В конце страницы к этому курсу прилагается сертификат и удостоверение
Цель: освоение коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам.
Объем: 72 часа
Формируемые знания и компетенции:
Трансформации, которые претерпевает современное социокультурное развитие, затрагивают и радикально изменяют все сферы общественной жизни, образование в том числе. Основной вектор изменений определяется коммуникативной культурой, ее спецификой и характерными признаками: непрерывным движением в непрогнозируемых направлениях, постоянным изменением, сосредоточенностью на внутренних коммуникативных процессах и межличностных отношениях.
Такой характер современного общества и культуры делает их развитие проблематичным. В силу этого современная действительность теряет свою устойчивую предметную основу. Становясь безосновной, она оказывается представленной коммуникациями многочисленных культурных и социальных практик.
Прежде всего, изменения касаются принципов и способов организации образования.
Образование, как и другие социальные практики, чтобы выполнять в обществе предназначенные функции, должно быть рационально, то есть наиболее эффективно и логично организовано.
Особенностью его научной организации являлись жесткая логика, ориентация деятельности, главным образом, на результат.
Коммуникативное взаимодействие, основанное на идее коммуникативной рациональности, позволяет очертить рамки коммуникативного подхода, определяющие специфику современного образования. Оно направлено не на твердое заучивание узко предметных знаний («основ наук») в их статике, а на различного рода опосредования, договоры, убеждения, разъяснения, в основе которых не принятие властных, авторитарных однозначных решений, а смысловой обмен информацией, интеракция, игра, диалог.
Характерной особенностью образования в рамках коммуникативного подхода, организованного как коммуникативное взаимодействие, является тот аспект, что оно подразумеват не столько подготовку ученика к будущей жизни, основанную на тренировке ума и повышении интеллекта, сколько создание условий для «проживания» им «здесь и сейчас» конкретных ситуаций и событий. Оно исходит из того, что изменение мира опережает развитие ученика.
Важно заметить, что существование личности в нестабильном мире — принципиально иная ситуация. Так как мир постоянно находится в движении, то человек вынужден постоянно и непрерывно учиться, овладевать знаниями, которые приобретают качественно иной коммуникативный характер. При этом образование в рамках коммуникативного подхода не отказывается от знания как от цели обучения, но превращает его в открытое, живое, движущееся знание, основанное не на усвоении и запоминании, а на понимании (явления, события, ситуации).
Тенденции развития образования, обусловленные новыми коммуникативными условиями, требуют понимания его как:
Новое качественное состояние образования в контексте коммуникативной социальности и культуры актуализирует задачу формирования коммуникативно-компетентной личности школьника, успевающей за изменениями, происходящими в современном мире, с гибким подвижным мышлением и поведением, коммуникативная направленность в котором выражается в способность к адаптации в условиях социальной изменчивости, в самостоятельном поиске путей решения встающих задач, самоопределении, самоактуализации, самостановлении. Существенная роль в формировании такой личности принадлежит уроку, занимающему ведущее место в учебном процессе.
В качестве достоинств современного урока выделяют:
К недостаткам современного урока относят то, что он:
Отмечая, что коммуникативное обучение необходимо, большинство опрошенных учителей не дают обоснованного ответа о целях, задачах, содержании и средствах построения урока, организованного в рамках коммуникативного подхода, поэтому уровень подготовленности педагогов к коммуникативному обучению зафиксирован в целом как невысокий.
Указывая на коммуникативную пассивность учащихся на учебных занятиях, неумение их эффективно общаться, нежелание высказываться, обсуждать, педагоги проявили, прежде всего, свою неосведомленность в вопросе осмысления содержания и способов построения урока в рамках коммуникативного подхода. Отдельные учителя, признавая необходимость решения коммуникативных задач, использовали при этом неадекватные педагогические принципы и средства их реализации на уроке.
