторые недостатки. В подборе цвета фона и шрифта и (или) размер шрифта на некоторых слайдах труден для восприятия.
1Презентация скудно оформлена, плохо подобран цвет фона и шрифта и (или) используемый на слайдах шрифт неудобен для восприятия.
0Оформление презентации мешает понять суть проекта.
Лексико-грамматическое оформление, орфография и пунктуация3В презентации допущено не более двух грамматических/лексических и трех орфографических/пунктуационных ошибок.
2В презентации допущено не более четырех грамматических/лексических и четырех орфографических/пунктуационных ошибок.
1В презентации допущено не более шести грамматических/лексических и шести орфографических/пунктуационных ошибок.
0В презентации допущено более шести грамматических/лексических и шести орфографических/пунктуационных ошибок.
Выступление
Представление работы (уровень владения материалом и регламент)3Выступающий уложился в отведенное для представления работы время; текст работы рассказывался в целом своими словами, время от времени с опорой на печатный текст.
2Выступающий уложился в отведенное для представления работы время, однако текст работы больше читался с листа, чем рассказывался.
1Выступающий не уложился в отведенное для представления проектной работы время или текст работы полностью читался с листа.
0Выступающий не уложился в отведенное для представления проектной работы время и текст работы полностью читался с листа.
Лексико-грамматическое оформление речи3В речи использована разнообразная лексика, понятная аудитории; допущено не более двух языковых ошибок, не затрудняющих понимание.
2В речи использована разнообразная лексика, в целом понятная аудитории; допущено не более четырех негрубых языковых ошибок.
1В речи использована разнообразная лексика, однако есть несколько слов, незнакомых для аудитории, которые затрудняют понимание сказанного; допущено не более шести негрубых языковых ошибок или две-три грубые ошибки.
0Речь бедна лексически, содержит более шести негрубых языковых ошибок или более трех грубых ошибок.
Взаимодействие с аудиторией (ответы на вопросы)
Свобода владения материалом3Выступающий дал полные и точные ответы на все заданные аудиторией вопросы в соответствии с регламентом.
2Выступающий дал неполные или неточные ответы на все заданные аудиторией вопросы в соответствии с регламентом.
1Выступающий ответил не на все вопросы и при этом дал неполные и неточные ответы на заданные аудиторией вопросы в соответствии с регламентом.
0Выступающий не ответил на вопросы аудитории.

Критерии внешней экспертной оценки проекта

Вторым этапом или основным (единственным) может быть внешняя экспертная оценка проекта. Тогда это комплексная оценка выполнения всех этапов проекта человеком или группой лиц со специальной подготовкой по тематике проекта (таблицы 9.4, 9.5).

Таблица 9.4

Объект оценки ЭтапыКритерииБаллы
ТемаИнициирование проектаАктуальность темы проекта (важность проблемы)0-10
Реалистичность результата (оптимальность решения и перспективы его использования, точки роста)0-10
Технологическая карта, паспорт проектаПланирование
работы. Опыт организации деятельности, управления проектом)
Корректность формулировок цели, результата, ресурсов, условий, рисков, времени0-10
Анализ проблемы, источников информации0-10
Обзор существующих решений0-10
Качество описания технологической карты или паспорта проекта (четкое разделение этапов)0-10

Таблица 9.5

Критерии комплексной оценки проекта (по видам)

Дополнительные материалы

Библиографический список

Нормативные документы:

  1. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 / Текст : электронный // Информационно-правовой портал : [Гарант.ру]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
  2. Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего образования : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 / Текст : электронный // URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2023/05/prikaz-minprosv.-rf-ob-utv.-fop-ooo-16.01.2022-g..pdf
  3. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика» : методические рекомендации / [Л. Л. Босова, Н. Н. Самылкина]. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 83 с. – Текст : электронный // URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/mp_informatika.pdf
  4. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Информатика» (базовый уровень) : методическое пособие. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 45 с. – Текст : электронный // URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/15_ФРП-Информатика-7-9-классы_база.pdf

Итоговое тестирование

Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Верно ли это утверждение?
В тематическом оценивании объектом оценки выступают:
Какие процедуры НЕ входят в группу внутренней оценки согласно общепринятой классификации? (2 правильных ответа)
Какой вид оценивания направлен на оценку общей готовности обучающихся к обучению на определенном (предстоящем) уровне образования?
Промежуточная аттестация проводится:
Какой раздел учебного предмета «Информатика» охватывает вопросы устройства компьютеров и других элементов цифрового окружения (включая компьютерные сети), использование средств операционной системы?
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя:
Текущее оценивание по своему содержанию и целям может быть приравнено к:
Устный опрос как форма оценки достижения предметных результатов может использоваться:
Процедура, предусмотренная законодательством во внутришкольном оценивании, позволяющая (по правилам, утвержденным образовательной организацией) обучающемуся перейти на следующий уровень образования, – это:

 

Корзина