Разработка теории коммуникации как методологии коммуникативного подхода в образовании, обеспечивающего формирование коммуникативных компетенций учащихся, — проблема, которую сложно решить в рамках одного исследования, в силу ее объемности и сложности. Обращение к данной теории позволит, не только пересмотреть образовательные ценности и разработать соответствующие педагогические принципы, но и сконструировать такую образовательную систему, которая отвечает новым информационно-коммуникативным условиям.
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века.
Один из основоположников американской социологии Ч. Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого определяется существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени».
Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства во времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует.
Очевидно, педагогическая коммуникация (коммуникативное взаимодействие педагога и учащихся) складывается из текстов, действий по их построению, действий по реконструкции их содержания и смысла. На способ осуществления педагогической коммуникации влияют также ролевые характеристики участников коммуникации, в качестве которых выступают их статусные и ситуативные роли, а также используемые ими стилевые приемы.
Следует отметить, что педагогическая коммуникация (как и любая другая коммуникация) всегда целенаправленна, ее цель — достичь результата, максимально упорядочить информацию: сообщить или выявить коммуникативные намерения, решить задачу формирования коммуникативных компетенций учащихся.
Важной характеристикой педагогической коммуникации является то, что ее форма и содержание имеют элементы непредсказуемости, случайности, поэтому успешность и результат, как правило, имеет вероятностный характер. Педагог и учащиеся осуществляют вероятностное прогнозирование намерений друг друга, оказывая взаимовлияние при их реализации, нелинейную оценку ходу коммуникации и, если нужно, меняют тактику (подбирают другие слова, другие языковые структуры), а иногда и стратегию общения.
Педагогическая коммуникация
Построение коммуникации в учебном процессе предполагает динамично развивающиеся и изменяющиеся способы взаимодействия педагога и учащихся, динамика которых обусловлена постоянной сменой педагогических и коммуникативных задач.
Специфика педагогической коммуникации определена рядом условий и факторов:
Принципы обучения иностранному языку
Педагогическое содержание принципов реализации коммуникативного подхода раскрывается в контексте концепции коммуникативного образования. Направленность на формирование коммуникативных компетенций учащихся выступает их определяющим интегративным свойством. В качестве существенного критерия выделения данных принципов является их ориентация на построение между педагогом и учащимися общего коммуникативного пространства, ситуации понимания, взаимопонимания, дискурса.
Принципы реализации коммуникативного подхода определяют цель, содержание и средства развертывания концепции коммуникативного образования и рассматриваются как необходимые и достаточные для построения урока — коммуникативного взаимодействия педагога (адресанта) и учащихся (адресатов) (педагогической коммуникации), главной целью которого является формирование коммуникативных компетенций учащихся.
Данные принципы характеризуются:
Обращение к принципу дискурса, как к методологическому и одновременно производному, собственно педагогическому в системе принципов реализации коммуникативного подхода, позволило выяснить, что он (наряду с принципом понимания — герменевтики) выполняет систематизирующую роль, дополняет и вбирает другие коммуникативно направленные принципы (толерантности, игры, диалога) в качестве своей содержательной основы.
Данный принцип воплощает в практику стратегические ориентиры, составляющие «ядро» коммуникативного обучения и рассматривается как необходимый механизм и условие реализации его целей, содержания и средств построения. Базируясь на герменевтической традиции к организации процесса обучения, принцип дискурса выражает суть коммуникативного подхода в образовании: формирование коммуникативно компетентной личности ученика, способной адаптироваться к любой ситуации, гибко реагировать на смену информации, «держать» возможность развития многих проектов одновременно и т.п.
Дискурс (от лат. diskursum-рассуждение, довод; от франц. discours-речь) допускает не только варианты произношения (с ударением на первом или втором слоге), но и множество интерпретаций.
Данное понятие определяется как:
На основе изложенного, выделим наиболее существенные характеристики и функции принципа дискурса, определяющие рамки его педагогического содержания:
Основной образовательной задачей принципа дискурса является формирование дискурсивного мышления и поведения учащихся — дискурсивной компетенции как основных составляющих их коммуникативной компетентности.
В условиях коммуникативного общества, где взаимопроникновение культур принимает все большие масштабы, обучение и воспитание ценностям и навыкам «жизни сообща» становится главной задачей. В связи с этим особую остроту приобретает проблема формирования толерантного мышления и поведения. Понимание педагогического содержания принципа толерантности, его качественных характеристик, функций позволяет выделить наиболее существенные компоненты модели толерантной личности школьника:
веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от
методов принуждения и форм подавления достоинства человека;
запретов, выражающаяся в моральном и нравственном долге;
обстоятельств принимать решение, выстраивать понимающие отношения на основе владения полноценной информацией;
В современной коммуникативной культуре игра приобретает необычное для себя значение. Мы имеем в виду не столько возрастание ее роли в новых условиях, сколько понимание как педагогического принципа, оказывающего решающее воздействие на становление и развитие коммуникативных компетенций личности ученика.
Значимой характеристикой коммуникативной игры является то, что она предполагает отказ всех игроков от эгоцентрической установки, переход от «центрированного» мышления к «децентрированному» (Ж. Пиаже).
Это происходит в ситуации погружения в общее коммуникативное пространство, особенностью которого является игра – «приумножение обликов «я». Игровое (гибкое, подвижное) мышление учащихся, проявляющееся в умении многовариантно подходить к решению задач, трансформируется в направлении коммуникативности, а именно: отходит от жестко заданной целерациональности и функционирует как «разветвление вопрошания», формируя подвижность и множественность смыслов.
Основными механизмами его становления выступают импровизация, интерпретация, рефлексия, идентификация, эмпатия, перцепция и др. Понятно, что коммуникативная природа игрового мышления обнаруживает себя не в традиционной опросно-ответной логике, а в стратегии игрового бесконечного «вопрошания» (логика ситуативная, контекстуальная, поливариантная, сцепления реплик и т.д.). Такая стратегия, предполагая переориентирование мышления учащихся с целерациональности на событие, процесс, становление, открывает перед ними перспективу коммуникативной (смысловой, выразительной и др.) самостоятельности.
Условием смыслового становления и развития коммуникативной игры, реализации ее правил выступает принцип «лабиринта». Суть его состоит в том, что педагог разными способами помещает учащихся в продуктивные условия поиска, как реализации их коммуникативного опыта, опыта личностного самоопределения.
Принцип игры, в контексте коммуникативного подхода, предполагает «самостроение» личности ученика: его самоактуализацию, самостановление, самообразование, самосовершенствование, самооценку и т.п., — открывая тем самым широкие возможности для построения между игроками отношений понимания и взаимопонимания, определяемых как ситуации дискурса.
Принципу игры, реализующему коммуникативный подход, свойственно свое особое педагогическое содержание. Оно отражает цели и средства коммуникативно направленного образования, проявляет себя на разных уровнях учебного процесса:
В современных информационно-коммуникативных условиях диалог так же, как игра, приобретает новое значение и качество, выступая принципом реализации коммуникативного подхода, обеспечивающим формирование коммуникативных компетенций учащихся.
Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, подразумевает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий, полемических споров. Поэтому способность учащихся вести эффективный диалог в самых различных областях социокультурной сферы, познавать мир не с монологических (с претензией на абсолютную истину) позиций, а диалогически, плюралистически становится наиболее важными их коммуникативными свойствами.
В процессе реализации принципа диалога педагог применяет элементы технологии коммуникативного обучения, а именно:
Коммуникативную направленность принцип диалога обнаруживает в снятии внешне предметной, функциональной «заинтересованности» педагога в учащемся как партнере по общению, способствуя построению взаимодействия на уровне смысловых ощущений и представлений.
Такое взаимодействие рассматривается как некое событие, выступающее основным элементом коммуникативно-формирующего механизма, новообразованием в жизненных ориентациях учащихся. Организуя коммуникацию как событие, встречу, педагог осознает ограниченные возможности адекватного освоения материала лишь при логико-понятийном усвоении, поэтому осуществляет специальные коммуникативные действия:
При этом учитывает, «чем содержательнее диалог, тем богаче становится каждый из его участников: их творческие возможности динамично развиваются, их усилиями в мир вносится определенная мера оригинальности, каждая из сторон приумножает и сохраняет свой духовный и интеллектуальный багаж, несмотря на интенсивное противоборство идей и обмена ими».
Данный принцип проявляет себя в ситуации разрыва в знаниях, выступающих не столько целью, сколько материалом строительства коммуникативной компетенции личности учащихся, условием их становления. Отражая толерантную природу и гуманистический потенциал, принцип диалога регулирует складывающиеся между участниками педагогической коммуникации отношения, основанные на понимании.
Вопреки распространенному заблуждению, коммуникативный подход не исключает обучение грамматике, но требует ее коммуникативной направленности. Например, вместо «Поставьте глаголы в будущее время», можно предложить задание «Витя рассказывает о своих планах на будущее. Что он говорит?»
Обучение иностранному языку учитывает особенности реального общения и нацелено на формирование у учащихся коммуникативных умений. При правильной реализации коммуникативного подхода учащиеся быстро овладевают разнообразными речевыми конструкциями и могут объясниться в различных ситуациях с носителями языка, поэтому коммуникативный подход особенно популярен на курсах иностранного языка.
Нацеленный на обучение общению в конкретных ситуациях, коммуникативный подход предполагает достаточно поверхностное изучение языка:
Например, для успешной сдачи ЕГЭ необходим более высокий уровень речевых умений.
Таким образом, коммуникативный подход преимущественно направлен на развитие речевых умений, а иностранный язык понимается как средство общения.
При коммуникативном подходе единицей обучения является ситуация общения, при грамматическом (структурном) — грамматическая структура. Возможен ли компромисс между двумя противоположными, на первый взгляд, подходами? Конечно! Это коммуникативная грамматика.
Сегодня без труда можно найти учебные пособия по грамматике в русле коммуникативного подхода, разработанные, как правило, зарубежными методистами. Отличие этих книг от традиционных отечественных учебников по грамматике состоит в том, что они предлагают грамматические конструкции в контексте ситуаций общения. Сравните два мини-диалога:
В обоих примерах тренируется вопрос «Что это?», а также вопросительная, отрицательная и утвердительная формы предложений. Различие заключается в коммуникативной направленности этих двух мини-диалогов. В первом случае достаточно трудно представить ситуацию общения, в которой собеседник задает подобный вопрос, не различая стол и стул. Это пример обучения грамматике ради грамматики. Во втором случае можно легко вообразить ситуацию, в которой такой мини-диалог окажется возможным: например, гуляя по городу, вы отвечаете на вопрос иностранного гостя или задаете вопрос другу/гиду за рубежом. Второй мини-диалог — пример обучения грамматике, которая будет необходима в реальном общении.
Коммуникативная грамматика предполагает обращение к типам и жанрам текстов, для которых характерно использование изучаемых грамматических конструкций. Так, например, для тренировки повелительной формы используются кулинарные рецепты, различные инструкции, рекомендации врача или психолога, комплексы физических упражнений, а для изучения будущего времени предлагаются метеосводки, различные прогнозы и даже гороскопы.
Коммуникативная грамматика требует от преподавателя переформулирования многих привычных заданий. Например, вместо традиционного «Переведите на иностранный язык» лучше предложить «Скажите на иностранном языке». Следует отметить, что некоторые методисты рекомендуют вообще отказаться от переводных упражнений в пользу «Что вы скажете/сделаете в следующих ситуациях?».
Таким образом, коммуникативная грамматика предполагает отбор коммуникативно значимых грамматических конструкций, наполнение упражнений употребительной лексикой, широкое привлечение аутентичных источников различных типов и жанров, а также ситуативных формулировок заданий.
Еще одно популярное направление в исследовании коммуникативного подхода в обучении иностранному языку – модульное обучение, которое определяет модуль как объем содержания сведений, фактов, упражнений и заданий по иностранному языку. Согласно проведенным исследованиям можно утверждать, что одним из коммуникативных подходов в процессе обучения иностранному языку при неодинаковой подготовленности к усвоению знаний является модульный принцип, который обеспечивает распределение языковой информации дозами, с учетом опорных знаний студентов и показывает результат усвоения знаний. При модульном обучении происходит поэтапное усвоение языкового курса от одного модуля к другому и отражается результат усвоения знаний.
В связи с вышесказанным можно утверждать, что именно модульный принцип структурирования иноязычного материала способствует реализации коммуникативного подхода в усвоении знаний в рамках создания разноуровневых модульных программ по изучению иностранного языка. Каждый модуль представляет определенную часть учебного материала в соответствии с потребностями обучающихся. Только после изучения одного модуля планируется изучение другого.
В настоящее время модульная система широко применяется в преподавании иностранного языка. Использование модульноблочной технологии совершенствует процесс усвоения знаний, а модульный принцип способствует реализации коммуникативного подхода в рамках преподавания иностранного языка, так как при неодинаковой подготовленности студентов к усвоению знаний по иностранному языку следует создавать разноуровневые модульные программы по освоению иностранного языка.
По определению Н. Савельевой, диалогическое взаимодействие между преподавателем и студентом, организация диалога в образовательном процессе, стимулирование рефлексии студентов, формирование активной позиции определяют содержательную сущность модульного курса в преподавании иностранного языка.
Рассматривая принцип коммуникативного подхода, следует отметить потенциал метода проектов в обучении иностранному языку.
Проектная методика позволяет вовлекать студентов в исследовательскую деятельность. Основой метода иноязычного проекта является содержание обучения иностранному языку, которое приводит к коммуникативной компетенции студента. Проектная методика позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, развивать мотивацию к изучению языка. В связи с этим необходимо построение речевых навыков и практических занятий, при которых отрабатывались бы навыки и умения речевого общения. Не менее важным по определению известных лингвистов является метод проектной деятельности, когда подразумевается максимальное сближение процесса обучения с процессом речевой коммуникации. Следовательно, можно отметить, что объединение этих двух факторов ведет к формированию речевого общения, преодолению языкового барьера через познавательные коммуникативные действия.
Проект обеспечивает возможность индивидуализации языкового образования, что повышает степень усвоения материала и адаптирует его под потребности обучаемых. Необходимо отметить, что включение проектов в языковое образование отвечает принципам коммуникативного подхода в процессе обучения иностранному языку.
Проектная методика обеспечивает развитие коммуникативных навыков, то есть умение общаться свободно по теме проекта. Отсюда следует, что необходимо проводить практические занятия, при которых отрабатывались бы навыки речевого общения. Анализ подходов и методов коммуникативного обучения раскрыл широкий потенциал метода проектов для решения поставленной задачи. В связи с этим следует отметить, что проектная форма работы является одной из актуальных технологий в образовательной деятельности иноязычного проекта. Проект включает в себя элементы игровой, познавательной, коммуникативной и творческой деятельности. По итогам проекта студенты представляют и обсуждают результаты своей деятельности, что способствует развитию не только навыков говорения, но и анализа презентации, аргументации и критического мышления, а также росту мотивации и интереса к изучению иностранного языка.
Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС. Начальная школа
Средства обучения иностранному языку. Современный УМК. Вспомогательные средства.
Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Иностранные языки»
Вы можете приобрести этот курс, выбрав один или несколько документов, подтверждающих освоение программы:
Печатный экземпляр отправляем Почтой России в течение 3 недель после оплаты. Стоимость - 1090 рублей.
Электронное удостоверение отправляем на электронную почту в течение 3 дней после оплаты. Стоимость - 650 рублей.
Электронный или электронный + печатный. Стоимость от 430 до 690 рублей.
2020 — 2024 © Центр развития компетенций «Аттестатика» — все права защищены.